Что такое психология безопасности
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» в других словарях:
Психология безопасности — Раздел юридической психологии, включающий: 1) изучение психологических механизмов поведения жертв криминального насилия и преступлений, психологического уровня их виктимности (см. Уровни виктимности психологические ) и разработку рекомендаций по… … Энциклопедия современной юридической психологии
психология безопасности — rus психология (ж) безопасности eng accident psychology fra psychologie (f) des accidents deu Unfallpsychologie (f) spa psicología (f) de los accidentes … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
Психология безопасности граждан от различных видов преступлений — В юридической психологии и праве принята классификации преступлений на основные три вида: насильственные, корыстные и корыстно насильственные. Психологическое обеспечение безопасности граждан имеет различия в зависимости от конкретного вида… … Энциклопедия современной юридической психологии
Психология безопасности граждан от мошенничества — В праве и юридической психологии под мошенничеством понимается хищение чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ).Мошенники выбирают себе жертвы среди людей среди людей,… … Энциклопедия современной юридической психологии
Психология безопасности граждан от обмана как потребителей — Обман потребителей заключается в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или… … Энциклопедия современной юридической психологии
Психология труда — Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия
Безопасности жизнедеятельности психология — Раскрывает содержание поведения групп и индивидов в различных жизненных ситуациях, связанных с угрозой их жизни и здоровью. Психология безопасности жизнедеятельности включает в себя широкий круг вопросов, связанных с обеспечением нормального… … Энциклопедия современной юридической психологии
Психология безопасности, часть первая
Безопасность – это и ощущение, и реальность. И это не одно и то же.
Брюс Шнайер
Введение
Безопасность – это и ощущение, и реальность. И это не одно и то же.
Реальность безопасности лежит в области математики, она основана на вероятности различных рисков и эффективности различных контрмер. Можно посчитать, насколько ваш дом защищен от кражи, взяв за основу такие факторы как уровень преступности в той местности, где вы проживаете, и вашу привычку закрывать или не закрывать дверь на замок. Можно посчитать, насколько вероятно, что вы будете убиты незнакомцем на улице либо членом вашей семьи дома. Или насколько вероятно, что будут похищены ваши персональные данные. Это совсем несложно, если мы располагаем достаточно полными статистическими данными по совершаемым преступлениям – страховые компании постоянно этим занимаются.
Также можно подсчитать, насколько безопаснее сделает ваш дом сигнализация, или насколько эффективно замораживание кредита может предотвратить возможность хищения персональных данных. Опять же, при достаточном количестве информации это несложно.
Но безопасность также является ощущением, которое основывается не на вероятностях или математических вычислениях, а на ваших психологических реакциях на риски и контрмеры. Вы можете сильно бояться терроризма либо же считать, что это не то, чего в действительности следует опасаться. Вы можете чувствовать себя в большей безопасности, когда видите, что люди снимают ботинки перед металлоискателями в аэропорте, а можете и не чувствовать. Вы можете чувствовать, что подвержены высокому риску кражи, среднему риску быть убитым и низкому риску хищения персональных данных. А ваш сосед, в аналогичной ситуации может чувствовать, что подвержен высокому риску хищения персональных данных, среднему риску кражи и низкому риску быть убитым.
Или, в более общем смысле, вы можете быть в безопасности, даже когда вы этого не чувствуете. И вы можете чувствовать себя в безопасности, когда в действительности это не так. Ощущение и реальность безопасности, несомненно, соотносятся друг с другом, но они определенно не являются одним и тем же. Так что лучше использовать два разных слова для описания этих явлений.
Данное эссе – моя первая попытка исследовать чувство безопасности: откуда оно появляется, как оно проявляется, и как оно отличается от реальности безопасности. Четыре дисциплины, две из которых очень близко соотносятся друг с другом, могут помочь пролить свет на эту проблему. Во-первых, это поведенческая экономика, иногда называемая поведенческим финансированием. Поведенческая экономика рассматривает человеческие факторы – эмоциональные, социальные и познавательные – и то, как они влияют на принятие экономических решений. Во-вторых, это психология принятия решений, более конкретно – теория ограниченной рациональности, которая изучает, как мы принимаем решения. Ни одна из этих дисциплин напрямую не рассматривает безопасность, но обе принимают во внимание понятие риска: поведенческая экономика больше по отношению к экономическому риску, а психология принятия решений в большей степени рассматривает риски, связанные с безопасностью. Обе дисциплины достаточно подробно объясняют различия между ощущением и реальностью безопасности и, что более важно, из чего эти различия проистекают.
Существует также прямое исследование психологии риска. Психологи изучают восприятие риска, пытаясь выяснить, когда мы преувеличиваем опасность рисков и когда придаем ей меньшее, чем следовало бы, значение.
Четвертая из относящихся к вопросу дисциплина – это неврология. Психология безопасности очень тесно связана с тем, как мы думаем, причем принимаются во внимание как интеллектуальный, так и эмоциональный аспекты. За тысячелетия мозг разработал сложные механизмы, чтобы справляться с опасностями. Понимание того, как мозг работает, и в каких случаях он дает сбой, является существенным условием понимания ощущения безопасности.
Эти дисциплины многому могут научить тех, кто занимается безопасностью, работают ли эти специалисты над безопасностью компьютерных продуктов или проводят политику национальной безопасности. И если эта статья покажется немного беспорядочной, то это только потому, что я только начинаю разбираться в огромном количестве посвященных данной теме исследований. В некотором роде я ощущаю себя человеком, который собрал понемногу информации отовсюду, и большая часть этого эссе говорит: «Посмотрите! Разве это не увлекательно? А теперь обратите внимание сюда! Разве это так же не удивительно?» И где-то посреди всего этого прослеживаются нити, которые связывают все вместе, уроки, которые мы можем усвоить (помимо того, что «люди странные») и способы создания систем безопасности, которые принимают во внимание ощущение безопасности, а не игнорируют его.
Компромисс безопасности
Безопасность – это компромисс. Далее эта мысль описывается довольно подробно, данный принцип необходимо прочно усвоить для понимания психологии безопасности. Абсолютной безопасности не существует, и определенная степень безопасности всегда подразумевает некие компромиссы.
Безопасность стоит денег, но помимо этого за нее приходится расплачиваться временем, удобствами, возможностями, свободой и так далее. Неважно, приходится ли ради дополнительной безопасности поступиться удобством и постоянно носить ключи в кармане и открывать замок каждый раз, когда вы хотите попасть домой, или поступиться временем и затратами на обыск каждого пассажира ради дополнительных мер безопасности против определенного рода авиатерроризма – любые меры по безопасности связаны с компромиссами.
Я помню, как спустя несколько недель после трагедии 11 сентября репортер спросил меня: «Что мы можем сделать, что это не повторилось вновь?» «Это проще простого, – ответил я, – необходимо запретить любые полеты».
Такой компромисс столь категоричен, что мы как общество никогда на него не пойдем. Однако спустя несколько часов после тех террористических атак именно это мы и сделали. Когда мы не знали масштабов атаки и замысла террористов, принуждение к посадке каждого самолета было вполне разумным компромиссом. И даже теперь, спустя годы, я не слышал, чтобы кто-нибудь критиковал это решение.
Бессмысленно рассматривать безопасность только лишь с точки зрения эффективности. «Насколько это эффективно против угрозы?» – некорректно сформулированный вопрос. Правильнее было бы спросить: «Это приемлемый компромисс?». Бронежилеты очень эффективны и отлично защищают от пуль. Но для большинства из нас, живущих в относительно безопасных индустриализованных странах с развитой законодательной системой, ношение бронежилета не является приемлемым компромиссом. Дополнительная безопасность этого не стоит: не стоит затрат, дискомфорта и нелепого внешнего вида. Но стоит переместиться в другую часть света, и это может показаться приемлемым компромиссом.
Этот интуитивный выбор наиболее важен для жизни на этой планете. Каждое живое существо идет на компромиссы в области безопасности, в большинстве случаев, как представитель вида – эволюционирует в одном направлении, а не в другом, – но также как отдельная особь. Представьте кролика, который сидит в поле и поедает клевер. Внезапно он замечает лису. Ему нужно принять решение, чем же стоит поступиться: остаться на месте или бежать? Те кролики, которым такие решения удаются лучше, будут жить и размножаться, тогда как другим суждено быть съеденными или умирать с голоду. Это означает, что как успешный на планете вид, люди, должно быть, очень преуспели в принятии решений относительно компромиссов в области безопасности.
И, тем не менее, создается впечатление, что мы практически не способны на правильные решения в этой области. Мы всегда все неверно понимаем. Мы преувеличиваем одни риски, тогда как приуменьшаем значение других. Мы увеличиваем одни расходы, в то время как минимизируем другие. Даже простые компромиссы мы снова и снова оцениваем неправильно. Если бы пришелец с другой планеты, руководствующийся только логикой, стал изучать человеческое поведение в контексте безопасности, мы бы ему показались крайне неразумными.
Правда состоит в том, что нам не так уж плохо удаются решения в области безопасности. Мы достаточно хорошо приспособлены к тому, чтобы иметь дело со средой безопасности, характерной для предков современного человека, живших небольшими семейными группами на плоскогорьях Восточной Африки. Дело в том, что Нью-Йорк 2007 года отличается от Кении за 100 000 лет до нашей эры. Таким образом, наше чувство безопасности расходится с реальностью безопасности, и мы все оцениваем неверно.
Существует несколько определенных аспектов, которые могут быть оценены неверно при принятии компромиссных решений в области безопасности. Например:
Чем больше ваше ощущение этих пяти аспектов расходится с реальностью, тем меньше ваша воображаемый компромисс будет соответствовать действительности. Если вы считаете, что риск гораздо серьезнее, чем он есть на самом деле, то на уменьшение риска вы затратите больше, чем нужно. Если вы по какой-либо причине думаете, что риск существует, но он касается только других людей, ваши затраты будут недостаточными. Если вы переоцените стоимость контрмер, то вероятность применить их в нужное время невелика, а если вы переоцените эффективность контрмер, вы, скорее всего, примените их тогда, когда в этом нет необходимости. Если вы неточно определите суть компромисса, вы не сможете правильно сбалансировать затраты и эффективность контрмер.
Многое из этого можно отнести на счет простой неосведомленности. Если вы думаете, что уровень убийств в вашем городе составляет десятую часть от действительного, то вероятно вы примите неадекватное решение по безопасности. Однако наибольший интерес представляет расхождение между восприятием и реальностью, которое не может быть объяснено так просто. Почему даже если кто-то знает, что в автомобильных катастрофах ежегодно погибает 40 000 человек только в США, а в самолетах погибают лишь сотни по всему миру, то этот человек больше боится самолетов, а не автомобилей? Почему, когда от отравления пищей ежегодно погибает 5000 человек, а трагедия 11 сентября унесла жизни 2 973 человек, при том, что это событие не повторялось, мы тратим десятки миллиардов долларов в год (даже не считая операций в Ираке и Афганистане) на защиту от терроризма, в то время как бюджет организации по контролю за продуктами питания и лекарствами всего 1,9 миллиарда долларов?
Точка зрения, которую я отстаиваю, состоит в том, что эти нелогичные компромиссы могут быть объяснены с помощью психологии. Нечто в том, как работает наш мозг, заставляет нас больше бояться полетов, чем поездок на машине и заставляет тратить деньги, время и другие средства на предотвращение угрозы терроризма, а не на предотвращение отравлений пищей. Более того, эти кажущиеся нелогичными решения имеют под собой эволюционную основу: они сослужили хорошую службу нашему виду в прошлом. Осмысление этих нелогичных компромиссов, а также того, почему они существуют и почему они подводят нас сейчас, существенно для понимания того, как мы принимаем решения в области безопасности. Это необходимо, чтобы понять, почему, являясь весьма успешным видом на планете, мы идем на такие невыгодные компромиссы в области безопасности.
Общепринятые взгляды на риск
В большинстве случаев, когда восприятие безопасности не совпадает с реальностью безопасности, это происходит потому, что восприятие риска не совпадает с реальностью риска. Мы беспокоимся не о тех вещах, уделяя внимание незначительным угрозам и не придавая должного значения более опасным. Мы неверно оцениваем масштабы различных опасностей. Многие из этих случаев могут быть отнесены на счет нехватки информации или плохих подсчетов, но существует ряд основных ошибок, которые мы допускаем снова и снова.
В своей книге «За пределами страха»(Beyond Fear) я отметил следующие пять:
У Дэвида Ропейка и Джорджа Грея есть более длинный список в книге «Риск: Руководство для принятия решений о том, что действительно безопасно и что представляет угрозу в окружающем мире» (Risk: A Practical Guide for Deciding What’s Really Safe and What’s Really Dangerous in the World Around You):
Другие авторы приводят эти и похожие аспекты – они указаны в Таблице 1.
При просмотре Таблицы 1 возникает впечатление, что многие представления о рисках вполне обоснованы. На это есть две причины. Во-первых, восприятие рисков глубоко укоренилось у нас в мозгу – это результат миллионов лет эволюции. И, во-вторых, наше восприятие рисков, в общем, достаточно точное – оно позволило нам выживать и производить потомство на протяжении этих миллионов лет.
Таблица 1: Общепринятые взгляды на восприятие риска людьми
Люди преувеличивают риски, которые:
Люди преуменьшают значение рисков, которые:
Тема 6 Психология безопасности
Эффективность технических мер предотвращения несчастных случаев во многом зависит и от самих трудящихся, от их поведения, субъективного отношения к труду и к требованиям безопасности. Психология безопасности труда призвана способствовать отработке безопасных приемов труда, вскрывать причины и вредные последствия неправильного поведения на рабочем месте. В то же время нельзя рассматривать этот процесс изолированно от всего процесса развития сознательности трудящихся, точно так же, как осознание объективных условий безопасности труда неотделимо от общего процесса развития производительных сил.
Процесс труда и взаимодействие его компонентов обычно регулируются соответствующей организацией. Фактор организации связывает не только человека с предметом труда, орудиями труда и средой, но и все эти компоненты между собой. Он определяет поведение человека, применение орудий и предметов труда, а также допустимые условия окружающей среды. Среди различных факторов производства принято выделять опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочего приводит к травме, и вредные производственные факторы, воздействие которых на рабочего влечёт за собой профессиональное заболевание. Опасные производственные факторы можно подразделить также на явные, когда их опасность очевидна и для её устранения необходимы соответствующие меры, и потенциальные, которые могут стать объектом опасности лишь в результате ненормального поведения человека. Необходимым условием того, чтобы возник несчастный случай от опасного производственного фактора, является нахождение человека в опасной зоне. Вторым необходимым условием возникновения несчастного случая являются нарушения, появляющиеся именно в тот момент, когда человек находится в опасной зоне. Кроме них, требуется обычно ещё определённое стечение целого яда других обстоятельств.
Для выявления отношения человека к различным задачам и ситуациям, возникающим в трудовой или любой другой деятельности, необходимо установить смысл, который он усматривает в этих задачах и ситуациях. Эмоции, возникающие в процессе деятельности, бесконечно разнообразны. Однако для процесса труда можно выделить две главные категории переживаний: эмоции, обусловленные успешным течением процесса деятельности, успешным достижением цели, и эмоции, связанные с трудностями, препятствиями, возникшими на пути к цели, порождённые различными опасностями для человека, угрозами его ценностями.
Уровень тревоги, возникающей в опасной ситуации, обусловлен как тяжестью вытекающих из неё последствий, так и возможностью из реализации. Можно предположить, что осознание человеком высокой опасности решаемой задачи вызывает у него чрезмерно сильное волнение, которое приводит к дезорганизации деятельности и понижению его физических возможностей по решению подобной задачи.
Личность и проблемы её безопасности
Можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде:
— чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции;
— фактор, определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека;
— фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, умений;
— фактор, характеризующий направленность человека, то есть его мотивы, интересы;
В сфере производства система безопасности труда, решает ряд задач:
— способствует обеспечению общей организации безопасности производства;
— способствует разработке и использованию индивидуальных и стационарных средств защиты от опасных производственных факторов;
— способствует организации обучения безопасной работе, выполнению правил по безопасному труду, контролирует готовность техники и людей к безопасной работе;
— осуществляет воспитание и пропаганду безопасной работы;
Основные факторы предрасположенности к несчастным случаям
Существуют общие дифференцирующие показатели предрасположенности к опасности: эмоциональные свойства и качества темперамента; низкие качества внимания (его концентрации, распределения и переключения); малая наблюдательность (осмотрительность); недостаточная сенсомоторная координация; низкая выносливость; склонность к риску.
Показателем предрасположенности к несчастным случаям является и большая вариативность в результате тестирования по указанным показателям.
Существует мнение, что причины предрасположенности к несчастным случаям следует искать в том, как субъект воспринимают ситуацию и возникшую в ней задачу, в какой мере он устремлён к достижению цели и насколько реальным при этом он считает возникновение несчастного случая.
Женщины реже создают опасные ситуации, а мужчины в таких ситуациях способны скорее избегать несчастных случаев. Из сказанного следует, что для обеспечения безопасности труда женщин следует в первую очередь стремиться к созданию нормальных условий труда и устранению, по возможности, причин, портящих настроение, вызывающих у них переживания тревоги и страха.
Наиболее распространённым производственным показателем рабочих, с которым принято соотносить уровень травматизма, является стаж работы. Можно сделать вывод, что с повышением возраста рабочего его предрасположенность к несчастным случаям ни в производственных, ни в непроизводственных условиях не увеличивается. Наиболее опасным в отношении травматизма является возраст между 20 и 25 годами. Если предположить, что с увеличением возраста рабочего будет непрерывно расти и его профессиональный стаж, то с увеличением возраста и стажа успешность труда будет даже несколько повышаться. Фактически же травматизм падает за счёт роста профессионального стажа.
Можно заключить, что в начале освоения профессии из-за малого стажа и обычно молодого возраста имеет место пик травматизма, тогда, как в дальнейшем, с ростом стажа, действует общая тенденция снижения количества несчастных случаев. Однако при профессиональном стаже примерно 5 лет, обнаруживается второй скачок числа несчастных случаев.
Первый пик оказывается обусловленным недостатком знаний рабочего: он ещё не может точно определить, что опасно и что не опасно, где последствия ошибок невелики, а где это чревато несчастным случаем. Названные факторы авторы определяют как проявление неопытности рабочего. Второй пик возникает при наличии примерно пятилетнего профессионального стажа.
Под стрессом принято понимать состояние психической напряжённости, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей. Было экспериментально показано, что с ростом активации нервной системы до определённого уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Из этого следует, стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определённого критического уровня. При превышении этого уровня в организме развивается процесс гипермобилизации, который влечёт за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до её срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом.
Пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определённого уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако всё это достигается за счёт мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.
Можно выделить шесть групп производственных стрессоров: интенсивность работы; давление фактора времени; изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты у рабочих; однообразная и монотонная работа; недостаточная двигательная активность; различные внешние воздействия.
К перечисленным можно добавить и фактор нарушения стереотипной системы труда, возникающего в связи с поломками техники и другими внешними причинами, препятствующими привычной системе деятельности. Каждый из названных факторов в отдельности порождают экстремальные условия деятельности и вытекающие из них стрессовые состояния. Причём для современного производства типичны экстремальные ситуации двух крайних типов.
Первый тип экстремальной ситуации возникает тогда, когда требования интенсивной работы и жестокие ограничения во времени вынуждают рабочего предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы.
Другой тип экстремальной ситуации возникает из-за недостатка или однородности поступающей информации, недостатка межличностного контакта, низкой двигательной активности.
Факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям: особенности темперамента; функциональные изменения в организме (сердечно-сосудистые заболевания, диабет); недостатки органов чувств (ухудшение зрения, слуха); функциональные нарушения связи между сенсорными и моторными процессами (замедленное или поспешное реагирование на сигнальные раздражители); пристрастие к алкоголю, наркотикам.
Факторы, которые временно повышают предрасположенность рабочего к несчастным случаям:
— неопытность. Это отсутствие у рабочего навыков и умений, достаточных для приложения полученных при обучении знаний в конкретном труде;
— неосторожность. Это результат не использования возможностей из-за недооценки сложности задач и переоценки своих трудовых качеств;
— утомление. Это соответствующие временные изменения в организме, проявляющиеся в понижении работоспособности при интенсивной или длительной работе;
— дистресс. Он может возникать, например, вследствие несовпадения характера труда с темпераментом рабочего, из-за неприятностей в личной жизни;
— влияние биологических ритмов и атмосферных факторов.
Тяжесть несчастного случая не является достоверным свидетельством предрасположенности пострадавшего к травматизму; более достоверным показателям этого качества является неоднократная повторность микротравм. Микротравмы же дают большую текущую статистику, позволяющую вести непрерывный контроль закономерностей трудового травматизма и их изменений.
Следовательно, при взаимодействии подструктур (человек, производство, система безопасности труда) складывается фактический уровень безопасности труда.
Было выяснено, что пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определённого уровня, он способствует преодолению трудностей. Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определённого критического уровня.
Психические процессы, управляющие трудовой деятельностью
В процессе трудовой деятельности устанавливается сложная взаимосвязь между ощущениями, которые отражают воздействия внешней среды, и ощущениями, возникающими как следствие внутренних процессов, в частности в двигательном аппарате, и которые часто не достигают ступени сознания.
Безопасность значительной части трудовых процессов зависит именно от точной, быстрой и правильной реакции рабочего на определенные явления, возникающие в ходе трудового процесса. При этом необходимо, чтобы в его сознании прочно были зафиксированы требуемые для такой ситуации знания и отработаны соответствующие навыки. Весьма важно также, чтобы эти знания откладывались в его памяти в максимально кратких формулировках, чтобы время на раздумывание, взвешивание, возобновление знаний в период между восприятием и действием было как можно короче. Психологический подход к безопасности труда должен проявляться в создании соответствующих связей между ощущением и движением.
Во время работы человек постоянно воспринимает целый ряд окружающих его факторов, но в то же время предмет его внимания составляют некоторые, наиболее важные моменты трудового процесса. В значительной части трудовых процессов трудовая деятельность состоит из ряда строго последовательных приемов и движений. Ощущения, возникающие в результате сокращения мышц и подвижности суставов, информируют о ходе движения; двигательный анализатор управляет движением, определяет его размах, скорость, направление.
Внимание. Понятие внимания относится к числу наиболее важных понятий психологии безопасности труда. Направленные ощущения, настроенные лишь на определенные источники раздражений называются вниманием. В таких случаях требуется волевое усилие, которое заранее определяет характер и направленность деятельности органов чувств для поддержания своеобразного состояния готовности, как необходимого условия точной и быстрой реакции. Это состояние готовности к реакции означает концентрацию внимания.
Для безопасности труда в одинаковой мере важно как непроизвольное, так и произвольное внимание. Выполнение работы требует произвольного внимания. Это значит, что психическая деятельность рабочего должна быть направлена на конкретное трудовое задание. Если в ходе работы возникнут неожиданные, сильные воздействия на рабочего (например, звуковые или световые), то непроизвольное привлечение ими внимания может изменить направленность нервных процессов, деятельности психики. А это, в свою очередь, может вызвать временное торможение, своеобразные помехи в соответствующих центрах нервной системы. В таких случаях легко может возникнуть бездействие или неправильное действие, ведущие к несчастным случаям. Для правильной организацией труда, создания благоприятной окружающей обстановки следует оберегать трудящихся от неожиданных, отвлекающих внимание воздействий. Источниками такого отвлечения внимания могут быть неорганизованность, суетливость, чрезмерная теснота, а также недисциплинированность работающих. С другой стороны, необходимо вырабатывать у рабочих способность при возникновении каких-либо помех сохранять должную концентрацию произвольного внимания.
Работа будет безопасна лишь при условии, если психической деятельности во время труда будет обеспечено такое равновесие, которое позволит работнику в любой момент подключить вторую сигнальную систему для принятия срочного решения. Условие это заключается в том, чтобы даже в случае автоматического выполнения рабочим операции не занимать себя полностью посторонними мыслями.
Память. Воздействие раздражителей не исчезает бесследно из нашей нервной системы. Очаги возбуждения, возникающие в головном мозге в результате раздражений, оставляют после себя своеобразные следы, сохраняющиеся в течение долгого времени. Эти следы и образуют нервно-физиологическую основу памяти.
При обучении трудовым движениям и операциям действуют сложные процессы памяти. Двигательная память играет особо важную роль в профессионально-технической подготовке. Статистика несчастных случаев убедительно покрывает, что среди рабочих, не имеющих достаточного опыта, процент несчастных случаев несравненно выше.
Выполняя определенные трудовые движения, рабочий всегда представляет себе конечный итог этих движений, завершение данной фазы работы и переход к следующей. Другая функция воображения, направлена на устранение трудностей и источников опасности, неожиданно возникающих в трудовом процессе. Для того чтобы рабочий осознал возникающую опасность, он, прежде всего, должен знать взаимосвязь между самой опасностью и признаками, сигнализирующими о ней. В сознании рабочего неожиданно возникает возможное следствие опасности. Это вызывает такие действия, которые способствуют устранению опасности.
Мышление. Элементарное мышление неразрывно переплетается с ощущением и восприятием, с памятью и воображением, и его важнейшая роль заключается в синтезе, упорядочении и координации этих процессов.
По существу наши знания складываются из целого ряда таких суждений. Суждения связываются в умозаключения, которые, в свою очередь, образуют целую систему в процессе мышления.
Мышление, таким образом, означает решение задачи. Всеобъемлющий характер мышления проявляется в его обзорности, широте, то есть в том, какое количество впечатлений органов чувств и знаний мы можем использовать в мыслительном процессе для обоснования своих выводов. Гибкость и критичность мышления заключается в способности при рассмотрении возможных способов решения задания управлять своим мышлением, сообразуясь с действительностью.
Задача психологии труда состоит в первую очередь в том, чтобы сделать мышление трудящегося пригодным к выполнению круга заданий данной работы. Демонстрируя в ходе наглядного обучения критические ситуации, стабилизируя знания, мы можем повышать скорость мышления рабочего в рамках данного круга обязанностей. А с помощью показа и закрепления различных способов действий мы можем помочь повышению широты и гибкости мышления.
Эмоции. Эмоции играют важную роль в управлении трудовой деятельностью. Различают общее и специфическое эмоциональное отношение к труду.
Положительное эмоциональное отношение позволяет ему мобилизовать свои силы, мастерство, умение. Сознательное упорядочение эмоциональных процессов имеет большое значение, так как нарушения внимания и перебои в действиях часто приводят к несчастным случаям. Поэтому для обеспечения безопасности труда чрезвычайно важно самообладание, являющееся само по себе не чем иным, как способностью человека влиять на свои чувства.
Воля. В трудовой деятельности важное значение имеет целенаправленность психических процессов. Сознательное управление восприятием, способность не ослаблять внимания при наличии отвлекающих факторов, преодоление отрицательного влияния воспоминании и мыслей.
При организации своего поведения в труде человеку приходиться руководствоваться не только целью и мотивами труда, но также и фактически имеющимися орудиями, условиями труда, действующими при этом силами природы, и, очевидно, вытекающими из труда опасностями. Каждая новая деятельность основывается на прошлом опыте и начинает развиваться во внутренней, мыслительной, сфере с актуализации цели и плана действия. Этот план затем реализуется во внешней, предметной сфере путём последовательного выполнения этих действий посредством соответствующих операций.
То действие, которое представляется человеку сложным и опасным, от выполнения которого зависит успех данной деятельности, порождает у него эмоции и связанную с ними энергетическую мобилизацию организма, что, как правило, способствует успеху выполнения такого действия.
Когда человек основательно осваивает предметное действие и в результате тренировок возникает навык его выполнения, оно превращается в операцию, становится способом выполнения более крупного действия. Благодаря навыкам, отдельные элементы действия выполняются без специального сознательного контроля. Навыки заключаются также в целесообразном и экономном согласовании внутренних процессов в организме с двигательными актами, поэтому их реализация требует меньших затрат.
Мотивация как один из психологических факторов, влияющих на безопасность труда
Среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда, мотивация занимает самое важное место. Под мотивом будем понимать то объективное, ради чего совершается деятельность. Потребность является побудителем деятельности. Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила этой деятельности. В труде можно выделить пять основных мотивов:
Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается и материальная выгода и социальная выгода. Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью здесь понимается не только возможность физических повреждений, но и материальные опасности, а также опасности социального порядка. Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более лёгкий способ выполнения задания, при котором требуется меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение
Мотив удовлетворённости проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Проявление мотива удовлетворённости будет зависеть от ценностных критериев, склонностей, интересов рабочего.
К рабочим, отличающимся более слабой нервной системой, повышенными невротизмом и тревожностью, служебные наказания за нарушения правил следует применять особенно усмотрительно.
Чем боле опасным и значимым представляется субъекту данное событие, тем при меньших шансах оно расценивается им как «частое», «редкое». Мотивация к избеганию «духовной» опасности, возникшей по собственной вине, оказывается сильнее, чем к избеганию той же опасности, вызванной техническими причинами. Нарушители меньше бояться опасности, чем «осторожные», а, следовательно, и менее мотивированы к её избеганию. Ведущими фактором, определяющими результирующую мотивацию к использованию средств защиты, являются мотивы избежание физической опасности, а также сохранения при этом высокой производительности (заработка) и удобства. Избежание социального наказания оказалось самым слабым мотивом среди побудителей к использованию средств защиты.
Выбор варианта поведения в условиях опасности обычно определяется следующими соображениями:
— выигрышем, который может быть получен при данном выборе;
— шансами на успех или избежание неудачи при сделанном выборе;
— степенью необходимости осуществления выбора, и в частности именно данного выбора.
Способность человека к требуемым действиям в аварийных ситуациях
становится уже универсально важным индивидуальным качеством, определяющим его защищённость от опасности и предрасположенность к ней.
Установка на защитное поведение в труде зависит от трёх факторов:
— степени предполагаемого риска; преобладающей мотивацией; опыта работы.
Установку на защитное поведение усиливают два обстоятельства:
— когда без риска удаётся получить желаемый результат; когда рискованное поведение ведёт к несчастному случаю.
Таким образом, статистика несчастных случаев убедительно покрывает, что среди рабочих, не имеющих достаточного опыта, процент несчастных случаев несравненно выше.
Мотивация занимает самое важное место среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда.
Вопросы для самоконтроля:
1. Способность человека противодействовать опасности в труде;
2. Основные факторы предрасположенности человека к несчастным случаям;
3. Психические процессы, управляющие трудовой деятельностью;
4. Влияние мотивации на безопасность труда.
Использованная и рекомендуемая литература
1. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности: учебное пособие. / Н.С. Ефимова. – Москва : Инфра-М, 2010. – 191 с.
Дата добавления: 2015-08-26 ; просмотров: 9407 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ