Что такое психологический хоррор
10 отличных фильмов 21-го века в жанре психологический ужас
За последнее десятилетие в мире кино можно наблюдать подъём в жанре сложных психологических ужасов, которые стали отличной альтернативой для зрителей, ищущих более содержательные фильмы, чем просто ужасы.
Это и делает психологический хоррор интересным жанром. Фильмы в этой области не полагаются на тактику запугивания, чтобы привлечь внимание зрителя. Они в большей степени о том, что пугает персонажей, даже если зрителя это не страшит.
Психологические ужасы больше похожи на ночные кошмары, а традиционные ужасы – на ситуации из ночных кошмаров. Проблемы здравомыслия, что реально, кому можно доверять, какой выбор правильный и что делать с последствиями – вот, в чём заключается ужас этого жанра.
Фильмы этой категории направлены на изучение персонажей, поэтому психологические хорроры стали одним из интереснейших направлений кино. В них всё чаще попадаются картины, в которых смешались разные жанры. В этом списке отличные образчики психологических ужасов, снятых в 21-ом веке.
Убийство священного оленя / The Killing of a Sacred Deer (2017)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,1
Йоргос Лантимос остаётся одним из самых интересных и непредсказуемых современных режиссёров и занимает уникальное место в кинематографической среде. Свой очередной фильм он создал с эстетикой Кубрика, положив в основание сюжета трагедию Еврипида «Ифигения в Авлиде».
Здесь Колин Фаррелл играет успешного кардиохирурга, который завязывает дружбу с неуклюжим и слегка пугающим подростком. Он знакомит парня со своей семьёй, с супругой в исполнении Николь Кидман и двумя детьми. Семейство начинает таинственно заболевать.
То, что начинается как семейная драма, вскоре превращается в семейный ужас, поскольку всплывают тёмные секреты, давние истории и эгоистичные мотивы. Но Лантимос в начале не намекает на дальнейшие события и готовит зрителю ряд неожиданностей.
Персональный покупатель / Personal Shopper (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,8; IMDb – 6,2
Звезда «Сумерек» Кристен Стюарт исполнила роль молодой американки Морин, живущей в Париже и работающей личным ассистентом покупок светской львицы Киры. Но больше всего героиню занимает идея налаживания контакта с её умершим братом-близнецом.
Фильм Оливье Ассаяса – это загадочная и сверхъестественная история, отчасти ужас и отчасти триллер. Хотя, по своей сути, это психологический фильм, углубляющийся в темы горя, смысла жизни, смерти и одиночества. Неспособность Морин жить дальше, отпустив своё горе, подчеркивает её неспособность справляться со своими личными демонами.
Картину представили как сверхъестественный психологический триллер, но есть сцены, которые, тянут на настоящий ужастик. Например, вступительный эпизод с духом в доме, где умер брат Морин.
Ассаяс получил награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале в 2016 году.
Сплит / Split (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,3
После нескольких лет кассовых неудач М. Найт Шьямалан вернулся в форму с тем, что у него получается лучше всего, – с психологическим триллером (вспомнить хотя бы «Шестое чувство», 1999).
Звезда «Сплита» – Джеймс Макэвой, играющий человека с диссоциативным расстройством, в котором уживаются 23 разные личности. Он похищает трёх девушек-подростков и закрывает их в подвальном помещении. Пока пленницы пытаются найти выход из своего затруднительного положения, они запутываются в личностях ключевого персонажа, одна из которых – злодейский каннибал со сверхчеловеческими способностями.
Весь фильм держится на виртуозном актёрском таланте Макэвоя. Но есть и другие сюжетные линии, одна из них связана с пленницей по имени Кейси в исполнении Ани Тейлор-Джой, у которой своё трагическое прошлое и при этом наилучшая подготовленность для выживания в сложившейся ситуации.
Сырое / Raw (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 7
Кинематографисты часто выбирают жанр ужасов для дебюта. Причина в том, что съёмка эффектных кадров может обойтись совсем недорого, зато зрелище привлечёт любопытных зрителей и соберёт кассу. Но не у многих дебютные хорроры получаются настолько увлекательными, как первая полнометражная картина Джулии Дюкорно.
Героиня фильма – вегетарианка Жюстин, ставшая первокурсницей в ветеринарной школе. Вместе со своими сверстниками она проходит жёсткий обряд посвящения в студенты, включающий поедание сырого мяса. После ритуала у Жюстин просыпается непреодолимая тяга к сырой плоти. Девушка теряет контроль над своими желаниями, выпуская на волю первобытное и непредсказуемое «я».
«Сырое» – не самое шокирующее каннибальское кино, но на фестивальных показах некоторые зрители покидали зал.
Ведьма / The VVitch: A New-England Folktale (2015)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,8
На протяжении веков о ведьмах писали книги, сочиняли песни, складывали легенды и, конечно, снимают фильмы. Чаще всего они о зле. Роберт Эггерс в своём режиссёрском дебюте исследует, что может сотворить с человеческой психикой сила, которую не могут ни понять, ни контролировать.
Действие разворачивается в 1630 году в Новой Англии. Из-за различий в толковании Нового Завета одну семью изгоняют с пуританской плантации. Люди находят участок земли, который становится их домом, но вскоре начинают испытывать на себе силы зла, исходящие из окружающего леса. Персонажи становятся жертвами своих худших страхов и паранойи.
«Ведьма» достигает того накала в атмосфере, когда страх пробирает до костей и вы готовы вскочить от малейшего шороха. Но здесь нет обычных атрибутов ужасов и, без сомнения, это один из самых уникальных и атмосферных фильмов века. Для кого-то страха перед неизвестными силами зла достаточно, чтобы потерять рассудок, но здесь, это увлекает и наводит на раздумья.
Спокойной ночи, мамочка / Ich seh, Ich seh (2015)
Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 6,7
Этот австрийский триллер – уникальный фильм, в котором зритель получает больше впечатлений, чем сюжетной наполненности. Режиссёры Вероника Франц и Северин Фиала мастерски нагнетают атмосферу размеренным темпом, создавая все предпосылки, чтобы ад вырвался наружу.
Два девятилетних мальчика-близнеца живут в доме на озере, ожидая, когда их мать вернётся из больницы. Она появляется с перевязанным бинтами лицом после пластической операции. Но особенности в поведении матери подталкивают детей к мысли, что к ним вернулась чужая женщина. Чего же она хочет и где их настоящая мать?
Главные роли исполнили настоящие близнецы (Элиас и Лукас Шварц). Мальчики отлично показали на экране любопытных братьев, которым не нужны слова, чтобы понимать друг друга. Достаточно взглядов и жестов. Дети в опасности – беспроигрышный инструмент для привлечения зрительского сочувствия и наращивания ощущения нависшей угрозы. Вскоре становится очевидно, что есть нечто ужасное во всей этой истории и дело не в разыгравшейся детской фантазии.
Чёрный лебедь / Black Swan (2010)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 8
Многие из нас перфекционисты. Эта черта может быть как сильной стороной, так и уязвимой. Стремление к совершенству часто сковывает человека, лишает его способности действовать, не имея уверенности в успешности результата, и даже способно вызывать проблемы с психическим здоровьем. В «Чёрном лебеде» показано, что для совершенствования своего мастерства, вне зависимости от того, чем мы занимаемся, необходимо отпустить совершенство как цель и довериться процессу творения.
В этом фильме Натали Портман исполнила роль Нины Сайерс, молодой балерины, идущей стопами матери. Её выбрали на роль чёрного лебедя в предстоящей постановке «Лебединое озеро», но сомнения и беспокойство мешают балерине выступать в полную силу своих способностей. Психика девушки не выдерживает, и её начинают мучить навязчивые видения.
В руках другого режиссёра, возможно, «Чёрный лебедь» стал бы мелодрамой, но Даррен Аронофски показал нам мир балета, сумев создать напряжение, с которым сравнится не каждый фильм ужасов.
Натали Портман получила «Оскара», «Золотой глобус» и премию «Сатурн» за лучшую женскую роль в этом фильме.
История двух сестёр / Janghwa, Hongryeon (2003)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,2
Фильмы ужасов редко строят на историях о злых мачехах. А южнокорейский кинорежиссёр и сценарист Ким Чжи Ун взял её и разработал в полной мере. Картина основана на корейской фольклорной истории «Сказка про Розу и Лотос», и может показаться знакомой, но только при поверхностном взгляде. В действительности же в ней достаточно сюрпризов, делающих триллер уникальным.
Сюжет следует за девочкой-подростком, которая возвращается домой к отцу, сестре и мачехе после психиатрического лечения. Девочки сталкиваться с холодностью и отстранённостью неродной матери и появившимися в доме призраками, которые, похоже, связаны с историей семьи.
Как и в любом хорошем ужасе, важную роль играют локации. В «Истории двух сестёр» место действия – идеально подходящий особняк готической красотой.
Девятая сессия / Session 9 (2001)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,7; IMDb – 6,5
Психиатрические клиники устойчиво синонимизируются с фильмами ужасов, чему способствуют трагические истории их пациентов. У режиссёров, пожалуй, безграничные возможности для творчества при соприкосновении с тьмой безумия. Снимать ужасы в психлечебнице легко. Но сложнее сделать тонкий психологический триллер с нагнетённой атмосферой и без особых спецэффектов.
В «Девятой сессии» Брэда Андерсона бригада по борьбе с асбестом берётся за работу в заброшенной психбольнице. Нечто жуткое начинает происходить с работниками. Что-то влияет на их психическое состояние, особенно когда они находят записи девяти сеансов с пациенткой, страдающей от диссоциативного расстройства личности.
Фильм с атмосферой паранойи и мистики снимали в настоящей, давно покинутой лечебнице, великолепно подошедшей в качестве локации.
Другие / The Others (2001)
Рейтинг на Кинопоиске – 8; IMDb – 7,6
Мистическая история «Другие» – удивительное творение Алехандро Аменабара. Фильм выдержан в эстетике старой школы классических фильмов о призраках и следует традиции литературных произведений своего жанра.
Николь Кидман исполнила роль Грейс Стюарт, матери, которая живёт с двумя детьми в отдалённом доме в сельской местности. Она ждёт возвращения мужа после окончания Второй мировой войны и нанимает трёх новых слуг. Дети страдают редким заболеванием и имеют высокую чувствительность к свету, поэтому окна всегда должны быть зашторены. Но вскоре появляются признаки присутствия в доме посторонних.
Нелегко снять фильм о привидениях в эпоху, когда зритель настолько искушён и, кажется, повидал уже всё, что только возможно. Но Аменабар сумел сделать картину уникальной и наградил её ошеломляющей развязкой. Исполнение Кидман – одно из лучших в её карьере. Остальные актёры тоже прекрасно справились со своими задачами. «Другие» – шедевр атмосферы, ужаса и мирового кинематографа.
Лучшие психологические хорроры на ПК
Неоднозначные герои, медленно теряющие рассудок, готические особняки, лавкрафтовские ужасы и мрачные визуальные новеллы в подборке лучших психологических хорроров на ПК.
Outlast 2
Год: 2017 | Жанр: психологический хоррор, мясо, экшен
Phasmophobia
Год: 2020 | Жанр: хоррор, кооператив, сверхъестественное
Инди-феномен, долгое время занимавший высокие позиции в чартах Steam. Игроки наконец-то получили тот кооперативный ужастик, о котором они так давно мечтали: тонкий, атмосферный, без нелепых скримеров и клише, но с набором свежих механик. Команда исследователей паранормальщины попадает в какую-нибудь жуткую локацию и принимается фиксировать чертовщину на аудио и видео. В этом игрокам помогают специальные приборы – от камер и датчиков до голосового чата с привидениями. И хотя здесь минимум кровищи и ноль экшена, игра легко напугает даже самую веселую дружескую пати.
Doki Doki Literature Club!
Год: 2017 | Жанр: психологический хоррор, аниме
Визуальная новелла в жанрах психологического хоррора и симулятора свиданий. В управление игрока попадает штампованный школьник-интроверт, за которого сражаются четверо девчонок из литературного клуба – ну прямо типичный «гаремник. Сперва кажется, что, кроме неловких сценок, Doki Doki Literature Club! не предложит ничего оригинального. Но всем аниме-хейтерам стоит перетерпеть пролог, ведь дальше начинается настоящая чертовщина: игра сломает жанровые конвенции, начнет путать сюжет намеренными багами и нокаутировать неожиданными поворотами.
Fran Bow
Год: 2015 | Жанр: психологический хоррор, глубокий сюжет
Мрачный психологический хоррор-квест, который понравится любителям American Mcgee’s Alice. Fran Bow расскажет трагическую историю девочки по имени Фрэн. Ее родители погибли, а сама героиня попала в психиатрическую больницу. На дворе сороковые года, так что лечебница, врачи и их методы получились ожидаемо устрашающими. Вдобавок Фрэн заставляют выпить экспериментальное лекарство, в результате девочка попадает в другую реальность. Здесь она погрузится в ночные кошмары, повстречает монстров и сразится с собственными страхами – все, чтобы отыскать любимого кота.
Silent Hill 2
Год: 2001 | Жанр: психологический хоррор, выживание
Образцовый хоррор и идеальный сиквел, который, по мнению множества фанатов, превосходит первую часть. Silent Hill 2 примечательна не только тем, что здесь дебютировал монстр Пирамидоголовый, а Сайлент-Хилл с его культистами, жуткими тварями, параллельными мирами и ржавыми, индустриальными локациями стал еще более проработанным. Главная гордость игры в том, что это первый серьезный и глубокий сюжет в жанре психологического хоррора для игровой индустрии. Все ужасы на пути героев так или иначе рассказывают об их травмах и ошибках, чувстве вины и утраченной любви.
Amnesia: The Dark Descent
Год: 2010 | Жанр: хоррор, атмосфера
Layers of Fear
Год: 2016 | Жанр: психологический хоррор, атмосфера
Layers of Fear — психологический хоррор с готической атмосферой. Игра расскажет вам о художнике, который бродит по мрачному особняку, сталкивается с паранормальными явлениями и медленно сходит с ума. Большую часть геймплея займет неспешное исследование локаций – герой ищет предметы, изучает письма, проводит много времени за живописью в мастерской и нехотя раскрывает трагическую историю своей семьи. Даже при свете дня Layers of Fear постоянно заставляет чувствовать себя неуютно за счет постоянно меняющейся архитектуры пространства и жутких, искаженных полотен.
Visage
Год: 2020 | Жанр: психологический хоррор
Еще один мрачный симулятор ходьбы, который вслед за Layers of Fear вдохновился так и не ставшей настоящей частью Silent Hill демкой P.T. от Хидео Кодзимы. Как и в названных выше проектах, все действие игры происходит в одной-единственной локации – мрачном полупустом особняке. Каждая глава повествует об отдельном персонаже, но, в конце концов, их поиски тайн складываются в цельную историю о семейных трагедиях, не упокоенных призраках. Visage – идеальный пример хоррора, в котором хватает и интриги, и удачных скримеров, и тягучего саспенса, и запутанных головоломок.
Год: 2015 | Жанр: глубокий сюжет, атмосфера, хоррор
Философское рассуждение о жизни и смерти от разработчиков Amnesia и Penumbra, поданное в форме гнетущего, клаустрофобного хоррора. События SOMA происходят на заброшенной научной станции, бесконечно дрейфующей под водой, пока на суше всё человечество погибло после падения метеорита. Главный герой – это перенесенная в андроида копия личности парня по имени Саймон, который попал в автокатастрофу и согласился на эксперимент за 100 лет до событий игры. Теперь Саймону предстоит встретиться с монстрами, ответить на вечные философские вопросы и сделать тяжелые моральные выборы.
Pathologic 2
Год: 2019 | Жанр: глубокий сюжет, хоррор, выживание
Ремейк культовой игры «Мор. Утопия» от главных экспериментаторов российского геймдева. Картинку обновили, управление поправили, добавили пару новых сцен, но в остальном игра по-прежнему настолько же таинственная, искаженная и отвратительная, как фантазия Дэвида Линча. Вы сыграете за врача, который приезжает в охваченный хаосом и чумой город. Остановить эпидемию вряд ли получится. Так что будем выживать, отбирать еду у крыс, рыться в помойках, отбиваться от солдат и мародеров, наслаждаться арт-дизайном и считать дни до неминуемой катастрофы.
Call of Cthulhu
Год: 2018 | Жанр: психологический хоррор, Лавкрафт
Мало кто назовет адаптацию Лавкрафта образца 2018 года пугающей, но в ней есть все, за что мы любим классику ужасов. Грязный морской городок с неприветливыми, грубыми жителями-пьянчугами. Культы, путешествия в сюрреалистичный мир кошмаров, мифические темные божества и сходящий с ума главный герой. Разработанный с нуля, но верный традициям мир раскрывается через детективную историю и здесь Call of Cthulhu отлично работает сначала как RPG, а затем как квест. Поверх накладывается небольшая нелинейность и механики безумия ГГ, что заслуживает отдельной похвалы.
Tiny Bunny
Год: 2021 | Жанр: визуальная новелла, хоррор
Визуальная хоррор-новелла, первый эпизод которой выпустила небольшая команда российских разработчиков. Tiny Bunny (или «Зайчик») перенесет вас в холодный таёжный посёлок конца 90-х годов. В центре сюжета – 12 летний мальчик Антон и его семья, недавно переехавший в деревню из города. Семья, как водится, находится на грани распада, одноклассник Антона бесследно попадает, а в лесу творится какая-то чертовщина. И хотя до разгадки тайны еще далеко, уже сейчас «Зайчик» привлекает проработанными героями, провинциальным колоритом, потрясающей рисовкой и вниманием к деталям.
The Medium
Год: 2021 | Жанр: приключения, хоррор, насилие
The Medium — не столько хоррор, сколько мистический детектив о девушке-медиуме и ее внутренних демонах. Пожалуй, главная заслуга игры в том, как она пользуется темой сверхъестественного. Призраки здесь чаще всего не примитивные скримеры, а живые персонажи, которые не прочь поделиться внутренним миром, попросту жаждут упокоиться, а иногда и вовсе не осознают себя мертвецами. При всем этом The Medium отлично нагнетает интригу: в отеле «Нива» трагические истории множества людей переплетаются самым увлекательным образом.
Those Who Remain
Год: 2020 | Жанр: психологический хоррор, исследования
Главный герой Those Who Remain — сломленный парень на грани самоубийства получает приглашение в отель, где моментально сталкивается с паранормальной чертовщиной. Казалось бы, типичная завязка не обещает ничего оригинального. Но нет, Those Who Remain найдет, чем вас удивить. Эдварду (так зовут героя) выпадет роль своего рода судьи, которому сверхъестественные силы поручат разбираться в смерти девочки Анники и решать судьбы других жителей города. Кроме того, ему предстоит играть в прятки с монстрами и решать множество задачек, перемещаясь в параллельных мирах.
Moons of Madness
Год: 2019 | Жанр: Лавкрафт, хоррор, космос
Moons of Madness – марсианский хоррор, создатели которого явно вдохновлялись Dead Space и творчеством Лавкрафта. От первой здесь жуткие приключения инженера на заброшенных инопланетных станциях, от второго – встреча с комическим ужасом, искаженная грань между сном и реальностью и постепенно слетающий с катушек разум героя. Товарищи по экспедиции исчезают, мрут как мухи и оставляют после себя множество загадок. Что касается геймплея, то Moons of Madness – это смесь симулятора ходьбы с элементами выживания, исследования и множеством сюрреалистичных эпизодов.
Хоррор: почему мы любим фильмы ужасов, и чем они могут навредить
Истории про дома с привидениями могут быть не так безвредны
Психологи относятся неоднозначно к просмотру фильмов ужасов: например, детям смотреть страшные фильмы категорически запрещено, а вот мозг взрослого человека реагирует на страшные истории иначе. WomanHit.ru решил выяснить, чем же привлекают любителей хорроров такие фильмы.
Выработка гормонов счастья
Несколько лет назад группа ученых создала лабораторию, в которой работал страшный аттракцион с привидениями. 262 добровольца согласились поучаствовать в этом эксперименте. Испытуемые проходили тесты и заполняли анкету о своем психическом состоянии до и после похода в жуткую комнату. А у 100 человек еще сделали энцефалограмму мозга. За 35 минут людей пугали звуками, мерцающим светом, актеры вылетали из разных уголков и заставляли кричать даже самых стойких, несколько раз добровольцев даже били легким разрядом тока.
Хуже быть не может, подумаете вы? Нет, эти люди получили массу позитивных эмоций. Психологи объяснили, что в таких стрессовых ситуациях вырабатываются адреналин, эндорфины, дофамин, серотонин, окситоцин. Испытуемые испытали такие же эмоции, как во время позитивного переживания, волнения, счастья. Это происходит из-за определенной ситуации — человек понимает, что угрозы нет, а все вокруг — театральное представление. Таких же эмоций, к примеру, не возникло бы при настоящей погоне на улице.
Снимают стресс
После многочисленных исследований было выявлено, что после большого количества просмотренных фильмов ужасов у человека вырабатывается стрессоустойчивость.
Нехватка острых ощущений
Ученые объясняют, что ранее на земле людей окружало больше страхов и экстремальных приключений. Современному человеку не хватает таких эмоций, и фильмами ужасов он возмещает их.
Увлечение историями
Жанр хоррор можно встретить не только в кино, но и в литературе. Некоторые люди обожают истории про маньяков или паранормальные явления. Специалисты полагают, что читатели таких книг делятся на две категории: одни хотят быть готовыми столкнуться с такой опасностью в реальной жизни и быть всегда начеку, вторые просто проявляют интерес к личности того или иного негативного персонажа или явления, полностью его изучают, и страх у таких людей постепенно проходит.
Это вредно
Некоторые специалисты считают, что все-таки даже такой страх вредно испытывать взрослому человеку, а тем более ребенку. Хорроры повышают тревожность и актуализируют скрытые страхи. Замкнутым людям также лучше пойти в кино на фильмы других жанров, так как интроверты накопленные эмоции будут держать в себе. И тем, кто пережил нападения в реальной жизни, просмотр ужасов может навредить и возобновить в памяти трагические картины прошлого. В целом, частые обращения к такому киножанру повышает уровень агрессии индивида, который выплескивается в межличностное общение.
Говорит ли любовь к фильмам ужасов о проблемах с психикой
Читайте нас в Google Новости
Страшное кино по-прежнему привлекает любителей пощекотать нервы. Многие наверняка задумывались о том, нормально ли смотреть фильмы о маньяках, убийствах, насилии или монстрах. Однако история хорроров насчитывает не один десяток лет, и людей всегда привлекали вещи, которые позволяют им испытывать сильные эмоции. В данном случае — страх. О том, действительно ли любовь к страшному кино свидетельствует о проблемах с психикой и как изменился этот жанр с течением времени, News.ru поговорил со специалистами.
История фильмов ужасов началась с действительно загадочных и страшных фильмов. Однако в 40–50-е они превратились в смешные, в основном голливудские картины, считает киновед и кинокритик Александр Шпагин. По-настоящему пугающие хорроры стали выходить в 70-е годы, когда Запад открывал дьявола и тёмную человеческую природу. Однако позже мода на нестрашные фильмы ужасов вновь вернулась, считает специалист.
Эти фильмы ужасов по сравнению с современными — как небо и земля. Сегодня хорроры скорее не пугают, а ублажают. Раньше это был сегмент для определённой аудитории, которая любит пугаться. Страшное кино показывали в специальных кинотеатрах. А сейчас оно стало частью массовой культурой. В современных фильмах ужасов монстры совершенно не страшные, а скорее, сказочные и забавные. Используется графика — лёгкая, приятная и весёлая. Это сделано для того, чтобы зрители не пугались, им было комфортно, и они ели попкорн. Поэтому где-то я испытываю ностальгию по хоррорам, которые были раньше.
киновед и кинокритик
Кинокритик при этом отметил, что сегодня фильмы ужасов чаще всего вплетены во вполне мейнстримовские истории и совмещают в себе всё, что нужно для коммерческого кино, — экшен и любовь.
На вопрос о том, почему современная молодёжь крайне редко интересуется старыми фильмами ужасов, кинокритик заявил, что они просто не знают о их существовании.
Когда я говорю, какие жуткие кинокартины были в Америке и Европе в начале 70-х, все удивляются. Люди даже не знают, как они называются. Если бы они посмотрели старые хорроры, они бы однозначно намного больше впечатлились, чем от просмотра современных фильмов ужасов, — пояснил Александр Шпагин.
Однако среди современных хорроров эксперт выделил кинокартину «Пиковая дама: Чёрный обряд» режиссёра Святослава Подгаевского. Собеседник News.ru отметил, что его фильмы хоть и малобюджетны, но максимально наполнены саспенсом (художественный эффект, предполагающий возникновение у зрителя продолжительного тревожного состояния, состояния неопределённости или «подвешенности»).
Психология хоррора
Интерес к страшному кино чаще всего вызван обычным любопытством и желанием ярких эмоций. Клинический психолог, писатель и телеведущий Михаил Хорс пояснил, что современные люди живут скорее в безопасном мире. Выходя на улицу, они не ждут нападения дикого зверя или другого противника. По этой причине многие достаточно редко испытывают естественное для человека чувство страха. Специалист отметил, что некоторым из них не хватает выброса адреналина, который происходит при испуге, и поэтому они любят смотреть хорроры.
Раньше мы получали адреналин естественным образом. К примеру, убегая от диких зверей. Сейчас людям этой краски жизни не хватает, и они пытаются её восполнить. Ведь если у человека совсем нет отрицательных переживаний, ему не от чего оттолкнуться, чтобы получить положительные эмоции.
клинический психолог, писатель и телеведущий
Психолог отметил, что смотреть фильмы ужасов периодически — нормально. Особенно если любитель хорроров активен, общителен и не прочь сходить в кино на комедийную картину. Однако если человек слишком увлечён фильмами ужасов и не интересуется другими жанрами кино, это может говорить о его депрессивном состоянии, психозе или психопатии, которая в крайних стадиях может проявляться в склонности к насилию. Специалист рекомендовал в таких случаях обращаться к психологу или психиатру.
Также собеседник News.ru рекомендовал не заниматься лечением страхов посредством просмотра хорроров. Однако этот способ, считает специалист, может помочь здоровому, полному сил и энергии человеку, у которого нет никаких проблем, кроме как страха перед чем-то определённым.
Если у человека кроме системного страха (к примеру, перед крысами) есть ещё какие-то психологические проблемы, я бы крайне не советовал лечить его просмотром фильмов ужасов про этих животных. Потому что он может психологически, бессознательно повязнуть в этом фильме, снова и снова туда возвращаться. Если здоровый человек будет поднимать тяжёлую гантель, это его разовьёт. А если её же постарается поднять больной, она его придавит, — пояснил Михаил Хорс.