Что можно отнести к латентным функциям института высшего образования
Функции института образования
Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому [25]. Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Функции бывают присущими различным институтам общества. Итак, первой и важнейшей миссией любого социального института является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности она соответствует». [24, c. 16]
Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции. Но это функции, присущие всем институтам.
В имеющейся научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации. Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение её соответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению (трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную. Другие же исследователи своим взглядом охватывают роль образования в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья когорта исследователей называет функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и т.д. общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая ещё именуется профессионально-экономической либо профессионально-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и как правило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новые, а на самом деле старые, но объединённые либо по-другому названные. Например, А.В. Кооп помимо экономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов — гуманистическую, политико-воспитательную и культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не только в этом примере, но во многих других, так как все остальные функции образования вытекают из неё либо выступают её модификациями.
В целом основные функции образования можно условно поделить на
o социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.
o социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;
o социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы;
При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.
Проверочная работа в форме теста: «Общество как система. Социальный институт»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема «Общество как система. Социальный институт»
Автономность общества заключается в:
а) его независимости от природной среды;
б) способности существовать за счет высокого уровня внутренней саморегуляции;
Социальная структура как понятие теоретической социологии – это:
а) совокупность классов и слоев общества;
б) политическая организация общества;
в) устойчивые, повторяющиеся, относительно неизменные связи (взаимораспооложения) внутренней организации общества, независимые от сознания отдельных людей.
Базисные (элементарные) связи организации общества или его подсистем – это:
а) социальные контакты индивидов;
б) статусно-ролевые стандарты поведения;
в) формы организации политической жизни.
К статусным предписаниям относятся:
а) правила самоподачи человека, занимающего определенное социальное положение;
б) совокупность конкретных прав и обязанностей лица, занимающего определенное социальное положение;
в) конкретные правовые нормы.
В социальные отношения вступают:
а) люди, обладающие статусами;
б) социальные статус;
Главный (основной) статус в статусном наборе человека
а) связан с его профессией;
б) определяется его образом жизни;
в) – тот, с которым он сам себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие.
Личный статус – это:
а) положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены данной группы;
б) принадлежность к определенному социальному слою;
в) прирожденное, наследуемое место в социуме.
Социальная роль – это:
а) общественное значение деятельности индивида;
б) поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом;
в) модель поведения, ориентированная на данный статус.
К неформальным социальным институтам относят:
К основным функциям экономических институтов относятся:
а) регулирование денежного обращении;
б) распространение знаний;
в) производство и распределение благ и услуг.
Функция социального института – это:
а) та польза, которую он приносит обществу;
б) способ деятельности;
в) цели самосохранения.
Институциализация (институционализация) означает:
а) создание исследовательских и иных институтов в определенной сфере деятельности;
б) опривычивание (хабитуализация) определенных отношений;
в) закрепление практики или области отношений в виде совокупности социальных норм, принятого порядка или в виде закона.
К латентным функциям института высшего образования относится:
а) подготовка специалистов высшей квалификации;
б) трансляция духовных ценностей;
Дисфункция социального института – это последствия его деятельности, которые:
а) способствуют выживанию, саморегуляции данной системы;
б) ведут к дезорганизации данной системы, изменениям ее структуры;
Деперсонализация деятельности социального института является :
а) важным условием его нормального функционирования;
б) признаком бюрократизации деятельности;
К методам социального контроля относятся:
а) поощрение желаемого вида поведения;
б) применение негативных санкций;
К проявлениям дисфункции социального института бюрократии (администрирования) относятся:
а) строгая управленческая иерархия;
б) появление неформальных отношений в среде чиновничества;
Самым древним социальным институтом принято считать: а) семью;
Эффективность социального контроля определяется:
а) степенью реализации норм в поведении людей;
б) постоянством применения нормы путем вмешательства государственного органа (санкции);
Формальный контроль осуществляют такие институции как:
Ответы: б в б б а в а бв ав ав а в в б ав в в а ав аб
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1395076
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ
Функции и дисфункции бывают явные,если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные,если они скрыты от глаз, не заявляются. Явные функции институтов ожидаемы и необходимы, формируются и декларируются в законах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции являются непредумышленным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России в начале 1990-х гг., через парламент, правительство и президента стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во всеуслышание цели и задачи. На самом же деле в стране выросла преступность, упал уровень жизни. Таковы побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — о том, что из этого получилось.
Так, явной функцией запрещающего азартные игры закона может быть их прекращение, а латентной — создание подпольного игорного бизнеса. Христианские миссионеры, представители института религии, в Латинской Америке и в Африке явно стремились обратить жителей в новую веру, а латентно способствовали разрушению местных племенных культур и, таким образом, дали толчок процессам социальной трансформации.
Контроль КПСС над всеми сферами жизни советского общества явно был призван поддерживать революционный дух советских людей, латентно же породил класс новых партийных бюрократов, несомненно, буржуазных по своим взглядам и устремлениям и все менее склонных к самоотречению и преданности идеалам, что было свойственно большевикам.
К явным функциям школы как института среднего образования относятся обучение грамотности, которая удостоверяется аттестатом зрелости, подго-
45 Мертон Р. Явные и латентные функции. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.С. 379-447.
46 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ.; Под ред.Г.С. Батыгина. М„ 1996. С. 44.
товка к поступлению в вуз, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у школы есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит подняться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Явными, т.е. достаточно самоочевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к различным специальным ролям и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными — закрепление социального неравенства, имеющего место при получении высшего образования.
Таким образом, латентные функции выступают как побочный эффект деятельности социального института. Они могут быть и позитивными, и негативными. Негативные называются также дисфункциями (о них шла речь выше). В качестве положительного примера использования латентных функций часто называют деятельность Генри Форда — крупного бизнесмена и основателя знаменитой автомобильной компании. Он искренне ненавидел профсоюзы, большие города, крупные кредиты и покупки в рассрочку, но по мере своего продвижения в обществе он более чем кто-либо другой стимулировал их развитие, понимая, что латентные, скрытые, побочные функции этих институтов работают на него, на его бизнес.
Функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать полезные знакомства. Пересечение функций, дисфункций, явных и латентных можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 39).
Рис. 39. Логический квадрат функций социальных институтов
Сделаем вывод:социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они
не наносят вреда. Они показывают, что любой институт может принести гораздо большую пользу (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.
Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются «теневые» институты, которые берут на себя функцию регулирования важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России).
Функции социальных институтов. Универсальные и специфические, явные и латентные функции.
Любое общество для того, чтобы функционировать, должно производить, распределять и потреблять материальные и духовные блага. Так, потребность в создании материальных ценностей заставляет людей поддерживать производственные отношения, а потребность к самовосстановлению заставляет их вступать в определенные отношения для продолжения рода, воспитания и социализации новых членов общества. Для максимальной оптимизации этих отношений они институализируются.
Социальный институт является определенным образом организованной, стандартизированной и согласованной между участниками общественной жизни структурой, направленной на удовлетворение общественно значимых потребностей.
Функции социальных институтов активно описывали в своих работах социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Они считали, что главным аспектом в функциях социальных институтов являются их общественные последствия (полезные или вредные), а не цели и намерения людей.
Так, Р. Мертон разделил последствия деятельности социальных институтов на функции и дисфункции.
Функции – это те последствия, которые способствуют сохранению, упрочению, развитию, саморегуляции данной системы. Говоря коротко, это полезные для общества последствия. | Дисфункции – это, напротив, последствия, ведущие к дестабилизации, дезорганизации данной системы, изменению се структуры. Это вредные для общества последствия. |
Если дисфункций больше, чем функций, то в обществе происходит дезорганизация социальной системы. Например, дисфункциями социального института семьи будут являться следующие процессы: увеличение разводимости, бездетность, проблемы с воспитанием детей, кризис внутрисемейных отношений и т.д.
Социальные институты являются полифункциональными, т.е. имеют множество функций. В социологии выделяют универсальные и специфические функции социальных институтов.
Универсальные и специфические функции социальных институтов
Специфические функции характерны для некоторых социальных институтов. Например, социальный институт государства занимается установлением порядка в обществе, институт образования – обучением и подготовкой к профессиональной деятельности и т.д.<< spravochnik_article.html >>
Явные и латентные функции социальных институтов
Явные функции – это те последствия деятельности, ради которых и был создан определенный социальный институт как система самовозобновляемых взаимодействий. Явные функции закреплены в кодексах и уставах, официально декларируются, контролируются обществом. Явные функции являются необходимыми, осознанными и формализованными.
Латентные функции – это такие последствия социальных институтов, которые не могут быть заранее запланированы, т.к. они являются неосознаваемыми. Латентные функции выполняются институтами непреднамеренно. Например, институт образования может выполнять функцию политической социализации, однако эта функция не является его основной. Законодательство о запрете игорного бизнеса в качестве явной функции предполагает прекращение распространения азартных игр, а в качестве латентной функции может привести к созданию подпольных игорных заведений.
Таким образом, латентные функции рассматривают как «побочный продукт» деятельности социального института. Однако с помощью изучения латентных функций можно получить объективную картину общественной жизни.
Характеристика функций социальных институтов
Каждый социальный институт выполняет ряд функций, также несколько социальных институтов могут выполнять одну и ту же функцию. Например, воспитанием личности занимается не только институт семьи, но и институты образования, религии, средств массовой информации и т.д.
Полифункциональность социальных институтов приводит к их пересечению и взаимовлиянию. Например, рост экономики в развитых странах приводит к росту грамотности и увеличению квалифицированных специалистов, эффективное производство благодаря налогам формирует бюджет, средства которого отправляются на бесплатное образование и т.д.
Функции социальных институтов могут изменяться, исчезать и трансформироваться в новые.
Состояние социальных институтов – показатель стабильности общественной системы. Если система стабильна, социальные институты имеют понятные и необходимые функции.
Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?
Вопрос №26. Функции образования как социального института
Явные/латентные по статье:
К явным функциям школыкак института среднего образования относится
· приобретение грамотности и аттестат зрелости,
· обучение профессиональным ролям,
· усвоение базисных ценностей общества.
Но у неё есть также скрытые функции:
· приобретение определённого социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного;
· завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.
Социальные институты образования выполняют следующие функции:
Функция социального воспроизводства состоит в том, что образование
репродуцирует различные стороны социальной жизни. За счет образования происходит
накопление непосредственно духовного и опосредованно материального богатства
общества. Суть этой функции выражается через социально-экономическое развитие,
которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая система образования.
Функция социального перемещения связана с изменением положения человека в
обществе. Образование дает основание для изменения социального статуса личности. В
этом случае многое определяется социальными ориентациями обучающегося. Последние
включают три взаимосвязанные стороны: ретроспективную (осознание человеком своего
социального происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных позиций и
путей их достижения) и перспективную (выбор будущего социального положения и путей,
этапов движения к нему). Образование предоставляет возможности осуществить все три
стороны социальной ориентации.
Культурно-репродуктивная функция отражает ту реальность, что в ходе учебно-
воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранять и приумножать
культурный пласт общества. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, не
штампуются, а индивидуализируются. И чем большее число поколений участвует в этом,
тем значимее проявляется культурно-воспроизводящая функция образования.
Коммуникативная функция-это, главным образом, двусторонняя связь между
образованием и окружающим миром. Ценности, которые усваивает личность в процессе
обучения, воспроизводятся также и другими сферами жизнедеятельности общества:
экономической, политической, наукой и т.д.
Селективная функция образования выражается в естественной дифференциации
учащихся по способностям, предметным и профессиональным симпатиям.
Функция социального регулирования и контроля проявляет себя в силу
экономической и других форм зависимости образования как непроизводительной сферы
деятельности людей. Через сферу образования происходит воздействие на внутренний
мир учащихся и учителей в нужном направлении. Здесь происходит формирование
уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, а также традициям, обычаям
своего народа, региона и т.п.
Инструментальная функция социального института образования проявляется в
разработке методов социализации учащихся, поиске наиболее эффективных средств
подготовки подрастающего поколения к выполнению функций в различных сферах
жизнедеятельности общества: труде, учебе, семейной жизни и т.п.; в разработке
превентивных мер против возможных вариантов девиантного поведения.
Вопрос №27 Формальные и неформальные институты (на примерах).
Социальный институт — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.
Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и регулируют, могут быть формальными и неформальными.
Формальные институты — это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д.
К формальным социальным институтам относятся:
1. экономические институты- банки, производственные учреждения;
2. политические институты- парламент, милиция, правительство;
3. воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.
Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества.
Неформальные институты — это институты, которыене имеют строгой, специально установленной законодательной и нормативной базы, хотя их деятельность также регулируется определенными документами (например, они должны быть зарегистрированы, иметь свой устав). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан. Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, то есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.
Примеры неформальных институтов: национализм, организации по интересам (рокеры), «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей, политические движения, различные фонды социального и культурного назначения, объединения по интересам, очередь.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 2386 ; Мы поможем в написании вашей работы!