Что можно в этой тишине услышать

Что можно в этой тишине услышать. Смотреть фото Что можно в этой тишине услышать. Смотреть картинку Что можно в этой тишине услышать. Картинка про Что можно в этой тишине услышать. Фото Что можно в этой тишине услышать

Может, это стихотворение и хорошее, но пожалуй, хорошо оно только для начинающего поэта, а вовсе не для такого корифея, каким является Бунин.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Во второй строке первой строфы, в слове «золотой» имеется пиррихий, что даёт некоторый сбой ритма четырёхстопного ямба, которым и написано стихотворение.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Не считаю применённый для Осени образ «тихой вдовы» удачным. Осень, особенно в сентябре, пестра и нарядна, в праздничных и даже торжественных одеждах, такие одежды надевают дамы всех всемён и народов на великосветские балы или народные гуляния. А вдовы скромны и грустны, их одеяния темны и черны, мысли скорбны и печальны. А в вашем анализе «Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания и близкой смерти». Ну, то, что вдова может быть «всё ещё красива и импозантна», я согласен. Но «печать увядания и близкой смерти» вполне мог нести «на своём челе» её муж незадолго до смерти, но никак не сама вдова, которая порой переживала своего супруга на долгие годы (Наталья Гончарова, например, пережила своего мужа Александра Сергеевича Пушкина на 27 лет).

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек

Вот это «В дворе» так режет слух, что просто удивительно, как мог поэт использовать такое словосочетание. Впрочем, удивляться тут нечему: Иван Бунин не получил хорошего образования, в отличие от своего брата; из гимназии его исключили, и дальше его обучал на дому какой-то Юлий, сосланный в Озёрки под надзор полиции.

И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,

Зачем этот повтор первых строк? Не понимаю.

Описание леса и осени было в настоящем времени и вдруг сменилось на прошедшее время. Это «разнообразие» разрывает целостность описания, делает чтение некомфортным.

Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу.
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Поэт описывая «мёртвый сон осенней ночи» и тишину, обращает внимание на сову, которая в этой тишине тоже тихо сидит на ветке. Но тут же пишет, что она вовсе и не сидит, а наоборот, дико хохочет и срывается с шумом с высоты. Автору надо было всё-таки как-то определиться или взять другой пример для описания осенней тишины.

А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой.

Откуда эта гнилая сырость листьев, если сам же автор раньше писал: «Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца».

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,-
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи

Эта банальная рифма «ночи-очи» уже была выше! Нельзя же так повторяться в одном, пусть и не маленьком стихотворении.

Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив.

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,

«Трубят рога» и потом «воет рог туриный». Разве это не повтор?

Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

«Льёт дождь», и значит, листья кружиться не могут никак. И гуси вряд ли начнут свой перелёт в дождик. Птицы под дождём сидят на ветках, нахохлившись. А гуси прячутся по деревьями.

Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Что значит «навсегда»? На следующий год Осень вернётся в свой терем.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!

«на лугу». Обычно под словом «луг» понимается покрытое травянистыми растениями большое открытое пространство, которое чаще всего расположено рядом с водоемами. На лугу пасутся кровы, на лугу растут травы и цветы. И если этот луг занесён, запорошен снегом, то это уже, в моём понимании, не луг, а просто поле.

А там, как буйный пляс шамана,

Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,

«Ветры» читается как «ВетрЫ», с ударением на последний слог. Или Бунину можно всё?

Источник

И. А. Бунин. Листопад. Отрывок

И. А. Бунин. Листопад. Отрывок

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной…

Вопрос 1. Прочитай выразительно описание леса (начало отрывка). Подумай, почему поэт рассказывает именно о красках осеннего леса.
В солнечный или в пасмурный день наблюдал автор осенний лес? Как ты об этом узнал?
Осенний лес сравнивается с пёстрым, расписным теремом по внешнему виду или по настроению?

Ответ. Яркость и пестрота красок – отличительный признак осеннего леса, и поэтому практически все писатели и поэты описывают осеннее убранство леса. Поэт наблюдает лес в солнечный день, об этом говорит строка «стоит над светлою поляной». Осенний лес сравнивается с расписным теремом по внешнему виду: берёзы, как резьба на окнах терема; ёлочки, как вышки; просветы в небе, как оконца.

Вопрос 2. Три осенние картинки нарисовал поэт. Каждую из них он начал словом «сегодня». Найди и прочитай их. Какая тебе особенно понравилась?

Ответ. При работе с этим заданием можно обратить внимание на то, что в первых двух картинах поэт передаёт зрительные впечатления: блестящие нити паутины и последний летающий мотылёк. А следующая картина – звуковая, здесь передана тишина осеннего леса – «мёртвое молчанье». При этом во всех трёх картинах главная деталь (блестящая на солнце паутина, мотылёк и тишина) – явная примета ранней осени.

Вопрос 3. Найди в тексте звукопись. Что она здесь выражает?

Ответ. Повтор шипящих [ж], [ш] и свистящих звуков в последних трёх строках третьей строфы намеренный, то есть является звукописью, с помощью которой переданы характерные для осени звуки – шуршание падающих листьев.

Вопрос. Найдите в тексте все сравнения. Чем они выражены?

Ответ. «Лес, точно терем расписной»; «лес… весёлой, пёстрою стеной стоит»; «как вышки, ёлочки темнеют»; «просветы в небо, что оконца», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «и, точно белый лепесток, на паутине замирает»; «осень тихою вдовой». Сравнения здесь выражены сравнительными оборотами с союзами точно, как, что (в значении как) и творительным падежом имени существительного со значением сравнения («стоит стеной» – стоит как стена).

Вопрос. Найдите в тексте скрытые сравнения.

Ответ. «И осень… вступает», «лес… стоит… завороженный тишиной». В этих выражениях осени и лесу придаются качества человека, то есть неживые существа олицетворяются.

Вопрос. Найдите в тексте эпитеты. Выделите среди них те, которые передают цвет.

Ответ. «Терем расписной, лиловый, золотой, багряный»; «весёлая, пёстрая стена»; «светлая поляна»; «жёлтая резьба»; «лазурь голубая»; «листва сквозная»; «тихая вдова»; «пёстрый терем»; «пустая поляна»; «широкий двор»; «воздушная ткань паутины»; «последний мотылёк»; «белый лепесток»; «мёртвое молчанье»; «синяя вышина»; «солнечная поляна».

Вопрос. Прочитайте первую и последнюю строфы. Чем они различаются и что у них общего?

Ответ. Первые две строки в обоих четверостишиях совпадают – это полный речевой повтор. Четвёртая строка первой строфы стала третьей, и при этом слово «светлая» заменено синонимом «солнечная». Вместо строки «весёлой пёстрою стеной» дается строка «заворожённый тишиной». В результате в первой строфе поэт говорит только о том, что он видит (даёт зрительную картину леса), а в заключительной строфе добавляет звуковые впечатления, говорит об удивительной тишине.

Народные приметы

1. Если листопад пройдёт скоро, надо ожидать крутой зимы.

2. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

3. Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.

Источник

Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 79 (Школа России)

Что можно в этой тишине услышать. Смотреть фото Что можно в этой тишине услышать. Смотреть картинку Что можно в этой тишине услышать. Картинка про Что можно в этой тишине услышать. Фото Что можно в этой тишине услышать

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 79 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3 и 1, 2, 3.

Что можно в этой тишине услышать. Смотреть фото Что можно в этой тишине услышать. Смотреть картинку Что можно в этой тишине услышать. Картинка про Что можно в этой тишине услышать. Фото Что можно в этой тишине услышать

Учебник 1 часть — Страница 79.

Приходилось ли тебе наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажи. Сравни свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

Да, я часто наблюдаю за тем, как опадают осенние листья. Особенно я люблю смотреть на листопад в парке, где много разных деревьев. В такие моменты кажется, что какой-то неизвестный художник взял кисточку в руки и разукрасил листья в разные цвета: в жёлтый, зелёный, красный, багряный, коричневый. М. Пришвин описывает свои впечатления более красочно, поэтично. Писатель обращает внимание на детали, которые я даже не замечал.

Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Нарисуй словесную картину.

Писатель помог мне увидеть раннее прохладное утро на берегу реки. Листья с деревьев опадают, их уносит ветер вместе с перелётными птичками. Солнце потихоньку встаёт, день, скорее всего, будет тёплым. Но это последние погожие деньки. Скоро придёт холодная осень.

Обсудите с другом. Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?

Объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов общая тема произведения – тема природы. Авторы способны любоваться и восхищаться красотой осени. Они умеют передавать осеннее настроение, замечать важные детали.

И. Бунин
***
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье.

Как говорит поэт о тишине?

Поэт говорит о тишине, что это «мёртвое молчанье», в котором можно «услышать листика шуршанье». В этих словах И. Бунина чувствуется нежность и трепет.

Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину? Что ты изобразил бы на ней?

К этим двум произведениям можно нарисовать одну картину. Я бы нарисовал берег реки, на котором растут много деревьев. Земля покрыта жёлто-красными листьями. Голубое небо.

Составь самостоятельно небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу», используя опорные слова: тихо, ни ветерка, падают листья, улетают птицы.

Утром в осеннем лесу тихо. С деревьев падают пожелтевшие листья. Воздух недвижим: ни ветерка, ни дуновения. Вокруг ни души. Только перелётные птицы кружатся и улетают ввысь.

Источник

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад» методическая разработка по литературе по теме

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.
Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».


Анализ стихотворения И. Бунина «Листопад»

Вариант 1

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» — произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко — один день, «сегодня», а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…»), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова», хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса, используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти. Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья) и направленное движение (гуси держат перелет).

«Листопад» отличает обилие тропов. Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

Вариант 2

Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету «орловский вестник», в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается частых загородных прогулок, во время которых поэт не только наблюдал за окружающим миром, но и создавал удивительные по красоте стихи.

Точность, изящество, образность и умение передавать настроение – именно эти черты свойственны пейзажной лирики Ивана Бунина. Стихотворение «Листопад», написанное в 1900 году, не является в этом отношении исключением. Писал стихи об осени Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Карамзин.

В нем поэт сравнивает лес с расписным теремом, которые, играя разными цветами, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной». У каждого дерева есть свой оттенок. Березы отливают золотом, листья кленов подернуты благородным багрянцем, а ели по-прежнему остаются зелеными, напоминая о том, что еще совсем недавно здесь царило Его Величество Лето. Однако в просветах уже виднеется голубое небо, а земля устилается разноцветным ковром из листьев, которые шуршат под ногами при каждом шаге.

Бунин любит осень с ее запахом грибов и удивительным спокойствием, которое она дарит каждому, кто умеет тонко чувствовать и передавать настроения природы. «Воздушной паутины ткани блестят, как сети серебра», — отмечает автор, что изысканное убранство осени совершенно во всем, и каждая мелочь в одеянии природы продумана и гармонична.

Саму осень поэт сравнивает с «тихою вдовой», которая неслышно приходит в этот мир и вызывает у каждого встречного смешанное чувство радости и грусти. Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания и близкой смерти. Но Бунин старается насладиться каждым мгновением теплого осеннего дня, так как знает – очень скоро природа возродится и подарит ему новые впечатления, когда лес зашумит молодой листвой, нежной и сочной.

«Застывшая красота» осени недолговечна, потому что вместе с теплом уходят и краски жизни. Облетевшие листья деревьев, улетающие на юг стаи птиц, белесый и враждебный туман по утрам – все эти характерные черты приближающейся зимы умеет подметить Бунин и переносит их в свои произведения. Он мысленно прощается с лесом, в котором уже «морозный светится пожар», и просит у него прощения за то, что невозможно повернуть время вспять и вернуть те теплые, солнечные деньки, которые будут согревать поэта холодной зимой в его воспоминаниях.

Вариант 3

Стихотворение «Листопад» было написано в ранний период творчества И. Бунина (1900 г.), но по мастерству оно не уступает более поздним произведениям автора. Впервые «Листопад» был опубликован в журнале «Жизнь», который выходил в Петербурге.

Надо отметить, что первая публикация имела посвящение М. Горькому и подзаголовок «Осенняя поэма». Действительно, произведение можно отнести к жанру поэмы, так как в нем есть сюжет, система действующих персонажей, но при этом оно написано в стихотворной форме, имеет четко выраженное лирическое начало.

Тема стихотворения – приход осени и смена времен года. Автор показывает красоту природы, которая неподвластна времени и переменам погоды, утверждает идею цикличности и вечной жизни. И. Бунин показывает читателю течение времени, увядание и перерождение природы. Вначале он концентрирует внимание только на одном дне «сегодня», постепенно расширяя временные рамки до нескольких месяцев.

В «Листопаде» действует очеловеченный образ Осени, ее поэт представляет, как вдову, возвращающуюся в свой «пестрый терем», которым является лес. Осень-вдова печальна, несмотря на необычайную красоту леса, ведь она знает, что буйство красок и звуков скоро закончится увяданием. Лес потихоньку мертвеет, а Осени становится жутко среди «другой тишины», тишины мертвой, она запирается в своем тереме, чтобы пережить дождь и мглу. Далее автор описывает уход Осени: она отправляется за птицами, уступая место зимней красоте.

Ключевую роль в стихотворении играют пейзажи. Как правило, они являются внесюжетными элементами, но в нашем случае это сюжетный фон, без которого невозможно понять идею произведения. Осенние пейзажи, сотканные из пестрых красок и мрачных тонов, создают целостную панораму золотой унылой поры. Они сменяют друг друга как кадры на кинопленке, и на каждом кадре лес стает перед нами в новом одеянии и настроении. Картины природы динамические: играет мотылек, перелетает дрозд, в небе мелькают скворцы, улетают гуси.

И. Бунин обращает внимание на малейшие детали, даже тоненькая паутинка и тихое шуршанье листьев не остаются незамеченными. А чтобы читатель тоже прочувствовал настроение леса и Осени, автор наполняет пейзажи звуками и цветами. Цветов и оттенков в «Листопаде» можно насчитать более десятка, но в целом вся гамма разделена на три части: яркие, пестрые цвета (лиловый, красный, золотой и др.), бледные и серый тона, белый цвет заснеженного леса. Также и со звуками: сначала отовсюду слышится пение птиц, приятный шорох листьев, который постепенно сменяется тишиной и волчьим воем.

Арсенал художественных средств в стихотворении «Листопад» очень разнообразный, но главными являются олицитворение (осень) и метафора леса-терема. Также важную роль для раскрытия идейного смысла играют эпитеты и сравнения.

Композиция произведения достаточно сложная. Текст разбит на семь строф, которые сформированы по смыслу. Каждая строфа имеет от 14 до 14 строк. При этом рифмовка строгая: четверостишья с перекрестной рифмой чередуются с двустишьями с параллельной рифмой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Образы, художественный средства, особенности композиции и стихотворный размер – все это гармонично дополняет друг друга и служит для раскрытия темы и идеи произведения.

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

Образы и символы

Ключевым образом стихотворения «Листопад» является образ вдовы Осени. Автор создает его при помощи олицетворения и дополняет за счет сравнения. Благодаря этому у читателя создается ощущение, что он наблюдает за жизнью главной героини, окруженной сменяющейся стихией. Это помогает лучше передать некоторые эмоции и общее настроение строф.

Раз уж есть образ Осени, как главной героини, то вместе с ним возникает и образ осеннего леса в роли терема. Его судьба не менее интересна, чем судьба самой Осени. Сначала он «расписной» и «пестрый», затем – «бледный» и «оцепенелый». Он лишается «крыши», пустеет, разрушается и восстает вновь в виде «чертогов».

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Что можно в этой тишине услышать. Смотреть фото Что можно в этой тишине услышать. Смотреть картинку Что можно в этой тишине услышать. Картинка про Что можно в этой тишине услышать. Фото Что можно в этой тишине услышать Что можно в этой тишине услышать. Смотреть фото Что можно в этой тишине услышать. Смотреть картинку Что можно в этой тишине услышать. Картинка про Что можно в этой тишине услышать. Фото Что можно в этой тишине услышать Что можно в этой тишине услышать. Смотреть фото Что можно в этой тишине услышать. Смотреть картинку Что можно в этой тишине услышать. Картинка про Что можно в этой тишине услышать. Фото Что можно в этой тишине услышать Что можно в этой тишине услышать. Смотреть фото Что можно в этой тишине услышать. Смотреть картинку Что можно в этой тишине услышать. Картинка про Что можно в этой тишине услышать. Фото Что можно в этой тишине услышать

Композиция

Стихотворение «Листопад» состоит из семи длинных строф, которые начинаются с появления Осени и заканчиваются ее уходом из лесного «терема».

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон», эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Листопад» — пейзажная лирика. Автор описывает природу в ее мельчайших деталях, передает красочность, настроение и даже звучание. Сложно обозначить конкретное направление, в котором работал Бунин. Можно найти признаки имажинизма: обилие метафор, стремление передать целую картину, будоражащую воображение читателя, создание ярких образов.

Для того чтобы нарисовать целостною картину осеннего леса, писатель использует четырехстопный ямб. Он также переплетает в своем стихотворении строки при помощи всех видов рифмовки: кольцевой, параллельной, перекрестной.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «Листопад» изложена Многомудрым Литреконом кратко, но если Вам нужны более подробные разъяснения, напишите ему в комментариях, и он дополнит раздел.

Основная идея

Стихотворение Бунина – своеобразная ода природе. Писатель помогает читателю увидеть, услышать, прочувствовать то, на что тот просто не обращал внимания. Шорох листка, резвящийся зверек, тепло солнца и пронизывающий холод морозного утра перед наступлением зимы. Статичные картины осени ранней и поздней оживают, смешиваются, одна плавно переходит в другую. Смысл стихотворения «Листопад» — это описание таинственных закономерностей природы: ее цикличности и динамичности. Каждый день в ней происходят тысячи едва уловимых изменений, одно связано с другим, и вместе они обеспечивают плавную смену времен года — сложный жизненный цикл окружающего мира.

Передает автор и настроение природы. Композиция построена так, что оно меняется от строфы к строфе. От радостного начала цикла к стагнации, к отмиранию и зарождению нового светлого этапа. Такова главная мысль стихотворения «Листопад».

Сказочный образ леса

Что можно в этой тишине услышать. Смотреть фото Что можно в этой тишине услышать. Смотреть картинку Что можно в этой тишине услышать. Картинка про Что можно в этой тишине услышать. Фото Что можно в этой тишине услышать

В произведении «Листопад» показаны образы осени и леса, но в то же время читатель может наблюдать смену различных состояний природы. Главные герои показаны не застывшими, а как бы живыми. Поэт очеловечивает и лес, и осень, которую он именует «тихой вдовой». По мнению мастера пера, природа испытывает всё то же, что и люди: боль, тоску, радость, ожидание перемен.

Используя средства выразительности и художественные приёмы, автор показывает, как природа переходит из одного состояния в другое. Параллельно происходят изменения и в душе лирического героя — рассказчика. Чтобы показать цикличность изменений в природе, Иван Алексеевич использует кольцевую композицию. Яркая красота сменяется страданием и увяданием.

Некоторое время природа пребывает в состоянии подготовки к умиранию. Наконец, на смену угрюмой тишине и промозглой сырости приходит новая красота — холодная и величественная, пронизанная серебром и хрусталём.

Чтобы создать живописный образ красочного осеннего леса, автор использует соответствующую лексику, прибегает к эпитетам и сравнениям. Первая часть стихотворения изобилует красками, например:

Что можно в этой тишине услышать. Смотреть фото Что можно в этой тишине услышать. Смотреть картинку Что можно в этой тишине услышать. Картинка про Что можно в этой тишине услышать. Фото Что можно в этой тишине услышать

Лес сравнивается с теремом, просветы в листве — с окнами, а поляну автор называет широким двором. Бодрый настрой постепенно сменяется минорным, и этот контраст ещё сильнее подчёркивает сказочную красоту природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *