Что можно отнести к общественным благам
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.
Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
10.1. Сущность и классификация финансовых рисков
10.1. Сущность и классификация финансовых рисков Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Под вложениями во внеоборотные активы (долгосрочными инвестициями, капитальными вложениями) подразумеваются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных
25. Сущность и классификация капитала
25. Сущность и классификация капитала В истории экономики существовало множество теорий капитала.А. Смит рассматривал капитал как накопленный запас вещей или денег, разграничивая основной и оборотный капитал (первый является достоянием того, кто им владеет, и генерирует
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций 1. Сущность и определение инвестиций Инвестиции – это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных
2.4. Понятие и классификация резервов
2.4. Понятие и классификация резервов Под резервами в экономическом анализе понимают нереализованные возможности улучшения использования ресурсов и повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.Примерная классификация резервов по ряду признаков
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ. ОТВЕТОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и
6. Понятие и классификация инноваций
6. Понятие и классификация инноваций Инновация (нововведение) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким
12.5. Общественные блага
12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы
Занятие 15 Общественные блага
Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными
33. Понятие и сущность услуги. Основная классификация услуг
33. Понятие и сущность услуги. Основная классификация услуг Одним из основных направлений развития современной экономики за последние два десятка лет является стремительное расширение сферы услуг. Увеличение спроса на разного рода услуги можно объяснить влиянием
23. Общественные блага: понятие, сущность
23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития
16. Сущность и классификация группировок
16. Сущность и классификация группировок Статистическая группировка – это один из основных этапов проведения статистического исследования.Процесс образования однородных групп на основе разделения статистической совокупности на части или объединение изучаемых
52 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
52 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Менеджером можно назвать человека тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.Управленческое решение – это
2. Сущность и классификация группировок
2. Сущность и классификация группировок Научно обоснованное распределение на группы дает возможность сделать правильные выводы об изучаемой совокупности и происходящих в ней процессах.Принципы научной группировки были изложены в работах В. И. Ленина. Статистическая
Общественные блага и теория общественного выбора
Экономическая природа общественных благ и особенности формирования спроса на них
Общественные блага и их признаки
Чтобы классифицировать общественные блага, нужно понять важность доступности экономического блага для потребителей и выгоды от него.
Доступность блага для потребителей позволяет рассмотреть два признака благ: исключаемость из потребления и неисключаемость.
Исключаемость блага говорит о том, что тот, кто хочет обладать благом и может заплатить за него, получает этот продукт, то есть это благо можно купить на рынке.
Неисключаемость свидетельствует о том, что все без исключения потребители бесплатно могут пользоваться этим благом.
Рассматривая блага с точки зрения выгоды для потребителей, нужно рассмотреть такие признаки как избирательность и неизбирательность.
Избирательность свидетельствует о невозможности потребления определённого блага одним человеком при потреблении его другим, то есть потребители конкурируют друг с другом за возможность потребления.
Неизбирательность свидетельствует о том, что благо неконкурентное и его потребление приносит выгоду всем потребителям без ограничений.
Принимая во внимание эти признаки, блага можно разделить на частные и общественные.
Чистое частное благо – благо с признаками исключаемости и избирательности. Доступность и выгода блага – только для покупателя. Такое благо можно купить на рынке поштучно.
Чистое общественное благо – благо, которое обладает признаками неисключаемости и неизбирательности. Доступность и выгода такого блага – для всех потребителей. Чистое общественное благо нельзя разделить.
Частные фирмы не могут заниматься производством чистых общественных благ, так как не получат от этого прибыли.
На рис. 15.1 видно, что предельные издержки предоставления чистого общественного блага равны нулю.
Производство чистых общественных благ влечёт за собой положительные экстерналии.
График спроса на чистое общественное благо – кривая совокупных предельных выгод от потребления данного блага (рис. 15.2).
На рис. 15.2, б можно увидеть объём потребляемого блага всеми потребителями, равный количеству чистого общественного блага, потреблённого каждым:
При этом оптимальный объем производства чистых общественных благ равен МС = ΣМВn, где МС – предельные издержки производства единицы чистого общественного блага; ΣMBn – сумма предельных выгод, полученных каждым потребителем.
Спрос для каждого потребителя чистого общественного блага – желание купить и возможность заплатить по разным ценам.
Общественные блага обычно производятся государством.
Общие блага (блага совместного потребления) – блага с признаками низкой исключаемости и высокой избирательности, доступ к которым тяжело ограничить, поскольку это требует больших издержек.
Это коммунальные блага, места общего пользования.
Коллективные блага – блага с признаками низкой избирательности и высокой исключаемости, доступ к которым легко ограничить с низкими издержками, например, введя плату за потребление.
Перегружаемые блага – например, дороги или мосты. С ростом потребителей этих благ увеличиваются предельные издержки и снижаются предельные выгоды других пользователей (рис. 15.3). Плата за пользование ими «разгружает» чистые общественные блага. Доход распределяется на ремонт этих дорог и мостов.
Клубные блага – блага, которыми пользуются только на добровольной договорной основе и цена которых позволяет избежать перегруженности общественного блага. Индивидуальные платежи членов клуба позволяют пользоваться дорогими общественными благами с выгодой.
Общественные блага можно свести в табл. 15.1.
Общественные блага | Соперничество (избирательность, конкурентность) | Неизбирательность (неконкурентность) |
---|---|---|
Неисключаемые | Общие блага (места общего пользования): блага, предоставляемые муниципалитетами (парки, пляжи) | Чистое общественное благо: обеспечение безопасности в стране, неперегружаемая дорога, эфирное TV |
Исключаемые | Чистое частное благо: товары, услуги, недвижимость | Исключаемые общественные, или коллективные, блага: 1) перегружаемые (дороги, музеи); 2) клубные (различные клубы) |
Оптимальный объем чистых общественных благ
Функция спроса на общественное благо – зависимость получения индивидом предельной выгоды от объема потребления блага (рис. 15.4).
MSC на рис. 15.4 – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs.
Оптимальный объём чистых общественных благ определяется равенством предельных выгод и предельных издержек:
Предоставление общественных благ рынком и государством
Потребители чистых общественных благ в процессе пользования получают выгоды, но платят за них не все. Такая проблема называется проблемой «зайца» или «безбилетника» (от английского freerider problem).
«Безбилетники» обычно бывают в больших коллективах, где их труднее распознать. Примером может служить отказ оплатить проезд в общественном транспорте или коммунальные налоги.
Рынок не в состоянии решить эту проблему, терпит фиаско.
Существует несколько методов предоставления общественных благ посредством рынка.
1. Исключение «безбилетников»: ограничение доступа к потреблению блага
Исключаемые общественные блага – это блага, пользование которыми можно ограничить, введя плату за них, например, продавая билеты на зрелищные мероприятия.
Введение платы может быть использовано в отношении перегружаемых благ (например, платные автострады), что ведёт к росту эффективности предоставления таких благ.
Заключение частных контрактов может быть эффективным в отношении благ совместного потребления. Пример: внесение оплаты за поддержание дорожек в дачном товариществе.
2. Комплексная оплата
Первый метод – продажа исключаемого и неисключаемого блага в едином пакете. Пример: оплату телевещания можно взимать в качестве части цены телевизоров.
Второй метод – продажа побочных продуктов. Пример: взимание платы за рекламу.
Комплексная оплата не может обеспечить достижения эффективного объема общественного блага, но оно способно содействовать приближению к оптимуму.
3. Субсидирование (добровольные пожертвования)
Такое финансирование неэффективно, поскольку цены на общественное благо становятся ниже при более высокой предельной полезности, извлекаемой потребителями.
В случае, если внешние эффекты невозможно трансформировать во внутренние, или производство общественных благ требует высоких расходов, эти блага предоставляет государство.
Формы участия государства в обеспечении общественными благами:
Источник финансирования и производства общественных благ государством – налоги.
Введение прогрессивного налогообложения может устранить неэффективность производства общественных благ.
Функции государства в рыночной экономике. «Провалы» рынка
«Провалы» (фиаско) рынка – это проявления неэффективности рыночного механизма.
Существуют четыре «провала» рынка:
Асимметричная информация – это неодинаковые сведения, которыми располагают стороны, участвующие в рыночной сделке, в результате чего редкие ресурсы общества распределяются неэффективно.
Во всех случаях «провалов» рынка на помощь приходит государство. Для решения вопросов с абсолютной монополией оно проводит антимонопольную политику. Оно контролирует производство для устранения отрицательных экстерналий в случае, когда рынок не справляется с ними. Государство помогает участникам рынка преодолеть ассиметричную информацию.
«Провалы» государства (от английского government failure) – ситуации, при которых правительство не может создать оптимальное распределение общественных ресурсов.
Информационная проблема государственного управления экономикой обусловлена тремя группами причин.
Во-первых, причинами технического характера – сложностью сбора и переработки больших объёмов информации.
Во-вторых, причинами формально-логического характера – неполнотой информации и несовершенством формально-логических прогнозов.
В-третьих, влиянием человеческого фактора – умышленным искажением информации и введением в заблуждение государственных органов с целью использовать это в частных интересах.
Проблема поиска ренты. Усилия индивидов, предприятий, организаций, направленные на получение исключительных преимуществ с помощью государства, называются поиском ренты. Теория поиска ренты, разработанная Р. Толлисоном, Дж. Бьюкененом, Д. Коландером и другими учеными, утверждает, что издержки государственного вмешательства связаны с отвлечением ресурсов на непроизводительную деятельность частных агентов, направленную на то, чтобы получить ренту, порожденную государственным вмешательством.
Несовершенство политического процесса – это логроллинг, манипуляция голосами, лоббизм принимаемых решений.
Логроллинг – это практика «торговли голосами» среди членов законодательных органов.
Деятельность государства направлена на развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пенсии, пособия и т.д. Государственные расходы во всех развитых странах имеют тенденцию к росту.
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.
Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.
ОТВЕТ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.
Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.
Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» – общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.
Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.
Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.
Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.
Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.
Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.
Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.
Чистые общественные блага имеют две основные особенности.
1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.
2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.
Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.
Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.
На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.
Рис. 49.1
Рис. 49.2
Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:
Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.
Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.
Определение оптимального объема производства общественных благ
Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.
Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:
где MSB (Q, s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Q s; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3).
Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага
Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.
Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.
Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.
В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.
Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.
Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену.
Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.
Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 31 Монополистическая конкуренция: определение объема и цен.
Вопрос 31 Монополистическая конкуренция: определение объема и цен. ОТВЕТМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и
4. Теория оптимального объема выпуска продукции
4. Теория оптимального объема выпуска продукции 1. Определение оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей.Предприятие, как правило, стремится получить максимальную прибыль.При прочих равных условиях наибольшее
10.4. Определение объема производства и цен в условиях монополистической конкуренции
10.4. Определение объема производства и цен в условиях монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама
11.3.1. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на рынке факторов и товаров
11.3.1. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на рынке факторов и товаров Конкурентный рынок факторов производства – это рынок, на котором имеется большое число продавцов и покупателей фактора производства, причем
11.3.2. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на товарном рынке и монопсонистом – на факторном
11.3.2. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на товарном рынке и монопсонистом – на факторном Монопсония – рыночная структура, при которой множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных
11.3.3. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном рынке и совершенным конкурентом на рынке факторов
11.3.3. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном рынке и совершенным конкурентом на рынке факторов Построение рыночной кривой спроса на труд со стороны предприятий, обладающих монопольной властью на товарном рынке, в
11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках
11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники
12.5. Общественные блага
12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы
Занятие 15 Общественные блага
Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными
23. Общественные блага: понятие, сущность
23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития
24. Классификация общественных благ
24. Классификация общественных благ По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;2) индивидуальные, отличающиеся
25. Виды общественных благ
25. Виды общественных благ Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется
Вопрос 36 Обоснование объема производства и оценка эффективности ассортиментных программ
Вопрос 36 Обоснование объема производства и оценка эффективности ассортиментных программ Анализ эффективности ассортиментных программ проводится по показателям: уровень выполнения плана по ассортименту, коэффициент обновления ассортимента, процент снижения