Что можно определить по начальному и конечному предложению
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Начальные и конечные предложения текста
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1 8. Начальные и конечные предложения текста
Цели: показать значение в тексте начальных и конечных прел ложений; развивать творческие способности, навыки анализа тек ста, монологической речи, орфографические и пунктуационны навыки.
Планируемые результаты: понимание роли в тексте начал!, ных и конечных предложений; умения создавать тексты, начина! и заканчивать созданные тексты.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 68 — чтение и анализ творческих работ.
— Всем вам приходилось когда-либо писать сочинения, создавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами. (Ответы детей.)
(Наверняка кто-то из учеников вспомнит о том, что нередко иг тают вопросы: как начать и как закончить сочинение?)
Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на решение этой проблемы тратится много времени. Как же облегчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать? (Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать.)
Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научиться создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать.)
IV. Работа по теме урока
Начальные и конечные предложения играют важную роль и композиции текстов. Они образуют некую рамку, внутри ко-трой развивается текст. Первое предложение часто служит за- иизкой, последнее — развязкой, выводом, обобщением. Многое зависит от стиля и типа речи, но в любом случае начальные и конечные предложения очень значимы. Первые дают толчок раз- пи гию текста, последние придают ему завершённость, и от обоих швисит цельность текста.
— Попробуйте определить, какое из предложений, записанных на доске, начальное, а какое — конечное.
И стали они жить-поживать и добра наживать. Жили-были старик со старухой.
— Почему мы без труда ответили на вопрос? (Мы легко можем определить, какие предложения начинают, а какие заканчивают тексты сказок. Мы знаем композицию сказки: обычно её обрамляют зачин и концовка.)
С другими текстами бывает сложнее, но в большинстве случа-н начальное предложение от конечного мы отличим.
2. Работа по учебнику
1. Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоя-
|-11Ы1ЫХ наблюдений» (с. 39).
2. Упр. 69 — выразительное чтение текста, обсуждение.
Комментарии
Работа по учебнику
Упр. 70 — коллективное выполнение с комментированием.
VI. Подведение итогов урока
Какую роль в тексте играют начальные и конечные предложения?
Как выбрать предложения, начинающие и заканчивающие текст?
Открытый урок в 6 классе по русскому языку «Начальные и конечные предложения в тексте. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Основные признаки текста».»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель Клабукова Марина Владимировна
Тема «Начальные и конечные предложения в тексте. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Основные признаки текста».
Тип урока: постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о тексте, полученных в 5 классе; способствовать
развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; развитию их умения в определении основной мысли через ключевые слова,
а также способности выделять ключевые слова текста.
Цель урока: помочь учащимся осознать роль и особое значение начальных и конечных предложений текста, ключевых слов в нём; учить определять по ним тему и составлять текст; показать, как информация преобразовывается в ключевые слова; учить читать информацию по схемам, рисункам; воспитывать умение высказывать своё мнение и отстаивать его, выступать перед аудиторией.
Предметные : имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Личностные : понимают, что рус-
ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, осознают определя-
ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-
ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения
школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-
ка, проявляют уважительное отноше-
ние к родному языку, гордость за него,
стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: РМ для работы в четырех группах; памятки « Признаки текста» (по одной на парту или работа с мультимедийной доской), опорные таблицы.
I . Организационный момент
II . Опрос по домашнему заданию.
1. Представление почитанных рассказов
2. Выборочная проверка упражнения
III . Актуализация опорных знаний
1. Составление кластера на тему «Текст»
Расскажите об одном из понятий, отражённых в кластере.
IV . Постановка целей и задач урока.
V . Работа над темой урока
1.Работа с материалом учебника
А) Выполнение упражнения №69
Б) Выполнение упражнений №70, 71.
Сравните упражнения №69 и №70. В каком из них находится текст?
Как вы об этом узнали?
Какие признаки текста вы заметили в упражнении №69?
2. Ознакомление с памяткой «Признаки текста»
Чтобы определить, перед нами находится текст или нет, нужно знать признаки текста.
Памятка «Признаки текста»
Связность (предложения, абзацы в тексте связаны между собой основной мыслью, темой, грамматически).
Завершённость (в тексте всегда основная мысль имеет завершённый характер).
Членимость (любой текст имеет свою структуру).
Информативность (каждый текст несёт информацию).
Подчинённость всех частей, микротем, языковых средств раскрытию темы и основной мысли текста.
3. Практическая работа (в четырёх группах).
Восстановите текст, исходя из признаков, характерных для текста. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Встречая её, все, кто может, отправляются в церковь на крестный ход.
2. Они пели духовные стихи о воскресении Иисуса Христа, прославляя Господа своим пением.
3. Пасха церковный праздник величайшего духовного торжества и ликования.
4. К шествующим присоединялись убогие слепцы, которые существовали подаянием.
2. Песня – одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.
3. с давних времен сложилась у них традиция петь хором.
4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде – русские много пели, любили и ценили песню.
1. Петров день – 29 июня по старому стилю, праздник первоверховных апостолов Петра и Павла.
2. Поэтому в летописях нередко говорится о трех или четырех солнцах.
3. В Петровскую ночь никто не спал все «караулили солнце».
4. Народные обряды и поверья этого дня связаны с солнцем.
5. Люди верили в необычное горение солнца, говорили, что оно «играет», разделяясь на многочисленные разноцветные круги.
1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.
2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся – румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», « как поп Мартын к заутрене не спеша идёт, на костыль упирается»…
3. Потеха медвежья – старинное русское увеселение, выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.
Какой общей темой можно объединить все эти тексты?
Как вы считаете, для чего мы сегодня их использовали в своей работе?
4. Работа с материалом учебника
Выполнение упражнения №74
Прочитайте объяснение учительницы
Ознакомьтесь с «Правилами для молодых дворян…».
Выполнение упражнения №80
Прочитайте и заполните схему.
VII . Домашнее задание.
На выбор. Найти дополнительные сведения о том, как появились школы, какие школы были на Руси. Соединить два текста в один: текст упражнения №69 и дополнительные сведения. Написать (напечатать полученный текст).выделить в нем ключевые слова (маркером, при помощи подчеркивания, жирным шрифтом), подготовить пересказ текста.
Технологическая карта урока «Начальные и конечные предложения текста»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Начальные и конечные предложения текста..docx
Технологическая карта урока
Образовательные: понимание роли в тексте начальных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку, живописи и поэзии.
Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.
Предметные : знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения
Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре, формировать навык развернутого анализа.
Доска, мел, учебник «Русский язык» 6 класс (ч. 1) / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. – М.: Просвещение. – 2015, рабочие тетради, презентация.
Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.
Начальные и конечные предложения текста.
Дети здороваются, садятся.
Тетради с домашней работой кладут на край парты.
Проектирование темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-Давайте вспомним, что такое тема текста?
— Что такое основная мысль, идея текста?
— Какое значение имеет заглавие текста?
-Всем вам приходилось когда-либо писать сочинения, создавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами.
-Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на решение этой проблемы тратится много времени. Как же облегчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать?
-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Записываем сегодняшнюю дату, двадцатое сентября классная работа. Тема сегодняшнего урока: Начальные и конечные предложения текста.
-То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.
-Это то главное, что хотел сказать автор текста.
-заглавие текста может выражать тему или основную мысль текста.
-Наверняка кто-то из учеников вспомнит о том, что нередко встают вопросы: как начать и как закончить сочинение?
Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать.
-Научиться создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Начальные и конечные предложения играют важную роль в композиции текстов. Они образуют некую рамку, внутри которой развивается текст.
Первое предложение часто служит завязкой, последнее — развязкой, выводом, обобщением.
Многое зависит от стиля и типа речи, но в любом случае начальные и конечные предложения очень значимы.
Первые дают толчок развитию текста, последние придают ему завершённость, и от обоих зависит цельность текста.
Попробуйте определить, какое из предложений начальное, а какое — конечное.
И стали они жить-поживать и добра наживать.
Жили-были старик со старухой.
Почему мы без труда ответили на вопрос?
— С другими текстами бывает сложнее, но в большинстве случаев начальное предложение от конечного мы отличим.
-Мы легко можем определить, какие предложения начинают, а какие заканчивают тексты сказок. Мы знаем композицию сказки: обычно её обрамляют зачин и концовка
личностные: формировать навык развернутого анализа.
Проектирование нового знания.
Перейдем к упражнению 69 на странице 36. Прочитайте текст. Проверьте свою догадку. Озаглавьте текст.
Вы задумывались над тем, откуда пришла к нам школа?
Слово это — из древнегреческого языка. Школы у греков появились ещё в VI столетии до нашей эры. Там учились мальчики. Вначале они посещали школу, где их обучали читать, писать, считать. Потом — школу пения, музыки, поэзии. Были и другие школы, где мальчики занимались физкультурой и закаливанием — готовились стать воинами.
А на Руси первые школы появились в конце X столетия, то есть более тысячи лет назад.(С. Прудник)
— Мы догадались, о чём пойдёт речь в тексте, по начальному и конечному предложениям.
Первое, вопросительное, предложение задало тему, заинтересовало читателей; последнее — подвело итог, помогло понять основную мысль: традиция школьного об-
учения уходит корнями в глубокую древность, а значит, стрем л е ние учиться изначально присуще человеку.
Варианты заглавия текста: «Откуда пришла школа?», «История школы».
Первичная проверка понимания.
Перейдем к упражнению 71 на странице 36 Сгруппируйте слова по признаку:
а) используются в начале текста;
б) приводятся в конце текста.
Однажды, итак, как-то раз, у меня есть, следовательно, вот почему, жили-были, вот так всё и произошло, я расскажу вам.
Перейдем к упражнению 71 на странице 36 Придумайте сказку по одному из приведённых начальных и конечных предложений (см. упр. 70). Сделайте к сказке иллюстрацию, работаем в парах. Расскажите её своим одноклассникам.
А) Однажды, как-то раз, у меня есть,
жили-были, я расскажу вам.
Б) итак, следовательно, вот почему, вот так всё и произошло.
Жил некогда в горах могучий лев.
Все звери боялись и уважали его.
Нахмурился лев и решил того найти. На пути встретились ему осел и лошадь.
Морды их опутывала узда, а в зубах были удила.
Лев разозлился и пошел дальше. Вскоре он увидел корову и быка. У них были спилены рога, а на шеях висело ярмо. И, как выяснил лев, это тоже сделал человек.
Дальше встретил он другого льва, лапа которого была зажата расщепленным деревом. Когда лев освободил несчастного, тот поведал, что это опять сотворил человек. Он хитростью заманил льва, обещая тому талисман вечной жизни, который мог якобы изготовить из этого дерева.
Вдруг попалась ему под лапы маленькая мышь. Он хотел ее раздавить, но мышь взмолилась отпустить ее.
— Если ты мне подаришь жизнь, я тоже когда-нибудь подарю тебе жизнь. Не причиняй мне зла, не убивай меня, и когда-нибудь я спасу тебя от беды.
Лев принял все это за шутку, однако подумал: «Если я съем эту мышь, сытым я и вправду не стану!» И он отпустил ее.
И вот настал черный день, лев не заметил вырытой человеком ямы и попал в руки охотника. Тот крепко связал льва ремнями, и лев понял, что жить ему недолго.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1.Какое предложение обязательно присутствует в тексте?
c) Предложение с обращением.
2. Как называется предложение, которое завершает текст?
3. Выберите предложение, которое может служить начальным в тексте:
a) А потом она как закричит!;
b) И сколько таких у тебя?;
c) Неприятная история приключилась со мной на даче.
4. Найдите конечное предложение, в котором может отражаться основная мысль текста:
a) На этом мы завершаем наш рассказ;
c) С тех пор люди стали помогать друг другу в любой беде.
5. Выберите правильный вариант ответа:
a) В тексте всегда есть начальные и конечные предложения;
b) В тексте может отсутствовать начальное предложение;
c) Не в каждом тексте есть конечное предложение.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности..
Вы сегодня отлично поработали!
Спасибо вам за отличный урок!
Что вам понравилось на уроке?
Что вам не понравилось на уроке?
Что узнали нового на уроке?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Запишите, пожалуйста, в дневники ваше домашнее задание. Упражнение 73
Продолжите текст по данному началу.
Есть среди животных удивительные мастера маскировки.
Слушают инструктаж по домашнему заданию. Задают вопросы.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.
5 потому что… (активно работала на уроке, отвечала точными и полными формулировками)
4 потому что… (не проявляла особой активности, была не точна в формулировке определений)
Начальные и конечные предложения текста.
Образовательные: понимание роли в тексте начальных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку, живописи и поэзии.
Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
Содержимое разработки
Технологическая карта урока
Золотарева Елизавета Сергеевна
Начальные и конечные предложения текста
показать значение в тексте начальных и конечных предложений; развивать творческие способности, навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.
Образовательные: понимание роли в тексте начальных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку, живописи и поэзии.
Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.
Предметные: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения
Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре, формировать навык развернутого анализа.
Доска, мел, учебник «Русский язык» 6 класс (ч. 1) / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. – М.: Просвещение. – 2015, рабочие тетради, презентация.
Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.
Начальные и конечные предложения текста.
Дети здороваются, садятся.
Тетради с домашней работой кладут на край парты.
Проектирование темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-Давайте вспомним, что такое тема текста?
— Что такое основная мысль, идея текста?
— Какое значение имеет заглавие текста?
-Всем вам приходилось когда-либо писать сочинения, создавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами.
-Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на решение этой проблемы тратится много времени. Как же облегчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать?
-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Записываем сегодняшнюю дату, двадцатое сентября классная работа. Тема сегодняшнего урока: Начальные и конечные предложения текста.
-То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.
-Это то главное, что хотел сказать автор текста.
-заглавие текста может выражать тему или основную мысль текста.
-Наверняка кто-то из учеников вспомнит о том, что нередко встают вопросы: как начать и как закончить сочинение?
Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать.
-Научиться создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Начальные и конечные предложения играют важную роль в композиции текстов. Они образуют некую рамку, внутри которой развивается текст.
Первое предложение часто служит завязкой, последнее — развязкой, выводом, обобщением.
Многое зависит от стиля и типа речи, но в любом случае начальные и конечные предложения очень значимы.
Первые дают толчок развитию текста, последние придают ему завершённость, и от обоих зависит цельность текста.
Попробуйте определить, какое из предложений начальное, а какое — конечное.
И стали они жить-поживать и добра наживать.
Жили-были старик со старухой.
Почему мы без труда ответили на вопрос?
— С другими текстами бывает сложнее, но в большинстве случаев начальное предложение от конечного мы отличим.
-Мы легко можем определить, какие предложения начинают, а какие заканчивают тексты сказок. Мы знаем композицию сказки: обычно её обрамляют зачин и концовка
личностные: формировать навык развернутого анализа.
Проектирование нового знания.
Перейдем к упражнению 69 на странице 36. Прочитайте текст. Проверьте свою догадку. Озаглавьте текст.
Вы задумывались над тем, откуда пришла к нам школа?
Слово это — из древнегреческого языка. Школы у греков появились ещё в VI столетии до нашей эры. Там учились мальчики. Вначале они посещали школу, где их обучали читать, писать, считать. Потом — школу пения, музыки, поэзии. Были и другие школы, где мальчики занимались физкультурой и закаливанием — готовились стать воинами.
А на Руси первые школы появились в конце X столетия, то есть более тысячи лет назад.(С. Прудник)
— Мы догадались, о чём пойдёт речь в тексте, по начальному и конечному предложениям.
Первое, вопросительное, предложение задало тему, заинтересовало читателей; последнее — подвело итог, помогло понять основную мысль: традиция школьного об-
учения уходит корнями в глубокую древность, а значит, стрем л е ние учиться изначально присуще человеку.
Варианты заглавия текста: «Откуда пришла школа?», «История школы».
Первичная проверка понимания.
Перейдем к упражнению 71 на странице 36 Сгруппируйте слова по признаку:
а) используются в начале текста;
б) приводятся в конце текста.
Однажды, итак, как-то раз, у меня есть, следовательно, вот почему, жили-были, вот так всё и произошло, я расскажу вам.
Перейдем к упражнению 71 на странице 36 Придумайте сказку по одному из приведённых начальных и конечных предложений (см. упр. 70). Сделайте к сказке иллюстрацию, работаем в парах. Расскажите её своим одноклассникам.
А) Однажды, как-то раз, у меня есть,
жили-были, я расскажу вам.
Б) итак, следовательно, вот почему, вот так всё и произошло.
Жил некогда в горах могучий лев.
Все звери боялись и уважали его.
Нахмурился лев и решил того найти. На пути встретились ему осел и лошадь.
Морды их опутывала узда, а в зубах были удила.
Лев разозлился и пошел дальше. Вскоре он увидел корову и быка. У них были спилены рога, а на шеях висело ярмо. И, как выяснил лев, это тоже сделал человек.
Дальше встретил он другого льва, лапа которого была зажата расщепленным деревом. Когда лев освободил несчастного, тот поведал, что это опять сотворил человек. Он хитростью заманил льва, обещая тому талисман вечной жизни, который мог якобы изготовить из этого дерева.
Вдруг попалась ему под лапы маленькая мышь. Он хотел ее раздавить, но мышь взмолилась отпустить ее.
— Если ты мне подаришь жизнь, я тоже когда-нибудь подарю тебе жизнь. Не причиняй мне зла, не убивай меня, и когда-нибудь я спасу тебя от беды.
Лев принял все это за шутку, однако подумал: «Если я съем эту мышь, сытым я и вправду не стану!» И он отпустил ее.
И вот настал черный день, лев не заметил вырытой человеком ямы и попал в руки охотника. Тот крепко связал льва ремнями, и лев понял, что жить ему недолго.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1.Какое предложение обязательно присутствует в тексте?
c) Предложение с обращением.
2. Как называется предложение, которое завершает текст?
3. Выберите предложение, которое может служить начальным в тексте:
a) А потом она как закричит!;
b) И сколько таких у тебя?;
c) Неприятная история приключилась со мной на даче.
4. Найдите конечное предложение, в котором может отражаться основная мысль текста:
a) На этом мы завершаем наш рассказ;
c) С тех пор люди стали помогать друг другу в любой беде.
5. Выберите правильный вариант ответа:
a) В тексте всегда есть начальные и конечные предложения;
b) В тексте может отсутствовать начальное предложение;
c) Не в каждом тексте есть конечное предложение.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности..
Вы сегодня отлично поработали!
Спасибо вам за отличный урок!
Что вам понравилось на уроке?
Что вам не понравилось на уроке?
Что узнали нового на уроке?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Запишите, пожалуйста, в дневники ваше домашнее задание. Упражнение 73
Продолжите текст по данному началу.
Есть среди животных удивительные мастера маскировки.
Слушают инструктаж по домашнему заданию. Задают вопросы.
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.
5 потому что… (активно работала на уроке, отвечала точными и полными формулировками)
4 потому что… (не проявляла особой активности, была не точна в формулировке определений)