Что можно воспитывать на уроках русского языка
Воспитание учащихся на уроках русского языка
В воспитание учащихся включаются следующие структурные элементы: эстетическое, морально-этическое, трудовое воспитание и др. Оно реализуется как в классной, так и во внеклассной и внешкольной работе, на всех учебных предметах в процессе соединения обучения и воспитания детей.
В нашем предмете имеются два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания учащихся: во-первых, общие сведения о языке, во-вторых, дидактический материал, служащий для целей обучения.
Общие сведения о языке, сообщаемые в начале учебного года в каждом классе, а также в конце учебного года в IX классе, включают темы о месте и роли русского языка в современном мире. В связи с работой над этими сведениями учитель говорит о равноправии языков, об уважении к национальным языкам, об интернационализме, о любви к родному языку. Правильно раскрывая эти темы, преподаватель тем самым воспитывает учащихся идейно-политически и морально-этически. В данном направлении необходимо систематически работать, подсказывать детям правильный взгляд на языковую политику в нашей стране.
Дидактический материал, используемый для целей обучения,- это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы, подбираемые учителем из жизни школы, страны, внеклассной и внешкольной работы. Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, уважение к другим народам, любовь к родной природе и т.д.
Воспитывает учащихся и их деятельность по сбору материала на патриотические, морально-этические и другие темы (составление тематических словариков, подбор учащимися художественных и публицистических текстов на указанные темы, запись рассказов героев войны и использование их на уроках русского языка и т. п.).
Разумеется, работа над отдельными словами, предложениями и даже текстами не решает всех воспитательных задач. Она должна сочетаться с внеклассными мероприятиями, проводимыми в школе. Объединяя в учебном процессе обучение и воспитание, учитель должен постоянно помнить о том, что центральной задачей урока является сообщение знаний и формирование умений и что воспитательная работа должна органически вплетаться в его ткань.
В процессе воспитания учащихся на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методы:
Развитие логического мышления учащихся
средствами русского языка
к понятию звук является видовым, так как есть еще понятие согласный звук.
По способу наименования родовые понятия бывают словными (звук, предложение и др.) и чаще словосочетательными (вид глагола, член предложения и др.).
сказуемом, второстепенном члене предложения, дополнении, определении, обстоятельстве.
В начале урока учащимся предлагается вспомнить общее название для группы однородных частных предметов, например стол, стул, парта, табурет, шкаф; сорока, воробей, дятел, орел, грач; корова, коза, овца, свинья, лошадь. Результаты беседы можно записать в виде таблицы:
Современные тенденции в методике преподавания историко – филологических дисциплин в рамках реализации ФГОС
Ермолаева Наталья Александровна
Учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного учреждения «Стрелецкая общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.Е.Черникова Белгородской области Белгородского района»
c. Стрелецкое, Белгородской области
ВОСПИТАНИЕ НА УРОКЕ – ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ (РУССКИЙ ЯЗЫК)
В статье раскрываются возможности реализации воспитательной функции на уроках русского языка в начальных классах на примере учебно – методического комплекта «Русский язык» ( авторы В. П. Канакина, В.Г. Горецкий), подробно раскрыты различные направленности воспитательного процесса.
Ключевые слова: воспитание, русский язык, воспитательные направленности, патриотизм,
Исходя из этого, практически все учебные пособия и в том числе учебник русского языка, содержат в себе материалы патриотической направленности. Учитель на каждом уроке использует дополнительный материал этой направленности. По справедливому замечанию К. Д. Ушинского в статье «О первоначальном преподавании русского языка»: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка». Ведь именно русский язык для младших школьников является первоосновой всего процесса обучения, одним из основных способов социализации личности, средством развития их воображения, мышления, творческих и индивидуальных способностей. Значительная часть воспитания несомненно проводится непосредственно на уроке, так как это самая распространенная форма работы в школе. Именно на уроке в сложном взаимодействии переплетены все основные элементы учебного процесса: цели, задачи, взаимная деятельность учащегося и учителя, содержание, методы, формы, средства. Итак, воспитательный потенциал урока русского языка включает в себя:
— культуру управления образовательной деятельности
Именно урок русского языка заключает в себе практически неограниченные возможности воспитания ребенка гражданином своего отечества. Каждое задание учебника «Русский язык» (авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) в полной мере способствует одновременной реализации разнообразных воспитательных задач. Начальная ступень основного общего образования безусловно является первым этапом гражданского становления личности ребенка. В ходе подготовки к уроку русского языка в начальных классах учитель находит формы максимального использования воспитательных возможностей. Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенных качеств обучающихся. На уроке мы часто используем групповую работу. Каждая группа получает свое задание, при этом учитель создаёт условия для формирования необходимых учебных качеств: дисциплинированности, усидчивости, умения работать дружно. Т.к. учащиеся объединены общей задачей, это в немалой степени способствует сплочению детского коллектива. Дети работают сообща, выслушивают мнение каждого, у них формируется самооценка и взаимооценка. Рассмотрим лишь некоторые воспитательные направленности уроков русского языка:
а) формирование нравственных качеств личности;
во многих упражнениях учебника «Русский язык» много поговорок и пословиц о дружбе, честности, правде. На примерах текстов Ю. Яковлева, Е. Пермяка, Л. Толстого также формируются нравственные качества личности ребенка. Авторы учебника предлагают ученикам поразмышлять над лексическим значением таких слов, как достоинство, благородство, совесть, стыдливость и т.д. Дети в силу своих жизненных наблюдений, личных позитивных свойств составляют лексическое значение данных слов, сравнивают его с данными толкового словаря. В учебнике достаточно много текстов и заданий к ним, которые воспитывают у детей чувства доброжелательности, взаимопомощи и взаимопонимания, личной ответственности за свои поступки. Такого рода работа становится для маленького человека своего рода нравственной школой жизни.
б) формирование чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе;
очень много в учебнике упражнений, направленных на воспитание гражданина своей страны. Для этого используем метод проектов. Проектная деятельность предполагает организацию самостоятельных детских исследований, нацеленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества и каждого отдельного человека. В учебнике русского языка представлена для такого рода работы рубрика «Наши проекты». Отрывки поэтических произведений, используемые авторами при составлении упражнений, позволяют детям в полной мере насладиться красотой, богатством слов русского языка и учат их гордиться тем, что эти строки созданы писателями и поэтами, живущими и жившими в России, на Русской земле. Чувство гордости за свой родной язык, за его красоту возникает у детей при чтении высказываний К. Паустовского, С. Бондаренко, М. Горького, Г. Гранина. Когда дети пишут изложения по текстам Ю. Яковлева, Ю. Дмитриева, М. Пришвина, В. Бочарникова, то невольно начинают уважительно относиться к природе, учатся заботиться о ней. Этому также способствует большое количество произведений русских поэтов, воспевающих красоту родной природы. Тексты учебника формируют у детей представление о многообразии животного и растительного мира и способствуют воспитанию бережного отношения к нему. Когда дети читают тексты, осмысливают их содержание, то начинают задумываются о необходимости бережного отношения к природе, всему живому на Земле.
в) формирование культуры общения и коммуникативных навыков ребенка;
авторы подобрали упражнения, в которых формируются навыки общения учеников: отрывки из литературных произведений с использованием диалогов, пословицы о речи и языке. Дети знакомятся и начинают активно использовать в своей речи так называемые «волшебные» слова. Для того, чтобы это произошло, авторы неоднократно на страницах учебника вступают в диалог с учениками, предлагают разыграть в парах диалоги к сюжетным картинкам. Именно такого рода упражнения помогают развивать коммуникативные навыки детей, отстаивать свою точку зрения. Вести диалог на определенную тему, прислушиваться к мнению товарищей. В своей работе мы часто используем дидактические игры, которые положительно влияют на развитие сообразительности, смекалки, находчивости. Использование дидактических игр требует от детей не только умственных, но и волевых усилий: терпеливости, организованности, корректности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
г) физическое и психическое здоровье обучающихся и санитарно-гигиеническое воспитание школьников;
В учебнике конечно же можно найти упражнения, воспитывающие интерес ребенка к спорту, пропагандирующие здоровый образ жизни. Есть веселые стихи различных авторов. Которые обеспечивают эмоциональный настрой в начале урока или снимают напряжение и усталость в конце урока. Сам учебник позволяет учителю построить урок на основе принципов развивающего проблемного обучения. А это в свою очередь влечет за собой организацию активной мыслительной деятельности ученика, не позволяет формироваться интеллектуальной и физической лени. По мнению известного хирурга Н. М. Амосова именно физическая лень является одной из главных причин болезней человека.
д) Эстетическое воспитание школьников.
Одной из важнейших задач учителя в школе является формирование эстетического сознания. Высокохудожественные тексты русских поэтов и писателей в сопровождении интересных заданий направлены на выполнение этой задачи. Для достижения этой же цели в учебнике расположены репродукции картин великих русских художников, мастеров портрета и пейзажа А. А. Пластова, В. М. Васнецова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И.Э. Грабаря, В. А. Серова. К каждой репродукции дополнение в виде текста искусствоведа, который является своеобразным образцом для написания сочинения. Обязательно учитель проводит беседу по содержанию картины. Все эти составляющие настраивают ученика на творчество, он испытывает благодарность к художнику, проникается содержанием картины; у учеников возникает желание творить, художественное чутьё, чувство рифмы.
Мы рассмотрели лишь малую часть систематической воспитательной работы, проводимой на уроках русского языка. Невозможно на одном, отдельно взятом уроке, воспитать сразу многие духовные качества ребенка, но учитель должен ставить такие цели и по крупинке, постепенно, обязательно в системе, воспитывать маленького человека в том числе и на уроке. К огромной работе по становлению личности маленького человека безусловно требуется добавить и не менее важное и нужное семейное воспитание, общение с другими детьми. Все это, вместе взятое позволяет ребенку как объекту воспитания взглянуть на себя со стороны, оценить свои поступки, по возможности начать делать первые шаги по самовоспитанию. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей. А это и есть, как утверждает Н. В. Мудрик, «главный результат воспитания».
Статья о воспитании на уроках русского языка
Прусова Елена Борисовна, г.Иваново
«ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ – ДЕЛО ЛОЖНОЕ…»
Перевозя ученого через реку, Насреддин
сказал что-то грамматически неправильное.
— Ты изучал грамматику? – спросил учёный.
— Значит, ты потерял полжизни.
Скоро Насреддин обратился к пассажиру:
— Учился ли ты когда-нибудь плавать?
— Значит, ты потерял ВСЮ жизнь!
Соловьёв Л. В. Очарованный принц. М., 2015.
Если обратиться к истокам традиционной парадигмы образования, беспощадно критикуемой в настоящее время, то можно обнаружить, что она (при всех её отрицательных чертах) ориентировала школу на воспитание, прежде всего, нравственных ценностей. Сегодня школа часто устраняется от воспитания общечеловеческих моральных, нравственных и этических принципов. Особенно ярко это стало заметно с введением новых, тестовых, форм сдачи экзаменов по русскому языку. Не призывая вернуться назад, в прошлое, заметим, что для современного ученика, как показывают материалы анкетирования, всё большую важность приобретает не духовный, внутренний мир, а материальный. Предприимчивость, мобильность, креативность, коммуникабельность – вот что ценится старшеклассниками, да и обществом в целом. Доброта и сочувствие, совестливость и тактичность, вежливость и сдержанность, обязательность, трудолюбие, усидчивость, любознательность, а также соблюдение определённых норм поведения не в моде.
Можно ли как-то противостоять ей? И можно, и, главное, нужно. Иначе духовной деградации не избежать.
Каждый учебный предмет может воспитывать в ученике что-то определённое. Математика – культуру мышления, объективность, дисциплинированность… Биология воспитывает стремление к постижению истины, способствует пониманию законов природы, показывает место человека в окружающем его мире. Физическая культура развивает настойчивость и целеустремлённость, прививает интерес к активному, здоровому образу жизни…
Русский язык (особенно в содружестве с литературой) может воспитывать не только все перечисленные выше качества нравственной личности, но и множество других.
Но вот один из интересных фактов… Учащимся старших классов не раз предлагалось самим придумать варианты домашних заданий по русскому языку и литературе. Если задание разрабатывалось по литературе, то учениками почти всегда делалась установка на размышления о добре и зле, справедливости и совестливости, уважительном отношении друг к другу… Задания по русскому языку подобных установок были лишены. Не говорит ли это о том, что грамматические разборы, объяснения орфограмм и пунктограмм (обучающая функция) вытеснили воспитательную функцию предмета? Но, как отмечал русский философ И.Ильин, «образование без воспитания – дело ложное». (Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.)
Какие же способы и приёмы работы можно применять на уроке русского языка, если поставить цель нравственного воспитания учащихся? Вполне традиционные, но необходимые и порой забытые.
Большие возможности и для обучения, и для воспитания предоставляются на уроках словесности. Но современные программы, учебные планы не позволяют часто проводить такие уроки.
Прежде всего, это использование текстов, несущих не только новую информацию, но и влияющих на понимание и принятие нравственных ценностей. Вот пример такого текста для 10 класса.
Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса , князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы старосветские помещики Гоголя, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрёна в «Матрёнином дворе» Солженицына .
Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.
И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире – творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми – умом сердца. (Ф. Искандер) (176 слов)
Впрочем, каждый учитель знает, где можно найти подобный материал. Назову лишь методическое пособие Л.А.Гдалевич, Э.Д.Фудим «Уроки русского языка в 5 классе» (М., Просвещение, 1996). Для авторов этой книги «бесспорна воспитательная роль связного текста». Правда, эти тексты не всегда адаптированы, объёмны, но учитель может переработать предложенный материал и сократить его.
Важным является и приём записи незаконченного текста. Детям предлагается сочинить его продолжение. Часто описывается сложная в нравственном плане ситуация. За школьником – выбор и его обоснование. Это, скорее, материал для диагностики, позволяющий учителю понять, какие нравственные представления надо развивать у школьников. Интересной в этом плане является сказка Ф. Кривина «Сотворение человека».
Вылепил Бог человека. Все ему сделал как настоящее, еще и кусок глины остался. Спрашивает у человека:
— Что тебе еще слепить?
Оглядывает себя человек: руки-ноги есть, голова тоже на месте. Чего еще надо?
Призадумался Бог, стал вспоминать. Много он повидал на своем веку, а счастья так и не видел. Поди зная, как его лепить.
Человек взял глину, повертел в руках и покачал головой:
— Да-а… это ты ловко придумал…
Бывает и так, что грамматический материал так объёмен, что на вдумчивую работу над смыслом текста не хватает времени. На помощь приходят пословицы и поговорки – кладезь народных представлений о нравственности. Крылатые слова, умело подобранные цитаты тоже могут служить нравственными ориентирами в духовной жизни школьников.
Новое в интеллектуальном и эмоциональном плане может нести и лексика. Вот, например, слова, над которыми ведётся работа при изучении темы «Антонимы» в 5 классе: чёрствость – отзывчивость, жестокость – милосердие, равнодушие – чуткость, предательство – преданность…
Много интересного материала можно найти, обратившись к библейским образам или мифологии. Так, имена славянских богов, оказывается, тесно связаны с лексикой, знакомой всем с детства. От имени бога Рода (бог-родоначальник, праотец) образовались слова: родина, родня, урожай, природа ( кстати, это и объяснение правописания приставки ПРИ-, так как Природа – жена Рода, она рядом с ним, при нём). От имени бога Хорса (солнце) – хор, хоровод, хорошо… От слова Даждьбог (податель благ, живительной силы) – дать, дар… С именем Лады (богини плодородия и брачной жизни) связаны слова лад, ладно… Приведённый материал достаточно ярко отражает те нравственные качества, которые ценились нашими предками.
Говоря о внеклассной работе, следует вспомнить стоит назвать и несколько календарных дат, связанных с изучением русского языка и появившихся не так давно.
8 октября весь мир отмечает Международный День грамотности, учреждённый ЮНЕСКО по рекомендации Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности. Этот день – хорошая возможность привлечь внимание к лингвистике вообще, в том числе и к иностранным языкам. Думается, необходимо познакомить детей с этим днём, объяснить, почему возникла необходимость в пристальном внимании к грамотности людей, населяющих нашу планету.
Конкурс на самого грамотного ученика школы, который можно провести в этот день, всегда вызывают интерес («Чистое слово», «Ударяй правильно», «Как сказать?»…). Можно воспользоваться для небольших диктовок знаменитыми текстами о веснушчатой Акулине Саввичне и взъерошенном воробье, чопорном чёрте и господине Приставкине… Чувство юмора тоже надо воспитывать. Можно подобрать и более серьёзные задания. Например, во время конкурса «Толкуй, баба, толкуй, дед, объясняй слова, весь свет!» интересно предложить учащимся объяснить лексические значения слов, связанных с характеристиками личности: креативность, интеллигентность, интеллектуальность, менталитет, гуманность… Вариантов много. А дети, вспомнив об «Антибукере» и «Синей калоше», предложили провести конкурс на самого безграмотного ученика «Ошибка +». Но опять-таки по нравственным причинам их предложение было отклонено.
Следующая дата, о которой хотелось бы рассказать, 21 февраля – Международный день родного языка, отмечаемый с 1999 года по инициативе ЮНЕСКО в целях содействия языковому и культурному разнообразию. В 2016 году уже в девятый раз МБОУ СШ №18 проводит детскую лингвистическую научную конференцию, в которой участвуют дети самых разных национальностей. Воспитательный потенциал этого мероприятия велик. Мастер-классы, проводимые в первый день конференции, дают уроки психологической раскованности, прививают умение преподнести себя и свою работу («Актёрское мастерство», «Основы публичного выступления», «Как презентовать свою работу»…).
Материалы детских исследований разнообразны. Ребята изучали «Домострой» как свод нравственных правил Древней Руси; опираясь на толковый словарь, пытались как можно больше обнаружить в родном языке слов, связанных с культурой и бытом, понять их, перелистав этимологические словари. Многие изучали историю возникновения пословиц и поговорок разных народов, сопоставляли их и замечали, что схожесть нравственных ориентиров. Обращение к краеведческому материалу подкупало желанием узнать историю своего народа, а работы об именах, фамилиях – и историю своей семьи. Третья конференция, посвящённая творчеству Твардовского, вызвала желание исследовать произведения этого поэта не только с точки зрения языка, что закономерно, но заставила задуматься над проблемами, затронутыми в его произведениях: честь и бесчестье, память и беспамятство, вина и прощение… Всё чаще ребята раскрывают проблемы языка на конкретных литературных произведениях.
И, конечно же, научная конференция воспитывает умение общаться с незнакомыми людьми, с представителями разных национальностей, видеть и ценить своеобразие каждого человека.
Есть в календаре и ещё один день, о котором стоит сказать. Это 6 июня – День русского языка. Он был провозглашён в 2011 году в день рождения А.С.Пушкина (каждый мировой язык имеет свой день). В это время уже закончен учебный год. Идут экзамены. Но в школьном летнем лагере наизусть читают стихи Пушкина, задумываются над крылатыми выражениями, взятыми из его произведений, вновь учатся добру и правде.
Обучение и воспитание – составляющие одного понятия ОБРАЗОВАНИЕ.
«Элементы воспитательной работы на уроках русского языка»
Воспитательные аспекты современного урока как средство формирования личностных универсальных учебных действий ученика
Краткая характеристика основных направлений воспитательной работы на уроках русского языка и литератур
Новый закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Обучение не может не быть не воспитывающим. Воспитательная работа должна быть на уроке, а не после него.
Воспитывающий аспект предусматривает использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.
Поговорим о воспитательных возможностях таких предметов как русский язык и литература.
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.
Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.
Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство, а значит, можно формировать средствами языка различные стороны личности ребёнка: эстетические качества, нравственные, патриотические.
Для формирования у школьников представления об эстетических свойствах русского языка используются упражнения следующих видов :
-подбор учащимися высказываний о русском языке;
-анализ словарных статей многозначных слов в толковых словарях (в том числе и в словаре учебников);
— подбор синонимов, антонимов и выявление условий их употребления;
-подбор синонимичных фразеологизмов, нахождение их в художественном тексте;
-сочинение разных типов речи.
Воспитание нравственных качеств на уроках русского языка и литературы путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.
Рассмотрим некоторые виды деятельности, формирующие воспитательную функцию уроков русского языка и литературы.
Приёмы, используемые на уроках:
проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы ?
особое внимание нужно уделять работе над сочинениями. Сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой..
Текст художественного произведения уже несёт определённую эмоциональную нагрузку, заставляет думать, сопереживать, соглашаться или опровергать мнения героев произведения.
На примере любого произведения, изучаемого в курсе литературы, можно воспитывать различные нравственные качества или демонстрировать примеры положительного и отрицательного жизненного опыта, учитывая собственный опыт учащихся или его отсутствие.
Реализуя воспитательный аспекта урока, необходимо:
— учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
— продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целям;
— осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
— использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
— использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
— применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
— проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Задание для группы.
-Повторите определения синонимов, антонимов и выполните задания
Тема «Лексика. Синонимы. Антонимы».
1.Замените выделенные слова противоположными по смыслу:
Восход солнца, начало урока, ясное небо.
2.Замените в тексте выделенные слова близкими по смыслу. Можно ли к некоторым из них подобрать антонимы?
Ярко ______________ светит летнее горячее _________________ солнце. Тихо _____________в старом саду.
— Что такое фразеологизм? Назовите их признаки (устойчивое сочетание слов, равное по значению одному слову- сломя голову (быстро), как снег на голову (неожиданно) и т.д.
Задание. Найдите фразеологизмы в стихотворении.
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово вода.
Вот я был мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.
Тема « Глагол. Роль глаголов в речи».
Прочитайте отрывки из рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Какие глаголы выделены в этом отрывке? Что они обозначают? Какие оттенки значения передают выделенные глаголы, как они помогают автору раскрыть общественное положение героев?
«Со сладкой улыбкой на сморщенных губах гуляла барыня по гостиной и подошла к окну. Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе,…лежала Муму и тщательно грызла кость. Барыня увидала её.
— Боже мой!- воскликнула о на вдруг,-что это за собака?
Приживалка, к которой обратилась барыня, заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.
— Н. н. е знаю-с,- пробормотала она,- кажется, немого.
— А ее Муму зовут,- промолвила барыня,- очень хорошее имя.
— Ах, очень-с! — возразила приживалка.- Скорей, Степан!
Задание. Выполнить комплексный анализ текста.
Прочитайте. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте текст.
Вот и настало время делать друг другу подарки. Любовно выбра(н,нн)ый дар без труда узнаеш… среди прочих по неповторимости выбора и по тому как вручается подарок.
Но больше чем получать получать подарки я люблю их д..рить. Тут самое трудное выбор подарка. Подарки нужно выб…рать для того кому они пр…дназначены а не для того кто их пр…подносит.
Не будем з..бывать что щедрость неот…емлемая часть праздничного настроения. Д..рить проявляя при этом осмотрительность и б..режливость не значит д..рить. Самый скромный дар может привести в восторг того кому его пр..подносят при том условии что возможности д..рителя (не)велики.
Если д…рить своего рода иску(с,сс)тво то и пр…нимать подарок тоже иску(с,сс)тво и не менее трудное. Кто не способен принимая заботливо выбра(н,нн)ый подарок оценить усердные хлопоты д..рителя не сумеет как следует выр..зить свою пр…знательность.
Нужно ли высказывать притворную радость если испытываешь раз…чарование при получении подарка? Тут двух мнений быть не может. Нужно доставить удовольствие тому кто з…ботился о вас. Лучше маленькая лож… нежели большое горе. (А.Моруа)
Что нового вы узнали из текста? Кратко расскажите о своём впечатлении от прочитанного.
Перечитайте последний абзац. Разделяете ли вы мнение автора?
Сформулируйте и запишите:
а) главные правила: как принимать подарки…,;
б) главные правила: как дарить подарки….
Запишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи, графически обоснуйте свой выбор.
Задание по рассказу Шолохова «Судьба человека»
Карточки с заданиями.
Сцена в церкви: возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.
-С какими людьми А. Соколов сталкивается в этом эпизоде?
-Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?
В. Берковский «Каждый выбирает для себя»,
Каждый выбирает для себя Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу. Слово для любви и для молитвы,
Дьяволу служить или пророку, Шпагу для дуэли, меч для битвы,
Каждый выбирает для себя.. Каждый выбирает по себе…
И.С.Грачёва : «Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих условиях-это трудное дело».
1.Какие качества характера формируются предложенными заданиями?
2. Какие приёмы работы по воспитательному направлению урока вы могли бы предложить?