Что такое псевдографика и зачем она использовалась
Псевдографика
Псевдогра́фика, псевдографические символы — совокупность символов, включенных в набор символов компьютерного шрифта, отображающих графические примитивы (линии, прямоугольники, треугольники, кресты, различная заливка и т. п.). Псевдографические символы реализуются в рамках формата шрифта (к примеру, матрица 8х12 точек) и дополняют в таком наборе цифро-буквенные и служебные символы.
Основное назначение псевдографики — графическое оформление программ с текстовым интерфейсом пользователя (в том числе и т. н. консольных) — отображение в них окон, меню, кнопок и прочих элементов интерфейса, создания рамок и таблиц. Первоначальная цель применения — изображение рамок и таблиц на текстовых терминалах. Псевдографика также зачастую используется там, где передача, хранение и визуализация графики непосредственно невозможна или затруднена: телетайпы, текстовые терминалы, почтовая переписка, СМС и т. п.
В системах с графическим интерфейсом псевдографика практически не используется, поскольку там есть возможность отрисовывать те же графические элементы с более высоким качеством и изобразительностью, используя встроенные графические средства системы (скажем, GDI). Кроме того, возможность рисовать рамки псевдографикой ограничена — аккуратно это можно делать только используя шрифты фиксированной ширины.
Псевдографика также породила отдельный род графического искусства — ASCII-art (аски-арт) — создание рисунков при помощи символов псевдографики.
Псевдографика в кодовых страницах
Кодовые страницы для DOS обычно содержат следующий набор псевдографики, заимствованный из встроенных шрифтов EGA, VGA и других дисплейных адаптеров:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | A | B | C | D | E | F | |
B0 | ░ | ▒ | ▓ | │ | ┤ | ╡ | ╢ | ╖ | ╕ | ╣ | ║ | ╗ | ╝ | ╜ | ╛ | ┐ |
C0 | └ | ┴ | ┬ | ├ | ─ | ┼ | ╞ | ╟ | ╚ | ╔ | ╩ | ╦ | ╠ | ═ | ╬ | ╧ |
D0 | ╨ | ╤ | ╥ | ╙ | ╘ | ╒ | ╓ | ╫ | ╪ | ┘ | ┌ | █ | ▄ | ▌ | ▐ | ▀ |
В VGA использование для псевдографики именно кодовых позиций 0xB0—0xDF является обязательным при использовании режимов с шириной символа в 9 пикселов.
В Юникоде имеется более обширный набор псевдографических символов:
Box Drawing (2500—257F) & Block Elements (2580—259F)
Псевдографика
Основное назначение псевдографики — графическое оформление программ с текстовым интерфейсом пользователя (в том числе и так называемых консольных) — отображение в них окон, меню, кнопок и прочих элементов интерфейса, создания рамок и таблиц. Первоначальная цель применения — изображение рамок и таблиц на текстовых терминалах. Псевдографика также зачастую используется там, где передача, хранение и визуализация графики непосредственно невозможна или затруднена: телетайпы, текстовые терминалы, СМС и тому подобное.
В системах с графическим интерфейсом псевдографика практически не используется, поскольку там есть возможность отрисовывать те же графические элементы с более высоким качеством, используя встроенные графические средства системы (скажем, GDI). Кроме того, возможность рисовать рамки псевдографикой ограничена — аккуратно это можно делать только используя шрифты фиксированной ширины.
Псевдографика также породила отдельный род графического искусства — ASCII-art (аски-арт) — создание рисунков при помощи символов псевдографики.
Связанные понятия
В информатике бу́фер (англ. buffer), мн. ч. бу́феры — это область памяти, используемая для временного хранения данных при вводе или выводе. Обмен данными (ввод и вывод) может происходить как с внешними устройствами, так и с процессами в пределах компьютера. Буферы могут быть реализованы в аппаратном или программном обеспечении, но подавляющее большинство буферов реализуется в программном обеспечении. Буферы используются, когда существует разница между скоростью получения данных и скоростью их обработки.
Что такое псевдографика?
Интересные факты и полезные советы
Итак, что же такое псевдографика? Псевдографические символы – это набор символов, которые в большинстве случаев используются вместе с обычными компьютерными шрифтами. Обычно этим символы означают линии или какие-то простые сочетания из линий (например – кресты или прямоугольники). То есть мы можем говорить о псевдографике, как о «служебной» разновидности, выполняющей функции поддержки для текстового шрифта.
Для чего нужна псевдографика? В основном этот вид графики применяют для оформления программ, где основной упор идет на текст (вспомните «Командную строку» в Windows). С помощью псевдографических символов в этих программах возможно создание графических элементов: рамок, кнопок и т.д. Еще одно применение псевдографических символов – устройства и программы, где невозможно передавать графические данные непосредственно через монитор. Такое встречается в телетайпах, СМС- сообщениях. Из программ можно привести в пример Skype или ICQ. Вполне естественно, что псевдографику не применяют в системах с графическим отображением, так как одну и ту же картинку можно передать с большей цветовой палитрой и в лучшем качестве. Вдобавок «ложная» графика имеет еще одно ограничивающее её применение свойство – если нужно нарисовать рамку, то шрифт обязательно должен иметь определенную ширину.
Существует и другой вид псевдографики. Его используют, когда под рукой нет обычного набора псевдографических символов. Этот вид подразумевает использование похожих на оригиналы символов: математические операторы («+» и «=»), знаки препинания (тире и восклицательные знаки). По этой причине смайлики вполне можно причислить к псевдографике (при условии, что они скомбинированы из цифробуквенных символов).
Но кроме чисто «деловой» функции, псевдографика имеет еще и развлекательную. Ведь именно псевдографику можно считать мамой, «породившей» на свет такой вид компьютерного искусства, как ASCII-art (по-русски – аски арт). С использованием псевдографики также создаются графические изображения в прям смысле слова. Если расположить псевдографические символы в определенном порядке (неважно – вручную или с помощью специальной программы), то из массива линий начнет проглядывать какой-нибудь Чебурашка, Микки-Маус или любой другой персонаж. Также часто из этих символов создаются слова и выражения.
О кодировках и кодовых страницах
Вряд ли это сейчас сильно актуально, но может кому-то покажется интересным (или просто вспомнит былые годы).
Начну с небольшого экскурса в историю компьютера. Поскольку компьютер использовался для обработки информации, то он просто обязан представлять эту информацию в «человеческом» виде. Компьютер хранит информацию в виде чисел (байтов), а человек воспринимает символы (буквы, цифры, различные знаки). Значит, надо сделать сопоставление число символ и задача будет решена. Сначала посчитаем, сколько символов нам надо (не забудем, что «мы» — американцы, использующие латинский алфавит). Нам надо 10 цифр + 26 заглавных букв английского алфавита + 26 строчных букв + математические знаки (хотя бы +-/*=> + можно определить соответствующий ей код в Unicode (сейчас в кодовых страницах для каждого 8-битного кода показывается 16-битный код Unicode) и потом при необходимости вывести этот символ для любой кодовой страницы, где он присутствует. В настоящее время проблема кодировок и перекодировок для пользователей практически исчезла, но все же изредка приходят письма, где либо тема письма либо содержание «не в той» кодировке.
Интересно, что примерно год назад проблема кодировок ненадолго всплыла при «наезде» ФАС на сотовых операторов, мол те дискриминируют русскоязычных пользователей, поскольку за передачу кириллицы берут больше. Это объясняется техническим решением, выбранным разработчиком протокола SMS связи. Если бы его россияне разработали, они бы, возможно, отдали приоритет кириллице. В указанной статье «начальник управления контроля транспорта и связи Дмитрий Рутенберг отметил, что существуют и восьмибитные кодировки для кириллицы, которые могли бы использовать операторы.» Во как — на улице 21-й век, Unicode шагает по миру, а господин Рутенберг тянет нас в начало 90-х, когда шла «война кодировок» и проблема перекодировок стояла во весь рост. Интересно, в какой кодировке должен получить СМС Вася Пупкин, пользующийся финским телефоном, находящийся в Турции на отдыхе, от жены с корейским телефоном, отправляющей СМС из Казахстана? А от своего французского компаньона (с японским телефоном), находящегося в Испании? Думаю, никакой начальник ответа на этот вопрос дать не сможет. К счастью, это «экономное» предложение не воплотилось в жизнь.
Юный читатель может спросить — а что помешало сразу использовать Unicode, зачем были придуманы эти заморочки с кодовыми страницами? Думаю, дело в финансовой стороне проблемы. Unicode требует в 2 раза больше памяти, а память стоит денег (и дисковая и ОЗУ). Стал бы американец покупать компьютер на 1-2 тыс дороже из-за того, что «теперь новая ОС требует больше памяти, но позволяет без проблем работать с русским, европейскими, арабскими языками»? Боюсь, простой англоязычный покупатель воспринял бы такой аргумент «неадекватно» (и обратился бы к другим производителям).
Текстовая графика
ASCII-арт
Возникло это искусство не сразу. Предтечами аски-арта были машинистки конца XIX. Уже в 1890-х годах проводились конкурсы на картинки, напечатанные на пишущих машинках. Один из сохранившихся шедевров — рисунок бабочки, созданный в 1898 г. Флорой Стэйсси. Изображения, выполненные на печатной машинке (так называемый «typewriter art»), – безусловно очень кропотливая и сложная работа, причём практически было нельзя ошибаться, и работа получалась в одном единственном экземпляре, как настоящая картина.
Появившиеся через несколько десятков лет электронные печатные машинки унаследовали от обычных механических печатных машинок в качестве устройства ввода клавиатуру с набором символов. Результат ввода строки с клавиатуры можно было наблюдать на небольшом экране и ошибку можно было скорректировать непосредственно перед печатью.
С появлением компьютеров всё стало ещё проще. Теперь весь текст набирался при помощи клавиатуры, а проверялся на экране. И его можно было не только напечатать на бумаге, но и сохранить в файле. Пользователи вздохнули свободнее – стало можно проверять результат набора, корректировать его, делать многократную печать, хранить и передавать копии текста. Инструменты работы с текстами стали более гибкими.
В качестве набора символов на компьютерах использовалась ASCII-таблица, поэтому картинки, нарисованные при помощи набора символов из этой таблицы стали называть ASCII-графикой или аски-артом (от англ. ASCII artwork). Под каждый символ на экране выделялось одно знакоместо, поэтому символы не могли «наезжать» друг на друга (в отличие от классических печатных машинок). К тому же они были моноширинными. Разных текстовых режимов было довольно много, но наиболее часто используемой была ширина в 80 символов.
Вначале компьютерщики рисовали простые, контурные картинки, используя слэши, минусы и подчёркивания. В основном это были надписи.
Но затем художественная мысль пошла дальше. Художники либо заново открыли, либо вспомнили, что и другие знаки из ASCII-таблицы можно использовать как заливку. Разными символами стали передавать интенсивность фона, ступенчатые линии стали сглаживать, более точно подбирая символы по краям. По сравнению со старыми контурными изображениями это была уже совсем новая техника, поэтому её назвали «новая школа» — «newschool» style. А старую технику назвали «старая школа» («oldschool» или «amiga-style», потому что такие аски-картинки были популярны среди владельцев компьютеров Amiga).
Наиболее продвинутые художники применяли такие великолепные техники заливки и сглаживания символами, что отдельные символы уже не замечались. Картинка воспринималось полноценным полутоновым изображением. Несмотря на то, что изобразительные средства были сильно ограничены, ascii-художникам удавалось создавать шедевры.
Компьютерная техника быстро эволюционировала, и вскоре появились графические терминалы, которые позволяли отображать цвета и картинки. Но это не мешало развиваться аски-арту как отдельному искусству. Конечно же, программисты не сидели, сложа руки, и написали сотни различных конвертеров, которые из графических файлов (bmp, pcx, gif, png, jpg и пр.) могли делать текстовые картинки. И теперь любой пользователь при помощи такого конвертера мог себя почувствовать аски-художником. Конечно же, «сконверченные» изображения не идут ни в какое сравнение с теми, которые рисуются руками. В 80 символов ширины красиво сконвертировать не получится ни у какого, даже самого умного конвертера (хотя, если привлечь нейронные сети, то можно и не такое сделать; но мне про использование нейросетей для конвертирования графики в текст не известно).
Технику рисования ASCII применяли не только в статичных текстовых файлах, но и при создании интро и демок, что добавляло им определённого шарма и ламповости.
Псевдографика
Предвидя, что в текстовом режиме всё же иногда хочется видеть что-то, отличное от обычных алфавитно-цифровых символов, разработчики стандарта ASCII добавили к буквам, цифрам и знакам препинания ещё две группы интересных символов – рамочки и блоки. Рамочки были нужны для красивого оформления таблиц, потому что рисование рамочек обычными символами выглядело уж совсем по-колхозному.
Блочные же элементы применялись по большей части в интерфейсах программ, ими хорошо было делать тени и некоторые элементы интерфейса типа вертикальной прокрутки или прогресс-бара.
Конечно, же аски-художники не преминули воспользоваться и этими символами. Во-первых, некоторые из рамочных символов позволяли более удачно сглаживать кривые линии. А во-вторых, и самое важное – символами заполнения ▀ ▄ █ ▌ ▐ ░ ▒ ▓ ▓ можно было полноценно рисовать и заполнять фон без пропусков. Эти символы позволили добавить к рисункам контраста, объёма и сочности, хотя и сделали картинки более «квадратными» и пикселизированными, в отличие от «гладких» картинок ньюскула. Новый стиль назвали «блочным стилем» («Block» или «High ASCII» style).
ANSI-графика
Главное, чего не хватало ASCII-художникам – цвета. Поэтому когда на компьютерных терминалах появилась возможность использовать цвет, то это сразу же было взято на вооружение. Добавляя специальные комбинации символов в обычный текст можно было давать команду изменить цвет символа и фона. Драйвер ANSI.SYS под DOS поддерживал 16 цветов для шрифта и 8 цветов для фона, да ещё позволял изменять его интенсивность. По сравнению с монохромными ASCII это было просто сумасшедшей палитрой.
Вначале, конечно, пробовали просто прикрутить цвета к олдскулу, получив так называемые ANSCII.
Но многие художники посчитали, что олдскул уже морально устарел, и при рисовании ansi практически полностью перешли на блочный стиль.
ANSI-графика получила широкое распространение благодаря использованию в оформлении BBS. Конечно же, юзерам гулять по такой «нарядной» бибиэске было намного приятнее, чем по обычным текстовым меню, поэтому сисопы изголялись при оформлении своих «электронных досок объявлений», как могли. Кто-то рисовал сам, а кто-то заказывал оформление у уже известных художников.
Художники же, чтобы их искусство не пропадало даром, стали объединяться с другими такими же художниками, а также музыкантами, программистами и другими творческими личностями в арт-группы. Возникло такое течение в современном искусстве как демосцена.
Сейчас
В общем, с точки зрения основного компьютерного сообщества, ASCII и ANSI вымерли, как динозавры. Но иногда эти ископаемые, как кистепёрые рыбы, всё же выплывают подышать воздухом из глубин времён.
Например, возникло целое направление игр жанра Roguelike, в которых для изображения игровых объектов используются символы ASCII и цвета ANSI.
Время от времени на волне ностальгии по старым временам появляются различные проекты, выполненные либо в чистой технике ASCII, либо сильно на неё похожей.
К примеру, довольно известен анимационный ролик, реализованный посредством протокола telnet. Если в telnet-клиенте зайти по адресу towel.blinkenlights.nl, то можно увидеть 20-минутную версию фильма :). Если телнета нет, то можно посмотреть вот тут: ASCII-версия IV эпизода космической саги «Звёздные войны» или готовый ролик на ютубе:
Одно время можно было смотреть гугловские улицы в аски-виде.
Некоторые доходили до того, что перегоняли в аски целые фильмы (хотя это уже скорее искусство программирования, а не рисования):
А недавно пользователь Пикабу Cyberslav объявил о создании под Андроид игры-платформера Unsigned Character в полном духе олдскульного ASCII (с небольшими оговорками):
А вот вообще просто прекрасная олдскульная anscii-игрушка-платформер ASCIIDENT:
В общем, ASCII и ANSI графика продолжает своё существование и даже развитие, несмотря на.
Смайлики
Ещё в 1982 году Скотт Фалман придумал два смайлика 🙂 и 🙁 для отметки интонации в сообщениях, и эти обозначения очень удачно прижились. Пользователи по всему миру стали активно придумывать и использовать смайлы в компьютерной переписке. Уже через десяток лет, в 1993 г., издательство «O’Reilly & Associates», специализирующееся на компьютерной литературе выпустило 93-страничный словарь эмотиконов, составленный Дэвидом Сэндерсоном под названием «Smileys» («Смайлики»). Даже писали смайликами стишки 🙂
Как верно написано в тезаурусе, «множество применяемых на практике смайлов невелико относительно их общего возможного числа. Практически всегда это смайлы эмоциональные и производные от «:-)»».
Самые популярные смайлы:
Менее популярные, но тоже применяющиеся:
UNICODE
К концу 1980-х годов стандартом стали 8-битные кодировки, их существовало довольно много и постоянно появлялись новые. Накопилось множество проблем: ограниченность набора символов, неправильные преобразования одной кодировки в другую, неверные раскодировки, дублирование шрифтов и т.п. В результате в 1991 году был разработан стандарт кодирования символов UNICODE, включающий в себя знаки почти всех письменных языков мира.
В настоящее время стандарт UNICODE является преобладающим в Интернете. Применение этого стандарта позволило закодировать очень большое число символов из разных систем письменности: в одном уникодовском документе могут соседствовать китайские иероглифы, математические символы, буквы греческого алфавита, латиницы и кириллицы, символы музыкальной нотной нотации, при этом стало ненужным переключение кодовых страниц.
По состоянию на март 2020 года в 13 версии UNICODE зарегистрировано 143 859 символов из 154 различных письменностей мира. Почти 150 тысяч разных символов – это, конечно, не сотня символов ASCII. Возможности для рисования символами выросли многократно.
Нынешние пользователи интернета стали привлекать для целей создания смайликов не только ASCII-символы, но и символы UNICODE.
Разработчики стандарта UNICODE сжалились над пользователями, поняли, что смайлики стали неотделимой частью сетевой жизни, и добавили в уникод 1809 эмодзи – маленьких картинок, которые практически повторяют все возможные текстовые смайлики, применявшиеся пользователями ранее. И стало возможным рисовать вот такие картинки (как ни странно, это не маленькие изображения, а самые настоящие текстовые символы, такие же, как и символы ASCII):
Если попытаться обычный моноширинный аски вставить на веб-страничку пропорциональным шрифтом, то всё «съедет».
Помимо того, что картинки «съезжают» от применения пропорциональных шрифтов, html «проглатывает» пробелы, оставляя из серии пробелов только один. Поэтому для рисования в фейсбуке и других местах стали использовать такой приём: пробелы стали заменять непробельными символами, например, подчёркиванием.
Что ещё
Выше я рассказал лишь о нескольких техниках реализации творческих способностей при помощи компьютера. Все эти техники объединяет то, что в качестве изобразительных средств используются текстовые компьютерные символы. Начертания, относительные размеры, цвет этих символов во многом ограничены шрифтами, знакогенераторами, стандартами отображения и прочим. Если же эти ограничения снять и выйти за рамки, то мы получим совершенно другие направления в художественном искусстве, которые тоже вроде бы связаны с буквами, символами и текстом. Но это уже не компьютерная текстовая графика («textmode art»).
Ворд арт («WordArt») – картинки тоже создаются на компьютере при помощи слов и предложений, но размер, направление и цвет уже могут быть произвольными.
Тайпрайтинг («TypeWriter Art») – искусство создания изображений на печатной машинке, о котором я говорил в самом начале. Основное отличие – символы могут наезжать друг на друга. Кстати, эта техника до сих пор не умерла, английская художница Keira Rathbone и ныне создает свои рисунки с помощью старенькой печатной машинки.
Граффити («Graffiti») – основное направление уличного искусства – стрит-арта («street art»). Надписи тоже есть, но со шрифтами и цветами тут уже полный полёт фантазии. Есть и направление попроще – тэггинг – быстрое нанесение надписи на какие либо поверхности, то есть то, что мы чаще всего видим на стенах, остановках, в вагонах метро и других общественных местах.
Можно также вспомнить, что задолго до появления компьютеров художники «игрались» со шрифтами, лигатурами, буквицами, монограммами и вензелями, выписывали надписи каллиграфией, вязью, монокондилом, набивали тату, рисовали хуаняоцзы, мунджадо и использовали другие виды типографики. Когда появился компьютер, то для всех этих видов искусств и техник он стал лишь очередным инструментом наряду с карандашом, пером и кистью.
Это лишь то, о чём я смог вспомнить, пока делал эту страничку. Не ограничивайте себя какими-то рамками, выбирайте любое существующее направление или выдумывайте новое – и творите. Творчество – это процесс реализации воображения, через творчество развивается мышление, а как утверждал Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую».