Что такое психосексуальное развитие

Психосексуальное развитие личности: от младенчества до раннего подросткового возраста

Психосексуальное развитие – это процесс полового созревания и самосознания человека, которое сопровождается формированием его сексуальной ориентации и принадлежности к определенному полу. Этот процесс начинается еще утробе матери и заканчивается примерно к 25 годам.

Первым теорию о психосексуальном развитии человека и его этапах описал известный ученый Зигмунд Фрейд. Он поделил период сексуального становления личности на несколько фаз, каждой из которых характерны определенные изменения в самосознании и поведении ребенка, а потом и взрослого человека.

От начала жизни до трех лет

В отличии от представления некоторых родителей, психосексуальное развитие ребенка начинается отнюдь не в подростковом возрасте. Этот процесс зарождается еще во внутриутробном периоде, когда определяется пол ребенка и формируются половые органы.

После рождения, психосексуальное развитие младенца продолжается в тесном взаимодействии с родителями, поведение и отношение которых, как уже было сказано, сильно влияет на становление его личности.

В этом периоде очень важен физический контакт с матерью. Ученые сходятся во мнении, что чем больше мама берет малыша на руки, обнимает, тем больше у него будет доверия к окружающему миру и людям. Также подобный контакт положительно влияет на восприятие ребенка самого себя, воспитывает чувство уверенности в себе и принятии своего тела.

«Кто я: мальчик или девочка»: от года до трех лет

В этот период ребенок постепенно осознает свою половую принадлежность. Он начинает понимать, кто он – мальчик или девочка и что взрослые делятся на «дядей» и «тетей». Если полуторагодовалый карапуз может еще равнодушно относиться к тому, что взрослые неправильно называют его пол, то трехлетка – скорее всего уже будет сердиться.

Трехлетка уже не только понимает свою гендерную принадлежность, но и принимает ее как единственно правильную. Мальчик начинает стремиться быть «как папа», девочка – «как мама». Именно с этого возраста уже важно, чтобы с ребенком проводил время и потихоньку включал в какую-то помощь родитель одного с ним пола.

Кроме того, малыша интересуют его половые органы, он начинает изучать их: рассматривать, трогать. Это нормально, если вы не будете специально заострять на этом внимание – это скоро пройдет.

«Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ

Примерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так.

Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно.

Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы.

При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей.

Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно. Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу. Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией.

С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы.

Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности. Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития. Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации.

Период с 7 до 12 лет: формирование полоролевого поведения

Психосексуальное развитие продолжается. Мальчики все больше идентифицируют себя с мальчиками, девочки – с девочками. Закреплению этих ролей способствуют игры и каждодневный быт семьи. Мальчики усваивают модель поведения мужчины благодаря отцу, девочки – модель женщины благодаря матери.

Дети на этом этапе могут стать более стыдливыми, осознавая, что они нравятся противоположному полу. Но в этот момент они уже обращают внимание на свою внешность, беспокоясь о том, насколько она соответствует эталонам, принятым в кругу их сверстников.

В период младшего подросткового возраста (9-12 лет) может появиться первая детская влюбленность. Это значит, что ребенок вступает в платоническую стадию психосексуального развития. Дети учатся знакомиться, обращать на себя внимание, находить общий язык с противоположным полом.

В таких отношениях еще нет сексуальной составляющей. Дети общаются на разные темы, изучают интересы друг друга. Мальчики учатся ухаживать за девочками, а девочки – принимать ухаживания мальчиков. Эта стадия во многом формирует эмоциональную и чувственную сторону будущих серьезных отношений.

Родителям на заметку: вышеописанные варианты поведения – норма для подобного периода, но могут быть и отклонения. Например, чрезмерно кокетливое поведение девочек 5-10 лет, поцелуи с мальчиками могут сигнализировать о повышении сексуального влечения, что для детей этого возраста не характерно. У мальчиков такое отклонение может проявляться в желании прижаться к телу родственниц, посторонних женщин, часто притрагиваться к гениталиям.

Но такое поведение может быть обусловлено и нехваткой внимания. Шокирующие выходки, за рамками приличий, обязательно вызывают резонанс и позволяют быть замеченными. Второй психологической причиной вроде бы отклоняющегося сексуального поведения может быть не умение соблюдать личные границы окружающих, недостаточно четкое понимание того, как можно и как нельзя себя вести в отношении других людей.

Поэтому первый специалист, к которому имеет смысл обратиться, если что-то настораживает вас в отношениях ребенка со сверстниками или его психосексуальном развитии – детский психолог. Его консультация позволит разобраться в причинах нарушения и определить, какого рода помощь нужна в каждом конкретном случае. Своевременное обращение к психологу позволит скорректировать ситуацию и не допустить формирования отклонений сексуального поведения в будущем.

Как видите, каждый этап психосексуального развития привносит свои изменения в характер и становление личности ребенка. Важно знать их, наблюдать за своими детьми, а при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Что такое психосексуальное развитие. Смотреть фото Что такое психосексуальное развитие. Смотреть картинку Что такое психосексуальное развитие. Картинка про Что такое психосексуальное развитие. Фото Что такое психосексуальное развитиеНаша группа ВКонтакте

Что такое психосексуальное развитие. Смотреть фото Что такое психосексуальное развитие. Смотреть картинку Что такое психосексуальное развитие. Картинка про Что такое психосексуальное развитие. Фото Что такое психосексуальное развитиеНаша группа в Facebook

Что такое психосексуальное развитие. Смотреть фото Что такое психосексуальное развитие. Смотреть картинку Что такое психосексуальное развитие. Картинка про Что такое психосексуальное развитие. Фото Что такое психосексуальное развитиеFidem в Instagram

Что такое психосексуальное развитие. Смотреть фото Что такое психосексуальное развитие. Смотреть картинку Что такое психосексуальное развитие. Картинка про Что такое психосексуальное развитие. Фото Что такое психосексуальное развитие Что такое психосексуальное развитие. Смотреть фото Что такое психосексуальное развитие. Смотреть картинку Что такое психосексуальное развитие. Картинка про Что такое психосексуальное развитие. Фото Что такое психосексуальное развитие

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Проявления сексуальности в детском и подростковом возрасте

Что такое психосексуальное развитие. Смотреть фото Что такое психосексуальное развитие. Смотреть картинку Что такое психосексуальное развитие. Картинка про Что такое психосексуальное развитие. Фото Что такое психосексуальное развитие

Сексуальность присуща каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, свойственным человеку так же, как дыхание или пищеварение.

Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития. То, как оно проходит, непосредственно влияет на сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст, поэтому столь важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.

Психосексуальное развитие ребенка включает несколько стадий.

От 0 до 1,2 (1,5) лет

Возможные нарушения

Зависимый сексуальный характер формируется, если младенец получает грудь не по потребности (недостаточно или не вовремя). Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», который постоянно нуждается в заботе. Склонность к садо-мазохистским отношениям зарождается, если грудь дают насильно.

Как правильно?

Важно, чтобы кормление происходило в атмосфере спокойствия и любви и по потребности ребенка. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.

От 1,2 (1,5) до 3 лет

В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело. Процесс отправления его естественных надобностей вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.

Возможные нарушения

Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют, из-за отсутствия ограничений формируется наоборот склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.

Как правильно?

Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.

От 3 до 6 лет

Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.

Возможные нарушения

Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит его сексуальную жизнь.

Как правильно?

На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше трех лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.

От 6 лет до начала полового созревания

Жизнь ребенка выходит за пределы семьи. Он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телам других. Самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.

Возможные нарушения

Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.

Как правильно?

В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой. В первую очередь становится важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться, задать все личные вопросы, с кем можно обсудить любые проблемы.

Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.

Половое созревание

С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, недостаток которых он и пытается таким радикальным способом найти на стороне.

Самое главное

Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.

Запись на прием к врачу-сексологу

Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».

Единый контактный центр

Чтобы уточнить цены на прием врача-сексолога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже:

Источник

Что такое психосексуальное развитие

Что такое психосексуальное развитие. Смотреть фото Что такое психосексуальное развитие. Смотреть картинку Что такое психосексуальное развитие. Картинка про Что такое психосексуальное развитие. Фото Что такое психосексуальное развитие

Фактически уже в пренатальном периоде (с момента зачатия до рождения) происходит развитие и половая дифференцировка гонад, гениталий, а также структур мозга, ответственных за половое поведение, агрессивность, материнский инстинкт, и т. д. Нарушения половой дифференцировки структур мозга могут происходить, если в критический период беременности (7-32 недели внутриутробной жизни) на плод действуют различные патогенные факторы (стрессы у беременной, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, прием женщиной таких лекарственных препаратов, как глюкокортикоиды, анаболические стероиды, прогестины, резерпин и др.). Еще в конце 60-х годов прошлого века было установлено, что девочки, родившиеся у матерей, которые для предотвращения выкидыша получали прогестин, отличались высоким интеллектом, по физическому развитию походили на мальчиков, играли в войну, дрались, проявляли независимость и самоуверенность. Вырастая, такие девочки часто становятся руководящими работниками, у них слабо выражен материнский инстинкт, они проявляют агрессивность, бескомпромиссность и неуживчивость в семье. Известно также, что мальчики, родившиеся в блокадном Ленинграде, напротив, отличались мягкостью, покладистостью, домовитостью, любили играть в куклы, что связывают с феминизирующим влиянием стрессов на мужской плод. Таким образом, профилактика нарушений профилактика нарушений психосексуального развития должна начинаться еще до рождения ребенка, поэтому для беременной матери необходимо создание условий, исключающих вредные воздействия на плод.

Российские сексологи Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева (1983, 1990) выделяют три этапа психосексуального развития.

Психосексуальное развитие человека

Возрастные периоды

Этапы психосексуального
развития

Фазы и их основные
проявления

С первых месяцев жизни до
2-4 лет (максимум 5 лет)

I этап. Формирование полового
самосознания

1-я фаза (выработка установки):
осознание собственной половой
принадлежности и пола других людей 2-я фаза
(научение и закрепление установки): любопытство, направленное на половые признаки, в том числе изучение половых органов

От 2-5 лет
до 7-10 лет

II этап. Формирование половой роли в
соответствии со своим
полом

1-я фаза:
выработка полоролевых установок
2-я фаза: научение полоролевому поведению в играх

От 7-10 лет
до 18-20 лет
(максимум 25 лет)

III этап. Формирование психосексуальных
ориентации, обуславливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации.

1-я фаза: обожание, платонические мечты, фантазии
2-я фаза: ухаживания, платоническое общение

1-я фаза: эротические фантазии
2-я фаза: эротические ласки и игры

1-я фаза: сексуальные фантазии
2-я фаза: начало половой жизни, сочетание сексуальных эксцессов с периодами воздержания и мастурбации

В процессе научения апробируются и закрепляются выработанные в первой фазе установки. Социальная изоляция, в первую очередь лишение общения со сверстниками, ведет к искажению сексуального поведения, нарушениям реализации влечения не только у человека, но и у животных.

I этап. Формирование полового самосознания, т. е. осознание собственной принадлежности к тому или иному полу (1-4 года) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной мере определяется половой дифференцировкой мозга во внутриутробном периоде. На этом этапе формируются сознание половой принадлежности себя и других людей, уверенность в ее необратимости, после чего любые попытки изменить половое самосознание оказываются безуспешными.

Первый этап психосексуального развития имеет и другие важные особенности. В первые 2-3 года жизни у детей формируется речь, происходит становление самосознания (выделение себя из окружающего мира). Микросоциальная среда в этот период ограничивается близкими родственниками, среди которых особую роль играет мать, и небольшим кругом сверстников. Тесный эмоциональный и тактильный контакт с матерью крайне необходим ребенку с первых месяцев жизни примерно до 3 лет, поскольку он способствует дозреванию глубоких структур мозга, ответственных за половое поведение человека и закладке эрогенных зон, что в дальнейшем имеет значение для становления сексуальности (особенно у женщин).

Особая роль здесь принадлежит грудному вскармливанию, которое обеспечивает наиболее тесный телесный контакт между матерью и ребенком. 06щение с матерью, развитие привязанности к ней дает ребенку ощущение безопасности и закладывает основы адекватных, доброжелательных отношений с окружающими. В этом возрасте лишение матери приводит к реагированию на незнакомых людей страхом и агрессией, а затем к формальным отношениям с товарищами, неразборчивости в выборе друзей, чрезмерной жестокости. Став взрослыми, эти лица часто не способны испытывать привязанность к другим людям, в том числе к своему половому партнеру. Следует отметить, что отсутствие материнского ухода, при всех своих проблемах и трудностях, не является фатальным для нормального развития ребенка. Многие специалисты считают, что дети со здоровой «почвой » (без органической патологии головного мозга), воспитанные приемными родителями или даже в детском доме, но получившие достаточно ласки и внимания, могут вырасти вполне гармоничными личностями.

II этап. Формирование стереотипа полоролевого поведения. На этом этапе (обычно до 9 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности или фемининности, принятым в той микросоциальной среде, в которой он воспитывается.

Второй этап характеризуется интенсивной социализацией ребенка. В этот период происходит обучение общению со сверстниками, совершенствуются и дифференцируются эмоциональные реакции, формируется характер. Этому возрасту свойственны недостаточное развитие воли и импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность. Развиваются элементы абстрактно-логического мышления. Приобретение личной независимости не означает потери контакта с родителями. Наоборот, родители и их взаимоотношения становятся объектом повышенного внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.

III этап. Формирование псисихосексуальнык ориентаций. Начинается в 7-10 лет, завершаясь к 20-25 годам, вступлением в период зрелой сексуальности, для которого характерна регулярная половая жизнь с постоянным партнером или супругом.

Если первые два этапа психосексуального развития протекают на относительно «спокойном» гормональном
фоне, то на третьем этапе постепенно начинается и дости гает максимума функционирование эндокринной системы, и в частности половых желез. Формируются личность, социальное сознание, адекватная оценка своих способностей. Происходит эмансипация от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции. При отсутствии взаимопонимания в семье подросток только в неформальной группе сверстников может получить интересующую его информацию, обсудить волнующие его вопросы. Увеличение роли стихийных средовых факторов в сочетании со скрытностью подростков представляет благодатную почву для различного рода нарушений становления сексуальности, чему также способствует отсутствие адекватного полового воспитания.

Этапу формирования психосексуальных ориентаций в норме свойственны, воспринимаемые взрослыми как ветреность и легкомыслие, смена влюбленностей и идеалов, порой наличие сразу нескольких увлечений. Однако это ни что иное, как нормальные проявления отбора методом проб и ошибок тех признаков, особенностей и нюансов платонических увлечений, эротических предпочтений и сексуальных ориентаций, которые в последующем будут включать механизм «неподвластного разуму» полового влечения. Многообразие такого рода признаков в периоде становления сексуальности в последующем облегчает выбор супруга и достижение с ним гармоничных интимных отношений. Напротив, «любовь с первого класса» либо длящаяся годами безответная любовь чаще является показателем трудностей сексуальной адаптации, что проявляется очень узким, ограниченным индивидуальным выбором, затрудняющим формирование зрелой сексуальности.

Преемственность и взаимосвязь этапов (стадий), а также их нарушений представляет собой третью закономерность психосексуального развития. На каждом этапе (стадии) становления сексуальности имеются определенные задатки следующего за ним этапа, поэтому выпадение по тем или иным причинам любого из них искажает течение последующих и в итоге становление всей сексуальности.

Разделение психосексуального развития на этапы носит несколько условный характер, так как половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесно взаимосвязаны и представляют собой подвижные структуры, которые могут меняться не только в процессе их формирования, но и в течение всей жизни человека. Однако основы всех компонентов сексуальности закладываются при их становлении. Эти процессы и их последовательность достаточно полно отражены в представленной концепции.

Источник

Задержки психосексуального развития

Психосексуальное развитие проходит определенные стадии, привязанные к возрасту, последовательно приводя растущего и развивающегося человека к поло-ролевой идентичности, то есть к осознанию себя мужчиной или женщиной, формированию соотвествующего поведения, интересов и желаний, реализации их в созданной семье. Стадии эти названы согласно фокусу интересов и ведущим переживаниям ребенка и подростка в данный возрастной период:
Оральная стадия (от 0 до 1,5 лет)- от лат.слова «os»- рот, познание окружающего мира происходит через осязание, вкус.

Анальная стадия (от 1,5 до 3 лет)- от лат.слова «anus»- заднй проход, время приучения к горшку, навыкам опрятности, высокий уровень любопытства ребенка к собственным физиологическим актам.

Фаллическая стадия (3-6 лет)- активно проявляется интерес к атрибутам своего и противоположного пола, происходят сравнения, самоисследования, появляются ролевые игры, конкуренция. В это же время проявляются «эдипов комплекс» у мальчиков и «комплекс Электры» у девочек, благополучное разрешение которых способствует установлению гармоничной иерархии в семье, формированию правильных ожиданий ребенка от обоих родителей, нацеленность в будущее на поиск удачного объекта для создания интимных, семейных отношений.
Латентная (скрытая) стадия: (с 6 лет и до начала подросткового возраста). Обеспечивает задачи развития, становления личности, самооценки, уровня притязаний, встройки в учебный процесс и так далее, уводя временно внимание от темы секса и отношений полов.
И, наконец, совпадающая с подростковым возрастом, генитальная стадия, когда на фоне гормональной перестройки появляется ярко выраженный интерес к противоположному полу, к интимной стороне взрослой жизни, желание исследовать свои возможности в этом плане, экспериментировать, время мучительных сомнений в своей привлекательности и нормальности.

Различные причины, вызывающие нарушения психосексуального развития наиболее полно изучены ведущими отечественными сексопатологами В. М. Масловым, И. Л. Ботневой и Г. С. Васильченко. Причинами задержки психосексуального развития являются следующие:
-Соматогенные (от слова «сома»- тело) задержки связаны с отставанием в половом развитии на фоне различных тяжелых врожденных заболеваний. Они наиболее глубоки и трудно корригируемы. Одной из причин является нарушение функции эндокринной системы. При тяжелых нарушениях, например, при врожденном недоразвитии половых желез, возможна асексуальность то есть полное выпадение сексуальных компонентов в психическом развитии личности. Как правило, в случае тяжелых врожденных заболеваний ребенка, вопросы сексуальности остаются второстепенными, главное дать такому человеку выжить и более или менее адаптировать в обществе.

— Психогенные задержки вызваны нарушениями в становлении психики, например, при общем отставании психического развития, или они могут быть изолированными, а остальные компоненты психики развиваются своевременно. Задержки психосексуального развития могут быть у больных с пограничными психическими расстройствами, патохарактерологическим развитием, психопатиями. Свойственные некоторым таким людям робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, слабость побуждений, — приводят к нарушению способности к общению. Наряду с этим, неустойчивость эмоциональных реакций, склонность к фантазированию и слабость воли способствуют формированию и закреплению замещающих и суррогатных форм сексуальной активности, которая не можетбыть реализована в иных, нормальных формах, из-за особенностей их личности. Вследствие этого сексуальное влечение деформируется, и у больных пограничного круга часты различные сексуальные извращения.

Кроме того, до сих пор во многих семьях жив воспитательный стереотип, подразумевающий, что все, что связано с сексуальными отношениями, имеет низменный, грязный, порочный оттенок, накладывающий табу на обсуждение вполне естественных вещей со своими детьми. Как пример, на этапе, когда ребенок 2-4 лет проявляет естественное и нормальное для его возраста любопытство к своему телу и телу сверстников, такие родители расценивают это как «распущенность» и строго наказывают его. Точно так же некоторые родители реагируют и на стремление ребенка общаться с детьми противоположного пола, и на его первую детскую влюбленность.

Запреты на общение со сверстниками противоположного пола приводит к тому, что у ребенка не развивается навыков общения и нормального поведения с представителями противоположного пола. Из-за неправильного воспитания становление сексуальности отстает от своих нормальных сроков – это называется асинхронией психосексуального развития.

Как может проявляться задержка психосексуального развития?
В раннем, дошкольном возрасте она протекает не столь очевидно. У таких детей менее выражены или отсутствуют любопытство, связанное с полом. Они не играют в полоролевые игры («в дочки-матери», «в семью», «в доктора»). Но при этом у ребенка отсутствуют 1 и 2 этапы психосексуального развития. Сами дети этого, конечно, не сознают, а родители считают отсутствие интереса к проблемам пола свидетельством хорошего воспитания.
Нарушения становятся более явными лишь в пубертатном периоде. Иногда такие девочки начинают играть в полоролевые игры, свойственные 5-7-летним детям, уже в подростковом возрасте. Девочка общается с младшими детьми и с увлечением играет с ними в куклы и другие игры, в которые она «не доиграла» своевременно.

Подростковому возрасту свойственен иной гормональный фон и большая осведомленность по вопросам пола. Совпадение таких запоздалых игр с высокой гормональной активностью может привести к суррогатной форме реализации либидо и развитию гомосексуального влечения. Например, девочка-подросток с задержанным психосексуальным развитием не обращает внимания на мальчиков, играет только с девочками младшего возраста, тискает, гладит, целует и ласкает их, а взрослые могут расценить это как то, что она любит детей и, в частности, своих маленьких подружек. Но это влечение к представительницам своего пола, пока ещё не сексуальное, совпадая с развитием гормональной системы девочки-подростка, может закрепиться, в дальнейшем формируется интерес только к женскому полу и развивается гомосексуализм (лесбиянство).

На этапе формирования психосексуальных ориентаций половое влечение может задержаться на платонической или эротической стадии. Сексуальная стадия либидо не формируется. Это является одной из причин расстройства сексуального влечения и половой холодности женщин.

Многие женщины, которые не испытывают сексуального влечения к мужчинам и равнодушны к сексу, неправильно воспитывались с детства. Родители подавляли любые проявление интереса дочери к мальчикам, держали взаперти, если девочка всего лишь разговаривала или играла с ровесником, подозрительно контролируя её белье в поисках «следов» сексуальных контактов, жестоко наказывая за малейшие отклонения от норм поведения, предписанных родителями.
Женщины больше, чем мужчины, страдают от чрезмерного контроля воспитателей и родителей на всех этапах психосексуального развития. Воспитанные деспотичными родителями в суровых условиях запретов и запугивания, когда родители внушали дочери, что половая жизнь до брака является «позором на всю жизнь», девочки боятся любых контактов с представителями противоположного пола. Даже при нормальном гормональном фоне у таких женщин не формируется сексуальное влечение, и они испытывают отвращение к половому акту.

Ребенок может быть гармонично развит, однако постоянная опека и контроль, запрещение общения с кем-либо из сверстников и навязывание иного круга общения, полная изоляция от сверстников, отрицательное отношение к любым проявлениям сексуальности ребенка, естественным для его возраста, наказания и другие жестокие «воспитательные» меры, — искажают этапы психосексуального развития ребенка и деформируют его личность. Основным стержнем задержки психосексуального расстройства, на который впоследствии нанизываются другие сексуальные нарушения, являются трудности общения (коммуникации) и нарушения поведения, вызванные неправильным воспитанием.
Лечение задержек психосексуального развития проводится уже у взрослых людей, реже у подростков.
В результате лечения у сексопатолога человек, имеющий ту или иную форму задержки психосексуального развития, получает возможность «дорасти», наверстать упущенное, пройти последовательно те стадии, которые он пропустил. Отрабатываются успешные модели поведения, с помощью специалиста формируется образ желаемого партнера и стратегии для его поисков. Параллельно проводится психотерапевтическая работа по самопринятию- всего спектра своих эмоций и чувств, своего тела и его естественных нужд. Также происходит работа с личностыми границами, с поиском и идентификацией собственных желаний и отделения их от чужих, навязанных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *