Что такое путти в искусстве
^^^ С.Боттичелли «Ангел» фрагмент
^^^ Тициан. Купидон вращающий колесо Фортуны
^^^ Charles Augustus Henry Lutyens
^^^ Рафаэль, Сикстинская мадонна
^^^ Анжелика Кауфман, 19в
^^^ Cupids fresco fragment by Melozzo da Forli.
^^^ Guillaume Seignac (1870-1924)
^^^ Плачущий ангелочек (эскиз) Альбрехт Дюрер 1521
^^^ ФИЛИПП ДЕ ШАМПАНЬ (1602–1674) (ФРАНЦИЯ)
Путти, аморетти
Путти (итал. putti, мн. ч. от putto — младенец) — изображения маленьких мальчиков, излюбленный декоративный мотив в искусстве итальянского Возрождения, навеянный античными прообразами. Они чуть ли не первыми вспорхнули сначала стены новопостроенных в XVIII столетии храмов, а вскоре замелькали и на фасадах светских зданий. Путти — общее название. Среди путти есть и аморетти — амурчики, и купидончики, а в конце XIX века, вероятно под влиянием идей эмансипации — женского равноправия, появились путти-девочки, хотя еще совсем недавно понимание женской стыдливости, как одной из христианских добродетелей, распространялось и на младенцев. Теперь же «бесштанная команда» на стенах домов шагала в ногу со временем, являя собою прогрессивное равновесие полов.
Строгими ценителями архитектуры они именовались «слащавым проявлением мещанства» и другими нелестными эпитетами. И напрасно, с путти все обстоит ничуть не проще, чем с любым другим изваянием.
Есть в Эрмитаже часть экспозиции в античном отделе — Римский дворик, где представлены замечательные мраморные скульптуры смеющихся и шаловливых, серьезных или трогательных детей. Несмотря на то что в большинстве своем изображены веселые малыши, это детские надгробия.
По древней, греческой еще традиции, которая относилась в первую очередь к олимпионикам, коим было положено после триумфа ставить статую, эта статуя не была портретом победителя, а изваянием божеству — покровителю чемпиону. Отсюда сходство атлетов и борцов с Аполлоном, Гераклом и др., созданными в полном соответствии со скульптурным каноном.
Разумеется, такое требование соблюдалось не строго, хотя как сказать… Великий Фидий был подвергнут афинянами остракизму за то, что изваял статую, посвященную Периклу, сохранив в ней его портретные черты. Афиняне статую разбили, Фидия изгнали, на всякий случай, чтобы Перикл «не выделялся» и не стал тираном.
Так что искать портретное сходство в детских статуях с реальными детьми, чьей памяти эти статуи посвящены, занятие пустое. Большинство изваяний надгробий — Гермес или Геракл в детстве. Вот Гермес, завернувшись в пеленку, произносит в суде свою знаменитую защитительную речь, вот младенец Геракл, удушающий змей, вот малыш с гусем или с уткой — возможно, Аполлон, хотя здесь атрибутика может быть только гадательной — сказание, где присутствует подобный эпизод, до нас не дошло.
Каменноостровский пр., 9
Ваятелей прошлого привлекала задача изображения маленьких детей своей сложностью, поскольку у детей совсем другие пропорции, чем у взрослых, да еще и все ткани мягкие, скелет — опора построения фигуры скрыт тугим детским тельцем — всевозможными «складочками и перевязочками». Традиция сохранения сходства с античной скульптурой соблюдается в статуях и маскаронах путти. Мы без труда отыщем прообразы толстощеких малышей в античной скульптуре, пока в многоликом разнообразии маскаронов на смену античным богам не придут портреты реальных людей. Хотя и здесь некоторое сходство или во всяком случае традиция сходства с божествами, хотя бы в идеологии, сохраняется. Например, на стойках ворот бывшего чугунолитейного и механического завода Ф. К. Сан-Галли на Лиговском проспекте стоят фигурки детей в костюмах кузнецов. Они были подарены знаменитому мастеру к 70-летию. Это портреты его внуков. То, что они в костюмах кузнецов, — не случайно, на фабрике отливалась, чеканилась и ковалась художественная скульптура. Однако при этом сохраняется и античная традиция: по жанру, так сказать, «путти», но они могут считаться, опять же согласно традиции, еще и изображениями бога кузнечного дела Гефеста[94].
Наб. кан. Грибоедова, 44, «Путти и дельфины» (1852 г., арх. Н. А. Скаржинский, К. В. Винклер).
Наб. р. Мойки, 58 (1913–1914 гг., арх. РФ. Мельцер).
Ул. Рентгена, 4 (1913–1914 гг., арх К. Г. Эйлерс).
Спасский пер., 1, доходный дом (1863 г., арх. Н. П. Гребенка; 1914 г., арх. В. Н. Бобров).
Ул. Чайковского, 10, особняк Бутурлиной (1857–1860 гг., арх. г. А. Боссе).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Путти
Смотреть что такое «Путти» в других словарях:
Путти — может относиться к: Путти декоративные изображения маленьких мальчиков, характерные для искусства барокко и ренессанса. Путти, Лиа де известная в прошлом венгерская актриса немого кино. «Путти» новосибирская панк группа, одни из … Википедия
Путти — (итал. putti, мн. ч. от putto, буквально младенец), изображения маленьких мальчиков (иногда крылатых), излюбленный декоративный мотив в искусстве Возрождения (а также XVII XVIII вв.). Путти, совмещавшие в себе черты античных эротов и… … Художественная энциклопедия
ПУТТИ — (итал. putti мн. ч. от putto младенец), изображения мальчиков (обычно крылатых), излюбленный декоративный мотив в искусстве итальянского Возрождения, навеянный античными прообразами … Большой Энциклопедический словарь
путти — сущ., кол во синонимов: 1 • младенец (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Путти — (мн.ч. от итал. putto – младенец) – изображения мальчиков (обычно с крылышками), излюбленный декоративный мотив в искусстве итальянского Возрождения. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
ПУТТИ — Викторио (VІttorio Putti, род. в 1880), директор Ортопедического ин та Риццо ли (Istituto Ortopedico мии^ лонского ун та и занял lilt JEilk^ место ассистента проф. ДнвуДИРУ// и оставался в этой долж ^^^^^ШНН^^Нк течение своей ассистен |^Ш^^^^Як.… … Большая медицинская энциклопедия
путти — (итал. putti, мн. ч. от putto младенец), изображения мальчиков (обычно крылатых), излюбленный декоративный мотив в искусстве итальянского Возрождения, навеянный античными прообразами. * * * ПУТТИ ПУТТИ (итал. putti, мн. ч. от putto младенец),… … Энциклопедический словарь
путти — п утти, нескл., ср … Русский орфографический словарь
путти — путти, нескл., с … Морфемно-орфографический словарь
Путти В. — ПУ́ТТИ (Putti) Витторио (18801940), итал. ортопед. Тр. по вопросам диагностики врождённого вывиха бедра (триада П., схема П. для чтения рентгенограмм) и др. Имя П. носят также ряд операций на суставах, костный шов. Атлас анатомии… … Биографический словарь
ПУТТИ
Смотреть что такое ПУТТИ в других словарях:
ПУТТИ
(итал. putti, множественное число от putto, буквально — младенец) изображения маленьких мальчиков (иногда крылатых), излюбленный декоративный мо. смотреть
ПУТТИ
ПУТТИ
ПУТТИ
Путти (мн.ч. от итал. putto – младенец) – изображения мальчиков (обычно с крылышками), излюбленный декоративный мотив в искусстве итальянского Возро. смотреть
ПУТТИ
1) Орфографическая запись слова: путти2) Ударение в слове: п`утти3) Деление слова на слоги (перенос слова): путти4) Фонетическая транскрипция слова пут. смотреть
ПУТТИ
(изображения обнажённых маленьких мальчиков по образцу древнегреческого бога Эроса как воплощение ангелов Божиих в культовом искусстве Возрождения) Am. смотреть
ПУТТИ
ПУТТИ
п’утти, нескл., ср. Синонимы: младенец
ПУТТИ
ПУТТИ
ПУТТИ
Ударение в слове: п`уттиУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: п`утти
ПУТТИ
пу́тти, нескл., с.Синонимы: младенец
ПУТТИ
путти п`утти, нескл., с.
ПУТТИ (PUTTI) ВИТТОРИО
ПУТТИ АРТРОДЕЗ
(V. Putti, 1880—1940, итал. хирург)внесуставной. артродез тазобедренного сустава свободным костным аутотрансплантатом из крыла подвздошной кости, котор. смотреть
ПУТТИ АРТРОДЕЗ
(V. Putti, 1880-1940, итал. хирург) внесуставной артродез тазобедренного сустава свободным костным аутотрансплантатом из крыла подвздошной кости, который внедряют между телом последней и основанием большого вертела. смотреть
ПУТТИ АРТРОДЕЗ
Путти артродез (V. Putti, 1880-1940, итал. хирург) — внесуставной артродез тазобедренного сустава свободным костным аутотрансплантатом из крыла подвздошной кости, который внедряют между телом последней и основанием большого вертела.
ПУТТИ АРТРОРИЗ
ПУТТИ АРТРОРИЗ
(V. Putti) артрориз голеностопного сустава путем внедрения трансплантата в шейку таранной кости или костной стружки на переднюю часть блока этой кости; производится для ограничения подошвенной флексии стопы в случае недостаточности связочного аппарата или при парезе задней группы мышц голени. смотреть
ПУТТИ АРТРОРИЗ
Путти артрориз (V. Putti) — артрориз голеностопного сустава путем внедрения трансплантата в шейку таранной кости или костной стружки на переднюю часть блока этой кости; производится для ограничения подошвенной флексии стопы в случае недостаточности связочного аппарата или при парезе задней группы мышц голени.
ПУТТИ АРТРОТОМИЯ
(V. Putti)артротомия коленного сустава, при которой один разрез огибает сверху надколенник и соединяет мыщелки бедра, а второй разрез начинается от сер. смотреть
ПУТТИ АРТРОТОМИЯ
(V. Putti) артротомия коленного сустава, при которой один разрез огибает сверху надколенник и соединяет мыщелки бедра, а второй разрез начинается от середины первого и идет вертикально вверх на 5-7 см; затем рассекают вдоль сухожилие четырехглавой мышцы бедра и вскрывают капсулу сустава. смотреть
ПУТТИ АРТРОТОМИЯ
Путти артротомия (V. Putti) — артротомия коленного сустава, при которой один разрез огибает сверху надколенник и соединяет мыщелки бедра, а второй разрез начинается от середины первого и идет вертикально вверх на 5-7 см; затем рассекают вдоль сухожилие четырехглавой мышцы бедра и вскрывают капсулу сустава.
ПУТТИ (ИТАЛ. PUTTI, МН. Ч. ОТ PUTTO МЛАДЕНЕЦ)
ПУТТИ — ПАРАМА КОСТНЫЙ ШОВ
(V. Putti. 1880—1940, итал. хирург; F.W. Parham, 1856—1927, американский хирург)соединение костных отломков при косых и винтообразных переломах с помощ. смотреть
ПУТТИ ПАРАМА КОСТНЫЙ ШОВ
Путти — Парама костный шов (V. Putti, 1880-1940, итал. хирург; F. W. Parham, 1856-1927, амер. хирург) — соединение костных отломков при косых и винтообразных переломах с помощью огибающей отломки металлической ленты, один конец которой продевают через прорезь в другом ее конце.
ПУТТИ ТРИАДА
(описана итальянским ортопедом V. Putti, 1880–1940) – основные рентгенологические признаки врожденного вывиха бедра: скошенность крыши вертлужной впадины, высокое стояние и латеропозиция проксимального конца бедренной кости, позднее появление и гипоплазия ядра окостенения головки бедра. V. Putti. On new conceptions in the pathogenesis of sciatic pain. Lancet (British ed.), 1927; 2: 53–60. смотреть
ПУТТИ — ЧАКЛИНА ОПЕРАЦИЯ
(V. Putti, 1880—1940, итал. хирург; В.Д. Чаклин, 1892—1976. советский хирург-хирургическая операция: перемещение сухожилия длинного разгибателя пальцев. смотреть
ПУТТИ ЧАКЛИНА ОПЕРАЦИЯ
Путти — Чаклина операция (V. Putti, 1880-1940. итал. хирург; В. Д. Чаклин,1892-1976, сов. хирург) — хирургическая операция: перемещение сухожилия длинного разгибателя пальцев и передней большеберцовой мышцы через один (по Путти) или через два (по Чаклину) поперечных канала в большеберцовой кости; производится при паралитической конской стопе.
Ангелочки или слуги любви?
Дюрера не так часто воспринимают в качестве специалиста по изображению путти, хотя они в обилии населяют картины и рисунки этого художника
Едва ли кто-то из художников сделал больше Альбрехта Дюрера (1471–1528) для того, чтобы превратить путто — древнего крылатого бога в виде ребенка — в существо поистине вездесущее. На картинах, гравюрах, в ксилографиях и рисунках Дюрер в изобилии изображал путти, причем использовал их в более широком контексте, чем большинство его современников. Путти появлялись у него как в христианских сюжетах, так и в светских, они присутствуют практически во всех работах на мифологические темы. Можно сказать, что в творчестве Дюрера эволюция итальянских путти XIII века достигла апогея. Художник проторил дорогу этим фигуркам, к концу XVIII столетия превратившимся буквально в изобразительное клише. Их сложная история впервые была описана Чарльзом Демпси в книге «Изобретение ренессансного путто» (2001), а теперь ее излагает Райнер Хоффман — со всеми подробностями. Еще к VI–V векам до н.э. первоначальный и единственный бог Эрос был преобразован в многочисленных эротов — крылатых богов, ассоциировавшихся с любовью и сексуальными отношениями. Их начали связывать с разными темами и использовать в декоративных целях. Изображенные на саркофагах, они оплакивали и поминали усопшего. Они же воспевали сбор винограда и употребление вина, состязались в скорости с дикими животными, играли в игры и исполняли музыку, держали занавес или гирлянды, выступали в роли слуг и посланников любви.
С установлением христианства на язычников эротов ввели запрет, но в 1250– 1350-х годах они постепенно возвратились — вместе с открытым заново античным искусством. К XV веку путти-ангелы уже прочно обосновались в итальянском искусстве. Донателло часто использовал их в своих работах, а Андреа Мантенья стал, возможно, первым выразителем путтимании, вскоре охватившей всю Европу.
В 1550 году Джорджо Вазари насмехался над tedesca maniera vecchia (ит. «старый немецкий стиль»), однако к тому времени ключевые элементы итальянского художественного стиля уже распространились к северу от Альп и смешались с особенностями и традициями Нидерландов и Германии. Хоффман признает, что первенство сложно приписать кому-то персонально. Альбрехт Альтдорфер, Ханс Бальдунг Грин, оба Гольбейна, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах Старший и многие другие — все были к этому причастны. Но Дюрер оказался наиболее плодовит и разнообразен в применении последних достижений итальянского стиля, при этом одомашнивая его для немецкой публики.
Книга Хоффмана о дюреровских путти представляется исчерпывающей и в высшей степени познавательной. Большинство иллюстраций в ней относятся к христианским мотивам, главным образом к сюжетам с Девой Марией и Христом. Здесь путти, как правило, изображаются ангелами — с крыльями и без, нагими или одетыми, в полный рост или только головками. По своей природе, как инкарнации Эроса или как ангелы, путти имели трансцендентный и сакральный характер; они близки как небесам, так и земле, и не были полностью ни там, ни здесь. Даже в изображениях на земные или мирские темы путти у Дюрера предстают как более или менее небесные существа.
Напрашивается вывод о том, что Дюрер был мастером христианских путти. Однако художник никогда не забывал об античном происхождении этих существ. Например, на рисунке «Венера на дельфине» (1503) изображена богиня любви, держащая рог изобилия, по которому разгуливает обнаженный крылатый путто с завязанными глазами, готовый выпустить из лука стрелу. Так Венера с гордостью предъявляет своего сына Эроса, глядя зрителю прямо в глаза. Ее взгляд ясен и достаточно выразителен: ты можешь стать следующим.