Что можно воспитывать у детей на уроках

Школьный урок. Подбираем воспитывающее содержание урока

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Школьный урок (П.В. Степанов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова)

Подбираем воспитывающее содержание урока

Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную воспитывающую информацию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество.

Такого рода воспитывающая информация должна стать поводом привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческой ценности. Это даст возможность педагогу влиять на формирование отношений школьников к человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Поиск подобной воспитывающей информации не должен затруднить педагога, ведь ее можно найти в самых разных предметных областях знания. Приведем несколько примеров.

Обратим особое внимание: важно не просто предъявлять учащимся

Источник

Воспитание на уроке

На него работает все – и стиль общения, и дидактическая структура, и методические прием

Каждый ученик за время учебы в школе получает около 11000 уроков. Если вычесть отсюда «пропуски по болезни» (приблизительно 15 процентов), получим в среднем 9400 уроков на каждого школьника.
Эти-то почти десять тысяч стандартизованных особым образом «актов школьного воздействия», похоже, и оказываются одним из главных, если не главным средством воспитания личности наших выпускников.
А в чем суть воспитательного воздействия урока?

В совместном делании и диалоге…

Что же представляет собой урок? Ответ вроде бы очевиден: урок – это система целенаправленных педагогических влияний. Но можно дать и более развернутый ответ: это целенаправленное делание и диалог учителя и учеников, в ходе которых вырабатывается та или иная жизненная стратегия, формируются определенные черты характера, приобретаются те или иные привычки поведения.
К сожалению, мы привыкли думать, что воспитание на уроке – это прежде всего некие примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Поэтому уроки литературы, истории, иностранного языка предоставляют якобы большие возможности для воспитания, чем физики и математики.
Между тем воспитывающий потенциал урока как такового, вне зависимости от его предметного содержания, весьма высок. На каждом уроке воздействие на личность ребенка (и учителя тоже), то есть собственно воспитание, происходит благодаря стилю образовательного общения; культуре управления образовательной деятельностью; дидактической структуре; методическим приемам.

Взращивание неуспеха

А если управлять вместе

Культура управления на уроке отвечает за формирование внутренней организации жизни ученика и, вследствие этого, в определенной степени за структурирование внутреннего мира ученика. Каким образом? За счет грамотного выстраивания урока.
Допустим, учитель умело создает мотивацию, ставит, а еще лучше – вырабатывает вместе с учениками цель занятия, актуализирует необходимые знания и умения, предъявляет новый материал, необходимый для достижения цели, достигает понимания этого материала, закрепляет достигнутое… Если это повторяется от урока к уроку, возникает ситуация устойчивости, и со временем у ребенка входит в привычку совершать любое дело в соответствии с законами деятельности.
Можно выделить следующие виды культур управления: прямую командную учительскую, структурно-плановую учительскую, структурно-плановую совместную, проективно-рефлексивную совместную.
Прямая командная манера – это сплошные команды-инструкции: откройте тетради… послушайте… прочтите… решите и т.п. На таких занятиях ученики приучаются лишь к послушанию, аккуратности, исполнительности, а отнюдь не к предвидению, самоорганизации, ответственности за работу.
Совершенно иначе выглядит урок, проводимый в соответствии с требованиями структурно-плановой культуры управления. Учитель предлагает школьникам принять те или иные цели (вам предстоит узнать, научиться, сделать самим и т.п.), в четком виде предъявляет план продвижения к их достижению, пути и средства выполнения этого плана (в форме развернутых операций), каждый результат ученика оценивается не сам по себе, а обязательно в связи с выполнением известной задачи урока как целого… В этом случае ученик становится со-участником образовательной деятельности, субъектом этой деятельности, но не в качестве соавтора, а лишь в качестве ответственного исполнителя.
Постепенно на таких занятиях вырабатываются: адекватная самооценка, ответственность за порученное дело и за качество сделанной работы, планомерность и осмысленность деятельности, уверенность в себе в рамках знакомых операций.
Другими словами, структурно-плановая учительская культура управления позволяет воспитать хорошего семьянина, добросовестного специалиста на производстве и порядочного члена общества. Но воспитанный в данной культуре управления человек не разовьет в себе инициативу и предприимчивость, не сможет принимать нестандартные самостоятельные решения.
Структурно-плановая совместная и проективно-рефлексивная совместная культуры управления по определению предполагают совместное управление всеми этапами урока. Это значит, что учитель стремится вовлечь учеников в сам процесс определения целей урока, выделения его проблемного поля, выяснения своего отношения не только к предметному, но и к педагогическому смыслу урока. То есть сосредоточить внимание учеников на тех изменениях, которые происходят с ними самими в течение урока. Если это удается сделать, субъектная позиция ученика на уроке вырастает до соавторской.
Самое главное преимущество использования этих культур управления в том, что ученик приобретает способность проектирования собственного жизненного пути, научается быть хозяином своего дела.

От репродукции к творчеству

За что отвечают дидактическая структура и палитра методических приемов на уроке?
В зависимости от степени вариативности дидактической структуры уроков у ребенка формируется репродуктивный, продуктивно-эвристический или креативный тип мышления.
Представим себе обучение, где все уроки выстроены по одной и той же схеме: оргмомент, опрос, объяснение, упражнение, проверка усвоения, объявление оценок, домашнее задание. К чему это приведет? Как бы мы ни старались сделать интересным наш рассказ, как бы глубоко ни проверяли усвоение пройденного материала, как бы полно, объективно, беспристрастно и много ни оценивали ученика и сколь бы тщательно и индивидуально ни подбирали домашнее задание, такие уроки сформируют лишь репродуктивную ментальность. Ее высшее проявление – это позиция эрудита-архивариуса, обладающего сведениями по множеству самых разных вопросов, эдакой ходячей энциклопедии. А повседневное проявление – жизнь по заведенному порядку, в согласии со здравым смыслом, когда на все жизненные вопросы есть узаконенные общественным мнением стандартные ответы. На уровне быта это означает следовать моде, пользоваться благами масс-культуры, отрабатывать стандартные половозрастные роли. В профессиональной сфере человек, обладающий репродуктивной ментальностью, как правило, не выходит за пределы так называемых массовых профессий.
Если же уроки отличает структурно-сюжетное разнообразие, богатство дидактических приемов и способов деятельности, нацеленность на разные формы работы с информацией и смыслом, такие уроки учат очень многим важным вещам. К примеру, учат проблематизировать – исследовать деятельность (текст), разделяя ее на произвольные части (шаги, этапы). Учат концептуализировать – превращать действие (текст) в ряд других. Учат «вариантизиро-
вать» – изменять характер действия по модальностям (вынужден, должен, необходимо, могу, хочу) и форму текста – по видам высказывания («представлять» одну и ту же информацию в виде либо инструкции, либо описания, либо вопрошания, либо предвидения, либо утверждения, либо доказательства, либо теоретического построения). Учат пересемантизировать – одно- и (или) многократно придавать действию противоположный характер (собрать – разобрать, увеличить – уменьшить, украсить – исковеркать, починить – сломать и т.д.), что должно приводить к самостоятельному порождению новых видов действия…
Например, я наблюдал, как на уроке литературы ребята работали с текстом известной пьесы «Ревизор». Они разбились на группы, в каждой из которых был свой режиссер, сценарист, художник, композитор… Перед группами стояла задача: создать собственную концепцию постановки этой пьесы, а в итоге все увидели, насколько разнообразными могут быть варианты прочтения одного и того же текста. А другая учительница предложила ребятам на уроке математики придумать различные задачи из единого набора обязательных условий: Новый год, четыре новогодних подарка, 120 конфет, двое детей. Это тоже пример методического приема, который развивает способность видеть разные возможности организации информации, различные способы извлечения смысла.
Таким образом, происходит воспитание эвристической (проблемно-поисковой) или креативной (проектно-продуктивной) ментальности, которая позволяет человеку участвовать в любых видах понимания текстов и осуществления деятельностей: быть комментатором-толкователем текста и рационализатором деятельности, либо исследователем, либо проектировщиком, либо «автором-художником», либо, наконец, строителем собственной личности.
Вместе с тем, в зависимости от бедности или богатства применяемых на уроках методических приемов, развивается та или иная степень подвижности интеллекта, вырабатываются здравый смысл, формальная логика, иные более сложные формы «логик» и, наконец, способность видеть эмоциональное состояние и мыслительный процесс у себя и у других как бы со стороны. На этом пути появляется возможность воспитывать стремление к взаимопониманию и гармоничным отношениям с людьми, желание разобраться в себе, увидеть себя другими глазами, услышать, понять и принять другого человека.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Источник

Воспитание на уроках в начальной школе

Что можно воспитывать у детей на уроках. Смотреть фото Что можно воспитывать у детей на уроках. Смотреть картинку Что можно воспитывать у детей на уроках. Картинка про Что можно воспитывать у детей на уроках. Фото Что можно воспитывать у детей на уроках Людмила Сурикова
Воспитание на уроках в начальной школе

люби свою науку и знай ее, и ученики

полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь

их, но если ты сам не любишь ее,

сколь бы ты ни заставлял учить, наука

не произведет воспитательного

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

В. А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями».Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания. выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

Реализация воспитательногопотенциала содержания учебных программ достигается при условии:

— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;

— использования современных образовательных технологий;

— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.

Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.

В отличие от многих других дисциплин математика имеет предметом своего учения не вещи и явления реального мира, а абстрагированные от них количественные отношения и пространственные формы. С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «. огромные развивающие возможности математики;. она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость.»

Основные воспитательныефункции предмета математики следующие:

уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;

— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.

На уроках математики формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.

Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?

— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?

Да, в каждом деле необходимо умение.

А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.

Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?

Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?

А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?

Я предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.

Рекомендации! «Начальная школа» № 8. 2001 г. (задачи и беседы). «Сборник задач». М. В. Беденко. В этом сборнике обычные задачи, но в них вплетена хоть и любопытная, но не относящаяся к математической сути информация. Такие задачи выполняют двойную функцию — делают менее привычным вид задачи и расширяют кругозор ребенка.

Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, т. к. формируют у человека потребность в творческом труде.

Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.

В последнее время особенно популярной становится идея не просто воспитания детей, а воспитание через искусство, через литературу.

Вот перед нами выпускник средней школы, не знающий ни одной пушкинской строки наизусть; вся программа средней школы осталась за кадром его сознания. А тексты, выученные в начальной школе, он помнит прекрасно. И зимнее утро, и зимний вечер, и зимняя дорога, и речка, одетая льдом все живет в душе.

Чувство восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности.

Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов.

Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать.

Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Никитина, Фета и других поэтов-классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.

Чуткость восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности.

Огромный воспитательный потенциал уроков поэзии мы видим в формировании эмоциональной культуры как одного из слагаемых культуры общения, которая в свою очередь, является компонентом культуры личности.

Рамки школьного урока благодатно расширяются при организации интересных внеклассных занятий, на которых дети проявляют себя, свободно высказывают свои мысли, учатся думать вслух, говорить, сравнивать. Такие занятия, как

«Утро в живописи, поэзии, музыке»,

«Цветы в живописи, поэзии, музыке»,

«Весна — праздник цветов и деревьев»,

«Праздник первого снега» и др.

приносят детям радость и надолго остаются в памяти.

Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция.

Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других.

Если его подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если он растёт в честности, он учится быть справедливым.

Если он растёт в безопасности, он верит в людей.

А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе Муниципальное казённое образовательное учреждение «Заковряжинская средняя общеобразовательная школа» «Развитие мелкой моторики руки.

Консультация «Борьба с усталостью и потерей внимания на уроках в начальной школе» » Борьба с усталостью и вниманием на уроках» Выполнила: Купранова Т. А. Учитель начальных классов У каждого человека бывают.

Деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС Деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой.

Грамматические сказки на уроках русского языка в начальной школе «Как части речи решали, кому править страной Морфологией» На уроках русского языка для повышения познавательного интереса я использую грамматические сказки Сказка о том, как части речи решали,.

Игровая деятельность на уроках в начальной школе Тема выступления: «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». «В игре.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют.

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих.

Мастер-класс «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе» Данный материал мастер-класса использовался как мастер-класс для педагогов и студентов педагогических вузов. Компетентностный подход — это.

Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Конструктор LEGO на уроках мы начали активно применять.

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе Эпиграф Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия. Роберт Риклефс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *