Что такое рабочий план счетов
Рабочий план счетов
«Финансы: планирование, управление, контроль», 2012, N 2
Неотъемлемой частью учетной политики любой организации является рабочий план счетов. Рабочий план счетов прилагается к приказу об утверждении учетной политики.
Формировать рабочий план счетов должны не только коммерческие организации, но и бюджетные, автономные и казенные организации исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им полномочий. Данная норма вытекает из Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).
Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В основу рабочего плана счетов ложится классификация объектов бухгалтерского учета, которая определяет возможность дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета. Рабочий план счетов позволяет быстро получить ту или иную информацию определенному кругу лиц для принятия соответствующих решений.
Формирование рабочего плана счетов организуется в соответствии со следующими факторами:
При составлении рабочего плана счетов следует помнить, что нельзя изменять синтетические счета, предусмотренные Планом счетов. Если есть необходимость, можно воспользоваться свободными номерами счетов для учета дополнительных операций, но при этом необходимо согласовать с Минфином России. А вот субсчета, предусмотренные Планом счетов, используются каждой организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Иными словами, можно уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (Письмо Минфина России от 18.01.2006 N 07-05-06/07).
Рабочий план счетов строится по тому же принципу, что и План счетов, то есть в развитие синтетического счета открываются субсчета, а затем аналитические счета. Иными словами, в рабочем плане счетов организации может быть использовано столько счетов, сколько ей необходимо.
Еще раз отметим, что при формировании рабочего плана счетов включить в него нужно только те счета, которые нужны для осуществления деятельности. При формировании рабочего плана счетов, например, предприятий общественного питания, из Плана счетов можно исключить следующие счета:
Если предприятие общественного питания не планирует использовать или создавать нематериальные активы, то и в счетах 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» нет необходимости. Даже в том случае, если предприятие общественного питания, помимо основного вида деятельности, решит заняться деятельностью, связанной с производством и реализацией продукции, то она может не использовать счет 20 «Основное производство», а все расходы отражать на счете 44 «Расходы на продажу».
При формировании рабочего плана счетов следует помнить, что организация должна включить все счета, которые она планирует использовать. Так, например, счет 50 «Касса» используют все организации, и поэтому его включение в рабочий план счетов обязательно. Иными словами, рабочий план счетов формируется не только на основании тех счетов, которые организация планирует использовать в силу своей специфики, но и которые вообще планирует использовать в своей деятельности.
Как известно, малые предприятия (а как известно, предприятия общественного питания относят к категории малого бизнеса) могут вести бухгалтерский учет по упрощенной системе, при этом сокращая количество синтетических счетов за счет их объединения. Конкретные рекомендации по данным операциям даны в Информации от 11.06.2009 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Если выбросить из Плана счетов вышеуказанные «ненужные» счета, в рабочем плане счетов остаются только счета, необходимые для организации учета конкретно на предприятиях общественного питания. Далее необходимо к оставшимся счетам сформировать аналитику. В отличие от синтетических счетов, которые нельзя изменять, субсчета Плана счетов являются рекомендательными, то есть организации наделены правом увеличивать, объединять, а также менять нумерацию. Кроме того, необходимо, чтобы рабочий план счетов полностью соответствовал методологическому разделу учетной политики.
Таким образом, сформируем примерный рабочий план счетов предприятия общественного питания.
Сформировать рабочий план счетов удобнее всего в виде таблицы, при этом обязательно должны быть указаны наименования и двузначные коды синтетических счетов, включенных в рабочий план счетов, наименования и коды всех субсчетов, которые открываются в данной организации к каждому синтетическому счету, а также аналитические счета.
В соответствии с требованием налогового законодательства, хранить рабочий план счетов бухгалтерского учета необходимо не менее пяти лет после года, в котором он использовался для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
План счетов бухгалтерского учета в 2021 году
В 2021 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.
Кто обязан применять план счетов
План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.
СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП
Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.
Структура плана счетов
ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.
Три вида синтетических счетов:
Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.
Принцип работы с планом счетов
Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.
ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.
В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.
Таблица ПСБУ 2021 с расшифровкой
Счета первого порядка (синтетические)
Счета второго порядка (субсчета)
План счетов бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета – это система бухгалтерских счетов, предусматривающая их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учета.
По плану счетов бухгалтерского учета бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. Он обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.
План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
Структура плана счетов бухгалтерского учета
В основе Плана счетов лежат синтетические счета.
Эти счета пронумерованы, и их нумерация является обязательным условием.
Во вторую часть Плана счетов входят счета второго порядка или субсчета, в этих счетах нумерация необязательна.
То есть, План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.
В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
При этом План счетов имеет иерархическую структуру.
План счетов в зависимости от экономической составляющей группируется по разделам.
В плане содержится 71 синтетический счет, из которых 11 счетов относятся к забалансовым.
Все счета плана объединены в 8 разделов:
Для удобства представим структура Плана счетов в виде Таблицы:
РАЗДЕЛ ПЛАНА СЧЕТОВ
СЧЕТА ПЛАНА СЧЕТОВ
Применяется для отражения информации об имеющихся активах фирмы
Используется для отражения информации об имеющихся предметах труда
Затраты на производство
Применяется для отражения информации о расходах по
Готовая продукция и товары
Используется для отражения данных о наличии и движении готовой продукции, и товаров
Применяется для отражения данных об имеющихся денежных средствах
Используется для отражения информации обо всех видах расчетов Организации с контрагентами, а также внутрихозяйственных расчетов
Используется с целью отражения данных о капитале Организации
Применяется для обобщения информации о расходах и доходах фирмы, а также для определения конечных итоговых финансовых показателей деятельности компании за отчетный и налоговый период (месяц, квартал, год)
Используется с целью обобщения данных, отражаемых на забалансовых счетах
Инструкция по применению Плана счетов
Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
Описание счета бухгалтерского учета, план счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета
На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции организация утверждает Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
То есть, используя утвержденный учет План счетов с комментариями и субсчетами, организации утверждают свой рабочий план счетов бухгалтерского учета, который будет применяться и который должен содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные счета, пассивные и активно-пассивные счета.
Начальное и конечное сальдо записывается по дебету счета / увеличение по дебету, уменьшение по кредиту.
Начальное и конечное сальдо записывается по кредиту счета / увеличение по кредиту, уменьшение по дебету.
Бывают: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) / с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).
Отметим, что для учета специфических операций организация может вводить в Рабочий План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Также организация может уточнять содержание приведенных в бухгалтерском Плане счетов учета субсчетов, исключать и объединять их.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
План бухгалтерских счетов коммерческой организации на 2021 год
Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!
Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!
Действующий в РФ план счетов (ПС) был утвержден приказом Минфина почти 19 лет назад в 2000 году и отредактирован в 2010 году. Если фирма ведет учет методом двойной записи, она должна использовать этот план счетов, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Исключение — госпредприятия и кредитные учреждения.
Основная задача ПС — согласовать показатели учета и показатели текущей действующей отчетности. Чтобы компании правильно использовали счета, к каждому из них даны комментарии в инструкции Минфина.
Как выглядит план счетов бухучета?
Это схема регистрации и группировки показателей хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся активы, различные обязательства, финансовые операции и прочее. В ПС указаны счета первого порядка (синтетические) и второго порядка (субсчета). На основе ПС компании создают и утверждают рабочий план счетов с полным перечнем всех счетов. Бухгалтерские счета подразделяются на:
Активные счета
Конечное и начальное сальдо нужно записывать по дебету счета. Увеличение записывайте по дебету счета, а уменьшение — по кредиту.
Список: 01, 03, 04, 08, 09 — 10, 19 — 20, 23, 25, 26, 29 — 41, 43, 44 — 58, 60.2, 60.7, 62.1, 62.3 — 62.6, 62.11, 62.22, 62.44, 73, 75.1, 76.2, 76.22, 81, 90.2 — 90.8, 91.2, 94, 97.
Пассивные счета
Конечное и начальное сальдо нужно записывать по кредиту счета. Увеличение записывайте по кредиту счета, а уменьшение — по дебету.
Список: 02, 05, 42, 59, 60.1, 60.3, 60.6, 60.11, 60.22, 62.7, 63 — 67, 70, 75.2, 75.3, 76.4, 76.ЗП, 76.Н.1, 76.Н.2, 77, 80, 82 — 83, 90.1, 91.1, 96, 98, 99.2.1, 99.2.3.
Активно-пассивные счета
Такие счета бывают либо с односторонним сальдо, либо с двусторонним. В первом случае сальдо либо дебетовое, либо кредитовое, а во втором — одновременно дебетовое с кредитовым. Список: 11 — 16, 40, 60, 62, 68 — 69, 71, 75, 76.1, 76.3, 76.5 — 76.11, 76.55, 76.АВ, 79, 84 — 90, 90.9, 91, 91.9, 99 — 99.2, 99.2.2.
Веб-сервис Контур.Бухгалтерия автоматически подберет проводки и счета для операций. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.
Рабочий план счетов в 2021 году
План счетов утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н. Все счета плана использовать не обязательно. Каждая компания обязана утвердить рабочий план счетов (п. 4 ПБУ 1/2008). Создавать свой собственный план счетов нужно на основании учетной политики для целей бухучета и с учетом специфики деятельности.
В плане счетов есть основные счета и субсчета к ним, которые помогают уточнить суть отраженной операции. В рабочий план включайте только те счета, которые будете использовать на практике. Если вы хотите добавить в рабочий план счет, который не предусмотрен приказом Минфина, его нужно предварительно согласовать с Министерством. Выбрать виды субсчетов и глубину аналитики можно самостоятельно.
Небольшим компаниям советуем воспользоваться планом счетов в сервисе Контур.Бухгалтерия.
№ счета | Наименование счета | Субсчета | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
01 | Основные средства | По видам основных средств | ||||||||||||||||||||||||||||
02 | Амортизация основных средств | |||||||||||||||||||||||||||||
03 | Доходные вложения в материальные ценности | По видам материальных ценностей | ||||||||||||||||||||||||||||
04 | Нематериальные активы | По видам НМА и по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и технологические работы | ||||||||||||||||||||||||||||
05 | Амортизация нематериальных активов | |||||||||||||||||||||||||||||
07 | Оборудование к установке | |||||||||||||||||||||||||||||
08 | Вложения во внеоборотные активы | |||||||||||||||||||||||||||||
11 | Животные на выращивании и откорме | |||||||||||||||||||||||||||||
14 | Резервы под снижение стоимости ТМЦ | |||||||||||||||||||||||||||||
15 | Заготовление и приобретение материальных ценностей | |||||||||||||||||||||||||||||
16 | Отклонение в стоимости материальных ценностей | |||||||||||||||||||||||||||||
19 | НДС по приобретенным ценностям | |||||||||||||||||||||||||||||
20 | Основное производство | |||||||||||||||||||||||||||||
21 | Полуфабрикаты собственного производства | |||||||||||||||||||||||||||||
23 | Вспомогательные производства | |||||||||||||||||||||||||||||
25 | Общепроизводственные расходы | |||||||||||||||||||||||||||||
26 | Общехозяйственные (управленческие) расходы | |||||||||||||||||||||||||||||
28 | Брак в производстве | |||||||||||||||||||||||||||||
29 | Обслуживающие производства и хозяйства | |||||||||||||||||||||||||||||
40 | Выпуск продукции (работ, услуг) | |||||||||||||||||||||||||||||
41 | Товары | |||||||||||||||||||||||||||||
42 | Торговая наценка | |||||||||||||||||||||||||||||
43 | Готовая продукция | |||||||||||||||||||||||||||||
44 | Расходы на продажу (коммерческие расходы) | |||||||||||||||||||||||||||||
45 | Товары отгруженные | |||||||||||||||||||||||||||||
46 | Выполненные этапы по незавершенным работам | |||||||||||||||||||||||||||||
50 | Касса | |||||||||||||||||||||||||||||
51 | Расчетные счета | |||||||||||||||||||||||||||||
52 | Валютные счета | |||||||||||||||||||||||||||||
55 | Специальные счета в банках | |||||||||||||||||||||||||||||
59 | Резервы под обесценение финансовых вложений | |||||||||||||||||||||||||||||
60 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками | |||||||||||||||||||||||||||||
62 | Расчеты с покупателями и заказчиками | |||||||||||||||||||||||||||||
63 | Резервы по сомнительным долгам | |||||||||||||||||||||||||||||
66 | Расчеты по краткосрочным кредитам и займам | По видам кредитов и займов | ||||||||||||||||||||||||||||
67 | Расчеты по долгосрочным кредитам и займам | По видам кредитов и займов | ||||||||||||||||||||||||||||
68 | Расчеты по налогам и сборам | По видам налогов и сборов | ||||||||||||||||||||||||||||
68.аг | НДС при исполнении обязанностей налогового агента |
| ||||||||||||||||||||||||||||
69 | Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
| ||||||||||||||||||||||||||||
70 | Расчеты с персоналом по оплате труда | |||||||||||||||||||||||||||||
71 | Расчеты с подотчетными лицами | |||||||||||||||||||||||||||||
73 | Расчеты с персоналом по прочим операциям |
| ||||||||||||||||||||||||||||
75 | Расчеты с учредителями |
| ||||||||||||||||||||||||||||
76 | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
| ||||||||||||||||||||||||||||
77 | Отложенные налоговые обязательства | |||||||||||||||||||||||||||||
79 | Внутрихозяйственные расчеты | |||||||||||||||||||||||||||||
80 | Уставный капитал | |||||||||||||||||||||||||||||
81 | Собственные акции (доли) | |||||||||||||||||||||||||||||
82 | Резервный капитал | |||||||||||||||||||||||||||||
83 | Добавочный капитал | |||||||||||||||||||||||||||||
84 | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | |||||||||||||||||||||||||||||
86 | Целевое финансирование | По видам финансирования | ||||||||||||||||||||||||||||
90 | Продажи |
| ||||||||||||||||||||||||||||
91 | Прочие доходы и расходы |
| ||||||||||||||||||||||||||||
94 | Недостачи и потери от порчи ценностей | |||||||||||||||||||||||||||||
96 | Резервы предстоящих расходов | По видам резервов | ||||||||||||||||||||||||||||
97 | Расходы будущих периодов | По видам расходов | ||||||||||||||||||||||||||||
98 | Доходы будущих периодов |
| ||||||||||||||||||||||||||||
99 | Прибыли и убытки | |||||||||||||||||||||||||||||
ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА | ||||||||||||||||||||||||||||||
001 | Арендованные основные средства | |||||||||||||||||||||||||||||
002 | Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | |||||||||||||||||||||||||||||
003 | Материалы, принятые в переработку | |||||||||||||||||||||||||||||
004 | Товары, принятые на комиссию | |||||||||||||||||||||||||||||
005 | Оборудование, принятое для монтажа | |||||||||||||||||||||||||||||
006 | Бланки строгой отчетности | |||||||||||||||||||||||||||||
007 | Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | |||||||||||||||||||||||||||||
008 | Обеспечения обязательств и платежей полученные | |||||||||||||||||||||||||||||
009 | Обеспечения обязательств и платежей выданные | |||||||||||||||||||||||||||||
010 | Износ основных средств | |||||||||||||||||||||||||||||
011 | Основные средства, сданные в аренду | |||||||||||||||||||||||||||||
012 | Малоценные основные средства |
В Инструкции по применению плана счетов есть характеристики каждого счета, а также корреспонденции счетов между собой.
Рабочий план счетов на 2021 год для малого бизнеса
Субъекты малого бизнеса, которые ведут упрощенный учет, могут сократить количество счетов в рабочем плане. Рекомендации по разработке рабочего плана счетов для СМП, утверждены Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н. Они не обязательны к применению, но подсказывают, как можно обобщать информацию и несколько упрощать учет. Малому бизнесу предлагают:
Если вы уменьшаете количество счетов, к ним желательно открыть субсчета, чтобы упростить аналитику. Например, если вы ведете учет финансовых результатов только на счете 99, то чтобы определить остаток по нему, который и будет финансовым результатом периода, надо открыть хотя бы три субсчета для заменяемых счетов. А к заменяемым счетам надо дополнительно открыть субсчета второго порядка.
На сайте Контур.Бухгалтерии вы можете бесплатно скачать рабочий план счетов бухгалтерского баланса на 2021 год.