Что такое психологическая повесть

Аутизм. Психологическая повесть

1 глава.
Аутизма не бывает у совы

Существует ошибочное мнение, что у новорожденного невозможно увидеть признаки отклонений.

Коля был спокойный, много и долго спал, ночами не плакал.
Это то, чему завидуют молодые мамочки беспокойных детишек, но именно «это то» и стало первой причиной волнения.

Пристальный осмотр глаз ребёнка выявил, что малыш не «распахивает» глаза. Они полуоткрыты.
Это была вторая причина. Уловить признаки аутизма можно только при суточном наблюдении за малышом!

И всё! Началось создание благоприятных условий для устранения выявленных неполадок.
Обращаю ваше внимание на то, что перечисленные моменты должны чередоваться с привычными нормами общения с детьми.

2 – затем, начинала «распахивать» глаза. Наклонялась над ребёнком с затылка.
Так же, сверху показывала игрушки. Это очень важно – гимнастика для глаз, развитие и укрепление мышц век;

3 – В коляске ребёнок лежал лицом к маме, и наполнялся мимическими эмоциями.
В данном случае веки приподняты, а не смотрят вниз, как при посадке «задом к маме»
Посадка «задом к маме» создаёт атмосферу одиночества.
К ней ребёнок привыкает, закрепляет аутистические расстройства, не приобретает навыков общения.

Особо хочу отметить то, что мама, на протяжении всего времени бодрствования, разговаривала с сыном,
используя разнообразную мимику.

Все эти манипуляции длились полгода.
За это время Коля научился делать глазки как у совы.

2 глава.
Аутизм не уживается с друзьями.

«….Мальчик ел быстро, не поднимая глаз, но румянец с капельками пота над верхней губой, выражал благодарность за обед»
(отрывок из моей повести «Все мы – Люськи!»)

Напомню вам о том, что первую часть, которая называлась «Аутизма не бывает у совы!» – мы закончили тем,
что составленный план для развития маленького Коли, был рассчитан на 6-7 месяцев.

Шестимесячные занятия давали положительные результаты: ему не мешала спать музыка,
специально подобранные сказки и разговор взрослых людей.

Тишина не создавалась умышленно – ни для кого не секрет, что запоминание разговорной речи лучше всего
бывает во сне, и плюс ко всему идёт развитие фонематического слуха.

Спешу сообщить вам о том, что мама не одна воспитывает ребёнка: есть папа, две бабушки, два дедушки и
множество дядюшек с тётушками, но это опыт мамин, поэтому главная героиня она.

Колечка охотно шёл на руки только к знакомым, от не знакомых отворачивался. Он должен был уже ползать,
но никаких попыток не предпринимал.

На семейном совете решили взять котёнка. Котика подбирали шустрого и игривого.
С этого момента началась другая жизнь!

Котёнок заинтересовал мальчика, а в руки не давался. Этот маленький пушистенький хитрюга убегал со всех ног
и без оглядки.
Потихоньку, полегоньку Коля стал ползать.
Здорово, что котик оказался не «ручным».

Сонные уроки и бесконечные разговоры со взрослыми, дали свои результаты – сынулька зарычал!

Рычащую программу выполнял дедушка.
Он брал поочерёдно пальчики внука и считал так: первый, второй, третий.
Этого достаточно, главное то, что есть буква «Р».

С Колей много гуляли, он стал улыбаться собачкам, птичкам и нам.
Почему нам поставлено в конце предложения?

Потому, что мальчик начал улыбаться по собственному желанию, а не тогда, когда его просили или заставляли.

А в семь месяцев стало известно, что в семье будет пополнение.
И все обрадовались.

3 глава.
Аутизм боится смеха.

Вот мы и подошли к одному из главных Колиных достижений – драгоценный малыш пошёл!
Первые шаги ребёнка родственники фотографировали с утра до вечера.

Николай с удовольствием протягивал ручки то бабушке, то дедушке.
Папа с мамой не обижались, хотя, маме казалось, что кто-то обязательно просмотрит Колечку и он упадёт –
такое волнение у всех любящих родителей.

Очень часто в первом классе дети плачут горючими слезами: дома они были Никами, Ланами, Китями,
а на настоящие имена, долгое время, не хотели отзываться. Для них это трагедия!

Я отвлеклась и забыла про Колю.
Сейчас постараюсь перечислить его успехи, и немножко расскажу о трудностях.
Николай рычит – «р» точно будет говорить, скажешь ему «давай считать!» – показывает три пальчика.

Котик вырос, однажды поцарапал ползающего ученика, на этом их дружба и закончилась.
Учитель с острыми коготками избегал ученика, а ученик, нет-нет, да и хотел бы сжать в своих объятиях учителя, но не решался.

«А сейчас поднимем бровки!» – эту игру придумал папа.
Иногда трудно понять кому больше нравится – сыну или папе?

Все вместе слушали сказки, пели и танцевали.
Глава семьи выделывался, как мог, а самое ценное в этих «выделываниях» то, что
Коля высоко задирал голову, повторял папину мимику и заразительно смеялся.

О трудностях… конечно, они были!

На самом деле он никуда не уходит – так устроена его психика.
Заметили что притих – сразу переходите к смене его деятельности.
«Наладить» ребёнка, как говорят старые люди, не просто, но колина мама упорно шла к победе.

4 глава.
Аутизм боится рыка.

Колина бабушка пожаловалась:
— Непривычно называть малыша Николаем.
Он такой маленький, а имя взрослое.
Оно ему не подходит!
Колечка ещё не Николай.
А вы, как думаете?

С момента нашего знакомства с Колей прошло девять месяцев.
Чувствуете, я снова называю мальчика полу именем, несмотря на то, что предупреждена – Николай!

Как я думаю, как я думаю?
Это не важно, как я думаю, важно то, что о своём имени я думаю всегда, и буду думать до самой смерти.

Короче говоря, папа любил Любочку и свою сестру Галину. У родителей их было четверо, три брата и сестра.
У всех родились дочки, всех девочек назвали Галинами.

Тётя Галя была у нас очень редко, папа не знал куда её посадить – называл «миленькая моя, Галенька»,
и принуждал маму соглашаться с тем, что она хороша.

Маму это раздражало, она злилась на золовку и, в минуты моего непослушания, произносила фразу «Вся в Гальку!».
В связи с этим, я сделала вывод – мама меня не любит.

С этих пор я возненавидела своё имя.
Спокойное отношение пришло тогда, когда к имени прибавилось отчество, но это было не детство, а солидный возраст.

Мама Николая всё делала правильно, а препон у этой правильности было много!
Как мы узнали ранее – Николай ходит! Не очень уверенно, да это дело наживное.
Игры становились более активными, но «уход в себя» был ежедневно. На несколько минут, но был.

Негаданно-нежданно приехали гости с большой собакой.
Николай в это время спал.
Можно только позавидовать тому, как мама организовала встречу сына с четвероногим гостем.

Собака породистая, «не лает, не кусается». Ей показали место, где она и легла.
Конечно, Николай видел собак, они бегали по улицам, но так, чтобы в квартире… это было впервые.

Малыш проснулся, а в это время гость зевнул, и произошла знаменательная встреча будущих друзей.
Их глаза встретились, Николай сделал указующий перст и зарычал.

Откуда у маленького человечка знание о том, что собака рычит? Непостижимо!
Один порычал, другой внимательно рассматривал карапуза, а когда четвероногому разрешили подойти к Николаю,
пёс лизнул маленькие ручки.
Николай стал не Николаем, а совершенно другим, незнакомым мальчиком.
Его передёрнуло от восторга и близости лохматого пришельца.
Он раскрыл ладошки, вырвался из маминых рук и смело пошёл к собаке.

Гости приехали на три дня – этого хватило на принятие решения – берём собаку!
Котик знакомиться не захотел, все три дня прятался, а внутри мамы подрастал ребёнок.

Аутизм боится самбо.

Сегодня мы с вам разберём придуманную мамой методику введения Николая в группу малышей на детской площадке.

Ни для кого не секрет, что по поведению детей сразу видно с кем родители занимаются воспитанием, с кем не занимаются,
а кто из детей просто копирует поведение взрослых.

Методика очень простая, ею пользуются, практически, все родители:
— закрепление понимания «НЕЛЬЗЯ!»;
— закрепление понимания «ЧУЖОЕ!»

Несколько слов о понятии «нельзя обижать!»

Между «нельзя» и «чужое! много общего – Это – слова запрета!

Николай уже знает эти понятия. Маме стоит потихоньку произнести их, как мальчик начинает регулировать себя сам.
Сразу отмечу – это не муштра, это самбо – самооборона!

Мама еще не успела поставить Николая на песок, как все дети из песочницы оказались рядом.
Это детки-трёхлетки и старше, им совсем не интересен Николай, они хотят увидеть игрушки, с которыми он пришёл,
но у мальчика в руках только совочек и ведёрко, а это то, что никому не нужно.

Если не интересно, то нет ни зрителей, ни нападающих!

Для начала мама показала, как нужно совочком поддевать песок, потом, как высыпать его в ведёрко.
И всё сразу стало получаться!

В семье никто не называет Николая особенным, особенная – Диана Акундинова – у неё такие голосовые связки,
каких нет, возможно, ни у кого в мире, а Николай с небольшими аутистическими отклонениями, которые отступают,
благодаря правильной и длительной работе.

Интеллектуальный уровень мальчика соответствует высокому, он начинает говорить.

Спешу отметить, то, что возле Николая не оказалось ребятишек. В данный момент это очень хорошо.

Аутизм – проблема общения, поэтому, не надо торопить события, всему своё время, а Николай от этого не страдает.

Таким детям обязательно нужно позволять «минуты одиночества».

Аутизм. Потери и приобретения.

Николаю полтора года!
Он подолгу занимается с игрушками и не просит пустышку.
Никто не собирался отучать малыша от соски, но случилось непредвиденное: отключили отопление.
Возле кроватки Наташа поставила безопасный обогреватель.
Иногда безопасность оборачивается большой опасностью.

Так и получилось
Брошенная мальчиком соска упала на радиатор, начала плавиться, стекать через прорезь защитного корпуса и загорелась.

Для взрослых это была неприятность – не доглядели, а внучку бабушка протянула другую пустышку.
Обращаю ваше внимание на то, что у Николая их было несколько, но ребёнок отказался.

В этот день Николай засыпал трудно: плакал, смотрел на обогреватель, грозил пальчиком «ай-яй-яй!»,
но никакую пустышку больше не взял.
Обсудив на семейном совете сложившуюся ситуацию, пришли к выводу –
отказ от любимых занятий (котёнок, собака, соска) формирует личность Николая.

Трагический случай с пустышкой положительно повлиял на эмоциональное состояние –
задумчивость наступала реже.

Вполне возможно, что именно соска погружала ребёнка в аутистическое состояние.

Ни для кого не секрет, что даже новорожденные могут крепко держать в кулачках всё, что им предложишь,
а Николаю полтора года!

Дедушка пришёл с подарком: в красивой коробочке оказались яркие акварельные краски и кисточка.
Николай в старенькой распашонке, надетой задом на перёд, выглядел настоящим художником.

Самое главное в этом художестве – показать, как изменяется вода, то есть, вызвать восторг и изумление.

Малыш был в восторге!
Он всё делал так, как показал дедушка: погружал кисточку в стакан, потом возил по краске и снова погружал в стакан.

Несколько слов о том, что ребёнок спокойно ходит на горшок.
Приучение к горшку началось с первых дней – ловили момент и держали на руках над горшком, потом делалось тоже самое над горшком, зажатом взрослыми между ног – ребёнок, как бы сидит, а к шести месяцам горшочек ставили на кресло. Взрослые сидели рядом – поддерживали.

Слов написано много, а сделалось всё очень быстро – Наташа против памперсов.

Ещё две недели и Николай станет старшим братом!

Аутизм. Возможные причины.

Вы посмотрите: беременная молодая женщина в шортах и в топике… Животик, уже, месяцев на 6-7, а она жарит его на солнце.
Бедный ребёночек ещё не родился, а уже борется за жизнь.
От такой жары у него может давление повышаться, какие-то клеточки могут прекратить развитие, мозги тают, да и страшно – очень светло!
Сколько сейчас больных детей.

Вот я и говорю: работать будет некому, пенсий не будет!

На сегодняшний день в обществе так и не сформировалось бережное отношение к беременным женщинам.
Чаще всего поводом для этого служит достаточно вольное отношение к себе самих беременных.

Началом послужила вседозволенность и многочисленные кружки, секции, тренинги для беременных
Ссылка на то, что раньше женщины рожали в поле, не работает.
В поле женщины не делали стойку на руках, не ложились животом на гимнастические шары, не делали ритмические прыжки.

Почему я акцентирую внимание на этом?
Потому, что много детей рождается с врождёнными заболеваниями.

Пример: у дочери знакомой возникли проблемы. На тренинге для беременных ей посоветовали заниматься физкультурой

Помогла или усугубила физкультура – риторический вопрос – ребёнок родился раньше времени с врождённым пороком сердца.
Собирают деньги на операцию.

Наташина беременность подходит к завершающему этапу.

Николаю рассказывают о том, что в семье появится малыш.
Вместе с родителями он выбирает книжки и игрушки для подарка.
Семейная суматоха благотворно влияет на мальчика – он с удовольствием включается в предложенную работу и
выполняет её очень качественно.
Обращаю внимание на то, что дети с лёгкими признаками аутизма очень щепетильны и аккуратны.

«Хвалиться» перед друзьями аккуратностью ребёнка не стоит – это один из симптомов болезни.

Необходимо использовать метод Игнорирования – не заострять внимание окружающих на данные действия,
не поощрять похвалой.

Напротив входной двери котёнок лизал лапку и протирал мордочку.
Собака, виляя хвостом, смотрела в окно, а папа взял сына на руки, поднял под потолок, и произнёс:
— Ты старший брат!
Я не случайно выделила новый социальный статус Николая – с этого момента он на всю жизнь.

Вот и настал радостный день – в семье появилась маленькая девочка!
Учитывая сложности с именем сына, на семейном совете решили, что имя девочки
должно быть коротким, полным и иметь букву «р»

– Вера! Не договариваясь, выпалили дедушки. Бабушки согласились и одновременно взглянули на Николая.
Мальчик лежал на своей кроватке, отвернувшись к стене.

Вера подала голос, Наташа склонилась над девочкой и обнаружила, что нет пустышки. Материнское сердце
не ошиблось – пустышка у Николая… Он вытащил её изо рта сестрёнки и, не смотря на то, что давно не
пользуется соской, взял её и притих.

С этого момента сосок-пустышек в квартире не было!
Кормили Верочку с ложечки, поили из поильника.

Напоминание:
Это рассказ мамы Наташи о том, как она растила сына с лёгкими аутистическими отклонениями.

Пустышками пользуются многие родители, освобождая себя от детского беспокойства и крика.
Тихо – значит, хорошо!
Редко кто задумывается и о том, что задержка речи берёт своё начало с этого маленького сосательного предмета.

Раньше:
— отсутствие интернета;
— отсутствие мобильных телефонов.
Вербальный контакт взрослых и детей был непрерывным!

Сейчас:
На прогулке малыш с соской сидит в коляске спиной к маме (взрослым). Мама разговаривает по телефону.
Речь быстрая на не понятном малышу языке. Ребёнок получает и закрепляет уроки молчания.

Ради интереса, спросите маму о том, что нового малыш узнал на сегодняшней прогулке?
Ответ услышите сразу…. или не услышите….

Дома с ребёнком проводятся водные процедуры, кормление и сладкий сон с соской во рту.

Да, и такие дети вырастают хорошими, говорливыми и общительными, но в данной публикации
мысли и приёмы, используемые Наташей при воспитании ребёнка с лёгкими отклонениями.

Вера Николаю понравилась! Он подолгу смотрит на неё, показывает свои игрушки и просит маму
положить её на ковёр, чтобы вместе с ней поиграть.

У Верочки очень много занятий: она ест, купается, кричит, гулит – всё это мальчику интересно –
он стал заботливым и активным.

Котика Николай отгоняет от вериной кроватки, но ничего не получается –
Пушистик без спроса запрыгивает в неё и поёт мурмурную песенку.

Собака сторожит Верочку, но иногда зевает.

Аутизм. Точку ставить рано.

Сегодня вашему вниманию представлена заключительная глава, в которой я подведу итог многолетнему наблюдению
за семьёй Наташи с её великолепными детьми.

Николай заново проживал послеродовый период!

Этому ребёнку был необходим лидер, ведущий за собой!

Подрастая, Вера всё больше и больше вовлекала брата в свои забавы, не давала ему своей активностью ни минуты покоя,
а он, словно только этого и ждал – шёл за нею по пятам и рядом.

Наташа никогда не одёргивала сына словами » что ты как маленький?», она понимала –
именно это путь к спасению!

Со временем полуторагодовалая разница стала незаметна.

В песочнице никто не спрашивал «почему мальчик такой тихий». Дети всегда играли вдвоём, а желающих присоединиться к ним,
Вера радушно принимала в игру.

Круг друзей увеличивался!

Произошедшие перемены, в поведении мальчика, позволили родителям отдать сына в детский сад первым, а на другой год стала
воспитанницей детского сада и Вера.

Дедушки с бабушками водили внуков в бассейн, на гимнастику, потом на бальные танцы и английский язык.
Повзрослев, дети сами выбрали занятия по интересам.

Сегодня Николаю и Вере за двадцать. Они учатся в высших учебных заведениях.
Николай занимается математикой, что соответствует типу его темперамента, а Вера хочет стать организатором массовых мероприятий.

Источник

Психологический роман

Психологический роман — разновидность романа, в котором автор ставит за цель изображение и исследование «внутреннего мира человека» и «тончайших движений её души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу.

Канонизация психологического романа достигла такой степени, что часто он считается синонимом романа как такового, а все прочие формы романа игнорируются или третируются как ущербные (особенно у Бахтина). С этой точки зрения психологический роман является важнейшей категорией современной нормативной поэтики.

Предыстория

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Психологический роман» в других словарях:

Психологический роман — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН: роман, объектом которого является субъект. В то время как другие формы эпоса берут человека извне, описывая обстановку его жизни, его действия, слова, наружность, психологический роман проникает внутрь «я»: сознанию… … Литературная энциклопедия

Психологический роман — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН: роман, объектом которого является субъект. В то время как другие формы эпоса берут человека извне, описывая обстановку его жизни, его действия, слова, наружность, психологический роман проникает внутрь «я»: сознанию… … Словарь литературных терминов

психологический роман — см. роман … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

социально-психологический роман — см. роман … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Роман — Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия

психологический — ая, ое. psycologique adj. 1. Отн. к психологии (науке), связанный с нею. БАС 1. По общему психологическому закону, при недостаточном развитии одних способностей души сила развития обращается на другие. Добролюбов Дерев. жизнь помещика. 2.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Роман — РОМАН одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином поднимается обычно какая… … Словарь литературных терминов

РОМАН — РОМАН, романа, муж. (франц. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. Увлекаться романами. «Безнадежная любовь это только в романах.» Чехов. Бытовой роман.… … Толковый словарь Ушакова

РОМАН — (франц. roman) литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман эпос нового … Большой Энциклопедический словарь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, психологическая, психологическое (книжн.). 1. прил. к психология. Психологический закон. Психологическое наблюдение. Интересное с психологической точки зрения явление. Это психологически (нареч.) понятное явление. 2. Такой, сюжет … Толковый словарь Ушакова

Источник

Психологическая литература: список лучших книг

«Красное и черное» — это одно из наиболее известных произведений Стендаля. Книга расскажет вам о честолюбии, о том, куда приводят чрезмерные амбиции и стремление идти по головам за своей целью. Жюльен Сорель расчетливо строит карьеру и стремится прославиться, как Наполеон. Внешне он холоден и цел.

Время жить и время умирать

«А перед нами все цветет, за нами все горит… Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит!» Но что делать, если не думать ты не можешь? Что делать, если ты не способен стать жалким винтиком в чудовищной военной машине? Позади – ад выжженных стран. Впереди – грязь и кровь Второй мировой. «Врем.

Один из самых удивительных романов эпохи Просвещения обращается к извечной теме противостояния чистой души и истинного зла. Как поступить молодому человеку, который остался без гроша в кармане? Все его мечты и надежды готовы разрушиться в одночасье, но судьба предлагает ему заключить сделку с дья.

Роман «Идиот» — это воплощение и расцвет творческих приемов и жизненной философии Достоевского. Это история о несчастном князе Мышкине, который всегда был «белой вороной», выделялся на фоне своего окружения красотой души и мягкостью, за что и был прозван идиотом. Мышкин, едва оправившись от душев.

Самый сложный, самый многоуровневый и неоднозначный из романов Достоевского, который критики считали то «интеллектуальным детективом», то «ранним постмодернизмом», то – «лучшим из произведений о загадочной русской душе». Роман, легший в основу десятков экранизаций – от предельно точных до самых о.

Другие материалы по теме «Интеллектуальная проза»

В духе «Девяти совсем незнакомых людей»: про опасных женщин

Любимые книги Вадима Панова

В духе «Уборщицы»: женщины в сложных обстоятельствах

Очень длинные истории

Нобелевская премия по литературе

Главные книги ММКЯ-2021

Лучшие книги Сергея Довлатова

» d=»M24.769 20.3a4.949 4.949 0 012.356-4.151 5.066 5.066 0 00-3.99-2.158c-1.68-.176-3.308 1.005-4.164 1.005-.872 0-2.19-.988-3.608-.958a5.315 5.315 0 00-4.473 2.728c-1.934 3.348-.491 8.269 1.361 10.976.927 1.325 2.01 2.805 3.428 2.753 1.387-.058 1.905-.885 3.58-.885 1.658 0 2.144.885 3.59.852 1.489-.025 2.426-1.332 3.32-2.67a10.962 10.962 0 001.52-3.092 4.782 4.782 0 01-2.92-4.4zM22.037 12.21a4.872 4.872 0 001.115-3.49 4.957 4.957 0 00-3.208 1.66A4.636 4.636 0 0018.8 13.74a4.1 4.1 0 003.237-1.53z»>

Источник

Литература. Термины и понятия. Психологизм в литературе. Понятие примеры.

Что такое психологическая повесть. Смотреть фото Что такое психологическая повесть. Смотреть картинку Что такое психологическая повесть. Картинка про Что такое психологическая повесть. Фото Что такое психологическая повесть

Психологизм.

Психологизм – это один из способов изображения внутренней жизни персонажа художественного произведения.

Психологизм (oт гpeч. psyche — дyшa и logos — пoнятиe, cлoвo) – система средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев, их взглядов, мыслей, чувств, стремлений.

Способы и методы психологизма в литературе.

Авторское психологическое повествование – это повествование от третьего лица, которое ведется «нейтральным», «посторонним» рассказчиком. Эта форма повествования позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Он может проследить детально внутренние процессы, прокомментировать самоанализ героя, рассказать о тех душевных движениях, которые сам герой не может заметить или в которых не хочет себе признаться.

Пример.

«Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» («Отцы и дети». И.С. Тургенев).

Персонажи-двойники ; так герой-двойник Ивана Карамазова — чёрт, который появляется при обострении душевной болезни героя и исчезает при появлении Алеши. Черт – воплощение какой-то стороны сознания Ивана, их внутренний диалог – это его внутренний спор с самим собой.

Рассказ от первого лица – то есть от лица автора или героя произведения, что позволяет ярче передавать внутреннее состояние, переживания, мысли.

Например, повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья»: «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы».

Письма, дневники. Они позволяют наиболее естественно сообщать о внутреннем состоянии героев, достаточно полно и глубоко раскрыть внутренний мира (герой сам говорит о своих мыслях и переживаниях).

Примеры: письма Онегина и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», письмо Обломова к Ольге в романе И. Гончарова).

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.(Письмо Татьяны Онегину).

Записки путешественника – позволяют передавать мысли, наблюдения размышления автора.(«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: «В созидании городов видел я одно расточение государственныя казны, нередко омытой кровию и слезами моих подданных. В воздвижении великолепных зданий к расточению нередко присовокуплялося и непонятие о истинном искусстве. Я зрел расположение их внутренное и внешное без малейшего вкуса»).

Сны героев ; они влияют на ход событий, предвосхищают их, предают внутреннее состояние героя. Так Дмитрий Карамазов видит во сне плачущее дитя, потому что он постоянно ищет свою нравственную «правду», мучительно пытается сформулировать «идею мира», и она является ему во сне. (Ф.М. Достоевский).

Из сна Обломова: «Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело. Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает. Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут».

Мечты, планы героев (пустые мечтания Манилова : «Далее он снова стал мечтать: «…как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах». Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»).

Внешние приёмы (жесты, мимика); например, отрывок из повести И.С. Тургенева «Первая любовь: после такой невероятной для Владимира встречи он «убежал к себе в комнату, бросился на постель и закрыл лицо руками». Эти жесты являются знаком того, что герой был в необыкновенном восторге от пережитого, который не мог словесно выразить, и поэтому все эмоции вылились в слезы, слезы радости.

Художественные детали (портрет, пейзаж, мир вещей).

Примеры.

Мир вещей.

«Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шелковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой белой кости, дешевая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему казалось, что около него даже пахнет счастьем» (А.П. Чехов. «Три года»).

Пейзаж. Один из ярких примеров – старый дуб, о котором думает Андрей Болконский в разные периоды календарного времени и своей жизни. Изменения, произошедшие в душе князя после второй встречи с дубом: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Портрет Печорина (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»). «…я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера»; глаза его не смеялись, когда он смеялся: «это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти» и т.д.

Подтекст. Внутренний мир героев иногда скрыт в подтексте, читатель лишь догадывается, что творится в их душе. (Например, чёрное платье Анны Карениной: «Это было редкой красоты черное платье. Оно было абсолютно черное, но поскольку оно было сшито из бархата, кожи и шелка, то шелк был прозрачно-черным, а бархат совершенно-сумасшедше-черным».)

«С минуту они смотрели друг на друга молча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними… Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятное с обеих сторон… Разумихин побледнел как мертвец». Достоевский не договаривает, умалчивает о самом главном – что «произошло между ними»: то, что внезапно Разумихин понял, что Раскольников убийца, и Раскольников понял, что Разумихин это понял. («Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский).

Таким образом, существует много приёмов и способов для изображения внутреннего мира героев, то есть приёмов психологизма в литературе.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *