Что такое публичное лицо
Публичное должностное лицо
«. «Публичное должностное лицо» означает: i) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; ii) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника; iii) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве государства-участника. Тем не менее для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой I настоящей Конвенции, «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника. «
Источник:
«КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ»
Смотреть что такое «Публичное должностное лицо» в других словарях:
Иностранное публичное должностное лицо — ИПДЛ иностранное публичное должностное лицо, т.е. любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или лицо, выполняющее какую … Официальная терминология
Иностранное публичное должностное лицо — (ИПДЛ) – физическое лицо, сведения об открытии счета для которого должны передаваться в Росфинмониторинг. Кроме того, кредитные организации должны докладывать в случаях, если выявлено, что уже действующий счет открыт в интересах такого лица.… … Банковская энциклопедия
Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда… … Элементарные начала общей теории права
Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — (лат. jus publicum) та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного … Энциклопедия юриста
Частное и публичное право — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Частное и Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия
Адамс, Луиза — Луиза Адамс Louisa Adams … Википедия
Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора
Частное право в эпоху Нового времени — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Может ли защищать свою честь публичное лицо?
Сегодня мы поговорим о защите чести и достоинства публичных фигур. Стоит обратить внимание, что защита чести и достоинства публичных физических лиц отличается от сходных разбирательств в отношении обычных людей.
Понятие «публичной фигуры» введено Европейским Судом по правам человека и носит обобщающий характер. Понять, какие именно люди попадают в указанную категорию, можно лишь, проанализировав практику Европейского Суда. Для простоты понимания давайте будем считать, что публичные должностные лица — это высокопоставленные чиновники, общественные деятели, политики и должностные лица разных уровней. И по подсчетам, 60% исков о защите чести и достоинства подают именно эти люди.
Европейский Суд устанавливает, что публичные лица должны испытывать повышенную терпимость к критике в свой адрес, если они и их решения являются важными для населения страны, региона или даже маленького городка. А так как международные нормы ратифицированы Российской Федерацией, а международная практика используется при рассмотрении исков российскими судами, то и данное правило является основанием для принятия решения в том числе.
Европейский Суд распространил это правило на органы государственной власти, на служащих государственных органов и даже на частных лиц, если они выступают в публичных правоотношениях.
Однако статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, отвечающая за подачу и рассмотрение исков о защите чести и достоинства, ставит любых истцов и ответчиков подобных дел в равное положение. То есть не будет никакой разницы, если иск подан, например, главой города к СМИ по какой-нибудь критической статье, вскрывающей факты финансовых махинаций, или просто от соседа к соседу по поводу распространения, например, среди жильцов дома сплетни бытового характера. Это как раз тот самый случай, когда суд при ведении дела должен будет ссылаться на Европейскую Конвенцию.
При рассмотрении подобных дел, с одной стороны, есть право на защиту чести, достоинства и деловой репутации, а с другой стороны, есть право на свободное выражение мнения. И суд должен, как на весах, сравнить, что же в данной конкретной ситуации является более важным. Чтобы понять, что же положить на чашу весов и что перевесит, надо учитывать некоторые факторы, которые придают больший или меньший вес тому или иному праву. Либо весы перевешивают в сторону свободы выражения мнения и тогда её надо защищать, либо получается перевес в сторону защиты чести, достоинства и деловой репутации.
Что же это за факторы?
Вопрос свободы выражения мнения в таком примере не встает, потому что любая статья — это всегда свободное выражения собственного мнения, и соответствующее право будет присутствовать всегда. Но в частных вопросах надо быть особенно внимательными и осторожными.
В Российском Гражданском кодексе нет указания на то, что публичное лицо должно быть как-то менее защищено. Но вместе с тем есть
Поясню, что Постановления Пленума Верховного Суда расцениваются юристами как рекомендации при разрешении определенных категорий дел.
Рациональное зерно здесь, безусловно, есть, ведь давно известно, что гласный контроль ставит чиновников в определенные рамки, вследствие чего они стремятся выполнять свои функции на должном уровне.
Как уже описывалось выше, публичное лицо должно испытывать повышенную терпимость к критическим замечаниям в свой адрес. Однако степень терпимости у публичных фигур разная. На графике хорошо видно, как зависит уровень терпимости и уровень защиты чести, достоинства и деловой репутации от соответствующего статуса. По вертикали обозначен уровень терпимости к критике, а по горизонтали — уровень защиты чести, достоинства, деловой репутации.
Давайте посмотрим, насколько сильно можно критиковать, например, правительство и насколько надо быть аккуратными, скажем, в отношении судей. И те и другие, в соответствии с практикой Европейского Суда, должны испытывать большую терпимость к критике, но уровень ее для каждой категории лиц разный.
Самым высоким уровнем терпимости и самым низким уровнем защиты репутации пользуются правительство и иные государственные органы, их можно критиковать больше всего в соответствии с практикой Европейского Суда.
Далее идут публичные лица — это известные политики, общественные деятели, их уровень терпимости чуть меньше, а уровень защиты немного выше.
Еще ниже степень восприятия критики предусматривается у рядовых государственных и муниципальных служащих, которые могут быть неизвестны широким слоям населения. Например, это чиновники, выполняющие какие-то конкретные функции в администрации. Но они тоже должны быть более терпимы, чем обычные граждане, потому что в конкретных ситуациях их действия могут быть очень важны для населения. Например, подписываемые ими документы могут повлиять на жизнь какого-то определенного человека.
И теперь мы подошли к судьям. С одной стороны судьи — это люди, выполняющие важные государственные функции. Но Европейский Суд считает, что судей можно критиковать не сильно, потому что, кроме вопросов свободы выражения мнения и защиты репутации, поднимаются вопросы авторитета правосудия как такового. Если все подряд будут критиковать судей, в том числе и беспочвенно, то подорвётся доверие к судебной власти, хотя в России этот авторитет на сегодняшний день вызывает сомнение и без критики.
Ну и последнее — частные лица. Им приписывается самый маленький уровень терпимости к критике и самый большой уровень защиты чести, достоинства и деловой репутации. Хотя в самой последней практике Европейский Суд указал, что в определенных ситуациях уровень терпимости частных лиц может быть чуть выше.
Например, если какое-то частное лицо возглавляет фирму, победившую в конкурсе на выполнение муниципального заказа, то будет иметь публичный интерес больший, чем у обычного обывателя. Или человек, являющийся подсудимым по важному уголовному делу, вызывающему интерес у журналистов. В этих случаях отношение к человеку выходит за рамки частных и, соответственно, понижается уровень терпимости к критике.
То есть в определённых ситуациях даже частные лица могут быть в некоторой степени приравнены к публичным физическим лицам. Конечно, уровень терпимости в данном случае не такой высокий, как если бы мы рассматривали членов правительства или другие публичные фигуры, но принцип тоже применим.
Надеюсь, что приведенные примеры помогли вам разобраться, как изменяется уровень повышенной терпимости и как защищается в зависимости от его изменения честь и достоинство. В случае, если публичные лица подают в суд, то описанные выше правила вполне работают на практике.
С вопросом о том, на какие дела Европейского Суда можно ссылаться, если вы столкнетесь с подобной ситуацией, вы можете обратиться в «Право в сети», оставив заявку во всплывающем окне или воспользовавшись одним из наших контактов (телефон, электронная почта).
Ранее на нашем сайте мы рассказывали об одном интересном деле Андрея Столбунова, которое сейчас находится на рассмотрении в Европейском суде по правам человека.
В следующей статье мы подробно рассмотрим пример дела о защите чести и достоинства публичного должностного лица на примере дела депутата Петракова.
Если же у вас возникли похожие или другие спорные ситуации, мы в кратчайшие сроки подготовим иски, претензии или жалобы по вашей проблеме, мы также готовы представлять ваши интересы в суде.
Добро пожаловать на сайт Мособлбанка!
Выберите в списке интересующий Вас регион.
В дальнейшем Вы всегда можете изменить выбранный регион в верхней части сайта.
Во время следующего посещения регион будет выбран автоматически.
Выберите регион из списка ниже:
8 800 200 14 15
(круглосуточно, звонок по России бесплатный)
+7 495 909 81 98
(круглосуточно для звонков из-за границы)
Памятка клиенту в целях выявления публичных должностных лиц
Уважаемый клиент!
ПАО МОСОБЛБАНК (далее – Банк) в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание:
— иностранных публичных должностных лиц;
— должностных лиц публичных международных организаций;
— лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.
В этой связи Банк просит представить достоверную и максимально полную информацию* о принадлежности к указанным ниже категориям лиц или к лицам, связанным с публичными должностными лицами.
1. Иностранные публичные должностные лица (ИПДЛ) – категория физических лиц, к которой относятся любые назначаемые или избираемые лица, занимающие какую-либо должность (а также в течение 1 года после отставки) в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или любые лица, выполняющие какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия.
К ИПДЛ относятся следующие лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций:
— главы государств (в том числе члены правящих королевских семей) или правительств;
— министры, их заместители и помощники;
— высшие правительственные чиновники;
— должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
— государственный прокурор и его заместители;
— высшие военные чиновники;
— руководители и члены Советов директоров Национальных банков;
— послы;
— руководители государственных корпораций;
— члены парламента или иного законодательного органа;
— главы или влиятельные представители религиозных организаций (если их функции связаны с политическими, судебными, военными или административными обязанностями);
— руководители политических партий.
2. Должностные лица публичных международных организаций (ДЛПМО) – категория физических лиц, которым доверены или были доверены важные управленческие (руководящие) функции международной организацией.
К ДЛПМО относятся руководители, заместители руководителей, члены высших органов управления, коллегиальных исполнительных органов (в том числе правления, советов), единоличный исполнительный орган (в том числе директор, президент), а также лица эквивалентных функций, уполномоченные такими организациями действовать от их имени.
Международные публичные организации:
— Организация объединенных наций (ООН);
— Главные органы ООН (Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Экономический совет, Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд, секретариат ООН);
— Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
— Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
— Международный олимпийский комитет (МОК);
— Европейская комиссия;
— Всемирный Банк;
— Международный валютный фонд (МВФ);
— Европейский Центральный банк;
— Международный банк реконструкции и развития;
— Международная федерация обществ красного креста и полумесяца (МФОККиКП);
— Европарламент;
— Международная морская организация;
— Европейское космическое агентство;
— Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
— Международные судебные организации, такие, как Европейский суд по правам человека, Суд европейских обществ, Международный трибунал по бывшей Югославии, Гаагский трибунал;
— Международные военные организации, такие, как Страны Североантлантического договора (НАТО);
— Международные экономические организации, такие, как Всемирная торговая организация (ВТО), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);
— Международные региональные организации, такие, как Европейский совет (ЕС), Лига арабских государств, Содружество независимых государств (СНГ).
3. Публичные должностные лица Российской Федерации (РПДЛ) – категория физических лиц, к которой относятся лица, замещающие (занимающие) одну из следующих должностей:
Государственные должности Российской Федерации:
— Президент Российской Федерации;
— Председатель Правительства Российской Федерации;
— Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;
— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
— Министр Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;
— Министр Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
— Федеральный министр;
— Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве);
— Торговый представитель Российской Федерации;
— Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);
— Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
— Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
— Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
— Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
— Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
— Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
— Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания;
— Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
— Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
— Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
— Судья Конституционного Суда Российской Федерации;
— Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
— Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
— Судья Верховного Суда Российской Федерации;
— Генеральный прокурор Российской Федерации;
— Председатель Следственного комитета Российской Федерации;
— Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;
— Уполномоченный по правам человека;
— Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;
— Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
— Председатель Счетной палаты;
— Заместитель Председателя Счетной палаты;
— Аудитор Счетной палаты;
— Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
— Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
— Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе);
— Председатель федерального суда;
— Заместитель Председателя федерального суда;
— Судья федерального суда;
— Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации:
— Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
— Первый заместитель Председателя Банка России;
— Заместитель Председателя Банка России;
— Директор Юридического департамента Банка России;
— Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России;
— Советник Председателя Банка России;
— Начальник Главного управления Банка России по Центральному Федеральному органу.
Должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, в том числе:
— Руководитель (Генеральный директор) государственной корпорации;
— Руководитель (Генеральный директор) государственной компании;
— Руководитель (Генеральный директор) публично-правовой компании.
4. Лица, связанные с публичными должностными лицами (ИПДЛ, ДЛПМО или РПДЛ):
— супруг или супруга;
— близкие родственники: родственники по прямой восходящей или нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющими общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные);
— представитель – лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом от имени клиента Банка – физического лица, относящегося к одной из указанных категорий.
Информация представляется путем заполнения соответствующих форм документов Банка.
Когда возникают какие-нибудь серьезные общественные проблемы, мы все в один голос начинаем твердить, что разбираться и помогать решить возникшие ситуации обязаны должностные лица: районные, городские, федеральные.
Статусы должностного лица
Статусы должностных лиц могут различаться. Это зависит от обязанностей, которые они исполняют. Например, чиновник, чья работа заключается в организации и распределении рабочих вопросов, должен исполнять приказы, данные руководством свыше. Результаты этой работы регулируются различными актами только в рамках Законодательства. Полномочия заканчиваются вместе с окончанием срока службы.
Публичная ответственность должностных лиц
Как определить публичное должностное лицо
Во-вторых, к публичным лицам можно отнести людей, которые оказывают любые общественные услуги или же выполняют любую общественную функцию на благо общества. Но, например, автор этой статьи, которую видят сотни читателей, не является публичным должностным лицом, так как не занимает никакой управленческой должности или поста в административной, исполнительной или законодательной сферах.
Однако стоит сказать, что Законодательство все-таки не дает полной точной оценки используемому термину, так как до сих пор в нем не существует единого для всех областей определения. Это создает некоторые проблемы.
Кого относят к иностранным должностным лицам
Российская Федерация, как государство светское, имеет множество международных связей. Большое количество российских организаций и компаний в промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сферах имеют тесных торговые связи с коллегами из других государств. Точно также представители иностранных компаний могут пользоваться необходимыми услугами в России. Особенно точную информацию требуют предоставлять банки разных уровней.
Итак, к международному публичному должностному лицу относят, прежде всего, президентов и представителей королевских династий, первые лица, которые представляют свою страну на международной арене.
К перечню публичных должностных лиц также в обязательном порядке относят лидеров политический партий, руководителей банков, высших военных руководителей. Сюда же относят послов и представителей гуманитарных организаций.