Что такое публицистический текст определение 3 класс
Особенности публицистического стиля
Содержание:
Стиль речи – это особый стандартный набор языковых средств, который применяется носителем языка в зависимости от:
Публицистический стиль (от лат. Publicus – «общественный, государственный») – это стиль средств массовой информации.
Жанры публицистического стиля
Письменная речь
Устная речь
Общие отличительные черты публицистического стиля:
Особенности публицистического стиля
Лексические, синтаксические, словообразовательные и морфологические особенности:
Слова и словосочетания, которые обозначают понятия, связанные с государственной системой, идеологией, политической, экономической и социальной сферами.
Государство, конституция, толерантность, демократия, парламент, социальный, дискриминация, права человека, принцип равноправия, национальный интерес, мировоззрение, экономика, материальная база
Речевые обороты речи, шаблоны, которые легко воспроизводятся в зависимости от ситуации; частое употребление штампов привело к потере индивидуальности.
Динамично развивающаяся компания, гарантия высокого качества, модель поведения, индивидуальный подход к каждому клиенту, выполнить доставку, в процессе деятельности, на сегодняшний день, лесной массив, осуществлять кредитование
Аморально, антитеррор, демарш, межконфессиональный, распределение, стандартизация, идеалист, коммуникация, историзм, паспортизация
ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, МАГАТЭ, КНДР, СНГ, ЕЭС
Обороты речи, которые используются для усиления образности и выразительности речи. К ним относятся: риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, антитеза, инверсия, лексический повтор, оксюморон, градация и др.
Синтаксический параллелизм
Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется.
Риторический вопрос
Отчего бы нам не жить в согласии?
Инверсии
Изумительный наш народ!
На совещание были приглашены представители общественности для решения вопроса о дальнейшем улучшении благосостояния городских улиц.
Слова и словосочетания, которые используются для создания образности произведения, речи. К ним относятся: эпитет, метафора, гипербола, олицетворение, сравнение, литота, синекдоха и др.
Эпитет
Грязная война, поразительные успехи, головокружительный успех
Метафора
Заповедник расизма, остров толерантности, предвыборный марафон
Олицетворение
Научно-технический прогресс диктует нам свои условия.
Широчайшая известность, самые грандиозные планы, величайшее открытие
Напомни потомкам о подвиге их дедов и отцов!
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. (однородные члены предложения)
Возникновение энергетической проблемы объясняется, прежде всего, быстрым ростом потребления минерального топлива. (вводное слово)
Примеры текстов публицистического стиля
Но, что самое важное, открытие это революционизировало все другие области знания. Еще никогда до этого с проблемами столь грандиозными не сталкивались. И именно потому, что атомная энергия оказала шокирующее воздействие на все направления науки, так сравнительно легко в дальнейшем удалось добиться успехов в освоении и лазерной техники, в космических исследованиях, и во многом другом.
Что касается интолерантности, то необходимо проводить упорядоченную работу по ее преодолению. Кто ее будет проводить? Работники образовательных учреждений, СМИ, общественные организации. Разумеется, при поддержке официальных властей. Как раз именно они должны организовать работу, создав для этого соответствующую нормативную и материальную базу.
Памятка по определению стиля текста
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
Главная функция научного стиля – сообщение информации, фактов и доказательство их истинности.
Речевые жанры:
Языковые средства: терминология, наличие общенаучных слов, профессионализмов, абстрактной лексики.
Черты стиля: преобладание существительных в предложении, логичность, точность, доказательность, однозначность, обобщенность, объективность.
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
Жанры:
Информация, передаваемая в публицистическом стиле, предназначена не для узкого круга людей, а для широких слоев общества.
Стилевые черты: эмоциональность, призывность, логичность, оценочность.
Данная памятка поможет определить стиль текста. Предназначена для учащихся школы.
Цель художественного стиля – воздействовать на читателя, передать чувства и мысли автора, его переживания.
Жанры: Используется в художественной литературе.
Языковые средства:
Стилевые черты: эмоциональность речи, образность, использование всех богатств лексики.
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Тексты делового и публицистического стиля. Поговорим о добрых делах.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
по предмету русский язык
Раздел долгосрочного планирования:
«Что такое хорошо, что такое плохо?».
ФИО учителя: Золотухина Гаухар Анатольевна
Количество присутствующих: 8
Тексты делового и публицистического стиля.
Поговорим о добрых делах.
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план)
Все учащиеся смогут:
Большинство учащихся смогут:
Объяснять орфограмму с непроверяемыми (проверяемыми) безударными гласными в корне слова.
Некоторые учащиеся смогут:
Создать тексты делового и публицистического стилей.
Описывает функции и жанры делового и публицистического стилей.
Предметная лексика и терминология:
Тип текста, стиль текста, публицистический, деловой, заметка, объявление, справка, сравнение, особенности.
Воспитание чувства доброты. Бережное отношение к животным.
Литературное чтение, познание мира, сапопознание
Навыки использования ИКТ
Р e чь. Устная и письм e нная речь. Тр e бования к р e чи. Сопоставление произношения и написания слов. Предложение. Части речи. Состав слова. Текст. Типы текста.
Запланированные этапы урока
Виды упражнений, запланированных на урок:
АМО на подведение к теме урока
Стартер прием «Можно сесть»
Здравствуйте ребята! Давайте мы с вами сейчас просмотрим видео(просмотр видео). А сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте, а как ответите передаете мяч другому и присаживаетесь.
Ребята, так что же такое доброта?
Добрый, это какой человек?
-А как распознать доброту? (по поступкам и делам)
Определять особенности текстов, их стили.
Сравнивать т ексты.
Описывать функции и жанры делового и публицистического стилей.
АМО на вовлечение всех в процесс обучения
АМО определяющий содержание темы по предмету
АМО способствующий достижению цели урока
На доске вы видите ребусы. Давайте вместе их разгадаем. 1 группа первый ребус, вторая группа второй ребус. А теперь давайте познакомимся с происхождением данных слов из толкового словаря Ушакова.
Справка – сведения о чем-нибудь, полученное кем-нибудь после поисков, в ответ на запрос.
Публицистический стиль – стиль речи, цель которого воздействовать на людей через СМИ. Жанры публицистического стиля: статьи, очерки и письма, доклады выступления. Сфера применения: средства массовой информации, выступления.
(Г)(И) Исследовательская работа «Подумай и заполни»
Изучаем в группах справки и объявления в газете. Выясняем требования к написанию объявления и справки, определяем сферу применения, функции.
Заполняем таблицу индивидуально (сфера применения, функции, жанры).
Мы пойдем налево(три шага влево),
Мы пойдем направо(три шага вправо),
Два раза повернемся, (вокруг себя 2 раза),
Потянемся, проснемся.( тянут руки вверх)
И руки поднимем,опустим,поднимем, ( руки вверх и вниз)
Да и друга обнимем.(обнимают сосоеда по парте)
(И) Работа в тетради.
Подбирает проверочное слово.
Оценивание : волшебная линейка ( за каждое проверочное слово и вставленную букву мы поднимаемся на одну шкалу).
(И) «Самостоятельная работа по тексту »
1.Определи стиль текста.
1.Определи стиль текста.
2. Назови жанр текста.
1.Определи стиль текста.
2.Назови жанр текста.
3. определи сферу применения текста.
— о пределяет стиль текста
-называет жанр текста
-определяет сферу применения текста
Переписка учащегося со школой .
ФО «Измерение температуры» в процессе работы и «Личная беседа».
Учащимся с низкой мотивацией:
-составить объявление о пропаже домашнего питомца,
-последовательно выстраивать предложения при составлении объявления.
Учащимся с высокой мотивацией:
— составить объявление о пропаже домашнего питомца,
-последовательно выстраивать предложения при составлении объявления,
«Стили речи» 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Целевые установки (планируемые результаты)
Цель: создать условия для формирования представлений о стилях речи и различий между ними.
Обучающиеся научатся определять и различать стили речи; определять признаки каждого стиля речи.
Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношении к урокам математики, к школе.
Регулятивные: Сохранять учебную задачу, самостоятельно адекватно оценивать свои действия. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме.
ОНЗ (урок изучения нового материала)
Учебник Дмитриева «Русский язык», 3кл. 2ч., презентация.
Доброе утро! Присаживайтесь.
Учебное задание№1 « Синтаксический разбор предложения»
УЗУ: Повторить умения и навыки синтаксического разбора предложения
УЗу: сейчас мы с вами вспомним навыки синтаксического разбора предложения
ПЗ: для этого мы разберем предложение.
ОРД: открываем тетради. Записываем число, классная работа. Вам нужно записать предложение и выделить главные его члены. Выписать словосочетания.
Утром солнце осветило родную деревню.
КВ: по ответам учащихся и по слайду
ИВ: молодцы, ребята, вы хорошо справляетесь с синтаксическим разбором предложения.
Постановка цели урока
Теперь сформулируем тему нашего урока. Посмотрите на схему.
В этой схеме вам даны виды стилей речи. Давайте предположим, что относится к каждому из этих видов.
Что вы знаете о разговорном стиле речи?
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Тема нашего урока: «Стили речи»
Какие задачи поставим?
Узнать, что такое стиль речи
Узнать о каждом из видов
Уметь различать каждый вид
Восприятие (открытие детьми нового способа действия, правила, понятия)
Учебное задание № 2 « Знакомство со стилями речи через заполнение таблицы»
УЗУ: Способствовать пониманию и осознанию каждого стиля речи
ОРД: работать будем в группах. У каждой группы будет свой стиль речи. Вам дана таблица и текст, читая текст, вы сможете заполнить таблицу. А затем мы все вместе заполним таблицу по всем видам стилей речи.
Сфера применения (где?)
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик, шумиха;
термины: атмосфера, деликатничать.
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
КВ: по ответам учащихся и по слайду
ИВ: вот мы и разобрались со стилями речи и заполнили таблицу, которая нам еще не раз поможет.
(первичное закрепление с проговариванием во внешней речи )
Учебное задание № 3 « Выполнение задания на проработку умений определять стиль речи»
УЗУ: проработать умения определять стиль речи
ОРД: Посмотрите на слайд и прочитайте текст. Работать будем все вместе. Будьте внимательны. В выполнении задания вам поможет таблица.
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.
(По И. Тургеневу) (Художественный стиль)
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль)
КВ: по ответам учащихся и по слайду
ИВ: вот мы с вами попробовали определить стиль речи, нам это пригодится для дальнейшей работы.
Учебное задание № 4 « Выполнение задания на определение стиля речи»
Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.
Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.
Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.
Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.
Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.
Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.
Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.
Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.
Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.
“ Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.
Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.
Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.
Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.
КВ: по ответам учащихся, учитель вносит своевременную коррекцию, если имеются ошибки.
Учебное задание № 4 « Выполнение задания на определение стиля речи»
ОРД: Послушайте меня внимательно. Я раздаю вам листочки, вы подписываете фамилию, затем я читаю вам текст, а вы должны будете определить только его стиль. Поставьте цифру 1 и слушайте внимательно.
Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 идо 0,5 мм. При меньшем размере осадки называются моросью. ( научный стиль)
Тысячи людей эвакуированы в Словакии из-за наводнения, вызванного проливными дождями, сообщил в пятницу наш корреспондент в Словакии. По данным местных властей, жертвами стихии стали по меньшей мере четыре человека.
от гражданина Иванова А.П.
Довожу до Вашего сведения, что из-за проливных дождей, о которых вы не сообщили своевременно, наша поездка за город была сорвана. Требую в период с 6 по 8 марта обеспечить ясную, солнечную погоду. В противном случае буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции.
(официально – деловой стиль)
Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх.
Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Я вымок до нитки, как будто в речку свалился. Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несёт, думал проскочу, успею. Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло. Ладно, в следующий раз умнее буду.
КВ: по ответам учащихся и по слайду
ИВ: Ребята, вы были внимательны на протяжении всего урока. Хорошо справились с заданием.
Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке)
Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.
Сколько всего стилей в русском языке?
Для чего нужен разговорный стиль? Где его используют?
Для чего нужен научный стиль? Где его используют?
Для чего нужен официально – деловой стиль? Где его используют?
Для чего нужен публицистический стиль? Где его используют?
Для чего нужен художественный стиль? Где его используют?
Запишите названия по памяти.
Самопроверка (открывается доска со словами).
Публицистический стиль речи – это уникальный способ воздействия на огромные массы людей. Именно тексты такого вида прослеживается в различных газетных статьях, журналах, и прочих источниках, которые выражают основные общественные проблемы.
Подстили публицистического стиля:
прямой контакт с аудиторией.
Признаки публицистического стиля
Понять, что перед вами рассматриваемый стиль речи, можно по следующим чертам:
Обоснованность и действительность утверждений, которые используются в речи. То есть автор текста не намерен каким-либо способом исказить действительность, а наоборот, стремится показать реальные стороны общественной жизни.
Предложения в тексте должны быть логически связаны. Люди, которым адресуется текст в публицистическом стиле, должны чётко понимать проблему текста, его смысл и основную идею, чтобы сделать для себя правильные выводы.
Употребление большого количества вопросов и восклицаний для украшения речи во время выступления. Такие статьи наиболее мотивируют общество, привлекают его.
Текст наполнен эмоциями, оценочными предложениями автора по поводу проблемы речи. Речь способна воздействовать на огромный класс народа, поэтому и текст должен быть для людей. Этим и отличается публицистический стиль речи от таких стилей, как научный, деловой или художественный. Здесь используются разговорно-языковые средства, которые понятны для всех.
Наличие общественно-политического набора слов (граждане, демократия).
Здесь используются различные сленги, короткие, но экспрессивные предложения.
Частое использование имён собственных.
Функции
Данный стиль речи выполняет следующие функции:
Жанры
Жанры публицистического стиля речи:
статья в газете или журнале;
выступление на публике.
Сфера применения
Если цель данного стиля речи — донести до аудитории проблему общественности, то и используется он там, где читателей / слушателей / подписчиков будет больше всего:
выступления политических партий, митинги, призывы к забастовкам и т. д.
Лексические особенности
Можно отметить некоторые лексические особенности стиля:
преобладание разговорной и общественно-политической лексики;
употребление частиц и междометий;
слова окрашены эмоционально, экспрессивно;
употребление чрезмерного преувеличения – гиперболы.
Морфологические особенности
Из морфологических особенностей выделяются:
частое употребление глаголов повелительного наклонения (взгляните, подумайте);
использование всех форм прилагательных (обычная, сравнительная и превосходная).
Синтаксические особенности
Употребление различных изобразительно-выразительных средств языка, экспрессивных предложений и тропов для украшения речи (например: эпитеты, риторические вопросы, обращения, парцелляция, восклицание, градация и т. п.).
Привлекающий заголовок текста.
Экспрессивность коротких предложений.
Языковые средства публицистического стиля
эпитеты, выраженные оценочными и эмоциональными чувствами;
сравнение с помощью слов «как», «словно»;
метафора – перенос признаков и свойств с одного объекта на другой;
метонимия – замена одного понятия другим. Например: «Россия ликует» (то есть население страны, русские);
перифраза – избежание повтора. Например: «братья наши меньшие» (животные).
Пример текста публицистического стиля
Люди мира! Посмотрите вокруг! Всё, что вы видите, так или иначе является продуктом леса. Неполное использование дерева, которое предполагает появление остатков, может привести к глобальной катастрофе!
Перед вами таблица. Наши работники провели глубокий анализ лесопереработки, и её характеристика печальна. Лесная промышленность должна перерабатывать весь древесный материал. Лес не вечен, так давайте поможем ему!