Что такое пунктуация в русском языке 6 класс определение кратко и понятно
Что такое пунктуация: определение, принципы, знаки препинания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Писать грамотно – это значит не только владеть орфографией, но и уметь правильно расставлять знаки препинания.
В некоторых случаях это легко, но иногда даже лингвисты затрудняются с ответом. Помочь в этом вопросе призван особый раздел науки о языке – пунктуация.
Сегодня поговорим о том, что это, об основных направлениях (которые отразились в так называемых принципах), о знаках препинания, а также их классификации с точки зрения выполняемых функций – обо всем, что изучает пунктуация.
Пунктуация — это.
Чтобы понять, что такое пунктуация, следует обратиться к толкованию определения и его истории. Само слово восходит к лексеме punctuatio из поздней латыни. В свою очередь данный термин был производным от латинского punctum, что буквально переводится на русский язык как «точка».
В современной русскоязычной лингвистике определение имеет три дефиниции, поданные в статье профессора Д.Э.Розенталя для Энциклопедии «Русский язык». Все они очевидно взаимосвязаны:
Как видим, Дитмар Эльяшевич нарочито указывает на три направления исследований уже в толковании понятия. Упрощая и «сворачивая» это объяснение можем предложить такое определение:
Пунктуация – это система знаков препинания какого-либо языка, их размещение в тексте и правила, согласно которым происходит постановка. Также это имя носит соответствующий раздел грамматики.
До введения понятия «пунктуация» пользовались другим термином – «интерпункция». Это отражено даже в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, выпущенном в начале прошлого века.
Термин синонимичен нашему, то есть интерпункция изучала то же, что изучает пунктуация. Данная лексема (interpunctio) также пришла из латыни, но была создана уже во времена процветания Рима.
Основные направления исследований и принципы пунктуации
В науке о знаках препинания выделилось три основных вектора:
Согласно этим направлениям и названы основные принципы русской пунктуации:
Логический
Представители логического (смыслового) направления считают, что знаки препинания имеют две ключевые функции:
То есть логики настаивают на том, что правила пунктуации должны быть выстроены таким образом, чтобы автор текста мог доступно изложить свою мысль на бумаге, логически расчленив отрезки мысли на письме.
Синтаксический
Он же структурный. Самый распространенный подход, в особенности на практике – в ходе преподавания языка в школе. Говорит о неразрывных отношениях синтаксиса и пунктуации.
Знаки препинания вводятся для того, чтобы – в первую очередь – демонстрировать на письме синтаксический строй языка.
Выбор того или иного знака, по словам Я.К.Грота, указывает на более или менее тесную связь между частями предложений или сложных синтаксических конструкций. Та же функция актуальна и для наглядного указания на отношения между главными и второстепенными членами предложения.
Интонационный
Последователи данной теории утверждают, что пунктуация призвана передать на письме фразовую интонацию. Также она называется ритмо-мелодикой. Согласно этой теории, расстановка знаков отражает декламационно-психологическое членение речи, а не грамматику.
Представители всех трёх векторов при этом придерживаются мнения, что для пунктуации важная коммуникативная функция. То есть знаки препинания – это отражение смыслового членения предложения.
Знаки препинания как объект изучения пунктуации
Письменность обладает элементами, которые на письме помогают выделить (или разделить) семантико-синтаксические единицы, указать на логико-грамматическую связь между ними, обозначить эмоциональную окраску, полноту предложения. Все эти функции выполняют знаки препинания.
В русском языке их десять:
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Расположение знаков в тексте и выполняемые ими функции различаются. Так, они играют на письме следующие роли:
Где и какие знаки препинания нужно употребить – это то, что изучается в пунктуации. Сегодня мы рассмотрели этот раздел языкознания, его основные принципы и направления.
Подробнее о правилах, которые нужно знать каждому грамотному русскоговорящему человеку, можно узнать из этого обучающе-практического видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Я считаю, что в русском языке переизбыток знаков препинания, потому, если и должна быть реформа русского языка, то касаться она должна именно этой темы.
Я считаю, что запятые нужны только там, где от них впрямую зависит смысл написанного, в остальных же местах запятые не нужны.
Здесь пример нужно брать с английского языка, вот уж где знаков препинания кот наплакал и ничего, английский — самый популярный язык в международных отношениях и науке.
Пунктуация, или скорее ее нехватка, это одна из самых насущных проблем современных переписок. Некоторые ленятся расставить знаки препинания даже на уровне логики.
Лингвисты и те сомневаются, в отличии от учителей русского языка, эти всё знают, но детям нормально объяснить не могут.
Пунктуация – что это такое понятным языком, что она изучает и как быстро освоить тонкости пунктуации в русском языке
Наука о знаках препинания.
Пунктуация – это один из разделов языкознания. Она изучает знаки препинания: их функции, правила постановки, историю возникновения, возможности замены одного знака другим и так далее. Особенность пунктуации в русском языке – ее четкая нормированность. То есть у нас каждый знак можно объяснить, на каждую запятую есть четкое правило. Бывают, конечно, случаи вариативной постановки знаков, но их мало.
Давайте знакомиться с этим разделом лингвистики ближе.
Знаки препинания в пунктуации
Знаков препинания в русском языке десять. Ниже я перечислю и кратко поясню их основные функции. Функций в разных контекстах может быть больше, я буду называть основные.
Чтобы вы легко запомнили все знаки препинания, я поделю их на группы. Первая – знаки, которые «завершают» предложение и всегда ставятся в конце предложения.
Точка. Точки нужны, чтобы «сигналить» читателю, что предложение завершилось. Когда мы глазами видим точку, мы понимаем, что надо понизить интонацию и показать, что мысль завершена. После точки начнется другая мысль. Еще точки могут выполнять функции градации – это когда автор намеренно разбивает одно предложение на несколько, чтобы «поостанавливать» читателя, заставить его делать паузы и задумываться: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» (Из Мандельштама).
Вопросительный знак. Обозначает, что закончилось предложение, в котором содержался какой-то вопрос. При этом в предложении могут быть вопросительные слова, а могут и не быть: «Сколько вам лет? Восемнадцать есть?»
Иногда вопросительные знаки нужны для того, чтобы задать риторический вопрос – такой, который человек задает сам себе, не ожидая на него ответа: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» (из песни Витаса).
Восклицательный знак обозначает конец предложения, которое содержало в себе восклицание. Восклицание может помогать выразить восторг: «Ах, какие розы!», приказ: «Рот закрой» или даже оскорбление: «Болван!»
Восклицательный и вопросительный знаки могут ставиться вместе. Например, чтобы показать и возмущение человека, и его сомнения в чем-то. Когда в одном из мультиков про Астерикса и Обеликса викинги похитили племянника вождя и Астерикс с Обеликсом ему [вождю] сообщили об этом, он воскликнул: «ВИКИНГИ?!»
Следующие знаки находятся только внутри предложения и никогда его не завершают.
Запятая. Она нужна для двух целей. Чтобы разделять что-то и чтобы выделять. Разделять она может:
Еще запятая может выделять:
Как понять «разделяет и выделяет»
Разделять можно одинаковые вещи, то есть однородные члены или простые предложения в составе сложного. Смотрите: «Андрей, Миша, Витя, Коля пришли ко мне в гости» – мы «разделяем» эти подлежащие, потому что они «одинаковые», однородные. И нам важно, чтобы они не «склеились» в одно.
А вот «выделяем» мы то, что как раз «не одинаковое». То есть что-то, что отличается от всех остальных слов. Мы выделяем обращения, потому что они «особенные», они не являются членами предложения: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром». Мы выделяем причастные и деепричастные обороты, потому что они тоже отличаются от остальных слов, это часто подчеркивается даже интонацией.
Но в предложении «Я отдыхал, играя на скрипке, слушая дождь и посматривая в окно» первая запятая будет выделять обособленные деепричастные обороты от всего остального предложения, а вторая – разделять два ОДИНАКОВЫХ деепричастных оборота.
Некоторые учителя говорят, что если запятая «разделяет» – она одна: «Маша, Вика». А если «выделяет» – то запятых две: «Эй, мальчик, подойди-ка сюда». По идее, да. Но школьники могут путаться, потому что выделяемое слово может быть в начале или конце предложения и тогда вторая запятая «пропадет». Сравните: «Подойди-ка сюда, мальчик», «Мальчик, подойди-ка сюда».
Скобки. Тоже выделяют что-либо, поэтому скобок всегда две: «Андрей Николаевич (учитель физкультуры) поставил мне 5». Скобками мы часто выделяем вставные конструкции. Я напишу про них в отдельной статье.
Точка с запятой. Скажу про этот знак так. Он используется, когда в предложении «много всего» и «черт ногу сломит». Автор столько всего понаписал, что запятые уже «не справляются» с разделением и приходится использовать точки с запятыми. Типичный тому пример – русская классика в лице Чехова:
Три точки с запятой. Три! Не судьба была точки поставить.
Тире. Очень сложный знак. Он может выделять, как скобки и запятые: «Андрей Николаевич – учитель физкультуры – поставил мне 5».
Но в этой функции чаще используются именно скобки или запятые, но не тире.
Тире может выполнять разделительную функцию и ставиться между частями сложного предложения: «Начался дождь – мы сидим дома». Может употребляться на месте пропущенных слов: «Курить – здоровью вредить». Тире тут на месте пропущенного слова «значит».
Об этом знаке мы поговорим в отдельной статье. Заодно и ставить его научимся правильно.
Двоеточие. С ним такая же сложная ситуация. Самые частые функции двоеточия – отделять однородные члены от обобщающего слова и разделять простые предложения в сложном. Пример с обобщающим словом: «Мне всё надоело: крики, ругань, злоба и ненависть». Однородные члены «крики», «ругань» и пр. относятся к обобщающему слову «всё». Пример с разделением простых предложений: «Мы сидим дома: начался дождь».
Тире – это как «стрелочка», которая обозначает следствие. «Начался дождь – мы сидим дома» = «Начался дождь, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, мы сидим дома».
А двоеточие – это как бы «обратная стрелка», то есть сначала следствие, а потом причина: «Мы сидим дома: начался дождь» = «Мы сидим дома ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО начался дождь».
Кавычки. Только выделительный знак. Поэтому он всегда двойной. Кавычки могут выделять:
Третья группа – знак, который может быть и в середине предложения, и в конце.
Он только один – многоточие. Многоточие нужно для того, чтобы показать незавершенность мысли. То есть автор «думал-думал» и «недодумал»: «Хотя… может, она и права», «Был ли я прав? Хороший вопрос…»
Не надо ставить многоточие после каждого слова. Все люди прекрасно понимают, что вы таким способом не «задумываетесь», а просто не знаете правил русского и боитесь выглядеть неграмотным.
Что такое пунктограмма
Это знак, который надо проверить правилом. Например: «Весной(,) когда в саду распускались цветы(,) и рассветы были(,) как пламя над крышами(,) хотелось просто выйти на улицу и бродить(,) бродить(,) бродить по городу».
В этом предложении шесть пунктограмм. Где-то знак нужен, где-то нет.
Как проверить пунктограмму? Надо применить правило. Например:
Результат: «Весной, когда в саду распускались цветы и рассветы были как пламя над крышами, хотелось просто выйти на улицу и бродить, бродить, бродить по городу».
Иногда пунктуация проверяется интонацией: «Ученики учатся, потому что хотят быть умными» – «Ученики учатся потому, что хотят быть умными».
Проверка интонацией встречается очень редко. Не надо ставить запятые там, где вы голосом делаете паузу или что-то еще в этом роде. Учите правила и применяйте их.
Как научиться правильно ставить знаки препинания
Надо повторить вот эти темы:
Вам надо понять, какие слова выделяются знаками (как раз обособленные определения и дополнения, обращения и пр) и как «видеть» границы сложных предложений. Если освоите этот материал – в 90 % случаев будете ставить знаки правильно.
Чтобы это сделать – рекомендую вам вот этот учебник русского В. В. Бабайцевой. В нем собрана вся теория с 5 по 9 класс, учебник написан понятным языком. Купите и прочитайте.
Еще есть справочник Розенталя – тоже хорошая вещь, но более углубленная. Вам может быть сложновато его читать. Детям в школе – тем более.
Полезные материалы по теме статьи
Советую вам посмотреть мои подборки курсов по русскому языку. На данный момент у нас вышли вот эти три подборки:
Подпишитесь на обновления нашего сайта. Я планирую выписать статьи по всем темам русского языка – по мере их появления вам на почту будут приходить письма с ссылками.
Напишите, как вам статья
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, была ли эта статья для вас полезной. Сумел ли я объяснить вам, что такое пунктуация и какие знаки препинания она изучает. Если статья вам кажется поверхностной или, наоборот, слишком углубленной и сложной – скажите мне об этом.
Я хочу, чтобы все статьи в рубрике Образование читались легко и приносили пользу ученикам и их родителям.
Что такое пунктуация?
Пунктуация – это система знаков препинания и правила их применения в письменной речи. Употребляются знаки препинания согласно специально установленной норме, которая одинакова как для пишущего, так и для читающего. Пунктуация помогает передать целенаправленность текста, его структуру и особенности интонации.
Знаки препинания нужны для переноса на письмо звучащей речи таким образом, чтобы она была понята и воспроизведена однозначно. С помощью знаков препинания отражается смысловое и структурное членение речи и её ритмико-интонационное строение.
Знаки препинания расчленяют текст на предложения, передают на письме особенности строения и интонацию.
Знаки препинания в русском языке
1) точка, вопросительный и восклицательный знаки – заканчивают предложение;
2) запятая, тире, двоеточие, точка с запятой – разделяют части предложения;
3) скобки, кавычки, а также запятые и тире в виде «двойных» знаков выделяют слова или целые части предложения; если выделяемая часть находится в начале или в конце предложения, то следует употреблять только одну запятую или тире;
4) многоточие – знак, предающий речи особый смысл, его ставят в конце предложения для подчёркивания значимости сказанного или в середине предложения, чтобы передать сбивчивую, затруднённую или взволнованную речь.
Сложное значение иногда передаётся сочетанием знаков. Так, вопросительный и восклицательный знаки в сочетании оформляют риторический вопрос с некоторой эмоциональной окраской (Кому же из нас не хотелось победить?!). Соединить разные значения можно при помощи запятой и тире (Предпринял ли чего-либо для этого Вадим, что предпринял и как предпринял, – мы этого не знаем).
Употребление знаков препинания
Если ставятся разные знаки в предложении, то обычно одному из них приписывается роль основного. Вставные конструкции, как правило, выделяют скобками: Через неделю мы троя (не считая вездесущих девчонок) настолько сдружились, что повсюду ходили втроём. Выделить вставку можно и при помощи двух тире: А в начале января прошёл такой сильный снег, что на дороге – она была почти не видна – лежали огромные сугробы. При пояснении или мотивации в некоторых случаях тире ставится вместо двоеточия: Встреча неминуема – мы увидимся в музее.
Л.В. Щерба видит основу для простановки знаков препинания в так называемой «фразовой интонации». На практике анализируя знаки препинания, а точнее – их применение, он делает вывод, что иногда они ставятся согласно формальному основанию и в некоторых случаях даже вопреки смыслу.
Вместе со статьёй «Что такое пунктуация?» читают:
Что такое пунктуация в русском языке 6 класс определение кратко и понятно
Функции знаков препинания
1. Смысло-различительная (помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы эквивалентен (равен) неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно)
2. Интонационно-экпрессивная (пунктуация в конце предложения обозначает цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию) и интонацию речи, т.к. З.П. расставляют и эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч.).
Виды знаков препинания
1. Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием). Смысл употребления: а) помогают обозначить завершенность, законченность фразы, выражения; б) однозначно передать смысл высказывания (повествование о чем-либо, вопрос, обращенный к кому-либо, побуждение к действию), т.е. обозначить интонацию, расставить эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч..
2. Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
3. Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
Примеры формулировок в сочинении
Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.
Приведу в пример предложение № 3: «В лесу стало тихо.» Это законченное высказывание, в котором повествуется о наступлении вечерней тишины и спокойствия. Точка обозначила конец предложения.
Знак завершения. Во-первых, оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. Во-вторых, обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. В-третьих, многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. В четвертых, многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании).
Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, вызванной различными причинами (волнением, например).
Многоточие стоит в конце предложения № 17: «Как бы вам объяснить попонятнее…» Этот пунктуационный знак указывает на конец завершенного высказывания. Многоточие указывает, что автор размышляет, пытается подобрать нужные слова, чтобы продолжить свою речь.
Например, предложения № 23 и 24: «Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря…» В конце обоих высказываний стоит многоточие. С одной стороны, этот знак обозначает конец завершенного высказывания, отделяет одну мысль от другой. С другой стороны, многоточием обозначается неожиданный переход от одного высказывания к другому, быстрая смена событий.
Возьмем, к примеру, предложение № 14: «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте.» Гоголь поставил многоточие неслучайно. Этим пунктуационным знаком обозначен перерыв речи, заминка автора, видимо, размышляющего, стоит ли указывать место действия.
Знак завершения. Во-первых, им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. Во-вторых, им расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.
«Как жаль, что птицы улетели!» Это предложение (№4) представляет собой законченную мысль. Автор, находясь в лесу, с сожалением замечает, что стало очень тихо. Его эмоциональное состояние подчеркивает восклицательный знак в конце предложения.
Знак завершения. Во-первых, он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. Во-вторых, он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная).
Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.
Посмотрим на предложение № 16: «Который час?» Здесь звучит прямой вопрос. Законченное высказывание принадлежит Павлу, герою рассказа, который ожидает ответа.
«На выставке были представлены самые последние (?) модели отечественных автомобилей.» Читая это предложение, мы понимаем, что автор высказывания сомневается, несколько неуверен в приводимом факте.
Во-первых, это знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (в т.ч. причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Т.о., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.
Разделительный знак запятая несколько раз употребляется в предложении: «Ромашки, одуванчики, лютики, клевер – полевые цветы.» (№ 13) Здесь перечисляются однородные члены (подлежащие), соединенные бессоюзной связью. Границы между ними обозначают запятые.
Два простых предложения в составе сложного бессоюзного (№ 18) разделены запятой: «Гремел гром, сверкала молния.» Знак препинания указывает на границы частей сложного предложения, обозначает их автономность, независимость.
Вот, например, предложение № 2: «Лил дождь, косой и мелкий.» Запятая здесь употреблена неслучайно. Ею обособлены однородные одиночные определения, которыми образно рисуется осенний дождь в городе.
Знак разделения. Во-первых, разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Во-вторых, употребляется после обобщающего слова перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют. В-третьих, двоеточие разделяет слова автора и собственно прямую речь.
Рассмотрим предложение: «Печален я: со мною друга нет.» (№ 20) Это законченное высказывание. Оно представляет собой бессоюзное сложное предложение. В нем две части, причем вторая поясняет причину того, о чем говорится в первой. Граница между двумя простыми предложениями обозначена двоеточием.
«На скалах галдели птицы: фрегаты, кайры, поморники.» В этом простом предложении перечисляются однородные члены. Это подлежащие, которые обозначают названия пернатых. Обобщающее слово «птицы» употреблено перед ними. Для отделения его от однородных членов поставлено двоеточие.
В тексте есть предложение № 15. Оно состоит из слов автора текста («Он спросил») и прямой речи («Который час?»), принадлежащей герою рассказа Владимиру. Между этими высказываниями ставится двоеточие, обозначающее их разделение.
Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами и т.д.).
Автор использует точку с запятой в предложении: «Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.» (№ 16) Высказывание представляет собой бессоюзное сложное предложение. Оно состоит из двух независимых, самостоятельных частей. Второе простое предложение осложнено деепричастным оборотом, который обособляется. Следовательно, между частями сложного предложения поставлен точка с запятой.
Знак разделения. Во-первых, ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия, б) вторая часть указывает на следствие, результат, б) содержание частей противопоставлено. Во-вторых, тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. В-третьих, оно может разделять пояснительные члены предложения. В-четвертых, тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). В-пятых, этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. В-шестых, после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.
Перед нами бессоюзное сложное предложение: «Настанет утро – двинемся в путь.» В нем две части (простые предложения), причем первая из них указывает на время, когда будут происходить предполагаемые события. Поэтому внутри сложного предложения между относительно самостоятельными высказываниями ставится тире.
Тире употреблено в предложении № 17: «Солнце дымное встает – будет день горячий.» Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, представляющих законченные высказывания. Вторая часть указывает на следствие (результат). Поэтому между простыми предложениями ставится тире.
Во-первых, кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. Во-вторых, в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. В-третьих, кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.
Автор, анализируя стихи российского поэта, приводит такие строчки: «Как писал Блок, «и вечный бой, покой нам только снится». (предложение № 29) Цитата из произведения заключена в кавычки, тем самым обозначается смена автора речи.
Например, предложение № 27 представляет собой высказывание русского критика 19 века В.Г.Белинского: «Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить о «высоких персонах». В словах писателя мы слышим иронию, а потому часть слов заключена в кавычки.
Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.
«Летом (скорее всего в июле) мы отправимся в круиз по Черному морю.» Прочитав это предложение, мы видим обстоятельство времени «летом», которое уточняется словами «скорее всего в июле». Уточняющие члены предложения, вносящие необходимую информацию, заключены в скобки.
Сочетание восклица-тельного знака с многоточием
Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью в.з. мы доносим и то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).
Пример предложения: Вряд ли.
Сочетание вопроситель-ного знака с многоточием
Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, в.з. обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). В-третьих, автор, сочетая в.з. с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность.
Пример предложения: В чем же его обаяние? В уме его. Во взгляде.
Точка и многоточие – важные знаки препинания письменной речи
Точка и многоточие – важные знаки письменной речи. Точка – один из знаков завершения, она обозначает интонацию конца высказывания и ставится в конце повествовательного предложения, которое выражает законченную мысль. Не будь этого знака, мы бы не делали пауз между высказываниями, а потому не поняли бы, где завершается одна мысль и начинается другая. Точка обозначает интонацию конца. Многоточие тоже может завершать фразу, но функция знака препинания иная. Рассуждая на какую-либо тему, повествуя о чем-либо, автор речи, бывает, не решается высказать свою мысль полностью, о чем-то умалчивает. Многоточие нужно, чтобы выразить эту недосказанность и размышление. При этом оно может сочетаться как с вопросительным, так и с восклицательным знаками. В первом случае автор спрашивает о чем-либо, во втором выражает эмоции (удивление, радость и проч.). Кроме того, случается, что этот знак употребляется и внутри предложения, когда цитируется
чье-либо высказывание не полностью. Многоточие мы ставим на месте пропущенных слов.
Посмотрим на отрывок из текста. Рисуя своего героя, автор описывает его речь (предложение № 24), особенно много внимания уделяет голосу (предложение № 25), манере общаться с людьми. Высказавшись, Н.Гейнце завершает свои мысли, которые представляют собой повествовательные предложения, поэтому в конце мы видим точки. Рассказывая о том, какое впечатление производил Берсеньев на окружающих, писатель приводит в качестве примера слова некоторых из них: «Как вам сказать… я не знаю… но он очарователен.» Многоточие здесь неслучайно. С его помощью подчеркивается, как женщины размышляют, пытаются понять, чем герой привлекал к себе. Да и сам Н.Гейнце, погрузившись в свои мысли, задумывается, в чем же обаяние Берсеньева: «В уме его. Во взгляде. Или в его голосе. » Эти вопросы он, размышляя, задает себе, но не сразу готов ответить на них, а потому здесь многоточие сочетается с вопросительным знаком.
Итак, точка и многоточие – важные знаки письменной речи.