Что такое рабочий учебный план

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Смотреть что такое «РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН» в других словарях:

Учебный план рабочий — Рабочий учебный план учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного с учетом выбранной специализации и требований национально регионального компонента образовательного стандарта. Источник: ПРИКАЗ… … Официальная терминология

УЧЕБНЫЙ ПЛАН — основной нормативный документ образовательного учреждения, осуществляющего уч. процесс в рамках классно урочной системы и предметной структуры обучения. У. п., как правило, представляет собой таблицу, в к рой для каждого уч. предмета и каждого… … Российская педагогическая энциклопедия

план — Замысел, проект осуществления чего либо; задание. О широте, размахе, значении плана; об его оценке. Блестящий, важный, великий, великолепный, величественный, всенародный, всеобъемлющий, всеохватывающий, гармоничный, генеральный, грандиозный,… … Словарь эпитетов

Ковернино (рабочий посёлок) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ковернино. Посёлок городского типа Ковернино Страна РоссияРоссия … Википедия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (УМКС) — совокупность документов, содержащих методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов. В УМКС входят: УМКД и квалификационная характеристика по специальности; учебный план подготовки специалиста; рабочий учебный план, в котором… … Профессиональное образование. Словарь

Дунаевецкая общеобразовательная школа №4 — Дунаевецкая общеобразовательная школа № 4 Главный вход в школу Основана: 1965 года Директор: Чекман Юрий Петрович … Википедия

РУП — республиканское унитарное предприятие Беларусь, организация РУП Родниковское управление предприятий организация РУП районное управление полиции Азербайджан РУП … Словарь сокращений и аббревиатур

Высшее образование в России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Обучение в вузе … Википедия

Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия

Обучение в вузе — Содержание 1 Виды обучения 2 Учебные предметы 3 Преддипломное обучение … Википедия

Источник

Учебный план рабочий

Источник:

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 22.06.1994 N 215

«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(вместе с «ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСТ 9 ПО 01.01-93», «ПЕРЕЧНЕМ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСТ 9 ПО 01.04-94», «МОДЕЛЬЮ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСТ 9 ПО 01.03-93», «СИСТЕМОЙ КОДИФИКАЦИИ (ОБОЗНАЧЕНИЙ) ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСТ 9 ПО 01.02-93»)

Смотреть что такое «Учебный план рабочий» в других словарях:

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН — учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта. Рабочий учебный план определяет структуру специального курса и объем времени, необходимый… … Профессиональное образование. Словарь

УЧЕБНЫЙ ПЛАН — основной нормативный документ образовательного учреждения, осуществляющего уч. процесс в рамках классно урочной системы и предметной структуры обучения. У. п., как правило, представляет собой таблицу, в к рой для каждого уч. предмета и каждого… … Российская педагогическая энциклопедия

план — Замысел, проект осуществления чего либо; задание. О широте, размахе, значении плана; об его оценке. Блестящий, важный, великий, великолепный, величественный, всенародный, всеобъемлющий, всеохватывающий, гармоничный, генеральный, грандиозный,… … Словарь эпитетов

Ковернино (рабочий посёлок) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ковернино. Посёлок городского типа Ковернино Страна РоссияРоссия … Википедия

Высшее образование в России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Обучение в вузе … Википедия

Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия

Обучение в вузе — Содержание 1 Виды обучения 2 Учебные предметы 3 Преддипломное обучение … Википедия

Обучение в ВУЗе — Содержание 1 Виды обучения 2 Учебные предметы 3 Преддипломное обучение … Википедия

Одесская национальная морская академия — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Харьковский институт народного хозяйства — (ХИНХ, ИНХОЗ) Оригинальное название Харківський інститут народного господаства Год основания 1920 1930 … Википедия

Источник

Что такое рабочий учебный план

от 24 июня 1997 года N 12-52-91ин/12-23

О рекомендациях по разработке рабочих учебных планов
и рабочих программ учебных дисциплин по специальностям
среднего профессионального образования
(для очной формы обучения)

Приложение 1
к письму Минобразования России
от 24 июня 1997 года N 12-52-91ин/12-23

РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке учебного плана образовательного учреждения
среднего профессионального образования
(для очной формы обучения)

1. Общие положения

Исходными документами для разработки рабочего учебного плана являются Государственные требования и примерный учебный план.

Рабочий учебный план образовательного учреждения определяет график учебного процесса, перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам, виды учебных занятий и производственной (профессиональной) практики, формы промежуточной и виды итоговой государственной аттестации.

1.2. При разработке рабочего учебного плана следует учитывать, что:

— переутверждение рабочих учебных планов в течение учебного года не допускается;

— недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями не должна превышать 36 учебных часов;

— максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы;

1.3. При разработке рабочего учебного плана образовательное учреждение среднего профессионального образования имеет право:

— устанавливать объемы часов обязательных учебных занятий по дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла;

— распределять суммарное количество часов (96 часов), отведенное в примерном учебном плане на дисциплины «Основы философии» и «Основы экономики», исходя из своей специфики, но не менее 32 часов на дисциплину;

— реализовывать объем часов на физическую культуру (4-6 часов в неделю) как за счет указанных в примерном учебном плане аудиторных часов, так и за счет различных форм внеучебных занятий в спортивных клубах, секциях и т.д.;

— вводить дисциплины по выбору, направленные на реализацию личностных потребностей, профессиональных интересов студентов, интересов потребителей кадров, в объеме, регламентированном стандартом, но не менее 32 часов на дисциплину (выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения и указываются после каждого цикла с указанием объемов часов);

— использовать резерв учебного времени образовательного учреждения на реализацию национально-регионального компонента, увеличение объема учебного времени, определенного Государственными требованиями, на учебные дисциплины и производственную (профессиональную) практику. Не более 30 процентов резерва учебного времени может быть использовано на увеличение объема времени на промежуточную аттестацию;

— определять формы и сроки проведения промежуточной аттестации в соответствии с Государственными требованиями.

2. Структура рабочего учебного плана

2.1. Рабочий учебный план состоит из следующих разделов: титульная часть, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени, план учебного процесса, факультативные дисциплины, производственная (профессиональная) практика, виды итоговой государственной аттестации, перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских, пояснения к учебному плану. Рекомендуемая форма бланка рабочего учебного плана прилагается (приложение 1).

2.2.1. В титульной части рабочего учебного плана указываются:

— наименование образовательного учреждения среднего профессионального образования;

— код и наименование специальности;

— код и наименование специализаций;

— образовательный уровень среднего профессионального образования;

— нормативный срок обучения;

— дата утверждения рабочего учебного плана, его номер, который должен соответствовать регистрационному номеру Государственных требований и примерного учебного плана.

2.2.2. График учебного процесса определяет сроки начала и окончания учебных занятий по курсам, промежуточных аттестаций, каникул, практик, итоговой государственной аттестации.

При составлении графиков учебного процесса необходимо руководствоваться следующим:

— продолжительность каникул должна составлять 8-11 недель на учебный год;

— продолжительность практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной), по профилю специальности (технологической), преддипломной (квалификационной) или стажировки планируется в соответствии с Государственными требованиями и примерным учебным планом.

2.2.3. В разделе «Сводные данные по бюджету времени» суммируются по курсам и за весь период обучения продолжительность теоретического обучения, практик, промежуточных аттестаций, каникул и время на итоговую государственную аттестацию.

2.2.4. В разделе «План учебного процесса» дисциплины рабочего учебного плана объединены по следующим циклам:

— общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

— математические и общие естественно-научные дисциплины;

— дисциплины специализаций (при наличии).

Перечень, объемы времени и сроки изучения дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ) устанавливаются в соответствии с приказом Госкомвуза России «О новой структуре цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования» от 12.04.95 N 537 и письмом Госкомвуза России от 13.04.95 N 17-37-98/ин/17-24.

Объем времени на изучение дисциплин общепрофессионального и специального циклов, соотношение теоретических и практических занятий, лабораторных работ уточняются, исходя из разработанных образовательным учреждением рабочих программ учебных дисциплин.

2.2.5. В плане учебного процесса отражаются следующие формы контроля знаний студентов: экзамены, курсовые проекты (работы), зачеты, контрольные работы.

Количество экзаменов, зачетов и контрольных работ по дисциплинам всех циклов определяется учебным заведением самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что дисциплины, включенные в рабочий учебный план, должны иметь завершающую форму контроля.

Зачеты и контрольные работы проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

Курсовые проекты (работы) планируются после окончания изучения дисциплины или соответствующего ее раздела. Количество курсовых проектов (работ) должно быть не более трех на весь период обучения.

2.2.6. В графе «Самостоятельная учебная нагрузка студента» указываются объемы внеаудиторной работы студента по дисциплинам, а в отдельных случаях по группам дисциплин.

2.2.7. Раздел «Производственная (профессиональная) практика» включает в себя:

— практику для получения первичных профессиональных навыков (учебная);

— практику по профилю специальности (технологическая);

— преддипломную (квалификационную) или стажировку.

Конкретное распределение времени на практики в зависимости от выбранного варианта, рекомендованного примерным учебным планом, осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с учетом межпредметных связей.

2.2.8. Вид итоговой государственной аттестации выбирается образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с Государственными требованиями. Допускается применение разных видов итоговой государственной аттестации в одной учебной группе.

2.2.9. Изучение факультативных дисциплин планируется учебным заведением на весь период обучения из расчета не более 4 часов в неделю.

2.2.10. Образовательное учреждение должно предусматривать проведение консультаций в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, включая период проведения производственной (профессиональной) практики (в т.ч. в период реализации Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ).

2.2.11. Образовательное учреждение имеет право изменять перечень учебных лабораторий, кабинетов, мастерских (полигонов, хозяйств и т.п.) и других подразделений, необходимых для подготовки специалистов.

2.2.12. В разделе «Пояснения к учебному плану» образовательное учреждение отражает особенности организации учебного процесса, проведения контроля за выполнением Государственных требований, раскрывает и уточняет отдельные положения рабочего учебного плана данного образовательного учреждения.

Приложение 2
к письму Минобразования России
от 24 июня 1997 года N 12-52-91 ин/12-23

РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке рабочих программ учебных дисциплин
по специальностям среднего профессионального
образования

Рабочая программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной программы учебной дисциплины. Рабочая программа должна содержать требования к подготовке студента по результатам изучения данной дисциплины, рекомендации по организации образовательного процесса.

Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.

2. Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать:

— содержание учебной дисциплины;

— перечень лабораторных работ и практических занятий;

— перечень курсовых проектов (работ) (при наличии);

— перечень литературы и средств обучения.

Структура рабочей программы учебной дисциплины прилагается (приложения 1-3).

Источник

Что такое учебный план в вузе, зачем он нужен и где его найти

Что такое рабочий учебный план. Смотреть фото Что такое рабочий учебный план. Смотреть картинку Что такое рабочий учебный план. Картинка про Что такое рабочий учебный план. Фото Что такое рабочий учебный план

Выбирая вуз и специальность для поступления, абитуриенты хотят знать, какие предметы они будут изучать. Содержание образовательной программы можно узнать из специального документа — учебного плана. Сегодня мы расскажем о нём подробнее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Хотите всегда быть в курсе новостей из мира образования? Присоединяйтесь к нашему информационному телеграм-каналу, где мы оперативно сообщаем обо всём важном. А в специальной группе вы найдёте скидки и выгодные предложения.

Что такое учебный план университета

Учебный план в вузе — это документ, где указано, какие дисциплины, в каком порядке и каком объёме будет изучать студент конкретной специальности.

Также из плана можно узнать, сколько практик будет у учащихся, по каким предметам и в какие семестры их ждёт защита курсовых.

Учебный план — это схема обучения студента, поэтому так полезно изучить его перед поступлением.

Структура учебного плана вуза

В любом учебном плане есть 3 связанные между собой составляющие:

Содержание программы включает в себя перечень дисциплин и видов деятельности студента:

График обучения определяет, когда студент будет заниматься этой деятельностью: в каком семестре изучать те или иные предметы, по каким из них готовить курсовую, когда проходить практику и т. п.

Количество часов указывается для того, чтобы можно было понять, сколько времени отведено на разные типы деятельности. Этот раздел наглядно показывает, какие предметы основные для специальности: их изучение займёт больше всего времени.

Этот раздел будет отличаться у студентов одной специальности, но разной формы обучения: на дневном отделении больше часов отведено на аудиторную работу, на заочном — на самостоятельную. Что такое рабочий учебный план. Смотреть фото Что такое рабочий учебный план. Смотреть картинку Что такое рабочий учебный план. Картинка про Что такое рабочий учебный план. Фото Что такое рабочий учебный планОт плана зависит организация учёбы студентов

Кто составляет учебный план в вузе

Рабочий учебный план составляют преподаватели выпускающей кафедры, а утверждают те, кто несёт ответственность за подготовку специалистов этого направления: заведующий, декан и ректор вуза. При составлении плана педагоги учитывают стандарты и рекомендации Минобразования.

Если вас интересует, как в учебные планы попадают общие предметы, то причина — именно в постановлениях МОН.

Если студент не может учиться по этому плану, для него оформляют индивидуальный график (для этого нужны уважительные причины, например, болезнь или трудоустройство по профилю).

Как часто меняют учебный план

Корректировка плана — нормальный процесс, т. к. требования работодателей к выпускникам меняются и некоторые дисциплины приходится заменять другими. Обычно планы меняют каждые 2-3 года, но всё зависит от специальности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Где найти учебный план вуза и зачем он нужен

Большинство государственных и частных учебных заведений выкладывают свои планы в открытый доступ: их можно найти на сайтах университетов или профильных кафедр. Чаще всего их размещают в разделах «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».

Бумажный экземпляр плана хранится на кафедре, в деканате и учебной части.

Если у сайта неудобная навигация и поиск не дал результатов, советуем написать в приёмную комиссию: они вышлют учебный план на почту абитуриенту. Не стесняйтесь обратиться с такой просьбой: анализ учебного плана вуза поможет выбрать, в каком университете специальность представлена лучше всего.

Пригодится учебный план и студенту: зная его, можно понять, какие дисциплины, курсовые и практики ждут его на следующем курсе и заранее подготовиться.

А если с изучением какого-то предмета возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис. Его экспертам можно доверить любую работу: от лабораторной до диплома.

Что такое рабочий учебный план. Смотреть фото Что такое рабочий учебный план. Смотреть картинку Что такое рабочий учебный план. Картинка про Что такое рабочий учебный план. Фото Что такое рабочий учебный план

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Что такое рабочий учебный план

Методические рекомендации по разработке рабочих программ

Одно из приоритетных направлений — достижение качества современного образо­вания, отвечающего актуальным потребностям лич­ности, общества и государства. В значительной сте­пени условия эффективной реализации образователь­ной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его об­разовательной программе.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:

· не учитываются цели и задачи образовательной про­граммы школы;

· недостаточно обосновывается необходимость их разработки;

· отсутствуют некоторые обязательные разделы, на­пример, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;

· не всегда предусматривается обеспечение пред­лагаемой программы необходимым учебно-методи­ческим комплексом;

· не соблюдается принцип преемственности с други­ми программами образовательной области.

Настоящие методические рекомендации содержат общие принципы и положения, которыми следует ру­ководствоваться при разработке рабочей программы.

Закон РФ «Об образовании» (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемствен­ных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образователь­ных программ определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения. На различных ступенях образования воз­можны варианты образовательных программ по од­ному и тому же учебному предмету, которые отлича­ются своим предназначением:

· базовая (типовая учебная программа) образова­тельная программа;

· образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;

· образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.).

Таким образом, в образовательном учреждении воз­можно обучение по нескольким вариантам учебной программы.

Существует несколько определений учебной програм­мы. Приведем некоторые из них [2] :

1. Учебная программа — это нормативный доку­мент, в котором очерчивается круг основных зна­ний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, ре­комендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, от­водимое для изучения всего курса. Полнота усвое­ния программных требований учащимися есть ос­новной критерий успешности и эффективности про­цесса обучения.

2. Учебная программа — документ, отражающий це­левые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, ло­гику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня об­разования.

3. Учебная программа есть краткое системное опи­сание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответ­ствии с заданными целями и выполнял функции об­разования, воспитания, развития.

«Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения».

1. Рецензирование. Рецензии выдаются как науч­ными или методическими учреждениями, так и от­дельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда ис­пользуются внутренние и внешние формы экспер­тизы. Обсуждение авторской программы на засе­дании методического совета образовательного уч­реждения или на заседании методического объе­динения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими уч­реждениями, специалистами, работающими в дан­ной предметной области, является формой внеш­ней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагае­мый учебный курс носит интегрированный харак­тер.

2. Апробация. Включению авторской программы в об­разовательный процесс школы должно предшество­вать ее экспериментальное изучение, то есть апро­бация. В ходе апробации могут вноситься рекомен­дации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования. Апробацию авторской программы же­лательно проводить с сентября по март, поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда плани­руемый в ней результат не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции уровня обученности учащихся.

3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руко­водителем образовательного учреждения. Если ре­цензии содержат замечания или при апробации про­граммы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.

Функции рабочей программы и требования к ней, способы по­строения рабочей программы

Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет сле­дующие функции:

· нормативную, то есть является документом, обяза­тельным для выполнения в полном объеме;

· целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

· определения содержания образования, то есть фик­сирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

· процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержа­ния, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

· оценочную, то есть выявляет уровни усвоения эле­ментов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной про­граммы школы (требований социального заказа, тре­бований к выпускнику, целей и задач образователь­ного процесса, особенностей учебного плана школы).

2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образо­вательной области, отражение законченного, целос­тного содержания образования.

3. Наличие признаков нормативного документа.

4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение ме­тодов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и доста­точных для реализации поставленных целей элемен­тов содержания (знания о природе, обществе, техни­ке, человеке, способах деятельности; опыт творчес­кой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

6. Конкретность представления элементов содержа­ния образования.

Структура рабочей программы

Программа учебного курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист (Приложение №1).

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание тем учебного курса.

5. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).

Титульный лист содержит:

1. Полное наименование об­разовательного учреждения.

2. Гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты).

3. Название учебного курса, для изучения кото­рого написана программа.

4. Указание параллели, на которой изучается про­грамма.

5. Фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких)

6. Название города, в котором подготовлена про­грамма.

7. Год составления программы.

Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­циплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образова­нии»). Это не исключает возможности предостав­ления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имею­щих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы ру­ководителем образовательного учреждения.

2. Пояснительная записка

Назначение пояснительной записки в структуре про­граммы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образо­вания, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

• дать представление о способах развертывания учеб­ного материала, в общих чертах показать методичес­кую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

В пояснительной записке указывается, в какую обра­зовательную область входит данный учебный пред­мет, и кратко формулируются цели учебного предме­та для каждой ступени обучения. Пояснительная за­писка к авторской программе (например, регионального компонента) должна содержать обо­снование актуальности разработанной про­граммы, описание концепции и основных идей изуча­емого курса. В ней указываются причины, в силу ко­торых существующие программы не удовлетворяют образовательные запросы и познавательные потреб­ности обучающихся. В модифицированной програм­ме уточняется суть изменений, которые внесены в содержание типовой программы. В тексте пояснительной записки также содержатся:

1. Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, включая раскры­тие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых).

2. Общая характеристика учебного процесса: мето­ды, формы и средства обучения.

3. Методические рекомендации по изучению рабочей программы.

4. Логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного плана, ресурсное обеспечение курса. Кроме того, в пояснительной записке приводится ис­пользуемая в тексте программы система условных обозначений.

Цели и задачи обучения поставлены диагностично если:

· дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в ре­зультате изучения программы, что его можно безо­шибочно отделить от других качеств личности;

· описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;

· возможно измерение развитости или интенсивнос­ти проявления оцениваемого качества на основе дан­ных контроля;

· существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Не допускается включение в число учебных задач та­ких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить. », «рассказать. », «сооб­щить. » и тому подобные).

Задачи предмета обычно группируются как мировоз­зренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они вы­ступают в качестве частных, относительно самосто­ятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сфор­мулирован круг типовых задач (в общей их постанов­ке) по всем разделам курса, которые должен научить­ся решать каждый учащийся.

При формулировке целей и задач учитываются тре­бования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завер­шения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:

· основные идеи и система ценностей, формиру­емые учебным предметом;

· конечная система или комплекс знаний;

· перечень умений и навыков (способов деятельности);

· перечень проблем, которые учащиеся должны на­учиться решать, творчески изучая данный предмет.

Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины форму­лируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требова­ниям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достиже­ний. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.

3. Учебно-тематический план. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые орга­низационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на от­дельные темы. Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы (см. таблицу 1 или 2 или 3). Приведенные в таблице организационные формы обу­чения и контроля носят примерный характер. Он оп­ределяется особенностями класса, в котором пре­подается предмет, спецификой самого учебного кур­са (например, необходимостью проведения практи­ческих и лабораторных работ для предметов есте­ственно-научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кро­ме того, в учебно-тематический план могут быть вклю­чены экскурсии, конференции и другие формы про­ведения занятий.

Наименование разделов и тем

Примерное количе­ство часов на са­мостоятельные работы учащихся

В нижней части таблицы часы суммируются

Наименование разделов и тем

В нижней части таблицы часы суммируются

Наименование разделов и тем

В нижней части таблицы часы суммируются

4. Содержание тем учебного курса Формирование содержания учебного курса осуществ­ляется на основе следующих принципов:

· единства содержания обучения на разных его уров­нях;

· отражения в содержании обучения задач развития личности;

· научности и практической значимости содержания обучения;

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последова­тельность изложения:

2. Необходимое количество часов для ее изучения.

3. Содержание учебной темы:

основные изучаемые вопросы;

практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

требования к знаниям и умениям обучающихся;

формы и вопросы контроля;

возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Если учебный курс включает теоретический и практичес­кий разделы, то соотношение между ними в общем объе­ме часов можно варьировать в зависимости от раз­ных факторов (специализации образовательного уч­реждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практичес­ких работ, учебных экскурсий и других форм практи­ческих занятий. В описания отдельных видов практи­ческих занятий (например, семинаров) целесообраз­но включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся явля­ется важнейшим этапом учебного процесса и выпол­няет обучающую, проверочную, воспитательную и кор­ректирующую функции. В структуре программы про­верочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня ус­воения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей про­граммы нередко возникает потребность в переработ­ке, отборе или самостоятельной разработке провероч­ных материалов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогово­го контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.

5. Список литературы. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Пе­речень основной литературы включает издания, со­держание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным ас­пектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Спи­сок литературы включает библиографические опи­сания рекомендованных автором программы изда­ний, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания:

· книга одного или более авторов :

· статья из сборника или периодического издания :

Библиографическое описание документа. Общие тре­бования и правила составления: ГОСТ 7.1.84. — Введ.01.01.86. — М., 1984. — 75 с. — (Система стан­дартов по информ., библ. и изд. делу).

В последнее время выбор программ и учебников зна­чительно расширился. Альтернативная учебная лите­ратура имеется практически по всем предметам фе­дерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:

· его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;

· отражение логики и требований программы в струк­туре и содержании учебника;

· полнота выполнения дидактических функций (ин­формационной, развивающе-воспитательной, коор­динирующей, самоконтроля);

· информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;

· целесообразность внетекстовых компонентов, по­лиграфическое качество учебника.

Большое количество учебников, учебных пособий, ра­бочих тетрадей и других составляющих учебно-мето­дического комплекта необходимо внимательно изу­чать при составлении рабочей программы. Разработ­чик программы определяет, насколько данный комп­лект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуслав­ливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вы­зывает трудности для обучающихся и не может в пол­ной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов пе­ред автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего программе комплек­та.

Для реализации авторской или рабочей про­граммы уже имеющийся учебно-методический комплекс мо­жет быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учеб­ные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информирован­ность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учеб­ного года заменять на новые уже используемые учеб­ники и пособия. Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требо­ваний программы возможностям учебника. Таким образом учебно-методический комплект, явля­ясь неотъемлемой частью образовательной програм­мы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны ад­министрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение — вполне допусти­мое явление. Однако нельзя забывать, что все прово­димые корректировки нуждаются в тщательной и про­думанной процедуре.

Алгоритм построения рабочей программы

Разработка рабочих программ и планирование учеб­ной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать раз­личные факты и ситуации, но и предвидеть, планиро­вать их развитие, что предполагает наличие у учите­лей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.

Вследствие этого, особенно у начинающего педаго­га, может возникнуть убеждение, что подобных слож­ностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработан­ные другими авторами). Однако по­добная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования кур­са, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказыва­ется на качестве образования. Если педагог использует уже существующие программы, не перераба­тывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужо­го проекта, который механически репродуцирует го­товые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формиру­ется целостного представления об изучаемом кур­се, теме. В результате дальнейшей работы учителя осознание целостности курса если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, то есть формируется эмпирически, «методом проб и оши­бок».

Ниже предлагается алгоритм, позволяющий учителю самостоятельно разрабатывать учебные программы и включающий несколько последовательных и взаи­мосвязанных этапов.

Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предус­матривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает не­сколько подэтапов:

1. Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающих­ся и их родителей.

3. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распреде­ляются на группы по содержанию и по способу ра­боты.

4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно проду­мать и соотнести объем изучаемого материала, пос­ледовательность его изложения и время на его изуче­ние. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года.

5. Определение методик или технологий обучения, ко­торые предлагается использовать при проведении кур­са. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной про­граммы школы.

6. Разработка содержания и формы проведения ито­гового и рубежного контроля, определение его пери­одичности.

На втором этапе планирования составляется годич­ный план обучения. Эта работа выполняется на ос­нове тех же принципов, что и составление плана все­го курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изу­чаемый в течение одного учебного года.

После завершения работы по планированию учебно­го курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование. Можно предложить к использованию следующие варианты такого планирования (см. таблицу 4 или 5).

Таблица 4. Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *