Что такое пушкинская плеяда

Поэты пушкинской поры

Что такое пушкинская плеяда. Смотреть фото Что такое пушкинская плеяда. Смотреть картинку Что такое пушкинская плеяда. Картинка про Что такое пушкинская плеяда. Фото Что такое пушкинская плеяда

Что такое пушкинская плеяда. Смотреть фото Что такое пушкинская плеяда. Смотреть картинку Что такое пушкинская плеяда. Картинка про Что такое пушкинская плеяда. Фото Что такое пушкинская плеяда

Список

Библиография

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Поэты пушкинской поры» в других словарях:

Дельвиг, Антон Антонович — [1798 1831] поэт, видный литературный деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей.… … Большая биографическая энциклопедия

Дельвиг — Антон Антонович (1798 1831) поэт, видный лит ый деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких… … Литературная энциклопедия

Верховский, Юрий Никандрович — Юрий Верховский Имя при рождении: Юрий Никандрович Верховский Дата рождения: 23 мая (4 июня) 1878(1878 06 04) Место рождения: с. Гришнево, Духовщинский уезд, Смоленская губерния Дата смерти … Википедия

Языков, Николай Михайлович — известный поэт; родился 4 марта 1803 г. в Симбирске, в богатой помещичьей семье, происходившей из древнего русского дворянства; детство его, баловня семьи, было окружено такими условиями, которые развили в нем склонность к удовольствиям и… … Большая биографическая энциклопедия

Дельвиг (баронский род) — Дельвиг Описание герба: см. текст … Википедия

Верховский Юрий — Юрий Никандрович Верховский (23 мая (4 июня) 1878, с. Гришнево Духовщинского уезда Смоленской губернии 23 сентября 1956, Москва) поэт, переводчик, историк литературы; член немногочисленной группы «классического символизма». Сын присяжного… … Википедия

Юрий Верховский — Юрий Никандрович Верховский (23 мая (4 июня) 1878, с. Гришнево Духовщинского уезда Смоленской губернии 23 сентября 1956, Москва) поэт, переводчик, историк литературы; член немногочисленной группы «классического символизма». Сын присяжного… … Википедия

Верховский, Юрий Никандрович — [1878 ] поэт немногочисленной группы «классического символизма» и историк литры, сын присяжного поверенного. В 1902, по окончании СПб. университета, был при нем оставлен. Занимался одно время под руководством А. Веселовского… … Большая биографическая энциклопедия

Верховский — Юрий Никандрович (1878 ) поэт немногочисленной группы «классического символизма» и историк литературы, сын присяжного поверенного. В 1902, по окончании СПБ. университета, был при нем оставлен. Занимался одно время под руководством А. Веселовского … Литературная энциклопедия

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кюхельбекер. Вильгельм Кюхельбекер Wilhelm Küchelbecker … Википедия

Источник

Что в себя включает определение «пушкинская плеяда» (А. Дельвиг, Д. Давыдов, П. Вяземский и др.)

Что такое пушкинская плеяда. Смотреть фото Что такое пушкинская плеяда. Смотреть картинку Что такое пушкинская плеяда. Картинка про Что такое пушкинская плеяда. Фото Что такое пушкинская плеяда Что такое пушкинская плеяда. Смотреть фото Что такое пушкинская плеяда. Смотреть картинку Что такое пушкинская плеяда. Картинка про Что такое пушкинская плеяда. Фото Что такое пушкинская плеяда Что такое пушкинская плеяда. Смотреть фото Что такое пушкинская плеяда. Смотреть картинку Что такое пушкинская плеяда. Картинка про Что такое пушкинская плеяда. Фото Что такое пушкинская плеяда Что такое пушкинская плеяда. Смотреть фото Что такое пушкинская плеяда. Смотреть картинку Что такое пушкинская плеяда. Картинка про Что такое пушкинская плеяда. Фото Что такое пушкинская плеяда

Что такое пушкинская плеяда. Смотреть фото Что такое пушкинская плеяда. Смотреть картинку Что такое пушкинская плеяда. Картинка про Что такое пушкинская плеяда. Фото Что такое пушкинская плеяда

Что такое пушкинская плеяда. Смотреть фото Что такое пушкинская плеяда. Смотреть картинку Что такое пушкинская плеяда. Картинка про Что такое пушкинская плеяда. Фото Что такое пушкинская плеяда

Билет 18

1) Культ жизнерадостности, гражданской независимости

2) не были актуальны славянофильские споры и жанровые привязанности (высокие-низкие стили)

4) воспевание русской жизни

5) народная тематика

6) «пушкинская» тема (стихи няне Пушкина и т.п.).

Баратынский– самый крупный поэт пушкинского круга. Родился в небогатой дворянской семье, воспитывался в Пажеском корпусе. В начале творческой деятельности сблизился с передовыми лит. кругами – Пушкиным и будущими дек-ми, что сразу же отразилось на его поэзии прогрессивными мотивами: утверждением свободной чел. личности, признанием ценности независимой мысли, культа возвышенной дружбы, служения высокому искусству. в некот. стихах начинают звучат полит. мотивы. Однако у Б. была не очень прочная связь с освободительным движением. Его отрицание крепостничества носило пассивный характер, и к активным действиям он не переходил. После подавления декабристов у Б. случился творческий кризис. Он сблизился с любомудрами и перешел в область философской лирики. Ее основная тема – судьба поэта-мечтателя в новой обществ. обстановке, характеризующейся ростом «промышленных интересов». Он осуждал капит тенденции.

Дельвиг-еще один поэт Пушкинской плеяды. Его творчество сложилось на традиции «легкой жизни». Вместе с Пушкиным он издавал альманах «Северные цветы» и «Литературную газету». Занимался разработкой жанра идиллии, воссоздавая мир античности. Сильно старался Д. в жанре «рус. песни». В этих песнях идеология дворянства нередко вступают в противоречие с мироощущением и поэтикой нар. творчества, на кот. ориентировался Д., но уже нет ни сентиментальности, ни пасторальности. Д. уже приближается к романтическому пониманию этого жанра. Долго работал над разработкой сонетов, к-рые входят в состав его камерной лирики.

Давыдов: Принимал активное участие в войне 1812, был одним из инициаторов партизанского движения. Свою творческую карьеру начал с басен. Как поэт пришел в лит-ру со своим лирическим героем, жанром и стилем. Основная тема – военная, но он подошел к ней с необычной стороны. В эмоциональной поэзии раскрываются быт и психология воина. Опираясь на свой жизненный опыт, он создает образ гусара. Это «гусарство» определило и особые формы его поэзии – жанр «гусарской» песни, свободной от официальной героики и декламационно-патриотического стиля. Нарочитая простота в трактовке военной тематики открывала в его песни доступ просторечию, военному фольклору.Этот демократический стиль сближал произведения Давыдова и Крылова. Д. работал и над элегиями и дружескими посланиями, все в той же манере «гусарства».

Вяземский: обращается к общественно-полит. темам. В своих критич. статьях выступал защитником и истолкователем прогрессивного романтизма в рус. лит. Способствовал сближению поэзии с реальностью, с миром конкретных чел. переживаний. Хоть он и был участником романтического движения, в своей поэзии стоял на позициях прогрессивного, но не рев. романтизма.

2. «Мой Пушкин» (М. Цветаева) и «наше все» (Ап. Григорьев): мое отношение к А.Пушкину.

Замысел «Моего Пушкина»:«Мне, например, страшно хочется написать о Пушкине — Мой Пушкин — дошкольный, хрестоматийный, тайком читанный, — юношеский — мой Пушкин — через всю жизнь».

Что такое пушкинская плеяда. Смотреть фото Что такое пушкинская плеяда. Смотреть картинку Что такое пушкинская плеяда. Картинка про Что такое пушкинская плеяда. Фото Что такое пушкинская плеяда

«Наше все» Аполлона Александровича Григорьева (1822— 1864): А Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками.

Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономии».

Источник

Поэты пушкинского круга

Поэты пушкинского круга

Первоначально для обозначения общности поэтов, входивших в пушкинский круг (Баратынский, Вяземский, Дельвиг, Языков), пользовались поэтичным и романтичным понятием «пушкинская плеяда». Однако первое, с чем сталкивался исследователь, приступавший к изучению творчества Баратынского, Вяземского, Дельвига и Языкова, это вопрос о том, существовала ли «плеяда» реально или это мифическое понятие, некая терминологическая фикция.

Термин «пушкинская плеяда», по мере изучения поэзии Пушкина, романтической эпохи и конкретных поэтов, стал считаться уязвимым, поскольку, во-первых, возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы «Плеяда» (Ронсар, Жодель, Дюбелле и др.), давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений (Пушкина с Ронсаром). Однако французов не смущает, что название их «Плеяды» тоже появилось по аналогии с группой александрийских поэтов-трагиков III в. до н. э. Другие сомнения, во-вторых, имеют более основательный характер: термин «пушкинская плеяда» предполагает общие художественно-эстетические позиции, тесно сближающие участников, а также отношения зависимости, подчинения по отношению к наиболее яркой «главной звезде».

Однако Баратынский, Вяземский, Дельвиг и Языков обладали – каждый – самобытным, резко индивидуальным, неповторимым голосом и не занимали подчиненного положения по отношению к верховному светилу русской поэзии. Известно, что некоторые из них не только не подражали Пушкину, но так или иначе отталкивались от него, спорили с ним, не соглашались, даже противопоставляли ему свое понимание природы поэзии и иных проблем. Это в первую очередь касается Баратынского и Языкова. Кроме того, поэтически приближаясь к Пушкину, каждый из поэтов ревностно оберегал свою поэтическую независимость от него. Следовательно, если принимать понятие «пушкинская плеяда», нужно отчетливо осознавать, что в этом созвездии, названном именем Пушкина, последний является самой крупной звездой, в то время как другие светила, входящие в «плеяду», хотя и не столь масштабны, но вполне самостоятельны, и каждое образует свой поэтический мир, автономный по отношению к пушкинскому. Их творчество сохраняет непреходящее художественное значение независимо от Пушкина или, как выразился Ю. Н. Тынянов, «вне Пушкина». Это мнение было поддержано другими литераторами (Вл. Орлов, Вс. Рождественский).

Дополнительным доводом для отказа от термина «плеяда» служит то, что в произведениях Пушкина это слово не употребляется ни в одном из его значений. Не зафиксировано оно и в сочинениях Н. М. Языкова. Это слово в качестве обозначения близкого Пушкину сообщества поэтов ввел Баратынский в открывающем сборник «Сумерки», но написанном в 1834 г. послании «Князю Петру Андреевичу Вяземскому»:

Звезда разрозненной плеяды!

Так из души моей стремлю

Я к вам заботливые взгляды,

Вам высшей благости молю,

От вас отвлечь судьбы суровой

Удары грозные хочу,

Хотя вам прозою почтовой

Лениво дань мою плачу.

«Звезда разрозненной плеяды» – намек на судьбу Вяземского, самого Баратынского и других поэтов сначала арзамасской, а затем пушкинско-романтической ориентации, занимавших ведущее место в литературной жизни 1810-1820-х годов.

Наконец, как было замечено В. Д. Сквозниковым[4], некоторое неудобство связано с числом поэтов, входящих в «плеяду»: поскольку плеяда – это семизвездие, то и поэтов должно быть ровно семь. Называют же обычно пять: Пушкина, Баратынского, Вяземского, Дельвига и Языкова.

По всем этим соображениям в настоящем учебнике авторы предпочитают понятие «поэты пушкинского круга» или «пушкинский круг поэтов» как менее романтичное и условное, но более скромное и точное. В нем не закреплена строгая зависимость каждого из поэтов от Пушкина, но и не отрицаются присущие всем поэтам общие эстетические позиции.

Пятерых «поэтов пушкинского круга» связывают литературное взаимопонимание по многим эстетическим вопросам, проблемам стратегии и тактики литературного движения. Их объединяют некоторые существенные черты мировосприятия и поэтики, а также ощущение единого пути в поэзии, единой направленности, которой они неуклонно следуют, сопровождаемые временными попутчиками. С общих позиций они вступают в полемику со своими противниками и подвергают резкой критике недоброжелателей.

«Поэты пушкинского круга» радуются успехам каждого, как своим собственным, обеспечивают взаимную поддержку друг другу. В глазах общества они предстают единомышленниками, их часто объединяют и их имена называют вместе. Они охотно обмениваются стихотворными посланиями, в которых подчас достаточно вскользь брошенного намека, чтобы внести полную ясность в какую-либо знакомую им ситуацию. Их оценки художественных произведений даровитых авторов или мнения о заметных литературных явлениях часто сходны, и это позволяет тогдашней литературной публике воспринимать этих поэтов как вполне образовавшуюся и сложившуюся общность.

«Поэты пушкинского круга» чрезвычайно высоко ценят свою среду, видят друг в друге исключительную поэтическую одаренность, ставящую их в особое положение избранников, любимцев и баловней Музы, беспечных сыновей гармонии. Для Пушкина Дельвиг – настоящий гений («Навек от нас утекший гений»). Никак не менее. На Языкова устремлены глаза всех «поэтов пушкинского круга»: он адресат многих посланий, в которых чувствуется восхищение его самобытным, искрометным талантом. К нему восторженно обращаются с приветствиями Пушкин, Дельвиг, Баратынский, Вяземский. Их заслуженно комплиментарные послания находят столь же благодарный ответный отзыв у Языкова, полный похвал их бесценным талантам. В качестве примера уместно привести сонет Дельвига, посвященный Языкову. В нем как бы присутствуют все поэты круга, кроме Вяземского: Дельвиг – в качестве автора и героя стихотворения, Языков – в качестве адресата, к которому прямо обращается друг-поэт, Пушкин и Баратынский – как «возвышенные певцы», в число которых Дельвиг включает и Языкова, и мысленно, конечно, самого себя.

Общность «поэтов пушкинского круга» простирается и на основы миросозерцания, мироотношения, на содержание и поэтику. Все «поэты пушкинского круга» исходили из идеала гармонии, который является принципом устроения мира. Поэтическое искусство – это искусство гармонии. Оно вносит в мир и в душу человека согласие. Поэзия – прибежище человека в минуты печали, скорби, несчастий, которое либо излечивает «больную» душу, либо становится знаком ее уврачевания. Поэтому гармония мыслится своего рода идеалом и принципом поэтического творчества, а поэзия – ее хранительницей. Такое убеждение свойственно всем «поэтам пушкинского круга». Что касается Пушкина, то более солнечного гения не знала русская поэзия. Читатели и знатоки-пушкинисты многократно поражались той «всеразрешающей гармонии», на которой зиждется пушкинский поэтический мир. В полной мере мысль о гармонии отстаивал и Дельвиг. В значительной мере подобные соображения применимы и к поэзии Языкова. Не случайно современники восхищались здоровьем и естественностью его вдохновения, широтой и удалью его творческой личности, радостно-мажорным звучанием стиха. Баратынский также исходил из презумпции идеала, из гармонии как первоосновы мира, из гармонически целебной мощи поэзии. К гармонии стиха, которая ему не всегда давалась, стремился и Вяземский[5].

Культ гармонии, влюбленность в нее вовсе не означает того, что ее жрецы – люди благополучные, удачливые, застрахованные от всякого рода неустроенности, душевного надрыва и тоски. Им ведомы все печальные состояния духа в той мере, в какой идеал гармонии оказывается достижимым по причинам социального или же личного порядка. Ни один из «поэтов пушкинского круга» не склонен, поддавшись такому настроению, навсегда остаться «певцом своей печали». У них была иная, противоположная цель: вновь обрести душевное равновесие, снова ощутить радость бытия, опять почувствовать утраченную на время гармонию прекрасного и совершенного.

Источник

Что такое пушкинская плеяда

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Ф. Т ю т ч е в.

СУДЬБА ПЛЕЯДЫ
I.
Пушкинская эпоха — золотой век русской поэзии. В то время, по словам
И. С. Тургенева, «литературы, в смысле живого проявления одной из общественных
сил, находящегося в связи с другими, столь же и более важными проявлениями их —
не было, как не было прессы, как не было гласности, как не было личной свободы; а
была словесность — и были такие словесных дел мастера, каких мы уже потом не ви-
дали». Действительно, никогда не было у нас потом такого бережного, любовного и
благоговейного отношения к слову, как к одному из высших проявлений творческих
сил человека.
Позднее литература обогатилась более тонким психологическим анализом,
более углубленным отношением к загадкам бытия, более страстными призывами к
общественности. Но обработка художественного слова, что должно быть самым ос-
новным и существенным для всякого писателя-художника, с тех пор мало подвину-
лась вперед. Здесь Толстой, Достоевский сделали меньше, чем Гоголь и Лермонтов,
не говоря уже о Пушкине, «То был век богатырей» художественного слова. «С тех пор
прошло с лишком тридцать лет», — писал тот же Тургенев в 1868 г., — но «мы еще не
произвели ничего равносильного».
Что называть «Пушкинской эпохой»? В своей книге «Поэты пушкинской поры»
Юрий Верховский началом ее признает условно первое поэтическое выступление
Пушкина (1814 г.), концом, тоже условно, год его смерти (1837 г.). Практически при-
близительной конечной датой берет он 1840 г. Можно было бы еще несколько раздви-
нуть, и конечной датой великой эпохи считать 1842 г., год появления «Мертвых душ»,
начатых еще при жизни Пушкина, по его инициативе и с его благословения.
По нашему мнению, пушкинская эпоха делится на два основных периода. В пер-
вый — парит «идеал соразмерностей прекрасных», «вольнолюбивые мечты» и девиз:
«живи и жить давай другим». Время исключительного господства поэзии стихотвор-
ной. Во второй период прежняя гармония нарушена. Врываются сатира и протест.
Стихи и проза становятся равноправными. Появляется Гоголь, повести Пушкина.
Лермонтов количественно больше пишет прозой, чем стихами.5
По отношению к центральной фигуре эпохи — Пушкину, первый период был
временем расцвета прижизненной пушкинской славы; второй — характеризуется за-
метным охлаждением к нему и поисками новых кумиров.
Водоразделом этих двух периодов можно считать — условно же — 1830-й год,
когда у Пушкина вырывается горькое, но гордое признание:
Поэт, не дорожи любовию народной:
Восторженных похвал пройдет минутный шум.
Первый период — медовый месяц русской поэзии. В это время на литератур-
ное поприще выступало исключительно богатое поэтическими дарованиями пушкин-
ское поколение.
Три главных представителя этого поколения: Пушкин, Боратынский и Тютчев
являются величайшими мастерами русского стиха, во многих отношениях не пре-
взойденными. И тот, кто хочет проникнуть в тайны словесной инструментовки, тайны
ритма, гармонии и выразительности, — должен изучать их произведения строчку за
строчкой, эпитет за эпитетом.
Но значение этих великих русских поэтов не ограничивается, конечно, достоинст-
вами их стихотворной техники: чем больше проходит времени, тем глубже становится
и понимание их поэзии, тем выше оценка их лирического, идейного и философского
значения.
Это — вершины, но в этой горной цепи и средний уровень стихотворческой тех-
ники необычайно высок. Юр. Верховский склонен признать «подлинность всей тог-
дашней поэзии — в проявлениях крупных и мелких — одинаково».
«Не пишет ли тогда третьестепенный, незаметный поэт превосходными стиха-
ми?» — восклицает он. «Не чувствуете ли вы классической стройности и законченнос-
ти в самых мелких поэтических безделушках 20-х—30-х годов?»

Источник

Пушкинская плеяда

Что такое пушкинская плеяда. Смотреть фото Что такое пушкинская плеяда. Смотреть картинку Что такое пушкинская плеяда. Картинка про Что такое пушкинская плеяда. Фото Что такое пушкинская плеяда

Золотой век русской поэзии – знаменательный и определяющий период истории для русской культуры. Поэзия той эпохи на сегодняшний день – это не просто материал для изучения языка и истории, но и настоящее достояние России. А каких поэтов обычно называют «Пушкинской плеядой» должен знать любой образованный человек нашего времени.

Кто же внес столь большой вклад в нашу литературу? Поэты пушкинской плеяды – вот чьи строки пробуждают интерес иностранца к культуре суровой и загадочной северной страны. Вот, кто вызывает прилив гордости у русского человека, где бы он ни услышал эти строки.

Поэты пушкинской плеяды – это поэты-современники Александра Сергеевича Пушкина. Отличительными чертами творцов считаются не только хронологические рамки 1810-1830 годов и огромный вклад в поэзию, но и то, что эти люди формировались под влиянием карамзинской реформы языка. Нельзя не отметить, что не смотря на обобщающие черты, поэты данной группы обладают и отличительными чертами.

Говоря о “более или менее примечательных талантах”, окружающих Пушкина, Белинский отметил, что их “неоспоримым достоинствам мешает только невыгода быть современниками Пушкина”‘. Близость Пушкина ослепляла, и критик на себе испытал правоту своих слов. Он не понял Баратынского, вернее, его особой значительности, считая, что его щегольскую “светскую, паркетную музу” было бы попросту “недобросовестно” сопоставлять с пушкинской; он отрицал поэзию Языкова (правда, прежде всего из-за национализма его идеологии); о Вяземском-поэте отзывался более чем сдержанно, о Веневитинове скупо и холодно, а на Дельвига попросту не обратил внимания.

Например, Жуковский, Батюшкин и Давыдов не просто вошли в эпоху Пушкина, но и оказали большое влияние на самого Александра Сергеевича. Полежаева, Лермонтова и Кольцова, учитывая, проблематику их творчества эксперты относят к послепушкинской эпохе. Аналогично можно высказаться и о Тютчеве, так как его дар оформившийся в 1820-1830 годах и достигший своего пика был ознаменованием только начала его поэтической карьеры. Дельвиг же, как отмечают критики и исследователи все же не смотря на огромный талант был лишен душевности своих современников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *