Что такое психологические явления

Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния

Общая психология — это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

Содержание

Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.

Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Что такое психологические явления. Смотреть фото Что такое психологические явления. Смотреть картинку Что такое психологические явления. Картинка про Что такое психологические явления. Фото Что такое психологические явления

Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психические процессы

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Что такое психологические явления. Смотреть фото Что такое психологические явления. Смотреть картинку Что такое психологические явления. Картинка про Что такое психологические явления. Фото Что такое психологические явления

Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее. Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг. Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.

Виды психических процессов:

1) Познавательные психические процессы:

2) Эмоционально-волевые психические процессы:

Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.

Психические свойства

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

Что такое психологические явления. Смотреть фото Что такое психологические явления. Смотреть картинку Что такое психологические явления. Картинка про Что такое психологические явления. Фото Что такое психологические явления

К психическим свойствам относятся:

Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.

Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.

Психические состояния

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Что такое психологические явления. Смотреть фото Что такое психологические явления. Смотреть картинку Что такое психологические явления. Картинка про Что такое психологические явления. Фото Что такое психологические явления

Классификация психических состояний

1) Мотивационные состояния:

2) Эмоциональные состояния:

3) Волевые состояния:

— инициативность и др.

4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):

Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.

Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.

Источник

10 психологических явлений, которые вы наверняка ощущали — но не знали, что это такое

Психологические явления. Человеческий мозг – самый захватывающий и сложный орган в организме человека. Он все еще остается загадкой для нейробиологов, которые стремятся разгадать тайны этого удивительного органа.

На протяжении всей истории человечества люди испытывали и воспроизводили определенные вещи, называемые«психологическими явлениями».

Некие «уловки» нашего мозга, которые не поддаются научному объяснению и остаются загадкой для всех.

Вот 10 психологических явлений, которые мы, возможно, испытали, но никогда не слышали об этом раньше.

1. Синдром фантомной вибрации: ощущение, что мобильный телефон вибрирует или звонит, когда он этого не делает. Колоссальные 89% людей испытали этот синдром.

Вы слышали, как звонит ваш мобильный телефон, даже если он этого не делал? Это явление называется «синдромом фантомной вибрации».

Согласно исследованию Мишель Друэн, девять из 10 студентов в ее колледже испытали эти фантомные вибрации. Исследования показывают, что этот синдром возникает из-за чрезмерной зависимости от своего смартфона.

Вибрации начали проявляться уже через месяц после того, как у человека появился телефон.

Предполагается, что кора головного мозга путает или неправильно интерпретирует другие сенсорные данные, такие как мышечные сокращения, давление и другие раздражители, и списывает все на телефонный звонок.

Согласно опросу Ротберга, медицинский персонал, у которого был пейджер или мобильный телефон, успешно останавливал это явление. Они просто выключили устройство из режима вибрации и вместо этого использовали звуковую мелодию.

Кроме того, они изменили местоположение устройства, а некоторые даже изменили устройство. Эти изменения дали 75%, 63% и 50% успеха соответственно.

2. Граница события: явление, при котором мы забываем зачем вошли в комнату.

Каждый из нас входил в комнату только для того, чтобы спросить себя: «А зачем я сюда пришел?». Нотр-Дамский ученый Габриэль Радванский провел почти два десятилетия, исследуя, почему это происходит.

Он провел эксперимент, используя три комнаты, чтобы проверить способность участников запомнить, что они оставили в одной из комнат во время перехода в другую.

Этот феномен мозга объясняется повышенным уровнем ошибок при реагировании и называется «границей событий».

Было установлено, что человеческий мозг разделяет события и связывает их с определенными средами или местом, где они произошли.

Когда человек перемещается из одной комнаты в другую, мозг работает как файл, который извлекает всю информацию о текущей комнате и событиях, которые произошли в ней.

Когда человек идет в другую комнату, фокус смещается на новую, текущую комнату. Человеку трудно вспомнить, что он намеревался сделать в текущей комнате, из-за чего ему сложно вспомнить задачу, о которой он подумал в предыдущей комнате.

Вы можете преодолеть это явление, проговаривая вслух задачу, перемещаясь из одной комнаты в другую.

3. Эффект прожектора: феномен, который заставляет людей значительно переоценивать то, насколько их внешний вид заметен другим. Этот эффект возникает из-за когнитивного смещения.

Вы когда-нибудь заходили в комнату и чувствовали, что все смотрят и судят вас? Если да, вы испытали «эффект прожектора».

«Эффект прожектора» — это явление, при котором человек думает, что за ним постоянно наблюдают, замечают и оценивают другие. Термин был придуман и популяризирован американскими психологами Томасом Гиловичем и Кеннетом Савицким.

Эффект возникает из-за того, что человек слишком застенчив в отношении того, что могут думать другие. Скорее всего он страдает от «эгоцентрической предвзятости», при которой вы переоцениваете важность взглядов других людей.

Другими важными факторами, способствующими этому эффекту, являются наивный реализм. Эта мощная комбинация создает ситуацию, когда человек использует свой личный опыт и знания для оценки других.

Чтобы преодолеть этот эффект, человек может сосредоточить свое внимание на других, а не на себе.

4. Навязчивая мелодия: феномен, в котором запоминающееся музыкальное произведение постоянно повторяется в голове человека после того, как оно перестает играть.

Вы не в состоянии выкинуть песню из головы и все заканчивается тем, что вы поете ее часы подряд?

Это явление называют «навязчивой мелодией».

Такие мелодии обычно вызваны опытом или невольными воспоминаниями. Согласно исследованию Джеймса Келлариса, 98% людей испытывают подобное ощущение, причем женщины испытывают его чаще и дольше, чем мужчины.

В 2015 году исследование, проведенное Школой психологии и клинических языковых наук в Университете Рединга в Пенсильвании, продемонстрировало, что жевательная резинка может помочь, блокируя субвокальный компонент слуховой кратковременной памяти.

5. Феномен Баадера – Майнхоф: феномен, при котором люди, которые только что узнали или заметили что-то, начинают видеть это повсюду.

Представьте себе, что у вас есть лишние 35 000 долларов, и вы хотите побаловать себя поездкой за границу.

Внезапно ваш коллега рассказывает вам о модели автомобиля, о которой вы раньше никогда не слышали.

Вы проявили повышенный интерес к этой машине и начали встречать ее повсюду. Вы боитесь, что вы представляете себе что-то, или ваш разум обманывает вас? По мнению экспертов, это явление называется «феноменом Баадера – Майнхоф».

Если вы слышите это впервые, будьте настороже, потому что скоро, возможно, начнете сталкиваться или слышать об этом явлении неоднократно в течение следующих нескольких дней.

Что такое психологические явления. Смотреть фото Что такое психологические явления. Смотреть картинку Что такое психологические явления. Картинка про Что такое психологические явления. Фото Что такое психологические явления

6. Семантическое насыщение: психологический феномен, при котором повторение приводит к тому, что слово или фраза временно теряют смысл для слушателя, который затем воспринимает речь как повторяющиеся, бессмысленные звуки.

Случалось ли вам когда-нибудь, что совершенно нормальное слово, когда его повторяют снова и снова, вдруг звучит странно и теряет смысл?

В 1962 году студент-докторант Леон Якобовиц Джеймс ввел фразу «семантическое насыщение» в своей докторской диссертации в Университете Макгилла.

По словам Джеймса, это форма «реактивного торможения», когда клетки мозга запускают повышенную энергию, чтобы повторить слово. Когда вы слышите, читаете или произносите слово, ваш мозг на самом деле не слушает его звук, а тратит время на перевод звука в идею.

Идея объединяется с другими словами, чтобы сформировать сложную идею. Когда слово повторяется часто, мозг перестает распознавать его как слово и разбивает его на звуки.

Идея семантического насыщения используется для разработки различных приемов снижения речевого беспокойства заикающихся.

Постоянное повторение слова приводит к снижению интенсивности негативных воспоминаний и эмоций, которые вызываются во время разговора.

7. Вспышки воспоминания: феномен, при котором пожилые люди склонны вспоминать события, которые произошли в возрасте от 16 до 25 лет.

Исследователи смогли обнаружить, что люди, как правило, лучше запоминают события своего подросткового и двадцатилетнего возраста, чем любого другого.

Могут пройти десятилетия с тех пор, как вы испытали свою первую любовь, нашли первую работу, купили первую машину или пережили свое первое горе. Эти воспоминания субъективны и легко запоминаются, поскольку они считаются особенными.

8. Эффект Даннинга – Крюгера: термин, объясняющий, почему невежественные люди склонны хвастаться своей уверенностью, несмотря на свою неправоту, а мудрые люди часто сомневаются в своих знаниях.

В какой-то момент в нашей жизни мы все встречали раздражающих людей, которые хвастаются собой, но не имеют понятия о простых вещах и обладают раздутым эго.

Термин «эффект Даннинга – Крюгера» был придуман в 1999 году психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером.

Это явление, при котором некомпетентные люди не могут распознать свою некомпетентность, а чувствуют себя уверенно.

В онлайн-опросе только 39% сотрудников смогли выдержать конструктивную критику и определить, почему их критикуют. Оставшихся же 61% недолюбливали и обнаружили, что они демонстрируют эффект Даннинга – Крюгера.

Это также часто называют «иллюзорным превосходством», когда люди склонны переоценивать свои хорошие качества по сравнению с другими.

Возникновение эффекта Даннинга-Крюгера резко возросло во время президентских выборов в США и в последующие месяцы. Эффект опасен, когда кто-то влиятельный не имеет рядом человека, который мог бы указывать ему на его ошибки.

Многих критических ситуаций можно избежать, если человек воспринимает критику конструктивно.

9. Гипотеза культивации: феномен, при котором новость о насилии в СМИ заставляет зрителей полагать, что мир — это опасное место.

Когда вы в последний раз проверяли новости? Вы чувствовали себя хорошо после этого? Новости, которые транслируются в настоящее время, имеют тенденцию вызывать страх и волнение.

Существует большое количество телезрителей, которые восприимчивы к средствам массовой информации и считают, что их заявления являются правдивыми и реальными. Зрители склонны полагать, что мир, созданный телевидением, является точным изображением реального мира, а также связанной с ним агрессии.

Чтобы бороться с негативными последствиями насилия, проявляющимися в СМИ, можно проверять целостность источника и время от времени отключаться от телевидения.

10. Синдром самозванца: феномен, при котором человек ставит под сомнение свои достижения и сталкивается с опасением быть разоблаченным как «мошенник».

Известные знаменитости, такие как Нил Гейман, Мерил Стрип и некоторые другие, боролись с «синдромом самозванца». По словам клинического психолога Джарувана Сакулку, около 70% людей испытали синдром в какой-то момент в своей жизни.

Синдром самозванца — это всепроникающее чувство неуверенности в себе. Люди сомневаются в своих достижениях и испытывают чувство обмана.

Многочисленные исследования указывают на то, что заболеваемость все чаще встречается среди успешных женщин, но также затрагивает и мужчин. Несмотря на многочисленные награды, люди не имеют внутреннего признания своих достижений.

Чтобы преодолеть этот синдром, нужно наслаждаться тем, что вы любите и не переживать о том, как воспримут ваш успех другие.

А вы сталкивались с этими явлениями?

Источник

Психологические явления и психологические факты

Описание: Можно сказать что психология это наука о душе о внутреннем мире человека именно так переводится слово психология. Исследование внутреннего мира человека общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука психология.

Дата добавления: 2014-06-21

Размер файла: 262.98 KB

Работу скачали: 154 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, то есть выяснения тех специфических явлений, которые изучает данная наука.

Психологическое научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в процессе длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, то есть на базе того, что обычно называют здравым смыслом.

Так что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного познания? Что является объектом науки психологии?

Цель данной работы: ответить на поставленные вопросы:

— что является предметом и объектом психологии;

— что такое психологические явления и психологические факты.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Наука психология

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психология берет свое начало в глубине тысячелетий. Поступки и поведение человека привлекали пристальное внимание мыслителей, философов, исследователей еще в древности. Само название психологии, в буквальном смысле означает, что психология – это наука о душе (от греч. psyche – душа, logos – наука). 1

Считается, что термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», впервые употребил в латинской транскрипции (psychologia) немецкий протестантский богослов Ф. Меланхтон (1497-1560).

В научно-философском языке термин «психология» впервые появился в XVIII веке в книгах немецкого философа Х. Вольфа «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734), а с середины XVIII века этот термин становится общепризнанным. Окончательно название «психология» за наукой закрепилось лишь в XVIII–XIX вв., когда сфера психологических исследований расширилась изучением неосознаваемых психических процессов (бессознательное) и деятельности (поведение) человека.

По существу, с XIX в психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. При этом исследовать «душу» (не только описывать, но и объяснять!) научными методами оказалось достаточно сложно и невозможно. Принцип объективного психологического исследования обязывает строить систему психологического научного знания строго в соответствии с психологической реальностью, констатировать только то, что действительно существует.

Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.

Таким образом, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения.

2. Предмет и объект психологии. Психические явления и психологические факты

Как уже было сказано выше, первым этапом в становлении предмета психологии и явилось изучение, объяснение души, то есть тех явлений, которые в результате самонаблюдения человек мог обнаружить в собственном сознании (в научных исследованиях эти явления принято называть психическими, а все вместе взятые психические явления иногда обобщенно называют словом «психика»). На протяжении многих столетий попытки познать психические процессы и состояния сводились к описанию различных состояний «души» человека.

Психологическое знание исторически развивалось – одни представления сменялись другими (табл. 1).

Предмет исследования (научные школы)

Представители научного мира

Все исследователи до начала XVIII века

Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология)

Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер

Непосредственный опыт субъекта (структурализм)

Интенциональные акты сознания (функционализм)

Происхождение психических деятельностей (психофизиология)

Иван Михайлович Сеченов

Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология)

Личный опыт человека (гуманистическая психология)

Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй

Итак, как видим, предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

Рисунок 1 – Предмет психологии

Объектом изучения в психологии является обладающий психикой субъект и конкретные направления психологии, связанные с различными теоретическими представлениями о человеке.

В психологии существует немало научных абстракций, выдвигающих на первый план в изучении человека либо его сознание, либо поведение, а также состояние нервной системы, способность ориентироваться во внешней среде, перерабатывать информации и т.д. Так, «человек-машина», «реактивное существо, отвечающее на внешние воздействия» – модель субъекта в психологии поведения человека, сформированная аффективным прошлым, которому нужно как бы заново пережить его, чтобы избавить себя от несовершенства, изучается в психоанализе. Подобные представления о человеке нужны для научного изучения разных сторон его реальной деятельности, отражают сложившиеся исследовательские методы, виды внедрения психологического знания в жизни. При этом наиболее общая, существенная характеристика человека – носителя психики и сознания – состоит именно в том, что он является субъектом деятельности, практики, бытия. 4

Житейская психология также выделяет в человеке его существенные черты. При этом в повседневности мы часто приходим к двум противоположным, но взаимодополняющим выводам. С одной стороны, все люди, с которыми мы встречаемся, и насколько можно предполагать, люди вообще – в чем-то похожи друг на друга. С другой стороны, каждый человек в чем-то неповторим, отличен от другого.

Методологический подход – это изучение общего и особенного, двух основных категорий в познании любых явлений. Для того чтобы выделить особое в каждом человеке, необходимо знать, по каким признакам и характеристикам можно сравнивать различных людей. Но тогда эти признаки и характеристики и есть общее в человеке. Тем самым выделение общего и особенного всегда взаимосвязано.

Общие признаки человека в научной психологии выделяют не разрозненными, а объединенными в целостные системы. Называя какую-либо систему целостной, обычно указывают на то, что для полноценного выполнения своих функций, для поддержания системы в рабочем состоянии все ее части должны представлять единство, быть взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Когда понятие целостной системы применяется к человеку, необходимо устанавливать, какие из его многообразных связей и отношений становятся предметом изучения. Поскольку эти связи и отношения являются качественно своеобразными, то и объединения психических особенностей человека в целостные системы различаются по содержанию.

В качестве субъекта деятельности человек представляет собой «открытую систему»: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является. Во-первых, человек как любое живое существо есть часть природного мира и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых, любой человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И в третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как личности.

Одна из важных сторон взаимодействия человека с миром выделяется особо, входя в само определение вида – «homo sapiens» – «человек разумный». Это познание окружающего мира, его объективных закономерностей. «Человек познающий», или «человек-исследователь» – данная научная абстракция позволяет изучать человека с точки зрения его психических средств, способов, процессов познания, то есть как субъекта познавательной деятельности.

Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются и объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии также понимают единство трех элементов: 5

— часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

— те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

— собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики (рис. 3).

Рисунок 3 – Психические явления

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Психические явления – это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Ю.Б. Гиппенрейтер 6 предлагает зафиксировать различие между понятиями: психические явления и психологические факты.

Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет. Чтобы лучше понять, что же такое психический образ, посмотрите на предмет, затем закройте глаза и представьте этот предмет перед своими глазами. Это и есть психический образ.

Можно сказать, что в содержание субъективного (психического) опыта входят четыре группы явлений: психические образы, мотивы, эмоции и слова (значения). Эти явления обнаруживаю тесную связь и зависимость, их нельзя оторвать друг от друга. Например, психический образ всегда эмоционально окрашен и может побуждать нас к активности, а также обозначается словом. Таким образом, психическая жизнь человека имеет целостную природу.

В отличие от психических явлений, психологические факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.

Задача психологической науки описать эти факты, объяснить их и осуществить прогноз человеческого поведения на основе их научной интерпретации. 7 При этом, научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. В структуре психики различают три основные группы: психические процессы, психические свойства, психические состояния (рис. 4). 8

Что такое психологические явления. Смотреть фото Что такое психологические явления. Смотреть картинку Что такое психологические явления. Картинка про Что такое психологические явления. Фото Что такое психологические явления

Рисунок 4 – Предмет изучения психологии: психические явления

Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец; являются исходными в духовной жизни, обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Различают познавательные (ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и т. д.) и волевые (постановка и достижение целей, принятие решения, преодоление трудностей, усилия в управлении собой, напряжение моральных и физических сил) психические процессы.

Психические свойства в отличие от процессов устойчивы и постоянны, но не исключают возможности их развития. Возникая на основе психических процессов и состояний, свойства оказывают существенное влияние на психические процессы и состояния. Свойства личности – это существенные ее особенности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичного для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности и мастерство и др.).

Психические состояния характеризуют психику человека в целом: влияют на течение и результаты процессов и могут способствовать или тормозить активную деятельность личности (состояние волевой активности, перенапряжение, подъем и угнетенность, страх, бодрость, уныние и т. д.).

Основные типы явлений, которые изучает современная психология, показаны на рис. 5.

Что такое психологические явления. Смотреть фото Что такое психологические явления. Смотреть картинку Что такое психологические явления. Картинка про Что такое психологические явления. Фото Что такое психологические явления

Примеры некоторых групп психических явлений и соответствующих им конкретных феноменов, изучаемых в психологии (табл. 2). 9

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *