Что такое пятиминутка в школе
Пятиминутка — эффективная разминка для школьников
Иногда учителя начальной школы сталкиваются с тем, что дети не хотят учить таблицу умножения или стихи, не все могут придумать, как увлечь учеников, заставить учиться. Наш блогер нашла решение и рассказала о методике пятиминуток — как правильно её использовать и как это изменит школьный урок, сделав его интереснее и продуктивнее.
Из-за типичных школьных проблем — меняются учителя, дети отстают, программы разные — пришлось задуматься, как сделать обучение в школе лучше и эффективнее.
Дело ещё и в том, что многие родители занимаются с детьми, часто делая домашние задания до полуночи, то есть получается, что итоговая заслуга в основном родителей. Раньше такого не было.
По нормам СанПин, домашними заданиями положено заниматься 1,5 часа для первых трёх классов, этого практически никто не выполняет, дети-то разные по своему уровню. Про то, чтобы применить такую методику, когда домашки и не нужно делать, никто в системе образования не задумывается, только умудряются всё усложнить.
Как работает пятиминутка
Например, на пять минут в начале урока математики учитель даёт задание ответить соседу один столбик из таблицы умножения. Дети начинают отвечать: сначала один подряд и вразброс рассказывает таблицу, потом другой повторяет, то есть, получается, дважды закрепляется информация. Ребёнок не нервничает, потому что отвечает не на оценку учителю, сбиваясь и забывая. Впоследствии отличник укрепляет знания, а кто учится хуже, улучшает свои знания и отметки.
Таблица умножения даётся тяжело по разным причинам, раньше её заучивали, а нынешние дети более изобретательны. Если подряд полностью могут ответить, то потому что прибавляют к результату предыдущего примера числитель (6*2=12, а чтобы ответить, сколько будет 7*2, решают так: 12+2=14). Если примеры спрашиваешь вразброс, то начинают долго думать, а если решают, то подглядывают.
8 главных проблем нашей начальной школы
Пятиминутка на уроке литературы будет работать так: начать с простого (учить скороговорки и четверостишия, пересказывать), далее давать задания посложнее. Когда вышли на хороший уровень, дайте задание самим — придумать стишки или рассказы, сказки, театральные мини-представления. Нужно, чтобы дети учились читать с выражением, — почему-то учителя не считают нужным говорить об этом.
Троих учителей спросили, почему они не задают на дом учить много стихотворений для укрепления памяти. Одна ответила, что работает в соответствии с программой обучения, другая отказалась менять свою методику преподавания, но потом всё-таки начала задавать больше стихотворений для заучивания, третья сказала: «Сами для себя и учите!»
На уроке русского языка есть масса вариантов, как применять пятиминутки: от повторений правил до заучивания предложений и сложных слов по буквам; изложения, сочинения, совсем забытое чистописание. Поверьте, вам будут благодарны не только дети, но и родители!
Заслуженными или лучшими учителями становятся не просто так: они не пользуются навязанными программами, у них своя уникальная программа или техника
К любой несовершенной школьной программе можно приспособиться. Давайте друг другу помогать, чтобы образование было лучшим не только в вашем классе, но и в школе, районе, городе, стране.
Методика пятиминуток укрепляет память, внимание, мышление, логику, грамотность, творчество, взаимопомощь, устный счёт, внимательность к деталям, скорочтение, устраняет страхи и неуверенность, развивает взаимоподдержку, кругозор, интерес к наукам, способствует лучшему пониманию предмета, приучает к постоянной работе над собой.
Её можно проводить и в старших классах, и в домашних условиях. Для учителя начальных классов просто больше возможностей, так как он ведёт самостоятельно практически все предметы.
Надеюсь, что техника пригодится, всегда готова поддержать ваши начинания. Если у вас есть собственные техники, тоже делитесь с другими!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (ESB Professional)
Логические пятиминутки как один из приемов развития учебно-логических универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы
Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.
В условиях перехода общеобразовательных школ на федеральные государственные образовательные стандарты перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирования универсальных действий и компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
В основе формирования УУД лежит умение учиться, которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В стандартах универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, общепознавательные, включая общеучебные, логические, постановка и решение проблем, коммуникативные действия [5]. Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщиков разработали классификацию общеучебных умений, объединив их в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения [2].
Остановимся подробнее на последней группе общеучебных умений.
Под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру процесса постановки и решения учебных задач [3].
В настоящее время в школе сложилось три подхода к формированию учебно-логических умений:
Формирование учебно-логических умений – важная часть целостной внутришкольной системы формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся. Действенным инструментом учителя в процессе организации работы по данному направлению могут стать «логические пятиминутки».
«Логическая пятиминутка» – это малая форма организации процесса обучения, позволяющая учителю согласованно и гармонично развивать логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление [4].
«Логические пятиминутки» формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.
Данный методический прием можно использовать в основной школе на уроках русского языка и литературы, где «логические пятиминутки» могут стать эффективным средством целенаправленного формирования учебно-логических умений учащихся как одного из приоритетных компонентов учебно-познавательной компетенции.
В качестве предмета «логических пятиминуток» на уроках русского языка и литературы выступает группа учебно-логических умений:
Содержание «логических пятиминуток» должно включать не только содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети благодаря этой форме обучения должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.
В зависимости от целевой установки использования данного методического приема на том или ином этапе урока выделяют следующие виды логических пятиминуток [2]:
«Стартовая пятиминутка»
объяснить учащимся что, зачем и как будет изучаться
Цель: способствовать целостному представлению обучающихся о сравнении как способе познания.
Учитель: Прочитайте стихотворение Ольги Высоцкой и отгадайте тему сегодняшней «логической пятиминутки».
На что похоже солнце?
На круглое оконце.
Фонарик в темноте.
На мяч оно похоже,
На блин горячий тоже
И на пирог в плите.
На жёлтенькую пуговку.
На лампочку. На луковку.
На медный пятачок.
На сырную лепёшку.
На апельсин немножко
И даже на зрачок.
Только если солнце мяч –
Почему же он горяч?
Если солнце – это сыр,
Почему не видно дыр?
Если солнце – это лук,
Все бы плакали вокруг.
Значит, светит мне в оконце
Не пятак, не блин, а солнце!
Пусть оно на всё похоже,
Всё равно всего дороже!
Правильно, тема посвящена сравнению («Что на что похоже?»).
Задание: Напишите, что на что похоже:
Сравнения часто употребляются и в загадках. Приведите примеры загадок, в которых используется сравнение. Например:
Падают с ветки золотые монетки – что это такое? (Ответ: листья.)
«Вводные пятиминутки»
изложить сущность конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрировать их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся
Цель: Способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе как способах познания.
Сегодня мы продолжим учиться правильно и логически мыслить, и попробуем использовать анализ и синтез.
Вы все хорошо помните произведение М. Твена «Приключение Тома Сойера». Вам необходимо вспомнить его основное содержание и составить план (после коллективной работы на доске появляется план рассказа).
В данном случае повесть М. Твена выступила в качестве объекта нашего анализа. Что мы с ней сделали? Действительно, мы разделили ее на части, выделив в каждой части существенное (о чем и что говорится), потом эти части озаглавили и получили план.
Сейчас я назову имена героев из произведений М. Твена, а вы определите их названия:
Что помогло вам дать правильный ответ, правильно определить названия повестей? Вы мысленно объединили героев в одно целое. Такое мысленное объединение частей в одно целое называется синтезом.
Молодцы, вы успешно справились с заданиями. Научившись правильно осуществлять анализ и синтез, вы в дальнейшем сможете успешно разрешить многие проблемы.
Итак, мы должны запомнить: синтез – объединение составных частей в целое с целью изучения объекта, а анализ – разложение целостного объекта на составные частис целью его изучения, познания.
«Инструктивные пятиминутки»
представить учащимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения
Цель: Способствовать овладению функциональными знаниями умения. Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
Сев в такси, спросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель: – Денег с такс
Не берём совсем, вот так-с.
– Ребята, что за такса села в такси и о какой таксе она спросила водителя?
Села собака (такса) и спросила о стоимости проезда (такса).
Вывод: Слово одно, а значений два. Это слова-омонимы. При изучении объекта важно его ограничить от других объектов, схожих с ним.
«Тренинговые пятиминутки»
последовательное формирование и развитие отдельных учебно-логических умений в соответствии с классификацией общеучебных умений
Цель: способствовать формированию целостного представления об анализе и синтезе, сравнении как способах познания, а ктакже формировать языковое чутье и орфографическую грамотность.
Задание: вставьте на месте пропуска букву. Найдите в строчке лишнее слово и подчеркните его. Объясните устно свой выбор. С каким заданием не справились (или было сложно распознать орфограмму?
«Мониторинговые пятиминутки»
изучение сформированности ключевых учебно-логических умений
Цель: изучить сформированность ключевых учебно-логических умений (анализ, синтез, сравнение)
Задание: вставьте пропущенные буквы, определите, какое из словосочетаний в каждой тройке лишнее, подчеркните его, объясните свой выбор.
«Финишная пятиминутка»
побудить детей к осмыслению проделанной в течение какого-либо временного отрезка совместной работы
Цель: побудить детей к осмыслению проделанной в течение урока совместной работы.
Мы узнали, что инфинитив в предложении может выполнять функцию как главных членов предложения (подлежащего и сказуемого), так и второстепенных (определения, дополнения, обстоятельства).
Задание: прочитайте незаконченные высказывания, подберите инфинитив глагола, который можно употребить во всех предложениях. Запишите предложения, определите синтаксическую роль инфинитива.
Таким образом, «логические пятиминутки» формируют и развивают конкретный перечень умений, овладев которыми, обучающийся будет способен анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать. Учитель должен подчеркивать важность познавательной составляющей «логических пятиминуток», демонстрировать прикладной аспект сформированных умений в процессе обучения и в повседневной жизни учеников.
Про пять минут
Власти Краснодарского края рекомендовали включать в расписание школ информационные пятиминутки. То есть раз в неделю собирать детей на короткие «летучки» для обсуждения истории, актуальных событий, памятных дат, праздников. А в Ульяновской области не только предложили вернуть политинформации в школу, но и открыть в Интернете специальную страничку для педагогов, где были бы собраны материалы на политические и международные темы. И в некоторых школах такие пятиминутки перед началом уроков уже проводятся.
Скажем честно, «параллели» получаются не у всех педагогов. Требования аналитики очень высоки и не всем под силу. Кто не знает: учебник истории у нас по новым стандартам заканчивается в 10-м классе президентскими выборами 2012 года. На 11-й класс запланирован курс «Россия в мире». Но до сих пор не ясно, кто, как и что будет преподавать в его рамках. Между прочим, в прежние времена политинформации в школах проводили обычно историки. И не только для учеников, но и для педагогов.
Елена Коузова, заместитель министра образования и науки Челябинской области:
Майя Борецкая, директор школы N 43 г. Ярославля:
Юрий Коломейцев, политолог, руководитель Центра социальных инноваций «Черный куб»:
— С введением информационных «пятиминуток» мы опоздали как минимум на двадцать лет. Я уверен: это неверный шаг.
Ольга Баланчук, директор гимназии N 47 г. Кургана:
— Мы не видим целесообразности вводить в гимназии такие «пятиминутки». У нас эта работа проводится давно и регулярно, но только в более подготовленном варианте, а не в режиме пятиминуток. Например, мы проводим единый урок, посвященный памятным историческим датам, широко отмечаем государственные и народные праздники. Актуальные события ребята с учителем в форме дискуссий обсуждают на классных часах. Кроме того, часто принимаем у себя интересных гостей. Например, накануне международного праздника Дня мира Юношеская библиотека провела беседу в третьем классе «Мир нужен всем». Ребята узнали об истории проведения праздника и его символах: голубе и колоколе. Даже «пятиминутку» надо тщательно готовить, грамотно и эмоционально провести, чтобы дети услышали и поняли, о чем речь. А если для «галочки», то смысла никакого.
Пятиминутка — эффективная разминка успеваемости для школьников
Пятиминутка — эффективная разминка для школьников — развитие внимания и памяти у учащихся начальных классов.
Иногда учителя начальной школы сталкиваются с тем, что дети не хотят учить таблицу умножения или стихи, не все могут придумать, как увлечь учеников, заставить учиться. Используя свой опыт консультирования и анализа эффективных методик по развитию памяти и мышления, ну и как правильно использовать и как это изменит школьный урок, сделав его интереснее и продуктивнее.
Из-за типичных школьных проблем — меняются учителя, дети отстают, программы разные — пришлось задуматься, как сделать обучение в школе лучше и эффективнее.
Дело ещё и в том, что многие родители занимаются с детьми, часто делая домашние задания до полуночи, то есть получается, что итоговая заслуга в основном родителей. Раньше такого не было.
По нормам СанПин, домашними заданиями положено заниматься 1,5 часа для первых трёх классов, этого практически никто не выполняет, дети-то разные по своему уровню. Про то, чтобы применить такую методику, когда домашки и не нужно делать, никто в системе образования не задумывается, только умудряются всё усложнить.
Как работает Пятиминутка
Примерные Пятиминутки:
Например, на пять минут в начале урока математики учитель даёт задание ответить соседу один столбик из таблицы умножения. Дети начинают отвечать: сначала один подряд и вразброс рассказывает таблицу, потом другой повторяет, то есть, получается, дважды закрепляется информация. Ребёнок не нервничает, потому что отвечает не на оценку учителю, сбиваясь и забывая. Впоследствии отличник укрепляет знания, а кто учится хуже, улучшает свои знания и отметки.
Таблица умножения даётся тяжело по разным причинам, раньше её заучивали, а нынешние дети более изобретательны. Если подряд полностью могут ответить, то потому что прибавляют к результату предыдущего примера числитель (6*2=12, а чтобы ответить, сколько будет 7*2, решают так: 12+2=14). Если примеры спрашиваешь вразброс, то начинают долго думать, а если решают, то подглядывают.
Пятиминутка на уроке литературы будет работать так: начать с простого (учить скороговорки и четверостишия, пересказывать), далее давать задания посложнее. Когда вышли на хороший уровень, дайте задание самим — придумать стишки или рассказы, сказки, театральные мини-представления. Нужно, чтобы дети учились читать с выражением, — почему-то учителя не считают нужным говорить об этом.
Троих учителей спросили, почему они не задают на дом учить много стихотворений для укрепления памяти. Одна ответила, что работает в соответствии с программой обучения, другая отказалась менять свою методику преподавания, но потом всё-таки начала задавать больше стихотворений для заучивания, третья сказала: «Сами для себя и учите!»
На уроке русского языка есть масса вариантов, как применять пятиминутки: от повторений правил до заучивания предложений и сложных слов по буквам; изложения, сочинения, совсем забытое чистописание. Поверьте, вам будут благодарны не только дети, но и родители!
Заслуженными или лучшими учителями становятся не просто так: они не пользуются навязанными программами, у них своя уникальная программа или техника.
Заключение
К любой несовершенной школьной программе можно приспособиться. Давайте друг другу помогать, чтобы образование было лучшим не только в вашем классе, но и в школе, районе, городе, стране.
Методика пятиминуток укрепляет память, внимание, мышление, логику, грамотность, творчество, взаимопомощь, устный счёт, внимательность к деталям, скорочтение, устраняет страхи и неуверенность, развивает взаимоподдержку, кругозор, интерес к наукам, способствует лучшему пониманию предмета, приучает к постоянной работе над собой.
Её можно проводить и в старших классах, и в домашних условиях. Для учителя начальных классов просто больше возможностей, так как он ведёт самостоятельно практически все предметы.
Надеюсь, что техника пригодится, всегда готова поддержать ваши начинания. Если у вас есть собственные техники, тоже делитесь с другими!
Информационные пятиминутки
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Формирование ключевых компетенций обучающихся с помощью современных технологий».
Автор : Сафина Гульнара Исламовна – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец школьников» Арского муниципального района РТ.
В последние годы происходит практически глобальное внедрение информационно-компьютерных технологий в нашу жизнь. ИКТ довольно быстро внедряется и в школу, и в дополнительное образование, и в садики. В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные технические устройства, они очень притягивают детей к себе. Современные люди живут в мире увеличения потоков информации, постоянной модернизации устройств, а также для обработки всей информации. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире. Параллельно нужно развивать и компьютерную грамотность, и мозг ребенка. Считается, что, если с детства заниматься обучением ребенка, разучивать с ним наизусть стихотворения и постоянно давать пищу его формирующемуся уму, к моменту поступления в школу по уровню развития он будет обгонять своих сверстников. Сухая статистика сообщает, что старые люди, продолжающие заниматься интеллектуальным трудом, гораздо реже подвержены старческим болезням разума, чем те, кто вышел на пенсию.
На занятиях «Интеллектуал» для начального звена, с целью расширения кругозора обучающихся, повышения компьютерной грамотности, я включаю информационные минутки.
При подготовке и проведении информационных минуток активное участие принимают и сами обучающиеся, они делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах, научных открытиях и изобретениях. Творчески работающий педагог должен обучать детей добывать новую информацию.
Информационная минутка — это маленький этап занятия, где мы узнаем новую информацию. Начав занятие с яркой, интересной информационной минутки, можно обеспечить познавательную активность детей на протяжении всего занятия.
Примерное содержание информационных минуток.
Знакомство с ____________
Раздача рисунков каждому обучающемуся, они приклеивают их в тетради и подписывают название предмета
Обобщение педагога. Он добавляет интересные факты, обобщает ответы ребят.
Информационные минутки я распределила на блоки :
Великие открытия : телевизор, компьютер, телефон, микроволновая печь и т.д.
История создания телевизора длится около 100 лет. Сначала появилось радио, причем его открыли сразу 2 человека в разных частях света. Телевидение же является сложной технологией, которая создавалась поэтапно. У каждой страны есть своя версия того, кто стал ее прародителем – акцент делается на своих ученых. Дело в том, что над технологией трудились целые коллективы, которые решали отдельные технические задачи.
Первым созданным компьютером в истории человечества считается машина для подсчетов Блеза Паскаля, возникшая в 1642 году. Это был первый примитивный калькулятор, который помогал изобретателю слагать и вычитать.
Историю появления телефона связывают с Александром Беллом из Америки, 1876 г. Но он был не единственным из тех, кто активно занимался конструкторской идеей передачи человеческого голоса на расстоянии.
4) Микроволновая печь
Компьютер и его части : монитор, клавиатура, мышь, системный блок, печатающие, сканирующие устройства, хранители информации и т.п.
Монитор – это устройство вывода информации, где можно увидеть результаты операций
Главным в компьютере является системный блок, включающий в себя процессор, память, накопители на гибких и жестких магнитных дисках, блок питания и др.
Клавиатура – устройство для ввода информации
Мышь – устройство для ввода информации
5) К персональному компьютеру могут подключаться дополнительные устройства:
Принтер – устройство для вывода информации на бумагу,
Акустические колонки – устройства для вывода звуковой информации
Джойстик – устройство для управления компьютером во время игры
Сканер – устройство для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно с бумажного оригинала
Микрофон. Подключается к звуковой карте и нужен для голосового общения. При помощи него общаются по интернету в Скайпе
Веб-камера. Позволяет совершать видео звонки по интернету. Подключается через интерфейс USB.
Флешки – это портативные устройства, на которых хранится информация. Бывают разных объемов: от 4 Гб и выше
Б ен Франклин в юном возрасте. изобрел пару ласт для плавания, создал кресло-качалку, молниеотвод
Мальчик Луи Брайль стал известен на весь мир, благодаря созданию шрифта, с помощью которого невидящие люди могут читать и писать. Юный изобретатель потерял зрение в возрасте 8 лет. К 15-ти годам Луи разработал рельефно-точечный тактильный шрифт, благодаря которому распознавать символы можно было одним касанием пальца.
В России не так давно десятилетний Сергей Валеев собрал из Лего действующий протез руки. Этот механизм может сжимать и разжимать пальцы, а также держать предметы. Пока что искусственная рука управляется при помощи кнопок, но школьник твёрдо намерен найти способ сделать управление более удобным.
Фруктовый лед-мороженое на палочке –впервые изготовил 11-летний Фрэнк Эпперсон (1905г). Он высыпал порошок типа «Юпи» или «Инвайта» в воду и забыл все это выпить. Чашку со всем этим паренек оставил на улице, в холодное время года. И да, в воде он также оставил палочку для помешивания. После того, как все это замерзло, пареньку получившийся продукт очень понравился.
Идея создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15-летнему американцу Честеру Гринвуду, который любил кататься на коньках и одновременно слушать музыку.
Батут также придумал ребенок. В 1930 году, наблюдая за соревнованиями воздушных гимнастов, подросток Джордж Ниссен решил изобрести «подпрыгивающую установку» для гимнастов, на которой можно было бы подпрыгивать и делать разные трюки в воздухе.
Сергей Халявин, Россия, 17 лет: мышка для людей без рук
8) В 13 лет Жозеф-Арман Бомбардье (Канада) изобрел снегоход. Жозеф рос в простой семье фермера и был старшим из восьми детей. Родители отправили его учиться в духовную семинарию. Зимой 1920 года Бомбардье приехал домой на Рождество. По случаю праздника Жозеф обещал семье необычное представление — механические сани.
На занятие выбирается какая-то вещь, нужно придумать для нее 10-20 способов использования не по назначению. И наоборот, если вам не хватает какой-то вещи, придумать, чем ее можно заменить. Хотя бы теоретически.
Каждый педагог на свое усмотрение может поменять темы пятиминуток, это зависит от возраста обучающихся, их интересов. Я буду рада, если информационные пятиминутки помогут и вам на занятиях сосредоточить внимание детей, заинтересовать их, повысить поисковую деятельность.