Что такое психологический аспект
Психологический аспект: определение понятия
Психологические аспекты личности играют огромную роль в нашей жизни. Они являются факторами риска для некоторых из наиболее распространенных расстройств, таких как бессонница, гиперсомния и парасомния. Психологические аспекты деятельности (особенно в условиях напряженной работы и экстремальных ситуаций) часто являются причинами возникновения психосоматических заболеваний. Они также являются факторами многих позитивных событий и преобразований, способных изменить жизнь человека, помочь справиться с трудностями и даже вынести нечеловеческую боль.
Психологические аспекты нарушений сна
Точно так же вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни и диета, приводящая к ожирению, являются факторами риска для основных нарушений сна, таких как гиперсомния или обструктивное апноэ сна. Чрезмерная дневная сонливость, связанная с этим диагнозом, влияет на социальную роль, занятость, а также на когнитивные функции и эмоциональное благополучие. Это социально-психологические аспекты нарушений сна. Ну а дальше мы поговорим о других важных проявлениях этого всеобъемлющего явления.
Психологические аспекты боли
Психологические факторы могут увеличивать или уменьшать боль. Доказательства этих влияний включают экспериментальные исследования, в которых ученые манипулировали настроением, вниманием, ожиданиями и желаниями испытуемых, чтобы облегчить боль. Определенные факторы могут уменьшить или усугубить боль, а анальгетические эффекты плацебо, по-видимому, являются результатом многих аспектов, включая желание субъекта (или пациента) облегчить свое состояние. Речь может идти, например, о боли от хирургического вмешательства, ведь гипноз был так популярен в качестве анестезии вплоть до середины прошлого века, и до сих пор используется в некоторых клиниках. Этот факт доказывает, что психологический аспект является фундаментальным явлением, которое управляет всеми сферами нашей жизни.
Боль и настроение
Клинические испытания, которые показывают сильную прогностическую связь между настроением и болью, настроением и инвалидностью, а также манипулирование эффектом плацебо (или человеческими ожиданиями) и болью, дают дополнительные доказательства этого тезиса. Очевидно, что существует много общего между различными психологическими механизмами модуляции боли.
Например, желание облегчения и ожидание являются неотъемлемыми факторами в плацебо-анальгезии, но они также играют важную роль в эмоциональном воздействии на боль в других контекстах. Все это-психологический аспект боли как неотъемлемой части наших ощущений, которые, в сущности, тоже коренятся в нашей психологии. Гораздо сильнее, чем принято считать в наше время.
Внимание и эмоции
С другой стороны, внимание и эмоции, по крайней мере частично, влияют на боль. Нейрофизиологические основы этих психологических факторов частично поняты, но для полного понимания основных механизмов необходимо проделать дополнительную работу. Кроме того, взаимосвязь и взаимодействие психологических факторов с более традиционными физиологическими и лечебными эффектами также недостаточно изучены и назрели для дальнейших исследований.
Переживание боли никогда не является изолированным сенсорным событием, обычно оно связано с каким-то очень специфическим физиологическим контекстом. Однако на боль также влияют убеждения, внимание, ожидания и эмоции, независимо от того, происходит ли она в контролируемых «лабораторных» условиях или в условиях физической травмы и эмоционального стресса. Так или иначе, читатель должен понимать, что психологический аспект боли является ключевой ее частью, и что с помощью психологии можно влиять и на физиологические процессы.
В качестве примера рассмотрим пациента, у которого была ремиссия рака позвоночника. Взяв сумку с продуктами, она почувствовала внезапный дискомфорт (напряжение мышц) в том же месте спины, где когда-то локализовалась опухоль. Во всех отношениях ее боль кажется значительно более интенсивной или неприятной, чем у пациента с рецидивирующим мышечным напряжением в той же области спины.
Психологи также обнаружили, что военнослужащие, раненные в бою, жаловались гораздо меньше и требовали гораздо меньше обезболивающих, чем гражданские лица, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях. Это психологический аспект боли в чистом виде. Однако ниже мы рассмотрим другие области, где это всеобъемлющее явление играет ключевую роль.
Психологический аспект человека в контексте физической сферы жизни
Именно поэтому наиболее квалифицированные психологи работают с людьми, страдающими всевозможными дисфориями, булимией, анорексией и другими заболеваниями, связанными с отторжением своего организма. Все травмы и расстройства приходят именно из детства, что уже наводит на мысли о психологических аспектах развития.
Ментальная сфера жизни
Если вы не заботитесь о своем теле, ваш внешний вид и состояние здоровья ухудшаются, то же самое относится и к вашему уму. Тот факт, что вам больше не нужно ходить в школу, не означает, что вы не можете получить новые знания. Ментальная сфера должна быть отделена от психической, поскольку она отвечает исключительно за мысли и умственные способности. Однако роль психологического аспекта здесь очевидна, поскольку для людей с серьезными психическими расстройствами или даже депрессией, например, психическая деятельность существенно нарушена.
Эмоциональная сфера и ее важность
Очень легко забыть о важности контроля нашего эмоционального фона. Если мы пренебрегаем этим, то можем почувствовать неудовлетворенность и упасть в бездну прокрастинации, уныния, безнадежности. Поэтому очень важно, чтобы мы позволили себе задействовать свои чувства, проявить их, прислушаться к ним. Эмоциональное состояние очень тесно связано с психологическим и психическим, и вместе они формируют наше физиологическое самосознание. Хорошо известно, что счастливые и уверенные в себе люди еще реже болеют, чем депрессивные и несчастные.
Наше тело, наш разум и наши эмоции являются частью единой системы. Эта система во многом связана с психологией-сознанием, бессознательным, комплексами и переживаниями. Нет смысла заниматься какой-либо частью этой системы в отрыве от всех остальных, потому что это не приведет ни к чему банальному. Психологический аспект-это звено, связывающее все его чувства воедино и придающее смысл любой его деятельности.
Психологические аспекты
Психологические аспекты сексуальности
Основные модели сексуальности
Имеется три основные модели сексуальности.
I. Биологическая модель
Специалисты, придерживающиеся взглядов на сексуальность в рамках этой модели, так или иначе сводят весь спектр сексуальности к биологической проблематике, т. е. видят в человеческой сексуальности лишь физиологическое проявление.
Очевидно, что представителей этого направления больше интересует организм человека, чем его личность. Именно этот подход в сексопатологии, чаще всего.
Имидж руководителя: психологические аспекты
В современном технократическом представлении имидж руководителя является своеобразным психологическим инструментом который влияет на эффективность компании. Что порождает необходимость в искусственном его формировании и поддержании наиболее адекватного образа руководителя в сознании людей в не зависимости от того соответствует его носитель заявляемым качествам или нет.
Такой подход, конечно же, манипулятивен и в реальности такая идиллия имеет свои ограничения. Практически всегда, когда речь.
Медитация. Психологические аспекты
Как известно, медитация является одним из древнейших средств воздействия на свою психику. Однако, будучи могучим инструментом духовного развития, медитация может стать и мощным орудием саморазрушения человека. Многотысячелетний покров тайны с одной стороны и восторженно дилетантский подход с другой привели к тому, что лишь сотая доля занимающихся медитативными практиками действительно достигает каких-либо позитивных изменений психики.
Основная причина этого состоит в отсутствии четкого.
Психологическое торможение
Мы реализовываем и выражаем себя, и являемся душевно здоровыми людьми, если осуществляем все наши порывы, то, что мы услышали в самих себе. Вся наша жизнь состоит из действий, и если мы видим в себе какое-то.
Психологическая теория деятельности. Часть 1
Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 60 лет. Она обязана работам советских психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.
Психологическая война
Психологическая война в широком смысле слова представляет собой использование основ психологии в военном деле. В узком смысле психологическая война представляет собой использование пропаганды в вооруженной борьбе одновременно с ведением таких боевых действий, которые дополняют пропаганду.
В свою очередь пропаганда может быть определена как организованное убеждение без применения насильственных мер. Сама война, наряду с другими мерами, может рассматриваться как воздействие и убеждение с.
Уважаемые психологи Дома Солнца! Дайте, пожалуйста, совет! После развода усыновитель удерживает моего сына 12-ти лет уже пол года. Не даёт возможности с ним общаться, видится ни мне, ни моим родителям. Есть решение суда об отмене установлении, но он подал новое заявление об восстановлении усыновления.
Используя своё служебное положение, водит моего сына по разным инстанциям и принуждает ребёнка писать заявления, что он не хочет меня видеть, а хочет жить только с ним.
Может быть есть какие.
Психологическая боль
Как всё происходит…
Человек живёт образами. Он создаёт некий набор.
Психологические проблемы в управлении временем
Помимо технических и внешних факторов, в процессе управления своим временем большую роль играют психологические барьеры. Наш внутренний настрой на работу и способы ее выполнения эмоционально окрашивают весь рабочий процесс.
Это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Попробуем разобраться в этом подробнее.
Вы не умеете отказывать и другие этим пользуются. Как следствие, вы перегружены физически и эмоционально. Постоянно внутренне переживаете эту несправедливость. Но если.
Психологические приемы манипулирования
В наш век популяризации психологии тайны, когда-то сокрытые от обычных обывателей, начинают массово публиковаться и внедряться различными психологами и психотерапевтами. Наверное, практически любой взрослый человек знает, что такое НЛП и психологические приемы манипулирования.
Этому учат бизнес-тренера или коучеры, как модно называть сейчас.
Понятие коучинга вошло в нашу жизнь не так давно, больше их деятельность известна, как наука о психологических приемах манипулирования сознания людей.
Психологический аспект
Термин «социализация» употребляется в психологической литературе довольно часто.
Анализ монографий, статей, учебных пособий показал, что интерпретация данного термина различными авторами не совпадает.
Как видно из исследований Е.Ю.Антюховой, даже история данного термина в разных источниках представлена в нескольких вариантах. Так «A Critical Dictionary of Sociology» утверждает, что термин «социализация» вошёл в англоязычную научную литературу в результате перевода на английский язык немецкого Vergellschaftunung, обозначающего одно из центральных понятий в работах Г.Зиммеля. Другие источники устанавливают ещё более ранние даты вхождения термина в обиход, т.е. примерно тридцатые годы 19 века. Е.Ю.Антюхова соглашается со второй точкой зрения, ссылаясь на то, что идеи социализации пронизывают труды Фрейда, Мида, Пиаже и других исследователей, родившихся во второй половине 19 века.
З.Фрейд рассматривал социализацию как постепенный процесс, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности (от «Оно» через «Я» к «Сверх Я»).
Ж.Пиаже представляет социализацию как процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определённого уровня развития, становиться способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.
2. «психосоциальная идентичность».
Т.Шибутани, исследуя проблемы социализации, отмечает, что «социализация относится к тем процессам, посредствам которых люди научаются эффективно участвовать в социальных группах». Он рассматривает социализацию как «непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого новичок избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой». Шибутани рассматривает социализацию как «непрерывную адаптацию живого организма к его окружению».
В исследования ряда авторов, мы находим практически идентичные определения изучаемого процесса. Так И.С.Кон утверждает, что «социализация обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов посредствам, которых индивид усваивает систему знаний норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».
По мнению В.В.Столина процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных вопросов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющему функционировать в качестве члена общества.
С.В.Кривцова, Е.Б.Кнорре, М.Е.Кукушкина так определяют социализацию: «Это социально-психологическая адаптация. Это процесс взаимодействия личности со средой».
Е.В.Кириловская под социализацией понимает диалектический процесс целостного развития человека, становление его как представителя конкретной исторической эпохи и как субъекта общественных отношений. Социализацией Кириловская считает сознательное усвоение индивидом социальных ролей, норм, ценностей общества, установок, их интериоризацию.
Социализация, по мнению А.Н.Сухова, А.А.Деркача, — это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.
А.Н. Сухов и А.А. Дергач считают, что в основе теории социализации лежат классическая формула бихевиоризма «S-R» и теория Л.С.Выготского об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция. А.Н. Сухов и А.А. Дергач так же отмечают двойственность трактовки понятия социализации и выделяют узкое и широкое понимание данного термина. В узком смысле — это процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, в широком — исторический процесс, филогенез.
А.Н. Сухов и А.А. Дергач отмечают, что наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ними по значению, это «воспитание» и «адаптация».
А.Н. Сухов и А.А. Дергач отмечают, что понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптацию они предлагаю рассматривать как составную часть социализации, и как её механизм. А.Н. Сухов и А.А. Дергач выделяют два вида адаптации: А.Н. Сухов и А.А. Дергач выделяют следующую структуру социализации:
1. содержание (с этой точки зрения о социализации и асоциализации А.Н. Сухов и А.А. Дергач говорят как о приспособлении к негативному опыту);
2. широту, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность.
При рассмотрении содержания социализации важное значение, по мнению А.Н. Сухова и А.А. Дергача, имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.
Содержание социализации, по мнению А.Н. Сухова и А.А. Дергача, определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказывается.
Как отмечают А.Н. Сухов и А.А. Дергач, в настоящее время происходит активное расширение содержания социализации через приобщение к мировым социальным институтам.
Э.Фромм связывал способы социализации с видами государственного управления. Так в тоталитарном государстве, по мнению Э.Фромма, возможны такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.
Как отмечают А.Н. Сухов и А.А. Дергач, социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обуславливающие избирательность личности как объекта социализации. Поэтому традиционную структуру механизма социализации А.Н. Сухов и А.А. Дергач дополняют с помощью теорий социального обмена. В процессе обменных сделок, определения выгоды складывается вектор, направленность социализации личности и, в конечном счете, её самоопределение.
Содержание социализации, по мнению А.Н. Сухова и А.А. Дергача, зависит и от такого важного параметра, как социальные институты экономических и общественных. Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. Но хотя определения этого процесса в исследованиях различных авторов во многом схожи, но нельзя отрицать противоречивость процесса социализации.
Сложность данного процесса детерминирована с одной стороны, необходимостью усвоения опыта прошлых поколений, с другой, стремлением человека самоутвердится, выработать свой взгляд через его критическое осмысление. И, как уже отмечалось выше, неоднозначность данного процесса нашла свое отражение в работах ряда авторов.
В научной литературе сложились несколько подходов к трактовке понятия «социализация». Так Д.И.Фельдштейн указывает на двоякое понимание термина:
1. социализация как процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального, т.е. норм, отношений, различных проявлений духовности.
2. социализация, как реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации-индивидуализации, где происходит формирование собственно социального как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия.
Такого же мнения придерживаются А.А.Реан, Я.Л.Коломинский утверждая, что « социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Различные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности».
Аналогично процесс социализации понимает Е.В.Кириловская. Данный исследователь рассматривают её, как социальное становление отдельного индивида, как социально активного субъекта. Процесс социализации, по мнению Е.В.Кириловской, осуществляется через освоение социальных функций, построение своего поведения на основе соблюдения норм и осмысления запретов.
Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), то есть стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального.
Двойственность в понимании сущности процесса социализации обнаружила в ходе своих исследований Е.А.Жадан. Она выделила два подхода:
1. Характеризует человека как объект социализации (Д.Баллантай, Р.Мертон, Т.Парсонс и др.).
2. Определяет человека как полноценного члена общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации.
А.А. Реан, Я.Л. Коломинский подразделяют социализацию на первичную и вторичную. Первичная социализация, по мнению А.А.Реан, Я.Л.Коломинского, представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связанна с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации, согласно утверждениям А.А.Реан, Я.Л.Коломинского, определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания.
Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Так теория З.Фрейда дает нам представление о следующих этапах социализации:
1) осознание сущности «Я»,
2) сопоставление «Я» со «Сверх-Я»,
3) выработка стратегии поведения с ориентацией на «Сверх-Я» (родителей).
А.В.Петровский выделил в процессе социализации три этапа:
Г.М.Андреева выделяет три основные стадии процесса социализации:
А.В.Мудрик выделяет следующие этапы социализации: младенчество (от рожд. до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).
Г.М.Андреева выделяет следующие механизмы социализации:
К социально-педагогическим механизмам социализации А.В.Мудрик относит следующие:
1. традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.
2. институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями.
3. стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой А.В.Мудрик предлагает понимать комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя,
4. межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе, отмечает А.В.Мудрик, лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.
С точки зрения Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина социализация связана с социальной ситуацией развития, влияющей через посредство ведущей деятельности на формирование центрально-возрастных новообразований. Это процесс врастания в человеческую культуру.
Личность усваивает социальный опыт посредством определённых механизмов. По мнению французского социолога Г.Тарда, механизм социализации включает в себя: 1) имитацию; 2)идентификацию; 3)руководство.[1] Однако этот механизм гораздо богаче и разнообразнее. По мнению Е.С.Кузьмина, социализация личности осуществляется в процессе различных видов общения (массового, группового, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры.[2]
И.В.Дубровина основным механизмом социализации считает воспитание.
Е.Ю.Антюхова в качестве механизма социализации рассматривает социокультурную коммуникацию.
Говоря о процессе социализации ряд авторов выделяли факторы, влияющие на социализацию. А.Н. Сухов и А.А. Дергач выделяют две большие группы социально-психологических факторов влияющих на социализацию:
1. социальные, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической и этнической специфики;
2. индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути личности.
Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодёжные организации и объединения.
Институты социализации рассматриваются в работах ряда авторов: И.С.Кона, Л.С.Ватовой, В.С.Собкина, И.В.Дубровиной, Л.И.Аувяэрта, И.В.Павлова и др.
По мнению И.В.Дубровиной, в семье дети приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества.
Как утверждает И.В.Дубровина, в семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составляют содержание будущей личности, именно в семье, по мнению И.В.Дубровиной, начинается общественное воспитание.
В исследованиях Л.И.Аувяэрта мы так же находим утверждение, что «семья важнейший агент социализации». Автор считает, что семье, в процессе социализации, принадлежит особое место, «поскольку:
· семья определяет первичные условия жизни, в том числе и социальное происхождение;
· семья длительное время является самым влиятельным агентом социализации».
И.С.Кон выделял следующие институты социализации: семья, общество сверстников, средство массовой информации.
Л.И.Аувяэрт так же отмечает большую роль семьи в процессе социализации, но и говорит о таком институте социализации как социальная группа.
Аналогичного мнения придерживается А.А.Реан, Я.Л.Коломинский: «Социализация, пишут они, может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер». А.А. Реан, Я.Л.Коломинский не отрицают возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса.
Говоря об институтах социализации, необходимо отметить такой важнейший аспект социализации как её источники. В психологическом словаре выделены следующие источники социализации:
1. передача культуры через семейные и другие социальные институты (системы образования, обучения, воспитания),
2. взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности,
3. первичный опыт, связанный с периодом раннего детства,
4. процессы саморегуляции, связанные с заменой внешнего контроля внутренним самоконтролем.
Всесторонне рассматривая процесс социализации необходимо отметить критерии данного процесса. С.А.Величева выделяет следующие критерии социализации:
1. степень включённости индивида в деятельность,
2. институты социализации,
3. способы социализации, опосредованные ведущей деятельностью и самоотношениями с окружающими,
4. социально-психологические механизмы социализации,
5. уровень развития самосознания личности, определяемый отношением к своему ближайшему окружению.
Т.о., анализ филосовской, психолого-педагогической и социологической литературы показывает, что к соотношению процессов воспитания и социализации можно подойти двояким образом. С точки зрения социологических источников, воспитание рассматривается как одно из средств социализации и выступает более узким понятием по содержанию и объему по сравнению с «социализацией». В педагогических источниках социализация является органичным звеном воспитательного процесса, и в данном случае понятие «воспитание» интерпретируется более широко по сравнению с «социализацией».
1.2 Русская народная игрушка как средство социализации детей среднего дошкольного возраста.
Рассматривая этнопедагогическую аксеологию народных игрушек, мы сочли необходимым изучить три принципиально важных направления: теории воспитательных ценностей, классификации и аксиологию детских игрушек.
Второе направление. Расскрывая это направление, сошлемся на классификации игрушек, которые имеются в педагогической теории дошкольного образования (Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.С.Макаренко, Н.А.Ветлугиной, В.И.Логиновой, С.Л.Новосоловой и др.)
Уместно сказать о новой классификации игр, предложенной С.Л.Новосоловой.
Нас интересует вид игр, определяемый исторической инициативой этноса, в глубинах которого они возникают. Среди них С.Л.Новосолова выделяет три вида: обрядовые, тренинговые и досуговые. Только такой подход к классификации игр позволяет глубже осмыслить этнопедагогическую ценность не только народных игрушек, но и культуры этноса в становлении и формировании личности. В рамках этого направления В.В.Бабаева указывает, что что игрушка является особой сферой культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формирует чувства, отношение к действительности и национальный характер. В.В.Бабаева утверждает, что современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка.
Е.А.Покровский подчеркивал, что игры и игрушки были самым первым и главным средством воспитания ребенка, потому они отражали представления народа об идеале и ценностях. Наиболее ценной для развития ребенка Е.А.Покровский считает ту игрушку, которую можно было использовать в разных ролях, которая будила бы фантазию ребенка.
Н.Д.Бартрам указывал на то, что игрушки несут огромное воспитательное значение, они являются подготовительным классом к жизни. Особое значение Н.Д.Бартрам придавал игрушкам-самоделкам. Но наибольшую ценность он видел в народных игрушках, так как с их помощью можно представить историю внешней культуры в «живых» наглядных пособиях, которые можно давать в руки, передвигать, группировать, объединять. Игрушки составляют необходимый элемент культурного воспитания ребенка и индивидуального развития. Можно сказать больше: Е.А.Аркин рассматривыает историю игрушки в тесной связи с историей общества, истории развития места ребенка в обществе, истории взаимоотношений ребенка с обществом, его взрослыми членами. Народная игрушка, на наш взгляд, наиболее полно соответствует этим требованиям ученого.
Исследования А.Савка по ассортименту современной отечественной игрушки показали, что в мире игрушек крайне недостаточно таких, которые бы направляли на развитие позновательного интереса к окружающему социальному миру; способствовали бы формированию навыков общения между детьми и взрослыми; стимулировали развитию развитию творчества и проявлению активности, самостоятельности.
Издревне главным занятием малыша до семи лет била игра, она заполняла всю его жизнь, была основной формой его бытия. В игре реализовалдись стоявшие перед этим возрасом задачи физического и психического развития. Через игру дети обучались бегу, лазанью, тренировали внимание, память, приобретали некоторые необходимые навыки общения со сверстниками и старшими детьми, знакомились с новыми словами, звуками, музыкой. Играя, они получали информацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях.
В деревнях среди детей были распространены игры с игрушками. Однако игрушек у них было минимальное количество. Крестьяне считали, что большое их количество приводит к порче человека. «У кого много всего,- говорили они,- тот балуется, ничего не хочет: хоть в ученье, хоть в игре, да хоть где». Для совсем маленьких детей игрушки делали родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Как только дети подрастали, им предлагалась делать игшрушки самим. Крестьянки оъясняли свое нежелание тем, что они не «поташницы»: «Сам может, дак я чо ему буду потакоть, пущай сам делает. » На ярморках или в городе покупались только те игрушки, которые было трудно сделать в домашних условиях.
В игрушки играли больше зимой, чем летом. Среди самодельных игрушек самыми распространенными были куклы, маленькие кукольные каталки, тележки, которые можно было возить на веревочке, лошадки.
В куклы играли обычно девочки, начиная с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой. Девочки постарше пытались придать куклам человеческий облик6 шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков. В играх девочек куклы вели обычный человеческий образ жизни.
Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку.
Мальчики и девочки с большим интересом играли в игрушки, которые могли жужжать, свистеть, трещать. При этом взрослые не сердились на малышей за постоянно звучащий в ушах свист, не отнимали у них жужжалки, свистульки, трещетки, не заставляли их, в конце концов, умолкнуть, не выбрасывали полюбившуюся ребенку, надоедливую для взрослого игрушку. Деревенская традиция требовала от взрослых с уважением и полной серьезностью относиться к игре малыша.
Самой простой шумящей игрушкой была так называемая жужжалка, которую делали ребенку отец или старший брат. Это был деревянный кружок с дырочкой по средине, в которую укрепляется тоненькая короткая палочка. Кружок вращался и издавал жужжащий звук.
Различного рода свистульки родители привозили своим детям с ярморок. Это была самая любимая игрушка, в которую можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу.
В деревнях хорошо были известны глиняные свистульки, имевшие форму птички, лошадки, баранчика. Самой простой свистулькой была птичка без ног. В хвосте имелись два отверстия: одно, щеловидное, в средине хвоста, другое, круглое, ниже первого. Ребенок дул в отверстие, благодаря чему получался длинный однообразный звук.
Наряду с глиняными на ярмарках продавались и свистульки из жести. Они были прямоугольной формы, полые внутри,запаяные с трех сторон. На верхней стороне прямоугольника недалеко от запаянного конца прорезалась небольшая щель, над которой прикреплялось на невысоких ножках вертящееся на оси колесо. Ребенок дул в открытый конец прямоугольника, воздух проходил сквозь щель, вызывая свистящий звук и вращение колесика.
Интересной и любимой маленькими детьми была свистулька, называвшаяся «соловей», «канарейка». Она представляла собой небольшой, заполненный на три части водой глиняный горшочек с маленьким верхним отверстием и коротким рыльцем сбоку, на котором имеются узкие щелевидные отверстия. Ребенок дул в рыльце, воздух, проходя через щели, вызывал бульканье воды и производил звуки, радовавшие малышей.