Что такое публичные финансы

Публичные финансы

Корпоративные финансы
Финансы домохозяйств

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Литература

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Публичные финансы» в других словарях:

Финансы — Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финанс … Википедия

Международные финансы — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия

Частичное банковское резервирование — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финансовые инструменты … Википедия

Государственный бюджет — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финансовые инструменты … Википедия

Финансовое планирование — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия

Деньги — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия

Опцион — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финансовые инструмен … Википедия

Финансирование — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия

Финансовый институт — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финансовые инструмен … Википедия

Фьючерс — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финансовые инструмен … Википедия

Источник

Финансы

Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку – изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы – это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

Под распределительной функцией понимается расформирование ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с инфляцией и прочие регрессивные факторы экономики, как стагнация, деноминация и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные – распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, кредиты и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы – система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая экономика страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов – налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют налог на прибыль и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

Ключевой орган управления финансами – Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Источник

Что такое публичные финансы

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Что такое частные и публичные финансы?

Спасибо, Ваш голос учтён

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Что такое частные и публичные финансы?

Спасибо, Ваш голос учтён

Комментарий

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Спасибо, Ваш голос учтён

Комментарий

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Что такое частные и публичные финансы?

Признаки публичных (государственных) финансов:

— денежный характер отношений;
— безвозмездность и безвозвратность;
— обязательность и принудительность.
Что очень даже интересно, то как бы публичные финансы могут перерасти в частные финансы и наоборот. Вот когда частные финансы попадают под регулирование и власть государства, то они автоматически уже становятся публичными.

Частные финансы – это такие финансы, дающие доход как теперь, или в будущем. Частные финансы – корпоративные доходы, финансы предприятий, пенсии, доход от депозитов или другого инвестирования, заработок, доход от аренды имущества.

Спасибо, Ваш голос учтён

Комментарий

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Одно из основных различий между частными финансами и государственными финансами заключается в возможностях дохода и получения денег. К примеру, в частных финансах, источники дохода для отдельных лиц ограничены, однако в случае государственных финансов правительство может использовать свою власть и взимать налоги, чеканить монеты и печатать денежные знаки.

Вывод
В частных финансах человек или домохозяйство могут отложить или избежать определенных расходов, если они не нужны или их можно подождать с ними. Однако в случае государственных финансов правительство не может избежать или отложить определенные расходы, особенно расходы на оборону, сельское хозяйство, исследования или государственное управление.

Источник

Содержание публичных финансов

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Публичные (общественные), то есть государственные и муниципальные, финансы составляют одну из двух отраслей общей системы финансов, её централизованную часть. Сущность и функции публичных финансов мало отличаются от сущности и функций финансов в целом, но имеют свою специфику. Финансы исторически возникли и функционировали до господства экономики, основанной на капитале, в форме публичных финансов – государственных и местных доходов и расходов. Частнохозяйственные же финансы, как самостоятельная отрасль финансов, формировались лишь по мере становления, укрепления и всеобщего распространения капиталистических форм и методов хозяйствования, а в своем более или менее развитом виде существуют только немногим более ста лет. По этой причине изучение финансов по их отраслям целесообразно начать именно с публичных финансов.

В основе публичных финансов лежат денежные отношения, возникающие в процессе организации государством денежной системы страны и воспроизводства общественных благ (услуг), составляющего централизованную часть процесса общественного воспроизводства. Публичные финансы опосредуют (обслуживают) ту часть воспроизводственных экономических отношений, которая связана с организацией государством денежного обращения (оборота первичных финансовых ресурсов в экономике) и с движением финансовых ресурсов органов публичной власти, когда государство (муниципальные образования) выступает в качестве макроэкономического хозяйствующего субъекта, производящего, распределяющего и предоставляющего общественные блага (услуги).

На государство возлагается обязанность организации на должном уровне оборота первичных финансовых ресурсов – денежной системы в целом и денежного обращения в частности. Под организацией здесь понимается деятельность органов государственного управления по планированию, регулированию и контролю за денежной массой (предложением первичных финансовых ресурсов) в экономике путем организации денежного оборота, определения масштаба цен, видов денег и денежных знаков, порядка эмиссий денег, методов регулирования денежного обращения, планирования денежной массы (денежных агрегатов), регулирования внутреннего денежного оборота и кредитно-валютного регулирования, денежного и валютного контроля. Названная финансовая деятельность государства обеспечивает создание общих условий для функционирования всей системы финансов и всего воспроизводственного процесса в целом. Выполнение деньгами своих функций вызывает их движение. Движение первичных финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах порождает финансовые ресурсы.

Публичные (государственные и муниципальные) финансовые ресурсы – денежные средства, совершающие свое движение в публично-правовой форме. По-другому, это денежные средства, аккумулируемые органами публичной (государственной и муниципальной) власти в виде налоговых и неналоговых доходов и поступлений и используемые для целей производства общественных благ (услуг) при выполнении властными структурами своих функциональных обязанностей в рамках установленных нормами публичного финансового права полномочий. Публичные финансовые ресурсы составляют централизованную часть финансовых ресурсов экономики и социальной сферы.

Источниками публичных финансовых ресурсов выступают: часть валового внутреннего продукта, на которую претендует государство как производитель общественных благ; часть национального богатства страны, которую государство, при необходимости, может продать (запасы золота, государственное имущество и т.п.), доходы от приватизации государственного и муниципального имущества; часть прибыли и других доходов, принадлежащих государству как собственнику, осуществляющему деятельность в качестве обычного рыночного субъекта; средства иностранных государств, международных финансовых и кредитных организаций, юридических и физических лиц, которые органы публичной власти могут привлечь в виде кредитов, займов, безвозмездных и безвозвратных перечислений.

По характеру источников формирования публичных финансовых ресурсов следует выделять собственные, привлеченные и заемные ресурсы.

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Собственными финансовыми ресурсами являются:

— налоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетов органов публичной власти всех уровней в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

— неналоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетов органов публичной власти всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством;

— налоговые и неналоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— доходы, выступающие источниками формирования государственных финансовых резервов в соответствии с бюджетным и иным законодательством, не учитываемые в доходах бюджетов органов публичной власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Привлеченными публичными финансовыми ресурсами являются средства, получаемые бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений: межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий, субвенций из фондов компенсаций и из местных бюджетов бюджетам других уровней, безвозмездных и безвозвратных перечислений от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций и др. Согласно Бюджетному кодексу РФ, эти средства (за исключением субвенций из Федерального и региональных фондов компенсаций) относятся к собственным доходам соответствующих бюджетов, что, по крайней мере, спорно. Права органа публичной власти, получившего безвозмездные (безвозвратные) средства, как правило, ограничены определенными условиями. Их высокая доля в общих доходах усиливает финансовую зависимость нижестоящих бюджетов от вышестоящих. Поэтому такие финансовые ресурсы более правильно считать приравненными к собственным или привлеченными финансовыми ресурсами.

В качестве заемных финансовых ресурсов выступают: государственные и муниципальные займы (внешние и внутренние); кредиты, получаемые от иностранных государств, международных финансовых организаций и кредитных организаций; бюджетные кредиты, получаемые бюджетами одних уровней от бюджетов других уровней. Заемные средства, фактически оформленные в виде кредитных соглашений (договоров) и размещенных займов, образуют долговые обязательства органов публичной власти. Кроме названных выше заемных средств, к долговым обязательствам Бюджетный кодекс РФ относит договора о предоставлении органами государственной власти гарантий и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

По уровням публичной власти следует выделять государственные и муниципальные, федеральные, региональные и местные финансовые ресурсы. Они различаются по своему составу и структуре. Основная масса публичных финансовых ресурсов в современной России концентрируется на федеральном уровне. В структуре федеральных ресурсов преобладают налоговые доходы; на федеральном уровне формируется подавляющая часть государственных финансовых резервов. В структуре местных финансовых ресурсов чаще всего преобладают безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Использование публичных финансовых ресурсов осуществляется различными органами власти на цели производства и предоставления общественных благ в рамках расходных полномочий публично-правовых образований (прав, обязательств, вопросов ведения), установленных бюджетным законодательством. Конкретный перечень и группировка расходов бюджетов по их функциональной сущности и ведомственной принадлежности установлены законом о бюджетной классификации.

В процессе движения публичных финансовых ресурсов образуются и используются государственные и муниципальные денежные доходы. Формирование и использование публичных доходов составляет результат, мотив и цель движения публичных финансовых ресурсов. Эти процессы сопровождают все стадии воспроизводства общественных благ (услуг), обеспечивая доходными источниками всех его участников и достижение конечной цели – потребление общественных благ в заданных параметрах по объему и качеству, путем расходования доходов. Постоянный кругооборот публичных доходов и расходов обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства общественных благ (услуг).

Образование и использование публичных доходов осуществляется в результате приведения в действие производных от денежного агрегата М1 финансовых механизмов и инструментов. К последним относятся как общий, так и специальный финансовый инструментарий. К общефинансовым инструментам и механизмам относятся: цены и ценообразование, кредит, его элементы и способы заимствования (кредитования), виды расходов, ценные бумаги и другие инструменты финансового рынка, формы и методы оплаты труда и т.д. Этот инструментарий используется государством в случаях, когда оно выступает как обычный рыночный субъект хозяйствования с учетом специфики (характер собственности и управления, социальная направленность отдельных видов деятельности и общественных благ и т.д.). К специальным финансовым инструментам и механизмам публичных финансов относятся: налоги и элементы налогообложения, формы и методы бюджетного финансирования, межбюджетные трансферты, государственные (муниципальные) долговые обязательства и методы управления ими, бюджетный дефицит и способы его покрытия, государственное пенсионное и социальное обеспечение и страхование, социальные стандарты и нормы (нормативы), формы, виды и методы государственного финансового контроля и др.

Таким образом, публичные финансы опосредуют все совокупность денежных отношений, возникающих в процессе организации оборота первичных финансовых ресурсов, движения финансовых ресурсов в публично-правовой форме, образования и использования на этой основе публичных доходов в результате приведения в действие общих и специальных финансовых инструментов и механизмов.

Публичные финансы выполняют три функции:

1) образование публичных доходов;

2) использование публичных доходов;

3) контрольную функцию.

При выполнении публичными финансами своей первой функции образуются налоговые и неналоговые доходы бюджетов органов публичной власти (в России – доходы федерального, региональных, местных бюджетов), бюджетов государственных (федеральных и региональных) внебюджетных фондов и государственные финансовые резервы (отложенные в запас публичные доходы). Привлечение органами публичной власти заемных средств как правило осуществляется при недостатке собственных доходов, то есть для их временного замещения на условиях возвратности и платности. Особенностью формирования публичных доходов является то, что основная их масса аккумулируется в принудительной налоговой форме, поскольку общественные блага, производимые государством, также предоставляются преимущественно в принудительном порядке.

Публичные доходы формируются на всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта (ВВП), но проявляются в своих конкретных формах и видах на стадии распределения первичного и вторичного распределения. В результате, публичные доходы принимают форму первичных и вторичных доходов. Такой вывод вытекает из современной теории факторов производства стоимости (ценности) общественного продукта (ВВП или чистого продукта) и его распределения по доходам в соответствии с показателями Системы национальных счетов (СНС)[21].

Полная, развернутая структура созданного, реализованного и распределенного на первичные доходы чистого продукта общества по факторам производства может быть предоставлена следующим образом: 1) земля (природный фактор) – рента; 2) труд (личный фактор) – фиксированная заработная плата; 3) капитал (вещественный фактор) – прибыль или процент на капитал; 4) предпринимательская способность (личный фактор) – предпринимательский доход; 5) государственное регулирование экономики (макроэкономический, воспроизводственный фактор) – косвенные налоги, неналоговые доходы органов публичной власти. В современном обществе роль государства при выполнении своих функций становится настолько существенной, что без него процесс общественного воспроизводства уже не в состоянии нормально функционировать. Государство превратилось в общественную производительную силу. Оно вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания деловых циклов, сдерживания роста безработицы и инфляции, регулирования темпов экономического роста. Наконец, государство выступает монопольным производителем общественных благ (услуг). Для постоянного воспроизводства последних государство получает и реализует свое экономическое право, во-первых, на первичное распределение (долю) созданного чистого внутреннего продукта страны в форме косвенных налогов, включаемых в цены товаров, и доходов, получаемых им как обычным субъектом рыночной экономики (прибыль, дивиденды, проценты, доходы от продажи имущества и т.д.), а во-вторых, на вторичное распределение (перераспределение) первичных доходов собственников других факторов производства (ренты, оплаты труда, прибыли, других доходов) преимущественно в виде прямых подоходных налогов.

Таким образом, выполняя свои функции, государство выступает собственником особого фактора производства, участвуя в создании и распределении чистого внутреннего продукта страны и претендуя на свою справедливую долю последнего. Эта доля государства состоит из двух частей:

1) первичные доходы в форме косвенных налогов на производство и импорт (налогов на продукты и импорт, других налогов на производство) и неналоговых доходов от предпринимательской деятельности в процессе первичного распределения чистого внутреннего продукта;

2) вторичных доходов в форме прямых (подоходных) налогов и неналоговых доходов, формирующихся в процессе перераспределения первичных доходов субъектов рыночной экономики.

При выполнении публичными финансами второй функции происходит использование публичных доходов путем их расходования на цели производства, распределения и предоставления общественных благ (услуг). Направление использования публичных доходов по их функциональной классификации и классификации сектора государственного управления образуют систему публичных расходов. Функционально (с учетом функций, возложенных на органы публичной власти) выделяют по разделам бюджетной классификации: общегосударственные расходы, расходы на национальную оборону, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, расходы на национальную экономику, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на образование, расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, расходы на социальную политику, межбюджетные трансферты. Классификация расходов по операциям сектора государственного управления предполагает их деление на расходы по оплате труда (с начислениями), оплате работ и услуг, обслуживанию государственного (муниципального) долга, безвозмездным перечислениям бюджетам, социальному обеспечению, операциям с активами, а также расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, ценных бумаг и других финансовых активов.

В процессе организации движения первичных финансовых ресурсов, образования и использования публичных доходов возникает необходимость осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, возможность которого обусловлена третьей – контрольной функцией публичных финансов. Выделяется внешний и внутренний, последующий, текущий и предварительный государственный (муниципальный) финансовый контроль, общефинансовый, антимонопольный, денежно-валютный, бюджетный, налоговый, внебюджетный, кредитный и другие виды финансового контроля органов публичной власти. Наиболее распространенные методы государственного (муниципального) финансового контроля – это проверки и ревизии, аудит и мониторинг.

Совокупность уровней и звеньев (относительно самостоятельных групп публичных финансовых отношений) составляет систему публичных финансов. Система публичных финансов строиться по двум признакам: экономическому и публично-правовому (по уровням публичной власти).

По экономическому содержанию система публичных финансов включает в себя следующие звенья (элементы):

1) бюджет (систему бюджетов);

2) систему государственных внебюджетных фондов;

3) государственный (муниципальный) кредит;

4) государственные финансовые резервы и резервные фонды.

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансыСостав и структура системы публичных финансов непосредственно зависит от государственного (публично-правового) устройства страны. В Российской Федерации система публичных финансов с учетом названного признака включает в себя следующие уровни:

1) государственные (федеральные и региональные) финансы;

2) муниципальные (местные) финансы (финансы муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений).

Государственные и местные финансы отличаются не только масштабом, уровнем управления и степенью централизации финансовых ресурсов (доходов), но и составом образующих их систему звеньев. Схематично содержание системы публичных финансов по уровням власти и экономической группировки её звеньев представлено на рис. 2.1.

Что такое публичные финансы. Смотреть фото Что такое публичные финансы. Смотреть картинку Что такое публичные финансы. Картинка про Что такое публичные финансы. Фото Что такое публичные финансы

Рис. 2.1. Состав системы российских публичных финансов

Урезанный состав звеньев муниципальных (местных) финансов, по сравнению с государственными финансами, обусловлен более ограниченными финансовыми правами органов местного самоуправления, поскольку согласно Конституции РФ последние не являются органами государственной власти.

Субъекты управления государственными и муниципальными финансами рассмотрены в соответствующих параграфах работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *