Что такое рабочий слой земляного полотна
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
Действия
ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА (РАБОЧИЙ СЛОЙ)
6.10. Для обеспечения устойчивости и прочности верхней части земляного полотна и дорожной одежды возвышение поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 суток) стоящих поверхностных вод, а также над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 суток) стоящих поверхностных вод должно соответствовать требованиям таблицы 21.
Грунт рабочего слоя | Наименьшее возвышение поверхности покрытия, м, в пределах дорожно-климатических зон | |||
II | III | IV | V | |
Песок мелкий, супесь легкая крупная, супесь легкая | 1,1 0,9 | 0,9 0,7 | 0,75 0,55 | 0,5 0,3 |
Песок пылеватый, супесь пылеватая | 1,5 1,2 | 1,2 1,0 | 1,1 0,8 | 0,8 0,5 |
Суглинок легкий, суглинок тяжелый, глины | 2,2 1,6 | 1,8 1,4 | 1,5 1,1 | 1,1 0,8 |
Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый, суглинок тяжелый пылеватый | 2,4 1,8 | 2,1 1,5 | 1,8 1,3 | 1,2 0,8 |
2. За расчетный уровень грунтовых вод надлежит принимать максимально возможный осенний (перед промерзанием) уровень за период между восстановлениями прочности дорожных одежд (капитальными ремонтами). В районах, где наблюдаются частые продолжительные оттепели, за расчетный следует принимать максимально возможный весенний уровень грунтовых вод за период между капитальными ремонтами. В районах с глубиной промерзания менее толщины дорожной одежды за расчетный уровень следует принимать максимально возможный уровень грунтовых вод требуемой вероятности превышения в период его сезонного максимума. Положение расчетного уровня грунтовых вод следует устанавливать по данных разовых краткосрочных замеров на период изысканий и прогнозов, составляемых институтом ВСЕГИНГЕО. При отсутствии указанных данных, а также при наличии верховодки за расчетный допускается принимать уровень, определяемых по верхней линии оглеения грунтов.
4. В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в IV, V зонах следует увеличивать на 0,4 м, а в III зоне на 0,2 м.
6.11. Возвышение поверхности покрытия на участках насыпей, проектируемых с откосами крутизной менее 1:1,5, а также с бермами, допускается уточнять на основании расчета.
6.12. Минимальное возвышение поверхности покрытия в I дорожно-климатической зоне устанавливают на основе теплотехнических расчетов (п. 6.47), но не менее норм для II дорожно-климатической зоны.
6.13. При наличии в рабочем слое различных грунтов возвышение следует назначать по грунту, для которого требуемое возвышение имеет наибольшее значение.
В условиях IV и V дорожно-климатических зон рабочий слой должен состоять из ненабухающих и непросадочных грунтов (табл. 4 и 5 обязательного приложения 2) на глубину 1 и 0,8 м от поверхности соответственно цементобетонного и асфальтобетонного покрытий.
6.15. Степень уплотнения грунта рабочего слоя, определяемая величиной коэффициента уплотнения (см. справочное приложение 4), должна отвечать требованиям табл. 22.
Элементы земляного полотна | Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м | Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд | |||||
капитальном | облегченном и переходном | ||||||
в дорожно-климатических зонах | |||||||
I | II, III | IV, V | I | II, III | IV, V | ||
Рабочий слой | До 1,5 | 0,98-0,96 | 1,0-0,98 | 0,98-0,95 | 0,95-0,93 | 0,98-0,95 | 0,95 |
Неподтопляемая часть насыпи | Св. 1,5 до 6 | 0,95-0,93 | 0,95 | 0,95 | 0,93 | 0,95 | 0,90 |
Св. 6 | 0,95 | 0,98 | 0,95 | 0,93 | 0,95 | 0,90 | |
Подтопляемая часть насыпи | Св. 1,5 до 6 | 0,96-0,95 | 0,98-0,95 | 0,95 | 0,95-0,93 | 0,95 | 0,95 |
Св. 6 | 0,96 | 0,98 | 0,98 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | |
В рабочем слое выемки ниже зоны сезонного промерзания | До 1,2 | — | 0,95 | — | — | 0,95-0,92 | — |
До 0,8 | — | — | 0,95-0,92 | — | — | 0,90 |
2. В районах поливных земель при возможности увлажнения земельного полотна требования к плотности грунта для всех типов дорожных одежд следует принимать такими же, как указано в графах для II и III дорожно-климатических зон.
3. Для земляного полотна, сооружаемого в районах распространения островной высокотемпературной вечной мерзлоты, коэффициенты уплотнения следует принимать такими же, как для II дорожно-климатической зоны.
6.16. При сохранении стабильной плотности и влажности грунтов во II и III дорожно-климатических зонах допускается при обосновании более значительное уплотнение верхней части рабочего слоя земляного полотна для использования в качестве нижнего конструктивного слоя дорожной одежды.
6.18. Требуемую степень уплотнения крупнообломочных природных и техногенных грунтов в рабочем слое следует устанавливать по результатам пробного уплотнения.
6.19. Не допускается использовать в пределах рабочего слоя особые грунты без специальных технико-экономических обоснований, учитывающих результаты их непосредственных испытаний.
При невозможности или нецелесообразности выполнения требований указанных пунктов должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению прочности и устойчивости рабочего слоя или по усилению дорожной одежды:
устройство морозозащитного слоя;
регулирование водно-теплового режима земляного полотна с помощью гидроизолирующих, теплоизолирующих, дренирующих или капилляропрерывающих прослоек;
укрепление и улучшение грунта рабочего слоя с использованием вяжущих, гранулометрических добавок и др.;
применение армирующих прослоек;
понижение уровня подземных вод с помощью дренажа;
применение специальных поперечников земляного полотна с целью защиты его от поверхностной воды (уположенные откосы, бермы );
сооружение дорожных одежд с техническим перерывом или в две стадии.
Указанные мероприятия следует назначать на основе технико-экономических расчетов.
6.21. Рабочий слой следует проектировать в комплексе с дорожной одеждой для получения наиболее экономических решений.
Расчетные характеристики грунтов рабочего слоя следует определять с учетом расчетной схемы увлажнения, устанавливаемой по табл. 13 обязательного приложения 2.
Что такое рабочий слой земляного полотна
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
УСТРОЙСТВО РАБОЧЕГО СЛОЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА С ПОВЫШЕННОЙ ПЛОТНОСТЬЮ ИЗ КАРЬЕРНОГО ГРУНТА АВТОВОЗКОЙ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по устройству рабочего слоя земляного полотна c повышенной плотностью из карьерного грунта, автовозкой.
Определён состав производственных операций, разработаны требования к контролю качества и приёмке работ, рассчитаны плановая трудоёмкость работ, потребность в трудовых, производственных и материальных ресурсах, описаны мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
— снижение себестоимости работ;
— сокращение сроков строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по устройству рабочего слоя земляного полотна c повышенной плотностью из карьерного грунта, автовозкой.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы в IV-й дорожно-климатической зоне, I-й тип местности по характеру увлажнения, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства дорожно-строительных работ по устройству рабочего слоя земляного полотна c повышенной плотностью из карьерного грунта, автовозкой, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации геодезических работ.
Основные параметры поперечного профиля автомобильной дороги
— протяженность насыпи земляного полотна — =1,0 км;
— толщина рабочего слоя — =0,35 м;
— коэффициент уплотнения рабочего слоя — от 1,01 до 1,05.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс дорожно-строительных работ по устройству рабочего слоя земляного полотна c повышенной плотностью из карьерного грунта, автовозкой.
2.2. Дорожно-строительные работы по устройству рабочего слоя земляного полотна c повышенной плотностью из карьерного грунта, автовозкой, выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:
час.
2.3. В состав дорожно-строительных работ, последовательно выполняемых при устройстве рабочего слоя земляного полотна c повышенной плотностью из карьерного грунта, автовозкой, входят следующие производственные операции:
— разработка грунта в карьере экскаватором с погрузкой в автомобили-самосвалы;
— транспортировка грунта автомобилями-самосвалами для отсыпки рабочего слоя;
— разравнивание грунта в рабочем слое бульдозером на расчетную ширину;
— увлажнение грунта водой до оптимальной влажности (при необходимости);
— уплотнение грунта самоходными грунтовыми катками;
— планировка поверхности рабочего слоя земляного полотна автогрейдером.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной, механизированной бригадой, имеющий в своем составе следующие машины и механизмы: бульдозер Б170М1.03ВР (=19,44 т;
=180 л.с., =4,28 м; =1,31 м; рабочие скорости =2,58 км/ч; =3,57 км/ч; =5,20 км/ч); каток самоходный грунтовый вибрационный ДУ-85 (
=13,0 т,
=1600 мм,
=2000 мм,
от 150 до 700 мм,
=148 л.с.,
6,0 км/час;
8,0 км/час); средний автогрейдер ДЗ-180А (размеры отвалов , мм: грейдерный 3740 620 мм, бульдозерный 2475 840 мм,
=13,5 т, рабочие скорости =1,90 км/час; = 3,50 км/час; =6,40 км/час; =11,70 км/час); одноковшовый гидравлический экскаватор Volvo EC-290B (ковш обратная лопата с зубьями
=1,45 м ); автомобили-самосвалы КамАЗ-6520 ( =20,0 т, =11,4 м ); поливомоечная машина ПМ-3У (
=6000 л).
Рис.1. Бульдозер Б170М1.03ВР
Рис.2. Автосамосвал КамАЗ-6520
Рис.3. Технические характеристики экскаватора Volvo EC-290B
Рис.4. Грунтовый виброкаток ДУ-85
Рис.5. Автогрейдер ДЗ-180А
Рис.6. Поливомоечная машина ПМ-3У
2.6. При проектировании технологии дорожно-строительных работ по устройству рабочего слоя насыпи земляного полотна c повышенной плотностью из карьерного грунта, автовозкой были использованы следующие нормативные документы, отражающие достигнутый технический уровень строительного производства:
Что такое рабочий слой земляного полотна
ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее Пособие разработано на основе «Пособия по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах» (к СНиП 2.05.02-85), изданного Стройиздатом в 1989 г.
В Пособии рассмотрены вопросы инженерно-геологических изысканий и проектирования земляного полотна автомобильных дорог на участках распространения слабых грунтов. В новой редакции Пособия уточнены и дополнены некоторые расчетные схемы и расчетный аппарат, необходимые для оценки устойчивости и осадки слабых оснований насыпей, а также для проектирования отдельных конструктивно-технологических мероприятий. Изложены уточненные методики полевых и лабораторных испытаний различных разновидностей слабых грунтов. Все изменения и дополнения выполнены с учетом полученных в последние годы результатов научно-исследовательских работ в этой области, а также с учетом изменений в нормативно-технических документах дорожной отрасли.
Из переработанного Пособия в новую редакцию вошли материалы д-ра техн. наук В.Д.Казарновского, д-ра техн. наук И.Е.Евгеньева, канд. техн. наук А.Г.Полуновского, д-ра техн. наук Э.К.Кузахметовой, д-ра техн. наук В.Н.Яромко, материалы Омского филиала Союздорнии, Тюменского инженерно-строительного института, Московского автомобильно-дорожного института, а также опыт ведущих проектных организаций (Союздорпроекта, Гипротюменьнефтегаза, Ленгипротранса и др.) и строительных организаций (Тюменьдорстроя, Пермдорстроя и др.).
Настоящая редакция Пособия разработана д-ром техн. наук Э.К.Кузахметовой, д-ром техн. наук В.Д.Казарновским и инж. Ю.М.Львовичем при участии инж. Т.Н.Ибрагимовой.
При этом учтены и использованы материалы, представленные д-ром техн. наук А.М.Кулижниковым и д-ром техн. наук В.Н.Яромко.
Учтены также замечания официальных рецензентов: МАДИ ТУ, ГП «Росдорнии», ФГУП «Союздорпроект», ОАО «Центродорстрой» и замечания, присланные неофициальными рецензентами.
Общее научное редактирование выполнено д-ром техн. наук, проф. В.Д.Казарновским и д-ром техн. наук Э.К.Кузахметовой.
1. Общие положения
1.1. К слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания при испытании прибором вращательного среза менее 0,075 МПа, удельное сопротивление статическому зондированию конусом с углом при вершине менее 0,02 МПа или модуль осадки при нагрузке 0,25 МПа более 50 мм/м (модуль деформации ниже 5 МПа). При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить: торф и заторфованные грунты, илы, сапропели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции более 0,5, иольдиевые глины, грунты мокрых солончаков (см. приложение 11 (Л)).
Основания насыпи, в которых в пределах активной зоны имеются слои слабых грунтов мощностью более 0,5 м, относят к слабым основаниям. Для предварительной оценки глубина активной зоны сжатия может быть принята равной полуширине насыпи понизу. В зависимости от состояния и свойств слабых грунтов слабые основания делятся на типы по устойчивости, которые рассмотрены в разделе 2.
1.2. В основу проектного решения на участке залегания слабых грунтов может быть положен один из двух принципов:
— удаление слабого грунта и замена его или применение эстакад;
— использование слабого грунта в качестве основания насыпи с применением мероприятий, обеспечивающих устойчивость основания и ускорение его осадки, а также прочность дорожной одежды, сооружаемой на таком земляном полотне.
1.3. Принцип и конкретное проектное решение по конструкции насыпи выбираются на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом:
— категории автомобильной дороги и типа дорожной одежды;
— требуемой высоты насыпи и качества имеющегося для ее отсыпки грунта;
— протяженности участка со слабыми грунтами;
— вида и особенностей свойств слабых грунтов, залегающих на участке, и особенностей строения слабой толщи (мощность, наличие переслаивания, уклона кровли подстилающих пород и т.д.);
— условий производства работ, в том числе сроков завершения строительства, климата района, времени года, в которое будут выполняться земляные работы, дальности возки грунта, возможностей строительной организации (обеспеченность транспортом, наличие специального оборудования и т.п.).
1.4. Использование слабого грунта во многих случаях существенно снижает стоимость и трудоемкость работ, повышает темпы строительства, поэтому отказ от его использования должен быть обоснован технико-экономическим анализом с учетом конкретных условий. Такой анализ осуществляется на основе прогнозов устойчивости, конечной величины и длительности осадки слабой толщи при возведении на ней насыпи.
1.5. Земляное полотно на участках слабых грунтов проектируют в виде насыпей. Требования к грунтам верхней части насыпи (рабочего слоя), а также необходимое минимальное возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем поверхностных и грунтовых вод определены действующими СНиП 2.05.02-85 применительно к III типу местности по характеру и условиям увлажнения.
Примечание. При назначении высоты насыпи, сооружаемой на торфяном основании, кроме обычных требований, связанных с водно-тепловым режимом и снегозаносимостью, необходимо учитывать требования п.1.9 настоящего Пособия.
Нижнюю часть насыпи, располагающуюся ниже уровня поверхности земли, следует устраивать из дренирующих грунтов с коэффициентом фильтрации не менее 1,0 м/сут. При этом толщина слоя из такого грунта должна быть на 0,3-0,5 м больше суммарной величины расчетной осадки основания и мощности удаляемого слоя (если применяется частичное или полное удаление). Требования к грунтам рабочего слоя и средней части насыпи принимаются по СНиП 2.03.02-85*. При этом предпочтение следует отдавать применению песчаных и крупнообломочных грунтов с содержанием глинисто-пылеватой фракции до 10%.
1.6. К земляному полотну, сооружаемому с использованием слабых грунтов в основании насыпи, кроме общих требований, изложенных в действующих нормативных документах, предъявляются дополнительные требования:
— должна быть исключена возможность выдавливания оставляемого слабого грунта из-под насыпи в процессе ее возведения и эксплуатации (обеспечена устойчивость основания);
— интенсивная часть осадки должна завершиться до сооружения покрытия (обеспечена стабильность, см. п.1.8);
— упругие колебания земляного полотна, возникающие при наличии торфяных грунтов в основании насыпи, не должны превышать величину, допускаемую для принятого типа покрытия.
1.7. На насыпях, в основании которых оставлены слабые грунты, капитальные покрытия можно устраивать после завершения не менее 90% расчетной осадки или при условии, что средняя интенсивность осадки за месяц, предшествующий устройству покрытия, не превышает 2 см/год. Для устройства облегченных покрытий требуется достижение не менее 80% конечной осадки или интенсивности осадки не более 5 см/год.
1.8. Для исключения недопустимых упругих колебаний толщина насыпей, сооружаемых на торфяных основаниях, должна быть не менее указанной в табл.3.2. Для насыпей на торфяном основании, толщина которых по статическому расчету менее значений, приведенных в табл.3.2, необходимо провести динамический расчет с целью проверки допустимости ускорений колебаний земляного полотна по условиям вибрационной прочности покрытия. Методика динамического расчета насыпей на торфяных грунтах изложена в приложении 1 (А).
В случаях, когда невозможно или нецелесообразно обеспечить требуемую толщину насыпи, допускается предусматривать насыпь меньшей толщины. При этом необходимо выполнить проверочный расчет дорожной одежды на динамическую устойчивость и при необходимости изменить (усилить) в соответствии с его результатами конструкцию дорожной одежды.
1.9. При расчете дорожной одежды по ОДН 218.046-01 величину расчетного эквивалентного модуля упругости на поверхности земляного полотна, сооруженного на слабом грунте, следует определять по формуле
, (1)
— мощность слабой толщи;
— расчетный диаметр отпечатка колеса;
— модуль упругости грунта насыпи.
1.10. На стадии разработки инженерного проекта конструкцию земляного полотна следует обосновывать поэтапно. На стадии обоснования инвестиций целесообразно рассматривать такие варианты конструкций, уточнение которых на стадии инженерного проекта и рабочей документации давали бы возможность снизить строительную стоимость без снижения уровня надежности.
На первом этапе выделяют участки, для которых дальнейшая проработка варианта с использованием слабого грунта в основании нецелесообразна, и участки, где этот вариант может быть целесообразным.
Применительно к первым участкам принимается окончательное решение (за исключением особо сложных случаев, где удаление слабых грунтов связано с применением специальных методов).
Для участков, где использование слабых грунтов представляется целесообразным, на первом этапе принимают предварительное решение, которое затем подлежит уточнению при разработке рабочей документации. В особо сложных случаях могут быть предусмотрены специальные обследования и опытные работы для окончательного обоснования.
1.11. Для обоснования выбора конструкции земляного полотна проект должен содержать:
— материалы подробного инженерно-геологического обследования грунтовой толщи на участках залегания слабых грунтов, включая данные по мощности отдельных слоев и расположению их в плане и по глубине, а также данные по расчетным значениям физико-механических характеристик грунтов этих слоев, положению уровня грунтовых вод и т.п.;
— исходные данные по проектируемой насыпи (высота и другие геометрические параметры, а также свойства грунтов, укладываемых в насыпь), расчетные условия движения и данные по особенностям условий эксплуатации;
— результаты инженерных расчетов, обосновывающие принятую конструкцию;
— указания по порядку сооружения запроектированной конструкции.
1.12. Объем, состав и методы получения данных, необходимых для обоснования конструкции земляного полотна, так же как и методы расчетов, зависят от стадии проектирования. Рекомендации по инженерно-геологическому обследованию участков, на которых залегают слабые грунты, а также по расчету и конструированию земляного полотна на этих участках изложены в разделах 2-4 настоящего Пособия.
Земляное полотно на участке залегания слабых грунтов в общем случае проектируют в следующем порядке:
— на основе результатов инженерно-геологических обследований намечают расчетные участки и устанавливают расчетные параметры слабой толщи и характеристик слагающих ее грунтов;
— устанавливают минимально допустимую высоту насыпи на данном участке, руководствуясь условиями водно-теплового режима, снегозаносимости и исключения упругих колебаний (см. п.1.9);
— с учетом минимально допустимой высоты наносят красную линию, устанавливают расчетную высоту насыпи на различных поперечниках и намечают расчетные поперечники;
— определяют расчетом величину осадки на расчетных поперечниках;
— проверяют устойчивость основания на расчетных поперечниках;
— прогнозируют длительность завершения осадки;
— намечают варианты конструктивно-технологических решений, обеспечивающих в случае необходимости повышение устойчивости, ускорение осадки или снижение ее величины;
— выполняют расчеты по этим вариантам и выбирают оптимальный;
— дают рекомендации по наиболее рациональной технологии, механизации и организации работ;
— выполняют наблюдения в процессе строительства и (в случае необходимости) вносят коррективы в расчеты по фактическим данным с целью уточнения объемов земляных работ, режима возведения насыпи, сроков устройства дорожной одежды и т.д.
1.13. В целях оптимизации проектных решений и процесса инженерно-геологических изысканий последние необходимо стремиться организовать в тесной увязке с проектированием как единый комплексный процесс.
Состав работ при индивидуальном проектировании
1.14. В соответствии со СНиП 2.05.02-85 при проектировании земляного полотна на участках залегания слабых грунтов могут применяться индивидуальные решения, а также индивидуальная привязка типовых решений при соответствующих обоснованиях.
Индивидуальное проектирование земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах предусматривает:
1) назначение геометрических параметров насыпи с учетом обеспечения ее устойчивости и исключения недопустимых вертикальных деформаций по величине и интенсивности в случае полного или частичного сохранения слабых грунтов в основании;
2) назначение дополнительных мероприятий для обеспечения этих условий и принятие соответствующих технологических регламентов.
1.15. Для принятия решений по конструкции насыпи на слабом основании необходимо проведение инженерных изысканий по специальной программе, в процессе которого осуществляются:
— геотехническая оценка свойств грунтов слабой толщи;
— определение типа слабого основания по устойчивости;
— выделение расчетных поперечников по всему участку на слабом основании;
— уточнение выделенных в полевых условиях границ различных слоев слабой толщи по результатам лабораторного определения их (грунтов) состава и состояния;
— предварительное обоснование необходимости удаления или сохранения слабых грунтов в основании насыпи;
— прогноз осадки насыпи (конечной и во времени);
— выполнение расчета динамической устойчивости насыпи на торфяном основании;
— назначение дополнительных мероприятий для обеспечения устойчивости насыпи и ускорения ее осадки.
Обоснование проектных решений
1.16. Индивидуальное проектирование насыпей автомобильных дорог должно производиться на основании анализа данных инженерных изысканий, выполняемых по специальной программе. Одним из основных этапов инженерных изысканий являются инженерно-геологические изыскания, в результате которых должна была получена информация, необходимая для обоснования положения трассы, назначения конструкции земляного полотна, дополнительных мероприятий для обеспечения устойчивости насыпи и исключения недопустимой по величине и интенсивности осадки и для разработки технологических регламентов. При обосновании проектного решения и технологических регламентов необходимо учитывать реальные условия строительства (требуемые сроки и время года строительства, возможности обеспечения соответствующей техникой, опыт проведения тех или иных работ строительной организацией и др.).