Что такое псевдорусская литература приведите примеры произведений
Псевдорусский стиль
Полезное
Смотреть что такое «Псевдорусский стиль» в других словарях:
Псевдорусский стиль — ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ, подражание древнерусским или русским образцам в архитектуре и художественной промышленности 19 в. В 1830 х гг. возник официальный “русско византийский” стиль (К.А. Тон). Идеями славянофильства навеян узорочный псевдорусский… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ — см. Русский стиль … Большой Энциклопедический словарь
Псевдорусский стиль — Запрос «Русский стиль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сюда перенаправляется запрос «Русско византийский стиль». На эту тему нужна отдельная статья. Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско визан … Википедия
псевдорусский стиль — стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. С 1830 х гг. многие крупные соборы и общественные здания строились в формах так называемого русско… … Москва (энциклопедия)
Псевдорусский стиль в архитектуре — Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия
ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ, см. Русский стиль — (см. РУССКИЙ СТИЛЬ) … Энциклопедический словарь
Стиль (в лит-ре и искусстве) — Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также называется система… … Большая советская энциклопедия
Стиль — I (Stál) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении… … Большая советская энциклопедия
псевдорусский — ая, ое. 1. Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2. Архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Энциклопедический словарь
псевдорусский — ая, ое. 1) Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2) архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Словарь многих выражений
псевдорусский стиль
Смотреть что такое «псевдорусский стиль» в других словарях:
Псевдорусский стиль — ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ, подражание древнерусским или русским образцам в архитектуре и художественной промышленности 19 в. В 1830 х гг. возник официальный “русско византийский” стиль (К.А. Тон). Идеями славянофильства навеян узорочный псевдорусский… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ — см. Русский стиль … Большой Энциклопедический словарь
Псевдорусский стиль — Запрос «Русский стиль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сюда перенаправляется запрос «Русско византийский стиль». На эту тему нужна отдельная статья. Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско визан … Википедия
Псевдорусский стиль — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре 2 й половины 19 в. С 1830 х гг. в архитектуре церквей начал распространяться пользовавшийся правительственной… … Большая советская энциклопедия
Псевдорусский стиль в архитектуре — Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия
ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ, см. Русский стиль — (см. РУССКИЙ СТИЛЬ) … Энциклопедический словарь
Стиль (в лит-ре и искусстве) — Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также называется система… … Большая советская энциклопедия
Стиль — I (Stál) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении… … Большая советская энциклопедия
псевдорусский — ая, ое. 1. Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2. Архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Энциклопедический словарь
псевдорусский — ая, ое. 1) Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2) архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Словарь многих выражений
Ложнорусский стиль
Псевдорусский (иначе — Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.
Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. Является одним из направлений архитектурного стиля историзм.
Развитие
Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е гг. «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце(Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Другое направление в рамках псевдорусского стиля возникло под влиянием романтизма и славянофильства, для которого были характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Гороностаева, ярким примером является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.
В начале 1870-х гг. под воздействием народнических идей, охвативших широкие слои демократически настроенной интеллигенции, особенно молодежи, возник новый демократический вариант псевдорусского стиля, который сводился к обильному декорированию зданий узорами, типичных для русского народного зодчества, прежде всего, вышивки и резьбы по дереву. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма и пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких представителей псевдорусского стиля 1870-х гг. стали Иван Ропет («Терем» в Абрамцеве под Москвой, 1873 г.) и Виктор Гартман (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872 г.). Это направление (известное также как «ропетовщина»), активно пропагандировавшееся известным художественным критиком того времени, Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.
К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, с применением интернациональных строительных технологий стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Характерные приёмы этого времени, такие как «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки, проявляются как во внешнем, так и во внутреннем убранстве помещений. Одним из типичных образцов, на которые ориентируется псевдорусская архитектура это периода является собор Василия Блаженного — здание построенное в китчевом эклектичном, основанном на традициях, прежде всего, восточной архитектуры, стиле. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890-93 гг., архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875-81 гг., архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве и Саввинское подворье архитектора И. С. Кузнецова.
В начале ХХ века «неорусский стиль» получает дальнейшее развитие. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна. В Санкт Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского, А. П. Аплаксина.
Псевдорусский стиль
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность псевдорусского стиля
Псевдорусским или неорусским архитектурным стилем называют некоторые различные по своим истокам направления историзма. Псевдорусский стиль процветал в русской архитектуре в XIX – начале XX века.
Стиль был основан на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними византийских архитектурных форм. Примечательно, что стиль последовательно сочетался и с другими направлениями – от романтизма до модерна.
Особенности стиля
В первую очередь к псевдорусскому стилю относится русско-византийский стиль, зародившийся в 1830-е годы. Он был широко распространен в религиозной архитектуре. Первым образцом псевдорусского стиля считается храм Александра Невского в Потсдаме (архитектор – Василий Стасов), освящение которого произошло в 1829 году.
Рисунок 1. Верхние торговые ряды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Распространение этого стиля поддерживалось правительством, поскольку русско-византийский или псевдорусский стиль выражал идею преемственности между Византией и Россией. В псевдорусском стиле содержалось множество элементов, характерных для византийского стиля, они были наиболее ярко воплощены в типовых и образцовых проектах религиозных объектов архитектора Константина Тона в 40-е годы XIX века. Тон занимался строительством таких сооружений, как:
Существовала и другая трактовка псевдорусского стиля. Она возникла под влиянием романтизма и славянофильства. Для неё характерны сооружения с произвольным толкованием мотивов древнерусской архитектуры. Одним из первых архитекторов, работавших в таком стиле, был М.Д. Быковский. Он считал, что зодчие не должны повторять архитектурные формы древних людей, а лишь руководствуясь их примером, иметь собственную национальную архитектуру.
Готовые работы на аналогичную тему
В рамках данного течения были построены многие сооружения архитекторов Алексея Горностаева и Николая Никитина (например, «Погодинская изба» из дерева в Москве).
Развитие псевдорусского стиля
Во второй половине XIX века народнические идеи пробудили определенный интерес в художественных кругах. Одними из самых известных построек этого периода являются «Терем» архитектора Ивана Ропета и типография Мамонтова в Москве Виктора Гартмана. Данное направление активно распространялось российским критиком Владимиром Стасовым, изначально оно процветало исключительно в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших жилых домов, позднее – в монументальном каменном зодчестве. К началу 1880-х годов «ропетовская» архитектура, сменив основной вектор псевдорусского стиля, стала копировать декоративные мотивы русской архитектуры XVII века. Как правило, такие здание строились из кирпича или белого камня и обильно декорировались, согласно традициям русского народного зодчества.
В такой архитектуре активно использовались низкие своды, «пузатые» колонны, узкие окна-бойницы и теремообразные кровельные системы. В рамках этого направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне – здание ГУМа) архитектора Александра Померанцева и здание Исторического музея архитектора Владимира Шервуда, которые завершили архитектурный ансамбль московской Красной площади.
В начале XX века получил широкое распространение так называемый неорусский стиль. Примечательно, что среди историков архитектуры нет общего мнения, стоит ли выделять это направление в отдельное, в рамках псевдорусского стиля. В поисках монументальной простоты зданий архитекторы неорусского стиля обращались к древнерусским памятникам Пскова и Новгорода. На некоторых зданиях этого периода отражается отпечаток северного модерна. В Санкт-Петербурге неорусский стиль проявлялся в религиозных сооружениях архитектора Владимира Покровского, Степана Кричинского и Германа Гримма. Также в этом стиле строилось множество доходных домов (например, дом Купермана архитектора А.Л. Лишневского.
Рисунок 2. Здание Исторического музея в Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По эскизу художника С.В. Малютина был оформлен фасад музея «Русская старина», построенный в Смоленске. Нередко Малютин оформлял интерьеры зданий мебелью с росписью и резьбой. (например, дом Перцовой в Москве).
Также любопытным образцом является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме. Здание построено в неорусском стиле, в нем присутствуют также черты модерна. Здание построено в честь 300-летия Романовых архитектором В.И. Мотылевым в 1916 году по проекту художника С.И. Вашкова.
Известные образцы
Одним из самых известных зданий России является Храм Спаса на Крови. Это религиозное сооружение было построено в память об императоре Александре II на месте его гибели. Архитекторами проекта были Альфред Парланд и Игнатий Малышев. Император Александр III хотел, чтобы сооружение было похоже на ярославские церкви XVII века. Именно в это связи храм был построен в псевдорусском стиле.
Сразу после окончания строительства Храму Спаса на Крови был присвоен исключительны статус, поскольку он не был приходским. Посетить его можно было только по специальным пропускам. После революции государство перестало финансировать церковь и заботу о ней взял на себя русский народ.
Еще одно известное здание в псевдорусском стиле – Музей русских древностей, построенный в Москве. Этот псевдорусский терем построили на деньги российского мецената Петра Щукина. Архитектором проекта был Борис Фрейденберг. Первоначальное здание построено из красного кирпича в стиле ярославского зодчества. Когда коллекция музея стала увеличиваться архитектор Адольф Эрихсон запроектировал рядом еще одно здание, и два эти корпуса соединили подземным переходом.
Следует отметить также здание Исторического музея в Москве. Главной задачей архитекторов была органичная интеграция сооружения в ансамбль Красной площади. В этой связи зодчие Владимир Шервуд и Анатолий Семенов вынуждены были обратиться к псевдорусской архитектуре.
ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ
Смотреть что такое «ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ» в других словарях:
Псевдорусский стиль — ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ, подражание древнерусским или русским образцам в архитектуре и художественной промышленности 19 в. В 1830 х гг. возник официальный “русско византийский” стиль (К.А. Тон). Идеями славянофильства навеян узорочный псевдорусский… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Псевдорусский стиль — Запрос «Русский стиль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сюда перенаправляется запрос «Русско византийский стиль». На эту тему нужна отдельная статья. Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско визан … Википедия
Псевдорусский стиль — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре 2 й половины 19 в. С 1830 х гг. в архитектуре церквей начал распространяться пользовавшийся правительственной… … Большая советская энциклопедия
псевдорусский стиль — стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. С 1830 х гг. многие крупные соборы и общественные здания строились в формах так называемого русско… … Москва (энциклопедия)
Псевдорусский стиль в архитектуре — Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия
ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ, см. Русский стиль — (см. РУССКИЙ СТИЛЬ) … Энциклопедический словарь
Стиль (в лит-ре и искусстве) — Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также называется система… … Большая советская энциклопедия
Стиль — I (Stál) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении… … Большая советская энциклопедия
псевдорусский — ая, ое. 1. Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2. Архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Энциклопедический словарь
псевдорусский — ая, ое. 1) Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2) архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Словарь многих выражений