Что такое психология социально правовой деятельности

Психология социально-правовой деятельности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социально-правовой деятельности

Социально-правовой деятельностью называют выполнение государственными институтами и должностными лицами конкретных функций, которые осуществляют правоприменительные практики в социальной среде, для благополучия всех участников.

Данная деятельность реализуется в рамках государственного устройства и с участием государственных лиц. Она осуществляется представителями государственной правовой власти: полиция, суд, прокуратура. А также представителями социальных служб, такими как социальная защита, пенсионный фонд.

Психология социально правовой деятельности относится к разновидности социальной психологии. Объектом данной психологии является исследование психологической характеристики правоприменительной деятельности в социальной среде. К правоприменительной деятельности относят судебную, правоохранительную, законотворческую и исполнительную практики.

Правила и нормы деятельности

Сюда входят требования и правила поведения, уровень профессионального соответствия, следование этическим правилам, ориентированным на интересы клиента.

Кодекс содержит моральные понятия, существующие в психологической работе и во время решения конфликтов. Это помогает организовывать мероприятия и согласовывать их с поставленными задачами.

Вся социально-правовая практическая деятельность имеет прикладной характер, она связана со всеми процессами жизнедеятельности клиента. При этом необходимо соблюдать уважительное отношение к человеку. Запрещается грубость, некорректное отношение. Важно выстроить доверительный контакт и доброжелательные отношения с каждым человеком.

Сведения, полученные во время психологической работы нельзя использовать в собственных интересах, злоупотребляя должностным положением.

Для психолога необходимо постоянно улучшать профессиональные качества, применять новейшие средства и методики для эффективной психологической работы.

Социально-правовая деятельность включает в себя общие и специфические показатели. Специфические показатели содержат все индивидуальные характеристики психики профессионала: его свойства характера, жизненные приоритеты и индивидуальные качества для осуществления данной деятельности.

Успех психолога базируется на профессиональной компетенции и творческом подходе к конкретным задачам. Это позволяет налаживать связи и в личных отношениях и в социальных группах.

Готовые работы на аналогичную тему

Основой профессионализма психолога являются важнейшие ценности и практические действия, согласованные с профессиональной культурой и лучшими традициями современности. Подобная позиция формирует высокую продуктивность социально-правовой деятельности психологов.

Этические принципы

Сюда входят нравственные права и обязанности, связанные с особенностями социально-правовой деятельности психолога. Данные принципы служат психологу направляющим фактором для определения методов работы с клиентом, а также при возникновении конфликтов. Изучение правил этики включено в основную подготовку психологов.

Нравственный кодекс следит за:

Принципами этического кодекса служат:

Вышеперечисленные принципы согласованы с международными стандартами психологов в социально-правовой сфере.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 29 09 2021

Источник

Правовая психология: понятие, структура, методы, принципы

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

Что такое правовая психология?

Правовая психология — это раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты и процессы реализации правотворчества, правопонимания, формирование правосознания, а так же социализации личности в сфере права.

Правовая психология выступает в качестве некоторого набора привычек, стереотипов поведения, которые являются реакцией общества и социальных групп на отдельные правовые нормы, общие принципы организации правового порядка, а также юридические организации.

В более простой формулировке под правовой психологией подразумевается отношение человека к праву, закону и его представителям. При этом подобные отношения могут являться удовлетворенностью, негодованием, возмущением, удовольствием.

Объект и предмет правовой психологии

Предмет изучения правовой психологии — психологические особенности взаимодействия людей в ходе реализации правовых отношений и правоприменительной деятельности.

В качестве объекта изучения в юридической психологии выступают конкретные типы людей и их общности с точки зрения правовой активности существующих процессов правового регулирования.

Основными задачами подобного направления рассматриваются: психология правовой социализации, ее недостатки, потенциальные психологические предпосылки производительности правовых общепризнанных норм и правил.

Структура правовой психологии

Традиционно в структуре правовой психологии выделяют следующие компоненты:

Задачи правовой психологии

Правовая психология призвана решать следующие задачи:

Принципы правовой психологии

Под принципом подразумеваются основные идеи и концепции, которые пронизывают общую систему знаний в направлении юридической психологии. Стоит понимать, что перечень подобных подходов в значительной степени отличается в литературе. При обращении к юридической современной психологии можно выделить следующие принципы:

Методы правовой психологии

Методы правовой психологии характеризуются наличием некоторой специфики, которая формируется в связи с особенностями изучаемых субъектов. В качестве основной методики рассматривается структурный анализ, который позволяет определить имеющиеся функциональные зависимости всех исследуемых объектов. Довольно часто используется структурно-генетический анализ, позволяющий обнаружить связь между функционированием человека и личностным развитием. К числу иных методов исследования в юридической психологии относится:

Психологическая теория права Л. Петражидского

Наибольшее влияние на развитие российской психологической школы права оказал Лев Иосифович Петражицкий, профессор факультета юриспруденции в Петербургском университете. По его мнению, право должно определяться как некоторая совокупность психических элементов, которые полностью формируются в зависимости от психических особенностей индивида, придающих поведению характер общеобязательности.

Также по мнению Л.И. Петражицкого основным источником права должна выступать эмоциональная сфера человека. В его психологической теории права эмоции подразделяются на правовые и моральные. Правовые эмоции обладают атрибутивно-императивным характером, то есть позволяют продемонстрировать конкретные потребности индивида с точки зрения чувственного переживания долга. При этом моральные эмоции являются внутренними определяющими факторами для поведения человека.

С точки зрения правовой психологии Л.И. Петражицкий выделил следующий перечень социальных сфер:

Как итог, можно отметить, что Лев Иосифович Петражицкий определял правовую психологию как крайне важную часть в жизни каждого человека, придавая ей статус регулятора поведения в социуме.

Отличия правовой идеологии и правовой психологии

Крайне важным при рассмотрении подобных категорий является умение продемонстрировать связь и отличия правовой психологии и идеологии. Стоит учитывать, что правовая психология позволяет отражать правовую действительность в качестве набора несвязанных фактов, не рассматривая ее как единую систему. При этом правовая идеология является полной противоположностью, задача которой заключается в рассмотрении правовой действительности в качестве единого целого. Правовая психология является более быстрым инструментом реагирования на формирующиеся изменения правовой действительности, поскольку все изменения воспринимаются непосредственно субъектом.

Связь между правовой идеологией и психологией состоит в следующем: в отрыве от правовой психологии правовая идеология лишается определённой эмпирической базы, становится оторванной от реальности и неэффективной. При этом, их единство обеспечивает наиболее полное и корректное отображение особенностей общественного бытия, а также позволяет оказать активное влияние на всю социальную жизнь общества.

Источник

Психология социально-правовой деятельности — Правосознание как механизм правового регулирования

В целом, право, законодательство, правовая система направлены на регулирование социальных процессов, организацию общественной жизни в рамках существующих общественных отношений. Правовой эффект становится возможным только благодаря тому, что функционирование социальных структур, любые социальные процессы имеют своим содержанием целенаправленную деятельность и общение людей. Таким образом, социальный эффект и возможность реализации правового регулирования зависит не только от характера правового воздействия, но и от способности и готовности людей сознательно воспринимать и усваивать его, формировать в соответствии с ним свои действия и отношения. Реализация правовых норм, их действие осуществляется в деятельности, поведении людей.

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

Правосознание как механизм правового регулирования

Правосознание — это универсальная форма действия механизма правового регулирования, то есть фактор его эффективности. Правосознание способно как активно воздействовать на элементы механизма правового регулирования, так и само испытывать его воздействие. На правосознание влияет система норм и оценок, существующих в данном обществе (морально-политические императивы и существующая правовая система), которая поступает в сферу правосознания с помощью информационного механизма. Важно отметить, что как истинность содержания информации, так и развитие средств информации влияют на формирование правосознания и, соответственно, права. Информация интернализируется субъектом через социально-психологический механизм.

Правосознание, достаточно активно проявляет себя в механизме правового регулирования общественных отношений. Согласно. Я. Г. Ткаченко, это не конкретно правовые, а общие механизмы управления обществом и механизмы внутреннего управления действиями людей.

Правосознание в механизме правового регулирования общественных отношений характеризует возникновение в результате процессов правового регулирования формирования и функционирования потребностей, интересов и мотивов (мотивации) участников общественных отношений. Правосознание не просто отражает окружающую правовую действительность, а преломляет ее через своеобразный «социобиологический фильтр» человеческой индивидуальности. Он состоит из трех компонентов: Особенности всего психического сплава индивида; жизненный опыт индивида; ближайший круг общения индивида.

При исследовании роли правосознания в механизме правового регулирования принципиальное методологическое значение имеют разработанные в психологии положения о единстве сознания и деятельности, о влиянии внешних факторов внутренними условиями личности, о социальной детерминации психологической структуры личности.

Анализ сознания и деятельности личности позволяет понять, что представляет собой личность как активная часть социального взаимодействия, порождающего правовое поведение, какой «вклад» она вносит в детерминацию поведения, как она помогает понять сложный процесс этой детерминации. Согласно общефилософскому и психологическому определению, «сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с языком функция мозга, заключающаяся в обобщенном оценочном и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном конструировании действий и предвидении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека». Сознание различают в различных формах: политическое, правовое, моральное, эстетическое, экономическое и т.д. Каждая форма общественного сознания имеет свой понятийный аппарат, свои особенности, обусловленные спецификой тех сторон общественной жизни, которые она отражает и направляет.

Отличительной чертой правосознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и пределах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями. Социальное поведение редко бывает чисто правовым, как правило, оно регулируется различными видами социальных норм, которые одновременно контролируются и оцениваются различными сферами сознания. Индивиды мотивируют свое поведение, включив целостный механизм сознательной воли и бессознательной конструкции, при этом корректируя свое отношение к объекту требования через функциональные показатели сознания, будь то сфера правовых интересов, политических, этических и так далее. В связи с этим нельзя абсолютизировать роль правосознания в генезисе правомерного поведения и считать, что противоправное или правомерное поведение всегда зависит только от правосознания. Однако основой дифференциации относительно самостоятельных форм общественного сознания является не только объект отражения, но и способы и формы отражения, его роль в общественной жизни. Такими специфическими способами и формами отражения правосознания общественной жизни являются ее специфические юридические понятия и категории, «право» и «обязанность», «закон» и «законность», «суд» и «правосудие», «правонарушение» и «наказание» и т.д. Тесная связь между ними не исключает качественного различия между указанными формами сознания. Правосознание отражает правовые отношения между субъектами общественных отношений. В сферу правосознания входят такие правовые явления, которые получают политическую оценку, но по своей сути определяются только ею, например, личные, социально-экономические, политические права человека и гражданина и др.

Социальные явления правосознания

Человеческий фактор является одним из определяющих в механизме правового регулирования. Личность участвует в процессе правового регулирования независимо от вида регулируемых общественных отношений (экономических, социально-политических, социально-правовых и т.д.), только в поведении человека, в отношениях и взаимодействии с другими людьми объективируются, становятся реальностью запреты, предписания, содержащиеся в нормах права. Е.А. Лукашева подчеркивает важность этого механизма и пишет: «Создание системы гарантий не обеспечивает автоматически права, свободы и их реализацию. Важную роль в этом процессе играет социально-психологический механизм, который выступает как регулятор поведения субъекта, его активности. Научное понимание реального взаимодействия человека с объективной реальностью невозможно без раскрытия психологических закономерностей, механизмов определяющего влияния социальных факторов.» Рассматривая этот механизм применительно к правоприменению, В. В. Лазарев подчеркивает особое значение человеческих потребностей и выделяет внешние и внутренние факторы в определении правоприменения. В качестве внешних факторов он называет систему правовых норм, общественное правосознание, общественное мнение, другие социальные нормы, экономические и политические условия, культурные ценности и т.д. К внутренним факторам он относит знания, навыки, привычки, способности, темперамент, ориентацию, установки и т.д. Влияние юридической психологии на формирование правовых актов постоянно возрастает. Это связано с активным участием населения страны, отдельных регионов и муниципалитетов в обсуждении и принятии (референдумы, плебисциты) важных решений на государственном и местном уровнях.

Таким образом, можно утверждать, что формирование правовых норм — это не только юридический, но и социально-психологический процесс. Помимо психологического аспекта правосознания в механизме правового регулирования общественных отношений, необходимо отметить важную роль идеологического аспекта правосознания. Его значимость определяется тем, что объекты отражения правосознания — государство и право — являются общественными явлениями, в которых в концентрированном виде выражаются такие глубинные, общезначимые социальные процессы, как: «борьба» за власть в государстве, обеспечение общих, коренных интересов большинства населения (при демократическом политико-правовом режиме), взаимоотношения наций и народов, взаимное сотрудничество государства и личности и др. Правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно при активном участии идеологической функции правосознания.

При анализе правосознания в системе социально-правовых отношений следует учитывать, что партнеры в ней, с одной стороны, осуществляют целенаправленное поведение по отношению к объекту взаимных интересов, а с другой стороны, ориентированы на взаимное поведение, координируют и корректируют свои действия в зависимости от своих прав, обязанностей и форм взаимодействия, а также от действий партнера. Данный вид отношений характеризуется как сознательно-волевые (но в науке давно изучены бессознательные и неосознаваемые формы поведения, которые, конечно же, находят свою реализацию и в сфере отношений, регулируемых правом), осуществляемые для реализации определенного социально значимого интереса. Любые отношения в сфере социальных отношений имеют психологическую окраску. Таким образом, помимо индивидуального поведения здесь формируется общий механизм взаимодействия, который на уровне правосознания следует рассматривать уже не как отношение субъекта к объекту (которым является лицо с набором прав и обязанностей), а как субъекта к объекту (самостоятельному, свободному элементу правовой действительности).

Система психологических знаний в социальной работе

Психологическая теория личности составляет основу социальной работы. Социальная работа тесно связана с типизацией личностей, и ее стратегия и тактика строятся соответствующим образом. На практике теория акцентирования символов оправдала себя. Например, выявляются положительные и отрицательные черты характера, конфликтные ситуации, соответственно подбираются психологические упражнения и воспитательные рекомендации.

Один из самых важных в психологическом знании, психодинамический теоретический подход, доминировал в развитии концепций социальной работы во всех ее областях, но особенно в помощи индивидуальным клиентам, с начала до середины 20-го века. Он был основан на психоанализе З. Фрейда и сосредоточился на принятии прошлого опыта клиента и ситуации, в которой он оказался, на роли его желаний и нежеланий. Основы «casework» были заложены американским ученым М. Ричмондом, которая сосредоточилась на методе социальной работы, то есть рассматривала, как профессионал воспринимает клиента. Большое внимание в этом подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, диагностике его проблемы и возможности исцеления, то есть решения проблемы через взаимодействие со специалистом.

Также особое внимание уделялось изменению социального окружения человека и формированию его способности использовать социальные ресурсы и возможности. М. Ричмонд выделял четыре метода социальной работы — понимание личности, понимание социальной среды, прямое действие по взаимному согласию и опосредованное действие социальной среды. По его мнению, основным применением психологических знаний в социальной работе было развитие потенциала (самосовершенствование) человека и помощь ему извне в поиске собственных психологических ресурсов.

Психологическая теория групп играет существенную роль в социальной работе. Раскрыта структура группы: Лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу.

Существенной частью системы психологических знаний в социальной работе является теория психологии общения. Социальное обучение, органично интегрированное в социальную работу, помогает овладеть коммуникативными навыками, которые питают и развивают личность. Это создает благоприятные социальные и образовательные отношения.

Психологические методы социальной работы

В социальной работе используются психологические методы. Будучи по сути психологическими, они направлены на решение проблем социализации, оздоровления общества.

Психологические методы, используемые в социальной работе, делятся на индивидуальные и групповые.

Значительные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решение многочисленных задач по изучению социально-психологических характеристик личности, коллективов, образовательных, экономических отношений.

Психодиагностика — это отрасль психологического знания, которая занимается постановкой психологических диагнозов. Современная психодиагностика понимает термин «психологический диагноз» не только как определение отклонения от нормального психического функционирования или развития, но и как определение психологического состояния конкретного объекта (индивида, семьи, группы), конкретной психологической функции или процесса у конкретного человека. Например, может быть проведена диагностика уровня психического развития ребенка дошкольного возраста, психодиагностика интеллекта, волевого внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуаций характера, типов темперамента и т.д.

Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и очень полезен для социального работника. Это наблюдение за изучаемым человеком в контексте взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях (семья, группа).
Психологическое консультирование широко используется в социальной работе. Его используют менеджеры, рядовые работники, учителя, родители, ученики, студенты, молодожены, члены семьи и т.д. Их индивидуальная и групповая деятельность основывается на результатах этой работы.

Психологический отбор является необходимым методом социальной работы. Используется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения направления переподготовки, кадровых групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они обращаются к получателям помощи, чтобы те лучше осознавали социальную ситуацию, развивали чувство собственного достоинства и адаптировались к изменившимся условиям жизни.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Учебно-методическое пособие «МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Армавирский юридический техникум»

для студентов специальности 40.02.01

Право и организация социального обеспечения

Учебно-методическое пособие представляет собой дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы студентов как дневного, так и заочного отделения, изучающих МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности, позволяющий оценивать уровень усвоения учебного материала. Учебно-методическое пособие подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом нового поколения по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

ТЕМА 1. Введение в психологию социально-правовой деятельности

Основные понятия общей психологии.

Общие сведения о психологии социально-правовой деятельности.

Таблица 1. Психология как наука

1) область знания о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике;

2) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

совокупность различных носителей психических явлений: поведения, общения, деятельности, взаимоотношений людей

психические процессы, психические свойства, психические состояния и психические образования личности.

Задачи психологии на современном этапе

описание и объяснение сущности психических процессов, свойств, состояний; обоснование теоретической базы для применения в практической деятельности; дальнейшая разработка уже существующих психологических знаний с целью повышения их эффективности для различных отраслей деятельности человека; улучшение качества жизни человека: психологическое изучение и обоснование социокультурных, экономических, политических и др. факторов.

Этапы развития психологии

1 этап – психология как наука о душе (до ХVII в); 2 этап – психология как наука о сознании (ХVII-ХVIII вв.); 3 этап – психология как наука о поведении (ХIХ–ХХ вв.) 4 этап – психология как наука о психике (ХХ в. – н. вр.)

Таблица 2. Отличие житейской психологии и научной психологии

-конкретность : привязанность к конкретным ситуациям, людям, задачам деятельности;

интуитивность : недостаточная осознанность психологических знаний, их происхождения и закономерностей функционирования;

ограниченность : отсутствие научного осмысления о сущности и природе психических процессов, свойств и состояний;

основанность на житейских наблюдениях и размышлениях

обобщенность : осмысленность конкретного психологического явления на основе его проявления у многих людей, во многих ситуациях, применительно ко многим задачам деятельности;

рационализм : максимальная исследованность и обоснованность психологических знаний;

неограниченность : научное осмысление сущности и природы психических процессов, свойств и состояний;

основанность на методах научного психологического исследования

Таблица 3. Отрасли психологической науки

Таблица 4. Методы научного психологического исследования

1)наблюдение и самонаблюдение;

2) экспериментальные методы;

3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия и др.);

4) анализ продуктов деятельности; 5)биографические методы

1)количественный (статистический); 2)качественный (дифференциация материала по группам, анализ)

1)генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий); 2)структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).

Таблица на соответствие

свойство высокоорганизованной материи мозга – отражать объективный мир субъективным образом.

свойство высокоорганизованной материи мозга – отражать субъективный мир объективным образом.

Психология – это наука

изучающая закономерности возникновения и развития психической деятельности.

строение и закономерности функционирования души.

Как наука психология возникла в…

Какой принцип психологии выражается в том, что психика может быть правильно понята, если она рассматривается в постоянном развитии, как процесс и результат деятельности?

Принцип единства сознания и деятельности.

Какой метод психологии предполагает, что в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают различными способами?

Метод «поперечного среза»;

Какой метод психологии, предполагает проведение исследовательской работы в целях изучения причинно-следственных связей?

Какой метод психологии предусматривает прямое или косвенное получение информации путём речевого общения?

Какой метод психологии является методом лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме?

Какие методы психологии относятся к группе психодиагностических методов?

Тест, анкета, беседа, биографический метод.

Аутотренинг, релаксация, медитация.

1.Что является основным понятием психологии.

2.Какова роль психологических знаний в социально-правовой деятельности

3.Какие методы психологии наиболее актуальны сегодня.

ТЕМА 2. Социальная психология

1. Социальная психология как наука.

2.Предмет социальной психологии

3.Связь социальной психологии с другими науками

Социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп. Социальная, или общественная, психология изучает закономерности психических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей.

Предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.

Социальная психология исследует:

а) восприятие и понимание людьми друг друга; совместная деятельность и отношения; сплоченность (эмоциональный, ценностный или предметный уровень), подражание, конфликтность, убеждение;

б) цели, организационные структуры и динамика групп (групповое давление, исключение участников, формирование ролей), особенности оценочных суждений участников групп, процессы лидерства и руководства;

в) проблемы, связанные с личностью (её социальные установки, межличностные связи, ценностные ориентации, роли);

г) изучаются массовидные явления (классовые и национальные психологические особенности, нравы, обычаи, психологические особенности массы, толпы).

3. Связь социальной психологии с другими науками

Социальная психология связана со многими науками: с общей психологией, с возрастной и педагогической психологией. Наиболее близкими являются социология и общая психология.

1.Что изучает социальная психология как наука?

2.Какие колоссальные изменения происходили в мире на рубеже XIX-XX веков в экономической, социальной и политической жизни мира и как эти изменения связаны с новым осмыслением жизни в контексте социального обеспечения.

ТЕМА 3. Психологические особенности работы в учреждениях поставщиков социальных услуг

1.Основные формы психических процессов человека в практике учреждений социального обслуживания.

2.Психологические взаимодействия специалистов социальной сферы.

Таблица 5. Факторы, определяющие социально-психологический климат

Охарактеризуйте основные формы психических процессов человека.

Перечислите факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе.

Охарактеризуйте методы регуляции социально-психологического климата в коллективе и влияние личности руководителя.

В чем сущность и значение психологии в практике социальной защиты.

Охарактеризуйте специфику применения психологических методов в профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.

ЗАДАНИЕ 1. Подготовьте памятку специалиста: «Как подготовиться к телефонному разговору» (работа в микрогруппах). Формулировка правил, (памятка для специалиста) которые необходимо соблюдать при телефонном разговоре:

— обратиться к собеседнику,

— соблюдать регламент и т. д.

— Каким должен быть деловой разговор по телефону? (кратким)

ЗАДАНИЕ 2. Продолжите высказывание «Вы звоните по телефону, если….» (работа в парах):

1) Хотите быстро сообщить или получить определённые сведения.

2) Вам необходимо уточнить, остаётся ли в силе прежняя договорённость.

3) вам надо выяснить мнение того или иного должностного лица по интересующему вас вопросу.

4) Вам желательно получить согласие на конкретные действия в вышестоящих организациях.

ЗАДАНИЕ 3. Проработайте вопрос: Какие моменты следует учесть, готовясь к деловому телефонному разговору? (работа в парах):

Учтите следующие моменты:

1) Знать фамилию, имя, отчество человека, с которым необходимо поговорить.

2) Определить наиболее удобное время для звонка.

3) Сформулировать цель звонка.

4) Продумать, о чём конкретно вы хотите договориться.

Специалисты утверждают, что оптимальное время делового разговора – до четырёх минут, иначе он теряет свою эффективность.

Учтите следующую схему:

Схема телефонного разговора «Семь «П»:

П 6. Признательность: выражение благодарности.

Рекомендуемая продолжительность каждого этапа разговора (в секундах): П1+П 2 = 15; П 3= 20; П 4 = 150; П 5 = 35; П 6 + П 7 = 20.

ЗАДАНИЕ 5. Решение ситуационной задачи.

При обращении в клиентскую службу территориального управления ПФР по оформлению пенсии гражданин Васильев Б.Д. настоятельно потребовал оформления документов сиюминутно, т.к. заканчивался срок установления инвалидности. Клиент пояснил, что не мог оформить пенсию раньше по причине длительного отсутствия в городе. И ему необходимо будет собрать для переосвидетельствования большой пакет документов, что для пенсионера весьма затруднительно и займет большую трату времени. Упрекнув работника ПФР в медлительности и неумении сопереживать в его ситуации, Васильев Б.Д. пояснил: «А я бы на вашем месте……»

Вам как сотруднику ПФР необходимо проанализировать ситуацию и ответить на вопрос. Как корректно избежать конфликта с инвалидом?

ЗАДАНИЕ 6. Подготовьте сообщение по теме: «Коммуникативная адаптация как средство оптимизации общения специалиста».

ТЕМА 4. Психологические изменения у получателей социальных услуг

Изменения ощущений у лиц пожилого возраста и инвалидов. (Рис 2, 3)

3. Виды внимания. Нарушения внимания (Рис.4)

4. Свойства мышления (Рис.5)

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельностиРисунок 1

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

Какие изменения ощущений происходят у лиц пожилого возраста и инвалидов.

Назовите какие патологии восприятия могут быть у получателей социальных услуг в силу травмы или заболевания.

Охарактеризуйте виды внимания, основные свойства и особенности развития.

Охарактеризуйте нарушение внимание и формы его проявления у получателей социальных услуг.

Назовите виды памяти. Перечистите основные факторы забывания.

Раскройте роль детско-родительских отношений в различных по структуре семьях в психическом развитие ребенка.

ЗАДАНИЕ 1. Определите устойчивость внимания и динамику работоспособности по методике: «Таблицы Шульте» Проанализируйте данные своего он-лайн теста на виды мышления. Составьте таблицу «Виды мышления»

ЗАДАНИЕ 2. Подготовьте сообщение по теме: «Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка»

ЗАДАНИЕ 3. Сформируйте понятия психологических особенностей престарелых и инвалидов. Составьте анкету по теме: «Психологические изменения у получателей социальных услуг» с учетом следующего: Формулировка открытого вопроса не предполагает вариантов ответов. Клиент отвечает на него в произвольной форме. Например: «Какая Вам требуется помощь?».

При формулировании закрытого вопроса нужно предложить различные варианты ответов, причем выбор одного из них может быть альтернативным (клиент выбирает только один вариант либо несколько по своему желанию). В данном случае для клиента разрабатываются пояснения о выборе только одного или нескольких вариантов ответа.

Анкета начинается с введения, в котором должны присутствовать следующие элементы: обращение к участнику исследования, информация об организации, проводящей исследование, контактный телефон, цель проведения анкетирования, объяснение, как будут использоваться результаты, инструкция по заполнению опросного листа. Важно, чтоб в основной части анкеты вопросы располагались в следующем порядке: от начала до середины опросного листа – от простых вопросов к сложным; от середины к концу опросного листа – от сложных к простым.

Сложными для инвалида считаются открытые вопросы, имеющие несколько вариантов ответов (до 10). Демографическую часть, содержащую сведения о гражданине с ограниченными возможностями, заполняющем анкету, рекомендуется размещать в конце опросного листа. Текст заканчивается выражением благодарности участнику исследования за сотрудничество.

ЗАДАНИЕ 4. Проведите диагностику специфики проблем престарелых и инвалидов.

Используйте нормативно-справочную документацию:

1.Семейный кодекс РФ.

2.Гражданский кодекс РФ (1 часть).

В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет. Наиболее актуальными проблемами для людей пожилого возраста становится:

-сохранение здоровья, которое оценивается пожилыми как основная ценность и создает мотивацию по его поддержанию, сохранению, обереганию;

-материальная обеспеченность – в связи с низким размером пенсии. Является основным стимулом, для того чтобы пенсионеры продолжали работать.

-проблема одиночества, которая возникает в связи с разрушением деловых связей, смерти близких людей и указывает на недостаточную адаптированность пожилых людей в обществе.

ЗАДАНИЕ 5. Решите ситуационную задачу .

Вы работаете специалистом в органе социальной защиты, к вам обратилась женщина 54 лет, имеющая сестру 48 лет, страдающую психическим расстройством с вопросом установления опеки или попечительства над ней.

Определите проблемы семьи. Результат: ответы выпишите в тетрадь.

1.Коммуникативная техника консультирования

2. Общее понятие о речи.

Консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.

Этапы процесса консультирования:

· выявление причин побудивших клиента к обращению за консультацией;

· анализ, оценка и диагностика проблемы;

· формулировка проблемы и определение целей консультирования;

· установление стратегии и плана действий;

· осуществление соответствующих действий;

· оценка результатов консультации и выводы.

Качества, которыми должен обладать консультант

-эмпатией, или способностью видеть мир глазами другого человека;

-уважением к клиенту, способностью реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать ему уверенность в том, что он может справиться с ней;

— знанием самого себя и умением оказывать другим помощь в самопознании;

-искренностью, умением вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом;

-соответствием, то есть умением вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений»;

-сиюминутность, то есть умением иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

Раскройте этапы коммуникативной техники консультирования

Раскройте понятие о речи. Какие способы общения применяются в практике работы специалиста в случае дефектов и расстройств речи у получателей социальных услуг.

ЗАДАНИЕ 1. Составьте психологическую ситуацию с использованием эффективных приемов и техник общения специалиста клиентской службы.

ЗАДАНИЕ 2. С помощью вербального теста Айзенка исследуйте вербальный (словесный) интеллект.

Проанализируйте пройденный он-лайн тест на интеллект и подготовьте сообщение по теме: «Современные теории интеллекта».

ЗАДАНИЕ 3 Подготовьте доклад: «Фрустрация, пути ее преодоления»

ТЕМА 6. Причины психологических нарушений у получателей социальных услуг

1.Психические процессы (Рис.7)

2Расстройствот эмоций (Рис.8)

3. Способности и интеллект (Рис.9)

5.Характер и темперамент.

6. Воля у лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (Рис.10)

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельностиРисунок7

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельностиРисунок 9

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

1.Охарактеризуйте классификацию эмоций.

2.Дайте понятие о волевой сфере личности.

3.Перечислите основные причины нарушения воли у инвалидов и лиц пожилого возраста.

4.Раскройте общее представление о изменениях способностей у потребителей социальных услуг.

5.Охарактеризуйте свойства темперамента, приводящие к стрессу у обеспечиваемых, отношении к болезни, старости.

6.Раскройте психологические аспекты стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.

7.Какие изменения характера происходят у лиц пожилого возраста, инвалидности.

Изучите уровень самооценки личности по методике Будасси.

Составьте рекомендации «Как управлять эмоциями»

ЗАДАНИЕ 2. Подготовьте доклады и сообщения: «Старость как социальный феномен. «Теории эмоций и эмоциональных процессов». « Роль задатков и способностей в формировании личности». «Условия реализации способностей при инвалидности и пожилом возрасте» . « Проблемы личности социальной психологии». «Экстраверсия и интроверсия как тип организации личности».

Тест. Из списка выберите подходящие вам характеристики и, подсчитайте количество баллов, определите свой темперамент

Сильный. Энергичный. Экстраверт. Неистовый. Нетерпеливый. Инициатор. Новатор. Шумный. Практичный. Деятельный. Эффектный. Забывчивый. Спортивный. Соперничающий. Выносливый. Доминирующий. Нетерпимый. Упрямый. Сердечный

Тихий. Пессимистичный. Печальный. Грустный. Сдержанный Замкнутый. Скудный. Павший духом. Задумчивый. Интроспективный. Эгоистичный. Требовательный. Ранимый.

Читатель. Медлительный. Мрачный. Мыслитель.

ЗАДАНИЕ 3 Ситуационная задача

В территориальное управление социальной защиты населения обратилась Аракчеева М.Э. с заявлением на предоставление пособия по беременности и родам. По причине плохого самочувствия прошла вне очереди, что вызвало недовольство среди некоторых клиентов, ожидающих свою очередь. Ситуация повлекла сбой в работе клиентского отдела, т.к. очередные громко возмущаясь, требовали навести порядок, привлекая специалистов отдела.

Вам как сотруднику ПФР необходимо проанализировать ситуацию и ответить на вопрос. Как оптимизировать непосредственный контакт с клиентами?

ТЕМА 7.Основы профессиональной деятельности специалиста социальной сферы

Определение личности (Рис.11)

Теории формирования личности.

Что представляет собой личность.

Каждый человек может стать личностью?

Охарактеризуйте современные теории личности.

Охарактеризуйте виды самооценки.

В чем заключается профессионализм специалиста юридической профессии.

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельностиРисунок 11

На листе бумаги в столбик выпишите пять самых приятных моментов своей жизни. Против каждого пункта отметьте, благодаря кому произошло это событие. Затем выпишите пять самых неприятных событий в жизни и вновь против каждого пункта отметьте, из-за кого это событие случилось.

Подсчитывается число событий, произошедших « благодаря мне» или «из-за меня» (а событий). Подсчитывается общее число событий (Б событий). Находится отношение (А\ Б), умноженное на 100%. Полученное число – это степень зависимости жизни человека от него самого.

События. Благодаря кому произошли события.

Проведите анализ путём ответов на вопросы:

— Какие события вспоминались легче?

— Из-за кого произошло больше всего событий (как приятных так и неприятных)? Какую ответственность несёт человек за свою жизнь?

Какое значение в вашей жизни имеет каждая из пар?

«хочу – могу» _____________________«хочу – не могу» ______________________ « не хочу – могу»___________________ « не хочу – не могу»___________________

ЗАДАНИЕ 2. Проанализируйте перечень личностных особенностей, и профессиональных умений специалиста в сфере человек-человек. Оцените себя на предмет выраженности данных качеств (используйте для этого 10-бальную шкалу оценки). Обозначьте для каждого качества мероприятия для развития (поддержания) и усиления данных качеств.

При выполнении обратите внимание на следующие:

Перечень личностных особенностей и профессиональных умений специалиста, работающего в сфере человек-человек :

1. Стремление понять позицию другого.

2. Дружелюбие, общительность.

3. Способность стать лидером.

5. Руководство здравым смыслом, следование предписаниям.

7. Терпеливость, упорство.

8. Большое чувство ответственности.

9. Способность выполнять разнообразную работу.

10. Энтузиазм в трудовой деятельности.

11. Тщательность действий.

12. Самостоятельность суждений.

13. Аккуратность и последовательность в работе.

14. Способность к планированию своего будущего.

15. Способность к устным высказываниям.

17. Способность обучать других.

18. Умение заботиться о людях.

Подготовить доклады и сообщения. « Роль самооценки в деятельности человека. Теории формирования личности».

ТЕМА 8. Психологические особенности клиентов пожилого возраста

3.Психологические нарушения возраста.

4. Возрастные изменения (Рис.12)

1.Дайте понятие здоровье.

2.Назовите возрастные изменения в пожилом возрасте.

3.Охарактеризуйте социально-психологическую компетентность в работе с пожилыми людьми

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ .

Таблица на соответствие

Главенствующей задачей становится забота

Любимая тема для разговора –

лекарства, способы лечения, травы…

Смыслом жизни становится сохранение

самой жизни. Круг общения сужен до предела:

лечащий врач, социальный работник, члены семьи,

Происходит снижение потребностей чисто

витального характера (еда, покой, сон).

Эмоциональность и общение почти отсутствую.

Характерными чертами четвертого социально-психологического типа старости (по И. Кону) является то, что…

Пенсионеры занимаются делами,

на которые раньше у них просто не было времени:

самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.д.

Преимущественно этот тип старости

представляют женщины, которые находят

главное приложение своих сил в семье, и

поэтому им просто некогда хандрить и скучать.

Ветераны, уходя на заслуженный отдых,

продолжают участвовать в общественной жизни,

в воспитании молодежи, живут

полнокровной жизнью, не испытывая никакой ущербности.

Смыслом жизни для пенсионеров

становится забота о собственном здоровье.

В геронтологии этот возраст подтверждается датой рождения.

Естественное старение характеризуется…

1.Более медленным, чем у населения определенной местности, темпом возрастных изменений.

3.Ранним развитием возрастных изменений

Счастливая старость наступает у людей…

1.с сильным уравновешенным характером,

2.склонных к размышлениям о смерти, утративших смысл жизни познавших мудрость.

ЗАДАНИЕ 1. Подготовьте сообщение по теме: « Старость как социальный феномен»

Выберите правильный ответ:

Инвалидность вследствие профессионального заболевания;

Инвалидность вследствие трудового увечья;

Инвалидность с детства;

Инвалидность по общему заболеванию.

Эта неадекватная установка, характерная для некоторой части инвалидов с детства, является следствием неправильного воспитания в семье, характеризующегося излишней опекой.

Установка на наиболее низкие социальные роли;

Установка на социальный паразитизм;

Установка на приоритетность долга общества

по отношению к инвалиду.

Этот вид социальных проблем инвалидов может привести к уходу в сверхценные увлечения, к самоизоляции с развитием крайнего эгоизма и патологическим изменениям личности инвалида.

Нарушение социальных контактов;

В этой модели инвалидности основное внимание уделяется равенству людей различных социальных категорий и созданию условий, при которых инвалиды будут восприняты широкими слоями населения как равные партнеры.

Медицинская модель инвалидности;

Социальная модель инвалидности;

Политико-правовая модель инвалидности;

Модель культурного плюрализма.

Социальная поддержка – это информация, которая приводит человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем. Она помогает индивиду ощутить себя членом социальной сети, с которой он имеет взаимные обязательства.

ЗАДАНИЕ 2. Проанализируйте четыре типа социальной поддержки:

-эмоциональная или интимная – забота о другом, доверие и сопереживание ему;

-инструментальная или материальная – помощь коллег по работе, финансовая помощь, обеспечение ресурсами;

-информационная – содействие в разрешении проблем путем предоставления важной информации, совета;

-обратная связь или поддержка в форме оценки – оценка исполнения после разрешения проблем.

Социальная поддержка снижает негативное воздействие стресса и увеличивает его положительное действие путем повышения самооценки, усиления прочности иммунной системы, в результате чего уменьшается восприимчивость к болезням.

Наша жизнь во многом зависит от того, насколько мы можем находить, принимать, оказывать социальную поддержку.

ЗАДАНИЕ 3. Ответьте на вопросы:

Какая поддержка необходима вам в стрессовой ситуации?

Какая поддержка, по – вашему, необходима подростку, пожилому человеку, инвалиду?

Кто может оказать поддержку?

Какую поддержку могут оказать взрослые, друзья, ты сам?

ТЕМА 9. Общение с лицами, находящимися в трудной, жизненной ситуации

1.Общение как обмен информацией. Способы общения (Рис.13)

2.Средства, стили и методы общения в органах социального обеспечения.

3.Трудности в общении с людьми с ограниченными возможностями.

4.Ограничения, связанные с возможностями невербального общения (ограничения подвижности, зрения).

5.Ограничения, связанные с возможностями речевого общения (ограничения слепоглухотой, с отклонениями в развитии ).

6.Правила общения с людьми с ограниченными возможностями: уважение, расслабленность, здравый смысл.

7.Коммуникация и тип личности (Рис..14)

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни.

Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть фото Что такое психология социально правовой деятельности. Смотреть картинку Что такое психология социально правовой деятельности. Картинка про Что такое психология социально правовой деятельности. Фото Что такое психология социально правовой деятельности

ЗАДАНИЕ 1. Проанализируйте стили коммуникаций, пройдите он-лайн тест на стиль коммуникации.

1. Целенаправленный стиль коммуникаций

Это люди предпочитающие больше слушать и молчать, затем задавать вопросы исключительно по существу, по делу, все время расписано и вести с ними простую дружескую беседу практически невозможно.

2. Инициативный стиль коммуникаций

Инициативные люди постоянно что-то придумывают, инициируют, перебивают собеседника и не дают вставить слово. С такими людьми необходимо вести переговоры более активно.

3. Эмоциональный стиль коммуникаций

Замечательные люди. Для них самое главное, чтобы все было комфортно и приятно. Никаких скандалов и ругани. С такими людьми необходимо следить, чтобы переговоры проходили в мягкой дружеской обстановке.

4.Аналитический стиль коммуникаций

Этим людям в первую очередь необходимы дополнительные цифры, факты, чтобы у них в голове сложилась целостная картинка, чтобы переговоры прошли успешно, стоит пользоваться презентациями, дополнительными данными, предоставить графики. И дать время для принятия решения.

Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди

Наклон вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним

Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

Охарактеризуйте общение как обмен информацией

Почему специалисту необходимо владеть искусством общения.

Перечислите известные виды общения.

Каковы причины проблем общения.

Охарактеризуйте стили коммуникаций специалиста.

Каковы особенности вербального и невербального общения.

Перечислите эффективные методы общения с собеседником.

ЗАДАНИЕ 4. Составьте схему:

ЗАДАНИЕ 5. Создайте Кодекс делового общения базирующийся на конкретных принципах:

Принцип_____________________________– «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

Принцип________________________– «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

Принцип_______________________________– «не лги»;

Принцип_________________________– «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

Принцип ________________________– «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

Принцип_________________________– «умей слушать и понять нужную мысль»;

Психологический принцип – «умей учитывать индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

ЗАДАНИЕ 6. Выполните тестовые задания.

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Инструкция. Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Ответ оценивайте баллами. За ответ «Почти всегда» – 2 балла; «В большинстве случаев» – 4 балла; «Иногда» – 6 баллов; «Редко» – 8 баллов; «Почти никогда» – 10 баллов.

Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) не интересны вам?

Раздражают ли вас манеры общающегося?

Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?

Избегаете ли вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человекам?

Имеете ли привычку перебивать говорящего?

Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова?

Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем говорите?

Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов.

ТЕМА 10. Конфликт в практике органов социального обеспечения

1.Понятие конфликта, причины его возникновения.

1.Дайте определение конфликта.

2.Какие виды конфликтов вам известны?

3.Назовите способы реагирования в ситуации конфликта.

4.Опишите характеристику внешних конфликтов, стили поведения во внешнем конфликте.

5.Назовите источники содержания внутренних конфликтов.

6. Раскройте понятие о конфликтной личности.

7.Опишите конфликтогенные мотивации, формирование конфликтной личности.

8.По каким признакам конфликты делятся на группы.

9.Приведите примеры межличностного, внутриличностного конфликта.

10. Можно ли избежать конфликта? Если да, то как.

ЗАДАНИЕ 1. Запишите несколько определений понятия «конфликт» (со ссылкой на авторов).

ЗАДАНИЕ 2. Подберите и подробно опишите как минимум одну методику для диагностики конфликта. Необходимо указать автора.

Упражнение «Беседа с клиентом». Отработка навыков активного слушания в процессе деловой коммуникации. Содержание. Группа делится на пары. Один играет роль недовольного, раздраженного клиента, другой –работника клиентской службы ПФР. Задача: выяснить причину конфликтной ситуации, предложить способы ее разрешения на основе применения приемов активного слушания.

рефлексивное (активное), нерефлексивное (пассивное), эмпатическое.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Условия, которые должен соблюдать хороший слушатель:

1. Временно отбросить любые мнения, суждения, чувства. Никаких побочных мыслей. Поскольку скорость мышления в четыре раза больше скорости речи, используйте «свободное время» на критический анализ и выводы из того, что непосредственно слышите.

2. Пока вы слушаете, нельзя обдумывать последующий вопрос, а тем более приводить контраргументы.

3. Следует сконцентрировать свое внимание только на той теме, о которой идет речь. В любом случае знакомство с мнением партнера значительно облегчает проведение переговоров. Партнеру предоставляется возможность проявить себя, а это существенно притупит остроту его возражений.

4. Искренний интерес к человеку и желание помочь.

5. Большое внимание к малейшим проявлениям эмоционального состояния клиента.

6. Верить в способность человека самому принять решение и справиться со своей проблемой, давая ему время и создавая благоприятные условия.

ТЕМА 11. Профессиональная этика специалиста

2.Особенности этики специалиста.

3.Профессиональные требования к качествам сотрудника.

Доминирующие виды профессиональной деятельности:

-реализация правовых норм в социальной сфере,

-выполнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения.

Объекты профессиональной деятельности:

-документы правового характера;

-базы данных получателей пенсий, пособий и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей, состоящих на учете;

-пенсии, пособия, компенсации и другие выплаты, отнесенные к компетенциям органов и учреждений социальной защиты населения, а также органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

-государственные и муниципальные услуги отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке и защите;

-процессы управления персоналом структурного подразделения органов и учреждений социального обеспечения;

— первичные трудовые коллективы.

Таблица 7. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности юриста:

логическое, аналитическое мышление;

высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);

хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);

высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;

вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);

коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);

склонность к исследовательской деятельности;

хорошие познания в разных областях наук;

высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);

способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *