Что можно отнести к бессознательному

Что можно отнести к бессознательному

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

Что можно отнести к бессознательному. Смотреть фото Что можно отнести к бессознательному. Смотреть картинку Что можно отнести к бессознательному. Картинка про Что можно отнести к бессознательному. Фото Что можно отнести к бессознательному

Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.

Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознаниеосознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Что можно отнести к бессознательному. Смотреть фото Что можно отнести к бессознательному. Смотреть картинку Что можно отнести к бессознательному. Картинка про Что можно отнести к бессознательному. Фото Что можно отнести к бессознательному

B4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.

Источник

Бессознательное: что это такое, примеры проявления, значение

Что можно отнести к бессознательному. Смотреть фото Что можно отнести к бессознательному. Смотреть картинку Что можно отнести к бессознательному. Картинка про Что можно отнести к бессознательному. Фото Что можно отнести к бессознательному

Существует довольно распространенное мнение, согласно которому, психические процессы протекают только на уровне сознания. Однако, наука это опровергла. У каждого человека имеется некоторая скрытая область мышления, где протекает множество процессов, не контролируемых сознанием. Эта область называется «бессознательное». В этой статье рассмотрим: что такое бессознательное, как оно проявляется и как его характеризовали З.Фрейд и К.Юнг. Обо всём по порядку.

Бессознательное — это совокупность психических процессов и явлений, которые не являются частью сознания субъекта, то есть, в отношении этих процессов отсутствует контроль со стороны сознания.

Термин «бессознательное» получил довольно широкое распространение в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии и множестве других наук и областей. Психология в большинстве случаев противопоставляет бессознательное сознательному.

Если рассматривать определение с точки зрения его психического содержания, то подразумевается нечто, что на текущий момент недоступно осознанию, и это нечто может быть зафиксировано как результат неосознанных действий, сновидений человека либо его бессвязных мыслей и умозаключений. Это объясняется постоянной активностью психики, которая вынуждена одновременно выполнять огромное количество функциональных обязанностей как во время бодрствования, так и сна. Стоит отметить, что среди огромного количества психических процессов лишь небольшая определенная часть является сознательной.

З. Фрейд был одним из тех, кто уделил большое количество времени изучению «бессознательного». Он даже основал собственное учение о бессознательном, где рассматривал его в качестве динамической системы.

Примеры проявления бессознательного

Существует огромное количество разновидностей проявления бессознательного в повседневном поведении каждого человека. К примеру, это оговорки, повадки или манеры, которые проявляются при общении с другими людьми. Очень часто бессознательное обнажает истинные мотивы человека, которые тот пытается скрыть, но они проявляются, когда вступают в конфликт с сознательным. Подобный конфликт и приводит к оговоркам и спонтанным проявлениям поведения.

К категории бессознательного также могут быть отнесены действия, которые человек довел до автоматизма. Изначально их выполнение происходит осознанно, а затем уже превращается в бессознательное. Например, одним из типичных проявлений бессознательного действия является управление автомобилем опытным водителем. Несмотря на то, что вождения требует внимательности: следить за знаками, светофорами, перестроениями — человек может полностью «уйти в себя» и делать это всё на полном «автопилоте». Кроме того, сны также являются одним из проявлений бессознательного. Они являются вместилищем мечтаний, мыслей и страхов человека.

Зачастую бессознательным выступают негативные эффекты подсознания и человеческого поведения. Здесь можно выделить человеческую агрессию, которая не имеет под собой мотивации, неуместные слова, проблемы в общении. К категории подобных проблем также может быть отнесен стресс, проблемы в отношениях, а также тяга к саморазрушению.

Однако не стоит воспринимать бессознательное только в качестве хранилища первобытных рефлексов, которые временами вырываются оттуда. Бессознательное оказывает существенное влияние на человека, которое в большинстве случаев является позитивным. Многие представители социальной психологии полагают, что именно этот компонент оказывает наибольшее влияние на высшие психические процессы, к которым могут быть отнесены решения и суждения.

К примеру, именно бессознательное помогает детям и подросткам адаптироваться к реалиям взрослого мира. Практически вся социализация проходит при активном участии бессознательного. Интуиция человека, его мотивация и влечения также формируются из бессознательного, которое является некоторым хранилищем автоматических навыков, воспоминаний и фантазий.

Концепция «бессознательного» З. Фрейда

Что можно отнести к бессознательному. Смотреть фото Что можно отнести к бессознательному. Смотреть картинку Что можно отнести к бессознательному. Картинка про Что можно отнести к бессознательному. Фото Что можно отнести к бессознательному

Именно Зигмунд Фрейд заложил основу для глобального и всеобъемлющего рассмотрения бессознательного. Фрейд является основателем психоанализа, и в одной из своих работ он выдвинул идею противопоставления бессознательного и сознания. Фрейд уделял большое количество внимания бессознательному, полагая, что это одна из наиболее важных частей и компонентов человеческой личности.

Именно бессознательное, по мнению Фрейда, является хранилищем и накопителем чувств, мыслей, побуждений и желаний, которые скрываются от человека, поскольку их вытесняет сознание. Именно из-за такой особенности работы сознания в подсознательном больше всего откладываются негативные и неприемлемые компоненты. К подобному разряду могут быть отнесены душевная боль, беспокойство или внутренний конфликт. По такому принципу работают защитные механизмы психики, которые оберегают сознание от излишнего возбуждения негативными воспоминаниями.

Также Фрейд считал, что поведение человека во многом определяется бессознательным, и человек не может контролировать данный процесс при всем желании. Его можно несколько ограничить за счет постоянного анализа снов или оговорок. Фрейд выдвинул утверждение, что для преодоления стресса и проблем с психикой следует столкнуться и разобраться со своим подсознанием и бессознательным.

Именно Фрейд создал одну из наиболее проработанных моделей бессознательного. Тем не менее, она также не лишена недостатков, поскольку основывалась на его субъективных восприятиях при работе с психически больными людьми.

Концепция «бессознательного» К. Юнга

Что можно отнести к бессознательному. Смотреть фото Что можно отнести к бессознательному. Смотреть картинку Что можно отнести к бессознательному. Картинка про Что можно отнести к бессознательному. Фото Что можно отнести к бессознательному

Психиатр из Швейцарии К.Г. Юнг выступил одним из наиболее ярких критиков концепции и постулатов Фрейда, несмотря на то, что долгое время он поддерживал своего учителя. Основное их разногласие сводилось к особенностям понимания природы бессознательного. Юнг, в отличие от своего учителя, провел четкую дифференциацию между коллективным и индивидуальным бессознательным. Он формулировал их следующим образом:

Юнг сумел создать крайне подробную модель бессознательного, причем ее детализация настолько велика, что психологи продолжают свои попытки познать ее. При этом Юнг призывал отказаться от теории, что бессознательное выступает в качестве подавителя и накопителя негативных эмоций. Он утверждал, что в нем содержаться абсолютно все качества, присущие человеку.

При этом Юнгу также удалось доказать, что сознание и разум вместе с подсознательным составляют одно единое неделимое целое, которое мы и называем «я». Нарушения подобной целостности приводят к неврозам.

Исходя из всего этого, работы Юнга позволили ему сделать вывод, что бессознательное является истинным источником всего человеческого сознания. Каждая из человеческих способностей в один из моментов времени являлась частью бессознательного и лишь со временем реализовалась на сознательном уровне.

Влияние бессознательного на человека

Современные исследования ученых показывают, что именно бессознательное берёт на себя ряд функций мозга, в том числе занимается обработкой эмоций и чувств. Сила бессознательного заключается не в подавлении каких-либо неприятных ощущений и эмоций, а в скорости и эффективности принимаемых решений и действий. Это эффективный эволюционный механизм, который быстро адаптируется и действует по ситуации. Он позволяет мозгу обрабатывать объемы информации за значительно меньшее количество времени без отвлечений на мелочи.

Примером подобного могут являться неожиданные спонтанные решения — инсайты, появившиеся не после тщательного обдумывания, а внезапно. Исследования профессора психологии из Голландии Ап Диикстериуса продемонстрировали, что несознательный выбор приносит больше удовольствия, чем сознательный. Однако здесь следует ввести важное замечание, что бессознательное не подходит для принятия каких-либо сложных решений, по типу нахождения ответов в математической задаче.

Таким образом, каждый человек и его поведение являются сложной смесью сознательных и бессознательных психических процессов. Отталкиваясь от этого, требуется серьезно воспринимать бессознательное, как равноценную часть разума.

Заключение

Бессознательное обладает серьезным влиянием на жизнь человека. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. В зависимости от степени принятия собственного бессознательного жизнь человека может упрощаться за счет более быстрого преодоления проблем. Для этого достаточно осознать наличие бессознательного и окунуться в некоторые тайны собственного «я».

Источник

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще – врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты). Бессознательное в философии имело разные обличья и разные имена: это самостоятельная непостижимая сущность бытия (мистики, романтики); аффекты и смутные идеи (Спиноза); незаметные восприятия (Лейбниц); порождающее начало, творящее мир (Шеллинг); принцип свободной деятельности человека (Фихте); воля, лежащая в основе мира (Шопенгауэр), духовное начало вселенной, опирающееся на панпсихизм или всеобщую способность к ощущению (Э. фон Гартман); воля к власти (Ницше), интуитивные идеи и восприятия (Бергсон) и др. Все эти подходы, как правило, тяготели либо к онтологическому, либо к психическому бессознательному.

Открытие бессознательного как объекта научного исследования (Фрейд) было результатом многих усилий. Вопрос о бессознательном так или иначе вставал у немецких естествоиспытателей (Г.Фехнер, Г.Гельмгольц) и психологов (Т.Липпс). Во Франции П.Жане изучал неосознаваемые явления психики, придавая сексуальности важное значение в возникновении неврозов, однако специфика бессознательного не была им выявлена: под-сознательное (subconscient) для Жане – это ослабленное сознание. Французский социолог Г.Лебон видел в «коллективном бессознательном» расовую подоснову всех человеческих проявлений и особенно массовых действий, грозящих социальными потрясениями.

Отныне требовалось заявить о бессознательном в перспективе, свободной как от иррациональной метафизики и мистики, так и от естественно-научного натурализма, придав бессознательному статус самостоятельного научного предмета на фоне господствовавших на рубеже веков медицинских, физиологических, психологических подходов. Это и сделал З.Фрейд [ФРЕЙД З.], выделив в идее бессознательного ее антропологические измерения и связав смысловые моменты бессознательного с тем, что есть в нем типического, повторяющегося, доступного причинным объяснениям. В своем подходе к бессознательному Фрейд осознанно противостоит и своим коллегам-естествоиспытателям, и обеим группам философов: тем, что мыслили бессознательное в отрыве от человека, гипостазируя мистическое бессознательное, и тем, что мыслили человека и его психику в отрыве от бессознательного, отождествляя сознание с психикой. Новые параметры работы с бессознательным задала изобретенная Фрейдом дисциплина – психоанализ [ПСИХОАНАЛИЗ]: его целью является одновременно и лечение больного, и изучение его бессознательного.

Итак, если до Фрейда бессознательное мыслилось либо как остаток, или осадок, сознания, либо как оторванный от субъекта безличный и анонимный принцип, то для Фрейда бессознательное есть особый тип знания, который присутствует в субъекте независимо от его осознания и без его ведома. Фрейдовская идея бессознательного фиксирует «отрыв знания от истины», отрыв субъекта от самого себя, его внутреннюю расколотость. Это и есть главная интервенция Фрейда в философские поля. И этот раскол оказывается едва ли более мощным ударом, чем открытия Коперника и Дарвина: человек теряет власть над космосом, над миром живого, а в конце концов и над своей собственной душой. Он может быть принужден думать и делать то, чего ему не хотелось бы думать и делать. Это – радикальная децентрация человеческого мира по отношению к самому себе.

Сначала Фрейд опирался в своей работе с бессознательным на естественно-научную медицину того времени; этапами этой работы были поиск причин болезни (травма, вызванная внешним событием), изучение следствий (нарушения работы психического аппарата, блокировка потоков энергии), лечение (обеспечение необходимых психофизических разрядок). Фрейд верил в возможность отыскать точные соответствия между нейрофизиологическими и психическими процессами, находящими конечное выражение в симптомах больного. В своей лечебной практике Фрейд пытался заставить пациента вспомнить травматические события, а затем осмыслить их и вследствие этого излечиться. Однако гипноз не был надежной опорой лечения, и это заставляло искать новые пути. Они вели к работе со словом, к выговариванию (пациент) и выслушиванию (врач). Использование терапевтической роли слова, рассказа (talking cure) – это собственно и есть психоанализ (и в этом уравнивании осознания и изменения Фрейд выступал как наследник Просвещения). Одновременно с этим менялись не только ее приемы, но и задачи исследования и лечения. Реальные события либо недоступны, либо несущественны; страдания больного обусловлены не объективными фактами, а их субъективными истолкованиями, представлениями, фантазиями. И потому естественно-научные схемы объяснения с поиском причин все более уступают место учету психодинамических факторов – конфликта побуждений, защит, сопротивлений.

Идея конфликтности человеческой психики стала фундаментом концепции. Само возникновение бессознательного обусловлено психическим механизмом вытеснения неприятных, стыдных переживаний: они не могут всплыть на поверхность сознания, и эта зажатость проявляет себя болезненными симптомами – оговорками, ошибочными действиями, повторяющимися снами и др. Большая часть вытесненных впечатлений имеет, по Фрейду, сексуальную природу. Бессознательное состоит из «представителей» или репрезентаторов влечений (сами по себе влечения в бессознательном не даны), находящихся где-то на границе между психикой и соматикой. Бессознательные представления записаны в психике особыми знаками, которые складываются в целые сценарии. Бессознательное отличается особой подвижностью энергетических нагрузок, способных смещаться и сгущаться, безразличием к степеням реальности событий, отсутствием времени, способности к отрицанию, чувствительности к противоречиям. Это, однако, не значит, что в бессознательном нет вообще никакой логики: например, в нем нет линейного времени, но есть время акцентуаций и интенсивностей, нет отбора элементов, но есть их соположение и сбережение и проч. По Фрейду, бессознательное – это универсальный феномен человеческой психики, построенной как сложная многоуровневая система. Бессознательное у Фрейда фиксируется в рамках двух схем работы психики. В первом случае (в рамках «первой топики») бессознательное (в принципе неосознаваемое и не вербализуемое) противопоставляется сознанию и предсознанию (потенциально вербализуемому и осознаваемому). Во втором случае (в рамках «второй топики» начиная с 1920-х гг.) бессознательное предстает прежде всего не как предмет или же место, но как атрибут, и относится уже не к какой-то одной определенной инстанции (или субстанции), но к трем различным уровням психической организации – Я, Оно и Сверх-Я. При этом Оно – это наследник архаических влечений, сексуальных и агрессивных; Сверх-Я – носитель усвоенных семейных и социальных запретов, порождающих чувство страха, вины, долга; Я – посредник и координатор между обоими этими давлениями, стремящийся воплотить в жизнь «принцип реальности». Бессознательное есть и в Я, и тем более в Сверх-Я, но главным носителем бессознательного выступает Оно.

Строя обоснование своего терапевтического и исследовательского подхода к индивиду, Фрейд опирался на общепринятый в науке того времени тезис о параллелизме онтогенеза и филогенеза, развития индивида и развития рода. При неразвитости современных Фрейду наук – таких, как антропология или лингвистика, – это толкало его к мифу. Аналогом семейных отношений, основанных на Эдиповом треугольнике (соперничество детей с родителями противоположного пола, сложная механика принятия детьми своего места в семье и своей социально-половой роли), стала гипотеза доисторического «убийства праотца», фиксирующая рождение запретов и механизмы последующего обмена женщинами, создающая закон и социальные нормы индивидуального поведения. Подобные расширения и обобщения размывали даже ту ограниченную степень надежности, которую давали Фрейду психиатрические факты.

Фрейд до конца оставался практикующим врачом и в конечном счете видел все социальные процессы через призму индивидуального страдания. В послефрейдовском развитии психоанализа внимание смещалось, с одной стороны, на до-индивидуальный уровень (раннее детство, отношения матери и младенца, важная роль аффективных контактов для последующего развития индивида), а с другой стороны, на сверх-индивидуальный уровень (учет культурных и социальных интересов, мотивов, побуждений, представлений; это могут быть групповые, корпоративные, классовые, массовые и проч. бессознательные механизмы). Вследствие отказа от пансексуальности на смену субстанционалистскому, вещному бессознательному приходит бессознательное как структура отношений (социальных, межличностных). Внимание сдвигалось с конфликта сознания и бессознательного на формирование личности (последнее более свойственно американскому и немецкому психоанализу, нежели французскому, в котором главенствует образ трагической расщепленности индивида и отвергаются адаптивные трактовки работы с бессознательным).

Эта смена подходов к бессознательному ярко видна в истории психоанализа при переходе от классического фрейдизма к неофрейдизму и постфрейдизму. Так, если у Фрейда имелась определенная биологизирующая тенденция в понимании бессознательного, то уже у его ученика К.Г.Юнга определяющим становится культурологическая картина бессознательного, опирающаяся на универсальные типы психики и соотношения между ними, а у А.Адлера преобладает социальная трактовка бессознательного. В дальнейшей истории психоанализа определились два главных подхода к бессознательному – социологический и лингвистический. Так, американские неофрейдисты (Хорни, Салливан, Фромм), отказавшись от «пансексуализма» Фрейда, но учитывая его классификацию типов характера в зависимости от индивидуальной «судьбы влечений», построили образы социальных характеров в социальных обстоятельствах. При этом, подчеркивает Фромм, фрейдисты видят индивидуальное бессознательное и слепы к социальному бессознательному, а марксисты, наоборот, видят бессознательное в социальном поведении, но не видят и не признают его в индивиде. Американские и английские школы психоанализа различались акцентами на тех или иных инстанциях психики, объединенных во фрейдовских схемах. Одни предпочитали укреплять Сверх-Я за счет Оно и в поддержку Я (Анна Фрейд), другие, напротив, – развивать Я, приглушая требования Сверх-Я (Мелани Кляйн) и учитывая при этом, что Я – не постоянная величина, но результат идентификаций с другими людьми (Эго-психология), а стало быть, его функция – не обеспечение удовольствий, а построение полноценных эмоциональных отношений (Уинникот). Соответственно выбранным акцентам менялись и представления о выбираемых стратегиях психоанализа.

Лингвистический вариант прочтения бессознательного, наиболее характерный для различных школ современного французского психоанализа, был представлен прежде всего Ж.Лаканом (1901–81). Здесь трактовка бессознательного дальше всего отошла от фрейдовского субстанциализма в представлении о бессознательном. Несмотря на лозунг «возврата к Фрейду», лакановские представления о структуре психики и о роли бессознательного были существенно иными, нежели у Фрейда. Лакановское бессознательное «структурировано как язык», а то, что оно нам говорит, слышится как «речь Другого» (не привязанные ни к каким содержаниям материальные формы (означающие), динамика которых создает саму возможность языкового структурирования психики). Лакановские инстанции психики («реальное», «воображаемое» и «символическое») примерно соответствуют фрейдовским инстанциям (Оно – Я – Сверх-Я). При этом «реальное» фактически никак не представлено в психике (оно не может иметь даже вида фрейдовской «психической реальности»), «воображаемое» оказывается центрирующим началом всех субъективных иллюзий, а «символическое» – заданной культурой инстанцией прерывности, отсутствия языка как закона. Правда, у позднего Лакана намечается обратный сдвиг: от символического – к воображаемому и даже реальному, и это в общем соответствует постструктуралистскому стремлению к отказу от языка и порядка.

Лакановские представления о бессознательном подверглись критике в «антипсихиатрическом» движении (достаточно сильном в США, Италии, отчасти Франции). Для него семейные эдиповские структуры – репрессивны, структурированное бессознательное – тоталитарно, а Эдип – это «ошейник», сдерживающий творческие проявления человека. Значит, нужен переход от бессознательного как упорядоченной структуры к бессознательному как неупорядоченной динамике. Если для мыслителей структуралистской ориентации (и прежде всего для Леви-Стросса) бессознательное функционирование объекта (например, системы родства и брачных обменов) было одним из главных условий его объективного постижения, а само бессознательное понималось как совокупность означающих систем, господствующих в данном обществе, то постструктурализм подменил «символически действенное», законосообразное бессознательное становлением аморфных интенсивностей. В «Анти-Эдипе» Делеза и Гваттари (1972) кочевание машинного «тела без органов» (образ А.Арто) основано на бессодержательных и непредсказуемых преобразованиях энергий. Постструктуралистский акцент в трактовке бессознательного сдвигался с гносеологии на эстетику и политику, где роль дословесных эмоций и аффектов была выше, чем роль слова и мысли.

Вследствие этого внимания к дословесному и внесловесному «постклассический», современный этап изучения бессознательного подталкивает исследователей в сторону «до-классического» дофрейдовского его этапа, в результате чего обнаруживаются сходства между допсихоаналитическими подходами к бессознательным аффектам, к тому, что в самом психоанализе не укладывалось в словесные формы (М.Борш-Якобсен (в американской транслитерации – Борч-Джекобсен), Ф.Рустан, И.Стенгерс, Л.Шерток, М.Шнейдер).

Если от психоаналитических картин бессознательного вновь обратиться к его изображениям в философии, мы опять столкнемся с той парадоксальностью познания бессознательного, которую Фрейд сумел отодвинуть на задний план и даже, казалось, преодолеть построением психоанализа. Как найти такое место для познания бессознательного, которое было бы и вне его (позволяя тем самым надеяться на объективность), и внутри его (чтобы не быть ему чуждым)? В самом деле, если сознание осуществляет отбор и чего-то в себя не допускает, значит, оно уже имеет дело не с бессознательным, а с чем-то другим. А если бессознательное что-то из себя выталкивает, значит, оно уже способно распознавать и в широком смысле слова – осознавать. По сути, эта сложность была лишь экспериментально ограничена, но не преодолена в психоанализе. Если бессознательное все равно господствует в человеческой психике и поведении, то зачем пытаться «поставить сознание на место бессознательного» (или, как говорил Фрейд, «Я на место Оно»)? Фрейд верил в победу воли и сознания над инстинктами и влечениями. Ему не хотелось видеть, что «конечный анализ» уходит в бесконечность: вторичные рационализации редко преодолевают бессознательное, но часто усиливают защиты, выстраиваемые против него субъектом.

В силу неистребимости подобных парадоксов современная западная философия – преимущественно философия сознания, а также философия языка – отторгала послефрейдовское, т.е. уже явно тематизированное, понятие бессознательного. Однако, не будучи философским, это понятие побуждало философию к отклику и в конечном счете воздействовало на самые разные формы философствования. Главные русла современной западной философии – экзистенциалистско-антропологическое и позитивистско-аналитические – отторгали бессознательное на разных основаниях. Насколько совместимо экзистенциалистское мышление (Ясперс, Хайдеггер, Сартр) с психоанализом – вопрос до сих пор спорный. Экзистенциализм приемлет в лучшем случае бессознательное описательное, но не приемлет схемы причинного объяснения бессознательного, сексуальный детерминизм, обусловливающий судьбу человека его прошлым. С точки зрения «экзистенциального психоанализа» (Сартр) вся психика сознательна, однако при этом многое в сознании нерефлексивно и не столь уж отличается от бессознательного. Феноменология отрицает «бессознательное сознание», подрывающее саму ее опору в «непосредственных данностях сознания»; однако и в раннем учении Гуссерля об интенциональности, и в позднем его учение о жизненном мире есть элементы, которые можно изучать и с точки зрения бессознательного.

Представители различных форм позитивистской философии не занимались разработкой проблемы бессознательного, но высказывали свое отношение к психоаналитическому познанию. Так, Витгенштейн резко критиковал абсурдные спекуляции и фантастические псевдообъяснения во фрейдовской трактовке сновидений и других бессознательных явлений, а Поппер, пройдя через увлечение индивидуальной психологией Адлера, установил, что психоанализ недоступен фальсификации, а потому является не наукой, а мифом. В целом же с точки зрения критико-рефлексивных установок позитивистской философии науки психоаналитическое познание бессознательного не является ни экспериментальной наукой, ни наукой наблюдения; в нем нет ни правил сравнения между конкурирующими объяснениями, ни интерсубъективно значимых критериев (при смене анализа меняется и схема объяснения); это либо пара-недо-наука, либо просто ненаучное знание. В науках о духе гипотетико-дедуктивный мир не работает, а исследование смысловых связей вместо причинных не может быть научным.

Ближе к психоаналитическим подходам находится философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер, Э.Ротхакер), в которой глубинные бессознательные процессы, лежащие в основе внутреннего мира человека, спроецированы на общество и культуру. Для франкфуртцев второго поколения (Ю.Хабермас) психоаналитическая работа с бессознательным важна как дополнение к освободительному проекту критики общества, будучи одной из форм исправления недостатков человеческой коммуникации. Акцент на коммуникации делает и А.Лоренцер в своей «глубинной герменевтике»; для него бессознательное – это «комплекс жизненных проектов», а его содержание – фигуры социального взаимодействия, запечатленные в «одушевленном теле». Анализ бессознательного органично включается в концепции синтетического типа (П.Рикер), где опосредуются крайности «чистой» феноменологии и «чистой» аналитической философии. Для П.Рикера критика фрейдовских понятий (и прежде всего понятия бессознательного) – это путь к новому пониманию сознания; при этом анализ процедур интерпретации оказывается связующим звеном между психоанализом (как герменевтикой культуры) и феноменологией.

В последние десятилетия новые подходы к бессознательному складываются на стыке различных дисциплин – в социальной психологии (сопоставительное межкультурное изучение социальных представлений), лингвистике (механизмы двуязычия и многоязычия, своеобразие отношения к родному языку), антропологии (воображаемые «ядра власти» в экономической антропологии М.Годелье), этнопсихиатрии (аналоги эдиповских структур на материале первобытных обществ) и проч. Профессиональные философы, которые являются одновременно практикующими психоаналитиками, делают попытки описать, учитывая работу бессознательного, некоторые построения классической западной философии (например, М.Давид-Менар читает «Критику чистого разума» сквозь призму идей Сведенборга, влиявших на Канта). Актуальны вопросы, связанные с ролью аффектов в познании, например: «эпистемофилическое влечение» (бессознательный генезис познавательного интереса как такового); работа мысли в травматических ситуациях, связанных с символической кастрацией (лишением чего-то жизненно важного); построение идеалов как компенсаторный механизм психики, руководящий мыслью и поведением (М.Бертран); аффективные компоненты психических действий и состояний (признание реальности события, отказ, вера, согласие и пр.), во многом определяющих собственно познавательные процессы (М.Шнейдер), и др.

В России о Фрейде знали чуть ли не с кон. 19 в., а психоаналитическая теория и практика начали развиваться раньше, чем в ныне ведущих странах психоанализа Франции и США. Сразу после революции психоанализ в России воспринимался как средство раскрепощения бессознательного, а тем самым – расцвета личности и производственного подъема. Изменение идейно-политической и экономической конъюнктуры на рубеже 1920-х и 1930-х гг. упразднило этот запрос: личный порыв плохо совмещался с пятилетками. Много споров велось о том, насколько идея бессознательного и принципы психоанализа совместимы с марксизмом, но насаждение единомыслия и единовластия в 1930-х гг. прекратило эти споры. Однако, если историк психоанализа в России вынужден перескакивать от сер. 1930-х гг. прямо к кон. 1980-х гг., когда началась републикация Фрейда и оживление психоанализа на российской почве, то применительно к изучению проблемы бессознательного такой перескок был бы неправомерен: нечто важное делалось и в промежутке.

Инициатором изучения самой темы бессознательного в советской науке послевоенного периода был Ф.В.Бассин. Уже на Всесоюзном совещании по философским вопросам высшей нервной деятельности и психологии (1962), где впервые после знаменитой Павловской сессии наметился отход от догматических интерпретаций рефлекторной теории, Бассин показал значение проблемы бессознательного. Основой ее изучения в СССР были, помимо естественно-научных подходов к высшей нервной деятельности, теория установки грузинского психолога Д.Н.Узнадзе, обобщения данных современных наук – таких, как лингвистика, кибернетика, нейрофизиология, психология. Каждая из этих наук изучала свой срез в проблеме бессознательного; наиболее исследованным был психологический аспект проблемы (А.Н.Леонтьев, А.Г.Спиркин, М.Г.Ярошевский и др.). Бессознательное не входило в набор категорий марксизма и потому его изучение никогда не поощрялось. Однако интерес к этой проблеме выживал в рамках других, институционально более приемлемых исследований по таким темам, как сознание и познание, научное и художественное творчество, структура личности, смысл и направленность педагогических воздействий, порождение речи, переработка информации и др. Усилиями группы энтузиастов во главе с Бассиным (в нее входили грузинские психологи, сторонники теории установки – А.Шерозия и А.С.Прангишвили, а также французский психиатр Леон Шерток) в октябре 1979 в Тбилиси был организован международный симпозиум «Бессознательное: природа, функции, методы исследования», многотомные труды которого в течение десяти лет (1979–89) были наиболее надежным источником знаний о бессознательном для советского читателя. Этот конгресс уже был свидетельством реабилитации проблемы бессознательного в советской науке, но еще не был реабилитацией психоанализа, который стал вновь проникать в Россию только с 1989. Этот этап принес свободу психоаналитических практик и институций – в той мере, в какой они возможны в современной России, но пока не дал ощутимых результатов в области познания бессознательного.

Источники:

1. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М., 1989;

2. Он же. Избранное. М., 1989;

3. Он же. Очерки по психологии сексуальности. Рига, 1990;

4. Он же. Психология бессознательного. М., 1990;

5. Он же. Психоаналитические этюды. Минск, 1991;

6. Он же. Толкование сновидений. Киев, 1991;

7. Он же. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991, Т. 1, 2;

8. Он же. О клиническом психоанализе. М., 1991;

9. Он же. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992;

10. Он же. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992;

11. Он же. Избранное. Ростов н/Д, 1998;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *