Что можно отнести к правилам применения техники молчания
Техника молчания в психологическом консультировании
1.Суть техники молчания
1. Техника молчания — одна из сложных и специфических техник психологического консультирования, так как имеет две плоскости: молчание клиента и паузы в речи консультанта, и обе эти плоскости консультант должен уметь интерпретировать и использовать в целях терапевтического воздействия. Паузы в речи клиента могут означать следующее:
• в начале консультирования:
• растерянность из-за самого факта прихода на консультацию;
• обострение каких-то личных качеств, например робости, стеснительности и т. п.;
• сопротивление, нежелание вести разговор дальше, уход от обсуждаемых проблем;
• внутренний диалог, обдумывание какого-либо решения, мысли и т. п., рефлексию;
• возникновение у клиента инсайта и обдумывание и осознание им этого инсайта;
• ощущение тупиковости беседы и перекладывание ответственности за ее продолжение на консультанта;
• ожидание от консультанта активности или завершения какого-то этапа разговора, подытоживания, резюмирования;
• наличие серьезных, тяжелых чувств, которые клиент не в состоянии выразить.
Консультант может использовать в своей речи паузу в таких случаях, как:
• обдумывание сказанного клиентом и аналитическая внутренняя работа;
• формулирование важных вопросов и интерпретаций;
• побуждение клиента к более глубокому размышлению над проблемой, осознаванию своих чувств, то есть побуждение его к внутренней активности, рефлексии;
• фрустрация клиента с целью вовлечения его в более глубокие слои своих проблем;
• побуждение клиента к внешней активности и разговору, продолжению своего рассказа;
• признание у клиента права на молчание с целью формирования у него чувства собственной значимости и права быть таким, каков он есть;
• естественные паузы в случае завершения консультативной встречи.
2. Техника молчания имеет следующие правила применения:
• консультант должен уметь держать паузу, не испытывая при этом личной тревоги и не передавая ее клиенту, а также быть толерантным к тревоге клиента и не идти у него на поводу;
• консультант должен уметь «читать» клиента, чувствовать причины, по которым возникла пауза, и, поняв это, вести себя соответственно качеству возникшей паузы, например, если консультант определил, что клиент в данный момент проживает инсайт, ему не следует прерывать этот процесс, а если консультант замечает, что молчание клиента носит выжидательный характер, то ему необходимо либо прервать молчание, либо проанализировать его, направляя беседу в нужное русло;
• консультант, анализируя паузы клиента, должен понимать их значение, и в первую очередь время, когда клиент молчит, например в начале консультирования, или когда процесс работы идет активно и существует хороший терапевтический климат;
• консультанту необходимо соблюдать временные ограничения при держании паузы, так как слишком долгое молчание консультанта может привести к повышению тревожности у клиента;
• своевременность использования консультантом паузы, так как часто на начальных этапах консультирования, когда атмосфера доверия только формируется, клиент может почувствовать тревогу и страх из-за молчания консультанта, или же у клиента недостаточно внутренних ресурсов для принятия фрустрирующих интервенций со стороны консультанта;
• использование консультантом молчания в его позитивном аспекте, когда оно выражает поддержку и одобрение, а не в негативном, когда с помощью молчания невербально демонстрируется презрение и отвержение собеседника;
• консультант должен помогать клиенту выражать свои мысли втом случае, если молчание клиента означает затруднение, сопротивление и тревогу, используя для этого фразы типа ‘В каком направлении движутся ваши мысли?», «Кажется, что вы сейчас о чем-то задумались?», «Что важного для вас в этом молчании?» и т. п. или предлагая выразить то, что заставляет клиента молчать, не словами, а действиями, игрой, рисунком и т. п.
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 52 | Нарушение авторских прав
Вопрос 26. Техника молчания в психологическом консультировании
Суть техники молчания. Значение паузы
Правила использования
1. Техника молчания — одна из сложных и специфических техник психологического консультирования, так как имеет две плоскости: молчание клиента и паузы в речи консультанта, и обе эти плоскости консультант должен уметь интерпретировать и использовать в целях терапевтического воздействия.
Паузы в речи клиента могут означать следующее:
• в начале консультирования:
— растерянность из-за самого факта прихода на консультацию; обострение каких-то личных качеств, например робости, стеснительности и т. п.;
• сопротивление, нежелание вести разговор дальше, уход от обсуждаемых проблем;
• внутренний диалог, обдумывание какого-либо решения, мысли и т. п., рефлексию;
• возникновение у клиента инсайта и обдумывание и осознание им этого инсайта;
• ощущение тупиковости беседы и перекладывание ответственности за ее продолжение на консультанта;
• ожидание от консультанта активности или завершения какого-то этапа разговора, подытоживания, резюмирования;
• наличие серьезных, тяжелых чувств, которые клиент не в состоянии выразить.
Консультант может использовать в своей речи паузу в таких случаях, как:
• обдумывание сказанного клиентом и аналитическая внутренняя работа;
• формулирование важных вопросов и интерпретаций;
• побуждение клиента к более глубокому размышлению над проблемой, осознаванию своих чувств, то есть побуждение его к внутренней активности, рефлексии;
• фрустрация клиента с целью вовлечения его в более глубокие слои своих проблем;
• побуждение клиента к внешней активности и разговору, продолжению своего рассказа;
• признание у клиента права на молчание с целью формирования у него чувства собственной значимости и права быть таким, каков он есть;
• естественные паузы в случае завершения консультативной встречи.
2. Техника молчания имеет следующие правила применения:
• консультант должен уметь держать паузу, не испытывая при этом личной тревоги и не передавая ее клиенту, а также быть толерантным к тревоге клиента и не идти у него на поводу;
• консультант должен уметь «читать» клиента, чувствовать причины, по которым возникла пауза, и, поняв это, вести себя соответственно качеству возникшей паузы, например, если консультант определил, что клиент в данный момент проживает инсайт, ему не следует прерывать этот процесс, а если консультант замечает, что молчание клиента носит выжидательный характер, то ему необходимо либо прервать молчание, либо проанализировать его, направляя беседу в нужное русло;
• консультант, анализируя паузы клиента, должен понимать их значение, и в первую очередь время, когда клиент молчит, например в начале консультирования, или когда процесс работы идет активно и существует хороший терапевтический климат;
• консультанту необходимо соблюдать временные ограничения при держании паузы, так как слишком долгое молчание консультанта может привести к повышению тревожности у клиента;
• своевременность использования консультантом паузы, так как часто на начальных этапах консультирования, когда атмосфера доверия только формируется, клиент может почувствовать тревогу и страх из-за молчания консультанта, или же у клиента недостаточно внутренних ресурсов для принятия фрустрирую-щих интервенций со стороны консультанта;
• использование консультантом молчания в его позитивном аспекте, когда оно выражает поддержку и одобрение, а не в негативном, когда с помощью молчания невербально демонстрирую ется презрение и отвержение собеседника;
• консультант должен помогать клиенту выражать свои мысли в том случае, если молчание клиента означает затруднение, сопротивление и тревогу, используя для этого фразы типа «В каком направлении движутся ваши мысли?», «Кажется, что вы сейчас о чем-то задумались?», «Что важного для вас в этом молчании?» и т. п. или предлагая выразить то, что заставляет клиента молчать, не словами, а действиями, игрой, рисунком и т. п.
Вопрос 27. Техника структурирования и руководство в психологическом консультировании
Сущность и достоинства техники структурирования
Способы осуществления техники структурирования
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Что можно отнести к правилам применения техники молчания
Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Так же и начинающий консультант чувствует себя неуютно при возникновении в беседе паузы молчания, поскольку ему кажется, что он постоянно должен что-то делать. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, а влюбленные много времени проводят в молчании, что свидетельствует лишь о глубине их отношений. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно:
§ увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;
§ предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;
§ позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.
Хотя спектр смыслов тишины в консультировании довольно широк, обычно различают «содержательное» и «бессодержательное» молчание (Gelso, Fretz, 1992). В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать.
Каковы важнейшие смыслы молчания в консультировании?
1. Паузы молчания, особенно в начале беседы, могут выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из-за самого факта консультирования.
2. Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов. Периодические паузы молчания делают беседу целенаправленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы.
Паузы и молчание в психологическом консультировании.
Умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков консультанта. Соблюдая паузу, консультант предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это. Молчание консультанта акцентирует предоставленную клиенту возможность говорить и, поэтому, когда консультант заговорит, в свою очередь, есть основания ожидать, что его будут внимательно слушать.
Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от стадии консультирования и состояния клиента. Фактически, консультанту следует выдерживать некоторую паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос. На первой встрече вряд ли стоит затягивать паузу более чем на 20 секунд. В последующем нормальная пауза обычно не превышает 30-40 секунд. А в длительном курсе психологического консультирования пауза может длиться минуты.
На клиентов молчание зачастую оказывает сходное влияние. Они также чувствуют требование говорить и испытывают потребность отвечать, заполняя пустоты в беседе. В связи с этим между консультантом и клиентом может возникнуть тайный договор о заполнении пустот бесполезной болтовнёй клиента. Осознав это, консультант может исправить ситуацию, предложив клиенту при очередной паузе помолчать и сосредоточиться на внутренних переживаниях. Тем самым молчание обретает другой смысл. Сосредоточение на внутреннем опыте (ощущениях, чувствах, образах, фантазиях) требует времени и пауза в данной ситуации является адекватной реакцией консультанта.
Еще одной причиной молчания может быть желание обоих участников остановиться на некоторое время, чтобы осмыслить, суммировать ранее произошедшее, подумать о следствиях. Кроме того, клиент часто нуждается в паузе после периодов самовыражения или вслед за достигнутым инсайтом, чтобы усвоить полученный опыт, интегрировать его в существующую систему внутренних представлений. Для некоторых клиентов такие периоды интегрирующего молчания являются ранее не испытываемым опытом человеческого взаимодействия, прерывание которого было бы серьёзной ошибкой.
Молчание может иметь самые разные значения. Так, например, молчание может свидетельствовать о стремлении скрываться, уединяться и защищаться от других людей. Клиент может использовать молчание, чтобы передать консультанту сообщение: “Я приближаюсь к страшащей меня теме и нуждаюсь в поддержке” или “Я независим и не нуждаюсь в вашем понимании”. Консультант, в свою очередь, посредством молчания может передавать следующие послания: “Я хочу, чтобы мы двигались немного медленнее”, или “Я хочу, чтобы вы больше подумали о только что сказанном”, или “В данный момент я очень внимателен к вашим чувствам”.
Важные моменты молчания в психологическом консультировании:
• В начале беседы паузы молчания могут выражать тревогу, растерянность клиента.
• Во время паузы клиент обдумывает свои слова для продолжения рассказа, обдумывать, возникающие во время беседы догадки, идеи.
• У консультанта так же важны паузы молчания. Они нужны для обдумывания нового вопроса, для подведения итога какой-то части беседы, выбрать главное, важное из какой-то части рассказа клиента.
• Молчание означает, что будет продолжение беседы со стороны клиента или консультанта (разделение ответственности за беседу).
• Пауза молчания, если она субъективна, может быть неприятной т.к. беседа зашла в тупик. Придётся искать новое направление беседы.
• Молчание может означать сопротивление клиента процессу консультации.
• Пауза возникает, когда беседа имеет формальный характер. Клиент и консультант избегают обсуждение важных тем, приближение к которым увеличивает тревожность у клиента.
• Молчание, как обобщение. И это молчание более осмыслено и красноречиво любых слов.
Затянувшееся молчание можно прервать фразами: «О чём вы думаете? Что сейчас чувствуете? Что важного в этом молчании?»
Иногда не следует сразу прерывать молчание клиента. Лучше дать ему «дозреть». А со стороны консультанта неожиданное молчание говорит о том, что клиент допустил какую-то оплошность, неприятную для консультанта.
Особенности практики молчания и правила ее выполнения
В нашей современной жизни люди сталкиваются со многими негативными факторами. Самым плохим из них является информационный поток, а также реакция на него. В результате разнообразных переживаний по этому поводу человек начинает вступать в диалог с окружающим его социумом. Нередко результатом такого диалога становятся различные конфликты. В конечном итоге психика такого человека не выдерживает. В этом случае поможет практика молчания.
Особенности и эффект
Практика молчания, или обет молчания, является своеобразным зароком, который человек дает сам себе. Он это делает для того, чтобы услышать свое «Я». А еще данный субъект при этом может позволить себе беспрепятственно общаться с Богом и с Высшими силами. Такая практика свойственна абсолютно всем людям. И при этом неважно, какое у них вероисповедание (буддизм, христианство и т. д.).
Например, индийская практика молчания Мауна направлена на то, чтобы достичь состояния внутреннего безмолвия.
Все знают, что если держать под управлением свою речь, то и свои мысли можно удержать под контролем.
Или возьмем, к примеру, Випассану. Во время занятий такой практикой, как Випассана, человек может созерцать свой ум. Данная методика предназначена также для освобождения от негатива.
В Випассане присутствуют 4 истины – это благородство, страдание, прекращение страдания, а также пути предотвращения страдания. Благодаря медитации и обету молчания люди открываются Будде. Таким образом они очищаются от всего плохого и становятся развитыми духовно людьми.
Практика молчания была придумана людьми в древние времена. Она по праву считается аскетичной. Данную методику часто применяли монахи. Для ее осуществления они уходили далеко в горы или леса для того, чтобы спокойно там молиться, поститься и познавать себя.
Есть люди, которые в совершенстве владеют йогой. Они знают, как погрузиться «в тишину ума». Таких людей еще называют «муни». Последние уверены в том, что бестолковые разговоры забирают у человека всю энергию и блокируют ум. Такой фактор приводит к блокировке саморазвития.
Польза от практики молчания просто неоценима.
Продолжительность
Все люди сильно отличаются друг от друга. Поэтому кому-то понадобится для осуществления практики совсем мало времени, кому-то примерно месяц, а кому-то к этому месяцу можно смело приписать еще 10 дней.
Именно поэтому нижеприведенные примеры являются лишь рекомендательными для тех людей, которые еще не определились со сроками выполнения практики.
Сначала определитесь со своими возможностями. Например, некоторые особы не могут и минуты прожить без разговоров, а другие стараются избегать такого общения.
Поэтому одним особам можно порекомендовать начать практику молчания с одного дня в неделю, а другим выбрать более длительный срок. Впрочем, даже молчание в течение 1 часа в неделю будет весьма полезным. Например, М. Ганди выделял 1 день в неделю на полное безмолвие.
Также практике молчания полезно посвящать 3-4 часа в день.
Некоторым людям можно «замолчать» примерно на 10 дней. Для осуществления такой методики необходимо полностью остаться наедине со своим «Я». Это легко выполнить, находясь на даче или в загородном доме.
При этом необходимо отметить, что не нужно приступать к практике молчания без определенной подготовки на целый месяц. Есть риск, что вы не сможете выполнить поставленное самому себе условие.
Чтобы все получилось, необходимо запастись терпением и большим желанием добиться результата. В дополнение ко всему отключите свои эмоции, чтобы не провоцировать себя на различные соблазны, идущие извне.
Советы по выполнению
Некоторым людям кажется, что в современной жизни человек вынужден идти на любой контакт с окружающим миром, чтобы выдержать конкуренцию. Но это не совсем так. Многие так увлекаются погоней за успехом, что забывают об отдыхе и состоянии своей души.
Резервы человеческого организма не безграничны. Если постоянно перегружать свою психику ненужной информацией, которая поступает в результате таких диалогов, то душевное состояние обязательно дестабилизируется.
Тогда у человека начнутся сбои в работе нервной системы в целом. В конечном итоге он перестанет быть конкурентоспособным. Мало того, такой субъект может легко заболеть на физическом уровне.
Чтобы этого не случилось, любому из нас необходимо на время останавливать свою бурную деятельность и прислушиваться к своему «Я». Как это делать правильно? Одним из лучших вариантов является практика молчания. Во время ее проведения индивид просто вынужден будет прислушаться к своим истинным желаниям, идущим из глубины сознания.
Чтобы все ваши цели были достигнуты, вам можно порекомендовать рассмотреть некоторые советы.
А вот еще один момент, на который следует обратить особое внимание: тем, кто уже успел применить практику молчания на деле, можно порекомендовать ответить самому себе на такие вопросы: