Что такое агентская скидка
Предоставляем скидки на путевки
Скидка за счет туроператора
Как следует из пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ, по агентскому договору одна сторона (агент, в нашем случае – турагент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала, в нашем случае – туроператора) юридические и иные действия. Причем агент может действовать как от своего имени, но за счет принципала, так и от имени и за счет принципала.
Чаще всего турагент действует от своего имени, поэтому к правоотношениям по агентскому договору применяются правила, регулирующие договор комиссии.
В статье 995 Гражданского кодекса РФ сказано, как следует поступить, если комиссионер (турагент) реализовал ценности по цене ниже той, которую указал комитент. Любое отступление от цены комитента должно быть согласовано с ним. В кодексе сказано: «Если комиссионер сообщил, что принимает разницу в цене на свой счет, комитент не вправе отказаться от заключенной для него сделки». Если туристу предоставлена скидка, которую принимает туроператор, его доход уменьшается на эту сумму. Агентское вознаграждение обычно также формируется в уменьшенном размере (в процентах от фактической стоимости путевок, по которой они проданы). Налоги агент будет платить с уменьшенной величины вознаграждения, подтвержденной туроператором.
Пример 1. По условиям агентского договора турагент (применяет общий режим) продает путевки в Париж. Цена каждой такой путевки, установленная туроператором, – 50 000 руб. Вознаграждение за продажу – 10 процентов от цены. В апреле турагент продал 2 путевки, но за 48 000 руб. каждую. Причем скидка была согласована с туроператором. Тогда в учете турагента будет зафиксировано:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76
– 96 000 руб. (48 000 руб. х 2 шт.) – отражена продажная цена туров;
ДЕБЕТ 76
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 9600 руб. (96 000 руб. х 10%) – начислено вознаграждение;
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1464 руб. (9600 руб. : 118% х 18%) – начислен НДС с вознаграждения;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 86 400 руб. (96 000 – 9600) – перечислена оплата туроператору.
Скидка, не подтвержденная туроператором
В этом случае турагенту придется платить налоги с первоначальной суммы комиссии, ведь именно она подтверждена туроператором в отчете агента. Учесть скидку в целях налогообложения прибыли нельзя, поскольку не удастся доказать экономическую обоснованность таких расходов (письмо УФНС России по г. Москве от 18 декабря 2009 г. № 16-15/133970). Не смогут учесть скидку в расходах и агенты на «упрощенке».
>|Перечень разрешенных трат при «упрощенке» не предусматривает такой статьи расходов, как скидка, предоставленная клиенту (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
«Мало половин» или Чем чреваты агентские скидки
К чему приводят скидки. Рассуждает и предостерегает Илья Стажарин из «Биплана».
Легче, проще. будет договориться с потенциальным клиентом, если использовать ярко выраженный призыв к действию с выгодным предложением или специальной акцией, но что агентство получит в перспективе от попытки заманить в свои сети любителей сэкономить.
Мы не против скидок, когда речь идёт о товаре из прошлой коллекции, уценённой продукции из-за дефектов производства или хранения, а также о новых компаниях на рынке, которые таким способом пытаются сформировать первую клиентскую базу. Они стараются привлечь к себе внимание, делая акцент на популярной и востребованной маркетинговой уловке. В минус работать никто не станет, поэтому каждая скидка имеет под собой обоснование и преследует конкретные цели.
Когда видишь, как опытная компания с богатым послужным списком проектов и привлекающим внимание портфолио начинает устраивать «Рождественскую распродажу», то сразу появляется мысль: «Видимо, у них проблемы». Зачем обесценивать труд специалистов, которые дают стабильное качество, если нет срочной потребности в новых клиентах и деньгах. На известный бренд сбегутся все желающие «вложить рубль — забрать миллион», получив возможность поработать с теми самыми ребятами и почувствовать себя большим боссом. И вот вы уже открываете мир других клиентов.
И никого вокруг, только ты один
Чаще, слаще, лучше, чем раньше, точно не будет, потому что агентство встало на тёмную сторону силы. Никто не даст гарантий успешного сотрудничества в будущем, если вы предложили на входе два бесплатных месяца работы по всем направлениям, а как показывает практика — на скидки идут клиенты, которые при малейших волнениях угрожают уйти к другому. Навсегда, насовсем, сжигая мосты с комментарием: «А ещё такие деньги за работу берёте».
Конечно, у медали две стороны, агентство может плохо работать и заслуженно получать в свой адрес порцию негатива. Но какие вопросы, если клиент сам решил обмануть рынок и получить команду профессиональных специалистов с практическим опытом по цене девятиклассника с плохими оценками по математике.
Сильные и счастливые не боятся быть в одиночестве, предпочитая оставаться настоящими. Они сделали выводы и не пойдут на уступки, даже если ради этого придётся отказаться от потенциальной прибыли. Можно придумать специальную акцию для посетителей конференции или спецпроекта, мы так и сделали на ECOM Expo, но торговаться и понимать, что тебя пытаются продавить, — совсем не хочется. К примеру, в крупных сетевых магазинах часто встречаются скидки, но почему-то никто не подходит к кассе со словами: «Сыр по акции идёт за 300 рублей, может, вы мне его за 120 отдадите. Если будет вкусный, то я потом ещё занесу».
Мы тоже пробовали скидки, в основном использовали призывы к действию на странице с кейсами, но в большинстве случаев получали нецелевые лиды и странные предложения сотрудничества с отсроченной оплатой. Сейчас в этом разделе осталось несколько вариантов, которые скорее рассказывают о нашей работе на первом этапе, чем заманивают клиентов умопомрачительной экономией рекламного бюджета.
Не обижу себя и не позволю никому
Ближе вижу я этот мир, когда доброта и понимание ситуации клиента оборачивается негативными последствиями для агентства. Особенно сложно определить границу доверия на первой встрече, которая состоялась благодаря вашему желанию поразить всех своей большой скидкой. У нас были разные случаи — странные задачи, непонимание зон ответственности, завышенные ожидания при маленьких инвестициях и т.д. Некоторые клиенты сразу хотели показать, кто в этой вселенной господин.
Мы учились на своих ошибках, смотрели по сторонам, искали оптимальные решения и со временем пришли к выводу — сначала нужно наладить взаимопонимание, построить настоящие партнёрские отношения, добиться первых результатов и оценить реакцию клиента, избегая скидок и акций. Отсрочки по оплате, на начальном этапе сотрудничества, могут обернуться серьёзным ударом, который заставит быстро скорректировать планы на будущее. Я уверен, что многие обжигались на интересных и потенциально перспективных проектах, так и не набравших нужную высоту.
Большинство агентств привлекает внимание качеством своей работы, экспертизой и историями успеха, а не кричащими заголовками из серии — «Performance-маркетинг всё лето со скидкой 50%». Такие заходы у нас не работают.
Правда, можно зайти с другой стороны, обыграв запуск нового направления в компании или сделав совместный проект с клиентами. К примеру, в прошлом году мы запускали рекламную кампанию на автобусах, о которой рассказали в нашей статьей на Cossa.
Клиент платит агентству за достижение поставленных целей и развитие бизнеса с помощью каналов интернет-маркетинга, а не устанавливает желаемую цену за час работы специалистов, представляя себя покупателем на рынке. На мой взгляд у скидок есть очевидные и ярко выраженные минусы:
Клиенты с маленьким бюджетом и размытыми целями
Велики риски получить заявки от представителей микробизнеса, которые уверены в том, что смогут обойти крупных конкурентов за счёт классного названия и красивой подарочной упаковки, а эти тематики, ставки, перераспределение бюджета оставьте для слабаков. Они моментально реагируют на скидки и акции, так как не планируют тратить на рекламу, но вынужденные обстоятельства заставляют их искать компромиссы.
Всё начинается с простой задачи: «Хотим много продавать», на ней и заканчивается.
Сложно сформулировать планы на будущее, когда владелец компании не видит потенциала развития и упирается в потолок под названием — «Дёшево взял, быстро реализовал». Тут даже о бизнесе нельзя говорить, скорее удачное стечение обстоятельств с возможностью озолотиться. Зачем с бюджетом в 20 000 рублей обращаться в агентство и ждать повышенного внимания к своему проекту. Лучше найти ответственного фрилансера или самому познать все тонкости материи.
Специалисты в депрессии
Сотрудники замечают и чувствуют смену курса, которая говорит о быстром поиске новых источников дохода для агентства. В работе появляются «залётные» проекты с типовыми задачами и странным ассортиментом товаров или услуг, пробуждающих желание поговорить на эту тему с руководством и начать поиски нового места работы, где будет больше возможностей для профессионального роста.
Клиенты с интересными проектами редко реагируют на скидки, потому что выбирают агентство по принципу общей совместимости — взгляды на позиционирование бренда, приоритеты, перспективы и уникальность, понимание целевой аудитории и другим важным критериям.
Можно мобилизовать своих сотрудников на определённый промежуток времени, предварительно объяснив им сложившуюся ситуацию, но в долгую такая тактика не сработает.
Недосчитываешься прибыли
А по-другому никак, если речь идёт о скидках. Придётся забыть на время о точных расчётах динамики развития и сосредоточиться на привлечении новых клиентов.
Отсеивать и разбираться нужно сразу, чтобы не потонуть в море непонятных предложений и сомнительных бизнесов.
Это хороший вариант для молодых агентств, пытающихся заявить о себе, но губительный для опытных бойцов с богатым портфолио.
Любая скидка — скорее вынужденная мера, которая предполагает затягивание поясов под предлогом поиска компромиссов. Есть исключения, но они больше похожи на тематические акции или ограниченные уникальные предложения. Единственная возможность отбить размер скидки — существенно увеличить обороты и проконтролировать гарантированный отток из-за завышенных ожиданий клиентов с маленькими бюджетами.
Обесцениваешь труд специалистов
«Ну и пусть остальные работают за сотни тысяч рублей, мои мастера справятся за 50 000 и даже отчёт красивый предоставят». В этот момент руководитель агентства практически на весь рынок заявляет, что его сотрудники получают меньше, хотят от жизни и работы меньше, да и вообще лишены каких-либо амбиций.
Могли платить им едой, если бы не этот трудовой кодекс.
Со стороны всё выглядит именно так, а глазами специалистов ещё хуже, если руководитель заранее не предупредил о временной акции для привлечения внимания потенциальных клиентов. Они тоже следят за развитием рынка, смотрят на конкурентов и лидеров отрасли, обмениваются мнениям с коллегами и партнёрами, чтобы потом сделать вывод, который лишит компанию важного сотрудника. Клиенту сразу дают понять — здесь можно хорошо сэкономить и не волноваться за настрой каждого члена команды, работающего в агентстве с плавающей системой ценообразования.
Выслушиваешь негатив
Вишенка на торте — это комментарии конкурентов, партнёров, действующих клиентов и коллег по цеху, которые упрекают представителей агентства за использование банальной и безвкусной механики продвижения. Многие из них прекрасно понимают, что за такими действиями кроется реальная проблема, просто её пока не готовы озвучить. Но гораздо больше конкурентов беспокоят вопросы от клиентов, обративших внимание на другие цены, и последующие объяснения высокой стоимости своих услуг.
Я хотел бы написать про плюсы скидок и их практическую пользу для развития агентства, но, к сожалению, не могу найти за что зацепиться.
На мой взгляд скидки имеют разрушительное влияние на бизнес в целом, загоняя его в водоворот нецелевых заявок и маленьких финансовых потоков.
Всё это подогревается завышенными ожиданиями клиентов, которые рассчитывают на пристальное внимание к своему проекту и отличные результаты через 2 месяца, даже если речь идёт о высококонкурентной тематике.
Скидки и акции могут быть оправданы чёткой стратегией по достижению конкретного результата — получить контакты на выставке, прорекламировать новое направление, увеличить количество действующих клиентов определённого сегмента, но они точно не являются главной движущей силой роста агентства и привлечения новых клиентов.
Что такое агентская скидка
Яндекс меняет подход в работе с ключевыми целями в Директе
Какие фреймворки стоит освоить начинающему разработчику
Столкнулся с такой ситуацией.
Рекламное агентство (называть его не буду) в середине лета забронировало размещение баннера на одном из сайтов.
Формат 240х400, оплата за показы.
Все условия были обговорены: ставки (за тысячу показов), сроки размещения, форма и сроки оплаты, а также скидки для РА (были обговорены традиционные 10% агентских).
Сейчас подходит время размещения баннера, агентство снова подняло вопрос о скидках и теперь требует дополнительную скидку. Обескуражила мотивация, цитата:
Нужна еще агентская скидка»
Изначально ни о какой клиентской скидке речи не было, контракт очень скромный, если еще предоставить к нему скидки, мне выгоднее будет поставить Adsense.
Посоветуйте как поступить в такой ситуации?
С одной стороны, возникает желание отказаться от контракта, т.к. после всех согласований, новые просьбы о скидках выглядят просто некорректно.
С другой стороны, не хочется терять клиента, хоть и агентство, возможно могли бы поработать в перспективе еще.
Правильно будет открутить и в дальнейшем, если хочется работать, оговорить условия подробнее, поднять цену соразмерно скидке, чтобы крутить было выгодно. Клиентская скидка это лохотрон, РА даются агентские скидки, но в целом, важны цифры (суммарная скидка, без различий на клиентскую и агентскую и другие).
Я бы поругался с ними, но размещение бы открутил, раз оговорено. Потому, как отказ от размещений в последний момент, это основная причина, почему РА не любят мелкие площадки.
по опыту, РА часто хотят скидку в 30, а то и все 50%. мы на одном крупном портале так и продавали, но скидка действовала с определенного количества показов.
они в действительности предлагают клиенту по сниженной цене беннерку, в идеале, выгодней чем у конкурентов, но и им же тоже нужно наварить на этом всем
andrew2002:
Правильно будет открутить и в дальнейшем, если хочется работать, оговорить условия подробнее, поднять цену соразмерно скидке, чтобы крутить было выгодно. Клиентская скидка это лохотрон, РА даются агентские скидки, но в целом, важны цифры (суммарная скидка, без различий на клиентскую и агентскую и другие).
Спасибо, так и сделаю. Если они не передумали, я ответил, что речи о клиентских скидках не было, поэтому предоставить не смогу. Если они новички, или лохотронщики. тогда на свой страх и риск. Попробую предоплату выбить.
Вообще-то доход РА должен складывать из двух факторов: 15 процентов от СМИ и 15 процентов от заказчика.
Если турагент представляет скидки
Турагент может предусматривать для своих постоянных клиентов скидки. Однако, если они не будут указаны в договоре с туроператором, ему придется предоставлять их за свой счет. Такую ситуацию мы и рассмотрим в статье.
УЧЕТ ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ СКИДКИ
Между туроператором и турагентом обычно заключается посреднический договор, как правило агентский. В рамках такого договора турагент не становится собственником туристского продукта, а лишь продает его по поручению туроператора, за что и получает вознаграждение.
Туроператор как собственник турпродукта определяет его цену. Она может быть фиксированной (тогда вознаграждение турагента будет определяться в процентах от продажной цены).
А возможно предусмотреть в договоре, что турагент продает путевку по максимально возможной цене (тогда вознаграждение посредника – разница между фактической продажной ценой путевки и ее фиксированной ценой).
При этом турагент не может без договоренности с туроператором изменить продажную цену турпродукта. Иначе говоря, предоставить скидку клиенту без согласия туроператора, ведь последний – собственник турпродукта. В противном случае турагенту придется предоставить скидку за свой счет: в бухгалтерском учете ее сумма будет включена в состав прочих расходов, но в целях налогообложения прибыли турагент не сможет признать данный расход.
ПРИМЕР 1
Турагент «Рейда» реализует путевки в Сочи по агентскому договору, заключенному с туроператором «Смайл».
Стоимость одной путевки, установленная в агентском договоре, составляет 50 000 руб., вознаграждение турагента – 10 процентов, то есть 5000 руб. за каждую проданную путевку.
В июле 2009 года турагент продал путевку своему постоянному клиенту за 48 000 руб., предоставив ему скидку в размере 2000 руб. Отметим, что эта скидка не была предусмотрена в агентском договоре.
В учете «Рейды» бухгалтер запишет (турагент участвует в расчетах):
ДЕБЕТ 006
– 50 000 руб. – получена от туроператора путевка по агентскому договору;
ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с туроператором по агентскому договору»
– 50 000 руб. – отражена задолженность перед туроператором по агентскому договору;
КРЕДИТ 006
– 50 000 руб. – передана путевка клиенту;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
– 48 000 руб. – получена от клиента в кассу оплата за путевку;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 62
– 2000 руб. – отражена сумма скидки, предоставленная клиенту;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с туроператором по агентскому договору»
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 5000 руб. – начислено агентское вознаграждение;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 762,71 руб. (5000 руб. : 118% × 18%) – начислен НДС с агентского вознаграждения;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с туроператором по агентскому договору»
КРЕДИТ 51
– 45 000 руб. (50 000 – 5000) – перечислены деньги туроператору (за вычетом агентского вознаграждения).
ОТЧЕТ АГЕНТА
В любом случае (была ли предоставлена клиенту скидка или нет, за чей счет) турагент обязан представить туроператору отчет (п. 1 ст. 1008 Гражданского кодекса РФ).
Если у туроператора есть возражения по отчету агента, он должен сообщить о них агенту в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. Иначе отчет считается принятым принципалом.
ПРИМЕР 2
Продолжим предыдущий пример.
Итак, турагент «Рейды» представит туроператору следующий отчет.
Отчет
о продаже туристских путевок за июль 2009 г.
Турагент: ООО «Рейда»
№ п/п | Путевки (маршрут или номер путевки) | Стоимость, включая агентское вознаграждение, руб. | Агентское вознаграждение (в т. ч. НДС), руб. | Перечислено ООО «Смайл» (сумма платежа, руб., дата и № п/п) |
1 | Сочи | 50 000 | 5000 | 45 000 (20.07.09 № 25) |
Итого | 50 000 | 5000 | 45 000 |
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Бухгалтерский и налоговый учет скидок у туроператора
Организация-турагент понесла расходы в виде скидок, предоставляемых клиентам при приобретении путевок. При этом путевки получены турагентом от туроператоров в рамках агентского договора (договора комиссии) для последующей продажи.
Вправе ли организация-турагент в целях налогообложения прибыли учитывать данные доходы (агентские) в сумме фактически полученного агентского вознаграждения (за вычетом скидки), если предоставление скидки является инициативой самой организации-турагента и если в договоре с туроператором у турагента есть право предоставлять скидки за счет агентского вознаграждения? Как должна быть отражена скидка в счете туроператора и утвержденном отчете турагента? Как в бухгалтерском учете туроператора отражается скидка?
Юридические аспекты
Под реализацией туристского продукта понимается деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором (ст. 1 Закона N 132-ФЗ).
В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться, в том числе:
— условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта;
— полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре (ст. 1006 ГК РФ).
В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора (п. 1 ст. 1008 ГК РФ).
К отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям главы 52 ГК РФ или существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).
Комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос. Комиссионер обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным (п. 1 ст. 995 ГК РФ).
Комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки. В случае, когда комиссионер был обязан предварительно запросить комитента, комиссионер должен также доказать, что он не имел возможности получить предварительно согласие комитента на отступление от его указаний (п. 2 ст. 995 ГК РФ).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в том числе в части определения его условий, за исключением, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ).
Налоговый учет доходов турагента
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что доходом турагента в рассматриваемой ситуации является агентское вознаграждение, величина или порядок определения которого определяются условиями агентского договора.
Как отмечается в письме УФНС России по г. Москве от 18.12.2009 N 16-15/133970, если в договоре с принципалом предусмотрена возможность предоставлять скидки, то эти скидки будет учитывать принципал, а не агент. Организация-агент учитывает в доходах для целей налогообложения прибыли организаций свое вознаграждение в том объеме, в котором оно предусмотрено договором, заключенным с организацией-принципалом.
Следовательно, в данном случае при формировании налоговой базы по налогу на прибыль у турагента в составе доходов от реализации будет учитываться сумма агентского вознаграждения, определенная с учетом уменьшения цены реализации турпродукта, установленной туроператором (ст. 249, пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В случае если агентским договором не предусмотрено уменьшение цены реализации турпродукта по инициативе турагента, то по правилам п. 2 ст. 995 ГК РФ турагент, реализовавший турпродукт по цене, ниже согласованной с туроператором, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать турпродукт по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки.
В этом случае, по нашему мнению, при формировании налогооблагаемой прибыли турагент также будет учитывать в составе доходов от реализации сумму своего агентского вознаграждения, определенного в соответствии с условиями агентского договора (ст. 249, пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом сумма агентского вознаграждения, на наш взгляд, не будет уменьшаться на суммы, подлежащие возмещению туроператору в связи с отступлением от установленных им цен реализации турпродукта, которые следует рассматривать отдельно в качестве расходов турагента.
Считаем, что указанные затраты турагента на возмещение убытков туроператора могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ при их соответствии критериям признания расходов, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Следует обратить внимание на позицию специалистов налоговых органов по данному вопросу, выраженную в уже упомянутом нами письме УФНС России по г. Москве от 18.12.2009 N 16-15/133970: если турагент предоставляет скидку самостоятельно, то расход в виде суммы предоставленной скидки не учитывается в целях налогообложения прибыли, тем более что такая скидка не предусмотрена в агентском договоре (договоре комиссии) или дополнительных соглашениях к договору.
Бухгалтерский учет скидок у туроператора
Обязательные условия для признания дохода в бухгалтерском учете перечислены в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». В связи с этим туроператор может признать выручку только после получения отчета турагента о факте исполнения им обязанностей по агентскому договору. При этом в отчете турагента должны быть отражены, в том числе, фактические цены реализации турпутевок, то есть цены, определенные с учетом предоставленных скидок. Размер вознаграждения агента будет определяться исходя из порядка его определения, установленного агентским договором, без выделения скидок, поскольку, как уже было нами отмечено, турагент в рассматриваемой ситуации не предоставляет туроператору каких-либо скидок на свои услуги.
Согласно п. 6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений п. 3 ПБУ 9/99).
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации (п. 6.1 ПБУ 9/99).
При этом величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных согласно договору скидок (накидок) (п. 6.5 ПБУ 9/99).
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в бухгалтерском учете туроператора подлежит признанию выручка от реализации турпродуктов, определенная исходя из фактических цен, отраженных в договорах на реализацию турпродуктов, заключенных между турагентом и туристами, с учетом предоставленных скидок. Следовательно, скидки, предоставленные турагентом туристам при заключении договоров на реализацию турпродуктов, в бухгалтерском учете туроператора не подлежат отдельному отражению.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпилевая Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатьев Дмитрий
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.