Что такое пьеса музыка

Значение слова «пьеса»

Что такое пьеса музыка. Смотреть фото Что такое пьеса музыка. Смотреть картинку Что такое пьеса музыка. Картинка про Что такое пьеса музыка. Фото Что такое пьеса музыка

2. Небольшое музыкальное произведение. Она села за фортепьяно и сыграла несколько любимых его пьес. И. Гончаров, Обыкновенная история. Верочка повесила было голову и несколько раз сбивалась с такта, хотя пела пьесу очень знакомую. Чернышевский, Что делать?

3. Устар. Небольшое литературное произведение (обычно стихотворное). Первая пьеса Лермонтова напечатана была в «Современнике» 1837 года, уже после смерти Пушкина. Она называется «Бородино». Белинский, Стихотворения М. Лермонтова.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц — диалоги и монологи, — и функциональные авторские ремарки: примечания, содержащие обозначение места действия, иногда — особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т. д. Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т. п.

Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие — явления, эпизоды, картины.

Само понятие пьесы — чисто формально, оно не включает в себя никакого эмоционального или стилистического смысла. Поэтому в большинстве случаев пьеса сопровождается подзаголовком, определяющим её жанр — классический, основной (комедия, трагедия, драма), или авторский, например: «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова — «диалоги в трёх частях»; «Поживем — увидим» Джорджа Бернарда Шоу — «приятная пьеса в четырёх действиях»; «Добрый человек из Сычуани» Бертольта Брехта — «пьеса-парабола» и т. п.. Жанровое обозначение пьесы не просто выполняет функцию «подсказки» режиссёру и актёрам при сценической интерпретации пьесы, но помогает войти в авторскую стилистику, образный строй драматургии.

В музыкальном искусстве термин пьеса, как правило, употребляется в качестве видового названия произведений инструментальной музыки.

ПЬЕ’СА, и (устар.) пие́са, ы, ж. [фр. pièce]. 1. Драматическое произведение. Поставить новую пьесу. Переводная п. В пиесах драматических. в нас страсти благородные умеет возбуждать. Некрасов. 2. Небольшое музыкальное произведение (муз.). Нехлюдов слышал из-за дверей звуки какой-то сложной бравурной пьесы, разыгрываемой на фортепьяно. Л. Толстой. 3. Небольшое литературное произведение (устар.). 60 пиес! довольно ли будет для 1 тома? Пушкин.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пье́са

1. драматическое произведение для постановки в театре

2. муз. небольшое инструментальное музыкальное сочинение ◆ Ему долго аплодировали, и на бис пианист исполнил пьесу Шопена и песню Шумана в обработке Листа.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое пьеса музыка. Смотреть фото Что такое пьеса музыка. Смотреть картинку Что такое пьеса музыка. Картинка про Что такое пьеса музыка. Фото Что такое пьеса музыкаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: помалу — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ПЬЕСА

Смотреть что такое «ПЬЕСА» в других словарях:

пьеса — См. игра … Словарь синонимов

Пьеса — (франц. pièce) драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого либо действия в театре. Это общее видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены. Структура пьесы… … Википедия

ПЬЕСА — То же, что пиеса, см. это слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЬЕСА вообще литературное или музык. произведение; в тесном смысле драматическое произведение. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Пьеса — (франц. piece «вещь», «кусок») как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким либо из уже канонизированных теорией жанров. Так, в истории французского театра мы встречаем слово «пьеса» в… … Литературная энциклопедия

ПЬЕСА — и (устар.) пиеса, пьесы, жен. (франц. pièce). 1. Драматическое произведение. Поставить новую пьесу. Переводная пьеса. «В пиесах драматических… в нас страсти благородные умеет возбуждать.» Некрасов. 2. Небольшое музыкальное произведение (муз.).… … Толковый словарь Ушакова

ПЬЕСА — ПЬЕСА, ы, жен. 1. Драматическое произведение для театрального представления. 2. Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение. П. для баяна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПЬЕСА — ПЬЕСА, пиеса жен., франц. сочинение драматическое, театральное или музыкальное. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

пьеса — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? пьесы, чему? пьесе, (вижу) что? пьесу, чем? пьесой, о чём? о пьесе; мн. что? пьесы, (нет) чего? пьес, чему? пьесам, (вижу) что? пьесы, чем? пьесами, о чём? о пьесах 1. Пьеса это драматическое… … Толковый словарь Дмитриева

пьеса — ПЬЕС, ПЬЕСА, ПИЕСА ы, ж. pièce f. 1. Сочинение (ученое); документ. СИЗ. Понеже ведаю, сколько вы любите читать и любопытны, того ради прилагаю при сем один пиес, который так написан, как лучше того нельзя. 1744. М. П. Бестужев Рюмин. // АВ 2 230 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

пьеса — ы, ж. 1) Драматическое произведение для театрального представления. [Треплев:] Она. против моей пьесы, потому что не она играет, а Заречная. Она не знает моей пьесы, но уже ненавидит ее (Чехов). Синонимы: дра/ма 2) Небольшое музыкальное… … Популярный словарь русского языка

пьеса — литературное произведение, предназначенное для сценического исполнения. Рубрика: структура драматического произведения Часть: акт Прочие ассоциативные связи: драматические жанры Пьеса драма, комедия самая трудная форма литературы, трудная потому … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Источник

ПЬЕСА

Смотреть что такое «ПЬЕСА» в других словарях:

пьеса — См. игра … Словарь синонимов

Пьеса — (франц. pièce) драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого либо действия в театре. Это общее видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены. Структура пьесы… … Википедия

ПЬЕСА — То же, что пиеса, см. это слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЬЕСА вообще литературное или музык. произведение; в тесном смысле драматическое произведение. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Пьеса — (франц. piece «вещь», «кусок») как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким либо из уже канонизированных теорией жанров. Так, в истории французского театра мы встречаем слово «пьеса» в… … Литературная энциклопедия

ПЬЕСА — и (устар.) пиеса, пьесы, жен. (франц. pièce). 1. Драматическое произведение. Поставить новую пьесу. Переводная пьеса. «В пиесах драматических… в нас страсти благородные умеет возбуждать.» Некрасов. 2. Небольшое музыкальное произведение (муз.).… … Толковый словарь Ушакова

ПЬЕСА — ПЬЕСА, пиеса жен., франц. сочинение драматическое, театральное или музыкальное. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

пьеса — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? пьесы, чему? пьесе, (вижу) что? пьесу, чем? пьесой, о чём? о пьесе; мн. что? пьесы, (нет) чего? пьес, чему? пьесам, (вижу) что? пьесы, чем? пьесами, о чём? о пьесах 1. Пьеса это драматическое… … Толковый словарь Дмитриева

пьеса — ПЬЕС, ПЬЕСА, ПИЕСА ы, ж. pièce f. 1. Сочинение (ученое); документ. СИЗ. Понеже ведаю, сколько вы любите читать и любопытны, того ради прилагаю при сем один пиес, который так написан, как лучше того нельзя. 1744. М. П. Бестужев Рюмин. // АВ 2 230 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

пьеса — ы, ж. 1) Драматическое произведение для театрального представления. [Треплев:] Она. против моей пьесы, потому что не она играет, а Заречная. Она не знает моей пьесы, но уже ненавидит ее (Чехов). Синонимы: дра/ма 2) Небольшое музыкальное… … Популярный словарь русского языка

пьеса — литературное произведение, предназначенное для сценического исполнения. Рубрика: структура драматического произведения Часть: акт Прочие ассоциативные связи: драматические жанры Пьеса драма, комедия самая трудная форма литературы, трудная потому … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Источник

Как «читать» музыкальное произведение. Фрагмент книги Ляли Кандауровой «Как слушать музыку»

1. Жанр

Когда мы читаем книгу, то всегда помним, что именно перед нами: роман или повесть, рассказ или поэма. Благодаря этому мы понимаем, чего ожидать от текста и какова его форма (например, роман, скорее всего, будет объемным, а поэма — в стихах). Знакомство с литературными жанрами помогает заметить и оценить интересные отступления от нормы, иногда — предугадать содержание. То же самое — в музыке.

Французское слово genre означает «род»: действительно, жанр — это род искусства, обладающий устойчивыми признаками, которые касаются формы и содержания. У жанра есть свои законы и приметы: по ним мы классифицируем сочинение как оперу, симфонию или квартет. В разные эпохи композиторы по-разному соблюдали законы жанра. Чем ближе к современности — тем больше в жанре условности и размытости. Если в XVI веке мессы (музыка католической литургии) были похожи друг на друга как близнецы (по масштабу, тексту в основе, количеству частей и их характеру), то начиная со второй половины XIX века, и уж подавно — в веке XX мы видим полную жанровую свободу. Сочинения называются как угодно, могут длиться сколько угодно и предназначаться для любого состава инструментов.

Это не значит, что музыка в XVI веке была однообразнее, чем в XX. Просто когда-то черты жанров воспринимались как незыблемые: подразумевалось, что художник с почтением, мастерством и изобретательностью восходит к уже имеющимся совершенным образцам. Вспомните повторяющиеся по мизансцене, узнаваемые библейские сюжеты на ренессансных фресках, готические соборы, схожие по оформлению фасада и внутреннему пространству, или устроенные по приблизительно одинаковой схеме старинные алтари. Строго следуя законам своих жанров, эти произведения искусства могли повторяться по формальным признакам. Однако назвать это однообразием — это как сказать, что все люди похожи: два глаза, два уха и нос.

Со временем, однако, мышление изменилось: художник стремился уже не к копированию эталона, но к его ниспровержению и созданию нового, революционного, неслыханного. Поэтому сочинения последних пятидесяти лет, как правило, представляют собой уникальные модели. Тем не менее иногда в них переплавляется память об исторических жанрах: современный композитор может специально повторять контуры классической симфонии или фортепианного концерта, как бы отвешивая уважительный или ностальгически- ироничный поклон прошлому.

Основные музыкальные жанры и эпохи, когда они выходили на историческую арену и сходили с нее, мы обсудим в «Кратчайшей истории». Здесь же заметим, что понимать, к какому жанру принадлежит сочинение, очень важно для осознанного, включенного слушания. Как это работает?

Представьте, что вы пришли на концерт и читаете в программке: «Морис Равель. Соната для скрипки и виолончели» (1920– 1922)». Эти даты, наша «Кратчайшая история» и пятиминутный поиск в интернете дадут вам интересную информацию для размышления: соната — камерный жанр (то есть музыкантов один или двое), значит, интонация этой музыки — скорее сокровенная, не такая официальная, как у симфонической. В классической сонате один из двух исполнителей чаще всего — пианист. Выходит, инструментальный состав у Равеля — виолончель и скрипка — это нечто необычное. Сонаты писались с XVII века, а окончательно жанр кристаллизовался в XVIII, в эпоху классицизма: тогда соната стала развернутым трех- или четырехчастным циклом, где у частей есть свои амплуа — темпы, характеры, последовательность. У произведения, которое мы пришли послушать, налицо все признаки классической сонаты: четыре части, их темповые соотношения «быстро — очень быстро — медленно — оживленно». Но годы ее сочинения — 1920–1922: значит, перед нами — не классицистическая, а гораздо более поздняя соната. Ее язык будет свободнее, необычнее, он может показаться более причудливым, чем у настоящих «сонатных» сонат XVIII–XIX веков — например, бетховенских. Таким образом, еще до начала концерта вы что-то знаете о контексте, жанре и структуре сочинения, и можете правильно распределить свое внимание. Вы понимаете на базовом уровне, в чем оно соответствует «норме», а в чем необычно. Вы знаете, с чем его можно сравнить, чтобы ощутить стилевую близость или дистанцию.

Что такое пьеса музыка. Смотреть фото Что такое пьеса музыка. Смотреть картинку Что такое пьеса музыка. Картинка про Что такое пьеса музыка. Фото Что такое пьеса музыкаИздательство: Альпина Паблишер

2. Состав исполнителей

Бывает, что он продиктован жанром. Симфонию обычно играет оркестр, мадригал поет вокальный ансамбль, а если вы придете на концерт квартетной музыки, то на сцене гарантированно будут стоять четыре стула. Но мы говорили выше, что в музыке XX века и современной музыке понятие жанра достаточно условно. В этих случаях полезно обращать внимание на слова, что следуют в названиях произведений после «для»: «. для трубы, сопрано, баса, бас-кларнета и восьмиканальной электроники»; «. для клавесина и камерного оркестра»; «. для скрипки, виолончели, гобоя, фагота и оркестра».

Все это обещает разные краски, разные комбинации тембров — то есть инструментальных голосов. Наконец, это дает разную картинку на сцене. В состав исполнителей могут входить чтецы и танцоры, электроника и старинные инструменты, ветровая машина, рык льва, трещотки, наковальни, колокола и орган — чего только не бывает.

Если экзотические инструменты не солируют, а включены в состав большого симфонического оркестра, то в заглавие сочинения они, конечно, не выносятся: в этом случае следите за тем, что происходит на сцене (если вы слушаете сочинение на концерте). Композитору нет смысла вводить в оркестр интересный инструмент и не «показать» его слушателю: если в составе есть саксофон, басовый большой барабан или кукушка-свистулька, в какой-то момент вы наверняка их услышите.

И увидите — если сидите не в партере (кстати, когда играют симфоническую музыку, во многих случаях в партере сидеть нет никакого смысла). Если вы слушаете музыку в записи, всегда уточняйте, для какого состава инструментов она написана. Играет квартет или трио? Интересный набор ударных или один инструмент в сопровождении электроники?

Вскоре вы научитесь различать тембры, будете прислушиваться к сольным разделам и репликам. Так вы не потеряете внимание, сможете оценить колорит сочинения и привыкнуть к звуковым палитрам, характерным для некоторых композиторов и эпох. Тогда фразы вроде «экспрессионистский оркестр» или «барочная медь» очень быстро станут вам интуитивно понятными.

Кстати: басовый большой барабан — это просто барабан нечеловеческих размеров.

3. Контекст

. Иногда тоже выводится из жанра. Существуют жанры, привязанные к конкретному моменту истории и определенной культуре. Если на пластинке записаны мадригалы, значит это (скорее всего) Италия, XVI– XVII век, а если на концерте звучат «Страсти», то мы перемещаемся в Германию XVII–XVIII столетия.

Но бывают отступления от правил, и это — самое интересное. Почему русский композитор в середине XX века пишет мадригалы? Что означает сочинение «Страстей» китайским автором на рубеже тысячелетий? И одно, и другое — реальные примеры обращения композиторов к жанрам, находящимся вне современного им контекста. Для одного и другого есть интересные исторические причины.

Однако даже если не знать, с какой эпохой ассоциирован тот или иной жанр, исторический контекст восстановить несложно — и это захватывающий процесс. Обращайте внимание на то, когда, в какой стране, и кем (представителем какой культуры) сочинена музыка. Клавесин на сцене в XX веке — это совершенно не то, что клавесин в веке XVIII (в одном случае — интересный ископаемый динозавр, в другом — норма жизни). Невозможно сравнивать русскую (Евстигней Фомин) и немецкую (Вольфганг Амадей Моцарт) оперу конца XVIII века — вернее, можно, но нужно понимать, в какой ситуации тогда находилась русская и немецкая музыка (подробнее об этом — в «Кратчайшей истории»). Безмятежная ясность и нежность в музыке украинского композитора Валентина Сильвестрова (р. 1937) должна восприниматься не так, как то же самое — у Роберта Шумана, немецкого автора, жившего столетием раньше.

Не всегда — но бывает так, что интересно узнать контекст более частного порядка: такое-то сочинение создано после смерти матери композитора, другое посвящено учителю, а эта пьеса — свадебный подарок автора своей молодой жене. Такие вещи можно за пять минут найти в интернете (внимание: информации на английском языке будет больше и гораздо лучшего качества). Часто подобные сведения указаны в программках, фестивальных буклетах или на обложках пластинок — не пренебрегайте ими.

Источник

Жанры музыкальных произведений:

Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.

Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.

Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балетмейстер — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.

Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.

Былина — русская народная эпическая песня-сказание.

Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

Гимн — торжественная песня.

Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.

Диско — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.

Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.

Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.

Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.

Кант — род бытовой многоголосной песни.

Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

Кантилена — напевная, плавная мелодия.

Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.

Марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.

Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.

Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.

Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.

Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.

Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).

Песня — стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.

Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.

Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.

Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.

Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

Романс — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.

Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.

Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Сонатина — маленькая соната.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).

Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.

Тон — звук определенной высоты.

Туш — краткое музыкальное приветствие.

Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.

Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.

Фуга — многоголосное произведение, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем.

Элегия — музыкальная пьеса печального характера.

Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *