Что такое пузырь на рынке

Мировая история экономических «пузырей»

Экономические «пузыри» на рынках существовали всегда. Некоторые из них возникли задолго до известной всем «тюльпаномании». Еще один интересный момент — почти всегда «пузыри» были надуты действиями центробанков. Что ж, кто любит создавать в интернете картинки с цитатами великих людей, можете взять выражение рядового спекулянта времен «пузырей»: «Два года назад у меня не было ни цента. А теперь у меня долгов на два миллиона долларов».

1619-1623 гг.

Кризис этих времен был вызван повсеместной порчей золотых и серебряных монет Священной Римской империи, которую устроили европейские монархии, чтобы финансировать Тридцатилетнюю войну. Создавались новые монетные дворы, где пытались снизить значимость второстепенных монет: их стали чеканить не только из серебра, но и добавляли в сплав медь, что было гораздо выгоднее. В итоге номинальная стоимость монет стала значительно выше цены металла, из которых они были сделаны. Это привело к их мгновенной девальвации. Но и тут были свои возможности нажиться: правительства «сливали» дешевые и порченные монеты за границу и обменивали их там на полноценные. Увлеклись играми в плохие и хорошие монеты и горожане, началась гиперинфляция.

1637 год

«Тюльпаномания»
История этого безумства, а также различные легенды вокруг нее всем хорошо известны. В Европу тюльпаны попали из Турции. Эти цветы отлично переносили не слишком мягкий голландский климат и начали стремительными темпами набирать популярность. Ими стали торговать на биржах крупнейших городов.

Продажи и перепродажи производились множество раз, в то время как луковицы даже и не вынимались из земли. Контракты по продаже будущих луковиц выписывались круглый год, а потом и сами контракты стали предметом спекуляций. Это можно считать началом торговли производными финансовыми инструментами (фьючерсами и опционами). Тем временем цены продолжали расти. Наиболее дорогие цветы продавались в 15-20 раз дороже, чем составляла годовая зарплата опытного ремесленника. В 1625 году одна луковица редкого сорта тюльпана уже могла стоить 2000 флоринов. Через 10 лет цена достигла 5500 флоринов. К началу 1637 года цены на тюльпаны выросли в среднем в 25 раз. Одну луковицу давали в качестве приданого невесте, за три можно было купить хороший дом, а всего одна луковица сорта Тюлип Брассери отдавалась за процветающую пивоварню. Но в один прекрасный день — как это случается с «пузырями» — произошел крах, и цены упали в десятки, а то и сотни раз.

График индекса цен на тюльпаны 1636-1637 гг.


1720 год

Компания Южных Морей Британская акционерная компания запустила кампанию по уменьшению госдолга Англии, возникшего после войны с Испанией. Государственные обязательства держателей на сумму около 9 млн фунтов стерлингов были обменяны на акции Компании Южных морей, которая с тех пор стала кредитором государства. Акционерам было обещано исключительное право на торговлю с Южной Америкой. В действительности же это было невозможно, так как Испания контролировала в то время весь континент. Цены на бумаги фирмы подскочили со 100 до 1000 фунтов, а потом вновь обрушилась, вызвав череду банкротств. Пишут даже, что на этом «погорел» сэр Исаак Ньютон, который, потеряв 20 000 фунтов, заявил, что может вычислять движение небесных тел, но не степень безумия толпы.

График пузыря Компании Южных Морей


1720 год

Финансовая пирамида Миссисипской компании
В 1717 году во Франции возникла Миссисипская компания во главе с известным финансистом Джоном Ло. Он выпустил 200 тысяч акций номиналом по 500 ливров. Акционерам же обещались несметные богатства Миссисипи, где аборигены готовы буквально дарить прибывающим французам драгоценности. Уже весной 1719 года акции стали пользоваться огромным спросом, росли в цене. Чем больше они продавались, тем более популярными они становились, принося огромные дивиденды компании. Осенью бумаги номиналом в 500 ливров стоили в 10 раз дороже. В январе 1720 года Джон Ло за «оздоровление» госказны стал генеральным контролером Франции, но не прошло и полугода, как компания обанкротилась — не смогла искусственно держать высокий курс акций.

1846 год

Железнодорожная мания
В 1836 году Англию охватила настоящая железнодорожная горячка (Railway mania). Изобилие капиталов и огромные дивиденды уже действовавших дорог вызвали всеобщее стремление к их постройке. В одном только 1836 году парламент утвердил не менее 29 новых линий, длиной в 994 мили. В 1845 году Railway mania началась с новой силой. Одновременно с железнодорожной манией разгорелась и спекуляция акциями железных дорог. В какой-то момент акции железнодорожных компаний стали стоить больше, чем сами компании стоили на самом деле. Однако после 1847 года наступили годы кризиса, доходы компаний стали понижаться (вместо 15% — 3% и того меньше), цена акций стала падать, начались массовые банкротства железнодорожных компаний.

1886-92 гг.

Пузырь в Бразилии
Экономический пузырь в Бразилии, вызванный новыми банковскими законами, которые предназначались для стимулирования индустриализации. Но в итоге это закончилось неконтролируемыми спекуляциями вокруг IPO и других операций.

1920-е гг.

1969-70 гг.

Пузырь Посейдона
Пузырь фондового рынка в австралийских горнорудных акциях. Он был спровоцирован спекуляциями вокруг бумаг компании «Посейдон», которая сделала большое открытие месторождения никеля в то время, когда этот металл был в дефиците.

1980-90 гг.

Пузырь цен на японские активы
То время характеризовалось отсутствием регулирования финансовой сферы, богатством ликвидности и мягкой монетарной политикой. Все это привело к эйфории по поводу перспектив роста в будущем и массовыми спекуляциями на рынках акций и недвижимости.

Индекс Nikkei в период с 1983 по 1989 год вырос с 7500 до 38 900 пунктов, то есть за 7 лет рост составил 500%. Вслед за этим последовал обвал до 7500, несмотря на стимулирующие меры.

2000 год

Пузырь «доткомов»
В период с 1996 по 2000 год индекс Nasdaq подскочил с 1000 до 5132 пунктов. Это был спекулятивный пузырь в акциях компаний, чьи бизнес-процессы были связаны с функционированием в Интернете. Многие финансовые гуру уже успели напророчить эпоху «новой экономики», однако новые бизнес-концепции оказались нежизнеспособными. Сотни фирм были вынуждены признать свою финансовую несостоятельность.

График пузыря доткомов на индексе NASDAQ


2006 год

Сумасшествие с амулетами Ятукам
Спекуляции с амулетами, которые являются буддисткими украшениями и носятся на шее, происходили в Тайланде — люди считали, что эти вещи приносят богатство.

2007 год

Пузырь с ураном
Цены на уран взлетели вверх. Вероятно, это было спровоцировано затоплением месторождения Cigar Lake в Саскачеване, провинции Канады. Это был самый крупный неисследованный источник урана, однако до сих пор он не был запущен в производство.

2000-е годы

Пузыри рынков недвижимости
2005 — Индия
2006 — Великобритания, Ирландия, Испания
2007 — США, Китай
2008 — Румыния
2009 — Австралия

Как возникают «пузыри» на финансовых рынках?

После 2008 года термин «пузырь» стал актуальным, и нынешняя напряженная ситуация в мировой экономике заставляет задуматься о подобных явлениях.

Термин «пузырь» в финансовом мире означает ситуацию, когда цена активов превышает их фундаментальную стоимость на большую величину. Во время «пузырей» цены на финансовые активы или определенные классы завышены, однако на самом деле это ничем не оправдано.

Характеристики пузыря

Основной чертой «пузыря» является неверие участников рынка в перекупленность активов. На самом деле стоит признать, что обычно участникам рынка тяжело определить наличие «пузыря», и все их распознают уже после того, как они лопнут. Экономист Хайман Мински выделяет пять этапов в обычном кредитном цикле — сдвиг, подъем, эйфория, получение прибыли и паника. Несмотря на то, что циклы могут отличаться, основные моменты активности «пузырей» являются довольно последовательными.

Фаза «сдвиг» проявляется тогда, когда инвесторы приходят в восторг от каких-либо новых парадигм: например, новые технологии или изменение процентных ставок, которые находятся на исторически низких уровнях. Классический пример: ставки в США с 2000 по 2003 снизились с 6.5% до 1%. В этот трехлетний период процентные ставки на 30-летние ипотечные бумаги снизились на 2.5% процентных пункта до минимальных 5.21%. Это посеяло семена будущего «пузыря» на рынке недвижимости.

Сначала цены растут довольно медленно, однако потом толчок становится сильнее, так как на рынке появляется все больше участников, и начинается фаза «подъема». В этом время привлекательность активов нагнетается обсуждением в прессе — страх упущенной возможности подстегивает больше покупать и совершать спекулятивные операции.

На этом этапе все мысли об опасности отметаются, так как цены на активы улетают вверх. Оценки достигают экстремальных значений. Для примера, в момент пика пузыря недвижимости в Японии в 1989 году земля в Токио продавалась за 139 тысяч за квадратный фут — это в 350 раз дороже земли на Манхеттене. После сдувания «пузыря» стоимость недвижимости обрушилась на 80%, а цены на акции рухнули на 70%. Точно такая же ситуация была с интернет-пузырем в марте 2000 года, когда общая стоимость технологических акций на бирже Nasdaq была выше, чем ВВП многих стран.

В это время те, кто владеет «умными деньгами», прислушиваются к предупреждающим знакам и продают активы с прибылью. Однако оценить точное время, когда «пузырь» может лопнуть, является очень трудным и опасным делом. Именно поэтому Джон Мейнард Кейс говорит, что «рынки могут оставаться иррациональными дольше, чем вы можете оставаться платежеспособными». Важно то, что когда «пузырь» прокалывается, это происходит очень быстро, и обратно он уже не надувается.

Источник

Исторически финансовые пузыри имели тенденцию формироваться всякий раз, когда появлялись новые революционные технологии, будь то изобретение железных дорог, электричества, автомобилей или, например, биткоина.

Что же такое финансовый пузырь? В терминологии это звучит так: существенное отклонение рыночной стоимости актива от его фундаментальной стоимости.

На практике происходит следующее. Активы или финансовые инструменты имеют стремительные темпы роста, которые вызваны некоторым спекулятивным интересом. В долгосрочной перспективе этот спекулятивный интерес крайне нестабилен. При определенной критической цене спекулянты начинают фиксировать прибыль и «пузырь» лопается, происходит падение цены до своей фундаментальной стоимости.

Тюльпаномания – это кратковременный всплеск ажиотажного спроса на луковицы тюльпанов в 1636-1637 гг.

Действо происходило в Нидерландах. На протяжении 1634—1636 годов цены на луковицы тюльпанов росли плавно, но неуклонно. Например, с января по май 1636 года один ас (0.05 грамм) луковицы сорта Gouda вырос в цене с 2,1 до 3,75 гульдена. Рост на 78.5% за 5 месяцев разогрел интерес обычных голландцев. Они стали рассматривать этот актив не просто как доходный товар, а как объект спекуляций.

С 1634 года в торговле луковицами голландцы стали широко использовать фьючерсы. А в 1636 году голландский парламент всерьез рассматривал законопроект, по которому владелец фьючерса имел право не выкупать будущий товар, а просто заплатить неустойку в 3.5% в случае отказа от выкупа.

Например, осенью человек приобретал определенное количество фьючерсов на поставку луковиц будущим летом. Стоимость в момент покупки была 100 гульденов.

Если же стоимость луковицы к лету падала, например, до 80 гульденов, человек мог отказаться от покупки луковиц и заплатить неустойку в 3.5 гульдена (3.5%)

Проще говоря, парламент рассматривал введение некого опциона на луковицы.

Данный законопроект не был принят, но он еще больше подогрел интерес обычных граждан к покупкам фьючерсов на луковицы тюльпанов.

Пик тюльпаномании пришёлся на период с октября 1636 года по февраль 1637 года. За 4 месяца до начала падения цены на луковицы взлетели в 20 раз. В начале февраля 1637 ажиотаж по покупке луковиц поубавился, пошел слух, что на столь дорогие луковицы покупателей почти не осталось. Началась паника и, соответственно, стремительная распродажа. Цены тут же рухнули более чем в 20 раз.

Фактически, надуванию этого пузыря способствовало развитие интернета. Это как раз то, о чем я писал в начале статьи.

Пузырь доткомов схож по своему образованию с бумом ICO.

ICO – форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют.

В период накачивания пузыря доткомов многие стартапы как можно быстрее стремились стать крупными. Они бросали свои силы не на создание инновационных технологий, а на маркетинговые мероприятия, раздувая тем самым узнаваемость своего бренда.

Большинство розничных инвесторов не обращало внимание на финансовое здоровье компаний. Им вполне хватало маркетинговой информации о том, что компания может утроиться в ближайший год. Так и происходило. Многие компании делали х2 или х3 даже не за год, а за день или неделю.

Индекс Nasdaq достиг своего пика 10 марта 2000 года на уровне 5048, что было почти вдвое больше, чем в предыдущем году. Прямо на пике рынка несколько ведущих высокотехнологичных компаний, таких как Dell и Cisco, разместили огромные заказы на продажу своих акций, вызвав панические продажи среди инвесторов.

Компании Dotcom, которые достигли рыночной капитализации в сотни миллионов долларов, обесценились в течение нескольких месяцев. К концу 2001 года большинство публично торгуемых дотком-компаний закрылось, и триллионы долларов инвестиционного капитала испарились.

Иррациональное изобилие. В данном случае инвесторы покупают актив под сильным психологическим воздействием. Например, сильная маркетинговая кампания, что было свойственно для многих доткомовских стартапов.

Стадное поведение. Люди часто считают, что их кумиры не могут ошибаться. Когда они видят, как какая-то знаменитость покупает тот или иной актив, для них это служит определенным триггером.

Помните, как на YouTube в момент стремительного роста биткоина многие блогеры записывали видео с результатами их инвестиций в крипту. Я думаю, что процентов 20 их подписчиков, не думая «на всю котлету» также покупали битки.

Краткосрочные цели. Большинство розничных инвесторов в период формирования пузыря очаровываются краткосрочными доходностями. Например, та же тюльпаномания. Доходность в 78.5% за 5 месяцев побудила голландцев вкладываться больше и раздувать этот пузырь.

Надежда превзойти рынок. Инвесторы понимают, что с рынком что-то не так, и что все это похоже на какой-то финансовый пузырь. НО! Большинство считает, что сможет унести ноги до того, как он лопнет.

В данном случае это можно сравнить со схемой «Понци». Помните, как в России несколько раз появлялась новая «МММ»? Так вот, многие мои знакомые понимали, что это пирамида. И они все равно несли туда деньги, потому что думали, что успеют провернуть свой капитал и заработать.

Когнитивный диссонанс. Мозг многих розничных инвесторов воспринимает достоверной только ту информацию, которая соответствует его убеждениям. Все действительно негативные сигналы не пропускаются.

Гипотеза финансовой нестабильности. Эта теория гласит, что в период, когда экономика процветает, затуманивается рациональное мышление.

Например, сначала банки выдают ипотеку под залог депозитов, а также они тщательно проверяют заемщиков по критериям кредитоспособности.

Затем цены на жилье растут и растет экономика в целом. В этом случае и кредитор, и заемщик готовы брать на себя большие риски. Банки могут дать кредит под залог меньших депозитов и готовы ссужать большие суммы, кратные доходу. Кредитование становится более привлекательным.

Само по себе увеличение объемов кредитования вызывает рост цен на активы, а это еще больше увеличивает доверие. Люди ждут роста цен и начинают больше покупать.

Регулирующие органы также попадают в ловушку. Видя бешеный рост цен, регуляторы разрешают спекулятивные займы и займы «Понци».

Когда цены на активы перестают расти, заемщики понимают, что у них недостаточно денег для погашения своих долгов. Каждый пытается ликвидировать свои активы, чтобы удовлетворить свои потребности в займах. Это приводит к потере доверия и кредитному кризису.

Денежно-кредитная политика. Есть случаи, когда пузыри возникали в следствие денежно-кредитной политики страны. Например, решение ФРС сохранить низкие процентные ставки привело к кредитному пузырю 2000х годов. Банки раздавали дешевые деньги и у людей появлялась избыточная ликвидность, которую куда-то нужно было вложить.

Зачастую финансовый пузырь затрагивает только ту отрасль, в которой он развивался. Например, последний пузырь на рынке криптовалют.

Фактически, сдувание крипторынка в 2018 году повлияло только на криптоиндустрию. Люди стали меньше покупать оборудование для майнинга, закончился бум ICO и т.д.

Но есть и такие пузыри, которые влияют на экономику в целом. Причем влияние возможно не только на экономику отдельной страны, но и на финансовую систему всего мира. К таким пузырям можно отнести пузырь на рынке недвижимости и пузырь на фондовом рынке.

Именно пузырь на рынке жилья 2006-2008гг. спровоцировал запуск мирового экономического кризиса.

Больше интересных материалов по трейдингу и инвестициям на моем канале в Telegram.

Источник

Что такое пузыри на фондовом рынке

Пузыри на фондовом рынке не частое явление, а потому еще не в полной мере изученное. При этом инвесторы теряют деньги на таких процессах, поэтому важно знать, как правильно вести себя и как распознать биржевые пузыри.

Финансовый пузырь – что это?

Простыми словами, пузырь на финансовом рынке – это акции конкретной компании или целого сектора, которые слишком переоценены. В таких случаях стоимость активов растет на десятки и даже сотни процентов без объективных причин. Чаще всего это объясняется немотивированными ожиданиями инвесторов, которые надеются на будущий успех и высокие доходы от компании. Как только переоцененный бизнес банкротится (или, допустим, не оправывает повышенных ожиданий), пузырь лопается и инвесторам приходится подсчитывать уже не прибыль, а убытки.

В большинстве случаев фондовый пузырь лопается резко и внезапно. В общем доступе появляются новости о конкретной компании или независимые эксперты опубликовывают свою оценку, и инвесторы в спешке начинают распродавать активы или акции конкретной компании. Как следствие – котировки падают, компании остаются банкротами, а те инвесторы, кто не успел избавиться от акций, теряют свои деньги.

Признаки появления пузырей

Явление нечастое на современных фондовых рынках, но его можно легко распознать по нескольким основным взаимосвязанным признакам:

Если все признаки указывают на наличие пузыря на фондовом рынке, то инвестору лучше не рисковать, чтобы не оказаться в минусе.

От скрытой фазы к сдуванию

Крупные фондовые пузыри очень часто несут в себе новые возможности, но инвестировать в такие моменты нужно очень осторожно, чтобы не оказаться в проигрыше. В период начального взлета акций в них вкладываются институциональные инвесторы, которые и задают импульс для новых трейдеров. Все это и толкает стоимость акций вверх.

На следующем этапе стоимость акций становится все более высокой, и в итоге подключаются СМИ. Здесь повышается общая привлекательность акций и растет количество инвесторов, которые хотят поучаствовать в росте.

Следующая фаза – мания, когда уже нет возможности дать объективную оценку активу. В большинстве случаев даже отрицательные и негативные новости просто игнорируются трейдерами. В этой фазе также активно распространяются новости об этих бумагах, что привлекает неопытных инвесторов «с улицы».

При этом основная закономерность заключается в том, что пузыри всегда разрушаются гораздо быстрее, чем происходит их рост. Процесс сдувания пузыря, который, например, рос десять лет, может занять всего 2–3 месяца. Внешне это выглядит как коррекция против существующего тренда и всегда происходит внезапно.

Отчего возникают пузыри

Помимо неоправданных ожиданий инвесторов, есть и несколько других факторов, которые надувают пузырь. Прежде всгео, это быстрые темпы экономического роста в стране на фоне опережающего спроса и при среднем уровне инфляции. Когда инфляция начинает превышать ставки по банковским вкладам, инвестирование становится выгоднее депозитов, что стимулирует приток средств на фондовой рынок и способствует появлению новых пузырей.

Пузырь на финансовом рынке – хорошо или плохо?

По факту пузырь на рынке финансов это не хорошо и не плохо. Это данность, с которой не получится бороться. Такие пузыри будут периодически возникать в разных секторах и на разных фондовых биржах. Поэтому самое важное для инвестора – научиться правильно себя вести в момент надувания такого пузыря. Подход должен быть грамотным и максимально продуманным.

Как торговать на фазах надувания и сдувания пузырей

Когда рост пузыря находится в самом разгаре, торговать против него опасно. Такая рискованная торговля легко порвет даже самые стойкие карманы с большими запасами ресурсов.

Грамотные и опытные инвесторы обычно в таком случае просто наблюдают за процессом, чтобы найти подходящее время для выгодной сделки. Именно отсутствие опытных трейдеров и продлевает жизнь фондовому пузырю, который продолжает расти без всякого контроля.

В свою очередь, фаза сдувания подразумевает, что инвестору необходимо дождаться возможности для оптимального выхода. Алгоритм торговли обычно следующий: после первого падения всегда случается небольшой откат. Этот процесс специалисты называют «бычьей ловушкой». Фактически «бычья ловушка» – это первая коррекционная волна, когда цена начинает двигаться к более-менее справедливому уровню. Если все сделать корректно, то продажа в этот момент может быть с низким риском и высоким итоговым вознаграждением.

В результате схлопывания пузыря актив становится недооцененным в течение определенного времени. Он попадает в немилость к инвесторам, и в итоге образуется благоприятное время для покупок, хотя обычно нет никакой гарантии, что цена опять начнет расти.

Риск трейдинга сдувающихся пузырей

Трейдинг сдувающихся пузырей – это всегда высокий риск и в то же время высокое вознаграждение. Трейдер никогда не может точно предугадать следующее событие, и графики не помогут сориентироваться в том, как живут и умирают фондовые пузыри.

Самый важный принцип опытных трейдеров в таком случае: лучше потерять часть прибыли, чем свои деньги.

Как регуляторы защищают рынок от пузырей

На биржу и фондовый рынок в первую очередь влияют монетарные власти, в частности, федеральная резервная система США (ФРС) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Они могут повысить ключевую ставку – это размер минимального процента, под которые выдаются кредиты коммерческим банкам, в результате последние повышают стоимость займов для компаний, и в итоге снижается темп роста выручки и экономики в целом. Именно таким образом власти стараются прекратить надувание пузырей, а внимание инвесторов переключается с рынка акций на рынок облигаций.

Для грамотной торговли, чтобы не попасть в ловушку и не потерять собственные деньги, инвестору всегда необходимы знания и умение рационально мыслить. В противном случае при появлении фондового пузыря легко можно попасть в личный дефолт, как это случилось со многими инвесторами в ипотечный кризис США в 2007 году.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Что такое пузырь (в экономике). Объясняем простыми словами

Пузырь — ситуация на рынке, при которой рыночная цена актива существенно и необоснованно завышается.

В основе термина лежит метафора мыльного пузыря — в условиях ажиотажного спроса цены на активы постепенно растут, а потом резко падают — пузырь лопается. Схлопывание пузыря, особенно в большой и значимой отрасли, может вызвать экономический спад и даже кризис.

Среди традиционных причин возникновения пузырей — низкие процентные ставки и высокий уровень инфляции.

«Теория большего дурака» связывает возникновение пузыря с поведением участников рынка, которые покупают активы по завышенным ценам в надежде перепродать по ещё более высоким ценам. В какой-то момент новых желающих не находится, владелец оказывается большим дураком — и пузырь схлопывается.

Пример употребления на «Секрете»

«Программа льготной ипотеки взвинтила цены на квартиры в новостройках. ЦБ предупреждает, что продление программы может «перегреть» рынок. Однако о полноценном пузыре говорить пока рано: даже несмотря на снижение реальных доходов населения, регулятор ожидает, что россияне сохранят интерес к ипотеке и после отмены льготной программы».

(Из материала о ситуации на рынке недвижимости в 2021 году.)

Нюансы

Пузыри могут возникать в активно развивающихся новых областях экономики. Так, в 1840-х годах в Великобритании сильно вырос спрос на акции железнодорожных компаний (железная дорога там появилась в 1825-м). Правительству пришлось ужесточить законодательство, и акции скупили за бесценок крупные компании. В период бурного развития интернета «надулся» пузырь доткомов: акции быстро множащихся IT-проектов быстро росли, а потом резко рухнули, обанкротив огромное количество интернет-компаний. Теперь чаще всего пузырём называют криптовалюты, особенно биткоин.

Забавный факт

В XVII веке Нидерланды охватила тюльпаномания. Тюльпан, завезённый в Европу с Востока, стал ценностью наравне с драгоценными металлами. Среди художников возник особый жанр — «портрет тюльпана». Неудивительно, что спрос на луковицы тюльпанов стал поистине сумасшедшим: известны случаи, когда человек менял дом на одну или несколько луковиц. Через некоторое время луковицы стали перепродавать, не выкапывая из земли, спекулянты перепродавали расписки на поставку луковиц, а потом и вовсе стали торговать условными единицами веса луковицы (чтобы получить прибыль от её прироста). Так продолжалось, пока цены не упали и большинство тюльпаноманов не разорилось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *