Что такое путевой очерк приведите примеры
Путевой очерк
Путево́й очерк — очерк, в основе которого лежит описание каких-либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора.
Содержание
История появления очерка в России
Путевой очерк — один из самых старых видов очерковых форм журналистики. В России очерк зарождается в 18 веке, так как именно этот период ставит перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Меняется отношение к действительности, а, следовательно, необходимы новые формы ее отражения. Во время путешествия автор, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты. Так появляются Путешествие из Петербурга в Москву А. Н. Радищева и Письма русского путешественника Н. М. Карамзина.
Черты
Из всех очерков, путевой очерк в наибольшей мере претендует на то, что в основе его сюжета будет лежать авантюра. Она задается самим характером подготовки данного типа повествования. Сюжет очерка отражает последовательность событий, происшествий и встреч автора во время его путешествия. Выбирать из всех впечатлений автор должен самое важное и интересное для читателя. Что именно автор посчитает важным и интересным, зависит от его замысла, который обычно формируется во время путешествия. Иногда замысел возникает до начала поездки. Автор в данном случае основывается на своих ранних наблюдениях. Помимо авантюрности сюжета путевой очерк обладает такой чертой, как динамизм. Он формируется благодаря самому факту перемещения автора во времени и пространстве. Динамизм позволяет автору сделать читателя «соучастником» путешествия, дать почувствовать напряжение поездки.
У путевого очерка может быть несколько самых разных целей — исследование хобби населения какого-либо города, показ решения какой-либо проблемы в разных населенных пунктах (создание приютов для детей, забота о инвалидах и бездомных, сохранение памятников старины, охрана достопримечательностей и т. п.), знакомство с участниками Великой Отечественной войны, которые имеют орден Славы и многие другие.
Известные очеркисты и их очерки
Жанр путевой очерк в журналистике: характерные черты, особенности написания и примеры
17.07.2021 No Comments Posted in
Путевой очерк возник из популярного в прошлом жанра — литературного путешествия. На протяжении многих столетий жажда к новым впечатлениям, любознательность и интерес к другим народам и странам побуждали людей к путешествиям.
Журналисты прибегали и до сих пор активно применяют возможности данного жанра. Путевой очерк позволяет автору в непринужденной и свободной форме рассказывать читателям о своих впечатлениях, об интересных человеческих типажах, о том новом, что происходит в современной действительности, делиться своими мыслями об увиденном и пережитом.
В статье вы узнаете:
Очерк — это одна из самых разносторонних и многогранных литературных форм.
Что такое очерк
Очерк — это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.
Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики — к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.
В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.
«Очерковость» такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и «контуры» проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная.
Минутка рекламы. Создавайте запоминающиеся, яркие, интересные публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.
Виды очерков
Выделяют 4 основных вида очерков:
Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны.
Что такое путевой очерк
Путевой очерк — это очерк, основой которого является описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия.
Путевой очерк — многообразный жанр, это одновременно и путевые заметки, зарисовки, и путевой дневник автора. Поэтому очень часто по своей структуре путевой очерк напоминает дневниковые записи: события описываются последовательно, по мере знакомства с ними автором.
Помимо того, что путевой очерк позволяет читателю познакомиться с реальными событиями и людьми, а также увидеть происходящее глазами автора, в очерке присутствует анализ увиденного и узнанного.
Перед автором путевого очерка стоит задача — целостно воссоздать картину действительности. Чаще всего путевой очерк отражает достаточно длительный временной процесс.
Путевой очерк помимо литературной формы активно применяется в рекламной журналистике и на телевидении (телевизионная журналистика о путешествиях). Большинство передач о путешествиях составлено именно в виде путевого очерка.
Путевой очерк: жанровые особенности и признаки
Жанровые особенности, присущие путевому очерку:
Наиболее «яркими» стилевыми особенностями путевого очерка являются:
Написание путевого очерка: особенности
Процесс написания очерка достаточно трудоемкий. Чтобы написать очерк недостаточно просто выбрать тему, собрать и проанализировать информацию.
Основная задача автора заключается в том, чтобы полученную информацию переосмыслить и преобразовать в особую очерковую форму.
«Степень» художественности очерка может варьироваться в зависимости от его цели: один текст может быть более конкретизированным и документальным, а другой — максимально творческим.
Часто сам материал для сюжета настолько насыщенный, непредсказуемый и сенсационный, что журналисту остается лишь изложить в очерке всю полученную информацию, не прибегая при этом к дополнительной художественной обработке.
Чем привлекателен жанр «путевой очерк» для публициста
В первую очередь, данный жанр привлекателен для публициста тем, что дает возможность высказаться практически по любому поводу — от изучения культуры русской глубинки до глобальной демографической проблемы.
Кроме этого, путевой очерк рассчитан на массовую аудиторию, и благодаря своему стилю написания, а также убедительности и достоверности эффективно воспринимается публикой.
Путевой очерк — это не развлекательное чтиво. Дело в том, что в данном жанре в центре сюжета обязательно будет изучение автором в ходе своего путешествия какой-то социально-значимой проблемы.
Предметы отображения в путевом очерке
Предметом отображения в путевом очерке выступают: человеческий характер, различные конфликтные ситуации, а также общественно-значимые явления.
При написании путевого очерка используются такие методы сбора информации, как интервью, наблюдение, беседа, анализ личных документов.
Путевой очерк вобрал в себя элементы и науки, и искусства: это документы, цифры, статистика, и, одновременно, художественно-предметный мир автора с портретами, пейзажами, интерьерами.
Примеры путевых очерков
В качестве примеров путевого очерка можно привести очерки Салтыкова-Щедрина «За рубежом», А. П. Чехова «Из Сибири», В. Л. Кигна-Дедлова «По дальнему востоку», «В переселенческой конторе», «Переселенцы и новые места», путевой очерк М. Белкиной » Крыша мира», или Подножие гор», путевой очерк Виктора Некрасова» По обе стороны океана».
Отрывок из путевого очерка В. Некрасова «По обе стороны океана»:
И вот ты в этой стране. В стране Джерми-машиниста, в его городе.
В один день мы пролетели чуть ли не всю Европу. Полчаса в Варшаве, три часа в Париже. Потом через выглядывающую из туч вершину Монблана — в Рим. Сверкающий огнями и стеклами новый аэропорт Фиумичино (не знаю, что лучше — новый Орли в Париже или Фиумичино). Автобусом мимо Колизея к Стационе Термини — римскому вокзалу. Десять часов вечера. Впереди еще четыре часа поездом до Флоренции — конечного пункта нашего путешествия.
Забрались в вагоны, забили сетки своими чемоданами. Тронулись. Я открыл окно и высунулся… Высунулся и оказался в фильме «Машинист»! Черт возьми, тот же вокзал, тот же поезд, так же все быстрее и быстрее стучат колеса электропоезда по стыкам и стрелкам, те же проносятся будки, мачты, дома… Кто ведет поезд? Когда мы приехали во Флоренцию — она встретила нас дождем, сыростью, холодом, — я не удержался и заглянул в переднее окно электровоза. Можете смеяться надо мной, но там сидел Пьетро Джерми. Честное слово!
И еще. Мы бродили по ночной Флоренции. Я и двое моих друзей. Было очень поздно. На улицах пусто. Шли без всякой цели, куда глаза глядят. По улочкам, переулочкам, вдоль набережной Арно. Вышли к Понто-Веккио. Это стариннейший мост, ему четыреста лет. Живописнее его нет в мире мостов. Он мост и в то же время улица. На нем лавки и магазины, в основном, ювелирные.
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!
Пример очерка. Как написать очерк? Что такое очерк в литературе
Этим летом мы ездили в гости к бабушке и дедушке, которые живут очень далеко от нас. Папа с мамой готовились к этому дню заранее, купили билеты и подарки родственникам, а я собирала свои вещи. Так как наш путь будет долгим, мы с мамой приготавливали еду с собой в поезд. И вот этот день настал. Рано утром нас всех разбудила мама, и мы пошли завтракать, в спешке собирали последние вещи, проверяли документы. Нас пришла провожать бабушка Валя, это мама папы. Мы сели на автобус и поехали в другой город. Наш путь длился около двух часов, мы ехали через огромную Беловежскую пущу. По пути я успела рассмотреть большое количество деревьев и цветов. Мы проезжали маленькие села и большие города. Дорога была не длинная.
Далее в 13.00 у нас был поезд. Мы с родителями зашли в наш вагон, разложили вещи, приготовили документы, так как дорого проходила через границу. И вот мы отправились в путь. Какие же красивые города и села, мы проезжали, я любовалась восхитительной природой. Спустя 12 часов мы прибыли в пункт назначения. Там нас встретила тетя, это мамина сестра. Сделала не большую экскурсию по городу лично для меня. Последний раз я была тут еще совсем маленькой и ничего не помню. Я видела огромные памятники, театры и парки.
Погуляв немного по городу и осмотрев все его достопримечательности, у нас на назначенное время был автобус к бабушке. Еще 2 часа и мы на месте. Как давно я этого ждала. Дорого показал мне очень быстрой. И вот, наконец, мы в гостях.
Что такое очерк
Первое знакомство с таким литературным жанром происходит на уроках русского языка, а вот все его виды и подвиды более детально изучаются уже журналистами и филологами. Чтобы правильно написать сочинение, следует разобраться в его сути. Очерк – это небольшого размера литературное произведение, описывающее правдивые происшествия, события, конкретного человека. Временные рамки здесь не соблюдаются, писать можно о том, что было тысячи лет тому назад и что случилось только что.
Перед тем как писать очерк, необходимо собрать все факты, поскольку они являются основой сочинения. Происшествия и действия, о которых повествует очевидец, должны быть важными для общества, затрагивать серьезные социологические вопросы. Статья пишется в описательном стиле, субъективная оценка и собственные домыслы автора в ней исключаются.
Жанровый диапазон
К путевому жанру одинаково относится и журналистское расследование глобальных событий, и школьное сочинение на тему летнего отдыха и экскурсионных поездок, написанное учеником 4−5 класса.
Любой очерк, в том числе и путевой, позволяет автору в полной мере раскрыть свое видение мира, через призму которого он пропускает все описываемые жизненные ситуации. Он наблюдает за происходящим или принимает в нем участие, опуская малозначимые эпизоды и заостряя акцент на том, что его беспокоит и волнует.
Художественный язык произведения способствует его большей читабельности, а, значит, и заинтересованности аудитории. Чем красочнее и эмоциональнее изложение, тем более оно привлекает читателя, удерживает его внимание, становится более доступным для органичного понимания.
Основные компоненты очерка
Сочинение такого жанра должно содержать три главные составляющие: публицистический, социологический и образный аспект. Автор в обязательном порядке должен затронуть социально важные вопросы. Это может быть очерк на тему подростковой преступности, алкоголизма и наркомании конкретного народа, загрязнения окружающей среды, заболевания СПИДом, раком, туберкулезом и другими опасными для общества болезнями. Писатель должен взять за основу факты, опираться на статистику. Например, это могут быть данные по численности больных людей в конкретном регионе, стране или во всем мире, по количеству выброса в атмосферу опасных веществ и т.д. При этом произведение нельзя засорять лишь цифрами, иначе оно получится сухим, слишком официальным и не затронет чувств читателей.
Публицистика в сочинении тоже очень важна, поскольку автор выступает в качестве журналиста, проводит личное расследование. Пример очерка можно найти во многих развлекательных журналах, газетах. Чтобы получить достоверные данные, иногда приходится немало времени посвятить сбору информации. Для этого нужно посетить библиотеку, поискать факты на официальных сайтах предприятий или государственных учреждений, пообщаться с конкретными людьми, побывать в описываемых местах, ведь нельзя расписывать, какое прекрасное озеро Байкал, увидев его лишь на картинке. Другими словами, очеркист должен быть разносторонне развитым, любознательным человеком, великим знатоком жизни.
Чтобы заинтересовать читателя, нужно написать красивым литературным слогом очерк. Жанр – это важная составляющая произведения. Сочинение должно быть написано в художественном стиле, здесь будет логичным красочное описание проблемы, рассказ о жизни конкретного человека. Введение в рассказ яркого и запоминающегося персонажа позволит окунуть читателя в определенную среду, понять суть проблемы. Текст имеет конкретную структуру: обозначение проблемы, ее анализ, поиск путей решения. Сочинение такого вида – это совокупность статистики с житейскими историями.
История появления очерка
Яркий пример произведения можно увидеть в творчестве некоторых писателей XVIII века. Дело в том, что такие содержательные, яркие и увлекательные очерки возникают во времена кризиса общественных отношений, изменения привычного уклада жизни. Великобритания к этому жанру пришла в начале XVIII века, потому как именно в тот период наблюдалось нравственное падение элиты общества. В журналах в основном печатались социально-критические зарисовки на тему бытовых сцен или характеров представителей определенных слоев населения.
В России подобное явление наблюдалось во второй половине того же века. В сатирических журналах интеллигенция высмеивала чиновников и помещиков старого строя в очерковых формах. В первой половине XIX века кризис достиг небывалых высот, поэтому очерки стали главным жанром писателей, желающих донести до общества мысль об упадке нравственности, угнетенности бедняков, глупости и деградации власть имущих и богачей. В таком стиле писали Салтыков-Щедрин, Белинский, Некрасов, в том же духе продолжали Горький, Короленко и другие демократичные писатели.
Пример очерка можно найти и в советской литературе. Этот жанр подпитывают перемены в жизни общества, изменение экономической, социальной, бытовой и правовой сфер жизни. Советские писатели развивали композиционные и содержательные формы, совершенствовали главные функции очерка: исследование проблемы, раскрытие сложности жизни. К такому жанру прибегали В. Тендряков, В. Песков, Е. Радов, Ф. Абрамов, Е. Дорош и другие.
Портретное произведение
Жанр портретный очерк требует хорошей наблюдательности и начитанности от очеркиста. За неимением этих качеств у автора получится не яркое и живое описание внешности человека, а какой-то фоторобот. Хорошие очерки обычно получаются у любителей классической литературы, потому как такие люди уже знают, как примерно нужно составлять текст. Классики уже оставили на память потомкам полноценные примеры портретных зарисовок. Также нужно приучить себя к наблюдательности, внимательно присматриваться к поведению своих родных, друзей, знакомых, простых прохожих, соседей. Концентрироваться следует на манере разговора, стиле речи, походке, жестах, мимике, особенностях телосложения, чертах лица.
В творческих вузах, в основном на режиссерских факультетах, студентам предлагают поиграть в игру – описать незнакомого человека, попытаться угадать его профессию, куда он идет, кем ему доводится его спутник или спутница и т.д. Сочинение в жанре портретного очерка пишется в таком же формате. Обязательно нужно носить с собой ручку и блокнот, чтобы фиксировать все увиденные интересные моменты, детали, это поможет натренироваться и научиться отделять важное от незначимого. Опытные очеркисты с первого взгляда определяют специфические качества, присущие описываемому человеку.
Лишь описание внешности, жестов, походки героя не должен содержать портретный очерк. Пример можно посмотреть в классической литературе. Внешний облик очень часто может о многом рассказать, познакомить с внутренним миром человека, его привычками, предпочтениями. Например, по виду и состоянию одежды можно узнать, опрятен ли герой, интересуется ли модой, любит быть в центре внимания или предпочитает слиться с толпой. При изучении человека следует опираться не только на визуальное впечатление, но и подключать осязание, слух, обоняние. Какие на ощупь руки у героя, какой его голос, может, от него чем-то особенным пахнет.
Портретный очерк пример может содержать из жизни описываемого персонажа. Например, в жизни героя случилось, что-то необычное, ему довелось спасать людей из горящего дома, решать глобальные вопросы, влияющие на экономику региона, сделать серьезную операцию и т.д. Нужно проследить, как через этот поступок проявляется характер человека. Это должен быть необычный словесный портрет, состоящий из красивых слов, происшествие показывает, каков герой в жизни, можно ли на него положиться.
Путевой очерк
Такое сочинение часто используется в журналистике, к нему прибегают как начинающие, так и профессиональные журналисты. Оно имеет некоторые особенности, которые необходимо учитывать при написании произведения. Прежде всего, следует определиться с целью, для чего именно пишется сочинение-очерк, какую цель преследует автор. Возможно, очеркист желает поделиться своими впечатлениями от увиденного, рассказать о политической, экономической, экологической или социальной ситуации в конкретном регионе или стране.
Перед написанием произведения желательно ознакомиться с работами других, более опытных, авторов. Пример очерка можно найти в творчестве таких великих писателей, как Пушкин, Новиков, Радищев и др. Нельзя писать сочинение такого типа, не пережив описываемых эмоций, не увидев своими глазами достопримечательностей. Здесь нельзя полагаться лишь на фантазию, потому что очерк – это правдивое произведение, основанное на достоверной информации. Путешествуя по каким-то местам, обязательно нужно делать записи в блокноте о впечатливших деталях пейзажей, интересных происшествий, о том, что понравилось, а что пошло не так, как планировалось. При этом нельзя описывать конкретную личность, сочинение должно быть более масштабным.
Человеку свойственно забывать о каких-то моментах из своей жизни, поэтому во время путешествия полезно не только делать заметки, но и вести аудиодневник, делать фотографии. Перед тем как написать очерк, необходимо собрать воедино все снимки и записи, освежить воспоминания, составить примерный план сочинения, а уже потом приступать к его написанию.
Концепция очеркового жанра
В русской литературе очерковое описание путешествий по России и загранице оформилось как самостоятельное направление в 18 веке. Это уже упомянутый труд Радищева и «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина. Оба писателя художественно описывают нравы, обычаи, социальные отношения и характеры людей, с которыми им пришлось сталкиваться, обозначая собственное отношение к увиденному без искажения действительности. Живой язык, используемый в повествовании, позволяет читателю наиболее полно проникнуться сутью вещей, ощутить их реальность. Для наибольшего эффекта погружения в тему авторы используют:
Путевой очерк — это неизменная часть современной журналистики, занимающейся проблемными вопросами на местах, в своей стране и за рубежом. Журналист, направляющийся в рабочую командировку, может уже иметь определенный сюжетный план, сформированный на основании первичных сведений. Но этот план не должен стать «прокрустовым ложем», отсекающим свежую и достоверную информацию, полученную от участников событий и очевидцев.
Публикации в периодических изданиях
В современном виде традиционный жанр обозначил направление, неразрывно связанное с публицистикой, и стал действенным инструментом в политической и общественной жизни социума. В чистом виде описательные заметки остались разве только в туристических проспектах, посвященным преимуществам сервиса. В очерковом сюжете сложно, но органично переплетаются сведения о достопримечательностях страны/региона, социальных отношениях, преобладающих духовных ценностях и материальном положении населения.
Для тех, кто хочет ознакомиться с жанром путевого очерка, примеры текстов можно легко найти в крупных газетах или в журналах, посвященных путешествиям, туризму и темам международных отношений. В идеале, информация, излагаемая в таких статьях, должна быть исключительно достоверной.
Развитие сюжетной линии предполагает:
Читатель должен быть захвачен информационным потоком, преподносимым не как свершившийся и оставшийся в прошлом факт, но как феномен, имеющий дальнейшее развитие, приглашая к участию его самого. Читатель может быть согласен или несогласен с трактовкой конкретных событий, но он не должен остаться равнодушным. Задача автора дать почувствовать, что мнение каждого читающего важно и может повлиять на ситуацию. Такая позиция особенно актуальна, если речь идет о проблемах, казалось бы, отдаленных, но на самом деле касающихся каждого:
Написать очерк гораздо труднее, чем просто информационную статью, основа которой — безликое сообщение о событии или происшествии, приправленное гарниром числовых сводок. Очерк — это плод индивидуальных переживаний, объединенных общей сюжетной линией.
От дневника к путевому очерку
Если отправляясь в поездку-путешествие, человек намерен описать все впечатления и переживания, вызванные природными особенностями посещаемых мест, встречами с новыми людьми, обычаями и привычками «аборигенов», он не должен делать скоропалительные выводы и спешно оформлять их в завершенную форму. Достаточно начать вести дневник и записывать в него самые яркие впечатления, цифровую и вербальную информацию, плохо поддающуюся запоминанию.
Путевой очерк — это сиюминутное эмоциональное восприятие, подвергнутое тщательному внутреннему анализу, с проекцией на особенности местных условий:
В документальном повествовании невозможно избежать публицистической направленности. И если очерк готовится к печати, то непременно вызовет общественный резонанс, масштабы которого порой выходят за пределы задумки автора. Подача материала должна предусматривать максимальную объективность и тактичность обзора.
Проблемное произведение
Литературный очерк содержит аналитическое начало и художественное описание. В проблемном произведении автор может затронуть какую-нибудь экономическую, политическую, социальную, экологическую ситуацию, в которой очень хорошо разбирается. Главная цель очеркиста – докопаться до истины, понять, почему возникла такая проблема, к чему она может привести, какие есть пути ее решения. Сочинение требует глубинного анализа, поверхностное описание здесь не подойдет. Перед тем как написать очерк, следует не только во всех деталях изучить проблему, но и почитать труды других авторов, ознакомиться с их взглядом на этот вопрос, изучить стиль написания.
Писать подобного рода тексты качественно сможет только тот человек, который заинтересован в решении и разборе существующей проблемы. Тема должна быть близка самому автору, только тогда он опишет ситуацию правдивым и живым языком. В путевом очерке очень четко прослеживается индивидуальность очеркиста, текст пишется только от первого лица. Автор должен ярко обрисовать суть проблемы, ознакомить читателей со своим видением ситуации, также произведение можно дополнить мнениями нескольких героев, очень хорошо, если они будут противоположными.
Очерк основан лишь на достоверной информации, но не следует его перегружать графиками, цифрами и статистикой, чтобы не превратить в сухую, неинтересную статью. Сочинение пишется в художественном стиле, если какие-то данные приводятся, то их нужно сопровождать пояснениями и комментариями. Такой вид текста похож на рассказ и повесть, в нем допускается употребление художественных оборотов, пространственные размышления, сравнение с другими событиями.
Как написать очерк. методическая разработка (8 класс) по теме
Как написать очерк
«Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают»
Очерк — один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты.
О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Очерк — одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ — живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.
Очерк знакомит читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждает общественное мнение и формирует понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.
Основной признак очерка — писание с натуры.
Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой.
В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».
В проблемном очерке в центре внимания стоит какая-то проблема она в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. В проблемном очерке уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.
Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. (Так, например, беспризорник говорит слово «тётя» и не говорит «женщина»). Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.
Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.
В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию.
Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. Начинать очерк можно с художественной зарисовки, с описания места действия, с социологии и статистики. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.
Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский — один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.
При подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.
Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко.
«Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал, чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперед, но и сама по себе держалась бы на «месте» (М. Кольцов).
С помощью чего достигается очерковость текста?
Во-первых, документализм. Надо стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.
Во-вторых, предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.
В-третьих, данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.
В-четвертых, огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».
Особое внимание следует уделять языку.
План работы над очерком (пример):
Портретный очерк — это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.
Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.
2. Собирательный образ
Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача — увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем — частное.
Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.
Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.
Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» положительный и отрицательный портрет героя нашего времени.
Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Не случайно считается, что слово «очерк» произошло от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами.
Выпишите 3-4 детали, наиболее важные, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь.
5. Описание персонажа
Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.
Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.
Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.
8. Связки: герой — образ — проблема
Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.
Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача — ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?
Надо уметь придать очерку такой дидактический характер, который будит мысль и заставляет читателя вместе с вами созерцать материал, внутренне сталкивать его.Михаил Кольцов
Критерии оценки очерка
1.Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)
2.Есть ли в очерке уникальная идея — главный абзац, содержащий основную мысль (кульминационную фразу) произведения? (ИДЕЯ)
3.Полно ли представлен образ героя/объект исследования? (ИЗУЧЕННОСТЬ)
4.Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни/роль и значимость объекта в социокультурной ситуации современности? (КОМПЕТЕНЦИЯ)
5.Есть ли сенсационная, уникальная информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)
6.Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)
7. Этична ли позиция автора? (ЭТИЧНОСТЬ)
8. Владение русским языком
Критерий | Требования к конкурсанту | Максимальное количество баллов |
Знание и понимание теоретического материала | — определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; — используемые понятия строго соответствуют теме; — самостоятельность выполнения работы. | |
Анализ и оценка информации | — грамотно применяет категории анализа; — умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; — способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; — диапазон используемого информационного пространства (использует большое количество различных источников информации); — дает личную оценку проблеме; | |
Построение суждений | — ясность и четкость изложения; — логика структурирования доказательств — выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; — приводятся различные точки зрения и их личная оценка | |
Владение русским языком | Орфографическая и пунктуационная грамотность Владение нормами русского языка Словарный запас Грамматический строй речи Связанность изложения своих мыслей Использование средств художественной выразительности Соответствие стиля жанру Индивидуальность стиля |
Очерк о человеке
Еще Горький говорил, что в центре произведения должен быть человек. Писатель также упоминал, что очерк находится между рассказом и исследованием. Этот жанр нельзя назвать легким, поскольку он состоит из рациональных фактов и яркого, эмоционального описания событий. В сочинении должны дополнять друг друга публицистика, документализм и творчество, тогда получится интересным, правдивым и живым очерк о человеке. Примеры подобных произведений можно посмотреть у классиков, именно у них нужно учиться и пытаться достигнуть уровня их работ.
В центре произведения должен находиться герой, его нужно описывать с двух сторон. Сначала следует выяснить социальные взаимоотношения персонажа с обществом, а потом изучить его внутренний мир, узнать, как он ведет себя дома, относится к близким людям, знакомым. Нужно собрать максимум информации о человеке, перед тем как писать очерк. Пример поэтапного составления произведения: проведение интервью, отбор ключевых моментов, перечисление позитивных и негативных черт характера, упоминание неординарных ситуаций в жизни персонажа.
В очерке обычно необходимо составить краткую биографию человека, но она не должна быть похожей на анкетные данные. Важно акцентировать внимание на характере героя, при этом нельзя просто сказать, что он трудолюбив, настойчив, умен и т.д., нужно представить доказательства, привести в пример сложные моменты из его жизни, рассказать, как он себя повел, что им руководило. Описывая определенный поступок, следует проанализировать психологические особенности человека, типичные и индивидуальные черты характера. Также можно рассказать о мыслях героя в той или иной ситуации.
Абсолютно изолированных людей не существует, каждый человек в какой-то мере взаимодействует с социумом, он оказывает и на него оказывают воздействие экономические, политические, нравственные процессы. Поэтому в очерке нужно суметь связать воедино индивидуальность героя с общественными явлениями, показать отношение персонажа к ним. Профессиональным очеркистам нередко удается через некий факт из биографии конкретного человека провести реконструкцию важного исторического события.
Если центральной фигурой является известный общественный деятель с многочисленными заслугами, то стоит их подчеркнуть. Сочинение-очерк также должно содержать тему о творчестве, духовных исканиях. Хорошее произведение не только в деталях рассказывает читателю о чужой жизни, свершениях и падениях, но и заставляет задуматься над осмыслением своих ошибок, научиться мечтать, ставить перед собой цели и достигать их.
Портретный очерк
Как уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом.
«Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», — Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции.
На портретах эпохи Возрождения изображен обычный мужчина. На его лице сетка глубоких морщин, острый прямой нос, темные волосы и черные глаза. Рассматривая этот образ на портретах, можно ощутить то неукротимое желание познать, рассказать, исследовать и писать, которое всю жизнь испытывал наш герой.
До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык.
Очерк-расследование
Очень часто журналисты проводят исследования с целью рассказать читателю о неизвестной или малоизвестной информации. Это может быть какая-то необычная область человеческой деятельности или изучение определенных явлений. Здесь допускается и исторический очерк, автор может собирать важные данные о конкретном регионе или стране, заняться исследованием построек, возведенных несколько веков назад, или же раскрыть организацию, хранящую в тайне важную информацию на протяжении многих лет.
Для начала журналист должен заняться сбором фактов, при необходимости выехать на место расследования. Затем нужно определиться с задачей и целями исследования, исходя из полученной информации, можно переходить к выдвижению различных версий и гипотез. В Америке очерком-расследованием называют собранный и проанализированный журналистом материал на серьезную тему, которую некоторые лица предпочитали бы сохранить в тайне. Такую статью сможет написать далеко не каждый, поскольку даже на этапе сбора информации требуется определенная квалификация, автор должен разбираться в теме исследования. При этом очеркист должен не только грамотно оперировать данными, но и в красивой, живой форме описать ситуации, создать образ центрального персонажа.
О счастье и смысле
Зачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность.
Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья – это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье — бежать домой, понимая, что там ждут? Семья – это основа жизни счастливой пары.
Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее».
Судебное сочинение
К сожалению, не только о хороших событиях и добрых, отзывчивых людях пишутся очерки. Истории встречаются разные, есть и с плохим концом. Произведения на судебную тему в основном пишутся журналистами с целью дать морально-нравственную оценку преступлению, заставить читателей задуматься над тем, куда катится этот мир, найти способы воспрепятствовать повторению подобных ситуаций. Автор очерка должен детально проанализировать состав преступления, сделанный группой лиц или одним человеком. Журналист не дает правовую оценку ситуации, он должен зайти издалека, рассказать о том, что повлияло на поступок преступника, какие факторы подтолкнули его к страшному шагу, что заставило нарушить закон.
Например, молодой человек обвиняется в воровстве. Очеркист должен разобраться в мотиве преступления. Это парень из неблагополучной семьи, с детства родители приучали его воровать, обманывать, чтобы раздобыть себе на пропитание. Вот он и привык к такой жизни, мужчина не желает устроиться на работу, создать семью, ему нравиться бездельничать и жить за чужой счет. Конечно, в этом виноват не только молодой человек, но и его родители, общество, которое в нужный момент не остановило, не направило на путь истинный.
Журналист в своем очерке должен в красках описать детство беспризорника, как он попрошайничал на улицах, искал вместе с бродячими псами на свалках хоть какую-то еду. Также стоит упомянуть родителей, страдающих алкоголизмом, которым наплевать на ребенка, общество, которое сквозь пальцы смотрит на таких детей. Главная задача автора – показать условия и обстоятельства, которые привели человека к совершению преступления, проанализировать мотив.
В качестве фактов могут быть приведены показания очевидцев, детали и состав преступления. Журналист должен не только ознакомить читателя с негативной оценкой деяний преступника, но и заставить задуматься над собственным поведением. Возможно, совсем рядом находятся люди, нуждающиеся в помощи, если им не протянуть руку помощи сегодня, то завтра они станут потенциальными ворами и убийцами.
Вариант 2
Мой отец — большой любитель пеших походов. Не редко я, проснувшись рано утром, пока еще все спят, наблюдал, как папа, вооружившись большим рюкзаком, удочкой и счастливой улыбкой, уходил из дома, тихо прикрывая за собою дверь. И вот однажды, из разговора отца с мамой, я понял, что следующим утром, он тоже сбирается уйти в грибной поход на несколько дней.
Это были осенние каникулы и я умолял папу, чтобы он взял меня с собой, я даже сказал, что мне не нужен подарок на новый год, так сильно я хотел понять, что же влечет отца, что он с таким счастливым лицом покидает родной дом и спешит уйти. Следующим утром я проснулся раньше, чем даже отец, собрал свой небольшой рюкзак, оделся и стал ждать в коридоре. Спустя полчаса, отец в полной готовности направился в сторону выхода, но тут я преградил ему путь. Я хотел начать умолять его взять меня с собой, но он приставил палец к своему рту и сказал «шшш», взял меня за руку и мы вышли из дома вместе.
Мы выпили чая и это был самый вкусный чай, который я когда то пробовал, он был из разных трав и совсем без сахара, а после, отец со своими друзьями взяли мешки и ружья, и куда-то двинулись. Я тоже встал, но отец сказал, что мне с ними нельзя, попросил, чтобы я остался в лагере и помогал тете Лене готовить ужин, так я и сделал. Я отлично провел там время, но не дождавшись папу и его друзей, уснул.
Утром я проснулся от того, что мой отец кричит и трясет меня, я ничего не понял! Немного проснувшись, я стал понимать, что он говорит и меня тоже охватил ужас. Папа вспомнил, что уходя из дома, мы не предупредили маму, что я тоже поехал с папой. В тот же миг я оделся и совсем позабыв со всеми попрощаться, я даже забыл свой рюкзак, побежал с папой назад на электричку. Дома мама нас конечно стала ругать за то, что мне не предупредили ее, но она совсем за меня не переживала, сказала, что из того, что я так сильно позавчера уговаривал папу взять меня с собой, она догадалась, что я поехал с ним. Мы с папой долго смеялись.
Вот так вот я первый раз отправился в путь со своим отцом.
Место очерка в литературе
Каждый жанр оказывает определенное влияние на умы человечества. Что такое очерк в литературе, какое место он занимает в культурном развитии людей, насколько он важен для общества? Главная цель этого жанра – рассказать читателю правду о происходящих событиях, нововведениях, жизни конкретного человека. Благодаря живому, понятному языку информация легче усваивается. Красочное описание переносит читателя в те места или рисует образ того человека, о котором рассказывает автор. Хоть очерк и читается как художественный текст, но в нем указаны достоверные даты и факты.
О происходящих в мире событиях большинство людей узнает именно из газетных статей, написанных в очерковой форме. Нет таких областей деятельности человека, в которых бы не применялся этот один из самых важных и полезных литературных жанров. Благодаря очерку люди узнают много достоверной информации из разных уголков мира. В литературе существует огромное количество разновидностей этого жанра, самыми распространенными из них являются портретные, путевые и проблемные.
Проблемный очерк
Это довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись. Современные люди стали совсем другими. Они больше ценят собственную свободу, чем штамп в паспорте. Давайте посмотрим, как выглядит пример проблемного очерка.
«Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей? Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного.