Что такое психологический опрос
Типы и виды опроса в психологическом исследовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и значение опроса в психологическом исследовании
Опрос – это один из основных методов психологического исследования, который заключается в свободном получении информации в виде ответов на поставленные вопросы.
Метод опроса может быть использован в психологических исследованиях в следующих случаях:
Суть опроса состоит в том, что испытатель задает испытуемым заранее составленные вопросы и фиксирует их ответы.
Особенность метода опроса состоит в том, что он может быть использован при массовых исследованиях, то есть, он позволяет получить информацию или сведения о группе индивидов, а не только об одном конкретном индивиде.
По способу проведения опросы подразделяются на стандартизированные и нестандартизированные.
Стандартизированные опросы – это «строгие» опросы, которые направлены на получение информации конкретно по проблеме исследования.
Нестандартизированные опросы – это «более свободные» опросы, имеющие «плавающие» рамки, что позволяет варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции испытуемых.
Формы опросов
Опрос может проводиться в различной форме.
Анкетирование – представляет собой набор вопросов, которые предварительно были подобраны исследователем, с целью выявления искомого фактора или установления определенного факта, его особенностей. Вопросы могут быть как прямые, так и косвенные, с возможностью выбора ответа или «открытые», предусматривающие самостоятельный ответ на вопрос. Анкетирование проводится в письменном виде.
Готовые работы на аналогичную тему
Среди опросников-анкет в психологических исследованиях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
Интервью – это список вопросов по анкетному типу, с той разницей, что исследователь задает их в ходе живой беседы, содержание которой он «программирует» заранее.
Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т.п.
Беседа – это прямое или косвенное, письменное или устное получение необходимых сведений о деятельности испытуемого, свойственных ему психологических реакций и т.д. Беседа может быть организована в виде: непринужденной беседы (нет строгой регламентации), интервью, вопросника, психологической анкеты.
Методы полярных баллов и социометрии – это методы, основанные на вопросах, однако с их помощью можно решить ограниченный круг задач, характеризующих особенности деятельности группы. Обработка, полученных результатов чаще всего осуществляется с помощью статистических методов.
Тестирование – это один из специализированных методов психодиагностического обследования, который позволяет получить максимально точную качественную и количественную характеристику изучаемого предмета или явления.
Тестирование проводится посредством предварительно составленных тестов по теме исследования. Каждый вопрос предполагает ответ, который можно выбрать из представленного перечня («закрытые» тесты), либо необходимо вписать самостоятельно («открытые» тесты). Кроме того, тесты могут быть представлены в форме тест-заданий или тест-опросников.
Тест-задания – направлены на осуществление оценки поведения и психологии человека, на основании исследования его деятельности.
Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
Виды опросов
Различают следующие виды опросов.
Устный опрос – используется в случае, если в ходе исследования необходимо не только получить конкретные сведения, но осуществить наблюдение за поведением и реакциями индивида, в процессе ответов на вопросы.
Данный вид опроса способствует получению достаточно большому информации, но для того, чтобы эта информация была действительно полезной для психологического исследования, необходимо наличие специальной подготовки, владение различными приемами. Кроме того, устные опросы требует от исследователя предварительной подготовки, которая может занимать достаточно много времени.
Устный опрос проводится в таких формах как интервью или беседа.
Письменный опрос – позволяет охватить одновременно большое количество испытуемых.
Чаще всего письменные опросы проводятся в форме анкетирования или тестирования, что требует не только предварительной подготовки, но и последующей обработке письменных работ испытуемых.
Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.
Для того, чтобы все указанные формы и виды опросов были успешны, а полученные результаты способствовали разрешению исследуемой проблемы, необходимо соблюсти ряд правил:
Задачи и виды опроса в психологии
Существуют разные способы сбора информации о человеке. Опрос в психологии — результативный метод исследования. С помощью опросников можно изучить интересующую область углубленно или затронуть несколько тем одновременно. Методика имеет ряд преимуществ и недостатков, которые нужно изучить перед ее применением.
Сущность
Опросные методы в психологии — популярный способ получения интересующей информации. Специалист изучает данные, которые человек предоставляет при ответе на письменные вопросы.
Задачи и сферы применения
Главная задача — получить информацию о человеке, его интересах, отношении к работе, особенностях характера. Сферы применения методики:
Опрос активно применяется в психологии. Он позволяет узнать особенности психики человека, выявить скрытые страхи, психологические барьеры.
Зависимо от способа взаимодействия, опросы делятся на две группы — дистанционные и личные. Личные проводятся напрямую с респондентом, дистанционные через видеосвязь, социальные сети или письма.
Требования
Чтобы при проведения опроса получить точную информацию, нужно соблюдать определенные требования. Они касаются проведения процедуры, составления вопросов, анализа полученных данных.
К процедуре
Исследование нужно проводить в спокойных условиях. Опрашиваемому должно быть удобно, его не должен никто отвлекать, сбивать с мысли, внушать собственное мнение, которое может повлиять на ответы.
Также нужно уделить внимание самочувствию опрашиваемого. Человек должен быть здоров. В день проведения исследования индивид не должен нервничать, ссориться. Если в ближайшие дни предстоит важное событие, лучше перенести процедуру на другую неделю.
К вопросам
От составления опросника зависит качество полученной информации. Вопросы должны быть:
Должны присутствовать адекватные варианты ответа.
Нет смысла спрашивать человека о неизвестных ему темах. Психологи советуют заранее провести беседу с опрашиваемыми людьми, изучить их биографию. Так будет проще подготовить ряд интересующих вопросов.
Отдельная группа — проективные вопросы. В них спрашивается о третьем лице.
К анализу полученных данных
Анализ данных должен выполняться непредвзято. Лучше, чтобы его проводил человек, который не общался с респондентами.
Для создания статистики, сравнительного анализа можно использовать только достоверные данные из проводимых раньше исследований.
Методы
Анкета — составленный заранее список вопросов, которые могут быть односложными или многосложными. Виды анкетирования:
Зависимо от типа контакта специалиста и респондента анкетирование может быть очным или заочным.
Интервью — опрос, объединенный с беседой. Главное отличие от анкетирования — вопросы задаются устно, без заполнения письменных бланков. Виды:
Тест — исследование, которое проводится для получения точной характеристики об объекте исследования. Виды:
Преимущества и недостатки
При проведении дистанционного исследования психолог не может задавать уточняющие вопросы, что делает невозможным получение раскрытого ответа.
Подготовка
Проведение процедуры
Процедура проведения опроса состоит из нескольких этапов:
Когда процедура подойдет к концу, психологи собирают информацию, отправляют ее на анализ.
Анализ данных
После окончания опроса, нужно собрать полученные данные, приступить к их анализу. С помощью опросников получить точную информацию получается не всегда. Причины:
Психологический опрос — метод получения интересующей информации. Может проводиться как отдельное исследование, но лучше использовать их в комплексе с другими методами. Это поможет получить точные данные, исключить недостатки опросников.
Психологические исследования крайне важны для развития разных направлений психологии. И для проведения эксперимента или исследовательской работы используются разные инструменты. Их сфера применения определяется выбранным сегментом в рамках изучаемой дисциплины. Один из самых популярных и распространенных методов у экспертов – опрос. О том, что такое опрос и каковы его типы, пойдет речь в статье.
Содержание
Опросы наиболее актуальны для получения первичной информации. Она может быть объективной и субъективной, но грамотный анализ данных позволит получить максимально полный объем за кратчайший период времени. Поэтому достойной альтернативы опросы не имеют. И это ученые поняли еще в 19 веке, применяя их не только в психологии, но и в других науках (социологии и этнографии).
Все, что нужно знать об опросах: определение, описание и краткие характеристики
Психологические исследования позволяют создать полноценную базу данных, которая в дальнейшем используется для разных целей. Нередко специалистам необходимо получить много информации при наличии временных и пространственных ограничений. И они выбирают для работы опрос.
Опрос – это, в психологии, метод извлечения информации, преимущественно использующийся в экспериментальной психологии, основанный на заочном или очном взаимодействии специалиста и опрашиваемых.
Говоря простыми словами, опрос имеет целенаправленный характер и выстраивается посредством вопросов/ответов. Причем для проведения эксперимента не имеет значение экспертность мнения исследуемых индивидов. В 60% случаев именно субъективность суждений дает только необходимый для работы материал.
Опрос необходим, когда:
Алгоритм использования инструмента прост:
Процедура составления опросника обычно делится на 2 этапа. На первом формируется перечень вопросов на языке, понятном только специалистам. На втором вопросы адаптируются для понимания группы опрашиваемых.
Виды опросов
Исследовательский инструмент имеет довольно обширную классификацию. В первую очередь опросы подразделяют на:
Первая группа подразумевает наличие строгих рамок, четких вопросов и определенную модель поведения. Результатом исследования может стать общее представления о проблеме без частных примеров.
Нестандартизированные опросы более гибкие. Они тоже имеют очерченный круг вопросов, но при этом позволяют исследователям действовать в соответствии с полученным ответом и реакцией испытуемого.
По типу проведения выделяют три группы:
Устные опросы целесообразно организовывать, если для эксперимента важны не только ответы, но и реакция субъектов. Этот способ довольно гибок, но имеет ряд особенностей:
Письменный опрос привлекателен своей массовостью. Он также готовится заранее, но дает более объективные данные, чем предыдущий вариант. Здесь важно отметить, что письменный способ может быть:
Свободный опрос используется реже, так как дает очень обобщенную информацию. Проводится он без предварительного формирования вопросов и контролируется исследователем, который может повернуть ситуацию в любую сторону.
По форме подачи информации различают:
Первый вариант базируется на взаимодействии с помощью анкеты – вопросника. Она может вручаться лично, рассылаться по интернету (так часто делают с панельными опросами) или размещаться в СМИ. Плюсы и минусы этого способа очевидны. К достоинствам относят:
Но при этом все данные субъективны и это – большой минус анкетирования.
Интервью относится к вербальным способам получения информации, когда обе стороны эксперимента контактируют непосредственным образом. Его достоинства:
Но интервью занимает немало времени, и группа опрошенных будет незначительной.
Классификация вопросов и требования к ним
Достоверность и непредвзятость результатов опроса на 78% зависит от правильно сформулированных вопросов.
Специалисты выделяют несколько типов их составления:
Важно, чтобы вопросы были краткими, понятными, логичными и не содержали в формулировке подсказку.
Опрос – это метод, который при грамотном применении даст все необходимое для работы исследователей. Но нельзя исключать и возможность ошибок, погрешностей, неточностей. Они свойственными этому инструменту.
Метод опроса
Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Содержание
Общие сведения
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Виды опросов
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:
Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный [1] или интернет-опрос.
Вопросы
Правила составления вопросов
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Метод опроса» в других словарях:
метод опроса — сюда относятся: 1) беседа; 2) анкетирование; 3) интервью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
метод опроса — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва] Тематики электротехника, основные понятия EN interrogation method … Справочник технического переводчика
метод опроса в этнопсихологии — один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Этнопсихологический словарь
МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ — один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
интерфейс, использующий метод опроса абонентов — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN polled interface … Справочник технического переводчика
Метод лестницы — или лэддеринг метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно следственных связей между свойствами (attributes)… … Википедия
Метод анкетирования — Метод анкетирования психологический вербально коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов анкета. В социологии анкетирование это… … Википедия
Метод беседы — Метод беседы психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы … Википедия
Метод интервью — психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды интервью … Википедия
Метод опроса в психологии
Вопрос
Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.
Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.
Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.
Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.
Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
Вопрос
Тесты
Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.
Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.