Что такое рабочий вопрос история 9 класс
Рабочий вопрос в России
РАБОЧИЙ ВОПРОС В РОССИИ — одна из острых социально-политических проблем в конце XIX — начале XX в., включавшая взаимоотношения рабочего класса с предпринимателями (фабрикантами, заводчиками) и правительством. Возник в правительственной политике в связи с формированием рабочего класса и началом его столкновений с владельцами предприятий. Означал борьбу российского пролетариата за улучшение экономического и социального положения, которое было крайне тяжелым: низкая заработная плата (21—37 руб.), продолжительный рабочий день (11—14 час.), громадные штрафы (за поломку инструментов, нарушения дисциплины и т. п.), плохие жилищные условия, отсутствие охраны труда, политических свобод и профессиональных союзов, способных защищать экономические интересы рабочих.
Фабричным законодательством 1880-х гг. правительство пыталось решить рабочий вопрос путем регламентации взаимоотношений рабочих с владельцами предприятий. В 1885—1886 гг. были приняты законы, установившие предельный размер штрафов, учреждавшие фабричную инспекцию, призванную следить за нарушением законов предпринимателями, и запрещавшие работу женщин и подростков в ночное время. Однако эти меры не внесли заметного улучшения положения и не остановили борьбу рабочих.
Стачки летом 1896 г. и зимой 1897 г. вынудили правительство принять закон (1897) о сокращении продолжительности рабочего дня до 11,5 часов, но фабриканты повсеместно нарушали его под разными предлогами (срочный казенный заказ и т. п.). Были также расширены права фабричной инспекции, которая должна была предупреждать возможные причины забастовок, но и эти меры не остановили рабочее движение, которое под влиянием революционной пропаганды включилось в политическую борьбу и стало одним из мощных проявлений социально-политического кризиса в России.
Демонстрации под лозунгом «Долой самодержавие!» (1900) и забастовки 1901—1903 гг. обозначили подъем борьбы рабочих. Под ее воздействием рабочий вопрос стал одним из главных во внутренней политике правительства, которое пыталось решить его тремя методами. Первый — усиление репрессий: за участие в стачках рабочие подлежали уголовной ответственности, их могли арестовать, заключить в тюрьму, выслать на родину с запрещением проживать в крупных промышленных городах. Второй — издание новых законов: с 1901 г. учреждались пенсии рабочим казенных предприятий, потерявшим трудоспособность на производстве; в 1903 г. закон установил компенсацию фабрикантами рабочим, получившим травму на производстве, и ввел право рабочих выбирать из своей среды старост, призванных следить за соблюдением предпринимателем условий найма. Третий — развертывание «попечительной» политики, которая вылилась в создание легальных рабочих организаций под наблюдением полиции для отвлечения пролетариата от политической борьбы. Политика «полицейского социализма» («зубатовщина») натолкнулась на сопротивление фабрикантов, решивших, что полиция натравливает на них трудящихся, и на недоверие самих рабочих, которым надоело ждать решительных действий от правительства.
В результате Революции 1905—1907 гг. рабочие добились сокращения продолжительности рабочего дня (до 9—10 час.), отмены штрафов, увеличения заработной платы (в ряде отраслей промышленности) и права создания профсоюзов. В 1912 г. Государственная дума приняла закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, но он распространялся только на 15% рабочих казенных предприятий и лишь создавал видимость заботы правительства о трудящихся. 8-часовой рабочий день законодательно не был введен в России вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 419-420.
4. Рабочий вопрос
4.1. Государственная политика. До 1905 г. Николай II считал, что в России не существует рабочего класса, аналогичного западноевропейскому. Но уже в ходе революции, в которой рабочий класс проявил огромную активность и упорство, для правительства стала очевидной необходимость решения рабочего вопроса в целом и разработки рабочего законодательства в частности. Понимали важность этой проблемы я многие политические силы, представленные в Думе.
• Репрессивные меры правительства. Приступив к подготовке рабочих законов, правительство продолжало политику «успокоения» в отношении рабочего движения.
Половину всех арестованных, осужденных и сосланных составляли рабочие. В 1907–1909 гг. было казнено больше рабочих, чем в годы первой российской революции. Было закрыто около тысячи рабочих газет. В уточнение, а фактически в нарушение Временных правил о собраниях, распоряжение министра внутренних дел запрещало рабочие митинги и собрания на территории предприятий. Временные правила об обществах также не пересматривались, но циркуляр Столыпина от августа 1908 г. предписывал закрывать культурно-просветительские общества и профсоюзы, замеченные в «политической пропаганде». В результате разогнаны были сотни профсоюзов.
В то же время правительство не могло полностью игнорировать итоги революции. Формально продолжали действовать Временные правила о стачках. Совет министров рекомендовал не применять «радикальные меры» против празднования 1 мая.
• Законопроекты правительства. В 1905 г. был выработан комплекс законопроектов, представлявших собой одну из наиболее последовательных программ правительства. Они охватывали все стороны проблемы и касались:
– создания больничных касс для рабочих,
– создания арбитражных комиссий для решения споров с хозяевами,
– сокращения рабочего дня с 11,5 до 10 часов,
– отмены наказания за участие в экономических стачках,
– введения государственного страхования рабочих и т. д.
Но при этом в государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции – тяготение властей к роли арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, стремление осуществлять жесткий контроль над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Это не могло устроить ни рабочих, ни промышленников. В 1906–1908 гг. под нажимом со стороны как организаций промышленников, так и высшей бюрократии большая часть проектов не была передана в Думу.
Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания, неоднократно выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его гибели новый премьер В. Н. Коковцов также придавал большое значение вопросу о рабочем законодательстве.
– о больничных кассах,
– государственном страховании рабочих и
– ненаказуемости участников стачек (взамен расплывчатых Временных правил).
Законопроекты поддержали кадеты, прогрессисты и левые. Только в 1912 г. в условиях нового подъема общественного движения первые два закона были приняты, но правые при поддержке октябристов провалили проект закона об отмене наказания стачечников.
4.2. Рабочее движение.
• 1907–1909 гг. Несмотря на репрессии и благодаря завоеваниям революции 1905 г. рабочее движение сохранилось на уровне, в 2 раза превышавшем предреволюционный, но более низком, чем в годы революции.
Существует точка зрения, что в 1907–1910 гг. рабочее движение, в том числе лишенное руководства со стороны радикальных политических партий, переживало постепенный спад.
– Действительно, число забастовок снизилось с 1400 во второй половине 1907 г. до 790 в 1909 г. Но экономические стачки сократились незначительно, а вот политические – почти прекратились (они были связаны в основном с празднованием 1 мая или памятными датами). Скорее, речь шла о деполитизации стабильного забастовочного движения. В то же время стачки стали организованнее и проходили под руководством как легальных, так и множившихся нелегальных профсоюзов.
– Сохранившиеся легальные профсоюзы продолжали действовать, хотя число их сократилось с 850 в 1907 г. до 230 в 1910 г. При этом ежегодно, несмотря на условия создания, усложненные циркулярами МВД, возникали новые профессиональные и культурно-просветительские рабочие организации, число которых достигало нескольких тысяч. Ширилась сеть рабочих библиотек, просветительских рабочих обществ и рабочих домов.
– Рабочие постепенно осваивали новые формы протеста: организованные обращения в фабричную инспекцию, судебные иски. Промышленный пролетариат, имевший опыт борьбы и, главное, познавший вкус победы, изменился по сравнению с 1901–1904 гг.: стал образованнее, организованнее, сознательнее. Можно сделать вывод о постепенном изменении характера борьбы рабочих и стабилизации экономического движения на относительно высоком уровне.
• В 1910–1914 гг. ресурс доверия правительственным реформам исчерпался, страх перед репрессиями уменьшился, а рабочий вопрос так и не был решен. Настроения рабочих масс изменились, и с 1910 г. забастовочное движение резко усилилось. После максимального спада общего числа стачек в 1909 г. (788), в 1910 г. количество всех забастовок выросло до 1250 (хотя за счет вовлечения небольших предприятий они стали в среднем мельче по числу участников).
После расстрела в 1912 г. забастовщиков на прииске Ленского золотопромышленного товарищества («Ленский расстрел»), где погибли более 250 человек, произошел резкий подъем движения рабочих протестов. К 1914 г. рабочее движение достигло огромного размаха. Только в первой половине 1914 г. бастовало больше рабочих (1,5 млн), чем за весь революционный 1905 г. (1,3 млн).
Важно, что забастовки снова приобрели в основном политический характер. В 1912 г. 70 % стачек сопровождались выдвижением наряду с экономическими и политических требований. Все чаще кончались победой рабочих экономические стачки. Возникали новые рабочие профсоюзы, издавалось все больше газет для рабочих.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 1. Проблемы торгово-промышленной политики правительства. Рабочий вопрос
§ 1. Проблемы торгово-промышленной политики правительства. Рабочий вопрос Проведение внутриполитического курса в России на рубеже XIX–XX вв. осложнялось существованием неразрешимого противоречия: с одной стороны — феодальная самодержавная монархия, стремившаяся всеми
Вопрос земельный, вопрос головоломный
Вопрос земельный, вопрос головоломный Освобождение крестьян в 1861 году провели весьма своеобразно. Надо сказать, что о нем задумывался еще Александр I — однако дело уперлось в откровенный саботаж высшего чиновничества. А тогдашние высшие чиновники практически поголовно
«Период государственной политики»: пошлины, оборона и право голоса; расторжение унии; «рабочий вопрос» (1885–1905)
«Период государственной политики»: пошлины, оборона и право голоса; расторжение унии; «рабочий вопрос» (1885–1905) /209/ Проблема обороны получила неожиданное разрешение в 1885 году. В политических дебатах стала доминировать проблема пошлин. Противоречия между «господами» и
«Вопрос о хлебе и вопрос о мире»
«Вопрос о хлебе и вопрос о мире» После Октябрьского переворота большевики получили по наследству от царского и Временного правительств не только государственную власть, но и застарелую головную боль. «Два вопроса стоят в настоящий момент во главе всех других
212. Русский вопрос — это не национальный, а главный государственный вопрос
212. Русский вопрос — это не национальный, а главный государственный вопрос — Русский вопрос даже в качестве неточного и неадекватного — главный государственный вопрос. Он не национален совершенно. В нем есть всемирное начало и есть начало рабское. Эти иррациональные
1.2. Рабочий вопрос
1.2. Рабочий вопрос Первым важнейшим шагом здесь стало введение восьмичасового рабочего дня. 10 марта 1917 г. соглашение об этом было подписано между Петроградским обществом заводчиков и фабрикантов и Петроградским Советом. Вскоре восьмичасовой рабочий день был фактически
Рабочий инструмент
Рабочий инструмент Индиана Джонс выходил в поле с бригадами работников, снабженных лопатами, будучи вооруженным своим любимым кнутом. Сегодня археологи используют более утонченные инструменты.Землеройная техника является необходимым элементом крупномасштабных
4. Рабочий вопрос
4. Рабочий вопрос 4.1. Государственная политика. До 1905 г. Николай II считал, что в России не существует рабочего класса, аналогичного западноевропейскому. Но уже в ходе революции, в которой рабочий класс проявил огромную активность и упорство, для правительства стала
Рабочий вопрос
Рабочий вопрос В рабочем вопросе лидеры Северного правительства изначально отводили государственной власти прежде всего посреднические и контролирующие функции. Однако, так как большинство частных предприятий закрылось уже до начала или во время Гражданской войны,
«Рабочий вопрос» в последней трети XIX в
«Рабочий вопрос» в последней трети XIX в Завершение промышленного переворота и превращение крупной индустрии в основу экономики ведущих государств Запада превращало проблему взаимоотношений труда и капитала в стержневой сюжет, вокруг которого так или иначе стал
ВОПРОС 4: Подробнее обо мне и о моих планах (здесь представлен ответ на ваши вопросы 2, 3 и последний вопрос)
ВОПРОС 4: Подробнее обо мне и о моих планах (здесь представлен ответ на ваши вопросы 2, 3 и последний вопрос) Свою университетскую карьеру я начинал как физик, но быстро переключился на музыку (я пианист) и получил степень бакалавра и мастера по истории музыки в университете
Рабочий класс и национальный вопрос
Рабочий класс и национальный вопрос Для начала обратимся к рабочему классу и посмотрим, имелась ли в нем питательная среда для деятельности национального движения и получили ли там распространение украинские настроения. Согласно коммунистической идеологии, рабочий
Изборский клуб и главный вопрос эпохи Вопрос о советском наследии тесно связан с обретением Россией потерянного лица
Изборский клуб и главный вопрос эпохи Вопрос о советском наследии тесно связан с обретением Россией потерянного лица Болевая точка С момента возникновения Изборского клуба нами было подготовлено несколько аналитических докладов, из которых наибольший резонанс
Рабочий класс и национальный вопрос
Рабочий класс и национальный вопрос Россия – пестрая в национальном отношении страна. Правительственная политика, политика помещиков, поддерживаемых буржуазией, проникнута вся насквозь черносотенным национализмом.Политика эта направлена своим острием против
Рабочий день и рабочий год в Московской губернии
Рабочий день и рабочий год в Московской губернии Вышедшая под этим заглавием работа инженера Козьминых-Ланина (М., 1912, изд. Постоянной комиссии музея содействия труду при Моск. отд. имп. русск. техн. о-ва. Ц. 1 руб. 75 коп.) представляет из себя сводку данных, которые относятся
Конспект урока на тему «Рабочий вопрос в России. Марксизм»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по теме: «Рабочий вопрос в России. Марксизм»
раскрыть суть рабочего вопроса;
выяснить причины рабочего движения и формирования рабочего законодательства в России;
сформировать представления о первых марксистских организациях в России;
познакомить учащихся с основами марксистского учения, которые определят развитие России в ХХ века;
развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли;
совершенствовать умения работать с историческим источником;
способствовать формированию навыков самостоятельной творческой деятельности, умению аргументировано доказывать свое мнение.
воспитание патриотизма, уважения к труду рабочих.
Актуализация темы, целей урока.
Рабочий вопрос. Рабочее движение.
Марксизм. Марксистские организации в России
Актуализация темы, целей урока
Ребята, как вы понимаете слова Фридриха Энгельса?
Эпиграф «Положение рабочего класса является действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений современности, потому что оно представляет собой наиболее острое и обнажённое проявление наших современных социальных бедствий».
(предп ответ: от положения рабочих, от отношения к ним государства зависит спокойствие и процветание страны)
О чем пойдет речь на уроке?
( о положении рабочих и отношении к ним государства)
(запишите тему в тетрадь)
Предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые мы должны будем ответить, чтобы понять и разобраться в данной теме
— Давайте вспомним, каковы были общие тенденции экономического развития России в к.19 века?
— Как изменилась социальная структура российского общества после отмены? крепостного права?
— Какие два класса российского общества начали формироваться в 19 веке?
(буржуазия и рабочий класс)
Дайте определение понятию буржуазия?
Что такое рабочий класс?
(Буржуази́я — социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности.
В русском языке слово «буржуазия» в прошлом нередко переводили как «мещанство».
В современном русском языке слову «буржуа» соответствует не столько мещанин, сколько предприниматель, эксплуататор (например, в буржуазию входило и купечество, а некоторая часть мещан работала по найму).
При капитализме Рабочий класс — это класс наёмных работников, лишённых средств производства, живущих продажей своей рабочей силы и подвергающихся капиталистической эксплуатации (пролетариат); при социализме — класс тружеников общенародных социалистических предприятий, занимающий ведущее положение в обществе.)
Перед вами, ребята, определение одного из важных вопросов, который необходимо было решить Александру III . Прочтите и постарайтесь вставить пропущенное слово.
(формирование рабочего класса, численность и структура, состав, условия труда и уровень жизни рабочих, правовое и политическое положение и др. – все это объединено понятием __________________вопрос.)
Откройте учебник и прочитайте определение «рабочий вопрос».
Рабочий вопрос. Рабочее движение.
После отмены крепостного права и в связи с быстрым развитием промышленности увеличивается численность наемных рабочих. На западный лад их стали называть – пролетариями. Во второй половине 19 века их было так много, что фактически они представляли отдельное сословие, но юридически это не было оформлено.
Познакомиться с положением рабочих России в к.19 века нам помогут
документы (приложение 1) отрывок из романа Горького «Мать» и из воспоминаний старого рабочего. Поработаем с документами.
Но прежде двое желающих получат индивидуальное задание, назвать причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова, опираясь на требования рабочих.
Требования морозовских рабочих
Беспрепятственные выдачи харчей до тех пор, пока рабочие будут удовлетворены в своих требованиях, без всякой расписки. Также и на будущее время. выдача жалованья не задерживалась бы далее 15-го или первую субботу после 15-го.
Свободный выбор старосты в артелях и чтобы староста не мог служить более трех месяцев. Уволить от должностей тех служащих и мастеров, которых найдут нужным рабочие и покажут отдельной запиской».
1. Каковы причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова? 2. Выдвигали ли рабочие политические требования?
3. О чем свидетельствует сам факт выдвижения коллективного требования рабочих?
У вас 3 минуты, чтобы подготовить ответ на вопросы к документам.
Работая с документами, вы можете в нем делать пометки, которые помогут в ответе на вопрос.
День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно.
… Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал.
Вопрос: Какие выводы о труде на фабрике, об отношении рабочих к своему труду, о его влиянии на их жизнь в целом можно сделать. Какой представляется нам автор жизнь рабочего в к.19 века?
ИЗ «ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОГО РАБОЧЕГО»
Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев — своя одежда и обувь, хозяйские стол и квартира.
. Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работали 16 мастеров и 19 мальчиков. Спальня была для всех общая, внизу были общие полати-помост, и мастера спали вповалку, рядышком все 16 человек.
Между полатями и стеною — аршинный проход, над полатями нижними были верхние полати для учеников, которые спали тоже вповалку. Всё кишело паразитами — вшами и клопами.
Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай — мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и чёрного хлеба ломоть; вечером, в 5- м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта.
Работа была тяжёлая, и, проработав 12, чаще всего 12,5 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов.
. Я перешёл 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел.
Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на Пасху — неделя, а на Святки — две недели, аккуратная уплата заработка.
Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперёд те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками. Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования.
1.Каковы были условия труда и быта работников слесарной мастерской?
2. Как выражали недовольство своими условиями труда рабочие?
3.Каково значение этих выступлений?
После обсуждения вопросов по текстам обобщающий вопрос
Предположите, что будет главной причиной недовольства рабочих.
Тяжелые условия труда и отсутствие рабочего законодательства, усугубляемые неопределенным социальным положением, становились главной причиной роста рабочего движения.
Стачки и забастовки требовали определенной организации пролетариата. Этим воспользовались народники, считая, что выступления рабочих будут примером для крестьян.
1875 г-«Южнорусский союз рабочих» (Одесса) разгромлен
1878 г- Северный союз рабочих (Петербург) самороспуск
Самым крупным выступлением рабочих стала стачка на Никольской фабрики Морозовых в Орехово-Зуево в январе 1885 года.
Предоставим слово ребятам, работавшим с требованиями рабочих.
Правительство Александра III 15 законов, направленных на улучшение положения рабочих. Запишем некоторые из них.
Закон 1 июня 1882 года о работе малолетних. (12 лет, в одну смену 8ч, в 2 – 9ч, право открывать школы для малолетних работников)
Закон 3 июня 1885 года запретил ночные работы подростков и женщин на прядильных и ткацких фабриках.
Закон 3 июня 1886 года о найме рабочих на работу и взаимных отношениях фабрикантов и рабочих.
2.Марксизм. Марксистские организации в России.
Кризис революционного народничества, необходимость поиска новых способов переустройства общества, с одной стороны, и развитие рабочего движения, с другой, создали условия для распространения в России марксизма.
— Вспомните, кто являлся создателем марксизма? Каковы его основные положения?
Частная собственность ведет к неравенству и эксплуатации человека человеком.
На всех этапах развития общества выделяются эксплуататоры и эксплуатируемые
Чтобы ликвидировать неравенство нужно ликвидировать частную собственность, а средства производства передать трудящимся
Государство – орудие принуждения в руках господствующего класса.
С упразднением классов государство отомрет
Движущая сила революции – рабочий класс (пролетариат)
Для руководства революцией нужна рабочая (пролетарская партия)
Ка вы относитесь к высказыванию немецких мыслителей о неизбежной гибели капитализма и переходе власти в руки рабочего класса? Выскажите свое мнение.
Сейчас мы будем работать по учебнику стр 259-260 учебника познакомимся с деятельностью первых марксистских организаций.
Работая с текстом вам предстоит выяснить что такое I интернационал? Когда и кем он был создан?
Какая марксисткая литература была переведена на русский язык?
Определить цели первых марксистских организаций, кто возглавлял эти организации. (3 минуты)
( создал организацию В 1864 году Маркс и Энгельс создали международную организацию рабочих I Интернационал.
В 1869 году на русском языке были изданы Устав I Интернационала и Манифест коммунистической партии (перевод Бакунина)
В 1872 году Лопатин перевёл «Капитал» Маркса.
Некоторые участники народничества начинают изучать марксизм. Большое внимание изучению этого вопроса уделил Плеханов.
В 1883 году он организовывает первую марксистскую группу «Освобождение труда».)
Могли ли марксиссткие организации появиться в России раньше чем в Европе? Обоснуйте свой ответ.
Итак, наш урок подходит к концу домашнее задание: стр.255-261, новые слова стр261-262.
Одним предложением продолжи одну из фраз