Что можно отнести к информационным коммуникациям
Виды и формы коммуникации в информационном обществе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Коммуникации в информационном обществе – это процесс передачи и восприятия информации, имеющий социальную обусловленность, протекающий в ходе межличностного и массового общения и реализуемый посредством различных каналов и средств вербального и невербального характера.
Значение коммуникации в информационном обществе
Общение для человека на любых этапах развития общества играет чрезвычайно важную роль, однако в условиях развития информационного общества значимость коммуникаций существенно возрастает за счет их масштабности, доступности и разнообразных возможностей в этой сфере.
Проблема коммуникации в информационном обществе стала объектом активного изучения различных специалистов. Роль получателя информации существенно возросла в условиях информатизации. Коммуникация выступает средством налаживания связей населения и власти, хозяйствующих субъектов и клиентов, производителей и потребителей. Прямая связь, существующая уже достаточно давно, дополняется обратной связью, резко повышающей значимость получателя информации.
Информационное общество выступает в качестве оптимального способа развития коммуникации. На современном этапе развития информационных технологий для некоторых стран экономическое благополучие обеспечивается именно работой с информацией и знаниями. Успешное функционирование разнообразных структур требует все больше информации, управление которой способно приносить успех.
Организация коммуникации в условиях информатизации общества является объектом особого интереса со стороны государства, в том числе в военной сфере.
Характеристика видов коммуникации в информационном обществе
Коммуникации в информационном обществе можно классифицировать по ряду критериев. К их числу относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
Информативная коммуникация представляет собой процесс передачи информации, в рамках которого существуют коммутатор и реципиент. Информационное сообщение в такой коммуникации должно отвечать требованиям правдивости, непротиворечивости, беспристрастности. Эти требования предъявляются к содержанию учебников, газет, справочников, прогнозов погоды, спортивных сводок и так далее, однако не всегда выполняются на практике.
Эффективно-оценочные коммуникации направлены либо на самого себя, либо вовне. Эффективно-оценочные коммуникации могут носить как негативный, так и позитивный характер.
Реактивный вид коммуникации подразумевает передачу творческой, развлекательный, отвлекающей, юмористической информации, основная цель которой состоит в расслаблении, отдыхе, пробуждении фантазии.
Убеждающий вид коммуникации подразумевает передачу информации в таких формах как приказы, советы, просьбы. Данный вид коммуникации призван стимулировать определенные действия за счет влияния на действия и убеждения других людей. Этот вид коммуникации представляет собой процесс осуществления социально предписанных действий.
Ритуальный вид коммуникации в условиях информационного общества используется мало, однако для некоторых людей несоблюдение ритуальных коммуникаций в связи с их незнанием является оскорбительным поступком.
Письменная коммуникация предполагает передачу информации посредством письменных символов. В условиях информатизации общества возникает возможность преодоления языковых барьеров, облегчается процесс познания языковых норм других государств и народов.
Характеристика форм коммуникации в информационном обществе
Формы коммуникации в информационном обществе различаются в рамках различных видов коммуникаций. Например, в рамках вербальной коммуникации информационное общество различает такие формы как диалог и монолог. В условиях информатизации диалог может протекать посредством обмена высказываниями между различными сторонами с помощью средств информатизации, таких как ЗУМ, Ватсапп и так далее. В форме монолога в рамках информационного общества коммуникация осуществляется посредством записи лекций, выступлений на онлайн-конференциях и так далее.
Невербальная форма коммуникации в условиях информационного общества предполагает обмен разнообразными сообщениями в виде символов. Информатизация общества обеспечивает простоту такого обмена за счет возможностей информационных технологий, облегчающих использование незнакомой символики. Помимо письменности обмен информацией осуществляется в виде массивов информационных данных, в том числе закодированного характера. В последнее десятилетие активизировалось развитие кратких форм коммуникации, осуществляемых посредством смс-сообщений, сообщений в Ватсаппе, в Вайбере и иных средствах коммуникации.
Также популярной формы коммуникации стали социальные сети, получившие ускоренное развитие в условиях информатизации общества. Посредством социальных сетей общение осуществляется без каких-либо территориальных ограничений, обеспечивает возможность преодоления языковых преград. Недостатком данной формы коммуникации является отсутствие эмоциональной окраски, которая не всегда в полной мере передается символикой, однако возможность обмена голосовыми сообщениями в условиях социальных сетей дает возможность преодоления данной проблемы.
Современные формы коммуникации в условиях информатизации общества способствуют активизации обмена информацией, преодолению преград в общении между людьми на разных участках планеты, глобализации культурных и иных ценностей.
Коммуникация информационная
Смотреть что такое «Коммуникация информационная» в других словарях:
Коммуникация информационная: субъекты — партнеры по информационному взаимодействию, опосредствованному СМИ и сетью Интернет: медиакорпорации (также их собственники, заказчики коммуникации), публикующие сведения разного рода (информацию) об окружающем мире, феномене человека, жизни… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Информационная теория демократии — Информационная теория демократии это междисциплинарное научное направление, изучающее возможности информационно коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения эффективности социального, экономического и других форм взаимодействия, и… … Википедия
коммуникация — 3.1.20. коммуникация: Управляемая передача информации между двумя или более лицами и (или) системами Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
коммуникация риска — 3.4 коммуникация риска (risk communication): Обмен информацией о риске или совместное использование этой информации лицом, принимающим решение, и другими причастными сторонами. [ИСО/МЭК Руководство 73:2002] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — 1) все многообразие информационно коммуникационных взаимодействий организации, которые условно можно разделить на два типа коммуникация внутри организации и коммуникация организации с ее внешней средой; 2) сравнительно молодая наука, предмет… … Социология: Энциклопедия
КОММУНИКАЦИЯ — (от лат. communicatio сообщение, передача) передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом об ве К. осуществляется между индивидами, группами, организациями, гос вами,… … Российская социологическая энциклопедия
Коммуникация — есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом человеком, животным, машиной. К. выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т. п.), которую… … Педагогическое речеведение
Информационная глобализация — происходящая в контексте процесса формирования глобального (всемирного) эконом. и финансового рынков стандартизация и унификация информационных потоков, а также условий распространения и потребления информации, стратегии медиаменеджмента и… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005-2010: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности — Терминология ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005 2010: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности оригинал документа: 3.1 влияние (impact): Неблагоприятное изменение уровня достигнутых… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (англ. mass communication массовое общение), систематич. распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и… … Российская педагогическая энциклопедия
НОВЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Новые виды информационных коммуникаций и их социальное значение
Денисов Д.С., Кочеткова О.В.
Волгоградский государственный аграрный университет
New types of information communications and their social implications
Denisov D.S., Kochetkova O.V.
Volgograd State Agrarian University
Коммуникация — это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи [1].
Коммуникация является одним из необходимых условий жизни человека в социуме, а коммуникабельность, под которой понимают способность к общению, общительность, способность к совместной работе.— одна из важных системных характеристик, сопутствующих успеху в современном обществе.
Принято различать внешние, внутренние, межличностные и общественные коммуникации. Внешняя коммуникация — это коммуникации между организацией и внешней средой. Задача внешних коммуникаций — удовлетворить информационные потребности организации, наладить связи с государственными органами, общественностью, поставщиками, клиентами. С помощью внешних коммуникаций формируется и поддерживается имидж компании.
Внутренние коммуникации являются частью производственно-хозяйственной деятельности: связь между отделами, отчеты отдела реализации или ведомости складского учета и т.п. Коммуникация внутри организации включает в себя инструктирование, информацию, обучение, менеджмент методом разговоров. Именно в результате коммуникации сотрудники получают необходимые знания и мотивацию, становятся лучшими защитниками и популяризаторами планов компании Важнейшая цель внутренней коммуникации в организации — создание среди сотрудников поддержки целей и политики, проводимой руководством организации. Таким образом, внутренняя коммуникация представляет собой важный организационный инструмент и необходимое условие для эффективного развития и внедрения организационной политики.
Межличностная коммуникация — коммуникация с другим человеком. Коммуникации между неформальными группами могут охватывать набор связей — от бытовых до производственных. Основой этого типа коммуникаций является информация, циркулирующая по каналам неформального общения. Иногда руководители специально запускают «слухи», чтобы проверить реакцию коллектива на возможные будущие решения.
Общественные, или массовые, коммуникации — процесс сообщения информации с помощью технических средств или средств массовой коммуникации численно большим группам людей: печать, радио, кино, телевидение. Источник информации передает послание рассредоточенным аудиториям. Ограничена возможность обратной связи[2].
Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных методов. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных (диалог, совещание, переговоры, презентации и т.п.) или письменных (приказы, распоряжения, инструкции, письма и пр.) сообщений, невербальные — осуществляются посредством языка телодвижений (осанка, жесты, поза, выражение лица и пр.) и параметров речи (интонация, тембр голоса, темп речи, громкость голоса, произношение, стиль речи и пр.).
Информационная коммуникация обеспечивает связь с массовой аудиторией посредством каналов коммуникации (все виды СМИ). Телекоммуникационные технологии непосредственно связаны с понятием информации и информационных потоков: по схеме «донесения послания до населения» и по схеме медиатехнологий (где важным является действие в информационном поле).
В настоящее время в мире протекает глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена [3].
Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг. Информационные технологии стали причиной появления новых видов коммуникаций: смс-сообщения, социальные сети, общение по Скайпу, intranet и другие.
Рассмотрим некоторые из новых видов коммуникаций. Не вызывает сомнений, что наиболее популярными из них являются SMS- сообщения. Около 95% населения используют их в повседневной жизни. При этом 40% используют SMS-сообщения в целях передачи существенной информации, 68% – с целью общения, 16% – с целью приятного времяпровождения [4].
Учитывая, что использование SMS- сообщений подразумевает концентрированную (сжатую, укороченную) передачу информации с целью экономии времени, такой способ коммуникации является недорогим, быстрым и удобным. Однако он не претендует на полноценные личные контакты ввиду ограниченных возможностей передачи эмоционального состояния абонентов. Учитывая, что 96% адресатов респондентов являются друзья или члены семьи, можно с уверенностью сказать, что SMS-сообщения являются неофициальным видом коммуникации[4].
Социальные сети приобрели большую популярность, поскольку обеспечивают высокую скорость коммуникации, возможность использования разнообразных её форм, а общение имеет черты простой коммуникации. Благодаря социальным сетям формируются группы по интересам, быстро распространяется информация, люди легко могут найти своих знакомых и даже единомышленников. Вместе с тем необходимо отметить и отрицательные черты такого вида коммуникации. В социальных сетях может распространяться экстремистская информация, пропагандироваться негативные идеи, наблюдается высокая степень влияния между ее членами. У активных пользователей социальными сетями страдает языковая грамотность, насыщенность и образность речи, межличностные контакты значительно обедняются. Легкость прерывания контактов не дает возможности развивать умение решать сложные конфликтные ситуации общения. Интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей жизнедеятельности, поскольку виртуальная жизнь социальных сетей ставит человека в ситуацию, когда навыки «живого общения» не используются. Такие навыки люди могут отработать только в реальной жизни, когда они могут определить эмоциональное состояние собеседника и выбрать правильную линию поведения. Уход из реальной жизни в виртуальную, примером которого являются социальные сети, может привести к нарушениям адаптации человека в обществе.
Глобализация мирового хозяйства привела к тому, что мир стал более открытым, а коммуникация между людьми превращается в стратегический ресурс развития и значительно превосходит роль традиционных ресурсов (земля, здания, сооружения, уровень промышленного производства). Успех или неудачу любой организации, существующей в современных рыночных условиях, сегодня определяют не только избыток или недостаток сырьевых ресурсов, труда или капитала, но новые созидательные возможности человека, новые формы взаимодействия, новые виды коммуникации.
Превращение информации в лимитирующий фактор производства меняет характер хозяйственной власти: объектами собственности, дающими их субъектам хозяйственную власть, становятся информация и знания.
К новым видам внутренних коммуникаций является Intranet – технология, основанная на технологии Internet, которая позволяет организации создать общее коммуникационное пространство, внутри которого беспрепятственно будет осуществляться обмен информацией. Благодаря Intranet все, чем живет организация, интерактивно, в едином интерфейсе, связывается воедино. Каждый сотрудник может пользоваться необходимой информацией, и, по мере своей компетенции, пополнять ее. Таким образом, Intranet является как бы «интеллектом» организации, цель которого состоит в том, чтобы дать возможность каждому сотруднику быть более производительным, а продукции – более своевременной и конкурентоспособной. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и, что немаловажно, повышению уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации[8].
Нельзя не отметить значение внешних коммуникаций для любой компании в современном мире, поскольку успех в конкурентной борьбе, прибыль и положение на рынке зависят от восприятия компании, ее имиджа внешним миром, т. е. от коммуникации. Только интернет-технологии, как новый вид коммуникация доносят до основной группы потребителей все значимые факторы в бизнесе: значение торговой марки, уровень корпоративной культуры, самоотдачу сотрудников, размер рынка, потенциал конкурентов и т.д.
Кроме того, электронные коммуникации могут обеспечить любому субъекту рынка решение такой важнейшей задачи, как преодоление непрозрачности (коррупция, судебная система, экономическая политика, стандарты бухучета и раскрытия информации, нормативное регулирование).
Список используемых источников
Информационное агентство РИА-Новости. Режим доступа: http://ria.ru/economy/20130708/948409615.html, свободный.
Wikipedia. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Skype, свободный.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.
Литвинов Ф.И. Моделирование управленческих структур предприятия. /Под ред. Литвинов Ф.И. – М.: Менеджмент в России и за рубежом, 2008.-№2-с.91-96.
Виды информационных коммуникаций
Комплексные исследования информационного пространства лежат в основе планирования рекламной деятельности.
Способ передачи информации от одного субъекта обуславливается наличием общей для сторон коммуникации знаковой системы (языка общения, системы символов):словесные (так возникает вербальная коммуникация) или несловесные – картинки, графики, статистические данные, жесты, мимика и т.д. (так появляется невербальная коммуникация).
Пример 3.2.1. Вербальная коммуникация. Ярмарочное зазывание: «Этот квас затирался, когда белый свет зачинался». На ярмарке также вывешивались на обозрение и на продажу прикрепленные к веревкам гирлянды ярких лубочных картинок, подписи к ним, зачастую, становились рекламными призывами: Свечи, свечи, сальныя, Светильни бумажныя, Горит оне ясно, Очень прекрасно! * * Источник: http: www.hist.nnоv.ru |
Исследователи коммуникативных процессов делят коммуникацию на формальную и неформальную. Формальная коммуникация – это основные каналы организационного общения, по которым поступает вся информация.
Неформальная коммуникация – это личная коммуникация. Здесь нет четких каналов или моделей. Личная, неформальная коммуникация очень сложна по своей структуре и обычно содержит самые различные виды информационных сообщений. Она предполагает обмен информацией, эмоциями и чувствами. Особенность неформальной коммуникации состоит в том, что она пренебрегает организационной структурой, существующей в обществе или организации, и пронизывает все иерархические уровни.
По направленности движения информационного потока коммуникация может быть вертикальной или горизонтальной. Вертикальная коммуникация направлена сверху вниз, она существует в иерархически организованных структурах (предприятие, организация, структурированная социальная группа и т.д.) или при неравенстве статусов субъектов общения (начальник – подчиненный, ребенок – взрослый, молодой – пожилой). Вертикально организованная коммуникация ставит общающихся людей в неравные условия. Так, например, один из них может находиться в статусе «слушающего», а другой – «говорящего». Движение информации в этом случае будет осуществляться по нисходящей, сверху вниз, от доминирующего субъекта общения к подчиненному.
Вертикальная коммуникация порождает ряд проблем, первая из которых – проблема обратной связи, когда исходящая сверху информация поглощается подчиненным субъектом общения, и ответный отзыв снизу вверх, адекватный характеру информации, не поступает.
Другим вариантом является горизонтальная коммуникация. Она возникает, когда субъекты общения не доминируют друг над другом, находятся в равных статусах. При правильно организованной горизонтальной коммуникации общение представляет собой двунаправленный плодотворный процесс обмена знаниями, информацией, опытом.
Г. Почепцов определяет типы коммуникации в иных терминах. Он выводит понятия иерархическойи демократической коммуникации. Исследователь, в частности, пишет: «Коммуникация может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи). Для иерархической схемы важен приказ, для демократической – убеждение. Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя, всегда будет выполнено. Не так обстоит дело с демократической схемой; здесь получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение. Это связано с еще одним отличием: в рамках иерархической коммуникации перед нами цепочка «начальник – подчиненный», у подчиненного нет иного выбора, кроме послушания. В демократической схеме мы имеем дело со свободным человеком»[147]. Г.Почепцов сопоставляет выделенные типы коммуникаций по ряду признаков (таб. 3).
Информационные коммуникации
Кратковременные коммуникации.
Стоит также отметить, что некоторые кратковременные коммуникации служат иногда большим целям, чем кажется. Несмотря на свою якобы бессмысленность, они работают как форма долговременных коммуникаций. Например, присутствие президента страны на концерте известной группы, спортивном матче или другом культурном событии на первый взгляд кажется обычном житейским фактом. Получающий эту новость человек может подумать: «Ну а почему бы Президенту не посетить концерт этой группы? Хорошая же группа. Мне нравится, ну и ему, видимо, тоже». И вот в этот момент активируется именно долговременная коммуникация. Создается образ Президента, близкого к народу, образ того, что он – не мифическая фигура, а обычный живой человек, что ему нравятся такие же вещи, как и всем остальным.
Долговременные коммуникации.
Довоенные немецкие плакаты и плакат, предшествующий вторжению СССР в Польшу в 1939 году.
таковы были слова Давида, перед тем как он вышел на поле боя (см. «1-я Книга Царств»: гл. 16-31). Этот символ указывал евреям на то, что несмотря на угрозу со стороны более сильных народов, они все объединены верой в Бога и Бог же их защищает.
«Давид и Голиаф», гравюра Гюстава Доре, 17 век. «Геракл убивает Лернейскую гидру», 15 век.