Что такое публицистический стиль речи план
Русский язык. 11 класс
Конспект урока
Тема урока: Публицистический стиль
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Урок посвящен изучению публицистического стиля речи. В ходе урока рассматриваются сферы употребления публицистического стиля, его характерные черты, выразительные средства.
Клише – речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.
Публицистический стиль речи – функциональный стиль речи, реализуеющий функции воздействия и сообщения. Характеризуется широким употреблением общественно-политической лексики и фразеологии, жанровым разнообразием и связанным с этим разнообразием стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально-экспрессивной лексики, средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т. д.).
Функциональные стили речи – стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека
Штамп – избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью.
Экспрессия – выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).
Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.
М.В. Иванова и Н.И. Клушина, «Публицистика в истории русского литературного языка: от древнерусской словесности к интернет-коммуникации» //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания., 2018 г. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publitsistika-v-istorii-russkogo-literaturnogoyazyka-ot-drevnerusskoy-slovesnosti-k-internet-kommunikatsii (Дата обращения: 08.10.2018)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Если в сегодня и можно оградить себя от чтения художественной и научной литературы, свести к минимуму взаимодействие с деловыми текстами, то от публицистического стиля человеку, живущему в современном обществе, никуда не деться.
Вы обновляете ленту в соцсетях и читаете познавательный пост в каком-нибудь паблике, по телевизору выступает политик, у метро вам вручают рекламный буклет, на «Ютьюбе» появляется видео вашего любимого блогера, а перед просмотром включается реклама. Всё это находится в поле публицистического стиля речи.
Разберем основные особенности публицистического стиля речи, опираясь на статью из Школьного энциклопедического словаря Светланы Викторовны Друговейко-Должанской и Дмитрия Наилевича Чердакова (*выходные данные источника: Школьный энциклопедический словарь, Друговейко-Должанская С.В., Чердаков Д.Н., 2013).
Коммуникативная задача публицистических текстов:
Функции публицистических текстов:
Публицистический стиль характеризуется экспрессивностью и стандартизацией речи. Экспрессивность помогает воздействовать на адресата, а стандартизация речи ускоряет передачу информации.
Средствами стандартизации речи являются клише и штампы. Следует различать эти понятия. Клише – готовый, легко воспроизводимый оборот, во многих случаях способный даже сохранять выразительность. Штамп же представляет собой «избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью». (прим.: цитируется по Словарю лингвистических терминов Розенталя).
Подстили публицистического стиля:
Наибольшее распространение получили такие разновидности публицистического стиля, как визуальная — печатные издания, аудиальная — радио и аудиовизуальная — телевизор. Нельзя не заметить, что сегодня основным источником публицистического стиля речи стал Интернет, совмещающий в себе все разновидности: и визуальную, и аудиальную, и аудиовизуальную.
Тексты, относящиеся к публицистическому стилю, отличаются:
К языковым средствам публицистического стиля относятся:
Особенности синтаксиса в публицистическом стиле речи:
В текстах публицистического стиля также возможны элементы разговорной речи.
К жанрам публицистического стиля относятся статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Основные функции публицистических текстов – информативная и воздействующая. Публицистический стиль характеризуется экспрессивностью (воздействие на адресата) и стандартизацией речи (ускорение передачи информации). К подстилям публицистического стиля относятся газетно-публицистический, художественно-публицистический, ораторский, радиожурналистский, тележурналистский, рекламный. Публицистические тексты отличаются информативной насыщенностью, лаконичностью, доходчивостью изложения, использованием общественно-политической лексики и фразеологии, переносным употреблением терминов науки, искусства, спорта, военного дела, использованием специфических клише, стилистическим разнообразием.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Соотнесите разновидности публицистического стиля и сферы его использования.
Стили речи. Публицистический стиль
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ СТИЛИ РЕЧИ.docx
Публицистический стиль
II . Публицистический стиль.
1. Характеристика публицистического стиля.
2. Особенности публицистического стиля.
3. Жанры публицистики.
1) Очерк как жанр публицистики.
2) Устное выступление как жанр публицистики.
3) Доклад как жанр публицистики.
4) Дискуссия как жанр публицистики.
Русский язык неоднороден по своему составу. В нем прежде всего выделяется язык литературный. Это высшая форма национального языка, определяемая целой системой норм. Они охватывают его письменную и устную разновидность: произношение, лексику, словообразование, грамматику.
Литературный язык в зависимости от того, где и для чего он используется, делится на ряд стилей.
Стили русского литературного языка характеризуются:
целью, которая преследуется речевым высказыванием (научный стиль используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов; публицистический – для воздействия словом через средства массовой информации и непосредственно говорящим; официально-деловой –для информирования);
сферой использования, обстановкой;
языковыми (лексическими, синтаксическими) средствами;
другими стилевыми особенностями.
II . Публицистический стиль
1. Характеристика публицистического стиля.
Публицистический стиль обращен к слушателям, читателям, об этом говорит уже происхождение слова ( publicus , лат. – общественный).
Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
2. Особенности публицистического стиля.
Сфера употребления публицистического стиля : выступления, доклады, диспуты, статьи на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение).
Основная функция произведений публицистического стиля: агитация, пропаганда, обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их, внушение тех или иных идей; побуждение к тем или иным поступкам, действиям.
Задачи речи публицистического стиля : передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.
Характеристика высказывания : призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности.
Черты публицистического стиля : актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного), общедоступность (понятность для широкой аудитории), призывный пафос.
Жанры публицистического стиля : очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политические дебаты.
Особенности стиля : логичность, образность, эмоциональность, оценочность, жанровое разнообразие.
Языковые средства : общественно-политическая лексика и фразеология, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты, изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения, инверсия и др.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные) предложения, риторические вопросы, обращения.
Форма и вид речи: письменная (возможна и устная); монолог, диалог, полилог.
3. Жанры публицистики.
Публицистика уходит корнями в глубокую древность. Публицистическим пафосом пронизаны многие библейские тексты, сохранившиеся до наших дней труды античных ученых, ораторов. В литературе Древней Руси присутствовали жанры публицистики. Яркий пример произведения публицистики древнерусской литературы» – «Слово о полку Игореве» (жанр публицистики – слово). За тысячелетия публицистика развивалась во многих отношениях, в том числе и в жанровом.
Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.
1) Очерк как жанр публицистики.
Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Различают документальный, публицистический, бытовой очерки.
Бывают очерки небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги.
Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации.
Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимают какую-то важную проблему.
2) Устное выступление как жанр публицистики.
Устное выступление тоже относится к публицистическому жанру.
Важной отличительной чертой устного выступления является заинтересованность выступающего – залог того, что ваша речь вызовет ответный интерес слушателей. Устное выступление не должно быть затянутым: внимание слушателей после 5 – 10 минут притупляется. Речь выступающего должна содержать одну главную мысль, которую автор хочет донести до аудитории. В такой речи допустимы разговорные выражения, активное использование приемов ораторской речи: риторические вопросы, обращения, восклицания, более простой, по сравнению с письменной речью, синтаксис.
Важно подготовить такое выступление: продумать план, подобрать аргументы, примеры, выводы, чтобы не читать «по бумажке», а убеждать слушателей. Если человек владеет предметом своего выступления, имеет собственную точку зрения, доказывает её, это вызывает уважение, интерес, а значит и внимание слушателей.
3) Доклад как жанр публицистики.
4) Дискуссия как жанр публицистики.
Публицистический стиль – очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи. Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.
Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы.
Конспект открытого занятия «Публицистический стиль речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
АНПОО «Омский колледж предпринимательства и права»
Предметно-цикловая комиссия правовых и общественных дисциплин
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
Методическая разработка открытого занятия
по учебному предмету «Русский язык и литература. Русский язык»
по теме «Публицистический стиль речи»
для студентов первого курса специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 38.02.06 Финансы
Введение
Методическая разработка учебного занятия представляет собой урок по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» для студентов первого курса специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.06 Финансы.
Актуальность: Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах, журналах, на телевидении; в деятельности партий и общественных объединений; в публичных выступлениях. Знание особенностей данного стиля поможет каждому человеку, в том числе и медицинскому работнику, успешно ориентироваться в жанровом разнообразии публицистики, а также подготовить любое устное выступление
Продолжительность занятия: 90 минут
Тип занятия: урок усвоения новых знаний.
Вид занятия: комбинированный урок.
Дата, время и место проведения занятия: 24.04.2017, 4 пара, 324 ауд
Содержание и виды учебной деятельности занятия обеспечивают достижение студентами следующих результатов :
обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины; познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста.
коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества , умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
познавательные: развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления; развитие умения логически верно излагать мысли; давать определение понятиям.
развитие системы ценностных отношений к родному языку; совершенствование навыков этичного межличностного общения; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.
Формы работы : индивидуальная, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль преподавателем.
Технология: технология критического мышления; элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся; технология проблемного обучения.
Средства обучения: раздаточный материал (тексты для анализа), мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видеоролики, доска.
Методы и приемы работы:
Методы словесной передачи и слухового восприятия информации (беседа).
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (мультимедийная презентация, видео, смысловая группировка).
Методы контроля (фронтальный опрос, наблюдение за учебной работой обучающихся, проверка выполнения домашнего задания).
Метод стимулирования и мотивации (самооценка, побуждение обучающихся к самостоятельной степени восприятия, установление межпредметных связей, индивидуальная деятельность; мыследеятельностная рефлексия).
Метод повышения познавательной активности (установление внутрипредметных связей).
В результате проведения занятия обучающийся должен:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: стилистика, функциональный стиль, стилевые черты, публицистика;
сферу применения, жанры, стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля речи.
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
В ходе занятия создаются условия для формирования следующих общих компетенций :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Межпредметные связи: « Русский язык и литература. Литература», «Русский язык и культура речи»
Внутрипредметные связи: Стилистика русского языка; Художественный стиль и его особенности; Научный стиль речи.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Русский язык и литература. Русский язык
Публицистический стиль речи
Урок усвоения новых знаний
Технология критического мышления; элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся; технология проблемного обучения.
Средства ИКТ и обучения:
Мультимедийная презентация, раздаточный материал, лист рефлексии
Русский язык и литература. Литература
обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»;
изучить языковые особенности публицистического стиля;
познакомиться с жанрами публицистического стиля.
содействовать совершенствованию языковой компетенции (т.е. развивать умение владеть лексическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными нормами литературного языка);
содействовать развитию исследовательских умений и навыков самостоятельной работы;
развивать устную речь студентов и навыки написания творческих работ в соответствии с нормами русского языка;
развивать наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять различные стили, а также пользоваться средствами публицистического стиля в своей речи.
воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;
формировать коммуникативные качества личности, трудолюбие, уважение к окружающим, взаимопомощь, ответственность;
воспитывать интерес к предмету, способность воспринимать важные общественные проблемы.
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Приветствие студентов и гостей занятия, проверка отсутствующих
Вступительное слово преподавателя
Сообщение темы, постановка цели занятия
Проверка домашнего задания
Студенты сдают тетради в конце занятия
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос. Актуализация знаний об изученных функциональных стилях.
Создание у студентов мотивации к изучению темы через профессиональную направленность
Изучение нового материала
Студентам объясняется новый материал по плану:
Публицистический стиль речи, его назначение.
Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства: подготовка публичной речи, особенности построения публичного выступления.
Закрепление изученного материала
Выполнение упражнений на закрепление нового материала
Запись домашнего задания
Проведение итогового опроса
Оценивание студентами своей активности, выявление трудностей в освоении материала
Организационный момент (2 мин.)
Оценка состояния готовности аудитории и группы к занятиям.
Приветствие студентов и гостей занятия
Здравствуйте, уважаемые студенты и гости нашего занятия!
(списки – называть фамилию и имя)
Вступительное слово преподавателя (3 мин.)
Сообщение темы занятия
Тема нашего занятия «Публицистический стиль речи»
(давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему занятия)
Постановка цели занятия
У нас сегодня несколько целей. Вы видите их на слайде.
— обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»;
— изучить стилевые и языковые особенности публицистического стиля;
— познакомиться с жанрами и сферой употребления публицистического стиля;
— познакомиться с основами ораторского искусства.
Сообщение значения темы для изучения последующих тем и других дисциплин
Тема нашего занятия продолжает изучение раздела «Стилистика».
Сообщение практической направленности темы
Тема очень интересна и полезна как для усвоения курса русского языка, так и как база для дисциплины, изучаемой на 2 курсе «Русский язык и культура речи», так и для дальнейшей жизни.
Сообщение содержания занятия
Сначала мы проведем опрос по двум пройденным темам (научный стиль речи и официально-деловой стиль речи), потом рассмотрим функции, сферу употребления, жанры, стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля речи)
Сообщение критериев оценивания
Студенты, которые будут активно участвовать в обсуждении, по итогам занятия получат оценки.
Проверка домашнего задания
На прошлом занятии мы изучали тему «Официально-деловой стиль речи», дома вы должны были дооформить резюме и написать объяснительную записку об опоздании на занятие, либо о несделанном домашнем задании. В конце занятия вы сдадите тетради, и я поставлю каждому оценку за эти задания.
Актуализация опорных знаний
Систематизация и обобщение знаний по темам «Стилистика русского языка», «Научный стиль речи», «Официально-деловой стиль речи» в форме фронтального опроса:
Что такое стилистика?
Дайте определение термину «функциональный стиль»
Какие функциональные стили существуют в русском языке?
Какие особенности мы можем выделить у каждого функционального стиля?
Назовите сферу употребления научного стиля речи
Назовите стилевые черты научного стиля речи
Назовите языковые средства характерные научному стилю речи
Назовите сферу употребления официально-делового стиля речи
Назовите стилевые черты официально-делового стиля речи
Назовите языковые средства характерные официально-деловому стилю речи
Сравните научный стиль речи и официально-деловой. Найдите сходства и различия.
Мотивация
Однажды к мудрецу пришёл хитрец: «Если ты такой умный, скажи, жива или мертва бабочка в моих руках?» А про себя подумал, что скажет: «Жива» – сожму кулак покрепче, и бабочка погибнет, а скажет: «Мертва» – разожму ладони и выпущу её на свободу. Ласково и спокойно улыбнулся мудрец: «Всё в твоих руках».
Пусть эта древняя притча будет для вас жизненным ориентиром, и сегодня результаты нашего занятия будут зависеть только от самих нас. Желаю нам плодотворной, полезной работы.
Публицистику называют летописью современности, т.к. она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским и т.д. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема.
Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция – характернейшие приметы этого стиля.
Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком «споре» истина никогда не родится. Если же мы подойдём к этому более сознательно, то сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки. И в своей профессиональной деятельности каждый из вас сможет добиться многого, если научится использовать в речи публицистический стиль.
Однажды в английском парламенте один оратор устроил остальным членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался один очень важный вопрос. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей.
Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
Гесиод (720 г. до н.э.) Гесио́д (др.-греч. Ἡσίοδος; VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.
Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.
египетский жрец (2000 лет до н.э.)
Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
изречение найдено в глиняном горшке
в развалинах Вавилона, возраст горшка – 3000 лет
Все эти изречения были встречены в парламенте аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать.
Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? (выступления учащихся)
Какой стиль вы использовали, высказывая своё мнение? (публицистический, т.е. необходимо было отразить своё мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям)
Какова тема всех высказываний? (молодёжь)
Какова основная мысль? (авторы текста пытаются доказать, что молодёжь плохая, ужасная)
Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?
… Итак, в парламенте звучат аплодисменты. Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что первое изречение принадлежит Сократу (470-399 г. до н.э.), второе – Гесиоду (720 г. до н.э.), третье – египетскому жрецу (2000 лет до н.э.), а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000 лет.
Получилось очень эффектно и даже смешно.
Как вы думаете, какую цель преследовал выступающий в парламенте? (показать, что в давние времена была такая же «плохая молодёжь», тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодёжи» не нова)
Какая проблема была поднята выступающим? (проблема отцов и детей)
По вашему мнению, оратор добился цели? (да, слушатели, по всей вероятности задумались; это было эффектно)
К какому стилю принадлежат все высказывания? (к публицистическому, т.к. в каждом из них можно увидеть признаки этого стиля: оценочность, страстность, призывность)
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? (публицистический стиль возник очень давно)
Как вы думаете, почему? (необходимость поделиться наболевшим, призывать людей и воздействовать на них возникла, наверное, как только человек научился говорить)
6.Изучение нового материала
Публицистический стиль речи, его назначение.
Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства: подготовка публичной речи, особенности построения публичного выступления.
Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.
Цель публицистического стиля – передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, побуждение его к определенным действиям.
Публицистический стиль представлен множеством жанров :
1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;
2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;
3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;
4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты;
5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.
Основная функция произведений публицистического стиля: агитация, пропаганда, обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их, внушение тех или иных идей; побуждение к тем или иным поступкам, действиям.
Задачи речи публицистического стиля : передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.
Характеристика высказывания : призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности.
1. Стандартные формулы (речевые клише ): горячая поддержка, живой отклик, резкая критика и др.
3. Эмоционально-оценочная лексика: актив, милосердие, помыслы и др.
4. Книжные пласты лексики: дерзать, воздвигать, воинство и др.
5. Военная терминология: гвардия, штурм высоты и др.
6. Архаизмы: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.
1. Единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента ;
3. императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!
4. настоящее время глагола: в Москве открывается , 3 апреля начинается ;
5. причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый ;
6. производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.
1. риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?
2. восклицательные предложения: Все на выборы!
3. предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой ). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (ср.: Предприятия составляли исключение );
4. заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.
Эмоциональные средства выразительности публицистического стиля:
Эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы, обращения, лексические повторы, градация, гиперболы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, разговорные обороты речи и просторечия, использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов, языковых средств юмора, сатиры, иронии.
Публицистический текст строится как научное рассуждение:
1)выдвигается важная общественная проблема
2)анализируются пути ее решения
3)делаются обобщения и выводы
Строгая логическая последовательность
Используется общенаучная терминология
В современных западных риторических руководствах рекомендуют, обдумывая речь, заранее письменно составить «социальный портрет» слушателя (аудитории). Он создаётся в результате ответов на следующие вопросы:
1. социальное положение слушателя или социальный состав аудитории (если она неоднородна, перечислить наиболее многочисленные группы); социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель? учитель? товарищ? родитель? администратор? и т.п.);
2. размер аудитории (2-4 человека; 12-15 человек в комнате; 40-50 и более человек в зале);
4. круг особых интересов адресата и набор «запретных тем»; личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание, вкусы…);
5. почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания, конференции?
6. как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата?
7. что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление «чувства единства», сплочённости коллектива?
8. как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?
Поставьте цель, найдите нерешенную проблему. Важно, чтобы ваша речь непременно была направлена на решение какой-либо задачи, проблемы, на достижение определенной цели или даже миссии. Если вы просто будете публично высказывать свои мысли на определенную тему, то людям будет неинтересно вас слушать. Постарайтесь рассказать о решении определенной актуальной проблемы, которая волнует ваших слушателей – это вызовет неподдельный интерес к вашему выступлению.
Хорошее выступление во многом зависит от вашего хорошего понимания темы повествования. Аудитория сразу чувствует и распознает, насколько вы компетентны в том, о чем говорите, и даже если вы не очень умело подаете материал, но говорите об интересных и редких вещах – это часто может спасти ситуацию. Наличие хороших знаний в области вашего выступления – уже половина успеха.
Используйте собственные мысли. Истинная подготовка к выступлению заключается в том, что весь собранный материал (мнения, тезисы) нужно пропустить через себя и сформировать собственную позицию. В этом случае ваша речь будет звучать более естественно, кроме того, собственные мысли проще запомнить, но для этого сначала их нужно толково сформулировать. Лучше заняться этим во время подготовки, а не формулировать мысли спонтанно во время вступления.
Что нужно запоминать оратору?
Суть тренировки памяти для ораторского искусства заключается в том, чтобы научиться направленно запоминать необходимый материал для вашего выступления. Особенно полезно будет запомнить следующие элементы публичной речи:
Начало. Хорошо выученное вступление речи позволит вам успешно пройти начальную фазу выступления, для которой часто характерно излишнее волнение.
Конец. Как правило, начало и концовка выступления запоминаются слушателями лучше всего в соответствии с «правилом краев» Эббингауза.
Ключевые мысли. Если в вашей речи есть важные тезисы, которые вы хорошо сформулировали, то будет полезно их запомнить, чтобы иметь уверенность в том, что вы сможете их правильно воспроизвести на публике.
Факты: даты, названия, имена – также полезно знать наизусть, это станет показателем вашей компетенции и хорошего знания материала. Часто люди ассоциируют знание фактов оратором с хорошим пониманием им какой-либо дисциплины. Этим часто пользуются политики, которые прибегают в своих речах к упоминанию интересных деталей, цифр, имен, что создает в глазах публики их имидж как знатоков.
Как же начать выступление? Есть несколько типовых способов:
1. Способ подкрепления. Этот метод связан с установлением со слушателями личных отношений, благодаря которым между участниками мероприятия возникает доверие и теплый контакт. Этот способ эффективен, но подходит далеко не всегда, так как в малознакомой аудитории он может сойти за панибратство и испортить все впечатление. Лучше используйте данный прием только в тех случая, когда вы уверены в неподдельном дружественном к вам отношении аудитории.
2. Способ повода. Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи. Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое.
3. Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна. Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы.
4. Прямой способ. И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.
Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:
Каково существующее положение дел (status quo)?
В чем состоит проблема и что должно быть вместо этого?
Как можно изменить существующее положение?
Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего (« эффект края »), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:
Как можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?
Имидж оратора складывается из многих составляющих: визуальный образ, звуковой, содержание речи и техника общения.
Визуальный образ оратора – это обобщенная, эмоционально окрашенная картина того, что видит собеседник. Это внешность оратора, его движения, жесты, мимика, поза. Они воспринимаются мгновенно и безошибочно.
7.Закрепление изученного материала
Ученым лаборатории Х удалось совершить нечто! После долгих стараний они все-таки вывели животное, которое сочетает в себе черты внешности и характера как кошки, так и собаки. Этот зверь одновременно верный и своенравный. Он способен защитить своего хозяина, но сделает это не открыто, а хитро, выждав нужный момент.
С полной уверенностью можно сказать, что такие животные станут самыми лучшими друзьями в каждой семье.
В лаборатории Х был зафиксирован акт жестокости по отношению к животным. Группа биологов в течение нескольких месяцев проводила изнурительные эксперименты над живыми котами и собаками, в результате чего родился мутант, ранее не виданный миром. Сложно понять, что будет на уме у такого животного, возможно, с его помощью «ученые» постараются захватить власть в государстве!
Первый видеоролик – это речь И.В. Сталина 9 мая 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. https://www.youtube.com/watch?v=EHPxSHZBCDY
Подумайте, что отличительного в речи Сталина: как он обращается к народу, какие средства выразительности использует; какова интонация его голоса, дикция?
Примерные ответы: Выступление носит строго официальный характер, чему способствует событие – Победа над фашизмом. В своем выступление Сталин обращается к народу «товарищи», что характерно для того времени. Из средств выразительности он использует сравнение, вспоминая освободительные войны прошлых веков, исторических героев (Дмитрия Донского, Александра Невского и др.). Если говорить об интонации, то, можно отметить, что тон голоса на протяжении выступления практически не меняется. У Сталина была отличительная черта – это акцент, который был его «визитной карточкой»; но качество записи тех лет и акцент делают речь не совсем понятной.
Второй видеоролик – выступление В.В. Путина на Манежной площади в честь избрания его президентом России в 2012 году. https://www.youtube.com/watch?v=ogKGLfZDtTQ
Подумайте, что отличительного в выступлении Путина: как он обращается к народу, какие средства выразительности, какую лексику использует; какова интонация его голоса, дикция?
Укажите в приведённом списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистике.
Построение сложноподчинённых предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; рейтинг исполнителей современной музыки; проблема терроризма в стране; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста; проблема развития и сохранения русского языка; проблема свободы личности
Поясните значение фразеологических оборотов. Составьте три предложения, включив в них эти обороты.
Толочь воду в ступе, вылететь в трубу, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках, скрещивать шпаги, жребий брошен.
Тексты для анализа
I. 1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!» 2) Значит, на такого человека можно положиться – он выполнит своё обещание без напоминания.
3) Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли.
4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или другую причину. 5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.
6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. 7) Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.
11) Как же стать таким человеком?
12) Здесь трудно дать рецепт, но многое зависит от самовоспитания. 13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. 14) Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас.
Самая большая ценность народа – его язык. 2) Язык, на котором он
пишет, говорит, думает. 3) Думает! 4) Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. 5) Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной его язык. 6) Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
План стилистического анализа текста
Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которой может быть использован текст.
Укажите языковые средства (фонетические, словообразовательные, лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.
4. Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.
8. Домашнее задание (4 мин.)
Для закрепления нового материала преподаватель дает студентам домашнее задание: составить текст публичного выступления на тему: Почему я хочу быть бухгалтером? / Почему я хочу быть финансистом?
9. Подведение итогов (5 мин.)
Опрос в конце занятия:
1. Где используется публицистический стиль речи?
2. Назовите жанры публицистического стиля.
3. Расскажите о функциях публицистического стиля.
4. Каковы языковые признаки публицистического стиля речи?
На данном этапе преподаватель дает оценку работе студентов по решению задач, благодарит всех за работу на занятии. Активным студентам выставляются оценки.
10. Рефлексия
Я оцениваю свою работу на уроке ___________
Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________
Моё мнение об уроке ______________________
Литература
Старушка украла жестяной чайник, стоимостью дешевле пятидесяти копеек. Она подлежала суду присяжных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет.
— Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь. Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.
Речь Плевако оказалась решающей для присяжных заседателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки.