Что такое акция в магазине определение

Цель акций в магазинах

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Акция – это проводимая в магазинах кампания по сбыту товара. А ещё это гарантированный способ получения выгоды. Только обычно не уточняется, кто в конечном итоге получит выгоду: потребитель или магазин.

За счёт чьих средств проводится акция?

Трудно поспорить с тем, что акция – вещь приятная. Во-первых, это возможность сэкономить деньги. Во-вторых, потребитель получает мотивацию ознакомиться с новым продуктом. Однако не всегда понятно, почему акции не разоряют магазины? Откуда появляется возможность понизить цену товара?

Потребитель должен знать, что подобные мероприятия по стимулированию продаж, как правило, планируются не менее, чем на квартал, а в федеральных сетевых магазинах планирование осуществляется на год и более.

Кроме того, бюджеты на будущие акции часто закладываются уже в условия договоров с поставщиками, а те, в свою очередь, формируют предварительные бюджеты из собственной прибыли. Итак, скидки на популярные марки изначально закладываются в стоимость товаров.

Виды акций

Цель и разработка акции будет во многом зависеть от вида акции. На данный момент существует множество различных способов стимулирование сбыта товара через акции. Вот самые распространённые из них:

2. Подарки за покупку;

3. Карты лояльности;

Скидки – самый популярный способ продать товар. Поскольку он уже имеет наценку, то ни магазин, ни поставщик не теряют прибыли, а, наоборот, приобретают её. Ведь со скидкой купят гораздо больше.

Подарки за покупку проходят в такой форме: собираешь определённое число наклеек за некоторое число покупок и получаешь за эти деньги подарок (посуду, постельное бельё, игрушку и т.п.) Конечно, такая акция направлена в первую очередь на эффективное стимулирование сбыта, однако покупатель получает отличную возможность приобрести товары-подарки высокого качества и абсолютно бесплатно.

Карты лояльности бывают нескольких видов: скидочные карты, накопительные карты, клубные карты. Скидочная карта предоставляет скидку на любой товар, независимо от суммы покупки. Накопительная карта же направлена на долгосрочное сотрудничество клиента с магазином. Она хранит баллы от покупки, которые конвертируются в деньги. По окончании определённого срока эти деньги можно вычесть из суммы покупки. Клубная карта – привилегированная карта, ведь она предоставляется особым клиентам. Эта карта предоставляет участие в акциях, скидки, подарки.

Дегустации – излюбленная акциях многих российских потребителей. Магазины выставляют товары, которые необходимо сбыть или простимулировать рост их продаж. Людям, которые пришли в магазин за покупками, предлагается попробовать такой товар бесплатно. Согласно статистике, потребители, которые попробовали какой-либо продукт, покупают больше на 25%, чем планировали в этом магазине.

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Цель оправдывает средства?

Цели акции могут быть следующими:

1. Продвижение товара;

2. Стимулирование к пробной или повторной покупке;

3. Установление положительных ассоциаций у потребителя;

4. Привлечение новых потребителей продукта;

5. Вывод на рынок новых товаров и марок;

6. Борьба со сложившимися стереотипами и установление положительной репутации товара;

Конечно, менеджеры всегда заинтересованы в том, чтобы у торгового предприятия постоянно были высокие рейтинги, поскольку именно от них и зависит их заработок. Они стараются как можно больше привлечь клиентов, а добиться этого не просто, поскольку существует большая конкуренция. По той же самой причине многие магазины проводят периодически акции. Таким образом, данное мероприятие – это способ привлечения покупателей и призыв их приобрести продукцию именно у них. И покупатель, и магазин могут получить выгоду от акции. А если вы не хотите поддаться влиянию скидок, достаточно просто заранее спланировать свой бюджет и продумать список продуктов, за которыми вы пришли в магазин.

Источник

Акции для привлечения клиентов: как эффективно привлечь покупателей

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Акции для привлечения клиентов относятся к понятию торгового маркетинга. Они мотивируют потенциальных клиентов принять решение о покупке определенного продукта здесь и сейчас. В статье рассмотрим, какие существуют виды акций, как их разработать и оценить эффективность.

Что такое акция

Акция — это комплекс маркетинговых мер, которые проводят для достижения определенной реакции целевой аудитории.

Структура акции выглядит так:

Акция может иметь краткосрочный и реже — среднесрочный характер. Их лучше чередовать и проводить на постоянной основе, планируя активности на срок от одного квартала до года.

Плюсы и минусы акций

Преимущества маркетинговых акций:

Зачем нужны акции

Цели проведения акции напрямую зависят от стадии жизненного цикла продукта:

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Где применяются акции

Акции популярны там, где что-то продают. Такой маркетинговый инструмент активно используют:

Типы акций для привлечения клиентов

Есть несколько типов акций. Чтобы выбрать активность для конкретного бизнеса, нужно учитывать следующие факторы:

Рассмотрим популярные типы акций подробнее.

Скидки

Скидки предполагают снижение стоимости товара или услуги на фиксированный процент. При неправильном распределении ресурсов такой формат акции может сильно повлиять на доходы компании. Есть сезонные скидки, за покупку определенной категории продукции или на «товар дня». Часто их привязывают к определенному событию. Например, купить товар по самой низкой цене можно в Black Friday.

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Скидки в онлайн-ритейле

В России онлайн-ритейл не часто использует скидки, опасаясь резкого снижения маржинальности. Поэтому перед их внедрением в интернет-магазине проводят предварительную работу:

Это помогает скидочному периоду окупиться и расширяет постоянную клиентскую базу.

Чтобы оценить эффективность рекламных кампаний и акций, подключите сквозную аналитику Calltouch. Система формирует отчеты в удобных дашбордах и позволяет оценивать вовлеченность ЦА каждого рекламного инструмента. Можно отследить прирост трафика на сайт и в соцсети и понять, оказалось ли акционное предложение востребованным.

Сквозная аналитика

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Карты лояльности

Купонные акции

Купон дает право покупателю получать единовременную скидку при покупке товара или оплате услуги. Это может быть флаер или специальный бланк. Чтобы распространить купоны, можно раздавать их на улице, на кассе, печатать в каталогах или журналах. Интернет-пользователю можно предложить самостоятельно скачать и распечатать его.

Подарки за покупку

Подарки за покупку увеличивают средний чек за счет продажи выгодных позиций. Особенно удачно акция проходит при сотрудничестве с другим брендом: его товар обычно служит подарком. Еще магазин может предложить дисконтную карту, билет для участия в лотерее или купон со скидкой на следующую покупку.

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Конкурсы и розыгрыши

Этот формат рассчитан на креативность и вовлеченность аудитории. Конкурсы, где участник выполняет условия и получает продукцию компании в подарок, работают на продвижение комплексно. Одновременно растет лояльность клиентов и узнаваемость компании, что приводит к расширению аудитории.

Конкурсы делятся на два типа:

Акции прямого маркетинга

Прямой маркетинг — это способ продвижения, в рамках которого информацию о товаре или услуге передают непосредственно клиенту. Такой способ выстраивает взаимоотношения с аудиторией через персонализированные предложения. К этому направлению обращаются, когда собственник бизнеса не знает, какую придумать акцию для привлечения клиентов. В числе популярных форматов следующие предложения:

Информационные акции

Информационные акции проводят, чтобы привлечь внимание аудитории и рассказать о магазине. Это необходимо при его открытии или расширении линейки товаров. Готовых сценариев проведения такого типа акций нет. Их особенность — в исключительности и креативности.

Например, один магазин в Литве объявил: каждый покупатель, который зайдет в торговую точку в нижнем белье, получит бесплатно пару джинсов. Срок акции был ограничен — всего 10 минут. За это время 30 покупателей получили заветный приз, а магазин — известность на всю страну.

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Специфические рекламные акции

Акции для привлечения клиентов должны учитывать специфику бизнеса. Чтобы понять, уместно ли мероприятие, нужно задать несколько ключевых вопросов:

Магазины, где важна регулярность покупок, запускают накопительные бонусы и продвигают формат «1+1». Бизнес по продаже сложных или дорогостоящих товаров и услуг не может организовать работу в таком формате и ему нужны другие предложения.

Геймификация

Маркетинговые акции для привлечения клиентов работают и через игровые подходы, где нужно соревноваться, получать достижения и зарабатывать рейтинг. Такой способ используют производители фитнес-браслетов, которые не просто фиксируют физическую активность, но и содержат систему ежедневных заданий. Это стимулирует пользователей проходить нужное количество шагов для получения бонуса. Игровые элементы повышают активность и интерес аудитории.

Кросс-маркетинговые активности с партнерами

Кросс-маркетинг с партнерами — форма сотрудничества, подразумевающая взаимное продвижение компаний со схожими товарами для увеличения клиентской базы, и повышающая число продаж и лояльность клиентов к брендам. В рамках кросс-маркетинга организуют акции «Подарок за покупку», где подарком становится товар от другого бренда. Акция обычно предусматривает бонус за определенную сумму в чеке, что увеличивает доход компании.

Акции с возвратом денег

Еще их называют кэшбэком. Такой формат акций напоминает скидки, но затрагивает другой психологический триггер: не сокращение расходов, а получение прибыли. Например, человек покупает стиральную машину за 35 000 рублей и получает 2 000 рублей кэшбэка.

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Акции для увеличения среднего чека

Акции для привлечения клиентов должны отвечать разным потребностям компании. Одна из них — рост среднего чека. Рассмотрим форматы для реализации этой задачи.

Сэмплинг

Это распространенный вид акции, где потенциальным покупателям раздают пробники косметики, парфюмерии или средств личной гигиены. Предполагается, что человек испытает образец, оценит его качество и вернется в магазин, чтобы купить полный товар.

Разновидность сэмплинга — дегустация продуктов питания. Компании проводят ее, чтобы представить аудитории новинку. Например, йогурт с необычным вкусом. Часто после дегустации клиенты покупают больше товаров, чем изначально планировали.

Социальная значимость

Акции для привлечения клиентов должны вызывать у людей разнообразные эмоции, в том числе чувство сопереживания. Компания может запустить благотворительный проект, в рамках которого часть вырученных средств пойдет фонду для помощи нуждающимся. Это можно обозначить с помощью надписей: «Я помогаю детям», «Поможем природе» и другое.

Ограниченное предложение

Этот прием задействует страх упустить что-то важное и потенциально выгодное, даже если раньше клиент не интересовался предлагаемой продукцией. Для такой акции можно запустить таймер с отсчетом времени до окончания предложения, ограничить число товаров, чтобы вызвать желание купить уникальный товар.

Комплекты и наборы

Покупателям предлагают приобрести не один продукт, а набор взаимодополняющих товаров. Например, телефон и чехол к нему. Подобная акция увеличивает средний чек и стимулирует к покупке даже тех клиентов, которым не нужна вторая позиция в наборе. Такое поведение вызвано страхом упустить выгоду.

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Инструменты трейд-маркетинга

Трейд-маркетинг — это маркетинговое направление для увеличения продаж через воздействие на конечного потребителя. Акции для привлечения клиентов в данном случае нацелены на продвижение продукции через распространение информации о товаре, возможность его потрогать и применить. Важно подобрать нужные инструменты.

Мотивация продавцов

Обычно производитель не общается напрямую с ЦА и взаимодействует с клиентами через посредников, то есть продавцов. Продавец становится важным звеном в цепочке продаж, его мотивация сказывается на эффективности и количестве сделок. Персонал мотивируют вознаграждением за выполненный план продаж в виде премий, подарков, бонусов. Индивидуальное премирование стимулирует продавца работать лучше и повышать продажи.

Работа с торговыми посредниками

Материальное стимулирование проводится поставщиком для увеличения объема закупок. Акции могут быть как регулярными, так и разовыми. Поставщик может уменьшить закупочную цену при заказе определенного объема продукции или предоставить некоторые продукты бесплатно, например, акции «10+1».

Организация выставок и презентаций продуктов

Организация презентаций привлечет новую аудиторию. Выставка выступает не только отдельным инструментом трейд-маркетинга, но и вмещает в себя маркетинговые приемы — дегустацию, организацию розыгрышей. Самостоятельно организовать презентацию малому бизнесу бывает сложно, поэтому лучший выход для собственников — участие в тематических проектах совместно с другими предпринимателями.

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Организация семинаров и тренингов для торговых посредников

Все участники торгового процесса, включая посредников, должны обладать соответствующей квалификацией. Компетентный персонал принесет гораздо больше успешных сделок, чем посредник без навыков. Работа с профессионалами значительно повышает лояльность клиентов и формирует статус экспертного бренда в глазах аудитории.

Использование POS материалов

POS-материалы нацелены на грамотное оформление места продаж и привлечение клиентов. Сюда относят оформление ценников, рекламных щитов, сувениры с логотипами компании, брелоки, ручки, блокноты — все, что может напомнить покупателям о бренде.

Деловые встречи и конференции

На конференциях со всеми участниками торгового процесса подводят промежуточные итоги работы, оценивают дальнейшие перспективы развития, выявляют слабые места в продвижении продукции и выбирают способы их устранения. Такие встречи характерны для среднего и крупного бизнеса. В формате малого бизнеса обычно назначают деловые встречи, где решаются те же самые задачи, но в других масштабах.

Использование Indoor рекламы

Indoor — это формат рекламы, размещенный внутри помещения. Для этого выбирают места с большой проходимостью: крупные магазины, аэропорты, вокзалы, торгово-развлекательные центры и саму торговую точку. Яркие вывески привлекают внимание клиентов и увеличивают показатель продаж.

Использование эффективной рекламной кампании

Рекламная кампания нужна для того, чтобы как можно больше потенциальных клиентов узнало об акциях. Она проходит разными способами: размещение рекламных постов в интернете, объявлений по телевидению и радио, рекламных плакатов и других форматов. Выбор формата зависит от специфики бизнеса и характеристик целевой аудитории. Эти показатели на начальном этапе определяют, насколько эффективной будет запланированная рекламная кампания при выборе конкретного способа размещения.

Чтобы увеличить количество лидов, а не расходы на рекламу, подключите виджеты Calltouch. Эти инструменты автоматически обрабатывают обращения с сайта и лидформ Facebook, ВКонтакте и TikTok, а также собирают заявки в нерабочее время. Все звонки между менеджером и клиентом записываются и хранятся в журналах для анализа разговоров. Упростите их общение через бесплатные виджеты и оплачивайте только минуты разговора.

Источник

Что такое акции. Акции и скидки

Многие работники сферы прямых продаж знают, что такое акции, не только по своей профессии, но еще и сталкиваются постоянно с различными распродажами и дисконтами на вверенных им территориях или же просто при походе в магазин в свободное время. При этом уже мало кого можно удивить тем, что на различные сегменты продукции постоянно предлагаются различные скидки, ведь подобные инструменты сегодня используются практически во всех видах торговли.

Почему они проводятся?

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Вполне естественно, что даже те, кто прекрасно понимают, что такое акции, могут не знать о том, для чего такие инструменты продаж используются торговыми точками, и какую последние от этого получают прибыль.

Причина появления акции может быть самой разной:

Зачем нужны скидки?

Акции с точки зрения продавца

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

В первую очередь давайте обсудим, что такое акции с точки зрения реализатора. Это тщательно спланированное мероприятие, которое, при грамотном отношении к маркетингу, планируется приблизительно на квартал, в то время как в федеральных сетевых магазинах такие акции и вовсе могут быть запланированы на период более одного года.

При этом стоит отметить тот факт, что бюджет, выделяемый под акции и скидки, в преимущественном большинстве случаев изначально закладывается в составляемые договоры с поставщиками, которые, в свою очередь, будут формировать предварительные бюджеты в соответствии со своей прибылью. Соответственно, осуществляется также планировка ценообразования на различные виды продукции, и довольно часто скидки на какие-то популярные марки изначально заложены в стоимость товара.

Другими словами, любые акции и скидки, которые вы видите на прилавках различных магазинов, представляют собой тщательно спланированное перераспределение денежных средств, а также различных приобретаемых благ, которые берутся у одних покупателей и потом передаются другим.

Как это выглядит на примере?

Акции в магазинах проводятся примерно следующим образом: человек А приобретает одну единицу определенного «премиум»-товара, наценка которого составляет 100 рублей, благодаря чему пара сеть/поставщик впоследствии сможет предоставить скидку на три единицы более дешевой товарной продукции по 30 рублей. При этом стоит отметить тот факт, что в данном случае рассмотрен наиболее простой механизм проведения таких операций, в то время как есть гораздо более интересные и тонкие способы организации подобных мероприятий.

Более серьезные схемы

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Рассмотрим такой пример. Крупный магазин делает серьезную скидку на какую-то продукцию известного бренда и при этом позаботился о грамотном размещении других товаров из смежных групп, благодаря чему он получает возможность на приобретение дополнительной прибыли. Это происходит по той причине, что потребители, которые ставят главной задачей приобретение товара со скидкой, начинают раскупать расположенный поблизости ассортимент, вследствие чего цена акции полностью перекрывается дополнительной прибылью от приобретения другой продукции.

В принципе, любые маркетинговые механизмы, основанные на снижении цены различных товаров, направлены именно на то, чтобы стимулировать импульсный спрос, в то время как сама скидка представляет собой просто-напросто точку, в которой этот «импульс» появляется. Таким образом, человек хочет сэкономить, но в тоге покупает и тратит на порядок больше, по сравнению с ценой до дисконта, и цена акции для магазина полностью окупается.

Магазины «долгосрочной» продукции

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

В магазинах, которые занимаются не торговлей FMCG, а реализацией товаров длительного пользования, применяются гораздо более прозрачные механизмы. В данном случае маркетинговая модель всецело завязывается на «искусственном старении товара», то есть смене модельных рядов или же сезонов. При этом поставщик должен обеспечивать непрерывную процедуру производства, вследствие чего на рынок должны выводиться все более и более новые виды продукции.

Таким образом, если вы видите какую-то мебель со скидкой или же автомобиль «до рестайлинга», то в таком случае вы можете быть вполне уверенными в том, что такое предложение в конечном итоге принесет выгоду не только магазину, но и вам.

В чем выгода?

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

В данном случае акции в магазинах проводятся именно с технологией взаимовыгодного сотрудничества. Если магазин попытается каким-то образом обмануть потребителей и в итоге просто не предоставит им выгодные условия, вследствие чего они не купят данный товар, продукция действительно может морально устареть и превратиться в «висяк» на балансе предприятия, потому что в наш век никто не захочет покупать «устаревшие» модели, даже если у них есть все нужные потребителю характеристики, а сами они находятся в идеальном состоянии.

Стоит отметить тот факт, что именно на «искусственном старении товара», а также целенаправленном обновлении определенных его характеристик полностью строится маркетинг компании Apple. Многие это могут заметить по тому, что владельцы самой последней на данный момент модели iPhone, которая практически не уступает ни одному другому телефону по своему функционалу, все равно покупают новые устройства от компании Apple, образуя огромные очереди уже в первые дни продаж.

Можно ли заработать?

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Конечно, можно заработать и на товарах длительного пользования наподобие автомобилей, мебели или же крупной бытовой техники. Многие замечали акции СПб и других городов, когда вместе с товаром осуществляется потребительское кредитование, продажа определенных аксессуаров, страхование или же предоставление дополнительных услуг, приносящих компании в конечном итоге дополнительную прибыль. Помимо всего прочего, в данном случае торговая точка получает изначально настроенную на покупку целевую аудиторию, так как люди вдохновлены скидками, и их уже не сложно будет подтолкнуть к совершению различных импульсных покупок. Стоит отметить, именно таким образом в большинстве крупных городов проводятся акции (Москва не является исключением). В связи с этим, если вы покупатель, заранее взвесьте все за и против, а еще лучше узнайте заранее цену товара до акции.

Акции в банках

Также многие замечали, какие акции проводят различные банки, анонсируя небольшие проценты на кредит, но в то же время обязывающие клиента оформлять страхование жизни для его получения. И на страховках кредитные учреждения зарабатывают приблизительно в три или даже пять раз больше по сравнению с профессиональной страховой компанией, в которой человек мог отдельно приобрести этот полис.

Зачем еще нужны скидки?

Что такое акция в магазине определение. Смотреть фото Что такое акция в магазине определение. Смотреть картинку Что такое акция в магазине определение. Картинка про Что такое акция в магазине определение. Фото Что такое акция в магазине определение

Глядя на то, какие акции проводятся на сегодняшний день в России и других странах, можно сделать вывод, что скидка в качестве инструмента стимулирования потребительской активности в конечном итоге провоцирует множество других следствий, которые также приводят к прибыли. В частности, стоит отметить лишь несколько из них:

Таким образом и обеспечивается увеличение продаж, а постоянно проводимые акции (СПб, да и другие города прибегают к использованию подобного инструмента довольно часто) обеспечивают организаторам гораздо более высокую прибыль, чем стоимость подобных мероприятий.

Источник

Акция в магазине: правила проведения и сопутствующие риски

Акция – это придумка маркетологов. Но согласовать условия ее проведения – задача юристов. Иначе могут возникнуть проблемы с потребителями, если они посчитают, что их обманули или ввели в заблуждение, а также с проверяющими органами в лице Роспотребнадзора и антимонопольной службы. Причем инспекторы зачастую приходят разбираться с акционными нарушениями именно по заявлениям потребителей. В данной подборке материалов рассказано, какие требования законодательства акция должна соблюдать и на примерах из практики показано, в чем состоят распространенные нарушения и какова ответственность за них.

В законодательстве нет прямого определения, что такое акция. Но исходя из сути этого мероприятия, можно понять, каким нормам оно подчиняется.

Публичная оферта

По общему правилу объявление об акции является публичной офертой.

Она регламентирована статьями 437, 438 ГК РФ, в которых сказано, что предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля делающего его лица заключить договор на указанных в нем условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой.

Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Таким образом, продавец обязан продать товар по акции любому, кто пожелает его приобрести.

Однако в условиях акции может быть оговорка, что она не является публичной офертой. Тогда эти положения к ней неприменимы. Соответственно, продавец не обязан продавать товар на условиях акции любому обратившемуся.

Ценник для потребителей

Акция адресована потребителям. Они воспринимают ее просто как ценник со скидкой.

Поэтому акция не должна нарушать Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В силу частей 1, 2 ст. 10 данного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), предоставляющую возможность их правильного выбора. Информация о товарах, работах и услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров, работ, услуг.

Если эти требования не соблюдаются, то имеет место правонарушение в виде обмана потребителя, то есть преднамеренное введение его в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.

Ответственность за это установлена ст. 14.7 КоАП РФ и составляет до 50 тыс. рублей.

Накладывает штраф Роспотребнадзор.

Реклама

Акция направлена на привлечение внимания к товарам и их продавцу.

Поэтому, как правило, она подпадает под понятие рекламы, а значит, должна соблюдать требования, предъявляемые к рекламе Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Основные требования сосредоточены в ст. 5 этого закона. Первое и самое главное из них: реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Требование в части 7 ст. 5 закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Требование в статье 9 гласит, что в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Нарушение рекламных норм стоит дороже: ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает штраф до 500 тыс. рублей.

Накладывает его Федеральная антимонопольная служба.

СТАТЬЯ Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журнала «Время Бухгалтера»

Роспотребнадзор оштрафовал продуктовый магазин «Магнит» на 20 тыс. рублей за то, что покупателю не предоставили скидку в размере 10 процентов по акции «Выгодная суббота» на молоко по цене 25,90 рубля.

В качестве доказательств правонарушения были использованы кассовый чек и ценник на молоко.

Представители магазина обратились в суд, сославшись на отсутствие события и состава правонарушения, так как имеющийся в деле кассовый чек информирует покупателя о цене покупки и содержит оговорку об ограничениях в проводимых акциях: в чеке указано, что скидка распространяется на все товары, за исключением крепкого алкоголя, табачной продукции и товаров со скидками по другой акции, к числу которых относится молоко.

Однако суд отверг этот аргумент, поскольку магазин не предоставил доказательств заблаговременного (до совершения покупки) уведомления потребителя о других проводимых акциях с тем, чтобы он имел полную информацию о ценах на конкретный реализуемый товар – молоко.

В соответствии с частью 1 ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 до 50 тыс. рублей.

Рассматриваемый случай в виде непредоставления покупателю скидки подпадает под состав данного правонарушения, поскольку диспозиция указанной нормы содержит открытый перечень противоправных действий, за совершение которых установлена административная ответственность (или иной обман).

В указанном случае потребитель был обманут обществом в отношении проводимой в магазине акции, предусматривающей скидки на отдельные виды товаров.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

противоположное решение в пользу магазина: суд отменил наложенный на него штраф, поскольку покупатель, по заверению магазина, хоть и приобрел кровать по акции «Минус 59,7 процента», но выбрал иную комплектацию, нежели та, на которую акция распространялась.

Из протокола опроса потребителя следовало, что им была выбрана идентичная выставочному образцу кровать, с тем же набором функций, цветом, составом обивочной ткани по соответствующему ценнику.

В то же время магазин представил в суд объяснение о том, что подпадающий под акцию выставочный образец был исполнен в в ткани кожзаменителя 1-й категории, о чем потребитель был информирован продавцом. При заключении же договора потребитель выбрал кровать, исполненную в ткани 3-й категории, которая стоит дороже на 18,5 тыс. рублей.

Суд пришел к выводу, что, поскольку Роспотребнадзор не разрешил эти противоречия, событие вменяемого административного правонарушения в действиях магазина не доказано. Поэтому основания для его привлечения к ответственности отсутствуют (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 № А11-1764/2016).

Антимонопольная служба оштрафовала магазин одежды на 100 тыс. рублей за ненадлежащую рекламу акции.

Дело было в том, что покупательница воспользовалась рекламой следующего содержания: «Распродажа одежды! На 2-ю вещь 50 процентов или 3-я вещь в подарок».

Рассчитывая на получение скидки на вторую вещь, она приобрела детские трусы и плавки.

Однако в предоставлении скидки ей отказали. Продавец объяснил это тем, что на нижнее белье и чулочно-носочные изделия скидка не распространяется, поскольку они не являются одеждой.

Однако ФАС указала, что, во-первых, буквальное прочтение фразы из описания акции: «При покупке двух товаров из розничных групп «Одежда» покупателю предоставляется скидка 50 процентов…» не свидетельствует о том, что данное рекламное предложение не распространяется на нижнее белье и чулочно-носочные изделия, что позволяет потребителю рассчитывать на скидку на любую вторую вещь (меньшую по стоимости), относящуюся к одежде.

Во-вторых, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) группа 14.14 («Белье нательное») и группа 14.31 («Изделия чулочно-носочные») входят в класс 14 – «Одежда».

Таким образом, реклама не должна вводить потребителя в заблуждение, формируя у него неправильное представление о предлагаемых товарах, услугах, их цене, скидках, потребительских свойствах. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и потребители вводятся в заблуждение.

В данном случае отсутствие в рекламе существенной информации о том, что акция не распространяется на нижнее белье и чулочно-носочные изделия, искажает смысл информации и вводит потребителей в заблуждение.
Поэтому компания подлежит привлечению к ответственности согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

компания обжаловала это решение в суде, и он снизил штраф до 50 тыс. рублей с учетом тяжелого финансового положения организации. Однако с самим фактом правонарушения судьи согласились (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 № 06АП-985/2017).

Гражданка обратилась в суд с иском к ИП о защите прав потребителей, мотивируя свои требования тем, что ей отказали в приобретении пледа по акции и продали его по более высокой стоимости.

Покупка была совершена при следующих обстоятельствах:

Спустя три дня она попыталась вернуть товар, указав в претензии, что он не подошел в связи с аллергией родственников на приобретенный товар.

Однако магазин принимать его обратно отказался.

После этого был подан иск о расторжении договора и о взыскании 49 тыс. рублей и штрафа в размере половины от суммы, присужденной истцу, в размере 24,5 тыс. рублей.

Суд удовлетворил этот иск на основании ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая предоставляет потребителю право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Если же аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Управление ФАС признало компанию виновной в распространении рекламы об акции, в которой не были указаны сроки ее проведения.

Между тем сроки проведения стимулирующего мероприятия (акции) – это существенная информация о рекламируемом товаре. При ее отсутствии искажается смысл информации, и потребители рекламы вводятся в заблуждение, поскольку у них возникают основания считать, что акция длится неограниченное время. Хотя на самом деле срок проведения акции был установлен с 1 по 30 апреля.

В конце аудиорекламы был назван номер, по которому можно узнать подробности. Однако это не устраняет нарушения закона, поскольку согласно ст. 9 Закона от 21.10.2013 № 274-ФЗ, в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Из пункта 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 следует, что рекламодатель может заменить 2-й пункт сообщением об источнике этой информации (например, адресе интернет-сайта или номере телефона, по которому можно получить информацию), но не 1-й пункт про сроки акции.

Таким образом, конкретные сроки проведения акции подлежат обязательному указанию в самой рекламе.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Антимонопольная служба оштрафовала компанию «МЕТРО Кэш энд Керри» на 200 тыс. рублей за то, что покупателю отказали в приобретении акционного товара в обмен на собранные наклейки.

В период с октября 2011 года по март 2012 года в торговом центре распространялись буклеты с информацией о проведении акции. По ее условиям за собранные в торговом центре наклейки (одна выдается за каждые 500 рублей оплаченных покупок) можно было приобрести акционный товар (столовые наборы) со скидкой, размер которой зависит от количества собранных наклеек. Правила акции опубликованы на официальном сайте ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» и в рекламном журнале.

Затем в региональное управление ФАС поступило обращение клиента, указывающее, что ему было отказано в приобретении столовых наборов на предложенных условиях. Отказ мотивирован отсутствием в торговом центре указанного товара, притом что в соответствии с размещенной в буклете информацией акционный товар должен находиться в свободном доступе в торговом зале.

Проверяющие установили, что в рассматриваемом буклете действительно не указано ограничение количества акционного товара. В связи с этим они признали рекламу об акции ненадлежащей и наложили штраф.

Компания обратилась в суд.

Там она заявила, что размещенная в буклетах информация не является рекламой, поскольку адресована определенному кругу лиц – только имеющим карточку клиента юрлицам и ИП, заключившим договор поставки и приобретающим товары исключительно для целей последующей перепродажи и (или) профессионального использования.

Однако суд отклонил этот довод как неосновательный, поскольку из содержания буклета совсем не следовало, что он адресован каким-либо определенным лицам.

Факт совершения обществом вменяемого правонарушения суды признали доказанным и оставили штраф в силе.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

В управление Роспотребнадзора поступила жалоба гражданки о нарушении ООО «Лента» прав потребителей, выразившегося в размещении на ценнике на один и тот же товар различных цен с указанием информации «Без карты «Лента», «По карте «Лента» и «По акции», вводящей ее в заблуждение относительно действительной стоимости товара.

Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения управлением выездной внеплановой проверки, по итогам которой был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о наложении штрафа по ст. 14.15 КоАП РФ.

Магазин обвинили в нарушении п. 18 и 19 правил продаж отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, а также ст. 426 ГК РФ РФ, пп. 122 п. 2.7 ГОСТа Р «Торговля. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 № 242-ст.

В частности, согласно пункту 18 указанных правил цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.

Представитель компании заявил, что данный пункт не нарушен, поскольку нужно учитывать наличие элементов оформления самого ценника: шрифтового и цветового его различий.

Однако суд счел, что этот довод основан на неверном толковании норм права, поскольку указанным пунктом прямо предусмотрено, что цены товаров, реализуемых продавцом, должны быть одинаковыми для всех покупателей. Исключение составляет предоставление льгот для отдельных категорий покупателей, установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

В данном случае указание на ценнике товара цен со скидкой по специальным картам и по акциям, введенным в рамках отдельного магазина, не относится к вышеназванным льготам.

Штраф был оставлен в силе.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Компания «Эльдорадо» успешно оспорила в суде штраф, наложенный не нее Роспотребнадзором за нарушение прав потребителей.

Внимание госоргана привлекла акция, содержащая три правила:

1. Потребителю дается возможность обменять товар надлежащего качества в течение 30 дней, не считая дня его покупки.

2. Список товаров, подлежащих обмену, увеличивается по сравнению с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, которым утвержден перечень 14 видов непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

3. Обмен товара надлежащего качества возможен на любой другой товар равной или большей стоимости.

Роспотребнадзор признал, что первые два пункта улучшают положение потребителя относительно законодательства.

В отношении третьего правила чиновники посчитали, что оно противоречит законодательству, так как по ст. 502 ГК РФ покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

В норме не оговорена разница в цене между обмениваемыми товарами. Тем самым она позволяет обменять товар на аналогичный с правом требования перерасчета покупной цены в случае ее уменьшения в пользу потребителя. Аналогичная норма предусмотрена ст. 25 закона о защите прав потребителей.

Таким образом, третье правило акции, не предусматривая возможности обменять товар на аналогичный меньшей стоимости, ограничивает права потребителей по сравнению с гарантированными им законодательством.

Такие действия, по мнению Роспотребнадзора, со стороны организатора акции направлены на обход положений законодательства и свидетельствуют об умышленном вовлечении потребителя в долгосрочные правоотношения с продавцом.

Судьи с этим не согласились.

Приведенное условие акции не ущемляет права потребителя ввиду того, что установлено и касается в основном товара надлежащего качества (бытовая техника), обмен которого в принципе не допускается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

Таким образом, компания, напротив, улучшает права потребителя, предоставляя ему возможность обменять товар на бытовую технику, которую в соответствии с нормативными актами в обычных условиях потребитель обменивать не вправе.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Покупательница обратилась в суд с исковым заявлением к ИП о взыскании морального вреда, причиненного отказом кафе продать товар со скидкой по акции.

Она указала, что решила приобрести булочки по акции со скидкой в размере 30 процентов, указанной на фасаде кафе. Однако при заказе булочек вместо указанной скидки был пробит чек со скидкой в размере только 10 процентов. Данными действиями, по ее мнению, предпринимателем нарушены ее права как покупателя. Продавец умышленно ввел покупателя в заблуждение, предоставив недостоверную информацию.

Ответа на свою претензию она не получила, что послужило основанием для обращения в суд.

Судьи отказали в удовлетворении иска в связи с его недоказанностью.

Они исходили из того, что истицей в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ не были представлены суду доказательства, с достоверностью свидетельствующие о нарушении ответчиком ее прав как потребителя, а именно доказательства, подтверждающие тот факт, что ответчик гарантировал приобретение истцом товара по акции.

Суд дал оценку представленной гражданкой фотографии с информацией о проводимой акции, но не принял ее в качестве относимого и допустимого доказательства по данному делу, поскольку фотография не отображала принадлежность ответчику информации о проводимой акции.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Покупатель обратился Роспотребнадзор с жалобой на ООО «Сеть Связной». Согласно жалобе общество, реализовало телефон Fhilips Е 106 red выше стоимости, указанной на ценнике с обсчетом потребителя на сумму в 20 рублей. Согласно ценнику телефон стоит 1 190 рублей, по кассовому чеку уплаченная сумма составила 1 210 рублей. Роспотребнадзор оштрафовал компанию на 20 тысяч рублей.
ООО «Сеть Связной» обжаловала данный штраф в суде.

Судом установлено, что стоимость телефона без акции составляла 1190 рублей и указана на ценнике, размещенным под телефоном на витрине.
В результате контрольной закупки тайный покупатель приобрел в салоне связи ООО «Сеть Связной» телефон Fhilips Е 106 red, поддерживающий 2 сим-карты, стоимость которого в рамках акции составила 610 рублей.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена продавец магазина, которая пояснила, что условия акции состояли в том, что при покупке телефона и одновременном заключении договора на оказание услуг связи с двумя операторами сотовой связи с внесением денежных средств на лицевой счет сим-карт в размере 300 рублей на каждый лицевой счет, на телефон предоставляется скидка 580 рублей. Условия акции были доведены до устно продавцом и в информационных материалах, размещенных в салоне.

Согласно представленному в материалах дела кассовому чеку стоимость телефона составила 610 рублей, стоимость сим-карты составила 300 руб., стоимость сим-карты составила 300 руб. Итого стоимость покупки составила 2 100 рублей. Таким образом, Роспотребнадзор не обосновал, в чем именно выразился обсчет, обман потребителя.
Суд отменил штраф.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Вокруг входной двери алкогольного магазина был размещен стилистический баннер с надписями: «Более 40 сортов напитков», «Перед употреблением охладить!» и изображениями бокалов, бочек, штопоров, виноградных листьев, в том числе стилизованной кружки с адресом сайта Кроме того, на баннер был прикреплен белый лист формата А4 с надписью: «Акция 1+1=3».
Частью 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Сотрудники ФАС обнаружили, что информация об акции не содержала подобной предупредительной надписи. Компании вынесли предупреждение.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

В Хабаровске антимонопольная служба обратила внимания на рекламные листовки, которые распространяли по почтовым ящикам жильцов. В них рекламировался магазин разливных напитков «Веселый папа». В рекламе магазина разливных напитков «Веселый папа» сообщалось о проведении акции.
ФАС посчитала, что это реклама алкогольной продукции и призвала ИП – владельца магазина к ответу.

ИП заявил, что листовка алкоголь не рекламируют, а продвигает только сам магазин. В ней нет ни изображений спиртной продукции, ни предложения ее купить.

Но контролеры отметили, что веселый папа явно не из-за лимонада, поэтому всему городу понятно, что в таком магазине можно купить. Против предпринимателя возбудили дело по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства о рекламе).

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *