Что такое психолого педагогическая помощь
Психолого-педагогическое сопровождение
Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.
Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.
Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:
Формы и методы психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:
Профилактика
Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:
Диагностика
Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:
Консультирование
Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:
Развивающая и коррекционная работа
Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:
Психологическое просвещение и экспертиза
Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:
В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.
Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению
Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.
Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Психолого-педагогическая поддержка в образовательном учреждении
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в мире, их динамизм, обостряет проблему развития личности, предъявляя высокие требования к качеству современного образования, его социальной эффективности. Для выпускника современного ОУ особенно значимым является не только приобретение определенной совокупностей систематизированных знаний, но и освоение социальных норм, системы ценностей, регламентирующих жизнедеятельность современного социума, умение транслировать эти нормы в своем поведении, умение противостоять вызовам современного мира. Степень адаптированности выпускника ОУ к новым социальным условиям влияет на его мировосприятие, определяя профессиональный и ценностный выбор. Приоритет гуманистических тенденций современного образования обращает педагогическую практику на поиск, обоснование и внедрение развивающих и поддерживающих технологий, поскольку охранительные отношения к индивидуальности, ее поддержка является необходимым условием целостности личности, ее нравственного здоровья, эмоционального благополучия.
Поиск условий, защищающих личность от негативных последствий социальных преобразований и предоставляющих личности возможность продуктивного саморазвития и успешной самореализации в специфических условиях общеобразовательной школы в рамках психолого-педагогической поддержки. Поддержка выражает гуманистическую позицию педагога по отношению к обучающимся, являясь одним из условий оптимизации образовательного процесса современного ОУ, важным условием развития субъектов образовательного процесса. Создание системы психолого-педагогической поддержки позволит разрешить имеющиеся проблемы и обеспечит необходимые условия для адаптации и личностного роста каждого в меняющимся социуме.
Методология психолого-педагогической поддержки основывается на взаимосвязанной совокупности подходов: системном (В.Н. Беспалько, В.А. Караковский, Ю.А. Канаржевский, Л.И. Новикова и др.); синергетическом (И. Пригожин, Г. Хакен, Е.Н. Князев, С.П. Курдюмов и др.); средовом (Ю.Н. Кулюткин, А.С. Макаренко, Ю.Н. Мануйлов, Г.А. Ковалев, В.В., С,В, Тарасов, В.Я.Ясвин и др.). Теоретические основания ОЭР составили научные труды в области личностно-ориентированного подхода (В.В. Рубцов, Н.Ю. Синягин, И.С. Якиманская и др.), концептуальные подходы теории развития личности (Е.И.Исаев, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков и др.) идеи психолого-педагогической поддержки личности, развиваемые А.Г. Асмоловым, О.С.Газманом, И.В.Дубровиной, Н.Б. Крыловой, Н.Н.Михайловой и др.).
Важное значение для проведения данной работы имеет следующие ключевые понятия: «поддержка», «психолого-педагогическая поддержка», «индивидуальность», «субъектность», «самостоятельность».
Идея о необходимости поддержки растущего человека содержаться в трудах известных педагогов и психологов, основывающих свою теорию и практику на позициях защиты интересов личности (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.). Выделение этой проблемы в особую сферу педагогической деятельности были осуществлены О.С.Газманом и сотрудниками его лаборатории (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИРАО).
Выделенные семантические значения понятий «поддержка», «поддержать», задают определенные педагогические смыслы:
помочь другому обрести уверенность;
подкрепить то положительное, что есть в личности;
удержать от того, что мешает развитию.
Анализ специальной литературы по проблеме показывает, что ряд исследователей (А.Д.Андреева, О.С.Газман, И.В.Дубровина, Н.Б.Крылова, Н.Н.Михайлова и др.) рассматривают различные аспекты явления «психолого-педагогическая поддержка». Так, О.С.Газман рассматривает данное явление как профессиональную деятельность педагогов, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем в условиях ОУ. «. это деятельность профессионалов, представителей ОУ, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении».
Появление этого направления в педагогике основано на гуманистических взглядах на систему образования, центрированных на ребенке.
Проблеме поддержки уделялось внимание в трудах западных исследователей личности (А.Адлер, А.Маслоу, Р.Мей, К.Роджерс, Э.Фром и др.).
В отечественной педагогической психологии (А.Г.Асмолов, О.С.Газман, В.А.Петровский и др.) разработаны теоретические подходы понимания явления «психолого-педагогическая поддержка» и связанные с ним проблемы саморазвития и самоопределения, обозначены основные характеристики человека как субъекта собственной жизни.
Психологическая поддержка личности в условиях образовательного процесса ОУ рассматривается в работах отечественных ученых (Л.И.Божович, И.В.Дубровиной, Л.Н.Кундозеровой, Л.М. Митиной, Р.В. Овчаровой и др.). Они трактуют психологическую поддержку как «особый способ взаимодействия учителя и ученика», «как особый психотехнический прием конструктивного взаимодействия», «как адресную помощь, опирающуюся на сильные стороны личности, способствующие сохранению уверенности и самоуважения». Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, стремление к самостоятельности, самодвижению.
Е.И.Исаев и В.И.Слободчиков в работе «Психология человека» подчеркивают, что поддерживать и развивать следует субъектность, т.е. способность личности к преобразующему отношению, к собственной жизнедеятельности, а так же индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая его из всех других и тем самым позволяет оставаться самим собой).
«Защита» предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребенка, отставание его интересов и прав.
Успешность взаимодействия взрослого и ребенка возможна при соблюдении следующих условий:
согласие ребенка на помощь и поддержку;
приоритет самого ребенка в решении собственных проблем;
защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни;
сотрудничество в процессе разрешении проблемы.
Основу создания системы психолого-педагогической поддержки развития субъектов образовательного процесса ОУ обеспечивает технология педагогического проектирования (В.Н.Виноградов, О,Г.Эрлих, О.Г.Прикот и др.).
Ведущую идею можно сформулировать следующим образом:» организация системы психолого-педагогической поддержки развития субъектов образовательного процесса является действенным механизмом развития ОУ и обеспечит доступность, качество и социальную результативность образования обучающихся и профессиональный рост педагогов при эффективном использовании ресурсов ОУ и социокультурной среды территории».
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка делает процесс развития учащихся последовательным и обоснованным. Результатом педагогического руководства становится готовность учащегося к успешному развитию и обучению.
Служба психолого-педагогической поддержки успешно работает в нашей школе с 2009 года. Мы предлагаем педагогическому сообществу модель функционирования службы психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.
Модель функционирования службы психолого-педагогической поддержки
Цель службы ППП- создание комфортных условий для развития индивидуальности субъектов ОП.
диагностика и коррекция нарушений в развитии;
поддержка самореализации в творчестве.
формирование готовности ребенка к школе.
обеспечение адаптации обучающихся к школе;
поддержка самостоятельности и самоорганизации;
формирование мотивации к учению;
поддержка формирования базовых социальных навыков, самореализации в творчестве;
профилактика эмоционального напряжения;
формирование готовности к обучению в основной школе учащихся 4 классов.
адаптация к новым условиям обучения
поддержка в решении задач личностного самоопределения и профессиональном самоопределении;
помощь в формировании базовых социальных компетентностей;
помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
профилактика эмоционального напряжения, девиантного поведения, наркозависимости.
помощь в профильной ориентации;
формирование психосоциальной компетентности;
профилактика эмоционального напряжения, девиантного поведения, наркозависимости;
поддержка обучающихся в процессе подготовки и проведения ЕГЭ.
профилактика эмоционального напряжения;
предотвращение угрозы нервных срывов и конфликтов;
самореализации в творчестве;
поддержка профессионального становления педагога.
профилактика эмоционального напряжения;
просвещение в области педагогики и психологии.
Ключевые формы деятельности,
ПМПК, ПМПк, психологические тренинги, социальное проектирование, психолого-педагогический всеобуч, по профилактике эмоциональных срывов у учащихся, родителей, педагогов, НОУ, консультации, групповая работа, целевые творческие программы, научно-практические конференции.
Обучающиеся, родители, педагоги, администрация ОУ, социальные партнеры.
Управление — государственно-общественное, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в некую целостность.
Создание комфортных условий для развития субъектов ОП;
Эффективная система поддержки развития субъектов ОП;
Позитивная динамика жизнедеятельности ОУ:
Сформированность воспитательного коллектива ОУ;
Включенности в воспитательный процесс детей, родителей, педагогов, социальных партнеров;
Удовлетворенности ОУ детей, родителей, педагогов, социальных. партнеров;
Включенности обучающихся в систему дополнительного образования;
Сформированность социального статуса обучающихся, уровня воспитанности;
Рейтинг школы в районных, областных, всероссийских, международных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
Снижение проявлений эмоциональных срывов детей, педагогов и родителей;
Снижение проявлений девиантного поведения обучающихся;
Обобщение и распространение опыта создание системы ППП субъектов ОП в ОУ
Структура системы ППП включает:
ЦЕЛЬ- создание комфортных условий для развития индивидуальности субъектов ОП.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , обеспечивающая реализацию целей:
СУБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ее организующие и в ней участвующие:
обучающиеся, родители, администрация ОУ, педагоги, социальные партнеры;
ОТНОШЕНИЯ сотрудничества и взаимопомощи, интегрирующие субъектов в единую общность;
Руководство службой ППП осуществляет директор ОУ во взаимодействии с органами общественного управления ( попечительский совет, родительский комитет, педагогический совет, Совет старшеклассников) и в тесном сотрудничестве с субъектами социокультурной среды территории ОУ.
Учитель-дефектолог МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
Психолого-педагогическая помощь
РАБОТА СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
В основе целей и задач социальной работы МБОУ «Тат.Каргалинская СОШ» лежат следующие документы: