Что такое психологическая безопасность
Какую роль выполняет психологическая безопасность в жизни человека?
Психика человека имеет сложную структуру. Для нормальной работы психики необходимы базовые компоненты, один из них — психологическая безопасность личности. Это состояние защищенности, уверенности и доверия, формирующееся под влиянием внешних факторов. Уровень развития психологической безопасности определяет, как индивид относится к себе и окружающим.
Когда и как формируются базовые защитные рефлексы?
Ощущение чувства самозащиты формируется при рождении. Некоторые психологи считают, что еще до рождения эмбрион ощущает окружающий мир через органы матери. Если она настроена позитивно, доброжелательна, любит и ждет рождения ребенка — малышу комфортно, спокойно. Боящаяся, неуверенная в будущем беременная женщина вызывает у эмбриона чувство тревоги, негативизма. Процесс родов закладывает определяющее направление развития психологической безопасности: чем быстрее и легче происходит процесс рождения младенца, тем выше его уровень доверия к миру.
По мере взросления человек создает основу психологической безопасности из отдельных компонентов:
Негативное влияние хотя бы одного из компонентов влияет на всю структуру психики. Высокий уровень опасности, даже при отсутствии объективного вреда для жизни и здоровья, снижает способность индивида доверять миру. Повышенная тревожность, нервная возбудимость приводят к критически низкому уровню психологической безопасности, реальному вреду жизни и здоровью.
Какие факторы могут вызвать чувство тревоги?
На степень личной безопасности влияют объективные (традиционные) средства воздействия: угроза физического и психического насилия, потеря имущества, угроза чести и достоинству. Они являются основными причинами снижения чувства безопасности. В отдельных случаях на психику влияют нетипичные средства: искусственно созданные, мнимые.
Источники опасности принято разделять по происхождению. К естественным относятся явления природы, к искусственным — плоды человеческой деятельности. Степень влияния зависит от уровня воздействия, особенностей восприятия отдельного человека.
Субъективными источниками опасности могут быть следующие типы факторов:
Несмотря на субъективное определение уровня психологического насилия, источники воздействия относятся к объективно опасным. Их использование является преступным, наказуемым.
Роль и значение направления в науке
Психологическая безопасность изучает психическую деятельность. Она рассматривает чувство защищенности как результаты мер, принятых самим индивидом и обществом. Психологическая безопасность обеспечивает защиту личности, является основой для нормальных отношений между людьми. Эта концепция призвана поддерживать существующий порядок в обществе.
Безопасность выступает инструментом регуляции поведения социума. Она ограничивает деятельность отдельных структур и отдельных личностей для защиты индивида от внешнего негативного влияния. Изучение и совершенствование методов воздействия — главная задача психологической безопасности. Она тесно переплетена с другими направлениями психологической и социальной науки: социологией, политологией, историей, философией.
Какие человеческие качества способствуют повышению уровня психологической защищенности?
Уровень психической безопасности зависит от индивидуальных черт личности человека. Его можно повысить, развивая необходимые качества:
Психически слабый, зависимый человек склонен к бессознательной потере чувства безопасности. Неразличимое чувство тревоги мешает доверять миру. У него формируется враждебное, негативистское поведение.
Какие люди наиболее подвержены опасности?
Отдельная категория людей больше других подвержена опасности. В психологии их поведение называют виктимным — поведением жертвы. Человек, склонный к жертвенности, отличается характерным набором черт личности:
Виктимная личность игнорирует угрозу и часто ее не замечает. В ситуации, когда люди с адекватным восприятием реальности стараются не привлекать к себе внимание, виктимный человек ведет себя вызывающе. Он несознательно провоцирует преступника, навлекая угрозу, которую можно избежать.
Механизм психологической защиты
Психологическую безопасность следует отличать от психологической защиты. Она является частью структуры безопасности, а не основой. Это механизм, предотвращающий асоциальное поведение в конфликтной ситуации. Правильная работа психической защиты обеспечивает адекватное восприятие мира, но чрезмерная нагрузка на психику приводит к недооценке своих способностей, ошибкам в мышлении и поведении.
Переоценка собственных способностей приводит к ложному чувству всесилия, неспособности отличить реальную угрозу от мнимой.
Способы работы с психикой
Постоянное воздействие стресса снижает уровень комфорта и постепенно приводит к искажению самовосприятия. Нарушается саморегуляция психики, чувство безопасности исчезает. Вернуть его и удерживать на одном уровне помогают простые упражнения:
Методы самовнушения не работают, если психика нестабильна: человек находится под действием наркотиков, переживает эмоциональный шок, имеет психические нарушения.
Почему человек пренебрегает спокойствием?
Для появления у человека основного понятия о психологической безопасности необходимо нормальное развитие механизма самосохранения. Нарушения этого механизма приводят к искаженному восприятию реальности, снижению уровня безопасности.
В детстве причиной подверженности опасности становится биологическая неразвитость механизмов защиты. У ребенка чувство опасности еще не выработано, поэтому обеспечение его благополучия — задача взрослых. Подросток, переживая кризис становления собственной личности, часто игнорирует опасность или стремится к ней. У взрослого человека нарушения работы механизма защиты вызваны:
Подрыв чувства безопасности, отказ от самосохранения — прямая угроза здоровью и жизни. В состоянии тревоги или апатии человек допускает в личное пространство асоциальных людей, не успевает вовремя реагировать на угрозу. Неосторожность, безразличие приводят к заболеваниям, несчастным случаям, летальному исходу.
Полезное видео
Из видео Вы узнаете о том, что такое личные границы, каковы признаки их нарушения и как бороться с этим явлением.
Лекция №1: «Психологическая безопасность»
Лекция №1: «Психологическая безопасность»
1 вопрос: Общее понятие и стратегии психологической безопасности.
2 вопрос: Общее понятие о психологической войне.
Под психологической безопасностью (ПБ) понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления ее прав.
Психологическая безопасность в широком смысле слова означает осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни как обеспечивающим его душевное равновесие и развитие. А это значит, что человек субъективно готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств – неблагоприятным.
Это значит также, что человек отдает себе отчет как в своих объективных связях с действительностью, в своей объективной включенности в каждую сложившуюся ситуацию, так и в своем субъективном отношении к происходящему – в своих чувствах, мыслях, намерениях в связи с этой ситуацией, в связи с отдельными ее компонентами и/или характеристиками.
Психологическая безопасность также рассматривается в виде целостной системы процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отраженным характеристикам реальной действительности. При этом различные компоненты системы (процессы, образы, ценности и др.) могут выступать в качестве детерминант ее развития в целом и выполнять на разных этапах формирования ПБ подчиненную или ведущую функции.
ПБ представляет собой сложно структурированную систему психических процессов, ядром которой выступает отсутствие противоречий между внешними и субъективными требованиями к субъекту и его жизненными ориентациями.
Чтобы понять и определить безопасность, необходимо рассмотреть ее как систему отношений субъекта к миру, к себе и Другим. Так, еще (1969), описывая деятельность субъекта, отмечал, что существенным оказывается не сам по себе ход событий, а прежде всего отношение человека к тому, что происходит.
Он указывал, что отношения выступают как условие существования человека и реально всегда существует два взаимосвязанных отношения – человек и бытие, человек и другой человек. Все формы отношений (взаимоотношений человека с миром) составляют сущность субъекта.
Все это дает основание полагать, что отношения, представленные совокупностью личностных свойств и проявляющиеся во взаимосвязях человека с объективной реальностью, являются теми условиями, которые обеспечивают определенный уровень жизнедеятельности человека (в том числе его активность, социальную активность), с одной стороны, и определяют внутренние ощущения, состояния, свойства субъекта (в целом удовлетворенность жизнью) – с другой, что и является основой психологической безопасности человека.
Понятие «отношение» позволяет, с одной стороны, рассмотреть безопасность как психологическую категорию, с другой, – выявить ее социально-психологическую направленность.
Психологическая безопасность в специальном смысле слова раскрывается, в частности, в социально-психологическом контексте. Тогда имеется в виду, прежде всего, что у человека нет иллюзий относительно окружающих его людей, будто с их стороны не существует каких-либо угроз, и человек предполагает, что такие угрозы могут появиться в будущем. При этом человек открыт для контактов, но он лишь ограниченно доверяет людям и ждет от них того же. Делается акцент на том, что отношения окружающих должны быть позитивными и даже оптимальными – с точки зрения эффективности совместной жизни и деятельности.
Социально-психологическую безопасность – особое состояние, обусловленное, соответственно, определенной системой отношений в целом и межличностными отношениями, в частности.
Критерии социально-психологической безопасности:
1. удовлетворенность межличностными отношениями, которая понимается как показатель положительно оцениваемой взаимосвязи, позволяющей реализовать потребности и интересы субъектов отношений. Ее критерием становится высокая удовлетворенность–неудовлетворенность.
2. гармоничный характер отношений, рассматриваемых как согласие, договор, мирное со-бытие или согласованность мнений, суждений как самого субъекта относительно своих отношений с другими, так и тех, с кем он вступает в отношения. Критерием здесь является высокая гармоничность – дисгармоничность отношений.
3. защищенность, которая, с одной стороны (объективный показатель), понимается как отсутствие нарушений и трудностей в отношениях, с другой, предполагает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям (оскорблениям, угрозам, принуждению, игнорированию, манипулированию и т. п.). В качестве основного критерия защищенности принимается толерантность–интолерантность.
Важнейшей психологической причиной попадания человека в опасные ситуации является несовершенство его процессов восприятия, не позволяющее построить адекватную картину окружающего мира и, в том числе, своевременно выделить признаки опасности.
В образовательной среде к угрозам нарушения психологической безопасности относится несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям учащегося, трудности его контакта с преподавателем, пассивную позицию учащегося, отсутствие интеграции между учебными предметами и трудности в выполнении заданий. В перечень угроз на личность студента можно включить также адаптационные трудности, несоответствие уровня требований педагогического процесса уровню его начальной подготовки, конфликтные ситуации, чрезмерный объем информации, дефицит времени и снижение уровня мотивации.
Стратегии обеспечения личной и психологической безопасности достаточно многообразны. Можно выделить шесть стратегий самообеспечения безопасности:
1. стратегия избегания
2. консервативная стратегия
3. стратегия копирования
4. «впитывающая» стратегия (ассимиляция)
5. стратегия коммуникативного резонанса
6. стратегия развития.
Стратегия избегания – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Консервативная стратегия. Большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам. В свою очередь, неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.
Стратегия копирования – копирование поведения окружающих с оглядкой на меняющиеся внешние условия. Вы играете роль определенного человека. Стратегия копирования поведения окружающих очень напоминает «отзеркаливания» из НЛП. Это выгодная, но энергозатратная стратегия выживания в социуме является.
«Впитывающая» стратегия (ассимиляция). Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов – ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция и аккомодация – противоположно направленные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении.
Стратегия коммуникативного резонанса – создание благоприятных контекстов для успешного проведения коммуникации; одна коммуникативная составляющая начинает функционировать таким образом, чтобы заменить собой все остальное. Резонансная коммуникация строится на активизации уже имеющихся у получателя информации представлений. При этом уровень воздействия гораздо меньше получаемого в результате эффекта.
Стратегия развития рассматривается в качестве наиболее перспективного решения проблемы личной безопасности субъекта в силу того, что она представляет собой совершенствование ряда психических особенностей субъекта, позволяющих ему проявлять готовность к спонтанному обеспечению личной безопасности в любой экстремальной ситуации. Успешность выбора стратегии безопасности основывается на объективном анализе потребностей, ситуации и наличных ресурсов субъектом.
Характеризуя представление о безопасности как основу поведения человека в условиях конкретной ситуации, необходимо обратить внимание на тот факт, что освоение и осознание явлений действительности может происходить путем усвоения извне знаний, понятий, взглядов, которые человек получает в общении, либо в иных формах коммуникаций. Это обусловливает возможность внесения в его сознание или навязывание искаженных, фантастических представлений, в том числе таких, которые не имеют отражения в его реальном жизненном опыте; формируется упрощенный, схематизированный образ какого-либо явления или ситуации, иными словами появляются стереотипы.
Часто такие упрощенные представления появляются при освоении человеком действий в новой для него ситуации. Не имея пока собственного опыта, он не может самостоятельно оценивать значимость получаемой информации. При этом реализуется ориентация на те характеристики ситуации в целом и отдельных ее частей, которые сообщаются ему обучающим (учителем, инструктором, наставником). Складывающиеся у человека представления о сложной и незнакомой ситуации схематичны, неполны и могут быть неадекватными в большей или меньшей степени. Если усвоенные таким образом представления закрепятся, т. е. приобретут характер стереотипов, они станут устойчивыми, их изменение будет происходить медленно и с трудом.
Индивидуально-психологические особенности личности могут выступать и в качестве причины (или повода) возникновения угроз ее психологической безопасности. Активность самого субъекта в обеспечении безопасности является ключевым условием, а личность должна рассматриваться как субъект активности, способный регулировать процесс планирования и реализации целей деятельности. Соответственно, рассматривая ресурсы развития личности, мы можем отнести к ним способность человека обеспечивать безопасность своих личностных проявлений. Продуктивные стратегии обеспечения психологической безопасности в образовательном процессе основываются на способах совладания, способствующих личностным изменениям, адекватным учебным целям и задачам.
Правила общения с людьми, представляющими опасность
При общении с людьми, представляющими опасность, в своем поведении следует иметь ввиду:
• приветливая доброжелательная улыбка способствует возникновению доверительности, сметая недоверие и недопонимание;
• в районе 19 часов нервно-психическое состояние людей становится довольно неустойчивым, что может проявиться в излишней раздражительности и вспыльчивости;
• людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
• честное, твердое, мужественное рукопожатие в сочетании с прямым взглядом в глаза создает чувство уверенности;
• энергичная выразительная жестикуляция отражает положительные эмоции и воспринимается поэтому как признак заинтересованности и дружелюбия;
• в конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять, дав человеку просто высказаться;
• собеседник, который смотрит в глаза, симпатичен, однако пристальный или неуместный взгляд в глаза создает неблагоприятное впечатление, ибо воспринимается как признак враждебности;
• начав беседу, попытайтесь организовать благожелательную атмосферу такими вопросами, на которые человек ответит «да» с заметным удовольствием; тем самым завоевывается доброжелательное отношение;
• на первый план в ходе общения необходимо выдвигать суждения и устремления собеседника (вместо «я бы хотел. » – «Вы хотите. «);
• чтобы наладить взаимопонимание при контакте, желательно копировать позу и жесты собеседника; такое «отзеркаливание» сообщает визави, что вы поддерживаете его мнения и взгляды, и предрасполагает человека к вам;
• простейшие нейтральные слова («конечно», «разумеется». ) с сочувственным наклоном головы, успокаивает собеседника и вызывают у него желание уладить конфликтную ситуацию;
• немалое значение для приведения объекта в доброжелательное состояние всегда имеет вовремя сказанный комплимент.
Оптимальную манеру общения с опасными людьми лучше выбирать, сообразуясь с хорошо известными (или предполагаемыми) индивидуальными особенностями объекта, причем можно рекомендовать:
• с особо чувствительными и болезненно ранимыми – избегать всего, что неприятно им, соблюдая, впрочем, меру, иначе они станут тиранами;
• с недоверчивыми и подозрительными – быть предельно осторожным и терпеливым;
• со сварливыми – быть твердым и решительным, а если нужно, то дать отпор;
• с теми, кто капризен – разговаривать спокойным тоном и не обращать внимание на их капризы;
• с хвастливыми и самоуверенными прибегать к иронии;
• с лицами застенчивыми или без чувства юмора – избегать какой-либо иронии.
В обыденном понимании термин «психологическая война» обозначает стихийное, неквалифицированное использование средств общения и механизмов социально-психологического воздействия одними людьми против других людей с целью подчинения их себе или создания благоприятных условий для своего существования и деятельности.
Психологическая война — это совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом.
Психологическая война в таком виде существует (применяется) столько времени, сколько существует сам человек. Однако в далеком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного более разнообразными, действенными и изощренными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий общения, взаимодействия и управления людьми.
Виды воздействия в психологической войне.
По мнению отечественных и зарубежных специалистов психологическое воздействие подразделяется на следующие виды:
1. Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим) — это воздействие словом, информацией.
2. Психогенное воздействие является следствием:
а) физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности.
б) шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т. п.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику, в ступор и т. д.
3. Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие — это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление как отдельного индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии.
4. Нейролингвистическое воздействие (НЛП — нейролингвистическое программирование) — вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ.
При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп людей).
5. Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие — это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.
В данной связи необходимо отметить, что телевизионные и другие массовые сеансы якобы экстрасенсорного воздействия (например, Кашпировского, Чумака и других «волшебников») являются яркими примерами самого обыкновенного обмана. Отчасти здесь имеет место массовый гипноз, но в гораздо большей мере — массовая истерия и массовое психическое заражение.
«Феномен 25-го кадра» связан с тем, что человек имеет не только сенсорный (осознанный) диапазон восприятия, но и субсенсорный (неосознанный), в котором информация усваивается психикой, минуя сознание.
6. Психотропное воздействие — это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.
Чтобы заставить человека делать то, что он делать не хочет, совсем не обязательно хирургическим путем изменять строение его головного мозга или принуждать его силой. Нужно только правильно подобрать препараты и соответствующим образом их применить.
Клинические эксперименты показали, что аромат лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляет активность головного мозга быстрее, чем любой депрессант. А жасмин, роза, мята и гвоздика возбуждают клетки серого вещества мощнее, чем крепкое кофе. Сила запахов имеет научное объяснение: в человеческом мозге есть определенные отделы, отвечающие за восприятие запахов, обработку информации о них и хранение ее в памяти. Образно выражаясь, запах — это вечно открытые ворота души, которые не поддаются логическому контролю.
Примерно так же можно использовать безвредные для человека химические и биологические вещества. Например, можно посыпать порошком, уничтожающим покрышки грузовиков, дороги в стране; можно обработать резервуары с нефтепродуктами специальным составом, превращающим горючее в желе; можно уничтожить металлические фермы мостов сверхъедкими кислотами; обрызгать взлетные полосы сверхвязкими полимерами, а железнодорожные рельсы — сверхскользкими; можно задержать людей, находящихся в запрещенной зоне, быстро застывающей пеной или специальными акустическими генераторами и т. д.