Что можно отнести к фоновым факторам риска
Что можно отнести к фоновым факторам риска
Важным моментом в исследовании детей с тугоухостью является определение характера или степени действия этих причин на орган слуха. Другими словами, врач, имеющий дело со слабослышащим или глухим ребенком и его родственниками, должен выяснить, в какой степени было выражено повреждающее действие того или иного фактора на орган слуха.
Практика показывает, что одни и те же факторы в одних условиях иногда сразу приводят к развитию тугоухости или глухоты, а в других— лишь создают условия, предрасполагающие к развитию такого рода патологии. В зависимости от степени и характера действия на орган слуха все причины, приводящие к развитию тугоухости, целесообразно разделить на две группы.
В первую группу входят фоновые факторы, или факторы риска. Они создают благоприятный фон для развития тугоухости. К числу их можно отнести нарушения различных видов метаболизма, чаще наследственно обусловленного характера, которые ведут к постепенному, но постоянному накоплению в организме различных шлаков, неблагоприятно действующих на многие органы и системы организма, в том числе на орган слуха.
Фоновыми факторами следует считать и ту вирусную инфекцию периода беременности, которая не вызвала поражения слуха сразу после рождения, но создала более благоприятные условия для развития тугоухости у данного ребенка по сравнению с другими детьми, которые не перенесли эту инфекцию во внутриутробном периоде. С таких позиций к фоновым факторам следует отнести асфиксию и гипербилирубипе-мию новорожденных, которые к моменту рождения не вызвали развитие тугоухости. По нашему мнению, выявление фоновых факторов имеет неоценимое значение в профилактике тугоухости детского возраста.
К этой же группе можно отнести баро- и акутравмы.
Рассматривая причины развития тугоухости с изложенных выше позиций, можно объяснить, отчего в каждом конкретном случае наступает поражение слуха. Наконец, почему не у всех людей в старческом возрасте развивается тугоухость?
По нашему мнению, ответ на эти вопросы можно дать при выявлении фоновых факторов, природа которых весьма полиморфна. К ним относятся наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, которые клинически могут проявляться не с самого рождения и под действием которых слух в начале не изменяется. Пролонгированное действие фоновых факторов связано с постепенным накоплением в организме токсических шлаков, которые вначале нарушают функцию, например, почек как элиминирующего органа или гепатобилиарной системы, что проявляется соответствующей клиникой.
Со временем число вовлеченных в процесс органов и систем может увеличиваться. С этого момента возможно поражение и органа слуха.
К фоновым факторам, способствующим развитию тугоухости у детей, следует отнести и слабо выраженную несостоятельность слухового анализатора в том или ином его отделе, чаще врожденного характера, например в результате перенесенных матерью во время беременности инфекций или воздействия на плод ототоксических агентов (антибиотики, химические препараты и др.), или неблагоприятного хода родов (асфиксия). Все это может и не привести к развитию немедленной тугоухости, но повреждая структуры слухового анализатора, способствует созданию фона, на котором действие манифестного фактора окажется роковым для слуха.
Таким образом, предлагаемое нами разделение причин или факторов, способствующих развитию тугоухости, на две группы — фоновые и манифестные — помогает правильно ориентироваться при определении этиологических аспектов в каждом конкретном случае и целенаправленно проводить лечение тугоухости и ее реабилитацию у детей. Своевременное же выявление фоновых факторов позволит организовать правильные профилактические мероприятия, направленные на сохранение слуха у детей.
Факторы риска для здоровья и возникновения заболеваний
Исследования и разработки в области лекарственных средств
Содержание
Введение
Вероятность(. )»>вероятность появления болезни или травмы. Нередко говорят об отдельных факторах риска, однако на практике они не встречаются по отдельности. Они часто сосуществуют и взаимодействуют. Например, отсутствие физической активности со временем вызовет появление лишнего веса, повышенное давление и высокий уровень холестерина в крови. Эти факторы в совокупности повышают
Вероятность(. )»>вероятность возникновения хронических сердечных заболеваний и других проблем со здоровьем. Старение населения и увеличение продолжительности жизни привели к росту долгосрочных (хронических) заболеваний и нарушений, требующих дорогостоящего лечения.
Спрос на медицинское обслуживание возрастает, и бюджет отрасли оказывается под растущим давлением, которое она не всегда может выдержать. Важно, чтобы мы, являясь членами общества и пользователями услуг систем здравоохранения, понимали причины и факторы риска болезней и принимали активное участие в доступных программах профилактики и лечения, позволяющих экономить денежные средства.
В целом, факторы риска можно разделить на следующие группы:
Рассмотрим их более подробно.
Виды факторов риска
Поведенческие факторы риска
Поведенческие факторы риска обычно относятся к действиям, которые совершает человек по своему усмотрению. Поэтому такие факторы могут быть устранены или уменьшены изменением образа жизни или привычек поведения. В качестве примеров можно привести
Физиологические факторы риска
Физиологические факторы риска связаны с организмом или биологическими особенностями человека. На них могут оказывать воздействие наследственность, образ жизни и многие другие факторы. В качестве примеров можно привести
Демографические факторы риска
Демографические факторы относятся к населению в целом. В качестве примеров можно привести
Факторы риска, связанные с окружающей средой
Факторы риска, связанные с окружающей средой, охватывают широкий круг явлений, таких как социальные, экономические, культурные и политические факторы, а также факторы физического, химического и биологического характера. В качестве примеров можно привести
Генетические факторы риска
Генетические факторы риска связаны с генами человека. Ряд болезней, таких как муковисцидоз и мышечная дистрофия, вызваны «генетическим строением» организма. Многие другие болезни, такие как астма или диабет, отражают взаимодействие генов человека и факторов, связанных с окружающей средой. Ряд заболеваний, например, серповидно-клеточная анемия, чаще встречаются у представителей определенных подгрупп населения.
Глобальные риски смертности и демографические факторы
В 2004 году количество смертей по какой бы то ни было причине во всем мире составило 59 миллионов человек.
В таблице ниже приведены десять самых распространенных факторов риска, которые вызвали большую часть смертных случаев в 2004 году по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Все шесть ведущих факторов риска, находящихся в начале этого рейтинга, связаны с потенциальным развитием продолжительных заболеваний, таких как болезни сердца, диабет и рак.
Место | Фактор риска | % от всего количества смертей |
---|---|---|
1 | Высокое артериальное давление | 12.8 |
2 | Курение табака | 8.7 |
3 | Высокое содержание глюкозы в крови. | 5.8 |
4 | Отсутствие физической активности | 5.5 |
5 | Повышенный вес и ожирение | 4.8 |
6 | Высокий уровень холестерина | 4.5 |
7 | Незащищенные половые контакты | 4.0 |
8 | Употребление алкоголя | 3.8 |
9 | Дефицит массы тела у детей | 3.8 |
10 | Задымленность помещений в результате использования твердых видов топлива | 3.0 |
Факторы в вышеприведенной таблице расположатся по-другому, если принять во внимание доход и другие демографические факторы.
Доход
Для стран с высоким и средним уровнем дохода самыми важными факторами риска являются те, что связаны с долговременными заболеваниями, тогда как в странах с низким уровнем дохода гораздо больше распространены такие факторы риска, как неполноценное питание детей и незащищенные половые контакты.
Возраст
Факторы риска для здоровья также меняются в зависимости от возраста. Ряд факторов риска, таких как неполноценное питание и задымленность помещений из-за использования твердых видов топлива, воздействуют почти исключительно на детей. Факторы риска, действующие на взрослых, также заметно меняются в зависимости от возраста.
Факторы риска для здоровья по-разному проявляются у мужчин и женщин. Например, мужчины подвергаются большему риску пострадать от факторов, связанных с веществами, вызывающими зависимость. Женщины нередко страдают от недостатка железа во время беременности.
Сокращение воздействия факторов риска
Сокращение существующих факторов риска и их воздействия может значительно улучшить уровень здоровья и увеличить продолжительность жизни людей на много лет. Это позволило бы сократить расходы на здравоохранение. Информационный бюллетень проекта SCORE можно рассматривать в качестве примера тому, каким значительным бывает воздействие существующих факторов риска на уровень здоровья и продолжительность жизни людей.
Научная электронная библиотека
Алексеенко С. Н., Дробот Е. В.,
Глава 4. ФАКТОРЫ РИСКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Факторы риска (ФР) – потенциально опасные для здоровья: факторы экологического и социального характера, окружающей и производственной среды, факторы среды обитания, независящие от конкретного индивидуума и поведенческие, биологические, генетические (индивидуальные), повышающие вероятностьразвития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.
Критерии причинной ассоциации между фактором риска и заболеванием:
–Постоянство (подтверждаемость): обнаруженная связь подтверждена или может быть подтверждена в нескольких исследования; данную связь постоянно находят в различных подгруппах пациентов в рамках одного исследования.
–Устойчивость (сила связи): влияния фактора достаточно велико и риск заболевания возрастает с увеличением экспозиции.
–Специфичность: есть четкая связь между определенным фактором риска и конкретным заболеванием.
–Последовательность во времени: воздействие фактора риска предшествует заболеванию.
–Соответствие (согласованность): ассоциация возможна физиологически, что подтверждено экспериментальными данными.
Большинство ФР поддается коррекции (модифицируемые) и представляет наибольший интерес для профилактики. Немодифицируемые ФР (возраст, пол и генетические особенности) коррекции не поддаются, однако их используют для оценки и прогноза индивидуального, группового и популяционного рискаразвития ХНИЗ.
Все факторы рискаразвитияразнообразной патологии здоровья можно объединить в четыре обобщающие группы.
Группировка факторов риска, обусловливающих здоровье
Сферы влияния факторов на здоровье
Группы факторов риска
Удельный вес (%) факторов риска
Курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный уровень, высокий уровень урбанизации.
Генетика, биология человека
Предрасположенность к наследственным болезням, наследственная предрасположенность к дегенеративным болезням
Загрязненность канцерогенами и другими вредными веществами воздуха, почвы, воды; резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения
Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество и несвоевременность медицинской помощи
Кбиологическим факторам рискаотносятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, что некоторые болезни чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах. Существует наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом и другими болезнями. Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета, ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение. Существование в организме очагов хронической инфекции (например, хронического тонзиллита) может способствовать заболеванию ревматизмом.
Экологические факторы риска.Изменения физических и химических свойств атмосферы влияют, например, наразвитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно-сосудистых заболеваний. Ионизирующее излучение является одним из онкогенных факторов. Особенности ионного состава почвы и воды, а, следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения, приводят к развитию элементоз – заболеваний, связанных с избытком или недостатков в организме атомов того или иного элемента. Например, недостаток йода в питьевой воде и продуктах питания в районах с низким содержанием йода в почве может способствоватьразвитию эндемического зоба.
Социальные факторы риска.Неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, такие особенности образа жизни человека, как гиподинамия – фактор рискаразвития многих заболеваний, особенно болезней сердечно-сосудистой системы. Вредные привычки, например курение – фактор риска возникновения бронхолегочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Употребление алкоголя – фактор рискаразвития алкоголизма, болезней печени, сердца и др.
Распределение факторов риска приразличных хронически протекающих заболеваниях и травмах
Неблагоприятные факторы образа жизни (%)
Загрязнение внешней среды (%)
Ишемическая болезнь сердца (ИБС)
Сосудистые поражения мозга
Прочие сердечно-сосудистые заболевания
Эмфизема легких и астма
Прочие несчастные случаи
Факторы риска, общие для основных неинфекционных заболевания
Пагубное потребление алкоголя
Недостаток физической активности
Повышенное содержание глюкозы в крови
Повышенный уровень холестерина в крови
Примечания: * В том числе хроническая ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт, АГ.
** хронические заболевания легких и бронхиальная астма.
По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. Ккатегории первичных факторов риска относят такие, которые обычно действуют первично, являясь причиной заболевания. Выделяют такжеразличные патологические состояния, которые сами по себе являются заболеваниями и имеют свои первичные факторы риска. Они являются вторичными факторами по отношению к различным заболеваниям, например, артериальная гипертония является вторичным фактором для атеросклероза, ишемической болезни сердца
Большие факторы риска – первичные и вторичные
Первичные большие факторы риска
Вторичные большие факторы риска
Аллергия, иммунодефициты и др.
Поведенческие и социальные ФР, а также неблагоприятные факторы окружающей среды реализуются через патогенетические механизмы, связанные с биологическими ФР.
В настоящее время перечень ФР расширяется, пополняясь новыми (факторы воспаления и оксидативного стресса, метаболические факторы и т.д.). Среди многочисленных ФР сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) три считают основными (курение, артериальная гипертония и гиперхолестеринемию), т.к. они причинно связаны с этими заболеваниями и их распространенность среди населения велика.
При определении степени рискаразвития заболеваний, необходимо учитывать, что большинство ФР взаимосвязаны, и при одновременном действии усиливают влияние друг друга тем самым резко повышая риск. Впрактической деятельности среди пациентов часто встречаются лица с 2–3 и более факторами риска. Поэтому, оценивая рискразвития заболеваний, следует учитывать все имеющиеся факторы риска, т.е. определять суммарный риск. Это в настоящее время возможно с помощью компьютерных программ или таблиц.
Известно, что многие неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска, такие как курение, избыточная масса тела, высокий уровень холестерина крови, повышенное артериальное давление, употребление алкоголя и наркотиков, низкая физическая активность, психосоциальные расстройства, экологическое неблагополучие.
Опытразвитых стран убедительно свидетельствует: результатом энергичных мер по ограничению распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний является увеличение средней продолжительности жизни населения.
Диагностические критерии факторов рискаразвития хронических неинфекционных заболеваний
●Повышенный уровень артериального давления. ВРоссии, по данным представительной выборки, стандартизованная по возрасту распространенность артериальной гипертонии (АД>140/90ммрт.ст.) составила 40 % (среди мужчин 39,2 %, а среди женщин – 41,1 %). Среди населения трудоспособного возраста распространенность артериальной гипертонии в популяции составляет 30 %. Свозрастом распространенность АГ увеличивается, при этом до 40-летнего возраста АГ чаще встречается у мужчин, а после 50лет – у женщин. Наибольшая распространенность артериальной гипертонии регистрируется в возрастной группе 50–59лет – 61,8 % (42,9 % всех пациентов). Хорошо известно, что у лиц, длительно страдающих АГ, с гораздо большей частотой (по сравнению с лицами, имеющими нормальные показатели АД)развиваются инфаркт миокарда, мозговой инсульт, изменения сосудов глазного дна и хроническая сердечная (или почечная) недостаточность.
Диагностический критерий фактора риска – систолическое артериальное давление равно или выше 140ммрт.ст., диастолическое артериальное давление равно или выше 90ммрт.ст. или проведение гипотензивной терапии.
●Дислипидемия. Избыток насыщенного жира в пище вызываетразвитие нарушений липидного обмена (дислипидемий), являющихся факторами рискаразвития атеросклероза и связанных с ним заболеваний, в т.ч. ИБС и мозговых инсультов. Насыщенные жиры стимулируют синтез мощного вазоконстриктора – тромбоксана, способствуя повышению артериального давления. Распространенность гиперхолестеринемии в России очень высока. Так, до 30 % мужчин и 26 % женщин 25–64лет имеют холестерин выше 250 мг %.
Диагностический критерий фактора риска – отклонений от нормы одного или более показателей липидного обмена (общий холестерин более 5ммоль/л; холестерин липопротеидов высокой плотности у женщин менее 1,0ммоль/л, у мужчин менее 1,2ммоль/л; холестерин липопротеидов низкой плотности более 3ммоль/л; триглицериды более 1,7ммоль/л).
Классификация уровней общего холестерина, холестерина ЛПНП, холестерина ЛПВП, триглицеридов
Близок к оптимальному/ выше оптимального
●Гипергликемия. Оба типа сахарного диабета (СД) – СД типа1 и СД типа2 – заметно повышают рискразвития ИБС, инсульта и заболеваний периферических сосудов, причем у женщин в большей степени, чем у мужчин. Повышение риска связано как с самим СД (в 2–4раза), так и с большей распространенностью других факторов риска (дислипидемия, АГ, избыточная масса тела) у этих больных. Причем повышенная распространенность факторов риска встречается уже на стадии, когда имеется только нарушенная толерантность к углеводам (предстадия СД).
Распространенность нарушений углеводного обмена растет во всем мире, что связано с постарением населения, нездоровым питанием, гиподинамией, ожирением. Прогрессирование диабета у пациентов с нарушением толерантности к глюкозе можно предотвратить или задержать, изменив образ жизни. Для снижения рискаразвития ССЗ и их осложнений у больных сахарным диабетом необходима нормализация уровня сахара крови и коррекция других факторов риска.
Диагностический критерий фактора риска уровень глюкозы плазмы натощак более 6,1ммоль/л.
●Курение табака. Ежедневное выкуривание одной сигареты и более. Курение является одним из наиболее значимых факторов риска, приводящих к развитию таких заболеваний, как рак, сердечно-сосудистые, респираторные и другие заболевания. Скурением связаны до 90 % всех случаев рака легких, 75 % случаев хронического бронхита и эмфиземы легких, 25 % случаев ишемической болезни сердца. Известно также, что смолы табака – не единственное из опасных для жизни веществ, вдыхаемых в процессе курения. Еще недавно в табачном дыме насчитывали 500, затем 1000компонентов. Согласно современным данным, количество этих компонентов составляет 4720, в том числе наиболее ядовитых – около 200.
●Избыточная масса тела (МТ). ВРоссии, по данным мониторинговых исследований, проведенных в различных регионах, избыточная масса тела отмечается у 15–40 % взрослого населения. Избыточная МТ возникает, когда энергетическая ценность рациона питания превышает энергетические траты человека. Происходит накопление жира, которое со временем может привести к развитию заболевания – ожирению. Ожирение – обменно-алиментарное хроническое заболевание, которое проявляется избыточнымразвитием жировой ткани и прогрессирует при естественном течении.
Методы оценки. Соответствие МТ надлежащей чаще всего оценивают с помощью индекса массы тела (ИМТ) или индекса Кетле
ИМТ=Масса тела (кг)/рост2. ИМТ=кг/м2.
С увеличением ИМТ возрастает рискразвития сопутствующих заболеваний. При этом риск осложнений, особенно сердечно-сосудистых и метаболических, зависит не только от степени ожирения, но и от его вида (локализации жировых отложений). Наиболее неблагоприятным для здоровья и характерным для мужчин является абдоминальное ожирение (АО), при котором жир откладывается между внутренними органами в области талии. Отложение жира в области бедер и ягодиц, более типичное для женщин, называют глютеофеморальным.
Если ОТ≥94см у мужчин и ≥80см у женщин, диагностируют абдоминальное ожирениие (АО) которое является независимым ФР ССЗ. Лицам с АО рекомендуется активное снижение МТ.
Избыточная МТ/ожирение является независимым ФР ССЗ и формирует каскад вторичных ФР. Жировая ткань, особенно висцеральная, это – метаболически активный эндокринный орган, выделяющий в кровь вещества, участвующие в регуляции гомеостаза ССС. Увеличение жировой ткани сопровождается повышением секреции свободных жирных кислот, гиперинсулинемией, инсулинорезистентностью, АГ, дислипидемией. Избыточная МТ/ожирение и сопутствующие ФР повышают вероятностьразвития целого ряда заболеваний, вероятностьразвития которых возрастает по мере увеличения МТ. При этом повышен риск ССЗ и СД, заболеваний позвоночника, суставов и вен нижних конечностей Развитие ожирения напрямую связано с нерациональным (нездоровым) питанием.
●Нерациональное питание – избыточное потребление пищи, жиров, углеводов, потребление поваренной соли более 5граммов в сутки (досаливание приготовленной пищи, частое употребление соленостей, консервов, колбасных изделий), недостаточное потребление фруктов и овощей (менее 400граммов или менее 4–6порций в сутки). Научно доказана связь между питанием и развитием основных хронических неинфекционных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых и некоторых онкологических
Классификация избыточной массы тела и ожирения (ВОЗ 1998г.).
Что можно отнести к фоновым факторам риска
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Слабослышащие (тугоухие) — дети (лица) с частичной недостаточностью слуха, приводящей к стойкому нарушению речевого развития.
Бесплатные занятия с логопедом
Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В. П.Лебедев, О.П.Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы:
Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости.
Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха).
Третья группа — факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно при этом выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха.
Фоновые факторы можно определить как факторы наследственного происхождения, к ним следует отнести различные нарушения метаболизма. К фоновым факторам врожденного происхождения возможно отнести перенесенную матерью во время беременности вирусную инфекцию. Особое влияние оказывают неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо лекарственных препаратов, или асфиксия при родах. Справедливости ради необходимо заметить, что эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать условные повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового вредоносного фактора (например, заболевание ребенка вирусной инфекцией) вызовут выраженное нарушение слуха.
В сурдологической практике выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие дети.
Клиническая картина глухих детей указывает на глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое определяется прежде всего наследственностью, врожденными или приобретенными в раннем детстве факторами — до овладения речью (постнатальный период). В случае, когда глухих детей не обучают речи специальными средствами (не оказывают должной сурдологической и логопедической помощи по каким-либо внешне социальным причинам), они становятся немыми — глухонемыми, как называли их не только в бытовой практике, но и в научных работах до 1960-х годов прошлого столетия. При этом, большинство глухих детей имеют остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 — 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Как показывает практика и вместе с ней проведенные исследования, глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и практически не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 75—90 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки — силой более 90 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Длительное обучение таких лиц речи обеспечивает в конечном итоге формирование речи, приближающееся к нормальному или хотя бы способствующего общению в социальной среде. Далее невозможно не сказать о том, что глухота вызывает вторичные изменения и нарушения в психическом развитии ребенка — более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Отпечаток накладывается на все стороны познавательной деятельности данного лица.
Слабослышащие (тугоухие) — дети (лица) с частичной недостаточностью слуха, приводящей к стойкому нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с весьма большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащими принято считать лица, начинающих слышать звуки громкостью от 20 — 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 — 75 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон воспринимаемых звуков по высоте.
Конечно, недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению темпа в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде, изменению строя фонетико-фонематического ряда и т.п. Варианты развития речи у слабослышащих детей разноплановы и во многом зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических и психологических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.
Хочется отметить, что при гемолитической болезни новорожденных, (несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или по принадлежности их крови к разным группам), возможно наблюдать нарушение слуха, которое может сочетаться: с общим поражением мозга и олигофренией, с диффузным поражением мозга, с задержкой психического развития, с выраженным гиперкинезом, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы и т.д. При этом нарушение слуха может быть обусловлено нарушениями функций мозговых систем, в которых должен осуществляться прием, анализ и синтез звуковой информации (височная доля головного мозга: 20, 21, 22, 41, 42, 52-ое поля), поступающей из внешней среды.
Приобретенное нарушение слуха, возникшее вследствие травмы черепа, может быть связано с нарушением не только рецепторного отдела слухового анализатора, но и его проводящих путей и корковой части. Нередко недостаточность слуха сочетается с нарушением вестибулярного аппарата.
Обязательно, всякому собственно психологическому исследованию детей должен предшествовать сбор подробных анамнестических данных.
Особенности речи глухих и слабослышащих
Ограниченное понимание речи — один из наиболее заметных и массивных симптомов. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений.
В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов).
В произношении слов имеется много искажений в структуре слова: интересно, что обычно сохраняется контур слов или хотя бы ударный слог, как наиболее слышимый, на этом основании могут смешиваться слова фонетически сходные.
Характер звукопроизношения слабослышащих лиц будет следующим: 1) смешение звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных; 2) сигматизмы (в основном призубный и боковой), длительно удерживающиеся замены шипящих свистящими и смешение свистящих и шипящих; неправильное произнесение соноров «р» и «л»; 3) недостатки смягчения; 4) позднее формирование аффрикат; 5) выпадение при стечении согласных одной из согласных.
Голос слабослышащего обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией.
Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильными навыками, обусловленными недостаточными и искаженными восприятиями, поступающими в слуховой анализатор. К последним относятся: глухой и слабо модулированный голос, упорные смешения звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных, трудность воспитания правильных свистящих согласных.
Для выяснения и уточнения тех данных, которые характеризуют слабослышащего ребенка и возможности его дальнейшего развития и обучения, проводится обследование. Оно должно несомненно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер. Одно из важных мест в нем занимает обследование слуха.
Отоларинголог проводит обследование слуха аппаратурным путем и при помощи речи. Логопед проводит полное логопедическое обследование, в котором должно иметь место и обследование слуха при помощи речи; хотя последнее не может обладать точностью аппаратурного обследования, но благодаря теснейшей связи слуха и речи имеет очень важное значение.
Кроме слуховых данных, в логопедическое обследование слабослышащего ребенка должны войти речевой анамнез и состояние речи в момент обследования.
При собирании речевого анамнеза важно выяснить особенности речевого развития слабослышащею ребенка до момента снижения слуха, обстоятельства и время возникновения тугоухости, последующие изменения в речевом развитии (словаря, грамматического строя, звуковой стороны речи), в общем поведении ребенка.
Выяснение формы общения между слабослышащим и его близкими, как, например, жестикуляция, использование остатков слуха, т. е. усиленная громкость речи, речь на ухо, чтение с губ и др., часто помогает понять причину несоответствия речи тугоухого и степени снижения слуха.
Практическое обследование слабослышащих и глухих детей
На базе кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии Московского Педагогического Государственного Университета было проведено ларингологическое обследование слабослышащих, глухих и нормально слышащих студентов дефектологического факультета кафедры сурдопедагогики. В ходе непрямой ларингоскопии, проводимой зеркальным гортанным ларингоскопом диаметром 16 и 27 мм (по М. Гарсия), был проведен осмотр состояния голосовых складок и гортаноглотки.
По результатам исследования каких-либо явных дефектов в анатомическом строении и функционировании голосообразующего аппарата не выявлено. Голосовые связки подвижны и сохраняют тенденцию к нормальному голосообразованию, что должно учитываться при оказании логопедической помощи таким пациентам.
В логопедическом обследовании принимало участие 12 человек в возрасте 18-ти лет. Четверо из них имели 4-ую степень потери слуха, пятеро были с 3-ей степенью потери слуха, двое со 2-ой и один был с нормальным, сохранным слухом.
Что касаемо нарушения речи этих обследуемых, то на лицо, с 4-ой степенью потери слуха наблюдается комплексное недоразвитие речи. Прежде всего, это связано с отсутствием необходимой логопедической помощи в раннем дошкольном и школьном периодах. При попытке вызвать голос, мы могли наблюдать неправильно поставленное внешнее (обычное) и речевое (фонационное дыхание). А, как известно, именно правильное дыхание формирует нашу речь. Следовательно, при логопедическом консультировании таким пациентам необходимо перво-наперво поставить правильное речевое дыхание путем обучения дыхательной гимнастики и сделать акцент на развитие артикуляционного аппарата, поскольку только комплексный подход даст плоды при формировании вербальных средств общения (в данном случае – устной и письменной речи). Что касается обследуемых с 3-ей степенью потери слуха, то здесь ситуация обстоит ненамного, но лучше. Среди речевых нарушений точно можно выделить сигматизм и ламбдацизм, сопряженных также с нарушением фонационного дыхания. Меры воздействия, которые можно применить в данном случае, это сделать упор на фонопедические упражнения, которые способствовали бы развитию голоса, интонации и выразительности, устранению сигматизмов, формированию аффрикат и правильного дыхания, а также дикционную гимнастику. У обследуемого со 2-ой степенью среди речевых нарушений можно было отметить опять же ламбдацизм и шепелявость. Преодолевается данное речевое нарушение путем специальных (стандартизированных) логопедических упражнений. У нормально слышащего наблюдалась легкая степень заикания, основой которого являлись неврозные клонические, смыкательные голосовые судороги голосообразующего аппарата и губные артикуляционные судороги не имеющие связи с патологией слуха.
Вывод, который можно сделать, однозначен: людям, страдающим нарушениями слуха необходима логопедическая помощь. Нецелесообразным является ограничение только сурдологическими методами и приемами. Формирование речи людей с аномалией слуха – это задача двух направлений дефектологии: сурдопедагогики и логопедии. На данном этапе научно-исследовательской работы яркой связи между степенью потери слуха и нарушением речи не выявлено. Изучение данной области будет продолжено далее.