Что такое психолого педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

Что такое психолого педагогическое сопровождение. Смотреть фото Что такое психолого педагогическое сопровождение. Смотреть картинку Что такое психолого педагогическое сопровождение. Картинка про Что такое психолого педагогическое сопровождение. Фото Что такое психолого педагогическое сопровождение Светлана Садовщикова
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

По результатам опроса фокус – групп «Что вы ожидаете от дошкольного образования?»были получены следующие результаты:

Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.

Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.

В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений, учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.

Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.

Учить для жизни, а не для школы!

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.

Сопровождение ребенкав процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

— охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка,где учитываются 5 направлений дошкольного образования:

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который заполняется в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.

На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.

В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.

Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.

Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.

Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)

Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Результаты работы психолого-педагогического сопровождения свидетельствует о том, что значительно изменился уровень личностного, интеллектуального развития детей, возросло количество родителей, заинтересованных быть активными партнёрами в реализации задач ДОУ, повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Но самое главное, на наш взгляд, благодаря системе профессиональной деятельности коллектива, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития детей в ситуациях педагогического взаимодействия, изменился сам подход к ребёнку, не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.

Консультация для педагогов: Отличительные особенности: Федеральный закон «Об образовании в РФ» Новый закон «Об образовании РФ» Консультация для педагогов: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» НОВЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Презентация к родительскому собранию «О вступлении в силу с 01.09.2013 нового «Закона об образовании» Родительское собрание с повесткой дня: 1. Изменения в законодательную базу дошкольного учреждения. Рассмотрены изменения в «Закон об образовании.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в практике работы ДОУ

Что такое психолого педагогическое сопровождение. Смотреть фото Что такое психолого педагогическое сопровождение. Смотреть картинку Что такое психолого педагогическое сопровождение. Картинка про Что такое психолого педагогическое сопровождение. Фото Что такое психолого педагогическое сопровождение Олеся Русалинова
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в практике работы ДОУ

Введение стандарта дошкольного образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях, определило точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество со своей мобильностью и динамичностью выдвигает всё новые и новые требования к образованию граждан, в том числе и на этапе дошкольного образования, задаёт критерии активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Применение в системе работы ДОО Федеральных государственных стандартов педагога и педагога-психолога определяет базовые нормы и правила, по которым должен жить современный детский сад.

Основной целью современной системы образования является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения.

«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то».

Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.

Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Е. А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

По мнению М. И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.

Наибольшего эффекта в работе ДОО можно достичь лишь в том случае, если психолого-педагогическое сопровождение будет касаться всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются обучающиеся, родители (законные представители) и педагогические работники.

Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса.

Цель деятельности Службы сопровождения заключается в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.

Задачи Службы сопровождения:

— защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;

— проведение психологической экспертизы (оценки) комфортности и безопасности образовательной среды в данном образовательном учреждении;

— снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей;

— квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития обучающегося с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;

— участие специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся;

— развитие психолого-педагогическойкомпетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей);

— содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса; содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;

Между тем, актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с одной стороны, и недостаточной её разработанности с точки зрения теории и практики, с другой.

Как показал наш первый опыт организации в ДОО Службы психолого-педагогического сопровождения, в своей работе мы столкнулись с рядом трудностей, которые мы условно разделили на две группы,в соответствие с запросами участников образовательного процесса:

1. Педагогическая – компетентностная проблема,которая вызвана:

— недостаточностью педагогических знаний в решении вопросов сопровождения и поддержки ребёнка и семьи;

— сложность в разработке программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

— наличие в штате организации необходимых специалистов.

2. Родительская – информационно-просветительская проблема,которая вызвана:

— не владением родителями (законными представителями) достоверной информацией о проблеме развития, воспитания или обучения ребёнка;

— родители (законные представители) не готовы принять проблему, боятся или не хотят обращаться к специалистам;

— родители (законные представители) не знают механизма действий, куда и как можно обратиться с данной проблемой.

Отечественный психолог М. Р. Битянова в своих исследованиях подчёркивает деятельностную направленность психолого-педагогического сопровождения, отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком на позиции субъект-субъектных, личностно-ориентированных отношений, помогающих открыть его «самостность»: стремление к самостоятельности, саморазвитие, саморегуляция и пр.

Исходя из выше сказанного, педагог-психолог службы сопровождения решает три основные задачи (М. Р. Битянова):

1. Отслеживание особенностей индивидуального развития ребенка (диагностика). В случае выявления каких-либо проблем изучается причина и принимается решение о путях коррекции.

2. Создание необходимых психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, организуется методическая помощь, проводится развивающая психологическая работа.

3. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, испытывающим какие-либо трудности. Есть дети, которые в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа педагога-психолога службы сопровождения.

Понимая причины трудностей, возникших в работе службы психолого-педагогического сопровождения нашей организации,мы видим следующие пути решения проблемы:

1. Работас педагогами ДОО через организацию различных форм повышения компетентности:

Обучение педагогов (курсы ПК, проведение семинаров, консультаций, посещение открытых мероприятий педагогического сообщества, использование методической литературы;

• Помощь в разработке программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

• Привлечение специалистов, в случае необходимости.

2. Информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями)с помощью различных форм взаимодействия: консультации, беседы, тематические родительские собрания, круглые столы, семинары-тренинги по развитию навыков общения и сотрудничества и пр.

При этом, работу с родительской общественностью, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но может выступать как комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса и его качества.

1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2002.

3. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. — М., 1998.

4. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л. Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10. 5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1987.

6. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.

7. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М. : Владос, 2003.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации» I. Введение Принятие Федерального закона «Об.

Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха В условиях работы группы для слабослышащих детей общеобразовательные.

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и.

Протокол родительского собрания на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной.

Конспект родительского собрания «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Методическая разработка «Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС до» Сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС ДО. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Задачи и принципы

А. А. Майер в своей книге, посвящённой организации работы в дошкольном образовательном учреждении, утверждает, что «сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи». Согласно мнению автора, педагог лишь создаёт условия для реализации личностного потенциала. А. А. Майер считает, что в отличие от коррекции технология сопровождения предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов индивида и его окружения, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с социумом. Основными характеристиками сопровождения можно назвать процессуальность, пролонгированность, недирективность, погружённость в реальную жизнь человека, особые отношения между участниками процесса.

Проблема сопровождения в образовании рассматривается как стратегия развития личности, и как тактика реализации её индивидуального потенциала.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

-Создание для ребенка эмоционального благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

-Изучении индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

-Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

-Своевременное проведение ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии.

-Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Каков же основной принцип психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса? В его основе заложена методология Монтессори. Воспитатель предоставляет ребенку полную свободу. Но свобода не означает заброшенности. Свободное развитие возможно только при отсутствии препятствий. И педагог должен очистить пространство от всего, что мешает расцвету личности. Если мы выращиваем цветок, мы не ждем от него тех свойств, которых нет в его природе. Мы стремимся обеспечить росточку самые благоприятные условия, почву, богатую питательными веществами, всеми необходимыми элементами. Так и педагог готовит пространство, где вырастет человек. В этом его задача.

Смысл системы свободного развития в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь.Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, педагог. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Педагог же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Педагогу отводится довольно скромная, но важная роль – помочь ребенку освоить тот или иной материал, и наблюдать за тем, как происходит его развитие, заполняя, так называемую, индивидуальную «карту достижений». Вмешательство в деятельность ребенка возможно только в том случае, если он сам об этом попросит.И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться вверх по лестнице саморазвития в своем собственном темпе. Ведь сейчас по-настоящему успешным в жизни может быть человек, обладающий многими качествами, а внутренняя свобода и самостоятельность в мышлении и поступках занимают не самое последнее место. Воспитатель ДОУ должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого своего воспитанника. Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают ему возможность помочь ребенку в оптимальном использовании материалов; затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдениюза работой детей, проживающих в буквальном смысле этих слов основы научных знаний, будь то развитие речи, математика или рисование и музыка. В специально оборудованном для свободной работы детей учебном пространстве можно наблюдать таинство движений их мысли, раскрытие уникального пути развития каждого ребенка. От притяжения к интересу и любопытству, от радости живого действия с конкретным предметом к постижению мира пролегает линия внутренней мотивации ребенка, которая является основой его деятельности. Ребенок стремится сам разобраться во всем и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к педагогу как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.

Благоприятно воздействует на развитие детей отсутствие соревнований друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, и прогресс ребенка виден только по отношению к нему самому.

В группах детей не следует организованно усаживать за столы, сидя за которыми они будут взирать на гордо декламирующего воспитателя – гораздо правильнее предоставить каждому ребёнку возможность заняться своей работой сидя на коврике или за небольшим столиком, специально приспособленным для ребячьего удобства. И никто – ни товарищи по группе, ни сам педагог – не вправе нарушить концентрацию малыша. Если в материале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два маленьких претендента, то естественно возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга.

На сегодняшний момент психолого-педагогическое сопровождение ложится зачастую на плечи педагога, т. к. не каждое дошкольное учреждение имеет в штате педагога-психолога. От воспитателей требуется серьёзные, фундаментальные знания в области психологии. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождениена современном этапе представляет систему из 3 составляющих:

-педагогов (самосовершенствующихся, самообразовывающихся в области психологии и не только) если нет педагога-психолога, помощь должен оказывать старший воспитатель

-дети, которые должны развиваться в специально созданной среде

-родители, у которых педагоги призваны формировать компетентность как родителей.

В работе с родителями педагогам следует обратить особое внимание на их отношение к детской самостоятельности и свободе выбора деятельности детей. Родители должны чётко усвоить и принять утверждение, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности. Зачастую чрезмерная опека родителями их детей является ложной, ограничения жёсткими и болезненными для самолюбия маленького человека. Куда полезнее и правильнее наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой собственного ребенка, пробуждать интерес, оказывать помощь, концентрироваться на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места, любить его откликаться на главную просьбу ребёнка: помоги мне это сделать самому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *