Что такое психология журналистики
Психология журналистики в системе современной массовокоммуникационной деятельности
Понятие и особенности психологии журналистики
Психология журналистики является относительно молодой наукой. Ее возникновение и развитие происходило одновременно с улучшением каналов передачи массовой информации. На данный момент психологию журналистики часто называют медиапсихологией.
Отечественные психологи из Москвы считают, что медиапсихология – это наука, изучающая формы осуществления нелокальных психических процессов в массовых коммуникациях.
И, надо отметить, что это действительно так. Во время цифровой эры медиапсихология воспринимается как отражение нового этапа развития информационных технологий массовой коммуникации и создание кардинально новой парадигмы науки. Но при рассмотрении журналистики в качестве социального института, который развивается в направлении связей не только массово-коммуникационных, то более корректно будет использовать термин «психология журналистики», так как «медиапсихология» больше занимается инструментальной составляющей информационной деятельности. Есть вероятность, что технологии, которые развиваются перманентно (речь идет о бесконечности текста и вариативности его интерпретаций), часто встречающиеся в Интернете, нивелируют журналистику, и в данной ситуации научная литература будет другой.
Новейшая практика в качестве основной проблемы совершенствования каналов передачи информации и разных методологических способов в изучении эффективности влияния массмедиа видит в быстром развитии данных технологий, а не в процессах формирования массового «информационного сознания». Оно в свою очередь содержит в себе понимание важности овладения умения сознательно производить процессы создания, распространения, обмена и потребления информации. При всем этом наше современное общество воспринимает информацию как естественное и очевидно явление, не требующее особого внимания или как что-то опасное, то, что необходимо регулировать и дозировать.
Ошибочно считать, что СМИ самостоятельно, без воздействия общественного настроения, могут стать единственным решающим средством, отвечающим за создание информационного общества. Это невозможно по двум причинам:
Сегодня заметно снизились тиражи у многих газет и журналов. Многие эксперты связывают это не только с каждодневно растущим спросом на Интернет, но и падением интереса к этим печатным изданиям, которые превратились не «штучные», а «усредненные». Содержание данных изданий чаще всего имеет информационный характер, либо бездоказательный и безапелляционный. Печатные издания, о которых идет речь, заранее определяют ракурс, с которого будут освещена тема. Диаметрально противоположная проблема заключается в чрезмерном объеме развлекательных материалов. Даже электронная версия издания представляет собой точное копирование печатной версии.
Аналогичная ситуация наблюдается на радио и телевидении. Владимир Познер однажды назвал эти медиа «конвейер плюс театр». Так можно объяснить феномен востребованности социальных сетей, которые служат способом самоидентификации.
Правовая система современных СМИ
Но важно отметить, что недавно в правовую систему, касающуюся современной журналистики, были внесены обширные изменения, которые уравняли права традиционных и электронных СМИ. В 2011 г. В Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», а также в Федеральный закон от 07.07.2001 №126-ФЗ «О связи» были внесены кардинальные статьи. В них нашло отражение реализации концепции информатизации современной России, а также переход к современным цифровым стандартам телевещания.
Известно, что Закон «О средствах массовой информации» приняли в 1991 году, тогда мало кто мог подумать о предстоящем в скором времени скачке в области информационных технологий. Поэтому не было законодательно установленных критериев, касающихся информации в Интернете, которые определяли бы ее как продукт СМИ. Также не было законодательно признанных критериев, которые определяли бы информационные сайты как средства массовой информации.
Но после внесения правок в закон в статье 2, обозначилось понятие «сетевых изданий», под которым теперь подразумевается «сайт в информационно-коммуникационной сети Интернет», который зарегистрирован как СМИ согласно настоящему закону. Продукция СМИ представляет собой отдельный выпуск или обновление интернет-издания. Распространение продукции СМИ является предоставлением доступа к интернет-изданию. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернете является СМИ, информационные материалы которого распространяются в Интернете.
Важно отметить, что сайт регистрируется в Интернете как СМИ на добровольных началах. Если сайт не регистрируется как средство массовой информации, то его нельзя считать СМИ.
Также одно из нововведений в Законе «О средствах массовой информации» указывает на необходимость указания доменного имени в заявлении о регистрации интернет-издания. Ранее в этом не было необходимости. Если учредитель решил изменить доменное имя, то ему необходимо уведомить об этом регистрирующий орган.
Проблематика психологии журналистики
Важность рассмотрения данных законодательных изменений заключается в том, что рост субъективации создания, распространения и использования СМИ обозначает проблемы психологии журналистики в качестве прикладных для медийной практики. Статус СМИ как действенного инструмента создания развитого общества будущего возможен только в той ситуации, когда содержание и форма СМИ смогут повлиять на развитие человеческой индивидуальности, и это касается как производства, так и потребления разного типа контента. Также важно содействовать развитию методов реализации свободы личности и доступа к информации, гарантировать высокий уровень информированности общества (в рамках законодательства). И данный перечень проблем уже имеет не только технологический, нравственно-этический, собственно массово-коммуникационный характер, но и психологический.
Все эти вопросы находятся в основании исследований, которые занимаются психологией журналистики в качестве научно-практической дисциплины.
Современный французский писатель, Милан Кундера в своем романе «Бессмертие» обозначил одиннадцатую заповедь, как право журналиста получить правдивый ответ, так как уход от истины во время освещения важных для общества направлений в жизни предстает в качестве симптома болезни общества или неполноценного развития. Так, проблематика, имеющая этический характер, при влиянии СМИ тесно связана с проблемами политического, экономического и другого направления. Изучение их и анализ возможны исключительно при учете социально-психологического аспекта многих из них.
Психология журналистики
Это — свободный викиучебник по психологии журналистики, который способствует организации нормативного курса «Психология журналистики», интегрирует необходимый теоретический материал и предоставляет читателям возможность самостоятельно освоить психологические основы медиадеятельности.
Учебник постоянно находится в процессе своего становления, поэтому не стесняйтесь исправлять и улучшать существующие страницы и добавлять новые. Часть требуемых информационных источников сможете найти в Интернете, воспользовавшись викиучебником Поиск информации в Интернете.
Психология журналистики – одна из отраслевых психологических дисциплин, объединяющая теории, претендующие на объяснение поведения людей, так или иначе вовлечённых в сферу масс-медиа.
Содержание
Предмет исследования [ править ]
Предметом исследования психологии являются психические процессы в психике человека и порождаемое ими индивидуальное поведение. Следовательно, предмет психологии журналистики ограничен поведением и психическими процессами в психике человека, непосредственно вовлечённого в деятельность по созданию, распространению и потреблению продукции масс-медиа — массовой информации.
Структуризация психологии журналистики [ править ]
В научном поле психологии журналистики выделяются структурные элементы, служащие основой образования отдельных исследовательских тем:
Психические процессы [ править ]
Психи́ческие проце́ссы в психике человека были выделены условно в результате попытки привлечения возможностей системного подхода к исследованию человеческой психики.
Психические процессы тесно взаимосвязаны, что выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Классификация психических процессов [ править ]
Познавательные [ править ]
Эмоционально-мотивационные [ править ]
Личность [ править ]
Личность — это совокупность психических процессов в психике человека, подвергшихся изменениям в процессе его социализации и определяющих поведение человека в обществе.
Личностные характеристики [ править ]
НЛП [ править ]
ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Психология журналистики
Редактор-составитель проф. Н.Л.Волковский
Научный редактор проф. С.Г.Корконосенко
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Модуль 1. ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Тема 1. Предметное поле психологии журналистики
1.1.1. Журналистика как объект исследования психологии журналистики
1.1.2. Методы психологии журналистики
1.1.3. Психологическая культура журналиста.
Тема 2. Психологические концепции журналистики и массовых коммуникаций
1.2.1. История исследования психологических проблем массовой коммуникации
1.2.2. Психологические теории и теория журналистики
1.2.3. Современный статус психологии журналистики как науки
Модуль 2. ПCИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Тема 1. Ощущение, восприятие и внимание
Тема 2. Представление, память и воображение, их развитие у журналистов
Тема 3. Понимание, мышление и речь
2.3.3. Речь, процессы порождения и восприятия текстов
Модуль 3. ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ В УСЛОВИЯХ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Личность в условиях журналистской деятельности
3.1.1.Общая характеристика личности
3.1.2. Творческая личность в психологических концепциях
3.1.3. Профессионально-психологические качества журналиста
Тема 2. Журналист в редакционном коллективе
3.2.1. Понятие о редакционном коллективе и совместном творчестве
3.2.2. Журналист и редакция: координация деятельности
3.2.3. Самоопределение журналиста в редакционном коллективе
3.2.4. Творческое сотрудничество журналистов в редакционной деятельности
Модуль 4. ЖУРНАЛИСТ И АУДИТОРИЯ СМИ: ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тема 1. Психологический профиль аудитории СМИ
4.1.1. Понятие аудитории СМИ
4.1.2. СМИ и потребности аудитории
4.1.3. Основные направления исследований аудитории СМИ
Тема 2. Воздействие СМИ на аудиторию
4.2.1. Информация как инструмент психологического воздействия СМИ
4.2.2. История научного изучения воздействия СМИ
4.2.3. Психологические способы воздействия СМИ на аудиторию
4.2.4. Воздействовать через взаимодействие
4.2.5. Проблемы исследований воздействия СМИ
Модуль 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ
Тема 1. Психология творческой деятельности журналиста
5.1.1. Творчество: сущность, источники, уровни и виды
5.1.2. Природа творческой идентичности в журналистике
5.1.3. Этапы творческого процесса
5.1.4. Бессознательное в творчестве
5.1.5. Соотношение аналитического и интуитивного в творчестве
5.1.6. Психологизм как компонент журналистского творчества
Тема 2. Психология общения в журналистике
5.2.1. Общение – основа профессии журналиста
5.2.2. Тактика акта общения
5.2.3. Слушаю, слышу, понимаю
5.2.4. Выбираю героя (собеседника)
5.2.5. Психологические типы собеседников
5.2.6. Невербальное и конституционное общение
5.2.7. Ступени общения
5.2.8. Препятствия, мешающие общению
5.2.9. Культура профессионального общения журналиста
Тема 3. Психология интервью
5.3.1. Журналист – инициативная сторона
5.3.2. Стили, виды и типы поведения журналист в ходе интервью
5.3.3. Умение задавать вопросы
Тема 4. Стратегии коммуникации и технологии поведения журналиста в эфире
5.4.1. Радиовещание: чего слушатели ждут от ведущего
5.4.2. Психологические эффекты телевизионного общения
5.4.4. Психологические приемы проведения теледебатов и ток-шоу
Тема 5. Журналист в «горячей точке»
5.5.1. Конфликт в СМИ: степень отражения действительности
5.5.2. Методы освещения конфликта
5.5.3. Основные концепции освещения СМИ конфликтов
5.5.4. Модели информационного сопровождения конфликтов
5.5.5. Поведение журналиста в зоне конфликта
5.5.6. Психологическая подготовка к поездке в зону конфликта
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
— из философии и социологии — учение об обществе как социальной системе, о социальном общении и общественных отношениях, материальном и духовном производстве;— из теории журналистики
— концепцию о главном социальном назначении СМИ и о социально-ролевых характеристиках печати, а также основные положения социожурналистики;— из кибернетики
— учение о системе, информации, коммуникациях, связях (прямых и обратных) и т. д.— из общей психологии
— учение о личности, темпераменте и характере человека, потребностях и мотивах поведения, психологических и социальных установках, о сознании и бессознательном, о единстве сознания и деятельности, о психологии мышления и творчества;
— из социальной психологии—положение о массовой коммуникации как общении больших социальных групп, вербальных и невербальных методах воздействия на аудиторию и психологических эффектах, ролевую теорию личности;
— из социопсихолингвистики и герменевтики (науке о толковании текстов) — методы кодирования и раскодирования вербальных текстов, эффективность психологического воздействия текстов наличность и массовую аудиторию, истолкование, интерпретация текстов.
Этот перечень можно продолжить, но все перечисленные категории сами по себе не могут и не составляют существа психологии журналистики. Важен ракурс, свой подход к объекту и предмету исследования. Как мы выяснили, он состоит в том, что основные объекты изучения — журналист, тексты, читатель, и предмет — психологические закономерности, результаты их взаимодействия рассматриваются в психологии журналистики с позиции практики и теории журналистики, которая является в данном случае доминантой, а журналисты и аудитория — самодостаточными атрибутами психологического дискурса. Это и составляет специфику психологии журналистики, ее особенное, отличное от смежных дисциплин.
Однако, думается, неследует резко отмежевываться от фундаментальных основ и достижений наших «смежников» под предлогом того, что массовая коммуникация — «особая зона психического», понимаемая в духе маклюизма: электронные массмедиа — «продолжение нервной системы» человека, а содержание массовых коммуникаций определяют новые и новейшие глобальные технологии, они же формируют новый «психотип человека» и его «сетевое мышление (Нет-мышление).
Не лучше ли вместо очередной иллюзорной «коммуникативно-психологической парадигмы» и «нового мышления» искать действительно «все то, что составляет внутреннее духовное содержание нашей жизни и является «ядром подлинной психологии»» (Л. Рубинштейн). Это, конечно, не означает, что новая дисциплина должна оставаться на периферии общей социальной психологии. Главное, чтобы в центре психологии журналистики оставался человек — будь он журналистом или читателем во всем многообразии их человеческих взаимоотношений, а журналистика не подменялась медийными и коммерческими процессами. В противном случае вместо высокоразвитой информационной цивилизации, полноценного гражданского общества и правового государства нового столетия мы можем получить «глобальную деревню» (Г. Маклюэн), «технотронное общество» с «преобладанием слуховизуальных средств» (3. Бжезинский) и «тотальным манипулированным сознанием» (Г. Шиллер, Е. Доценко, С. Кара-Мурза), благодаря чему «современный человек не может уклониться от воздействия СМИ» (А. Моль), которые «не столько отражают действительность, сколько формируют ее» (П. Бурдье) «в преломленном и искаженном виде» (Т. Тард), тем самым создавая виртуальную реальность с «одномерным человеком» (Г. Маркузе) и журналистом — «манипулируемым манипулятором». Вот почему так велика в наше время роль психологических факторов и так высоко поднимается планка социальной и нравственной ответственности журналистов, которая должна воспитываться со школьной и студенческой скамьи.
Данное учебное пособие по этой дисциплине рассчитано на знание ими смежных дисциплин, ранее ими изученных. В связи с этим дисциплина «Психология журналистики» изучается на старших курсах. Овладение психологическими знаниями с необходимостью включает в себя как традиционные формы ведения занятий, так и самоподготовку, работу студента по саморазвитию требуемых профессионально важных качеств. Теоретическая подготовка подразумевает изучение предмета и объекта психологии журналистики, ее задач и методов, истории исследований проблем массовой коммуникаций, взаимодействия основных психологических теорий и журналистики, современного статуса психологии журналистики как науки, определения сущности психологической культуры журналиста. Данные вопросы рассматриваются в первой части нашего учебного пособия. Вторая часть посвящена психологическим процессам в деятельности журналиста. Личность и коллектив в условиях журналистской деятельности рассматриваются в третьей части. В четвертой части раскрываются особенности психологии взаимодействия журналиста и аудитории СМИ. Психологический анализ деятельности журналистов в творческом процессе, общении, зоне конфликта и других ситуациях представлен в пятой части.
Учебное пособие подготовлено на кафедре теории журналистики и массовой коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета при участии ученых других российских вузов. Авторы разделов: Введение; М.1: Н.Л.Волковский, А.Н.Гришанина, В.И. Кузин; М.2: Н.Л.Волковский, А.С.Шатилов; М.3: Н.Л.Волковский, А.Н.Гришанина; М.4: Н.Л. Волковский, А.М.Сосновская; М.5: т. 1 – А.Н.Гришанина, В.Д.Мансурова; т.2,3,4 – Г.С.Мельник; т.5 – Н.Л.Волковский.
Часть первая
ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Психология и журналистика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Психология и журналистика
Наука психология изучает психические процессы в человеческой психике, а также порождаемое ими поведение. Это означает, что сфера психологии журналистики ограничена лишь поведением и психическими процессами в психике человека, что участвует в создании, распространении и потреблении продукции масс-медиа.
Чаще всего в русле психологии журналистики рассматриваются следующие направления:
Вопрос личности журналиста
Одним из актуальных вопросов в психологии журналистики является вопрос личности журналиста. Под личностью должна пониматься сумма психических процессов в психике человека, что изменяются при социализации и определяют человеческое поведение.
Личность основывается на своих (личностных) характеристиках, например, на характере, моторике, интеллекте и пр.
Под психологической культурой журналиста подразумевается культура, что базируется на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и пр.
Так, прослеживается четкая связь психологической культуры журналиста с культурологией, социологией, социальной психологией и пр. науками, поскольку это понятие очень сложно и объемно.
Психологические основы деятельности журналиста
При всей своей индивидуальности и самобытности журналистика предъявляет крайне высокие требования к журналистам, поскольку журналистика является особо сложным видом общественной деятельности, это не только творчество, но и общение с разными людьми, и журналисту следует обладать как минимум поверхностными знаниями психологии человека.
Готовые работы на аналогичную тему
Текст журналиста на данный момент в нашей стране и почти во всем мире базируется не на идеологии, а на ментальных структурах, на базовых ценностях и страхах человека – представителя современного общества.
Современная медиареальность отражается в изменении коммуникативного поведения потребителей СМИ. Так стала важна психологическая компонента интерактивных форм журналистики. «Эффект присутствия», обычный для сегодняшней журналистики, достигает пика и становится «эффектом участия». Это состояние, при котором человек уже не просто поглощает информацию, а оперирует ею как посчитает нужным.
К сожалению, чаще всего журналисты относятся к психологической стороне масс-медиа только как к инструменту или как к источнику дополнительных возможностей манипуляции мнением аудитории.
Секреты психологии человека применительно к журналистике
Один из любопытных секретов психологии человека и масс заключается в том, что если человеку единожды удается произвести положительное впечатление в каком-либо обществе, то позднее ему подсознательно приписываются и прочие позитивные качества и наоборот. В журналистике и прочих видах деятельности этот эффект можно объяснить проще, например, выражением о том, что сначала ты работаешь на репутацию, а позднее репутация начинает работать на тебя.
Также для журналиста при общении с человеком важно знать и такую хитрость: следует всегда кивать головой при разговоре, особенно в случае, если сотрудник СМИ желает расположить к себе собеседника или что-то у него попросить.
Важно знать и секрет, что заключается в перефразировании того, что сказал человек и повторении этого – так журналист покажет собеседнику, что он его понимает, улавливает все его мысли, и его эмпатия искренняя.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 07 01 2017
Тема 1. Многообразный мир культуры журналиста
1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности
Основная проблема заключается в том, что информационные технологии развиваются быстрее, нежели процессы формирования массового «информационного сознания». А оно, как известно, включает в себя понимание необходимости специально овладевать умением сознательно осуществлять процессы создания, обмена, распространения, потребления информации.
Не сокращается и разрыв между информацией «для знания» и «для дела» (попросту говоря, отрыв теории от практики). При этом сохраняется отношение к информации как явлению естественному, очевидному и потому не требующему специального внимания, либо опасному, желательно регулируемому, дозируемому.
Наивно полагать, что СМИ самостоятельно, вне и, тем более, вопреки общественным настроениям, могут стать единственным или даже решающим средством формирования информационного общества (как и любого иного). Во-первых, свобода СМИ невозможна в условиях идеологического, экономического, любого другого управления ими; во-вторых, свобода предполагает возможность отражения всей палитры мнений, различных позиций, оценок, в том числе и состояния СМИ.
Так, снижение тиражей ряда газет и журналов — есть, по мнению ряда экспертов, не только следствие причин экономического характера, но и свидетельство в целом падения интереса к периодике, ставшей в условиях рынка не «штучной», а «усредненной», как правило, развлекательной, бездоказательной, безапелляционной, с крайностями в оценках явлений или событий, с обилием элементарных ошибок.
Индивидуальное для проявления человеческой творческости трудно найти и на радио и телевидении, которое Владимир Познер однажды остроумно назвал «конвейер плюс театр». Отсюда объяснение феномена Интернета как способа самоидентификации, объяснение его стремительного «клонирования» в виртуальном пространстве, а его продуктов — в сознании людей.
Следовательно, СМИ станут действенным инструментом формирования развитого общества будущего, если своим содержанием и формой будут систематически способствовать развитию человеческой индивидуальности, причем как при производстве, так и при потреблении массовой информации, если также будут способствовать развитию форм реализации свободы индивидуума и доступа к информации, обеспечивать полную информированность — в пределах возможного — отдельных социумов и граждан. Но это проблемы уже не только технологического, нравственно-этического, собственно массово-коммуникационного характера, а и психологического. И все это находится в центре исследований психологии журналистики как научно-практической дисциплины.
Милан Кундера в романе «Бессмертие» сформулировал одиннадцатую заповедь — право журналиста требовать правдивого ответа, ибо уклонение от истины при освещении социально значимых сторон жизни общества — это всегда симптом его болезни, неполноценного развития. Следовательно, проблемы этического характера при посредстве масс-медиа тесно связаны с политическими, экономическими, рядом других. Но рассмотреть и проанализировать их в полном объеме возможно лишь с учетом социально-психологической природы большинства из них.
1.2. Массовая коммуникация — нервная система целостного общественного организма
Итак, априори делаем вывод: современный мир сложен, многообразен и динамичен. Он противоречив, но взаимозависим и во многом целостен. Его динамика и целостность проявляются прежде всего в развитии общественных отношений, углублении общения (коммуникации) и разветвлении информационных связей различных уровней. Надо сказать, что по проблемам информации и коммуникации уже более двух десятков лет ведутся широкие дискуссии представителями как гуманитарных (философия, социология, политология, социальная психология, лингвистика, культурология, теория журналистики), так и технических (информатика, кибернетика) и естественных (психология, биология) дисциплин. Еще более актуализировал их стремительный прогресс в развитии технологической базы средств коммуникации: прежде всего такого мощного информационного канала, как телевидение, а в последние годы и различных систем компьютерных сетей.
В современной науке можно выделить следующие основные значения понятия «информация» :
• сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений (в технике связи);
• сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик (социальная информация);
• передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).
передача социального опыта, социальной информации от одного поколения к другому;
регулирование общественных отношений средствами политической, правовой, нравственной, религиозной, экологической культур, культуры управления и т.д.;
• осуществление коммуникации, связи между людьми по поводу производства и освоения культурных ценностей;
• оценка явлений окружающей жизни с позиций той или иной культуры.
Все эти подфункции культуры, тесно связанные между собой, объясняют множественность определений культуры. Причем некоторые ученые признают главной именно информационную функцию культуры и соответственно определяют культуру как социальную информацию.
Сейчас как никогда насущна для науки в целом и психологии журналистики в частности проблематика обратной связи с аудиторией средств массовой информации. Она актуализирована повсеместным внедрением спутникового телевизионного вещания, все большим переплетением компьютерной и телевизионной технологий (характерной, например, для интерактивного телевидения, когда аудитория имеет возможность с помощью сети «Интернет» участвовать в организации и развитии массово-коммуникационного действия). Тем самым возникшая новая постановка вопроса об обратной связи заново привлекает внимание и журналистов-практиков, хотя бы в плане осмысления понятия «информационное общество», то есть общество ближайшего будущего.
Следовательно, массовую коммуникацию необходимо рассматривать прежде всего как целостное социальное явление, представляющее сущностную часть человеческих взаимоотношений, которое, с одной стороны, отражает факты, события, явления в жизни общества, с другой — само оказывает определяющее влияние на их формирование.
Не случайно, некоторые исследователи отмечали, что СМИ есть нервная система целостного общественного организма. А философ-авангардист Х.М.Мак-Люин рассматривал электронные каналы связи как расширение нервной системы человека.
Известно, что масс-медиа информируют, просвещают, развлекают. Особняком в современных социально-психологических исследованиях описывается их манипулятивно-управленческая функция: культурные и социально-психологические ценности, изменение установок, моделей поведения и восприятия действительности.
Так, к примеру, формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют механизм «публичного восприятия», становясь средством субъективного духовного принуждения какой-нибудь группы — ведь все мы жители «глобальной деревни». Яркие примеры этого: выборы, политические пропагандистские или рекламные кампании.
Но манипулировать общественным мнением можно (как и противостоять этому — ведь процесс коммуникации не механистический), лишь зная особенности восприятия и переработки информации в памяти человека.
1.3. Проблема, предмет, метод
Мы выделим прежде всего те качественные изменения, которые касаются развития периодической печати в целом и газет в частности. На наш взгляд, они существенны уже по той причине, что свидетельствуют о системных ошибках в прогнозах функционирования средств массовой коммуникации. Ведь, к примеру, даже совсем недавно — в конце прошлого века — многими экспертами нередко озвучивались идеи повсеместной «телевиденизации» России. То есть приоритет безоговорочно отдавался телевидению как ведущему средству массовой информации. Наряду с ними, принималась как данность прагматическая составляющая радио (удобство сопровождения любого рода деятельности). И изначально на периферию внимания потенциальной аудитории СМИ отправлялись информационные властелины индустриальной и постиндустриальной эпохи — газеты и журналы. Всё это напоминало споры сторонников и противников кинематографа в период его культурологического явления миру: так умрёт ли теперь театр? — задавались риторическим вопросом современники. Жизнь показала, что два этих вида искусств могут прекрасно сосуществовать, дополнять друг друга и даже способствовать появлению «детёнышей» отнюдь не уродливого вида.
Развивая эту мысль исследователя, мы сформулируем следующую гипотезу: в период, когда у аудитории средств массовой информации появляется возможность из многих каналов распространения знаний и сведений выбирать те, которые соответствуют их пониманию объективности, на первый план выходят СМИ и отдельные коммуникаторы, для творчества которых доминирующим фактором является аналитичность. «Аналитичность»—«неаналитичность» можно различать даже на
уровне селекции: «информация»—«сообщение». В первом случае это выведение из неопределённости всего того, что можно впоследствии измерить и описать прежде всего в рамках качественно-количественных характеристик. Во втором — мы имеем в виду реализованную и материализованную субъективность факторов, в некоторых случаях основывающуюся на сугубо творческих интенциях, но чаще — это открытая идеологическая ангажированность. Причём под идеологией мы подразумеваем в первую очередь не отражение запрограммированных кем-то «внешним» политических или иных точек зрения, а совокупность «внутренних» мировоззренческих и других жизненно важных для самоидентификации личности факторов.
Н. Луман замечал по этому поводу: потребители информации рано или поздно понимают, что масс-медиа — экономические субъекты и регулируются прибылью. То есть продают не истину или объективную реальность, а товар. Но противоречие заключается в том, что других способов познать реальность, с которой непосредственно познакомиться ты не можешь, у человека, как правило, нет. Следовательно, у любого думающего субъекта появляется необходимость потребления качественного на его взгляд товара. И первым показателем качества информационного товара для большинства является аналитичность — возможность видеть не только некий в принципе стремящийся к бесконечности объем фактов, но и их взаимосопряжение, а также выражение субъективной позиции автора. Причём не обязательно конкретного человека, а возможно того, кого мы в теории 8 называем безличным коммуникатором — СМИ в целом, отдельных их владельцев, зачастую неявно влияющих на содержание информационных сообщений, группы авторов — определяющих тематику и доминанты газетной полосы, журнального раздела, телевизионной программы и т.д.
Исследователи Западной Европы, в частности Ж.И. Шерель, уже давно развеяли мифы, на которых строились многие умозаключения наших отечественных теоретиков печати. К примеру, миф о том, что единственно возможный путь в современной журналистике — это первичность факта, а не комментария. Оставим в стороне робкие возражения тех, кто говорил об иной, нежели, к примеру, американская, ментальности или о пролитературных воззрениях россиян. Речь, на наш взгляд, должна идти прежде всего о том, что информирование в современных условиях изначально не может быть главной функцией СМИ. Её успешно взяли на себя Интернет и мобильные телекоммуникации, где роль журналистов зачастую сведена к нулю.
Как не может быть на первых ролях и функция некоей «четвёртой» власти (почему не «второй» или «третей», как резонно возражал автору данного учебного пособия в одной из дискуссий в Швеции профессор Клас Тор). Властные устремления — это романтическое наследие времён перестройки, не более. А выражаясь научно: любая «власть» — всегда чужой коммуникативный код, следовательно, всегда и будет отторгаема обыденным сознанием. Выходит СМИ в этом случае будут выполнять любые функции, кроме своих, изначально им предписываемых или исторически сложившихся.
Какие же ведущие функциональные особенности характеризуют на наш взгляд современные СМИ? Многие исследователи в своих новейших работах, при всём
их разнопонимании актуальных проблем развития современных массово-коммуникационных систем, сходятся в одном: задача у СМИ очень простая — перегонка информации (термин Н. Лумана) в неинформативные значения. Есть «Я» и есть «Чужой опыт», «Иная реальность», транслируемые масс-медиа. Различение истинного и неистинного (субъективно ложного), нужного и ненужного (прагматически не обусловленного), этичного и неэтичного (не соответствующего лично моим представлениям о должном, возможном, приемлемом) и так далее и тому подобное — позволяет в полной мере представить только средства массовой информации. И здесь, повторим, доминантным для СМИ является фактор их большей или меньшей диа-логичности и аналитичности. В структуре курса « Психология журналистики » мы в первую очередь акцентируем внимание именно на этих факторах результативности масс-медиа.
Показательно, что многие независимые российские эксперты сходятся во мнении, что в данном смысле большие проблемы возникают сегодня у телевизионной журналистики. В частности, генеральный директор «Интерньюс» Манана Аслама-зян в одном из интервью 9 заметила:
— Сейчас на телевидении нет дискуссии. Исчезли полемические программы. Вести разговор на уровне разных точек зрения сейчас негде. Мне гораздо важнее утром включить компьютер и почитать, что пишут на новостных лентах или просто выставлено в Интернете. Кроме того, я снова стала читать газеты. Иначе я ничего не понимаю, что происходит в стране. Среди молодых журналистов много ребят с амбициями. Но эти амбиции профессиональные, а не гражданские. Эти ребята делают личную карьеру, и их мало волнует миссия журналиста. Более компромиссным становится взгляд на проблемы. Всё чаще приходится слышать — «я ничего изменить не могу».
Эти проблемы только ли профессионального роста?
1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики
Вышеописанные тенденции развития психологического знания о закономерностях массово-коммуникационной деятельности сопрягаются с доминантой результативности современных СМИ. Ибо одной из главных целей психологии журналистики как научно-практической дисциплины является помощь руководителям масс-медиа и журналистам в выборе и принятии эффективных управленческих решений. Системные социально-психологические исследования в данной деловой сфере (сфере общего и творческого менеджмента СМИ) способствуют прежде всего реализации функций журналистики как социального института, организации диалоговых отношений с аудиторией, а также творческой работе журналистов.
Известна структурная формула массовой коммуникации Г. Лассуэлла: Кто говорит, Что, По какому каналу, Кому, С каким эффектом? С точки зрения двусто ронней, или партиципарной связи с публикой (когда есть возможность прямого доступа общественности к производству и распространению информации по каналам средств массовой коммуникации):
• «Кто говорит?» — ничто иное, как ответ на вопрос — есть ли среди авторов не только журналисты и политики, но и эксперты в различных областях деятельности, а главное представители общественности. Он также прямо связан с понятиями «свобода слова», «доступность участия в массово-коммуникационной деятельности» — обмене информацией с властями и согражданами, друг с другом. Объективность при этом понимается не просто как добросовестность в изложении фактов, своего их понимания, а как стремление отразить разные точки зрения. Журналистская позиция — не только и не столько по отношению к власти, закону, рыночным отношениям и т.д., а к ожиданиям общества. Профессиональная этика — не только служение истине, добру, справедливости, но и готовность позволить и гражданам быть ответственными за происходящее, а значит участвовать во влиянии на него.
• Вопрос «Что говорит?» — по нашему пониманию предполагает анализ участия аудитории в тематизации — формировании «повестки дня»: меру участия общественности и в освещении, и в обсуждении проблем из различных сфер жизни. О ком говорят СМИ, чей образ жизни, интересы, нужды, требования, оценки для журналистов первостепенны. Репрезентативна ли информация самой общественности, представленная в СМИ. Качественна ли сама информация: присущи ли ей оперативность, своевременность, актуальность. То есть могут ли субъекты информационной деятельности не только освещать что-то, но и готовить в различных формах принятие решения, обсуждать этот процесс с аудиторией, дискутировать. Важным является и такое понятие, как инструментальность информации: пригодность для понимания сути проблем, способность знакомить своих читателей, к примеру, с правилами игры, методами участия и т.д. В данном контексте понятие информационная безопасность — не только теоретическое, поскольку внешне демонстрируемый консенсус иногда держится на запасах общественного терпения.
• Ответ на вопрос, «По какому каналу?» — включает в анализ, как нам кажется, понятие учета специфики различных форм коммуникативных контактов. Интерактивность есть не только возможность задать в присутствии аудитории тому или иному коммуникатору вопрос и получить от него публичный ответ. И даже не призыв к людям массово голосовать, что стало очень модно сегодня (причём без возможности участвовать кому-то со стороны в подведении итогов), а выявление мотивов, выбор из двух-трёх или множества точки зрения, которую разделяешь. Социальное участие — не только неограниченные интерактивные возможности новых информационных технологий, множество контактов. Ведь ни что так не делает пассивным как Интернет без ограничения, уход от реальности при посредстве лишь межперсональных контактов. Или можно привести в качестве негативного примера манипулирование внушаемыми группами аудитории в прямых радиоэфирах.
При этом подчеркнём тот факт, что пресса более, чем другие СМИ, предрасположена к развитию мыслительной, аналитической деятельности. Но, добавим, лишь с учетом использования всех уровней развития техники: взаимодействие различных каналов СМИ, сбор информации от людей и организаций через Интернет и т.д. Как пример обратного характера можно привести бесплатные информационно-рекламные издания, напрочь сломавшие систему газетных предпочтений и приучившие людей к мнимой бесплатности.
• «Кому говорят?» — здесь мы в рамках нашей концепции привлекаем к анализу понятие «доступность СМИ»: причём выделяем не только экономические аспекты, но и групповые — возрастной, тендерный, социальный, территориальный, этнический. С определёнными, конечно, оговорками можно включить сюда и ролевое участие журналистов (журналист меняет профессию, житейские подробности политиков разного уровня и «звезд», рассказы журналистов о себе как рядовом покупателе, родителе школьника и т.д.
Важно и то, кому обращена информация от журналистов и внештатных авторов (не только ли абстрактным власть предержащим). Как мудро заметил как-то на семинаре в Пермской области один из редакторов, в городе или районе все всё и без нас знают, лишь хотят убедиться — насколько смел редактор или правдивы и объективны журналисты.
Не менее сущностей в данном контексте и другой вопрос — насколько информация, распространяемая властью, соотносится с высказываниями общественности и вообще с реальностью. Ведь аудитория, наученная горьким опытом, сегодня нередко откровенно смеётся над программными заявлениями в СМИ кандидатов всех уровней и их «завиральными» идеями.
• Отвечая на вопрос «С каким эффектом?» — необходимо подчеркнуть, что в современной практике масс-медиа сейчас меняется объем и содержание понятий «эффективность», «действенность».
Во-первых, можно предположить, что сегодня иссяк ресурс давления, переданный средствам массовой информации от власти. Новые экономические отношения ограничили или даже свели на нет возможности экономического давления СМИ на власть, вторжения в сферу производственной деятельности или производственных отношений, что раньше было основой действенности.
Во-вторых, действенность сегодня необходимо понимать не только как результативность контактов с социальными институтами, выполнение непосредственно организаторских функций. Сам факт обмена мнениями тоже социальная ценность, так как способствует формированию и укреплению социальных общностей.
В-третьих, и эффективность сегодня следует рассматривать на уровне развития общественного мнения, а также с учетом тенденций в современном массовом сознании.
Теперь остановимся на факторах системообразующего характера. Существует дискуссионное мнение, что журналистика сегодня — это прежде всего технологии, а не творчество. Раньше, мол, тоже творчество не было первичным, поскольку в советской журналистике во главу угла ставилась идеология. Оставим в стороне истинность-неистинность данного высказывания, но согласимся с данным тезисом в одном: там, где есть жесткая технологичность, там больше времени остается на творчество.
В по-настоящему технологичном СМИ нет жесткого плана, нет привязки к понятиям «количество» (а иногда и «качество») выпускаемого информационного продукта. Просто если ты, журналист, один раз пропустил или осветил хуже, чем конкуренты, некую новость или не отследил, не дал квалифицированного анализа важной тенденции, с тобой, порой после первого же предупреждения, разорвут контракт.
В данном контексте важнейшим является вопрос — что мы в рамках дисциплины психология журналистики понимаем под профессиональной технологичностью?
Ответ на него также прямо связан с рядом новейших понятий, таких, к примеру, как: формат СМИ, модель издания, stile book (книга стилей), стандарты навигационных элементов и ряд других. Здесь же необходимо сказать о максимальном применении современных технологий сбора, хранения и использования в непосредственной профессиональной деятельности всех видов информации.
Трансформация институтов медиа в организации сферы бизнеса неразрывно связана изменениями качественного состава профессионалов. Что остро актуализирует проблему формирования и развития профессиональной культуры журналистов. На наш взгляд, эффективно заниматься этим можно будет лишь в том случае, если на должную высоту будет поднята и система (именно Система), причем не только университетского обучения будущих журналистов, но и повышения квалификации и переподготовки журналистских кадров.
Ведь не секрет, что наша профессия в последнее время определенным образом девальвирована многочисленными СМИ, создаваемыми под политический заказ или по прихоти хозяина, имеющего на это «лишние» деньги. А информационное пространство многих регионов можно характеризовать как разрываемое противоречиями не только экономического характера. В связи с чем актуальнейшей является проблема формирования системы профессиональной культуры журналистов, имеющей конкретные составляющие.
Движущей силой развития профессионального сознания выступает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Отражением этого процесса является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого. Именно в профессиональном самосознании выкристаллизовывается осознание общности интересов, формируются и функционируют механизмы социально-психологической консолидации группы и поддержания стабильности ее социального положения.
Мы полагаем, что в одном ряду с профессиональным самосознанием журналистов стоит профессиональное мировоззрение как специфический срез общего мировоззрения и элемент профессиональной культуры. Объектом отражения профессионального мировоззрения выступает не только общая или специальная, но и социальная картина мира. Именно последняя обеспечивает интеграцию профессиональной группы в процессы производства материальных и духовных основ общественной жизнедеятельности, формирует ее социальную позицию по отношению к реальности, к перспективам развития общества, а в конечном итоге — способствует формированию у нее специфического профессионального самосознания.
Особое место в профессиональной культуре журналиста принадлежит и профессиональному мышлению. Во многом обуславливаемое сегодня технологией и объективной логикой массово-коммуникационной деятельности, профессиональное мышление, в свою очередь, выступает в качестве организующего начала в процессе становления и самоопределения журналистики и дальнейшего развития данного вида профессиональной деятельности как истинно творческого.
Следовательно, в этом качестве профессиональная культура журналиста есть способ формирования и мера реализации социальных и индивидуальных сущностных сил субъектов профессиональной деятельности во благо всего общества, а не отдельных его групп, что, как мы отмечали, сегодня нередко распространено.
Практически для всех СМИ характерно сегодня расслоение по уровню и качеству образования журналистов. Никого в провинции сегодня не удивляет, к примеру, тот факт, что кто-то из руководителей может вообще не иметь никакого высшего образования. Непрофильное образование работников масс-медиа — вообще явление скорее типичное, нежели исключительное. А то, что городские и районные газеты, различных причём регионов (особенно сельские), на две трети, а то и более укомплектованы вчерашними школьниками и пенсионерами — факт непреложный.
Бесконечная череда трансформаций СМИ привела к тому, что сегодня нередко форма их собственности является не более чем «вывеской для простака». К примеру, все знают, что в нашей области масс-медиа жестко делятся на «промэрские» и «прогубернаторские». Попробуй, объясни теперь наивному обывателю, что такое политика, транслируемая так называемыми государственными СМИ. Или возьмем те из них, которые принадлежат конкретным холдингам, корпорациям, предприятиям или частным лицам. Чью точку зрения транслируют они широкой аудитории, кому достается прибыль прежде всего от рекламы и дивиденды от политического пиара? А кто готовит для них кадры журналистов? Чаще всего вузы, финансируемые из бюджета государства. Сами субъекты массово-информационной деятельности конкретно за специалиста вузу или опосредованно в государственную казну (кроме обобществленных налогов, конечно) что-то заплатили? Вопрос риторический.
Если в связи с этим говорить о самом актуальном, на наш взгляд, сегодня — культуре в целом и журналистской в частности, то стремится она стать по-настоящему профессиональной не тогда, когда происходит момент ее «адаптации» к современным технологиям и условиям жизнедеятельности определенной группы людей, но тогда, когда профессиональная культура становится продуктивной.
Бывший редактор «Известий» Раф Шакиров определил себя в одном из статусных представлений как «информационщик». Мне кажется, этим многое сказано. Ведь информационная интерактивность как смысловой «диалог культур» журналиста и аудитории находит выражение прежде всего при анализе социально-психологических аспектов конкретной массово-коммуникационной деятельности. Успешно поработав как в периодической печати, так и на телевидении, а также в сфере деятельности по информационному обеспечению масс-медиа, Р. Шакиров, как нам кажется, на практике продемонстрировал, что современному журналисту не следует замыкаться (в узком смысле) в рамках типологического подхода к профессии, а также (в широком) — внутри четко очерченного круга собственных социально-демографических или социально-психологических характеристик.
Таким образом, поскольку диалогичность является необходимым атрибутом, собственно говоря, условием жизнеспособности системы массово-коммуникационного обмена информацией в обществе, необходимо уделять должное внимание данному аспекту при организации учебного процесса. Интерактивность как принцип организации занятий в рамках курсов будущей профессиональной специализации студентов дает возможность сфокусировать внимание как на приемах активизации аудитории, привлечения ее к участию в данном акте, сотворчеству, так и на решении журналистами, рекламистами в новых условиях задач сугубо профессионального уровня.
Делая выводы, необходимо отметить следующее. В целом формирование новой реальности, в которой сегодня функционируют газеты России, представляет собой отнюдь не «естественный», идущий сам по себе процесс. Безусловно, что глобализация и технологический прогресс интенсифицирует процессы информационного обмена, повышает уровень диалогичности СМИ и их аудитории. Вместе с тем, вышеописанные противоречия заставляют говорить скорее о глобальном медиа потреблении, чем о глобальном производстве материалов средств массовой информации. Возможно, с экономической точки зрения это и выгодно, но никто ещё всерьёз не прогнозировал последствия другого рода. А то, что они будут, сомнения не вызывает.