Что такое психоаналитическая диагностика

Психоаналитическая психодиагностика в системе психологической помощи семье

Что такое психоаналитическая диагностика. Смотреть фото Что такое психоаналитическая диагностика. Смотреть картинку Что такое психоаналитическая диагностика. Картинка про Что такое психоаналитическая диагностика. Фото Что такое психоаналитическая диагностикаГ.Н.Тимченко

В настоящее время в психотерапевтической и психологической консультационной практике все большее значение приобретает оказание психологической помощи семье. Причем ее востребованность отмечается как на индивидуальном (отдельный член семьи), так и на межличностном (супруги, родитель с ребенком, сиблинги) и групповом (семья в целом) уровнях.

А.Н.Харитонов [20], оценивая эффективность и перспективность системы психологической помощи современной Российской семье, обосновал теоретико-методологический подход к семейному психоанализу как научно-практическому направлению. В настоящее время существенное значение приобретает определение теоретических основ составных частей данной системы — способов психологической помощи семье.

Так, в системе оказания психологической помощи семье важное место занимает семейная психодиагностика. Выступая самостоятельным видом психологической помощи [22], а также как составная часть семейного психологического консультирования, семейной психотерапии и семейной психологической реабилитации, она направлена на выявление характера межличностного общения и семейных отношений, сущности и основного содержания семейных проблем, а также базовых, глубинных причин их происхождения.

Основной целью семейной психодиагностики является определение характера межличностного общения и семейных отношений, сущности и основного содержания семейных проблем, а также базовых причин их возникновения.

Семейная психодиагностика направлена на решение ряда задач. Среди них:

Семейная психоаналитическая психодиагностика как вид психологической помощи может использоваться при исследовании не только различных типов психологических проблем семьи в любой подсистеме отношений (супружеских, родительско-детских, семейно-родственных), но и нормального функционирования семейной группы, особенностей внутрисемейных отношений и взаимодействий.

Среди показаний к семейной психодиагностике выделяются:

Достижение основной цели и решение задач семейной психоаналитической психодиагностики осуществляются с помощью различных методов. К ним относятся классические аналитические техники: свободная ассоциация; анализ переноса; анализ сопротивления; процедуры анализа материала пациента (конфронтация, прояснение, интерпретация, тщательная проработка) [5], а также проективные психодиагностические методики.

Специальной психодиагностической методикой в консультационной и психотерапевтической работе с семьей, в частности при определении типов психологических проблем членов семьи, семейных отношений является семейное психоаналитически ориентированное интервью [16, 19], в ходе которого исследуются основные причины этих проблем и принимается решение о виде семейной психологической помощи и методах ее оказания. «Его основная цель — выявление типов личностных и семейных трудностей, психических расстройств членов семьи, нарушений семейных отношений, их генезиса и информирование об основных видах и методах семейной психологической помощи» [15, с.140].

Задачи семейного психоаналитически ориентированного интервью решаются в ходе его пяти основных этапов: 1) психодиагностика членов семьи; 2) исследование объектных отношений в родительских семьях; 3) психодиагностика психологических семейных проблем; 4) выявление генезиса основных причин трудностей, нарушений семейных отношений; 5) информирование о методах их преодоления.

С точки зрения использования диагностического инструментария в работе по оказанию психологической помощи семье, наиболее продуктивными являются методы, выделяемые по психодиагностическому основанию, в которых большое значение придается проявлению механизма проекции.

Впервые проекция была описана 3.Фрейдом. В его понимании она была прежде всего защитным, т.е. неосознаваемым механизмом, посредством которого чувства, неприемлемые для нравственной инстанции субъекта, приписываются внешнему объекту и проникают таким образом в сознание в качестве измененного восприятия внешнего мира. Таким образом, проекция наряду с другими защитными механизмами возникает в случае конфликта между Оно и Сверх-Я, являясь своеобразным примирителем, позволяющим разрешить возникшее противоречие между непосредственным влечением и социальными нормообразованиями, что ведет к частичному снижению тревоги. Кроме того, проекция позволяет косвенным образом, через другого (или другое) выразить подлинные импульсы индивида под видом защиты от врагов. Итак, помимо указанной функции интеграции и сохранения целостности и идентичности индивида защитные механизмы выполняют и адаптивную функцию по отношению к реальности.

Для З.Фрейда была важна прежде всего не проекция сама по себе, а то, что через нее проявляется бессознательное Я, а также его структура, совокупность и иерархия его функций. Проекция же является одним из феноменов, механизмов функционирования психической организации. Последнее утверждение справедливо и с теоретической точки зрения, и со стороны психоаналитической практики. Кроме того, З.Фрейд считал, что проекция наряду с интроекцией играет центральную роль в образовании внешнего и внутреннего мира. На организмическом уровне интроекции как отражению процесса вбирания, заглатывания противостоит проекция в качестве процесса опорожнения и исторжения.

Позднее З.Фрейд вводит понятие проекции в качестве первичного психологического процесса уподобления воспринимаемой реальности внутреннему миру. Это понятие частично содержится также и в раннем определении, но отличается специфическим обобщением содержания. Проекция понимается здесь шире самой функции защиты Я, выносится за пределы этой функции.

Описанная З.Фрейдом как один из защитных механизмов Я, проекция была взята за основу исследователями, обратившимися к разработке проективных техник психодиагностики. Главным принципом проективной технологии явилось стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, чувствами и всем тем, что составляет внутренний мир личности.

Л.Франком (1939 г.) выделены общие для всех проективных методик признаки: 1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; 2) отсутствие ограничений в выборе ответов; 3) отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Одновременно с выделением признаков проективных методик и их классификацией Л.Франком выдвинуты три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности [4, с.10]:

Л.Франк разработал также классификацию проективных методик. В ней он выделил следующие типы:

Конститутивные. Они основаны на том, что испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл.

Конструктивные. В методиках этого типа предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

Интерпретативные. С их помощью необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию.

Катартические. Они предполагают осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Рефрактивные. С их помощью исследователь стремится диагностировать личностные особенности, скрытые мотивы по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.

Данную оригинальную классификацию проективных методик Л.Ф.Бурлачук [4] дополнил еще несколькими типами:

Экспрессивные, предполагающие осуществление испытуемым изобразительной деятельности (рисунок на свободную или заданную тему).

Импрессивные, основанные на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемому предлагается выбрать наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы.

Аддитивные (от латинского additivus — прибавляемый), требующие от обследуемого завершения имеющего начало предложения, рассказа или истории.

Основные принципы разработки проективных методов, применяемые для исследования личности, использовались при создании методик, направленных на изучение внутрисемейных отношений.

Так, к конститутивным методикам диагностики семейных отношений можно отнести совместный тест Роршаха (В.Бланшир, 1959; Л.Винн, М.Сингер, 1963; Ф.Каттер, 1968; Е.Т.Соколова, 1985), который в условиях не жестко структурированной экспериментальной ситуации диагностирует сложившиеся стереотипы общения, включая ролевую структуру, взаимные апперцепции, чувства и способы удовлетворения ведущих потребностей членов семьи.

Среди конструктивных семейных методик выделяются:

Методики диагностики семейных отношений интерпретативного характера включают:

К методикам семейной психодиагностики катартического типа относятся:

а) системный тест семьи (Т.Геринг, И.Вилер, 1986.), дающий возможность исследовать взаимоотношения в семье путем измерения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи;

б) тест кукол (А.Вольтман, 1951; М.Гауорт, 1957), который предполагает разыгрывание с куклами различных сцен, например соперничества с братом, сестрой или ситуации с участием отца, матери.

Психоаналитическая диагностика семейных отношений может проводиться с помощью методик рефрактивного характера:

а) инсайт тест (Е.Саржент, 1944), который затрагивает семейные проблемы и установки по отношению к противоположному полу, окружению, религии, профессии и т.д.;

б) тест объектных отношений (Г.Филлипсон, 1955), предполагающий составление рассказа исследуемым по каждому из 12 рисунков, на которых изображены люди, находящиеся как в одиночестве, так и в окружении других людей, и направленный на изучение особенностей защитных механизмов, анализ семейных отношений.

Экспрессивные методики психоаналитической диагностики включают:

а) тест «Кинетический рисунок семьи» (Роберт С.Бернс, С.Харвард Кауфман, 1970; Г.С.Хоментаускас, 1985 и др.), нацеленный на выявление особенностей внутрисемейных отношений, а также оценку восприятия и переживания их ребенком на основе выполненного изображения и ответов на вопросы;

б) тест «Семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллер, 1996), позволяющий определить положение членов семьи в системе межличностных отношений, а также прямые и косвенные коммуникации в семье.

Импрессивными методиками психодиагностики межличностных отношений в семье являются:

а) тест «Предпочитаемый тип симпатии» (Э.Г.Эйдемиллер, А.В.Юстицкий, 1990), дающий возможность изучать механизмы эмоциональной идентификации в семье, а также резервы взаимной идентификации членов семьи;

б) цветовой тест отношений (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд, 1985), разработанный на базе цветового теста Люшера, позволяющий определить эмоциональные компоненты отношений членов семьи друг к другу и значимым людям.

В ряду аддитивных методик психодиагностики семейных отношений выделяются:

1) методика «Дополнение рассказов» (М.Тома, 1937), состоящая в том, что испытуемому предлагается 14 начатых рассказов. Ее цель — выявление личностных особенностей и значимых конфликтов детей.

2) методика «Сказки Дюсса» (Л.Дюсс, 1940), предполагающая ответы детей на вопросы после прослушивания 10 коротких повествований;

3) методика «Родительское сочинение» (О.А.Караба-нова, 1998), которая позволяет выявлять особенности родительских позиций и реализуемых типов семейного воспитания; собирать дополнительную информацию; более полно реконструировать историю развития ребенка; увидеть проблемы развития ребенка глазами родителей; определить зоны конфликта в родительско-детском взаимопонимании; выявить локус контроля родителей.

К данного рода методикам относится и ряд графических техник: «Графические символы семейных отношений» (С.Минухин, 1974); «Семейная генограмма» (E.A.Karter, M.McGoldrick, 1976; М.Боуэн, 1978 и др.), «Карта семьи» (В.Сатир, 1992); «Семейная социограмма» (О.С.Сермягина, 1991); «Линия времени» (А.В.Черников, 1996). Названные методики позволяют графически представить семейные связи, конкретизировать психологические коммуникации в семье, выявить степени близости членов семьи (привязанность, психологическая зависимость).

Использование проективных методов в семейной психоаналитической психодиагностике в определенной степени позволит специалисту (семейному психотерапевту, психологу-консультанту) получить дополнительный бессознательный (глубинный) материал. Основанные лишь на одном психоаналитическом механизме — механизме проекции, эти методики в определенной степени способствуют свободному ассоциированию членов семьи. С их помощью можно проследить реакции переноса у членов семьи, их направленность в повседневном семейном взаимодействии. Они дают также достаточно материала для анализа сопротивления.

Таким образом, проективные методики в семейной проективной психодиагностике выступают дополнительным инструментом, позволяющим специалисту, работающему с семьей, проверить свои гипотезы.

Бессознательный (глубинный) материал, полученный с помощью проективных методик, также позволит семейному психотерапевту, психологу-консультанту более качественно применять процедуры анализа. Это объясняется некоторой «наглядностью» бессознательных мотивов членов семьи, что облегчает осознание ими глубинных причин семейных психологических трудностей.

Так, применяя конфронтацию специалист привлекает внимание членов семьи к базовым явлениям, лежащим в основе психологических семейных трудностей. В ходе этой психоаналитической процедуры психотерапевту, психологу-консультанту будет легче с помощью результатов проективных методик прояснять, а клиенту — признавать то, чего он избегает.

В процедуре разъяснения бессознательный материал, полученный с помощью проективных методик, позволяет более точно определять психологические явления, с которыми сталкиваются как отдельный член семьи, так и семья в целом, «выкапывая» важные детали, которые необходимо отделить от постороннего материала [12, с.125].

При использовании интерпретации информация, полученная с помощью проективных методик, помогает членам семьи «переводить в осознанное состояние бессознательное значение источника, истории, способы или причины данного психического события» [5, с. 40].

Применяя процедуру проработки, психотерапевт, психолог-консультант могут использовать те проявления защит и сопротивлений, которые демонстрируют члены семьи, работая с проективными методиками.

Успешному решению задач семейной психоаналитической психодиагностики в большой степени способствует структурирование ее процесса. Так, в зависимости от решаемых задач психоаналитические методики исследования семейных отношений могут применяться либо в отношении только отдельных сфер (супружеских, родительско-детских, семейно-родственных), либо универсально для их комплексного изучения.

Эффективность использования методик данного типа в работе по оказанию психологической помощи семье обусловливается оперативностью получения диагностической информации от членов семьи, а также ее интерпретацией психологом непосредственно в ходе консультирования.

В авторской модели семейной психоаналитической психодиагностики [15, 22] выделяются следующие этапы: 1. Подготовительный (определение методики изучения семьи, подготовка к проведению психодиагностических процедур). 2. Исследовательский (комплексное применение различных психодиагностических процедур). 3. Анализ результатов. 4. Интерпретационно-помогающий (интерпретация полученных данных, постановка психологического семейного диагноза, частичное осознание и понимание типов семейных проблем, а также попытка повлиять на семейные взаимоотношения и общение).

Применение психодинамического подхода к исследованию актуального состояния взаимоотношений в семье, обратившейся за помощью, до минимума сокращает этап анализа результатов, так как не требует дополнительного времени для обработки и, следовательно, позволяет в большей степени сконцентрироваться на интерпретационно-помогающем этапе семейной психодиагностики.

Важным, с точки зрения эффективности семейной психоаналитической диагностики, является принцип комплексной реализации. Так, применение на каждом из этапов семейного психоаналитического интервью проективных методов исследования различных семейных подсистем поможет специалисту более структурировано представить глубинные основы возникновения и проявления трудностей и нарушений в семейных отношениях. При изучении истории жизненного цикла супругов (других членов семьи) возможно использование различных графических методов, позволяющих наглядно представить семейные взаимоотношения. Анализ объектных отношений в родительской и супружеской семьях может быть успешно проведен с помощью теста объектных отношений, фильм-теста Рене Жиля, системного теста семьи, цветового теста отношений и др. Исследование актуальных семейных проблем можно варьировать с помощью теста «Семейная социограмма», совместного теста Роршаха, методик «Родительское сочинение» и «Мое письмо супруге», теста семейных отношений и др.

Окончательным результатом использования психоаналитических методов изучения семьи должен стать психологический семейный диагноз [14, 22], заключающий в себе определение, описание и оценку актуального состояния психологических особенностей семьи, качественную характеристику семейных отношений, прогноз их дальнейшего развития и выработку рекомендаций, определяемых целями и задачами психодиагностического обследования семьи.

Расширяя свои границы по сравнению с индивидуальным диагнозом, семейный психологический диагноз выстраивается по трехуровневой схеме. Он охватывает три группы внутрисемейных процессов, взаимосвязанных между собой: внутри индивида, между индивидом и другими основными членами семьи, психосоциальные паттерны семьи в целом [2, с.71].

Н.Аккерман [1, 2], В.К.Мягер, Т.В.Мишина [7, 8, 9] предлагают рассматривать семейный диагноз на трех уровнях: описательном, генетическом и динамическом (функциональном). Описательный уровень семейного диагноза базируется на выявлении симптомов, отражающих аномальные типы взаимодействия: ссоры, сексуальные дисгармонии, измены, злоупотребления алкоголем, невротические симптомы, психосоматические заболевания, эмоциональное отчуждение и т.п. На генетическом уровне рассматривается эволюция брака через призму жизненного цикла семьи, здесь же анализируется история развития каждого из супругов до брака. На динамическом, или функциональном, уровне осуществляется выделение типов патологического взаимодействия. По нашему мнению, на этом уровне должны вырабатываться рекомендации по дальнейшему оказанию психологической помощи семье, исходя из целей и задач ее психодиагностического обследования.

В рамках семейной психодиагностики, как самостоятельного вида психологической помощи, семейный психологический диагноз имеет конечную цель и направлен на ее реализацию, охватывая всех членов семьи. Конечная цель заключается в следующем: 1) прояснении для членов семьи непосредственной природы возникновения семейных проблем; 2) побуждении каждого из них к новым переживаниям по поводу полученной объективной информации, структурирования этих переживаний; 3) ориентации членов семьи на зрелые взаимоотношения и успешный стиль вербального и невербального общения; 4) частичном осознании ими полученной информации для понимания сложившейся ситуации в семье и использования ее в интересах нормализации, стабилизации и гармонизации семейной жизни. Если цель не достигнута, дается рекомендация обратиться за более глубокой специализированной помощью (семейное психологическое консультирование, семейная психотерапия, семейная психореабилитация).

В рамках же семейного психологического консультирования семейный психологический диагноз имеет некоторую промежуточную цель, способствуя решению задачи предыдущего вида психологической помощи, добиваясь глубокого осознания сложившейся ситуации в семье и своей роли в ней, а также оптимальному выбору стратегии и техник консультационной работы психолога-консультанта с семьей.

Психологический семейный диагноз имеет большое значение и для семейной психотерапии. Структурируя полученную информацию о семье, выделяя основные причины и сферы проявления трудностей, семейный психологический диагноз выступает в виде определенной предконцепции действий семейного психотерапевта по гармонизации и стабилизации внутрисемейных отношений. Он позволяет выстроить процесс психотерапии от определения характера возникших проблем до выработки конкретной психотерапевтической программы.

В ходе оказания психотерапевтической помощи членам семьи психотерапевт с помощью аналитических техник постоянно уточняет полученные результаты, корректируя семейный психологический диагноз. Это необходимо прежде всего для более эффективной реализации психотерапевтической программы, техник и методов, способствующих более качественному решению семейных проблем.

На данном этапе психотерапевтической работы с семьей психотерапевт в ходе интервью сосредоточивает свое внимание на психоаналитическом наблюдении за действиями, он вслушивается и интерпретирует то, что проговаривают члены семьи на сеансах.

В дальнейшем, на заключительной стадии работы с семьей, психодиагностика применяется психотерапевтом и для оценки достигнутых результатов, степени изменения показателей на личностном, межличностном и семейном уровнях.

Таким образом, психоаналитическая диагностика в психотерапевтической работе с семьей выступает инструментом, позволяющим более полно и точно определить причины, порождающие проблемы, которые семья не способна сама преодолевать, а также оценить правильность выбранных методов работы с ней как на индивидуальном, так и на межличностном уровне, эффективность их применения. Она является составной частью семейной психотерапии, решая на каждом из ее этапов свои специфические задачи.

Выстраивание психодиагностической работы с членами семьи с использованием психоаналитических методов позволяет специалисту интенсивно воздействовать на психическую реальность каждого из них и на семью в целом путем побуждения их к новым переживаниям на бессознательном, предсознательном и сознательном уровнях, путем доведения до них объективной и достоверной информации о реальном состоянии семейной ситуации. Это способствует ориентации членов семьи на благоприятные факторы оптимизации и гармонизации их взаимоотношений.

Включенная структурно в семейное психологическое консультирование и семейную психотерапию, психоаналитическая психодиагностика дает возможность специалисту максимально полно определить семейные проблемы и точно поставить семейный психологический диагноз.

Являясь окончательным результатом семейной психодиагностики, семейный психологический диагноз позволяет оказывать помощь членам семей, обратившимся к специалисту, а также правильно выбирать техники и стратегии консультационной и психотерапевтической работы.

На завершающих этапах психологического консультирования и психотерапии семейная психоаналитическая психодиагностика позволяет специалисту оценить качество и эффективность используемых им методов и техник работы с семьей, вовремя их скорректировать.

Семейная психоаналитическая психодиагностика выступает составной частью теоретико-методологической концепции семейного психоанализа как самостоятельного научно-практического направления в современном психоанализе.

[1] Аттитюд — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. (Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — С.45.).

Источник

Что такое психоанализ?

Оглавление:

Кто нуждается в психотерапии?

Существует такое мнение, что сильная личность – это тот, кто может справиться со всеми своими психологическими проблемами самостоятельно. Это, конечно же, глубокое заблуждение. Почувствовав дискомфорт в желудке или кишечнике, мы спешим к гастроэнтерологу, ощутив покалывание в сердце – обращаемся к кардиологу и т.д., не решаясь, как правило, прибегнуть к самолечению, хотя о желудке или сердце каждый из нас, безусловно, знает гораздо больше, чем о психике.

Есть еще одно – широко распространенное даже среди врачей – заблуждение, что мы думаем головным мозгом. Безусловно, это не так: с таким же успехом можно было бы утверждать, что мы ходим спинным мозгом. Любая мысль имеет всеорганную и общетелесную представленность. И нередко именно длительно существующий душевный дискомфорт приводит к нарушениям деятельности внутренних органов. Образно говоря, болит у человека душа, а кричит об этой боли желудок, сердце или печень. И вначале ни кардиограмма, ни рентген или анализы никаких изменений не покажут.

Большинство не подозревает об этом, и даже не знает, что сознание – это еще не вся психика, и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится огромный и мощный психический аппарат, деятельность которого в обычных условиях недоступна самонаблюдению. Именно в этой части психики накапливаются негативные переживания и неотреагированные эмоции, именно здесь продуцируются кошмарные сновидения и навязчивые мысли, которые не дают покоя ни днем, ни ночью, именно здесь психическое и соматическое (телесное) встречаются и переплетаются в самых немыслимых вариантах. Человек пытается справиться с этой болью души самостоятельно, но как правило, безуспешно. Потому что здесь, как и в любой другой области, нужен специалист, причем – самой высокой квалификации.

Людей, у которых нет проблем, не бывает. Поэтому в психотерапии периодически нуждаются все, и лучше не ждать, пока та или иная проблема приобретет характер непреодолимой, а душевная боль начнет трансформироваться в соматическое заболевание.

Несколько примеров

На фоне полного здоровья у молодой девушки развивается стойкое нарушения деятельности желудка и кишечника. Довольно стройная и до этого, она теряет около 30% веса. Терапевты и инфекционисты не находят ни причин, ни эффективных способов терапии. А проблемы, которую пациентка не смогла “переварить” лежит не в соматической, а в психической сфере… Вполне благополучный, непьющий и некурящий молодой человек впадает в депрессию, “вдруг” перестает контактировать с родителями, решает оставить университет. Родителям кажется, что он ненавидит их, и сам пациент, согласившись на приход к психоаналитику, первоначально высказывает те же мысли, а на самом деле оказывается, что это лишь реакция на снижение внимания родителей, которые посчитали, что ребенок уже достаточно взрослый, чтобы они могли заняться собой… Жена подозревает мужа в неверности, одна ссора сменяет другую, семья находится на грани распада, и лишь ее приход к психотерапевту помог ей понять, что не муж, а она сама продуцирует недоверие, глубинные корни которой скрыты в ее родительской семье… Очаровательная и прекрасно сложенная девушка страдает от убежденности в своей непривлекательности. Любые комплементы в свой адрес воспринимает как ложь или вежливость, сексуальные ласки как незаслуженные “такой уродиной”. Причина оказывается глубоко интимной… У молодого перспективного менеджера одного из банков не ладятся отношения с сотрудниками. В итоге – очередное и долгожданное повышение получает другой. К этому “мелкому” огорчению добавляются семейные неурядицы. Постепенно проблема краха всех межличностных отношений становится для него все более устрашающей… Но и как во всех других случаях – разрешимой.

Однако путь к этому решению, как правило, не прост и не близок. И даже если для специалиста решение “лежит на поверхности”, пациент должен сам придти к нему, и своим путем, в котором аналитик лишь помощник и проводник.

Типичные слова наших бывших пациентов: “Я впервые начал понимать себя”… “Что-то произошло с нами всеми, но, конечно, причина была во мне”… “Спасибо, что вы не испугались всей этой мерзости… “Я впервые стал общаться с другими людьми без страха, а раньше даже к продавцу в магазине боялся задать вопрос”… “Я считала себя нравственным уродом, и это отравляло мне всю жизнь”… “Секс и грязь – были для меня синонимами, но теперь это уже не вина моей матери, она лишь хотела оградить меня. И я больше не ненавижу ее”… ” Я проработал мои комплексы, и сейчас, примерно, раз в десять стал успешнее – в работе, в жизни, в любви”…

Первый шаг

Люди нуждаются в психотерапии по разным причинам. Даже совершенно здоровые люди. Кто-то хочет разобраться в своих проблемах, своих отношениях, избавиться от сомнений или тяжелых воспоминаний. И просто друг или даже родной человек далеко не всегда способны помочь. А нередко – их самые искренние дружеские советы оказывают нам плохую услугу.

Обращение к специалисту – это первый шаг, который свидетельствует о реальном желании что-то изменить в себе, в своей жизни, в жизни своей семьи или в своих отношениях, в своей карьере, и этот шаг делает это желание более конкретным. Уже само обращение к специалисту говорит, с одной стороны, о степени выраженности ваших проблем, а с другой – об уровне вашей духовной зрелости. Психотерапия – это не для примитивных и толстокожих, они не испытывают в ней потребности, так как многие чувства, включая печаль и раскаяние, поиски смысла и потребность в понимании – им просто незнакомы. Поэтому ваш первый шаг всегда будет верно воспринят, и с первого визита вы можете рассчитывать на самое серьезное отношение, уважение и поддержку.

Эта брошюра написана для того, чтобы познакомить людей с особым видом психотерапии – психоанализом, пока малоизвестным и уникальным терапевтическим подходом к людям и их переживаниям. Только приняв особые условия и преимущества такого подхода, а также специфические требования, которые он предъявляет, вы сами сможете решить, что психоанализ – это для вас.

Историческая справка

Психоанализ возник на заре ХХ века благодаря таланту и усилиям известного венского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда, и был одновременно и революционным подходом к пониманию многих психических феноменов, объяснению природы человеческих чувств и переживаний, и терапевтическим методом, позволяющим помочь людям с самыми различными психологическими проблемами, начиная от проблем обыденной жизни и кончая глубокой психопатологией. Он помог понять, что так называемой “сознательный” взрослый, более или менее успешно действующий в “реальности”, является только частью всей личности. Под его рациональным (логическим) всегда лежит бессознательное (алогичное), и Фрейд сумел показать, какое могучее влияние оказывают неосознаваемые мысли, чувства и скрываемые даже от самого себя желания и влечения на здоровье его пациентов.

Рациональное в каждом из нас подчинено принципу реальности. Оно, как правило, соответствует социальным эталонам поведения, и всегда делает определенный шаг в определенном времени. Бессознательное – подчинено всегда социально отвергаемому, но, тем не менее, властному принципу удовольствия; оно алогично, в нем нет причинно-следственных отношений, нет противоречий, нет времени. Наиболее ярким примером проявлений бессознательного являются наши сновидения, где мы почти всегда сталкиваемся с персонажами и событиями в реальной жизни несовместимыми и даже несуществующими. Но, как вы сможете убедиться в процессе анализа, такая алогичность присутствует не только в сновидениях…

В процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий и духовный рост.

Почему психоанализ был уничтожен в России

Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. По сути – это был первый научный метод в то время еще не существующей науки – психотерапии. С 1913 года он начинает успешно применяться в России. В 1922 году в России открывается Институт психоанализа. Но сам метод психоанализа, в центре которого исходно стояла личность, был категорически не совместим с марксизмом. Ибо марксизм был теорией, в которой абсолютно не было места личности, а уж тем более – страдающей личности. Поэтому, на протяжении многих десятилетий неврозы “избирательно” поражали лишь западные страны, а все мы еще недавно жили в бесполом обществе “товарищей” и “товарищей”, где из четырех основных сфер самореализации личности (труд, творчество, общение и секс), вторая и третья были существенно ограничены идеологией, а последняя, как социальная категория, фактически, запрещена, а следовательно, низведена до примитивного физиологического акта. Испытывать сексуальные проблемы, впрочем, как и проблемы общения (профессионального, бытового или внутрисемейного) – считалось неприличным. В 1924 году Институт психоанализа закрывается, из библиотек изымаются все труды Фрейда и его последователей – в российской медицинской и психологической практике больше нет места неврозам и, соответственно, психотерапии, а если точнее – нет места Личности.

Что изменилось?

В конце ХХ века россияне наконец получили некоторое поверхностное представление о психоанализе. Но, как это не парадоксально, знакомство с популярной теперь теорией психосексуального развития ребенка или с типичными символами психоанализа – кушеткой для пациента, откровенным разговором без каких бы то ни было ограничений, анализом сновидениями и свободными ассоциациями – не прибавило знаний о том, как работает психоанализ, или почему все больше людей избирают его в качестве предпочтительного метода психотерапии.

Даже если вы читали какие-то работы Фрейда, видели образы аналитиков в фильмах и слышали то, что рассказывали другие о своем собственном “анализе”, вы все равно не знаете того, что в действительности происходит во время психоаналитических сессий и никогда не поймете этого, не испытав. В психоанализе нет стандартных приемов. И все, что будет происходить, исходно обусловлено вашей индивидуальной историей развития, которая всегда уникальна и неповторима.

В 1991 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России Институт психоанализа, и лишь через 5 лет его существования начал функционировать его научно-методический консультативный центр. Почему для этого понадобилось столько времени, вы поймете прочитав эту брошюру.

Чем уникален психоанализ?

Психоанализ отличается от других форм психотерапии прежде всего своей личностной ориентированностью или, говоря научным языком – персоноцентричностью. Это значит, что психоаналитика очень мало интересует всегда гипотетический психиатрический диагноз или даже отдельные симптомы заболевания. В центре его внимания всегда будет ваша личность в целом – и ее “хорошая”, и “плохая” ее составляющие. Нередко последняя составляющая чрезмерно переоценивается. И тогда частные проблемы, например, мучительные сомнения или неизбывное чувство вины, фактически, подчиняют себе личность. Психоанализ не ставит в качестве своей основой цели просто “убрать” тот или иной симптом, который, как свидетельствует практика, через некоторое время может проявиться вновь в том же или ином виде. Главная задача – установить психологическую природу симптома, выявить его источник и понять динамику его развития. Самосознание и самопонимание – вот два самых важных ключа к изменению своих установок и поведения, к преодолению тревоги и страха, к формированию адекватных стереотипов поведения.

Однако, также как без зеркала мы не можем увидеть некоторые части своего тела (например, нос, уши, заглянуть себе глаза), так и без аналитика, на которого мы проецируем наши эмоции и психические образы, нам не дано разглядеть глубинные пласты нашей памяти, обратиться к сущности наших тайных чувств и переживаний.

Любая личность детерминирована своей историей. В этой истории могут очень яркие и светлые, но нередко – одновременно – и темные, и даже мрачные страницы. В силу своего образования и практики, психоаналитики знают, что о многом из своей истории вы вообще никогда и ни с кем не говорили, а если говорили, то скорее всего вы еще никогда не были выслушаны до конца или сами предпочли рассказать далеко не все. Что-то в вашей индивидуальной истории может быть настолько неприемлемым, что даже вы сами не можете помнить об этом. Мы поможем вам вспомнить то, что, образно говоря, “и помнить невозможно, и забыть нельзя”. Мы очистим эти воспоминания от нагара неестественности, и вы сами почувствуете насколько краски мира стали ярче, а воздух чище и прозрачнее.

Лечение разговором

Психоанализ нередко называют “лечением разговором”, потому что основное содержание регулярных встреч с аналитиком – это именно беседа о всех ваших чувствах, поступках, мечтах, фантазиях, сновидениях и переживаниях. Но это особый вид беседы, к ведению которой аналитик (то есть, специалист уже имеющий высшее психологическое или медицинское образование) дополнительно готовится, как минимум, 5-6 лет. Этот особый вид беседы предполагает отсутствие любых культуральных и социальных ограничений – здесь вообще нет запретных тем и слов. И одновременно все это сопровождается самой деликатной и практически обоснованной психологической интерпретацией. Большинство людей никогда не имели опыта таких отношений. Поэтому, многие специалисты подчеркивают, что сам опыт взаимоотношений между аналитиком и пациентом играет особую роль в формировании зрелой личности.

Во время анализа можно и нужно говорить обо всем: о своих текущих проблемах и заботах, о работе, о взаимоотношениях с другими, о своих чувствах, о детстве, о своих родителях, своих мечтах и фантазиях (даже если они кажутся вам извращенными или преступными), о юношеских годах или о том, что именно в данный момент кажется наиболее важным. Помощь аналитика в процессе этой в некотором смысле односторонней беседы позволяет пациенту узнать гораздо больше об источниках своих проблем и о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Рассказывая о себе, и не будучи при этом никак ограниченными во времени, вы научитесь не только слушать, но и понимать себя. При этом (с помощью специалиста) вы очень скоро убедитесь, что мысль и речь подчиняются разным законам.

Вопреки вашим ожиданиями, психоаналитик не будет осуждать вас, поощрять или отпускать грехи. Чаще всего он будет вообще далек от каких-либо оценочных суждений. Его задача принципиально иная – помочь вам понять себя, постепенно избавляясь от социальных штампов мышления, мучительных заблуждений, внутренней цензуры и (нередко – мало адекватной) самокритики. Вы как бы заново учитесь говорить все, что вам приходит в голову. И именно эта ничем не сдерживаемая и никем не ограничиваемая спонтанная речь, иногда характеризуемая как “свободные ассоциации”, является одной из основ успешного анализа.

Процедура анализа

Обычно при анализе пациент лежит на кушетке, а аналитик сидит у изголовья позади него. Отсутствие контакта “глаза в глаза” способствует тому, что человек может чувствовать себя более свободно и говорить более спонтанно; и таким образом, он теснее соприкасается со своими глубинными чувствами и мыслями. Разумеется, все, о чем говорится на приеме у аналитика, хранится в строжайшей тайне. И даже в записях, которые ведет аналитик, вы будете иметь какое-то другое имя. Психоаналитик никогда не будет требовать от вас заключения из диспансера или больницы, потому что ему не важен диагноз. Он никогда не будет встречаться с вашими родными. Он никогда не поинтересуется вашим местом работы, и никогда не будет наводить о вас справки. Ему это не нужно. Для него важны только вы, как Личность. Он никогда не скажет Вам, что занят, и не может встретиться с вами, потому что самое главное в его профессии – именно встречаться с вами и помогать вам столько, сколько будет нужно.

Нет, не всегда. В последние годы активно развивается метод группового анализа, когда один аналитик (обычно в этом случае называемый дирижером) работает одновременно с группой из 7-10 человек. По мере установления доверия между членами группы, формируется специфическое (терапевтическое) сообщество людей, стремящихся понять и принять друг друга, развивается способность слушать другого и уверенность, что каждый будет услышан. Одновременно усваиваются рациональные стереотипы межличностных отношений, задаваемые дирижером нормативы общения и преодолеваются психопатологические комплексы.

Подготовка аналитика

Перед тем, как начать лечить людей, психоаналитик – в дополнение ко всем другим видам теоретической и практической подготовки – проходит собственный анализ, как минимум, в объеме 100 часов, чтобы проработать все свои проблемы и не привносить их в работу с пациентом.

Аналитиками считаются только те, кто уже имея высшее образование, прошли, как минимум, 4-летний курс теоретического обучения, имеют диплом одного из имеющих государственную лицензию институтов психоанализа и специальный сертификат о завершении персонального анализа, а также удостоверение о специализации в области психотерапии.

Важность такой подготовки трудно переоценить. Обычно она продолжается, с учетом персонального анализа будущего аналитика, по меньшей мере шесть лет. К началу своей работы с пациентами аналитики уже достаточно зрелы, опытны и хорошо профессионально подготовлены. Нередко бывшие пациенты сами становятся потом аналитиками, так как эта специальность предполагает не только богатый жизненный, но и богатый эмоциональный опыт, включая – негативный эмоциональный опыт.

Психоаналитики могут быть врачами, но могут и не быть ими. До 1945 года большинство аналитиков во всем мире получало сначала медицинскую, а затем психоаналитическую подготовку. Сегодня большинство аналитиков – по их первому образованию – педагоги, психологи или социальные работники, другие приходят в психоанализ из самых разных профессий.

Кому может принести пользу психоанализ?

Существует стереотипное представление о том, кто именно обращается к психоаналитику. Считается, что это преимущественно люди из среднего класса или более состоятельной части общества, как правило, достаточно интеллектуально развитые. И преимущественно это так, хотя это представление постепенно меняется. В действительности психоанализ может быть полезен мужчинам и женщинам, детям и подросткам, принадлежащим к самым различным социальным группам. Некоторые аналитики выделяют особые психологические черты, способствующие аналитическому процессу, в частности: способность к рефлексии (самонаблюдению); желание понять свое прошлое; установка на разрешение тех или иных проблем; интерес к смыслу жизни; способность обращаться к самым неприятным и болезненным переживаниям; умение наблюдать; чувство юмора; желание стать более счастливым и более успешным. Чаще всего ни у кого нет всех этих черт одновременно. Но практически у всех, кто обращается к аналитику есть желание узнать и лучше понять себя и других людей, потребность измениться или изменить что-либо в своей жизни.

Решение об анализе

Когда люди размышляют, начать ли им психоанализ, они обычно и по легко понятным причинам хотят знать: сколько? Сколько потребуется времени и денег, и сколько неприятных чувств придется пережить. Здесь даются некоторые ответы, которые помогут решить, подходит ли вам психоанализ.

Время

Психоанализ никогда не ограничивается конкретным временем или курсом лечения. Все определяется тем, сколько времени потребуется, чтобы заново исследовать все сложные (а точнее – осложненные) пласты ваших чувств, разобраться во всех неповторимых нюансах вашей индивидуальной истории, и уже затем определить реальные причины тех или иных личностных или межличностных проблем, а также сформировать адекватные стереотипы их разрешения. В одних случаях анализ может длится несколько месяцев и даже лет, в других – несколько недель. Но вы всегда должны знать, что продолжительность анализа вы определяете самостоятельно. И когда вы почувствуете, что достигли того, чего хотели, или решили те вопросы, которые сами перед собой ставили, вы всегда сможете определить с вашим аналитиком дату окончания анализа.

Длительность психоанализа никогда не бывает предсказуемой. Вы можете обнаружить “побочные” проблемы большой важности или препятствия, которые замедлят ваше продвижение вперед. В некоторых случаях вам придется остановиться или даже отступить. Но это всегда будет вашим решением.

Психоанализ требует систематичности. Он наиболее эффективен при двух-трех сессиях в неделю, каждая из которых занимает по 45 – 50 минут. Такая частота встреч способствует наиболее успешной работе. Как правило, психоаналитик принимает каждый день несколько пациентов, каждый из которых имеет четко определенное для него время встречи, например, 18.00.-18.45; 19.00-19.45. Поэтому вам придется приспособиться к ограничениям, связанным с этим – не опаздывать и научиться завершать вашу очередную сессию к определенному моменту, как бы вам не хотелось продлить ее.

Стоимость

Психоанализ требует вложений не только времени, но и денег. Стоимость одной психоаналитической сессии не превышает стоимости одного часа работы при других видах психотерапии, но психоанализ – это, как правило, более продолжительная “процедура”, что естественно предполагает необходимость планирования вашего бюджета. Чтобы сделать психоанализ более доступным и предоставить возможность убедиться в его эффективности как можно большему количеству людей, специалисты Национальной Федерации Психоанализа всегда учитывают реальные возможности их пациентов, определяя стоимость его в каждом конкретном случае индивидуально и в достаточно широком диапазоне.

Обычно, пациент быстро убеждается, что его затраты не так уж велики; более того, оказывается, он тратил гораздо большие деньги на бегство от проблем или на попытки решить их с помощью других малопродуктивных способов. Минимальный контракт с аналитиком предполагает не менее 5 сессий. Психоаналитическое консультирование может состоять из одной-трех сессий.

При решении вопросов оплаты, Вы должны помнить, что ваш психоаналитик занимается вашими проблемами не в качестве некоего совместительства или хобби – он давно и надолго избрал эту профессию, прошел достаточно длительную и трудоемкую подготовку, является высококвалифицированным специалистом – и не имеет других источников дохода, кроме оплаты его психотерапевтической работы. В том, что это действительно работа, Вы очень скоро убедитесь сами, и не припоминается пациентов, которые считали бы ее легкой.

Стресс

Практически все пациенты во время анализа отмечают, что такое глубокое проникновение в прошлую и настоящую жизнь беспокоит их, иногда заставляет грустить, тревожиться или даже раздражаться во время сессии или после нее. Нас не испугают вспышки вашего раздражения, мы умеем принимать и понимать их.

Некоторые боятся вновь оказаться в плену мучительных воспоминаний и чувств, которые когда-то надолго вывели их из строя, не понимая, что фактически, они никогда еще не были свободны от них.

Иногда эти страхи более просты: “Я боюсь, что заплачу, и не смогу остановиться”… Ничто не дается просто и выздоровление в такой области как психика не может быть получено в качестве подарка некоего мага или целителя. Здесь всегда требуется работа над собой и объединение своих усилий с опытом и навыками специалиста. При психоанализе освобождение подавленных чувств – составляет одну их важнейших частей терапевтического процесса. Но вы никогда не будете при этом одни, и никогда не останетесь один на один с вашими страхами или печальными мыслями. Задача вашего аналитика – помочь вам преодолеть и первое, и второе.

Достижения анализа

Как полагает подавляющее большинство тех, кто обратился к аналитику и прошел анализ, требуемые при этом затраты времени и денег, а также тяжелые переживания всегда окупаются достигнутыми успехами.

Уже в процессе анализа люди обычно отмечают, что их взаимоотношения с другими и профессиональная деятельность становятся более успешными. Лучше понимая себя и тех, с кем они сталкиваются, люди становятся свободнее. Находя выход из внешних и внутренних конфликтов, они могут с большей энергией, чем прежде, делать то, что они действительно хотят, а не то, к чему их принуждают обстоятельства. Они тратят меньше времени и сил для разрешения как самых простых вопросов, так и самых сложных ситуаций, и в результате каждый их день становится более наполненным, а ощущения от прожитого дня – более полным и комфортным. Как правило, они становятся более эффективными и в материальном, и в семейном, и в социальном плане. Приходят новые успехи в творчестве или карьере.

Прошедшие анализ обычно особо подчеркивают, что сложившиеся при этом доверительные отношения с аналитиком оказывают специфическое влияние на все их общественные, профессиональные и семейные связи. Отмечают, что все их чувства стали ровнее и стабильнее.

Цель психоанализа – помочь вам обогатить вашу жизнь, научить вас получать большее удовлетворение от взаимоотношений с другими людьми, разрешить болезненные проблемы и конфликты, и сделать вашу личность более целостной и более радостной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *