Что такое психопрофилактика в работе психолога
Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
Психопрофилактика в деятельности практического психолога.
Цели лекции: 1) формирование у студентов знаний о сущности и роли психологической профилактики в деятельности практического психолога;
2) уточнение и расширение представлений студентов об особенностях организации психопрофилактической работы практикующим психологом;
3) формирование знаний о специфике применения тех или иных форм организации профилактической деятельности.
Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
Особенности организации психопрофилактической работы психолога.
Основные формы проведения психопрофилактической деятельности психолога посредством психопросвещения, специфика их использования.
Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
Психопрофилактика в деятельности психолога занимает существенное место, поскольку любую проблему значительно проще и легче предупредить, чем заниматься ее решением и преодолением ее последствий.
Психологическая профилактика – это превентивная деятельность психолога по предотвращению нарушений в психическом и личностном развитии индивидов, их поведении, межличностных отношениях и общении.
Психопрофилактическая работа тесно связана с такими направлениями деятельности практического психолога, как облегчение адаптации, психогигиена, обеспечение оптимальных условий трудовой деятельности, преодоление трудных жизненных ситуаций, которые при оставлении их без внимания могут повлечь появление серьезных психологических проблем и существенно нарушить психическое здоровье индивида. Она имеет тесную связь с видами деятельности психолога-практика: психологическим просвещением, психологическим консультированием, психодиагностикой и психологической коррекционно-развивающей работой. В практической работе психолога эти виды деятельности не имеют четкого размежевания, они взаимодополняют друг друга.
Доминирующее место психопрофилактической деятельности в практической работе психологов объясняется ситуацией, наблюдаемой в современном обществе. Сложность современной обстановки в социуме заключается в смещении одних ценностей и подменой их другими, в изменении стиля жизни людей, в трансформации содержания ролевого поведения и переадресации решения основных функций, предписанных половой ролью представителям другого пола, что порождает неразбериху в сознании граждан и негативно сказывается на детях и подростках, затрудняет гармоничное построение жизни взрослыми, препятствует полноценной социализации любого индивида. Именно этими особенностями и обусловлен перенос акцентов в деятельности психологов на осуществление превентивных мероприятий. Поэтому современные психологи в качестве задач, требующих первоочередного решения, ставят перед собой следующие:
1) сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей;
2) восстановление и упрочение здоровья взрослых;
3) воспитание духовно здоровой личности.
Приоритетность этих задач возросла по сравнению с теми, которые ранее занимали ведущие позиции, и потеснила их. До этого главной задачей психопрофилактики являлась – содействие психическому и личностному развитию подрастающего поколения.
Актуальная ситуация в обществе показывает, что психопрофилактика сейчас востребована больше чем когда-либо. Это опосредованно не только выше указанными причинами, но и связано с нестабильностью в социально-экономической, социально-политической, культурной сфере общества. Одним из средств улучшения общей обстановки является повышение психологической и нравственной культуры граждан. Хотя массовое сознание еще не готово к тому, чтобы проявлять активность в этом направлении, принимая психологическую помощь, решение этой задачи жизненно необходимо и требует оперативности осуществления нужных мер в этом направлении.
Для качественной реализации такой глобальной цели следует организовать психопрофилактическую работу таким образом, чтобы она охватывала все сферы жизнедеятельности индивида:
— личную и семейно-бытовую (предполагается оказание помощи и поддержки в решении проблем интимного характера, помощь в создании крепкой семьи и содействие в процессе воспитания детей);
— профессиональную (предусматривается оказание помощи не только в профессиональном самоопределении, но обеспечение условий для полной самореализации способностей в труде);
— социальную (оказание психологической поддержки в формировании круга общения, что требует развития коммуникативных умений и навыков, развития культуры общения и оформления индивидуального стиля общения, вплоть до – содействия в развитии организаторских и лидерских способностей);
— индивидуальную (предполагается оказание помощи и поддержки в решении индивидуально-личностных проблем, связанных с недостаточным развитием способностей, неправильно выбранными ориентирами, не позволяющими индивиду благоприятно чувствовать себя в социуме).
Профилактическая работа при реализации вышеперечисленных задач должна быть организована таким образом, чтобы охватывать всех лиц, имеющих отношение к индивидууму, его личной, семейно-бытовой и профессионально-деловой жизни.
Профилактическая работа, предусматривающая такую стратегию в решении глобальных общечеловеческих проблем, должна быть направлена на реализацию целей:
— обеспечение успешности процесса социализации и адаптации индивида к условиям жизни;
— улучшение психического здоровья каждого отдельно взятого человека;
— улучшение психологического климата группы, коллектива, в которые включен индивид;
— воспитание гуманных взаимоотношений и коммуникативной культуры людей;
— предупреждение конфликтов и обучение навыкам продуктивного управления конфликтными ситуациями;
— нейтрализация или исключение психотравмирующих ситуаций;
— воспитание у людей личностных качеств, обеспечивающих повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к неблагоприятным экзогенным факторам, формирование навыков по упрочению тенденции к самосохранению;
— предупреждение нервно-психических расстройств;
— воспитание поведенческой культуры, упреждающей вовлечение в кризисные и разрушающие ситуации;
— предотвращение деформаций в личностном развитии.
Обобщая сущность выше указанных задач, следует отметить, что главное целевое назначение психопрофилактики – это повышение психологической культуры и психологического самосознания у членов общества.
Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 3408 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Психопрофилактическая работа практического психолога с персоналом ДОУ
Лена Маковей
Психопрофилактическая работа практического психолога с персоналом ДОУ
Психопрофилактическая работа практического психолога с персоналом ДОУ:
Цель и задачи работы педагога-психолога в ДОУ:
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.
Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
Реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
Консультационная работа с родителями и педагогами.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе.
Направления работы :
• Психопрофилактическая работа.
• Развивающая и психокоррекционная работа.
• Психодиагностическая работа.
• Консультационная работа.
• Просветительская работа.
• Методическая работа.
Проблемы, с которыми в основном сталкивается детский психолог:
1. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
2. Проблемные взаимоотношения ребенка с воспитателем.
3. Проблемные взаимоотношения ребенка с другими детьми.
4. Поведенческие нарушения ребенка (агрессивность, аффекты, элементы аутичности, др.)
5. Отставание — опережение в развитии ребенка.
6. Проблемные отношения ребенка в семье.
7. Социально-психологические проблемы в педагогическом коллективе.
Работас детьми представлена следующими направлениями:
1. Наблюдение и анализ адаптации детей раннего возраста.
Это направление является обязательным в деятельности психолога и длится три-четыре месяца (с сентября по декабрь).Включает в себя следующие виды деятельности: знакомство с медицинским и психологическим анамнезом вновь поступающих детей с целью планирования индивидуального режима организации адаптации, наблюдение за детьми, отражение его результатов в картах адаптации, рекомендации воспитателю и родителям, выступление о результатах адаптации.
2. Психологическая диагностика детей в кризисные периоды развития.
Данное направление деятельности психолога также является обязательным. Осуществляется с целью выявления возможных проблем, возникших у ребенка. Диагностика проводится по достижении детьми трех, пяти и шести с половиной лет. В промежуточных возрастных группах диагностику проводить не имеет смысла.
У детей трех лет выявляются нормативные показатели, соответствующие возрасту.
У детей пяти лет обязательно выявляются показатели эмоционально-личностного развития.
У детей шести с половиной лет определяются показатели психологической готовности к школе.
Полученные результаты психолог заносит в карты сопровождения, доводит до сведения родителей и воспитателей. В ходе обсуждения уточняется индивидуальный образователь-ный маршрут для каждого ребенка (если есть необходимость).
3. Работа психолога с трудными детьми (к категории трудных относим детей, имеющих поведенческие и эмоционально-личностные проблемы психогенного происхождения). Это направление реализуется психологом только на основе запроса родителей или воспитателя (в этом случае также необходимо согласие родителей). Первоначально проводится углубленная диагностика, уточняется суть проблемы. Если проблема окажется в компетенции педагога-психолога, он включает ребенка в тренинговую группу. Таких групп у психолога может быть не более одной-двух в год. В каждой группе не более четырех-пяти детей, режим работы — два занятия в неделю. Продолжительность посещения группы зависит от характера проблемы ребенка. Условием работы группы может быть участие в ней родителей.
4. Участие в инновационной деятельности. Обязательным является участие психолога в разработке и внедрении новых развивающих технологий, он осуществляет проектировочную и диагностически-контрольную функции за развитием детей в ходе внедрения инновационного процесса.
С руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Предоставляет отчетную документацию.
5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
7. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на РПМПК.
8. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС.
2. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
7. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.
8. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
9. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т. д., организованных на базе ДОО.
10. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
11. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
16. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти, просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
1. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
2. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
3. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
4. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
5. Участвует в проведении музыкальной терапии.
6. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
3. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
4. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
5. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
6. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например,при организации соревнований между возрастными группами: старшей и подготовительной).
7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
8. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
9. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
10. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
Взаимодействие с семьями воспитанников
Дети ДОО воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОО, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: анкетирование, заключение договора-согласия с родителями (законными представителями) ребёнка на психологическое сопровождение, консультирование.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
В д/с в работе педагога-психологас педагогами используются разные формы взаимодействия:
• семинары – практикумы
Психопрофилактическая работа
Психопрофилактическую работа планируется и реализовывается в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для реализации психопрофилактической работыиспользуются следующие циклы занятий по возрастным группам и основным направлениям:
средний дошкольный возраст: занятия по развитию эмоциональной сферы (знакомство с базовыми эмоциями) и психических процессов, мелкой моторики;
старший дошкольный возраст: коррекция общения и поведения дошкольников;
подготовительная группа: комбинированные занятия по развитию коммуникативной сферы, психических процессов, мелкой моторики.
Осуществлялась психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению (развитие школьно-значимых навыков).
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях.
Консультация для родителей «Работа педагога-психолога в ДОУ» Уважаемые родители! Вы привели ребенка в детский сад и столкнулись с тем, что здесь есть такой специалист как психолог? Кто такой педагог.
Коррекционная работа педагога-психолога с детьми «группы риска» в условиях ДОУ Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным.
Особенности управления персоналом в дошкольной образовательной организации Изменения, которые сегодня происходят в системе общего образования, обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию.
Презентация «Работа психолога» Что делает психолог в детском саду? Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный.
Работа с родителями. Информация в групповой уголок «Советы психолога» Советы психологов, которые помогут воспитать заботливого и здорового ребенка Многие родители уже устали слушать о том, что современные.
Советы психолога для родителей вновь поступающих детей в ДОУ «Адаптация детей к условиям ДОУ» Советы психолога Для родителей вновь поступающих детей в ДОУ на тему: «Адаптация детей к условиям ДОУ» С чего начинается социализация маленького.
Управление персоналом в образовательной организации АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник» РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовки (ПП__ДО) «Менеджмент в образовании».
Что такое психопрофилактика?
Психопрофилактикой называется раздел общей медицинской профилактики, который предлагает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и сохранение психического здоровья. Психологи проводят работу, предупреждающую появление кризисов, личностных и профессиональных, нервно-психических расстройств.
Согласно классификации, которую предлагает Всемирная Организация Здравоохранения, психопрофилактика делится на первичную, вторичную и третичную.
Мероприятия первичной профилактики призваны предотвратить воздействия, которые могут навредить психике человека. Вторичный комплекс предполагает выявление психических нарушений на ранних стадиях и их оперативное лечение. Третичную психопрофилактику используют, чтобы попытаться избежать рецидива нервно-психического заболевания. Она же необходима в качестве реабилитации после перенесённого заболевания.
Цели и задачи
Цель психопрофилактики сформулирована довольно однозначно. Её проводят, чтобы своевременно выявить и устранить факторы, которые потенциально способны привести к нарушениям психического развития.
Из указанной цели вытекает три задачи:
Методы психопрофилактики
Существует пять групп методов, их подбирают в зависимости от того, какие задачи нужно решить в конкретных условиях:
Ранняя и первичная диагностика
Взрослого или ребёнка проверяют на наличие нервно-психических заболеваний.
Обследование отдельной социальной группы
Психопрофилактику могут провести, например, среди военных, работников конкретных предприятий, учащихся школы.
Специализированная медпомощь
При её организации принимают во внимание информацию, которую могут предоставить психоневрологические диспансеры, санатории данного направления, ночные и дневные стационары.
Сбор данных во время первой встречи с пациентом
Специалисты составляют детальный анамнез, определяют, есть ли у клиента психические отклонения, изучают девиации при их наличии.
Санитарно-просветительская работа
Является ещё одним необходимым элементом, без которого не обойдётся ни одна терапия.
Виды воздействий в психопрофилактике
Среди форм психопрофилактики выделяют:
Информирование
Этот подход встречается чаще других. Объекты профилактического воздействия смотрят фильмы, видеоролики, слушают лекции, с ними проводятся беседы.
Обычно используют информацию, которую можно подкрепить данными статистики. Нередко она имеет запугивающий характер — о губительных последствиях приёма наркотиков, о деградации людей с девиантным поведением.
Работа с социальным окружением
Речь идёт о воздействии на определённую социальную группу — класс, школу, семью, конкретного человека.
Иногда влияние оказывается в масштабе целого общества, в основном, когда необходимо донести негативные последствия девиаций. В последнем случае важна социальная реклама, активное вмешательство СМИ.
Поощрение ЗОЖ
Для формирования у человека или социальной группы желания придерживаться здорового образа жизни делают акцент на ответственности каждой конкретной личности за своё здоровье. Человека учат сопротивляться неблагоприятным факторам, достигать внутренней гармонии.
Также психопрофилактика предполагает стимуляцию ресурсов личности (спорт, творчество). Сосредотачивается работа психологов и на устранении элементов деструктивного поведения или последствий, которые оно спровоцировало.
Чтобы не потребовалась психопрофилактика, необходимо избавляться от негативных мыслей и эмоций. Делать это научит курс Викиум «Детоксикация мозга».