Что такое психические свойства личности

Личность и межличностные отношения

6.1. Понятие личности в психологии. Структура личности

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, посвященный изучению личности, как отдельных ее характеристик, так их совокупности и связей между ними.

Личность (англ. personality) – это

Психические свойства личности – динамический и органический набор индивидуально-психологических особенностей (характеристик) человека, определяющих его познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в различных ситуациях, постоянные способы взаимодействия человека с миром. Психические свойства личности характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности, влияя на ожидания, самовосприятие, ценности и взгляды, и обусловливая реакции на других людей, проблемы и стресс.

Гордон Уиллард Олпорт (1897 – 1967) описал два основных подхода к изучению личности:

На рис. 6.1 показаны различные модели динамической структуры личности, разработанные отечественными психологами.

Что такое психические свойства личности. Смотреть фото Что такое психические свойства личности. Смотреть картинку Что такое психические свойства личности. Картинка про Что такое психические свойства личности. Фото Что такое психические свойства личности

6.2. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности

Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.

Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.

Типы темперамента и их взаимосвязи со свойствами нервной системы (силой, уравновешенностью, подвижностью), выделенные И. П. Павловым, представлены на рис. 6.2.

Что такое психические свойства личности. Смотреть фото Что такое психические свойства личности. Смотреть картинку Что такое психические свойства личности. Картинка про Что такое психические свойства личности. Фото Что такое психические свойства личности

На рис. 6.3 отображены значения свойств темперамента у представителей различных типов темперамента по трехбалльной шкале: высокий уровень, низкий уровень, отсутствует.

Источник

Личность и ее психические свойства

Психические свойства личности — это фундамент ее психологической структуры, а также ее содержания. К ним относятся направленность, способности, характер и темперамент.

Направленность — одно из основных свойств личности в психологии

Направленность личности — психологическое свойство, выражающее ее потребности, мотивы, восприятие окружающего мира, жизненные установки/цели, а также деятельность.

Человек является существом социальным, поэтому он неразрывно связан с той социальной средой, в которой он живет и без которой невозможно его существование. Ведь все необходимое для своей жизнедеятельности он получает от общества — для этого им ведется целенаправленная деятельность, в ходе которой он руководствуется определенными целями/задачами.

Человеческая деятельность и то, какие поступки совершает личность в обществе, неизменно имеют субъективную определенность и всегда выражают то, что требует удовлетворения. Действия также являются проявлением качеств личности, которые сложились в результате воспитания и в процессе ее жизнедеятельности. То есть, в процессе их совершения проявляется отношение человека к обществу в целом и к собственной деятельности в частности.

Именно направленность выражает в интегрированном виде многие из способностей личности, описанных выше. Можно сказать, что в ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.

Потребности личности — это выражение ее нуждаемости в чем-либо.

Любой живой организм нуждается в конкретных условиях/средствах для жизни, которые предоставляются ему окружающей средой. Например, растение испытывает нужду в солнечном свете, воде, тепле, питательных веществах. Человек также нуждается в определенных условиях для своей жизнедеятельности. Например, ему требуется пища, общение с окружающими, знания, развлечения и многое другое.

Если потребности животных имеют относительно стабильный характер и ограничены чаще всего только биологическими нуждами, то потребности человека постоянно меняются на протяжении его жизни: общество неизменно создает для своих членов новые потребности, которых не было у предыдущих поколений.

В этом непрекращающемся обновлении большую роль играет общественное производство: оно изготавливает все новые предметы потребления, создавая тем самым новые потребности человечества. В потребностях личности выражаются ее характер и степень зависимости от конкретных условий существования. Помимо этого, внешняя обстановка способна актуализировать те или иные человеческие потребности.

К особенностям потребностей относятся:

Человеческих потребностей великое многообразие и чаще всего их делят на:

Мотивы — внутренние силы человека, связанные с осознанными, осмысленными и прочувствованными его потребностями. Они побуждают его к определенным действиям, появляются при наличии нужды или недостатка в чем-либо, отражая при этом начальный этап психической и физической активности.

Мотивацией называют побуждение к деятельности, которое ведется конкретным мотивом, а также процесс выбора оснований для действий конкретной направленности.

Мотивация сопровождается определенными переживаниями и эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Также присутствует определенное напряжение психофизического характера — то есть процесс сопровождается состояниями возбуждения/взволнованности, прилива/упадка сил.

Условно мотивы можно подразделить на низшие ( к ним относят биологические) и высшие (социальные). К биологическим мотивам относят влечения и желания личности, которые чаще всего отражают ее физиологические потребности. Социальными мотивами являются интересы и убеждения человека, его идеалы, которые играют значительную роль в жизни.

Мотивация имеет собственную физиологическую основу. В ходе перерастания потребностей в мотивацию активизируется центральная нервная система, а также другие потенциалы организма. Сама мотивация активизирует работу соответствующих функциональных систем, в первую очередь афферентный синтез и акцептор результатов действия. Она формирует такое состояние функциональной системы, как предпусковая интеграция, которая обеспечивает готовность организма к выполнению нужной деятельности. Вследствие этого повышается тонус симпатической нервной системы, что приводит к усилению вегетативных реакций и возрастанию поисковой активности в человеческом организме. Помимо этого возникают субъективные эмоциональные переживания, чаще всего негативного характера до момента удовлетворения потребности. Все вместе создает оптимальные условия для достижения желаемого.

За счет своего многообразия различные потребности очень часто присутствуют одновременно, побуждая тем самым личность к различным действиям и из-за этого при осуществлении необходимого действия важную роль играет доминирующее мотивационное возбуждение. А. А. Ухтомский сформулировал принцип доминанты, согласно которому в каждый определенный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность.

Помимо этого, возбуждение подкорковых центров, отвечающих за мотивацию, при возникновении накапливается до критического уровня, пройдя который клетки начинают посылать определенные разряды, сохраняя активность до момента удовлетворения потребности. Это и есть проявление нейронных механизмов мотивации.

Человеком потребности испытываются двояко: и как переживания действительных нужд, которые требуют своего неотложного удовлетворения, и как осознание своих потребностей в форме различных представлений. Подобное осознание является условием для формирования интересов в виде качественно особых личностных мотивов.

Интересами называют мотивы личности, которые выражают ее специальную направленность на познание конкретных явлений окружающей действительности и определяют ее как относительно постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Интересы обладают следующими особенностями:

Помимо этого интерес определяется скоростью возникновения и относительной легкостью поддержания внимания, имеющего произвольный характер. Сюда же относится любопытство в качестве начальной стадии возникновения интереса, этому присущ только общий эмоциональный тон процесса познания при неимении четкого избирательного отношения к его объектам. В процессе дальнейшего становления с сохранением эмоциональных проявлений познавательных потребностей и с обогащением их разнообразием, интерес начинает приобретать четкую и постоянную направленность на конкретный объект познания. Интерес всегда имеет конкретность: он может проявляться к определенным предметам, деятельности, явлениям и так далее.

Направленность интереса чаще всего зависит от склонностей/способностей личности. Интересным становится только то, что является новым для человека: старое же и давно известное, не будучи выставлено в новом свете или иных сочетаниях, является малоинтересным, быстро надоедает и может привести к пресыщению и утомлению нервно-психического характера. В то же время, не все новое способно вызывать интерес, а только то, что имеет связи с уже известным или представляет хоть какую-то значимость для деятельности личности. Исходя из этого, в качестве обязательного условия возникновения интереса выделяют предварительные знания и практический опыт в конкретной деятельности.

Если рассматривать все стороны жизни и типы деятельности человека, то интересы, на которые могут распространится его познания могут представлять обширное многообразие.

Интересы должны формироваться направленно. Для этого необходимо показывать значимость полученных данных от объекта интереса для познания непосредственно объекта и получения важных знаний, необходимых для деятельности человека.

В основе личностной мотивации лежит лежит мировоззрение человека, которое представляет собой систему уже сложившихся убеждений, научных взглядов на природные явления, общество и личностные отношения, которые приобрели статус его внутреннего достояния и прочно укрепились в сознании в форме конкретных жизненных целей, интересов, позиций и отношений. Мировоззрение отдельно взятого человека всегда определяется той исторической эпохой, в которой он живет и общественным сознанием. В обществе, в первую очередь, происходят изменения материальных жизненных условий, производительных сил и производственных отношений. Только после них начинает меняться людское мировоззрение.

Полнота содержания личности вместе с ее базовыми психологическим особенностями определяются:

Установками личности называют ее внутреннюю настроенность на реализацию определенной деятельности или же на торможение своей активности.

Установки обладают важным функциональным значением, выступая в качестве состояний готовности, которые позволяют человеку эффективнее заниматься конкретной деятельностью. К основным функциям этих установок относят:

К целям относят наиболее значимые для человека предметы, объекты, задачи и явления, достижение и обладание которыми являются существом его жизнедеятельности.

Цели способствуют реализации личностных потребностей, выступая в качестве образов конечного результата проводимой деятельности.

Типы темперамента и их влияние на психические особенности личности

Темперамент — психическое свойство личности, которое характеризуется динамикой протекания психических процессов. Через темперамент отражаются динамические характеристики человеческой деятельности/поведения. Это выражается не только в конечном результате, но и в процессе деятельности.

По мнению И. П. Павлова темпераментом является генотип, то есть прирожденная (природная) особенность нервной системы.

В настоящее время в психологии используют следующие особенности проявления темперамента:

Темперамент является результатом по-особому организованной высшей нервной деятельности в коре головного мозга человека, процесс формирования которой протекает под влиянием разной степени соотношения двух базовых нервных процессов — возбуждения (функциональной активности нервных клеток и центров коры головного мозга) и торможения (затухание активности тех же элементов).

Возбуждение и торможение характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила этих процессов характеризует человеческую нервную систему с точки зрения ее способности выдерживать возбуждение либо очень длительное, либо очень сильное без перехода в запредельное торможение. Уравновешенность нервных процессов говорит об особенности соотношения процессов возбуждения/торможения личности. Подвижность базовых нервных процессов — это их способность сменять друг друга в быстром режиме. Для ВНД человека характерны различные сочетания этих параметров.

Тип нервной системы относится к понятию физиологического характера, а темперамент — к психологическому. Темперамент — это психологическое проявление комплекса свойств высшей нервной деятельности. По классификации И. П. Павлова существует 4 ярко выраженных типа ВНД, на основе которых выводят 4 вида темперамента.

Представители различных темпераментов по-разному проявляют психологические свойства личности в процессе деятельности или общения с окружающими. Сангвиники и флегматики отличаются уравновешенностью в такого рода отношениях, редко вступают в межличностную конфронтацию, всегда дают трезвую оценку своему месту и роли в групповых и социальных процессах. В противовес им холерики отличаются конфликтностью, часто стремятся выяснить отношения с другими людьми, не терпят стороннего группового или авторитарного давления, проявляя в то же время высокую степень общительности и социальной активности. Меланхолики выделяются своей малообщительностью, также им присущи боязнь расширить свой круг общения, болезненная реакция на неудачи в социальном общении/взаимодействии.

Как на психологические особенности личности влияют характер и способности

Характером называют психическое свойство личности, которое определяет ее линию поведения и выражается в отношении к окружающей среде, труду, другим людям, а также к самой себе. Характер является совокупностью относительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт, а также качеств личности (интеллектуальных, волевых, эмоциональных), которые обусловливают особенности индивидуальных и социальных сторон ее поведения, а также взаимодействия с окружающими.

Знать характер, означает правильное и четкое восприятие тех существенных черт личности, которые проявляются в ее поступках согласно определенной логики и внутренней последовательности.

То, что характер складывается из большого разнообразия черт, не означает, что он является просто их механической суммой. Эти связанные между собой черты формируют целостную структуру, которая может быть рассмотрена в общепсихологическом и типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей. Также в структуру характера входят следующие существенные и взаимосвязанные между собой черты, являющиеся общими для всех людей:

Чертами характера определяются психологические особенности человека.

Характер имеет тесную связь с направленностью, и это проявляется в активном избирательном отношении человека к требованиям реальности, что в свою очередь оказывает влияние на деятельность самой личности.

На характер человека и его поведение в социуме также накладывают отпечаток особенности его темперамента. Но то, какая именно из сторон станет его чертой, решается условиями формирования характера. Несмотря на то, что его формирование происходит под влиянием общественных условий в результате деятельности, характер является проявлением целостной личности, поэтому следует всегда представлять ее индивидуальное развитие на протяжении жизни.

Между чертами характера человека и его физиологией имеется определенная связь. Еще в самом начале развития науки психологии появились типологии, в которых рассматривались индивидуально-психологические и социально-психологические особенности человека. Они представлялись как результат влияния телосложения на характер. На основании этого выделялись следующие человеческие типы.

От 20 до 50% людей имеют настолько заостренные и слишком развитые некоторые черты характера, что в итоге создается их «перекос», иначе — акцентуация. Степень характерной акцентуации может быть самой разной: от легкой, которую могут заметить только близкие до крайней степени, при наличии которой встает вопрос о возможности психопатии (болезненного уродства характера при сохранении интеллектуальных качеств личности) и нарушаются взаимоотношения с другими людьми. Помимо этого психопаты могут представлять серьезную социальную опасность.

Но в отличии от явной психопатии, характерные акцентуации проявляются не постоянно и со временем могут полностью сгладиться, придя к нормальным показателям.

Чаще всего подобные акцентуации выявляются у юношей и лиц подросткового возраста — от 50 до 80% случаев. Реже они наблюдаются у взрослых, так как именно периоды подросткового возраста и юности являются наиболее критическими для формирования характера, проявления неповторимости и индивидуальности личности. Но с годами акцентуации могут не только сглаживаться, но и усиливаться, что может привести к появлению неврозов и психопатии.

На основе акцентуации выделяют 12 типов личности, с которыми многие люди нередко сталкиваются в практическом опыте.

Способности — психическое свойство личности, которое отражает проявление особенностей, позволяющих успешно заниматься и овладевать конкретным видом деятельности (или несколькими видами).

При равных внешних условиях разные люди с неодинаковой эффективностью приобретают знания, навыки и умения. Например, один усваивает информацию сразу, второму же требуется время на заучивание. Один способен достичь главного уровня мастерства, второй, сколько бы ни старался, не может подняться выше среднего. Также существуют такие виды деятельности, когда для успешности человеку требуются определенные способности. Это, например, искусство или спорт.

Способности разделяются на специальные и общие. К специальным относятся возможности развития отдельных процессов психики и личностных качеств для определенного вида деятельности (профессиональные, например, развитие педагогической внимательности для педагога). Общие способности — благоприятные возможности для развития психических способностей личности, которые являются одинаково важными для различных видов деятельности (например, находчивость или сообразительность).

Одаренностью называют сочетание способностей общего и специального типа, которые свойственны определенному человеку.

Одаренность обуславливает особую степень успешности деятельности личности в конкретной области, выделяя его среди прочих лиц, которые обучаются этой деятельности, либо выполняют ее на равных условиях.

Талант — это высокая степень одаренности, которая реализовывается человеком в конкретной области.

Талант выражается в очень высоком уровне развития качеств, а также в особом своеобразии проявляемых личностью индивидуальных особенностей.

Гениальностью называют высокий уровень одаренности, который выражается в результатах, достигнутых одновременно в нескольких областях деятельности.

Творчество гения имеет значение для общества в историческом и неизменно положительном значении. Гениальность отличается от таланта в первую очередь тем, что гений создает в области своей деятельности эпоху.

При рождении у каждого человека формируются определенные задатки — то есть предпосылки его способностей. В качестве них выступают врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые способствуют облегчению развития способностей. Задатки являются многозначными — на основе одного могут формироваться несколько способностей. Это определяется окружающей средой, характером требований, предъявляемых к деятельности, которую выбрала личность. Например, имеется задаток — подвижная нервная система. Оно способна помочь развить многие способности в видах деятельности, которые связаны с необходимостью иметь быструю реакцию на смену ситуации, активной перестройкой на новые действия, изменением темпа работы и тому подобным.

Источник

Психологические свойства и состояния личности

Психика – это многокомпонентная конструкция, которая позволяет определить личность индивида. Данное определение подразумевает наличие нескольких составляющих:

Что такое психические свойства личности. Смотреть фото Что такое психические свойства личности. Смотреть картинку Что такое психические свойства личности. Картинка про Что такое психические свойства личности. Фото Что такое психические свойства личности

Основные критерии исследования индивида: психологические состояния

Психология указывает, что личность человека в определенной ситуации проявляется при помощи психологического состояния, которое формируется в качестве ответа на раздражитель. Иными словами, одни эмоции преобладают над прочими, изменяются жесты, поведение и другие качества.

Состояние – статический показатель, но в случае продолжительного воздействия одинаковых раздражителей, изменяющихся во времени, состояние становится почти не вариативным качеством.

Во время исследования личности удалось выявить несколько компонентов психического состояния, куда стоит отнести:

Каждое психологическое состояние относится к одной из двух групп: устойчивые (личностные) или ситуативные.

Для ситуативных состояний характерны неустойчивость и ответ индивида на конкретную необычную ситуацию. Ситуации бывают конфликтные, общефункциональные или с психическим напряжением.

Для устойчивых, тех, что сохраняются на продолжительный период времени, характерно то, что они могут быть с нарушением сознания, кризисными или оптимальными, с разными пограничными состояниями (психопатия, малоумие).

Отдельно стоит отметить кризисные состояния, способные выражаться в форме:

Используя современные исследования личности, можно четко определить все показатели психического состояния человека для составления личностного портрета. Держите психику под контролем, а если накопилось много негатива, вам рекомендован курс Викиум «Детоксикация мозга«.

Источник

Психические состояния в системе психических явлений

В психологии выделяют три основных класса психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Общепризнанным является наличие взаимосвязи между указанными явлениями [Маклаков, 2000]. Однако связь психических состояний человека в труде с его состоянием здоровья не является очевидной, как не очевидна роль условий труда и свойств личности в этой связи.

Понимание психических (психофизиологических, функциональных) состояний в психологической науке

Состояния характеризуют разные уровни человека: физиологический, психофизиологический, психический. Перечень возможных состояний человека весьма обширен: релаксация; оптимальное рабочее состояние; утомление; состояние нервно-психического напряжения; стресс; пограничные психические состояния, вызванные нарушением как соматической, так и психической сферы и др. Но всегда состояние – это реакция организма и психики на внешние воздействия.

Состояния человека могут быть внутренне и внешне наблюдаемыми. Внутренне наблюдаемое состояние – это зафиксированное сознанием человека на определенный момент времени интегральное ощущение (переживание) благополучия (или неблагополучия), комфорта (или дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние – это степень благополучия и комфорта, наблюдаемая извне (по поведению, вегетативным проявлениям и др.).

Разные исследователи используют как разные обозначения состояний, так и различающиеся подходы к описанию их сущности.

Функциональные состояния организма

Понятие «функциональное состояние» первоначально возникло в физиологии и использовалось для характеристики деятельности отдельных органов, физиологических систем или организма в целом. Функциональные состояния (ФС) рассматриваются в качестве фоновой активности центральной нервной системы, в условиях которой осуществляется деятельность или реализуются поведенческие акты человека.

Физиологи определяют ФС через уровень и последствия нарушения процессов гомеостатического регулирования в организме, которые проявляются в совокупности реакций его функций и систем [Данилова, Крылова, 1989]. Но понимаемые в таком смысле ФС, по мнению Н.Д.Заваловой и В.А.Пономаренко, характеризуют, в большей мере, вегетативные реакции, сопровождающие поведенческие акты и отражающие энергетическую сторону адаптации [Завалова, Пономаренко, 1983].

В представлениях психологов ФС перестают быть просто фоном, а представляют собой динамику наблюдаемых характеристик поведения и деятельности человека. Поэтому далее еще раз вернемся к рассмотрению этих состояний – уже с позиций психологии труда.

Психические состояния

По Л.Д.Левитову, психическое состояние – это «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности» [Левитов, 1964, с. 20].

Л.Д.Левитов провел грань между психическими состояниями человека и функциональными состояниями организма. Психические состояния человека (ПС) в отличие от функциональных состояний (ФС) организма отражают, с определенной степенью адекватности, реальную жизненную и трудовую ситуацию и отношение субъекта, а также вовлекают в процесс разрешения проблемной жизненной (или трудовой) ситуации психические процессы и личностные образования – мотивационную и эмоционально-волевую сферу, характерологические черты. Л.Д.Левитов настаивал на недопустимости сведения состояний человека к его переживаниям.

Исследователи единодушны во мнении, что ПС организуют поведение и деятельность человека на высшем психическом уровне с учетом его характерологических особенностей, мотивов, установок, отношения к происходящему. Однако существуют различные позиции по поводу адаптивной сущности ПС. Если согласно первой из них (Н.Д.Завалова, В.А.Понамаренко и др.), ПС организуют адаптивное поведение [Завалова, Пономаренко, 1983], то по второй, сторонником которой является В.А.Бодров, эти состояния регулируют еще и дезадаптивное поведение, дезорганизуя деятельность [Бодров, 2001].

В качестве примечания отметим, что различия в рассматриваемых подходах нам видятся в использовании авторами разных критериев адаптации [Дружилов, 2003]. Поскольку общая эффективность трудовой деятельности имеет экономическую, психическую, социальную и др. составляющие, то и отдельные (частные) критерии адаптации ориентируют на достижение различных результативных показателей труда. При этом каждая из составляющих эффективности них определяется соотношением результата и затрат (материальных, психических и др.), а негативные психические состояния всегда характеризуют затратную сторону деятельности [Дружилов, 2010].

В.А.Бодров считает, что «конкретное психическое состояние не только может стать причиной нарушения работоспособности и снижения надежности, но и […] могут привести к развитию определенных форм психической дезадаптации и снижению профессиональной пригодности» [Бодров, 2001, с. 138]. Приведенная цитата наталкивает на мысль о необходимости (и возможности) рассмотрения ПС человека в труде с точки зрения физического, психического и профессионального здоровья [Дружилов, 2012].

Психофизиологические состояния

С позиций проблематики здоровья работающего человека интересен подход, развиваемый Е.П.Ильиным с 1978 г. Исследователь рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе деятельности и затрагивают как его физиологические, так и психические структуры. Такие состояния он называет психофизиологическими (отделяя их от элементарных физиологических состояний возбуждения и торможения) [Ильин, 2005].

Е.П.Ильин определяет психофизиологическое состояние (ПФС) человека как «целостную системную реакцию (на уровне организма и часто – личности) на внешние и внутренние воздействия, направленную на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания [Там же. С. 18], подчеркивая, что это реакция «не только психики, но и всего организма и личности в целом» [Там же. С. 20]. Исследователь указывает на адаптивный характер ПФС, обеспечивающего сохранение гомеостаза организма.

По Е.П.Ильину, реакция функциональных систем направлена на получение полезного результата адаптации к условиям существования. При этом полезный результат для организма может не совпадать с ожидаемым человеком полезным эффектом. Автор имеет в виду, прежде всего, биологическую целесообразность того или иного состояния. Отсюда следует: что полезно для организма, не всегда полезно для деятельности. Исследования Л.Г.Дикой подтверждают, что в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей человека приоритет саморегуляции может относиться как к результативности его профессиональной деятельности в ущерб состоянию, так и наоборот [Дикая, 1991].

Поскольку ПФС – это системная реакция, в которой задействованы и организм, и личность, то нельзя исключать переживания из его характеристики. Если физиологическая сторона отражается в изменении ряда функций, в первую очередь вегетативных и двигательных, то психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств. Представление о психическом состоянии как переживании связано с эмоциями.

По Е.П.Ильину, любое состояние человека может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживания), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение). Только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о состоянии человека. При этом переживания занимают ведущее место в диагностике ПФС. Следовательно, психологические особенности личности играют ведущую роль в образовании ПФС. А значит, механизмы регуляции психических состояний нужно искать в самой личности.

Состояния человека как следствие трудовой деятельности

Функциональные состояния человека с позиции психологии труда

В психологии труда понятие «функционального состояния» используется для характеристики эффективностной стороны трудовой деятельности человека [Карпов, 2003]. Критериями для отнесения ФС к определенному классу служат надежность и психофизиологическая «цена» деятельности. С помощью критерия надежности ФС характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности. По показателям «цены» деятельности дается оценка ФС как степени истощения сил организма и, в конечном итоге, влияния его на здоровье человека. На основании указанных критериев ФС (применительно к выполнению трудовых обязанностей) делятся на два основных класса – допустимые и недопустимые.

Еще одним критерием ФС служит адекватность реакции человека требованиям деятельности. В этом случае выделяют две группы состояний: 1) адекватной мобилизации и 2) динамического рассогласования. В рамках этих групп могут быть охарактеризованы все ФС работающего человека. При анализе состояний человека при длительно выполняемой работе изучают фазы работоспособности, внутри которых анализируют особенности утомления, а также выделяют уровни напряженности труда.

Попытку дифференцировать функциональные (ФС) и психические (ПС) состояния делает Е.П.Ильин. По его мнению, когда речь идет о функциональных состояниях (ФС), имеют в виду уровень функционирования человека в целом или его отдельных функциональных систем (сенсорной, интеллектуальной, моторной), а когда говорят о психических состояниях (ПС), то речь идет о качественной специфике (модальности переживаний) реагирования человека на ситуацию – без учета уровня функционирования. Поскольку в психофизиологических состояниях (ПФС) сочетаются уровневые и модальностные характеристики, то понимание функциональных (ФС) и психофизиологических (ПФС) состояний, по мнению указанного исследователя, весьма близки [Ильин, 2005].

Для многих современных профессий и видов труда психическая нагрузка на человека в процессе его деятельности может рассматриваться как профессиональная нагрузка. Исследования напряженности труда операторов-металлургов показали продуктивность выделения трех составляющих профессиональной нагрузки (операциональной, когнитивной и социально-психологической), позволяющих оценить вклад факторов производственной среды в формирование психического напряжения [Галыгин, Филиппов, Хван, 1991].

А.Г.Маклаков высказывает предположение, что набор ФС у всех людей примерно одинаков, поскольку задан генетически. В то же время имеют место индивидуальные различия в динамике одинаково обозначаемых состояний, а также в закономерностях перехода одних состояний – в другие. Важнейшей причиной того, что в одних и тех же условиях труда люди находятся в разных ФС, является различие отношений этих людей к происходящему [Маклаков, 2000].

Таким образом, в ФС всегда есть две стороны – субъективная и объективная. При этом субъективная сторона функционального состояния у человека является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек объективные сдвиги в организме, как правило, значительно отстают от субъективных. Это положение отражает общефизиологическую (и кибернетическую) закономерность, согласно которой механизм регуляции (психика) начинает работу раньше, чем более инерционная управляемая им система.

Под субъективной стороной ФС понимают психические явления, которые относятся к личностным проявлениям. Особенности личности во многом определяют характер ФС и являются одним из ведущих механизмов регуляции в процессе адаптации организма к условиям среды. Согласно принятому в отечественной психологии личностному принципу регуляции (С.Л.Рубинштейн, Б.Ф.Ломов, Е.В.Шорохова, А.К.Абульханова), формирование ФС во много обусловлено отношением человека к себе, окружающей действительности и к своему труду. Л.Г.Дикая считает, что ухудшение ПФС специалиста, выполняющего сложную профессиональную деятельность, затрудняет ее выполнение и одновременно повышает роль личностных детерминант [Дикая, 1999a]. Когда несоответствие между текущим ПФС и требуемым для эффективной работы ПФС резко возрастает, то «возникает необходимость осознанного включения произвольных способов регуляции» [Там же. С. 91]. При этом возрастает психофизиологическая «цена» деятельности.

Праксические состояния человека в труде

В психологии труда и эргономике широко используется понятие «праксические состояния» (от лат. praxis – труд). Это психические состояния, периодически возникающие в процессе труда и обусловленные его специфическими характеристиками, связанными с наличием целевого и материальноинформационного обеспечения (в терминах, описывающих важнейшие условия деятельности в трехкомпонентной ее структуре: «цель – средство – результат»).

Преследуемая цель – получение некоторого продукта. При производстве вещественного продукта цель вносится извне и предстает в виде количественных требований, которые могут осознаваться (и приниматься) или не осознаваться (либо не приниматься)работником. Используемые для достижения цели средства – это техника, энергия, информация. Существуют два вида средств деятельности: а) внешние (орудия труда в разнообразной форме, начиная от лопаты и заканчивая компьютером, прокатным станом и т.д.); б) внутренние средства деятельности человека – его знания, умения, навыки, алгоритмы решения профессиональных задач. Важнейшая характеристика результата – его достижимость и соответствие цели.

В зависимости от соотношения указанных элементов деятельности (в структуре «цель – средства – результат») у человека в процессе труда возникают различные праксические состояния. Лишь при одном варианте, когда человек располагает всеми необходимыми для деятельности условиями (осознанность цели, достаточность средств, достигаемость результата), можно говорить о функциональном комфорте как благоприятном состоянии. Но в реальности человек вынужден:

a) самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях (находить ее в должностных или технических инструкциях, вникать в полученную от руководителя, принимать ответственные решения и т.д.);

b) вести самостоятельный поиск средствспособов) деятельности, «конструировать» их или «реконструировать» имеющееся оборудование, знания, информацию применительно к конкретной производственной ситуации;

c) добиваться положительного результата сколь угодно долго, прилагая большие усилия, работать в условиях дефицита информации об итогах своей деятельности (а в ряде случаев – даже о назначении своих действий).

А.А.Крылов и Г.В.Суходольский к праксическим состояниямчеловекаотносят состояния психического утомление, напряженности, монотонии, тревожности, стресса, отсутствия мотивации, а также состояние функционального комфорта и индифферентное состояние [Крылов, Суходольский, 1988].

Ниже в таблице приводятся варианты комбинаций возможных ситуаций в трудовой деятельности, продуцирующих соответствующие им праксические состояния. Знаком (+) обозначено наличие у работника данной составляющей условий труда, знаком (–) – отсутствие ее.

Таблица 1
Связь праксических состояний человека с условиями труда

Составляющие условий труда
Психические состоянияОсознание
цели
Достаточность
средств
Очевидность
результата
Функциональный
комфорт
+++
Психическое
утомление
++
Психическая
напряженность
++
Отсутствие
мотивации
++
Эмоциональный
стресс
+
Монотония+
Тревожность+
Индифферентное состояние

Укрупненно указанные состояния могут быть сведены в четыре группы:

1) «энергичность–утомленность» – состояние, возникающее при выполнении работы с осознаваемой целью и наличием средств, но результат которой – неочевиден либо достижение его требует больших усилий;
2) «расслабленность–напряженность» – состояние, возникающее при выполнении работы с известной (осознаваемой) целью и очевидным результатом, но с недостаточными средствами;
3) «спокойствие–тревожность» – состояние, возникающее при выполнении работы с очевидным результатом, но с неясно сформулированной либо непонятной для работника целью и недостаточными средствами ее достижения;
4) «хладнокровие–стресс» – состояние, возникающее в деятельности, в которой определена только ее цель, но ничего не известно о средствах ее выполнения и результате, который может быть опасным для работника [Юрьев, Ганзен, 1987].

Одним полюсом в континууме праксических состояний является состояние функционального комфорта, а другим полюсом – индифферентное состояние, возникающее у человека, который совершенно не заинтересован в производственной ситуации.

Все многообразие праксических (так же как и психофизиологических и функциональных) состояний можно разделить на два класса: благоприятные (мобилизующие, организующие) и неблагоприятные (дезорганизующие, деструктивные) для деятельности. Наиболее благоприятными (оптимальными) состояниям являются, по мнению Л.Г.Дикой и В.И.Щедрова, состояния функционального комфорта и напряженности (продуктивной – по уровню). К неблагоприятным состояниям относятся такие как эмоциональная возбужденность, психическая напряженность (повышенная), утомление, стресс [Дикая, Щедров, 1999b]. Мы считаем, что к их числу могут быть отнесены также состояние монотонии, тревоги, отсутствия мотивации, а также индифферентное состояние.

Неблагоприятные (негативные) психические состояния человека в труде, являясь следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и ее организации в конкретных условиях, выступают в роли индикатора неоптимальности взаимной адаптации человека и его трудовой деятельности. Они свидетельствуют либо о несоответствии свойств работника требованиям профессиональной деятельности (например, его недостаточной неподготовленности), либо о несоответствии условий трудавозможностям человека (низкий уровень организации труда).

Неблагоприятные состояния, которые возникают и поддерживаются изо дня в день месяцами и даже годами, негативно влияют на самочувствие работающего человека. Наличие таких состояний говорит о профессиональном неблагополучии человека и является фактором риска возникновения соматических заболеваний.

Мы исходим из понимания того, что обозначенные выше (см. табл. 1) психические состояния (как отражение объективных условий профессиональной деятельности) могут иметь разную степень проявления. И тяжесть (или глубина) этих проявлений является отражением индивидуальной системы отношений субъекта труда к основным целевым и материально-информационным компонентам его деятельности. Таким образом, именно система отношений к основным элементам трехкомпонентной структуры деятельности представляет значимые психологические факторы в определении тенденций в формировании наиболее вероятных психических состояний человека в труде. А выявление и анализ этих психических факторов и соответствующих им тенденций формирования состояний позволяет подобрать физиологические, психофизиологические и психологические методы исследования, уточняющие формируемые в труде состояния.

Психическое состояние как психологический синдром

Психологи признают, что всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром [Ильин, 2005, Маклаков, 2000]. Но если в медицине синдром ассоциируется, прежде всего, с патологией, то в психологии этот термин понимается более широко. Синдром (от греч. syndrome – скопление, стечение) рассматривается как комплекс органически связанных между собой признаков (симптомов), объединенных единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления. Преимущество синдромного подхода в психологии определяется тем же, чем и в медицине: возможностью формулировать диагноз в терминах, задающих направление коррекции, в данном случае психологической.
В психологии термин «синдром» используется по отношению к явлениям «выученной беспомощности», «психического выгорания». В психологии труда синдромный подход применяется при изучении психологического феномена профессионализма [Дружилов, 2004].

А.Л.Венгер предложил (применительно к проблемам детской дефектологии) четырехблочную структуру психологического синдрома, которая состоит из входного блока «Исходные предпосылки» и «ядра» синдрома. «Ядро» синдрома, представленное как система, охваченная обратной связью, включает три блока: «Психологические особенности», «Особенности деятельности» и «Особенности взаимоотношений» [Венгер, 1994].

Считаем возможным распространить (соответственно модифицировав) эту структуру синдрома на психические состояния (ПС) работающего человека. Исходные предпосылки синдрома – это те факторы (генетические, социальные, личностные), которые существенны для его возникновения. В процессе развития синдрома они мало изменяются. Это, прежде всего, психологический профиль, типологические свойства личности, определяемые генотипом человека.

В ядро синдрома ПС входят три блока. 1. Блок «психологические особенности» человека (как индивида, личности и субъекта деятельности), которые могут изменяться в течение жизненного и профессионального пути. 2. Блок «особенности трудовой деятельности», включая профессиональные задачи, а также наличные параметры целевого и материальноинформационного обеспечения: а) осознанность цели; б) наличие средств, включая внешние – орудийные и информационные, и внутренние – необходимые знания, умения и навыки; в) очевидность (достижимость) результата. 3. Блок «особенности взаимоотношений» (в коллективе, в семье, в обществе). Отрицательная обратная связь, охватывающая ядро, обеспечивает возможность развития синдрома и стабилизацию психического состояния человека в условиях среды (социальной, трудовой).

Представленная таким образом структура ПС как синдрома ориентирует исследователя на подбор диагностического инструментария, отражающего содержательную сторону входящих в структуру блоков (включая анализ профессиональной деятельности и взаимодействий в коллективе).

Взаимосвязи в системе «свойства личности – состояния – процессы»

Прежде чем перейти к анализу взаимовлияния обозначенной ранее триады психических явлений, кратко рассмотрим оставшиеся два явления – психические процессы и свойства личности.

Психические процессы и свойства личности

При взаимодействии человека с окружающей средой в структуре мозга возникают процессы, отражающие свойства объектов и явлений внешней среды. В психологии к психическим процессам (ПП) относят: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, эмоции [Маклаков, 2000]. ПП характеризуются кратковременностью, быстротечностью, они являются актуальным откликом на происходящее.

Свойствами считаются наиболее устойчивые во времени характеристики, которыми обладает личность. Согласно диспозициональной теории личности (G.W.Allport), поведение человека является результатом определенной конфигурации личностных черт (диспозиций), образующих «личностную структуру» (приводится по: [Хьелл, Зиглер, 2000]). При этом каждое свойство (черта) личности рассматривают как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты обеспечивают устойчивыйспособ индивидуального приспособления человека к окружающей среде (Р.Кеттелл, Г.Айзенк). Совокупности различных личностных черт образуют типы личности, представляющие обобщенные поведенческие характеристики (К.Г.Юнг, Дж.Келли, Д.Кейрси и др.).

Взаимовлияние психических процессов, состояний и свойств личности

Наиболее стабильные психические явления – это свойства личности. Менее длительные, более динамичные характеристики – состояния (функциональные, психофизиологические, психические). А то, что характеризует неповторимость, быстротечность психических явлений у человека, обозначается как психические процессы. Указанные варианты описания психики (свойства, состояния, процессы) можно разместить на шкале «стабильность–нестабильность» по мере их снижения стабильности в заданные временные промежутки.

Прямая зависимость в триаде «свойства–состояния–процессы»

Прямая зависимость в рассматриваемой триаде психических явлений упрощенно может быть выражена в виде следующей формулы:

Внешний фактор → свойства (черты) личности → состояния → процессы

Индивидуальные (типологические) свойства (черты) личности, несущие отпечаток генетической предрасположенности, в значительной степени определяют диапазон возможных психических и функциональных состояний. Исследователи отмечают, что в состояниях «интегрирована актуальная выраженность черт личности» [Куликов, с. 11]; подчеркивают «интегрирующую функцию состояний в образовании функциональных систем реагирования» [Ильин, с. 25], обеспечивающих адаптацию к условиям жизни и деятельности. В свою очередь, от психических (функциональных) состояний зависит множество процессов, протекающих в организме человека.

Обратная зависимость в триаде психических явлений

Имеет место и обратная зависимость между рассматриваемыми явлениями по намеченной нами шкале, позволяющая, по мысли Л.Д.Левитова, показать непрерывность психических преобразований: процесс переходит в состояние, а состояние – в свойство.

Обратную зависимость в триаде «свойства–состояния–процессы» можно упрощенно представить в виде следующей формулы:

Внешний фактор → процессысостояниясвойства личности

На наличие указанной зависимости обращает внимание К.В.Павлов: совокупность условий, определяющих более длительное, чем обычно, протекание психических процессов, непременно изменяет функциональное состояние. В свою очередь, относительно устойчивые функциональные состояния («статусы» – по определению исследователя), длительность которых может измеряться днями, неделями и даже месяцами, накладывает отпечатки на свойства личности [Павлов, 1998].

Несмотря на устойчивый характер личностных черт, следует признать, что они не являются исключительно врожденными качествами человека. Как отмечает А.Б.Леонова, их изменение происходит под влиянием прижизненно формируемого опыта, в том числе негативных последствий длительно переживаемого стресса – ухудшения состояния здоровья, развития синдрома выгорания и др. [Леонова, 2009].

Экспериментальные исследования В.А.Машина показали, что дезорганизация деятельности в ситуации высокой психоэмоциональной нагрузки может быть обусловлена не низкой психологической устойчивостью человека (как свойством личности), а недостаточностью уровня его когнитивных компонентов: восприятия, внимания, памяти, мышления [Машин, 2011], то есть того, что относят к психическим процессам.

Принципы подбора методического арсенала для диагностики психических состояний и их динамики

В концептуальном планедиагностическая система должна включать две части: 1) вводная часть – сбор биографических данных об обследуемом, состоянии его здоровья, образе жизни, пережитых в последнее время стрессовых ситуациях, а также об особенностях и условиях его трудовой деятельности; 2) основная часть, включающая две группы показателей: объективные и субъективные. В первую группу входят различные физиологические показатели. К субъективным показателям относятся самоотчеты испытуемых и заполненные ими опросники.

При работе в рамках парадигмы «состояние–устойчивая черта» может быть полезной диагностическая модель, основанная на методе парной оценки [Леонова, Капица, 2004] соответствующих диспозиционных личностных черт и текущих состояний с использованием стандартизованных тестовых методик, в том числе личностной и ситуативной тревожности Спилбергера–Ханина, личностной и ситуативной депрессии Спилбергера–Леоновой, опросники хронического утомления и др. Личностные черты могут быть диагностированы, например, с помощью типологического опросника Кейрси и др.

Заключение

Состояния человека обусловлены воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры физиологического и психического уровня (свойства личности). Значимыми факторами среды в формировании состояний человека являются факторы деятельности и социального окружения, определяющие в совокупности нервно-психическую нагрузку. Субъективная сторона, включая отношение человека к себе, своему труду и к окружающим, играет весьма значимую роль в формировании и саморегуляции состояний.

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.

Венгер А.Л. Структура психологического синдрома. Вопросы психологии, 1994, No. 4, 82–92.

Галыгин В.Ф., Филиппов A.B., Хван A.A. Профессиональная нагрузка и психическая напряженность операторов-металлургов. Психологический журнал, 1991, 12(5), 37–43.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Моск. гос. университет, 1989.

Дикая Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности. В кн.: Л.Г. Дикая (Ред.), Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. С. 93–111.

Дикая Л.Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологического состояния человека. В кн.: Л.Г. Дикая (Ред.), Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: ИП РАН, 1999a. С. 80–106.

Дикая Л.Г., Щедров В.И. Метод определения индивидуального стиля саморегуляции психического состояния человека. В кн.: Л.Г. Дикая (Ред.), Проблемность профессиональной деятельности: теория и методы психического анализа. М.: ИП РАН, 1999b. С. 106–131.

Дружилов С.А. Профессионализм человека и критерии профессиональной адаптации. Объединенный научный журнал, 2003, No. 1, 15–16.

Дружилов С.А.Психологический синдром профессионализма. В кн.: Ананьевские чтения-2004: материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб.: С.-Петерб. гос. университет, 2004. С. 251–253.

Дружилов С.А. Оценка эффективности совместной деятельности специалистов: методика построения аддитивного интегрального критерия. Современные наукоемкие технологии, 2010, No. 1, 71–73.

Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход. Международный журнал экспериментального образования, 2012, No. 12. 15–18.

Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психические состояния в особых условиях деятельности. Психологический журнал, 1983, 4(6), 92–105.

Ильин Е.П. Психофизиологические состояния человека. СПб.: Питер, 2005.

Карпов А.В. (Ред.) Психология труда. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Крылов А.А., Суходольский Г.В. (Ред.) Эргономика. Ленинград: Ленингр. гос. университет, 1988.

Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний. В кн.: Л.В. Куликов (Ред.), Психические состояния: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. С. 11–43.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.

Леонова А.Б. Регулярно-динамическая модель оценки индивидуальной стресс-резистентности. В кн.: В.А. Бодров, А.Л. Журавлев (Ред.) Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 1. М.: ИП РАН, 2009. С. 259–278.

Леонова А.Б., Капица М.С. Метод субъективной оценки функциональных состояний человека. В кн.: Ю.К. Стрелков (Ред.), Практикум по инженерной психологии и эргономике. М.: Академия, 2004. С. 136–167.

Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.

Машин В.А. К вопросу классификации функциональных состояний человека. Экспериментальная психология, 2011, No. 1, 40–56.

Машин В.А. Психическая нагрузка, психическое напряжение и функциональное состояние операторов систем управления. Вопросы психологии, 2007, No. 6, 86–96.

Павлов К.В. Психология здоровья. В кн. М.К. Тутушкина (Ред.), Практическая психология. СПб.: Дидактика Плюс, 1998. С. 291–311.

Хьелл Л., Зиглер Д. [Hjellt L., Ziegler D.] Теории личности. СПб.: Питер, 2000.

Юрьев А.И., Ганзен В.А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации. Вестник Ленинградского университета. 1987. Сер. 6. Вып. 1. С. 50–59.

Поступила в редакцию 15 сентября 2013 г. Дата публикации: 27 апреля 2014 г.

Сведения об авторах

Дружилов Сергей Александрович. Кандидат психологических наук, доцент (ученое звание), ведущий научный сотрудник, отдел экологии человека, Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, ул. Кутузова, 23, 654041 Новокузнецк, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Олещенко Анатолий Михайлович. Доктор медицинских наук, руководитель отдела экологии человека, Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, ул. Кутузова, 23, 654041 Новокузнецк, Россия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *