Что такое путлища для лошади
Путлища и стремена
Зарегистрирован: Сен 18, 2010 14:38
Сообщения: 435
Профайл
Путлища и стремена #6310
Говорят, что давным-давно великолепные амазонки скакали на не менее великолепных конях, «оседланных» тигровыми шкурами. Ступнями девушки упирались в маклоки и чувствовали себя при этом просто превосходно.
Но жизнь не стоит на месте… Уже давно придуманы удобные седла со стременами. Конечно, никто вам не запретит ездить без стремян или вообще без седла, поэтому наши советы для тех, кто все же решил облегчить себе жизнь наличием стремени.
Пути путлищ неисповедимы
Начнем с путлищ. Ведь именно они несут на себе основную нагрузку и… Хотела написать, что в неразлучном тандеме «стремена-путлища» только путлища могут порваться, но вовремя вспомнила случай, когда ко мне подошла девочка и попросила заменить ей стремя, так как «оно сломалось». «Ты, наверно, имеешь в виду путлище?» – поправила я. Ребенок запротестовал и тут же принес мне разорванное и разогнутое стремя… Так что всякое бывает, хотя на моей практике такой случай оказался единственным.
Итак, путлища бывают кожаные (одинарные или двойные), сыромятные и тесьмяные. Одинарные путлища производятся в основном из полувала (кожа, из которой делаются уздечки). Двойные могут быть как из двух слоев кожи (полувала), так и из полувала (верхний слой) и сыромяти (нижний). Последние самые надежные, потому что полувал достаточно вынослив «на истирание», а сыромять – «на разрыв». Таким образом, эти два слоя как бы «держат» друг друга. Но к таким путлищам требуется больше внимания. Дело в том, что нитки изнашиваются быстрее, чем кожа, и надо следить за их состоянием, вовремя принимать меры если что не так. Еще один минус двойных путлищ – они менее мягкие, будучи новыми, могут натереть ногу.
Сыромятные путлища намного мягче. Но у них другая проблема: сыромять выдерживает практически любые нагрузки, но при этом тянется, становясь длиннее и уже. В итоге пряжка разбалтывается и начинает вертеться. Ко всему прочему всадники обычно сидят в седле не четко по центру, а с небольшим смещением на один бок. Вот и получается, что через некоторое время одно путлище становится длиннее другого.
Тесьмяные путлища кто-то хвалит, кто-то ругает. Основное отличие – дырочку можно сделать в любом месте. Но этот сомнительный плюс со временем превращается в минус, так как тесьма в месте наибольшего «продырявливания» обтрепывается и рвется. Да и потом не факт, что «на глазок» возможно точно угадать, где эту дырочку делать, чтобы путлища были одинаковой длины.
Номерные знаки
Одно из основных требований к путлищам – крепость кожи. Шпенек (на пряжке) не должен разрывать дырочки. В идеале на путлищах должны стоять цифры, что очень удобно – не нужно долго примеряться и мучить тренера вопросом, «одинаковые ли стремена», достаточно застегнуть пряжки на одинаковых цифрах.
Также при покупке надо обратить внимание на пряжку. Она должна быть крепкой, с массивным крепким шпеньком (чтобы он при эксплуатации не заворачивался). Пряжка обязательно – «пятистенка», то есть поделенная посередине дополнительной перекладинкой. Шпенек лежит на ней, не проскакивая внутрь пряжки. При отсутствии дополнительной перекладинки пряжка будет расстегиваться на ходу.
Путлища – далеко не мелочь. От этих простеньких ремешков с пряжкой порой зависит жизнь человека, и все производители отдают себе в этом отчет. Что наши, что импортные путлища – все качественные, ведь для их производства выбирается лучшая кожа.
При выборе нужно учитывать рост человека. Ребенку нужны короткие путлища, взрослому – длинные. Много – не мало, подумают некоторые, но когда путлища слишком длинные и «хвостик» некуда деть – хорошего мало. Путлища должны быть по вашему росту и зависеть от вида конного спорта, которым вы занимаетесь.
Средняя, наиболее часто используемая длина путлища – 140 см. Но как же все-таки подобрать путлище в магазине по размеру как можно более точно? Очень просто: оно должно составлять 2,5 длины вашей руки. Такой размер путлищ вам необходим с учетом роста для конкура или, допустим, прогулок по лесу.
Образно эти «точки опоры» можно разделить на «конусные» и «круглые». А вот дальше разновидностей просто не сосчитать.
Для начала, стремена бывают с широкой или узкой площадкой (косой или прямой), которая, в свою очередь, может быть как с дырочкой в середине для резинки (косой или прямой), так и сплошной (рифленой или гладкой).
Если резинка или сама площадка имеет некоторый скос, вам уже практически не нужно следить за положением ноги – она сама правильно ложится. Но такой «наворот» мы не советуем тем, у кого еще не выработалась правильная посадка. Косая резинка или площадка будут, облегчая процесс обучения, не помогать, а только мешать. Когда нога сама по себе, без усилия со стороны обучающегося, лежит правильно, ему сложно понять, как ее надо держать. И стоит после этого убрать резинку, как ваша «правильнолежащая» нога, оказавшись без поддержки, тут же «выйдет из-под контроля». Так что правильного положения ноги (наружная часть стопы выше, чем внутренняя) нужно добиваться путем кропотливых тренировок.
При обучении лучше всего пользоваться стременами с прямыми площадками или с прямыми резинками. Резинка – вещь удобная (нога не скользит), но при обучении тоже имеет свои минусы. Когда нога стоит в стремени плотно (не скользит, не смещается), неопытный всадник перестает за ней следить, может опустить носок, загнать ногу в стремя. Соответственно, излишние удобства мешают обучению вообще и выработке правильной посадки в частности.
Не забудьте о величине стремени. Не во всякое импортное стремя возможно влезть без специализированной обуви. При покупке не поленитесь померить стремена на ту обувь, в которой будете ездить. Только так можно точно по размеру подобрать стремя.
Стремена на застежке
Они призваны расстегиваться в опасной ситуации, когда нога застревает в стремени. Расстегиваются они с наружной стороны (либо откидывается металлическая палочка, либо резиночка, надетая на специальный крючок). Такие стремена должны максимально обезопасить езду, но иногда делают ее еще более опасной – бывает, что они расстегиваются в неподходящий момент, когда вы просто дернули ногой.
Замок с хорошей реакцией
Хитрый замочек на седле, в который вставляется путлище, называется шнеллер (от нем. schnell – быстро).
Шнеллеры бывают защелкивающиеся и с откосом (иногда очень незначительным, а иногда почти вертикальным). Если на седле просто петля (как на пастушьих или казачьих седлах) или отверстие прямо в ленчике (как на строевых или скаковых седлах) – это уже не шнеллер.
Защелкивающиеся шнеллеры в зависимости от производителя бывают наборные, состоящие из нескольких пластин (при застегивании издают щелчок) и застегивающиеся вручную, как бы на небольшую петельку.
При езде по пересеченной местности, где дорога то вниз, то вверх, лучше всего использовать седла с защелкивающимися шнеллерами. Просто с откосом тоже хорошо и удобно, но при сильных нагрузках (например, если ваша лошадь любительница «посвечить») может выскочить в неподходящий момент.
Когда встречаются шнеллер с путлищем.
На спортивных седлах обязательно есть шнеллеры, путлища крепятся не намертво. При падении с лошади, если нога застревает в стремени, путлище выскакивает из шнеллера и зачастую спасает этим жизнь. Однако шнеллер – это не только безопасность, но и удобство смены путлища. Когда на седле просто отверстие в ленчике, путлище в него просунуть гораздо сложнее, чем в шнеллер.
Кстати, если путлище сложно вставить в «мертвое» крепление (на ленчике), существует маленькая хитрость. Тоненькая проволочка цепляется за первую дырочку путлища. Проволочка легко проходит в крепление. Остается только потянуть за нее, поймать конец путлища и вытянуть.
Конечно, если вам понравился шнеллер, но не понравилось само седло, покупать его не стоит. Но, как правило, производители отдают себе отчет в том, что на профессиональном седле нужен шнеллер с защелкой, а на прогулочном или учебном (самом простом и дешевом) можно поставить и просто шнеллер с откосом.
Сложность этого крепления, кроме назначения седла, еще зависит от цены последнего. Но в последнее время почти на все импортные седла ставятся шнеллеры с защелками.
Что такое путлища для лошади
Использовать седла начали более трех тысяч лет назад. За это время оно не однократно изменялось и внешне, и конструктивно. В настоящее время каких только разновидностей не существует! Но принципиальная конструкция и их основные части, по сути, одни и те же.
Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.
Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник.
Сиденье делают из кожи. Оно дает возможность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади.
Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.
Стремя изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем. Путлище продевают в шнеллер — специальное металлическое приспособление с замком. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой.
Сёдла по традиции изготовляют из кожи, хотя в наши дни можно купить и недорогие синтетические. Конструкция любого седла основана на ленчике, или лавке, из двух полок клееного дерева со вставленными пружинами для повышения эластичности или из пластика.
Очень важно, чтоб седло подходило как лошади, так и седоку. Оно не должно мешать движению плеч, защемлять холку или давить на позвоночник. Неправильно подобранное седло будет натирать спину, размеры седока и длину его ног тоже следует принять во внимание, так как невозможно хорошо ехать на неудобном седле.
Седло позволяет распределять вес всадника равномерно по спине лошади. Оно также помогает сохранить правильную посадку.
В нашей стране наибольшее распространение получили седла четырех типов: строевые, казачьи, спортивные и скаковые.
Строевые и казачьи седла долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали удобства для всадника, одетого в военное обмундирование. Была предусмотрена и возможность прикрепления к седлам вьюков с обмундированием. Вес строевого седла с вьюком достигал около 40 килограммов.
Конструкция строевого седла такова, что позволяет равномерно распределить вес всадника или груза на холке, спине и пояснице лошади. Достигается это благодаря длинным деревянным «лавкам» на войлочной подкладке, соединяющим значительно удаленные друг от друга металлические дуги передней и задней луки с протянутым между ними сыромятным живцом (упругий широкий ремень, который, растягиваясь, создает мягкую опору всаднику при езде, но не касается спины лошади). Кожаная покрышка покрывает обе луки с живцом и пришитыми в задней части седла небольшими подушками.
Офицерское седло по конструкции сходно со строевым (кавалерийским), но сделано из лучших сортов кожи, более добротно, зачастую с металлической окантовкой (чеканкой) лук.
В настоящее время строевые и казачьи седла используются в экспедициях, при пастьбе, для съемок кинофильмов. Они не такие основательные и более легкие
Спортивные седла должны максимально облегчить передвижение лошади на всех аллюрах и при прыжках. Спортивные седла подразделяются на седла для конкура, троеборья, стипль-чеза, для высшей школы верховой езды, вольтижировки (на них выполняют специальные гимнастические упражнения) и для обучения верховой езде (учебные седла). Учебные седла более просты по своей конструкции и обычно изготавливаются из дешевых материалов.
Конкурное седло снабжено толстыми валиками на крыльях «под колено», имеет низкую переднюю луку и не слишком высокую заднюю.
Троеборное седло имеет широкие крылья с сильно выпуклыми валиками по обеим сторонам крыла, как бы облегающим ноги всадника.
Выездковое седло имеет очень высокие луки и удлиненные крылья, а подушки у него плоские.
Вольтижировочное седло предназначено для такой спортивной дисциплины, как вольтижировка — гимнастические упражнения на лошади, двигающейся рысью или галопом. Оно состоит из почти горизонтальной широкой и длинной головки и потника с подпругами. Спереди и сзади к нему прикреплены симметричные пары ручек — спортсмены держатся за них при выполнении заскоков на лошадь, седов, переворотов и других упражнений.
Учебное седло предназначено для начинающих. Оно предельно просто. Средний вес учебного седла в полной комплектации (с путлищами, стременами, потником и вальтрапом) 5-7 кг.
Иногда к спортивным седлам ошибочно причисляют скаковые седла — максимально облегченные, предназначенные для скачек на ипподромах. Но ипподромные скачки не являются классическим видом конного спорта, и поэтому скаковые седла (рабочие и призовые) следует отнести к специальному типу.
Скаковые седла — наиболее облегченные: подушка (головка) и крылья у них небольшие, подпруги капроновые, стремена — из легкого металла, войлочный потник маленький. Скаковые седла подразделяются на тренировочные (схожи с учебными спортивными, но гораздо легче) и призовые, из которых самое легкое — «бабочка» весом до 400 г.
Есть и специальные вьючные седла, но они не применяются для верховой езды. Они предназначены для перевозки грузов на лошадях и ослах (ишаках). Седло устроено так, что весь груз делится на три части и равномерно распределяется на спине. Таким образом, Давление поклажи на животное максимально смягчено. К седлам полагается иметь узду, недоуздок, вьючные ремни, потник, подперсье (нагрудник), пахву (подхвостье), чтобы седло не сползало вперед.
Изготавливают стремена английского типа из метала и существует довольно широкий спектр конфигураций.
Безопасные стремена, к примеру, снабжены специальной резиночкой. При падении всадника резинка на внешней дуге стремени отстегивается и нога выскакивает из стремени. Для начинающих или детей подойдут и стремена со складной ступенькой.
Не менее разнообразны и стремена в стиле «вестерн». Материалом для них может служить не только металл, но и дерево, кожа.
Кратко об амуниции лошади
Никто не спорит, что седло играет важную роль для комфорта и безопасности всадника. Но помимо хорошо подобранного седла требуется много чего, и в частности правильно выбрать подпругу, а также стремена. О них и других частях амуниции для всадника поведём речь.
Стремена
Для того чтобы обеспечить безопасную езду следует позаботиться о прочности стремян. Они должны в любой ситуации выдержать вес всадника, поэтому их и изготавливают из прочного металла. Более того учитывая погонные условия верховой езды, а это не редко туман, слякоть или дождь современные производители предлагают стремена из нержавеющей стали, поскольку только этот материал выдерживает периодическую промывку водой, и остается прочным по всем показателям.
Фото стремян с резиной
Стремена для всадника лучше подбирать в индивидуальном порядке. При покупке смотрите, чтоб нога входила и выходила из стремян легко без препятствий. Как правило, ширина стремян должна быть где-то на 2-2,5 см больше чем ширина сапога. Иначе нога может застревать или выскальзывать, оба случаи очень опасны для всадника.
Иногда стремена имеют резиновую подкладку, что обеспечивает хорошее сцепление с подошвой. Если вам попались на глаз в магазине именно они, да и еще подходят по размеру, покупайте, не раздумывая, поскольку они обеспечит вам дополнительную безопасность и уверенность.
Каким способом амуниция смягчает обстоятельства травмирования?
С целью снижения коэффициента травмирования производители начали выпускать сёдла для лошади со шпеллерами – это специального предназначения крепления из металла, что расположено на седле для удерживания путлища. Перед посадкой в седло попросту проверьте шарнир шпеллера, чтоб он находился внизу. Такое положение поспособствует путлищу уйти вниз при достаточно сильном рывке (допустим, если приложиться весь вес всадника при падении). Такое приспособление спасло жизнь многим людям, а также помогло избежать травм.
Советы по поводу стремян
Для детской езды на лошади, в случае не большого веса ребенка роль стремян могут выполнять простые резиновые кольца;
При пешей ходьбе зацепите стремена, чтоб они не болтались у тела лошади
Если вы идете своего коня пешей ходьбой, либо просто удерживаете его за повод, то чтобы избежать неприятных ощущений, вам лучше поднять стремена вверх и зацепить к путилищам с помощью специальных креплений. «Какие неприятные ощущения» – спросите вы. Все дело в том, не прикрепленные стремена будут раскачиваться от ходьбы, и хлопать лошади по туловищу, что приводит в лучшем случае к возникновению щекотки или к больным ударам по телу лошади. Более того болтающие стремена могут задеть любой предмет, который в свою очередь повредит дорогостоящею амуницию.
Путлища
Путлища производят из кожи либо искусственного кожзаменителя, а еще из иных синтетических материалов. Всадник в силу разных обстоятельств при езде наклоняется в разные стороны, вследствие чего растягиваются путлища. Некоторые всадники при повторной посадке меняют путлища местами, стараясь этим действием хоть немного сравнить их длину. Но, конечно же, самое главное – это научиться держать равновесие при езде и равномерно распределять свой вес, тогда проблема исчезнет сама собой.
Подпруги
Подпруги также изготовляют из натуральной, искусственной кожи либо из синтетического аналога, что имеет свойство хорошо растягиваться. А тянется подпруга потому что при активном движении лошадь сильно дышит, соответственно грудная клетка работает на полную силу. И если сравнивать с человеческой диафрагмой, то у животного при вдохе она намного больше. Вот и получается, что для прочного удерживания седла подпруга также должна иметь возможность увеличиваться, чтобы обеспечить стягивающий эффект. Вот почему подпруги должны хорошо стягиваться и растягивать и при этом не терять крепость. Причем эти колебания будут происходить постоянно.
Подпруга отвечает за прочное крепления седла
Всаднику необходимо тщательно ухаживать за конной амуницией, например, подпруги должны сохраняться в сухом месте и само собой в чистом виде, поскольку грязь и влага, содержащаяся в них, будет натирать кожный покров лошади, приведя тем самым со временем к повреждениям кожи животного.
Вальтрап и потник
Производятся сегодня вальтрапы и потники из разных материалов: натуральных (хлопка и овчины), и синтетических волокон.
Подкладывание под седло вальтрапа уменьшает давление на спину животного, и предотвращает соскальзывание седла. Зимой же длинный вальтрап помогает сохранить тепло лошади во время пребывания на холодном воздухе.
Амуниция лошади
Седла
В мире существует большое разнообразие седел, приспособленных для различной деятельности. Мы перечислим некоторые виды седел, но более подробно остановимся на тех седлах, которые используются в нашем клубе – это спортивные и строевые седла.
Виды седел:
(это троеборные, конкурные, универсальные, выездковые, пробежные седла, прогулочные). Все они могут немного отличаться по форме, но основные отличия спортивных седел от остальных одинаковы – это мягкие подушки седла, наличие подушек под колено (для лучшего упора). Седла эти предназначены для непродолжительной, но интенсивной работы на плацу. Для длительных поездок (походов) на природе они не очень удобны (исключение — пробежные седла).
Спортивное седло состоит из ленчика, двух крыльев, двух подкрылков, сиденья, двух подушек, двух подпруг, четырех или шести приструг, двух путлищ, двух стремян, двух шнеллеров (металлический зажим для крепления путлища со стременем) и потника.
Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.
Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник. Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.
Строевые седла
К этому виду седел можно отнести казачьи седла, офицерские, строевые, джигитовочные седла.
Они отличатся от спортивных большими деревянными (а не кожаными) полками, обшитыми войлоком, и приподнятой над полками крышкой седла. Увеличенные длинные и широкие полки распределяют вес всадника по большей площади, что уменьшает нагрузки на спину лошади, что важно при продолжительных полевых прогулках. А приподнятая над спиной крышка седла (и соответственно, сам всадник) позволяет избежать наминов на спине из-за неправильной посадки, что важно, когда лошадь используется для обучения новичков.
Уздечка
Капсюль (на данный момент не используется в нашем клубе) служит для того чтобы лошадь не открывала рот и не сопротивлялась воздействию железа (трензеля), чтобы облегчить управление всаднику.
Капсюль может быть снят с уздечки и не использоваться в повседневной работе.
Что такое:
Подпруга – ремень, проходящий под животом лошади и препятствующий сползанию седла. Крепится к пристругам седла с обеих сторон. Подпруга при седловке располагается на расстоянии 4-х пальцев от передней ноги лошади и затягивается так, чтобы под нее могла пролезть ладонь. При затянутой подпруге нельзя давать опускать лошади голову ниже груди, т.к. это приводит к пережиманию подпругой артерий на животе лошади и образованию гематом, после чего лошадь надолго выводится из работы и лечится. Подпруги бывают различных видов, иногда с резиновыми вставками с одной или обоих сторон, для предотвращения заподпруживания и облегчения затягивания подпруг во время седловки.
Стремена – железные приспособления, расположены на путлищах по обе стороны седла, служат для опоры ноги во время посадки и езды на лошади.
Путлища – ремни по обе стороны седла, крепящиеся к нему посредством продевания через специальные кольца или скобы – шнеллеры, расположенные на седле. На путлищах висят стремена.
Недоуздок
– в основном нейлоновый либо кожаный, состоит из скрепленных кольцами частей, отличается от уздечки отсутствием места для крепления трензеля. Используется для ведения лошади на выгул, для безопасной привязи.
Чомбур – веревка от двух метров с карабином на одном конце, цепляется за недоуздок, используется для ведения лошади либо привязывания.
Корда — веревка 8-10 метров в длину, используется для тренировки лошади и\или всадника. Для лошади — при невозможности или нежелании садиться верхом используют корду, чтобы лошадь могла побегать или же используют ее для определенного тренинга. Для всадника — начинающих всадников берут «на корду», чтобы они могли отработать посадку, не отвлекаясь на управление лошадью (конем управляет кордовый — тот, кто держит корду), или же для того, чтобы контролировать лошадь, чтобы она не убежала.
Ногавки – кобуры кожаные либо из других материалов, с застежками, надеваются на ноги чтобы защитить ноги лошади от ударов. Анатомические ногавки также служат для поддержки сухожилий лошади при сильных нагрузках либо при ослабленных сухожилиях.
Бинты
– используются для сухожилий лошади при сильных нагрузках либо для поддержки больных сухожилий.
Вальтрап – кусок ткани с прокладкой, кладется на спину лошади под седло, служит для лучшей амортизации и для впитывания пота лошади.
Амортизатор под седло – мех или гель, либо другая подкладка из упругих материалов, чаще всего по форме седла, кладется под седло поверх вальтрапа, для амортизации ударов седла по спине, либо при неподходящем (слишком большом) для лошади седле.
Упряжь:
Информация частично взята из книги «Конская упряжь — основные элементы, требования и особенности» В. В. Богданов — Валерий Аркадьевич Ермолаев.