Что такое психологический триггер

Как вовремя распознать «триггеры срыва»?

Пока, как говорится, “гром не грянет”, зависимые оттягивают решение бросить пить алкоголь навсегда до последнего. Многих страшит то, что путь к трезвости тернист и труден, сама трезвость представляется безрадостным, безотрадным мучением, которое, как кажется, будет длиться целую вечность без перерывов и выходных — ведь в ней ни “тяпнуть”, ни “дунуть”, ни “шмурыгнуться”, ни “нюхнуть” больше никогда не получится…

Немногим по-настоящему удается сохранить полностью трезвую жизнь до гробовой доски, ведь живём-то всего один раз и в жизни не раз бывают ситуации, которые бросают вызов вашей трезвости. Искушения как раз и обрушиваются с особой интенсивностью на тех, кто зарекается больше нигде, никак и никогда, и ни с кем! Но как известно, благими намерениями выстлана дорога в ад.

Что такое психологический триггер. Смотреть фото Что такое психологический триггер. Смотреть картинку Что такое психологический триггер. Картинка про Что такое психологический триггер. Фото Что такое психологический триггер

Так вот, если не поменять такое отношение к жизни и к трезвости в жизни, вы действительно рискуете в конце концов попасть туда, куда эта кривая дорожка выстлана. Сейчас популярно говорить об осознанности. Так вот, об осознанной трезвости мы и поговорим в этой статье. На вашем тернистом пути к трезвой жизни вы можете поскользнуться и вновь сорваться и раз и два, и десять, но это не должно сбивать вас с основного курса следования вперед и лишать надежды на то, что в одиннадцатый раз вы уже никуда не сорвётесь и вам наконец-то откроется вся полнота и великолепие ясного, трезвого сознания.

Согласно самому распространенному сейчас подходу, зависимость это хроническая болезнь мозга, которая пожизненно преследует человека, сколь бы длительным ни был срок пребывания в трезвости. При таком подходе человек считается пожизненно подверженным опасности срыва (рецидива). В психиатрической литературе зависимость описывается как коварная, тяжёлая болезнь, ставящая человека в тупик. Если такую болезнь не лечить, она в конце концов доводит больного до “фатального срыва”.

Согласно статистике, люди, которые прикладывают усилия и лечатся от какой-либо зависимости, довольно часто срываются, хотя бы однажды. И вот когда этот срыв происходит, многие сворачивают с верного пути, опускают руки и вновь впадают в свое плачевное зависимое состояние. Человеку может быть особенно тяжело вновь вернуться к трезвости после первого промаха, ведь зависимость не хочет отпускать свою жертву на волю и изо всех сил старается приковать к себе, чтобы человек уже никогда не сорвался с привязи.

Именно поэтому так необходимы программы реабилитации. Если человек сорвался, риск летального исхода намного выше, чем до начала реабилитации. В случае срыва человека надо незамедлительно отправить за помощью в борьбе с алкоголизмом в реабилитационный центр, где нет опасности умереть от передозировки. Обычно со второй попытки у человека действительно уже большой шанс вылечиться от зависимости и дойти до конца программы реабилитации. Редко кому удается вылечиться с первого раза, это факт.

Что такое психологический триггер. Смотреть фото Что такое психологический триггер. Смотреть картинку Что такое психологический триггер. Картинка про Что такое психологический триггер. Фото Что такое психологический триггер

Каковы они “триггеры” срыва?

Так называемые триггеры это всё то, что даёт повод вновь сорваться в бездну алкогольной и наркотической зависимости. Внешняя обстановка, социальная среда, эмоциональное состояние — всё что угодно может напомнить недавнему наркоману и алкоголику о своем тёмном прошлом. Эти триггеры как будто нарочно возникают на каждом шагу и напоминают о возможности вновь употребить некогда любимый наркотик. Каков бы ни был триггер, он оживляет в памяти те сладостные моменты, которые были связаны с употреблением, и подталкивает человека к срыву.

Если вовремя не распознать, что эти самые триггеры начали нашептывать “ну еще один разок и всё” и попасться на их уловку, срыв вам обеспечен и можете не сомневаться, что следующий виток вашей зависимости будет “на широкую ногу” и продлится до тех пор, пока не станет совсем “худо”.

Стоит зацепиться за один из этих якорей, как человека начинает тянуть к наркотику и затопленный корабль наркотической зависимости всплывает на поверхность. Поэтому определенные триггеры вновь обостряют как будто притихшую тягу к наркотику, распаляют приглушенную жажду употреблять. К сожалению, этими якорями усеян как внешний, так и внутренний мир зависимого: человек часто и сам не знает, по какой причине им ни с того ни с сего вдруг овладевает неодолимая тяга к наркотику, даже если прошло уже много лет после завязки с употреблением.

Что такое психологический триггер. Смотреть фото Что такое психологический триггер. Смотреть картинку Что такое психологический триггер. Картинка про Что такое психологический триггер. Фото Что такое психологический триггер

Внешние триггеры срыва

Вот они, обычные триггеры:

Члены семьи и любимые зависимыми люди часто становятся той искрой, которая воспламеняет сильное желание вернуться к употреблению. Семья обычно является рассадником сложных и запутанных комплексов и проблем во взаимоотношениях с людьми, поэтому для человека, который пытается освободиться от наркотической зависимости и делает первые шаги в построении адекватных отношений с окружающими, надо в первую очередь избегать контакта с любимыми, или родственниками, у которых тоже есть наркотическая зависимость. А также избегать зависимых (в том числе бывших собутыльников!):

Места

Триггеры подстерегают в местах, напоминающих о том времени, когда бывший зависимый употреблял. Даже если проехать, или пройти мимо мест, где раньше покупались или употреблялись наркотики, совершались возлияния, и происходили все сопутствующие этому памятные события, может возгореться страстное желание вновь употребить и повторить те незабываемые переживания. Следует избегать, например, такие места как:

Предметы играют большую роль в жизни зависимого человека и могут послужить триггером и стать причиной срыва. Например, всяческие приспособления для употребления (“сухие”, “мокрые”, “уточки”, “баяны” и тп) могут пробудить яркие воспоминания и раздуть уже почти погасшие угли желания вновь воспользоваться этими предметами. А также:

Что такое психологический триггер. Смотреть фото Что такое психологический триггер. Смотреть картинку Что такое психологический триггер. Картинка про Что такое психологический триггер. Фото Что такое психологический триггер

Внутренние триггеры срыва

Справиться с внутренними триггерами намного тяжелее, чем с внешними. Бывает довольно трудно успокоить, утихомирить разбушевавшиеся чувства, мысли, эмоции, или болезненные воспоминания, связанные с употреблением. Внутренние триггеры часто толкают на поступки, которые сбивают выздоравливающего человека с верного пути. Если вовремя не справиться с нахлынувшими эмоциями, внутренние триггеры срыва возбудят непреодолимое желание вновь прибегнуть к наркотикам и алкоголю. Вот лишь некоторые из списка эмоций, которые могут сбить человека с толку и толкнуть в наркотический омут:

Стадии срыва

Многие зависимые люди, пытающиеся избавиться от зависимости, сначала срываются в мыслях, а только потом происходит собственно срыв. Другими словами, появление триггеров не означает, что человек тут же бросится употреблять. Сначала разворачивается внутреннее борение с искушением: всколыхнувшиеся желания тянут человека к потенциальному срыву.

Эмоциональный срыв

Во время этой первой стадии срыва борющийся человек часто отвергает наличие мыслей о возобновлении употребления. Чаще всего зависимые стыдятся своей зависимости и подавляют мысли о наркотике какими-нибудь негативными действиями. Отрицание и подавление в себе негативных эмоций ведут к саморазрушительным действиям, которые и доводят до полномасштабного срыва. Такими действиями и состояниями могут быть, например:

Душевный срыв

На этой стадии продолжается битва желания употребить со знанием того, что употреблять не стоит. Зачастую люди оправдывают себя и преуменьшают реальную опасность срыва, обманывают себя мыслями “ну я же всего разок, еще один раз и всё”. На этой стадии назревающего срыва у многих появляется иллюзия, что они способны контролировать свое употребление. Это самообман!

Душевный срыв сопровождается:

Физический срыв

Финальной стадией борения со своей похотью становится физический срыв, при котором человек вновь начинает употреблять наркотики и алкоголь. Эмоциональный и душевный срыв подготавливают почву для срыва физического. Как только эта финальная стадия вступает в силу, человек уже не может себя контролировать и срывается. Некоторое время человек по привычке еще продолжает заниматься самообманом, убеждая себя, что употребление не так уж и вредно…

Что такое психологический триггер. Смотреть фото Что такое психологический триггер. Смотреть картинку Что такое психологический триггер. Картинка про Что такое психологический триггер. Фото Что такое психологический триггер

Предотвращение срывов

Вовремя распознавать и отражать натиски эмоциональных и физических триггеров жизненно необходимо для предотвращения срыва. Реабилитация это нелегкий процесс, который требует высокого уровня осознанности, а также ответственности за себя и за дорогих и близких людей. Вот некоторые из способов построить эффективный план предотвращения срывов:

А самое главное — не оставайтесь наедине со своей проблемой зависимости. Чтобы предотвращать срывы, надо сначала пройти программу реабилитации от зависимости. Это абсолютно необходимое условие для того, чтобы успешно помочь мужчине бросить пить алкоголь. Женщин это тоже касается, но особенно мужчин. Важно преодолеть пагубное болезненное пристрастие, которое убьёт вас, если вы не решитесь на реабилитацию.

Безопасная среда и дружественное отношение в центре реабилитации алко и наркозависимых откроют вам путь к полному выздоровлению. Ну и наконец, у вас появится шанс полюбить трезвый образ жизни и уже осознанно наслаждаться всем богатством мира без искусственных заменителей счастья!

Александр Рябогин, волонтер «Дома Надежды»

Источник

Триггеры: что это и как их используют в психологии и маркетинге

Что такое психологический триггер. Смотреть фото Что такое психологический триггер. Смотреть картинку Что такое психологический триггер. Картинка про Что такое психологический триггер. Фото Что такое психологический триггер

Почему триггер называют спусковым крючком

Слово «триггер» (англ. trigger) дословно переводится как «спусковой крючок». Оно появилось как производное от голландского trekken (тянуть) и с 1650-х годов звучало как «трикер», а уже позже перешло в разговорную форму «триггер».

Представьте, что мужчина идет по улице и спешит в офис. Вдруг он видит толпу. Ему становится любопытно, из-за чего собрались эти люди. Это подталкивает его сменить курс: остановиться и узнать, в чем дело. В данном случае толпа — триггер.

Сегодня понятие «триггер» используют в разных областях. В психологии так называют стимулы, которые вызывают яркие, чаще негативные эмоции и реакции. В маркетинге — приемы, которые заставляют покупать. В медицине триггеры — это факторы, которые провоцируют приступ или приводят к заболеванию. Например, изменение погоды может стать триггером головной боли. В соцсетях встречается выражение triggered или «триггерит», что обычно означает «вызывает гнев».

Как работают триггеры

Триггеры часто формируются именно в стрессовых условиях. Если человек находится в угрожающей жизни или здоровью ситуации, его мозг запускает механизм, который включает одну из трех реакций: бежать, нападать или замереть. Но когда опасность миновала и жизни ничего не угрожает, нервная система все равно может оставаться в режиме повышенной боеготовности.

Елена Барабанова, клинический психолог, преподаватель психологии, специалист платформы «Ясно»:

Допустим, человека укусила собака. Событие прошло, но психологическая травма осталась. Каждый раз, проходя злополучное место, он сжимается и не чувствует тело, ему становится нечем дышать. Психика делает это только с одной целью — уберечь человека. Ведь если собака снова нападет, он сможет быстро среагировать в стрессовой ситуации и спастись. Как мы видим, происходят серьезные биохимические изменения, часто приводящие к хроническому стрессу и вторичным реакциям — бессоннице, паническим атакам, повышенной тревожности».

Триггеры также часто запускают воспоминания, которые, в свою очередь, приводят к эмоциям и действиям. Но механизмы работы человеческого мозга, в том числе процесс формирования памяти, еще не до конца изучены. Нейробиологи считают, что запоминание — это кодирование информации в нейронах. Мозг получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств — зрения, обоняния, осязания, вкуса и слуха, — а затем обрабатывает ее, сортирует и записывает, словно компьютер на жесткий диск.

Когда мы впервые встречаем человека, зрительная система регистрирует цвет его глаз, волос и другие физические особенности. Органы слуха улавливают тембр его голоса. Органы дыхания воспринимают запах его парфюма. Взаимодействуя с этим человеком, мы испытываем определенные эмоции. Каждое из ощущений и переживаний поступает в гиппокамп — отдел головного мозга, который участвует в формировании памяти. Мозг связывает биты новой информации между собой и закрепляет ее в разных группах нейронов. А когда возникает внешний стимул, мозг ассоциирует его с записанными данными и воспроизводит воспоминания. Так, через несколько лет, вдохнув запах знакомого парфюма, мы вспоминаем конкретного человека, связанные с ним переживания и эмоции. Возможно, у нас появляется желание ему позвонить. В данном случае запах выступает триггером.

Елена Барабанова:

«Триггер запускается определенным стимулом извне: запахом, звуком, вкусом, образом. Органы посылают мозгу сигнал, который запускает автоматическую реакцию. Но сперва состоится работа анализаторов головного мозга: зрительного, двигательного и т. д. После того как сигналы из головного мозга поступают обратно к органам и системам организма, мы видим реакцию: человек пугается, убегает, вступает в драку, плачет и т. д.

Опираясь на учения Ивана Павлова, мы знаем, что в коре головного мозга сосредоточено большое количество анализаторов и каждый из них автономен, но при этом также взаимозависим. Это [анализаторы] связанное между собой функциональное объединение. Функциональная система коры головного мозга — сложная иерархическая структура. Говоря простым языком, одновременно и поочередно все анализаторы коры головного мозга задействованы в формировании реакции на триггер».

Триггером может стать что угодно: звуки, образы или ситуации, которые в прошлом спровоцировали яркую реакцию. Но именно запахи способны вызвать больше эмоциональных воспоминаний по сравнению с вербальными или визуальными стимулами. Эту особенность назвали феноменом Пруста в честь французского писателя, который описал подобные переживания в своем романе «По направлению к Свану»: запах печенья «Мадлен» мгновенно перенес его в яркий насыщенный эпизод воспоминания из детства.

Триггеры в психологии

В психологии понятие «триггер» чаще используется в негативном ключе. Так называют любой внешний фактор, который заставляет человека вспомнить, как правило, травматичный опыт из прошлого.

Елена Барабанова:

«Сам по себе триггер запускает определенную, как правило, эмоциональную реакцию боли, страха, вины, стыда и т. д. Вот вы пришли в регистратуру поликлиники, на вас неодобрительным взглядом посмотрел регистратор и задал несколько вопросов громким и жестким голосом. И вы чувствуете, как голос дрожит, ноги становятся ватными, вам сложно вздохнуть и дать адекватный ответ. Что произошло? Да ничего особенного. Но вот эти — взгляд, тон голоса, уровень громкости голоса — триггеры, которые запустили эмоциональный ответ. Эмоциональная реакция была закреплена много лет назад: все пять лет в детском саду у вас была строгая воспитательница, которая общалась с вами именно в таком тоне».

Негативные триггеры

Негативные триггеры вызывают у людей бессознательную, часто даже деструктивную реакцию. Контролировать эмоции и действия в подобной ситуации становится практически невозможно.

Елена Барабанова:

«Триггеры есть у каждого из нас, но у всех разные. Один может прийти в ужас от замечания со стороны начальника, а другой впадет в панику при виде соседской крупной собаки.

Триггеры могут мешать. Представим, что вы мечтаете реализовать себя в социальной или политической деятельности. Вам предстоит вести переговоры, доказывать свою точку зрения, проявлять требовательность и настойчивость, выдвигать собственные инициативы. Но как только вы попадаете в кабинет руководящего лица, начинает «крутить» живот, подступает тошнота, и вы сразу прекращаете диалог. Вряд ли подобные реакции будут способствовать продвижению по службе».

Определенные запахи, фразы, звуки или ситуации могут стать триггерами для тех, кто пережил:

Например, человек попал в аварию, на некоторое время застрял в замкнутом пространстве салона и испытал сильный стресс. Пару лет спустя он уже не вспоминает тот несчастный случай и не боится поездок в авто. Но однажды на выходе из кабинки уборной в торговом центре он не может открыть заевшую щеколду. Это напоминает ему ситуацию во время аварии и вызывает приступ паники и страх.

Елена Барабанова:

«В психике закрепляются все события. Часть из них выходит в так называемую зону осознавания, а часть так и остается в бессознательном. Нам известно, что закрепиться в памяти могут события, оказавшие на нас сильное эмоциональное воздействие. Это могут быть как приятные, так и трагические события. А может быть наоборот. Неприятные воспоминания вытесняются в бессознательное, и человек их «забывает».

Память «рандомно» выдает нам воспоминания. Например, человек, проходя по улицам своего детства, предается приятным воспоминаниям. Картинки прошлого всплывают в сознании, появляется чувство радости и спокойствия. Что повлияло на это? Определенная обстановка, которая уже была знакомой и родной. А еще — его собственная нужда в этих воспоминаниях. Нелегким был этот год для человека, вот он и решил поехать на родину. То есть воспоминания всегда есть и будут, но «пользоваться» ими человек сможет только при определенных обстоятельствах. Если бы мы помнили все, то мы давно бы запутались в жизни».

Просмотр сцен, напоминающих о травме или несчастном случае, тоже может вызвать негативную реакцию. Поэтому в фильмах и роликах в интернете часто встречается предупреждение о потенциально неприятном контенте. Правда, последние исследования показали, что такое информирование не помогает избежать болезненных воспоминаний и люди с психологическими травмами все равно испытывают стресс во время просмотра.

Позитивные триггеры

Триггеры могут быть позитивными и даже полезными для человека. Существует ряд внешних стимулов, которые могут вызвать автономную сенсорную меридиональную реакцию (АСМР). Это явление, при котором человек испытывает приятное покалывание по всей коже головы, задней части шеи и в других областях в ответ на звуковые и визуальные триггеры. Ощущение сопровождается чувством расслабления и хорошего самочувствия. Британские психологи-исследователи определили несколько подобных триггеров.

Популярные триггеры в маркетинге

В маркетинге продающий триггер — это прием, который мотивирует человека совершить определенное действие: перейти на сайт, подписаться на рассылку, оставить комментарий или номер телефона, купить продукт. Обычно триггеры становятся катализатором, который вызывает эмоции: страх, радость, гнев, жадность, зависть, вожделение и так далее.

Мы собрали несколько популярных триггеров, которые часто используют маркетологи.

Дефицит

Люди склонны больше ценить то, что менее доступно. Поэтому маркетологи часто создают искусственный дефицит, используя ограничение по времени или по количеству товара. Фразы вроде «осталось всего пять штук», «акция действует для первых 20 покупателей» и прочие триггеры встречаются практически везде — от супермаркетов с продуктами до сайтов с образовательными курсами.

Юлия Сяглова, доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных отношений ИОМ РАНХиГС:

«Сейчас мы живем в цифровом мире, где получить информацию — дело нескольких минут. Многие покупатели (в некоторых сегментах до 50% от общего числа) этим пользуются и действуют по определенной модели ответственного поведения. Например, человек бежит в торговом центре мимо магазина, видит какой-то товар с супервыгодным предложением, но он не покупает его сразу. Сперва он дома в спокойной обстановке изучает товар, сравнивает цены, читает характеристики. Оценивает, нужно ему делать покупку или нет. И только потом принимает решение».

Жадность

Чаще всего этот триггер встречается во время распродаж, например «черной пятницы». Онлайн- и офлайн-магазины пестрят баннерами и вывесками, которые обещают выгоду: «Скидки до 90%», «Три товара по цене двух», «Купи продукт и получи подарок» и так далее. Желание заплатить меньше и получить больше движет человеком. Он совершает необдуманные покупки и приобретает вещи, которые, возможно, никогда не использует.

Юлия Сяглова:

«На самом деле сейчас покупатели склонны четко планировать покупки, особенно онлайн. Прежде чем оплатить корзину, человек смотрит на сумму и думает, точно ли ему это нужно. Импульсных продаж сейчас меньше, чем в доковидную эпоху. Поэтому в онлайн-сегменте объемы розничного товарооборота, конечно, растут, но восстанавливаются достаточно проблемно.

В офлайне история немного другая. Мы ходим по магазину, набираем себе в тележку какие-то товары и уже потом на кассе начинаем смотреть на увеличивающуюся сумму. И тут нас начинает тревожить, сколько мы заплатим. Многим покупателям сложно и неудобно отказаться, сказать: «Я вот это не хочу покупать». В итоге человек оплачивает эту покупку, но выходит при этом полностью расстроенный, потому что деньги потрачены».

Страх

Безопасность — одна из базовых потребностей человека, чем умело манипулируют маркетологи. Например, в рекламных роликах Volkswagen автомобиль попадает в аварию. Так создатели демонстрируют надежность авто, ведь никто из пассажиров не пострадал и не получил травм. Рекламный ход помог увеличить продажи марки автомобиля на 17%.

Еще один пример триггера страха — использование темы коронавируса в рекламе противовирусных препаратов. Ролики и баннеры прямо рекомендуют определенные препараты как средства для профилактики и лечения вируса. По мнению пресс-секретаря комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований Петра Талантова, такая реклама — дезинформация с целью наживы на панике населения.

Радость и любовь

Крупные бренды детского питания часто используют подобные триггеры. Например, рисуют иллюстрацию медведицы и медвежонка на упаковке. Картинка вызывает нежные чувства и ассоциируется с материнской любовью. Так бренд реализовывает потребность мамы проявлять нежность и заботу даже через упаковку.

Взаимный обмен

В процессе социальной эволюции между людьми возникло негласное правило взаимного обмена. Оно предполагает, что, получив услугу или подарок, человек отдает что-то взамен из чувства признательности. Поэтому в сфере продаж так часто встречаются бесплатные пробники или неожиданные подарки.

Контраст

Суть триггера заключается в том, чтобы продемонстрировать человеку ощутимую разницу между двумя вещами. Если мы сначала поднимем легкую сумку, а затем тяжелую, вторая покажется тяжелее, чем есть на самом деле, из-за контраста ощущений. Этот принцип используют, к примеру, автомобильные дилеры. Сначала они дожидаются согласия покупателя на покупку машины за несколько сотен тысяч рублей. И только потом начинают предлагать аксессуары, которые обойдутся в десятки тысяч. При заключении сделки на покупку авто стоимость чехлов, ковриков и прочих атрибутов кажется незначительной. Поэтому покупатель с легкостью на них соглашается, чем значительно увеличивает итоговый чек.

Визуальные триггеры

В природе существует большое количество сенсорных триггеров, которые сообщают нам информацию. Один из таких — яркий цвет. Сотрудники маркетинговой компании Elmwood использовали подобный визуальный триггер при создании упаковки чая. Они окрасили ее в предупреждающие цвета природы, которые ассоциируются с пчелами и осами, — черный и желтый. Таким образом они пытались привлечь внимание покупателей к конкретной марке чая на полке. Результаты говорят сами за себя: за первый год было продано 20 млн упаковок без какой-либо дополнительной маркетинговой поддержки.

Юлия Сяглова:

«Визуальные триггеры постоянно используются в офлайн-мерчандайзинге. Например, можно придать товару сильный визуальный отклик, положив его в определенное место на полке: на уровень рук покупателя или на уровень глаз. А дешевый товар размещают, как правило, на уровне колен. Так покупатель психологически понимает — раз товара много, он дешевый, за ним нужно нагнуться, значит, ничего особенного в нем нет.

Если говорить про онлайн-маркетинг, то речь идет про формирование визуальных страниц. Это может быть сам каталог товаров и определенные карточки внутри него: кликабельные баннеры или дополнительные маячки, которые привлекают внимание человека и заставляют посмотреть, что там под ними кроется».

Как отследить и контролировать триггеры

Некоторые триггеры можно предвидеть, но многие из них часто застают человека врасплох. Психологи, психотерапевты и психиатры помогают установить связь между сильными эмоциональными реакциями и триггерами. В процессе работы с пациентом они разрабатывают стратегии преодоления, которые помогут управлять эмоциями, когда человек столкнется с триггерами.

Елена Барабанова:

«Говорить о наличии негативных триггеров можно, когда вы замечаете за собой сложную эмоциональную реакцию при вполне благоприятных обстоятельствах. Например, ваша мама пригласила вас на семейный ужин, вы приезжаете к ней в гости и физически чувствуете, как «скукоживаетесь». Вам сложно рассказывать о себе, вы тревожитесь, что на ваш рассказ ответит мама. Или вы получаете СМС от начальника с просьбой в начале рабочего дня зайти к нему в кабинет. Эту ночь вы плохо спите, часто встаете, прокручиваете ваш диалог в голове. И главное в этих ситуациях — неспособность прекратить происходящее.

Для того чтобы отследить триггер, нужно взять за привычку задавать себе вопросы. «Что я чувствую?», «Что происходит с моим телом, как оно реагирует?», «Что я делаю в ответ на ситуацию (боюсь, убегаю, стыжусь, теряю веру в себя, кричу и т. д.)?», «Что именно вызвало во мне такую реакцию (голос начальника, тон маминого разговора)?» Эти вопросы помогут определить, как запускается триггер.

Если триггер повлек за собой эмоциональную реакцию, важно вернуть себе опору. Первая наша опора — наше собственное тело. Почувствуйте свое тело — ноги, руки, спину, — почувствуйте свое дыхание — оно должно быть диафрагмальным, т. е. брюшным, — найдите в пространстве предметы, привлекающие ваше внимание. Например, при панических атаках можно найти десять красных предметов, десять предметов интерьера и т. д. Ну, а освободиться от влияния триггеров можно, обратившись к психологу».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *