Что такое рабочий вопрос
Рабочий вопрос в России
РАБОЧИЙ ВОПРОС В РОССИИ — одна из острых социально-политических проблем в конце XIX — начале XX в., включавшая взаимоотношения рабочего класса с предпринимателями (фабрикантами, заводчиками) и правительством. Возник в правительственной политике в связи с формированием рабочего класса и началом его столкновений с владельцами предприятий. Означал борьбу российского пролетариата за улучшение экономического и социального положения, которое было крайне тяжелым: низкая заработная плата (21—37 руб.), продолжительный рабочий день (11—14 час.), громадные штрафы (за поломку инструментов, нарушения дисциплины и т. п.), плохие жилищные условия, отсутствие охраны труда, политических свобод и профессиональных союзов, способных защищать экономические интересы рабочих.
Фабричным законодательством 1880-х гг. правительство пыталось решить рабочий вопрос путем регламентации взаимоотношений рабочих с владельцами предприятий. В 1885—1886 гг. были приняты законы, установившие предельный размер штрафов, учреждавшие фабричную инспекцию, призванную следить за нарушением законов предпринимателями, и запрещавшие работу женщин и подростков в ночное время. Однако эти меры не внесли заметного улучшения положения и не остановили борьбу рабочих.
Стачки летом 1896 г. и зимой 1897 г. вынудили правительство принять закон (1897) о сокращении продолжительности рабочего дня до 11,5 часов, но фабриканты повсеместно нарушали его под разными предлогами (срочный казенный заказ и т. п.). Были также расширены права фабричной инспекции, которая должна была предупреждать возможные причины забастовок, но и эти меры не остановили рабочее движение, которое под влиянием революционной пропаганды включилось в политическую борьбу и стало одним из мощных проявлений социально-политического кризиса в России.
Демонстрации под лозунгом «Долой самодержавие!» (1900) и забастовки 1901—1903 гг. обозначили подъем борьбы рабочих. Под ее воздействием рабочий вопрос стал одним из главных во внутренней политике правительства, которое пыталось решить его тремя методами. Первый — усиление репрессий: за участие в стачках рабочие подлежали уголовной ответственности, их могли арестовать, заключить в тюрьму, выслать на родину с запрещением проживать в крупных промышленных городах. Второй — издание новых законов: с 1901 г. учреждались пенсии рабочим казенных предприятий, потерявшим трудоспособность на производстве; в 1903 г. закон установил компенсацию фабрикантами рабочим, получившим травму на производстве, и ввел право рабочих выбирать из своей среды старост, призванных следить за соблюдением предпринимателем условий найма. Третий — развертывание «попечительной» политики, которая вылилась в создание легальных рабочих организаций под наблюдением полиции для отвлечения пролетариата от политической борьбы. Политика «полицейского социализма» («зубатовщина») натолкнулась на сопротивление фабрикантов, решивших, что полиция натравливает на них трудящихся, и на недоверие самих рабочих, которым надоело ждать решительных действий от правительства.
В результате Революции 1905—1907 гг. рабочие добились сокращения продолжительности рабочего дня (до 9—10 час.), отмены штрафов, увеличения заработной платы (в ряде отраслей промышленности) и права создания профсоюзов. В 1912 г. Государственная дума приняла закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, но он распространялся только на 15% рабочих казенных предприятий и лишь создавал видимость заботы правительства о трудящихся. 8-часовой рабочий день законодательно не был введен в России вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 419-420.
Что такое рабочий вопрос
Фотогалерея
Рабочий вопрос. / И.С. Розенталь
РАБОЧИЙ ВОПРОС, совокупность проблем материального, социального и правового положения наемных рабочих в условиях капиталист. индустриализации и формирования граждан. об-ва. Вплоть до нач. 20 в. в правящих кругах России и в значит. части рос. общественности господствовало представление об отсутствии в России Р.в., в зап.-европ. понимании, ввиду своеобразия ист. развития и существующего в стране соц.-эконом. строя. В рос. пром-ти, утверждал в 1895 мин. финансов С.Ю. Витте, преобладает «патриархаль. склад отношений между хозяином и рабочими», в основе к-рых «лежит закон нравственный и христианские чувства»; это выражается в заботливости о нуждах рабочих и служащих, в попечении о сохранения лада и согласия, в простоте и справедливости. Гос. принуждение требуется как исключение в случае отступления от этих норм, а стачечное движение является результатом подстрекательства извне (Рабочее движение в России в XIX веке. Т. 4. Ч. 1. М., 1963. С. 824).
Продолжало также бытовать представление о якобы более высоком уровне жизни рабочих, чем крестьян, поскольку у них, крестьян по сословной принадлежности, два источника дохода – заработная плата и хоз-во в деревне. Пр-во стремилось в этих условиях играть роль верхов. попечителя, а раб. законодательство носило ограниченный характер, чтобы, согласно позиции Мин-ва финансов, не снизить доходность слабой рос. пром-ти, т.к. она достигается за счет дешевизны раб. рук. Законы, принятые в кон. 19 в., были направлены лишь против самых вопиющих приемов эксплуатации рабочих (женский и детский труд, использование его в ночное время, штрафы и т.д.).
Вслед за образованием Мин-ва торговли и пром-ти (окт. 1905) программу комиссии Коковцова конкретизировали работавшие в думский период два Особых совещания при мин-ве – под председательством тов. мин. М.М. Федорова (апр. 1906) и входившего в состав пр-ва Столыпина мин. Д.А. Философова (дек. 1906 – март 1907). Предполагалось принять 10 законов, признанных неотложными: о страховании, о найме, о раб. времени, о врачебной помощи, о стр-ве жилищ, о фабрич. инспекции и др. Подготовкой законопроектов занимался отдел пром-ти мин-ва (управляющий с дек. 1905 В.П. Литвинов-Фалинский). Эта работа продолжалась при новых мин. торговли и пром-ти И.П. Шипове и С.И. Тимашеве, но новые редакции законопроектов, оставаясь в своей основе либерально-буржуазными, постепенно восстанавливали характерные для старой попечительной политики черты.
Столыпин как глава пр-ва и мин. внутр. дел не пытался противодействовать этой тенденции, деформирующей первоначальную программу по Р.в.. Нет также данных о намерении его практически осуществить оригинальные проекты решения Р.в., исходившие от нек-рых представителей консерватив. обществ. мысли, напр., объединение рабочих в особое сословие и возрождение зубатовского эксперимента. Но леволиберальные предложения по Р.в., в т.ч. со стороны меньшинства предпринимателей, также не находили у Столыпина положительного отклика, т.к. предполагали дальнейшую либерализацию полит. системы, устранение из нее элементов полицей. гос-ва, предоставление раб. орг-циям реальной свободы. Ближе ему была раб. программа октябристов – партии, в к-рой видную роль играли представители крупного капитала, связанного с бюрократией.
Комиссия Коковцова предложила создать для разрешения возникающих на предприятиях конфликтов смешанные органы из представителей администрации и рабочих. В развитие этого предложения совещание Философова предлагало разрешать конфликты при посредничестве профсоюзов и через пром. суды с паритетным участием рабочих и хозяев. Однако этому воспрепятствовало враждебное отношение властей к общественной, особенно рабочей, самодеятельности и отказ предпринимателей от контактов с профсоюзами. По мнению участника обсуждений законопроектов И.Х. Озерова, и бюрократич. круги, и предприниматели «хотели иметь пред собой распыленную массу», он «столкнулся с ужасной косностью и боязнью раб. орг-ций» (Мемуары профессора И.Х. Озерова // ВИ. 1997. № 2. С. 73, 79). В совещании Философова представители пром-ти добивались от пр-ва снятия помех проведению локаутов как действенного средства обуздания раб. движения. Такая политика не могла создать в стране предпосылки смягчения соц. напряженности, достижения компромиссов в трудовых спорах и распространения практики соц. партнерства.
Против крупных экон. стачек на исходе рев-ции нередко по-прежнему применялись репрессив. меры как часть политики «успокоения». В том, что решение Р.в. требует «твердого» гос. строя и «твердой» политики, Столыпина поддержал приглашенный им в 1907 в качестве эксперта Л.А. Тихомиров. Попытка Мин-ва торговли и пром-ти провести в Баку переговоры между нефтепромышленниками и рабочими для заключения нового коллектив. договора (1906-08) встретила сопротивление Мин-ва внутр. дел. Столыпин потребовал не уступать «безрассудным домогательствам рабочих, способным вконец разорить пром-ть». Между тем ком. отд. корпуса жандармов ген. Ф.Ф. Таубе, направленный Столыпиным в Баку с чрезв. полномочиями в связи с забастовкой каспий. моряков, нашел, что «значительная часть желаний рабочих справедлива, равно как вообще общая постановка жизни на всех промыслах крайне неудовлетворительна». Всеобщая забастовка в поддержку моряков не позволила Таубе прибегнуть к воен. силе (Рабочие и российское общество. Вторая половина XIX – начало XX в. СПб., 1994. С. 103, 113-114). Тем не менее под нажимом Столыпина совещание в Баку было сорвано.
К нач. 1908 пр-во существенно урезало программу законотворчества по Р.в., Мин-во торговли и пром-ти шло, по оценке современников, «на буксире» у Мин-ва внутр. дел. В конечном итоге из 10 запланированных законов до 1917 было принято лишь 2, причем самым продолжит. этапом в их истории оказалось прохождение через 3-ю Гос. думу, т.к. Столыпин и крупней. думские фракции не считали эти законы приоритетными. Промедление с их принятием и сокращение программы по Р.в. было также обусловлено сопротивлением союзов предпринимателей; в Думе выразителями их позиции были октябристы.
Гл. возражения, помимо множества предлагавшихся ими частных поправок, сводились к тому, что нельзя регламентировать отношения между рабочими и владельцами предприятий «под гнетом стачек»; продолжительность обсуждения обеспечит принятие более совершенных законов. Упорное нежелание предпринимателей идти на дополнительные расходы, требуемые новыми законами, мотивировалось тем, что понесенные потери («жертвы») придется компенсировать повышением цен, в результате чего пострадает осн. масса потребителей.
Выдвигался также отвечавший приоритетам политич. курса Столыпина довод о необходимости решить прежде всего агр. вопрос. Влияние агр. реформы на положение рабочих выразилось в том, что многие из них воспользовались правом продавать земель. наделы. Накануне 1917 номиналь. владельцами земли оставались 38 % рабочих Москвы и Моск. губ., хоз-во в деревне вели 23 %; в ряде пром. губ. соответствующие показатели были еще ниже. Но эти изменения не устранили потребность рабочих в соц. защите. В июне 1908 мин. торговли и пром-ти Шипов, оценивая сложившееся положение, обращал внимание Столыпина на то, что дело принятия раб. законов «не сходит с опасного в гос. отношении пути широковещательных обещаний» в различных совещаниях, в Думе, в заявлениях самого Столыпина, напр., в его выступлении во 2-й Думе 6.3.1907, и настаивал на безотлагательном рассмотрении министерских законопроектов (Аврех А.Я. Столыпин и Третья Дума. М., 1968. С. 211-212).
С вступлением законов в силу страхование стало обязательным. Закон о страховании от несчастных случаев частично пересмотрел прежние Правила о пенсиях 2.6.1903, сохранив их действие в Сибири и Средней Азии. Но так же, как Правила, он распространялся не на все категории рабочих, а только на рабочих фабрич.–з-дской, горной и горноз-дской пром-ти, на ж.-д. и судоход. рабочих, всего на 3 млн. чел., что составляло 1/6 раб. класса. В числе не защищенных законом остались строит. рабочие с самым высоким уровнем производств. травматизма, рабочие мелкой пром-ти, с.-х. рабочие и рабочие, занятые в торговле. Пособия на время лечения и пенсии в случае потери трудоспособности составляли 2/3 заработка рабочих. Личная ответственность предпринимателя заменялась коллективной: решение о выдаче и размерах пособия принимало страховое товарищество – окружное объединение предпринимателей.
Согласно второму закону – о страховании на случай болезни, пособия выдавались больнич. кассами, средства к-рых составлялись из взносов рабочих и владельцев предприятий (2/3 от суммы взносов рабочих; требование предпринимателей вообще освободить их от участия в лечении рабочих было отклонено в ходе обсуждения законопроекта в Думе). Деньги хранил предприниматель во избежание их использования не по назначению, он же председательствовал на собр. уполномоченных – выборных от рабочих. Высшим контроль. органом становился Совет по делам о страховании под пред. мин. торговли и пром-ти. Образуемые на местах присутствия по делам о страховании возглавляли губернаторы.
Внесение в Гос. думу др. законопроектов, в том числе о продолжительности раб. дня и об условиях найма, также подготовленных в Мин-ве торговли и пром-ти, так и не состоялось до конца существования монархич. режима и Думы. Не получила практического воплощения и идея создания примирительных судов, реанимированная в пр-ве в 1913-14.
Лит.: Шелымагин И.И. Законодательство о фабрично-заводском труде в России 1900-1917. М., 1952; Аврех А.Я. Столыпин и Третья дума. М., 1968; Российский пролетариат: облик, борьба, гегемония, М., 1970; Лаверычев В.Я. Царизм и рабочий вопрос 1861-1917. М., 1972; Крузе Э.Э. Положение рабочего класса России в 1900-1914 гг. Л., 1976; Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень рабочих России. Конец XIX – начало XX в. М., 1979; Рабочий класс России 1907 – февраль 1917 г. М., 1982; Кризис самодержавия в России. 1895-1917. Л., 1984; Потолов С.И. Царизм, буржуазия и рабочий вопрос в первой русской революции (Бакинская совещательная кампания 1906-1908 гг.) // Рабочие и российское общество. Вторая половина XIX – начало XX в. СПб., 1994; Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций 1861 – февраль 1917 г. СПб., 1997; Куприянова Л.В. «Рабочий вопрос» в России во второй половине XIX – начале XX в. // История предпринимательства в России. Кн. 2. М., 2000; Рабочий класс и рабочее движение в России: история и современность. М., 2002; Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословно-классовая структура России в конце XIX – начале XX века. М., 2004; Государственная дума Российской империи. 1906-1917. М., 2006; Розенталь И.С. Рабочий вопрос в дореволюционной России // Отечественные записки. 2007. № 37 (4).
Конспект урока на тему «Рабочий вопрос в России. Марксизм»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по теме: «Рабочий вопрос в России. Марксизм»
раскрыть суть рабочего вопроса;
выяснить причины рабочего движения и формирования рабочего законодательства в России;
сформировать представления о первых марксистских организациях в России;
познакомить учащихся с основами марксистского учения, которые определят развитие России в ХХ века;
развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли;
совершенствовать умения работать с историческим источником;
способствовать формированию навыков самостоятельной творческой деятельности, умению аргументировано доказывать свое мнение.
воспитание патриотизма, уважения к труду рабочих.
Актуализация темы, целей урока.
Рабочий вопрос. Рабочее движение.
Марксизм. Марксистские организации в России
Актуализация темы, целей урока
Ребята, как вы понимаете слова Фридриха Энгельса?
Эпиграф «Положение рабочего класса является действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений современности, потому что оно представляет собой наиболее острое и обнажённое проявление наших современных социальных бедствий».
(предп ответ: от положения рабочих, от отношения к ним государства зависит спокойствие и процветание страны)
О чем пойдет речь на уроке?
( о положении рабочих и отношении к ним государства)
(запишите тему в тетрадь)
Предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые мы должны будем ответить, чтобы понять и разобраться в данной теме
— Давайте вспомним, каковы были общие тенденции экономического развития России в к.19 века?
— Как изменилась социальная структура российского общества после отмены? крепостного права?
— Какие два класса российского общества начали формироваться в 19 веке?
(буржуазия и рабочий класс)
Дайте определение понятию буржуазия?
Что такое рабочий класс?
(Буржуази́я — социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности.
В русском языке слово «буржуазия» в прошлом нередко переводили как «мещанство».
В современном русском языке слову «буржуа» соответствует не столько мещанин, сколько предприниматель, эксплуататор (например, в буржуазию входило и купечество, а некоторая часть мещан работала по найму).
При капитализме Рабочий класс — это класс наёмных работников, лишённых средств производства, живущих продажей своей рабочей силы и подвергающихся капиталистической эксплуатации (пролетариат); при социализме — класс тружеников общенародных социалистических предприятий, занимающий ведущее положение в обществе.)
Перед вами, ребята, определение одного из важных вопросов, который необходимо было решить Александру III . Прочтите и постарайтесь вставить пропущенное слово.
(формирование рабочего класса, численность и структура, состав, условия труда и уровень жизни рабочих, правовое и политическое положение и др. – все это объединено понятием __________________вопрос.)
Откройте учебник и прочитайте определение «рабочий вопрос».
Рабочий вопрос. Рабочее движение.
После отмены крепостного права и в связи с быстрым развитием промышленности увеличивается численность наемных рабочих. На западный лад их стали называть – пролетариями. Во второй половине 19 века их было так много, что фактически они представляли отдельное сословие, но юридически это не было оформлено.
Познакомиться с положением рабочих России в к.19 века нам помогут
документы (приложение 1) отрывок из романа Горького «Мать» и из воспоминаний старого рабочего. Поработаем с документами.
Но прежде двое желающих получат индивидуальное задание, назвать причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова, опираясь на требования рабочих.
Требования морозовских рабочих
Беспрепятственные выдачи харчей до тех пор, пока рабочие будут удовлетворены в своих требованиях, без всякой расписки. Также и на будущее время. выдача жалованья не задерживалась бы далее 15-го или первую субботу после 15-го.
Свободный выбор старосты в артелях и чтобы староста не мог служить более трех месяцев. Уволить от должностей тех служащих и мастеров, которых найдут нужным рабочие и покажут отдельной запиской».
1. Каковы причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова? 2. Выдвигали ли рабочие политические требования?
3. О чем свидетельствует сам факт выдвижения коллективного требования рабочих?
У вас 3 минуты, чтобы подготовить ответ на вопросы к документам.
Работая с документами, вы можете в нем делать пометки, которые помогут в ответе на вопрос.
День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно.
… Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал.
Вопрос: Какие выводы о труде на фабрике, об отношении рабочих к своему труду, о его влиянии на их жизнь в целом можно сделать. Какой представляется нам автор жизнь рабочего в к.19 века?
ИЗ «ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОГО РАБОЧЕГО»
Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев — своя одежда и обувь, хозяйские стол и квартира.
. Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работали 16 мастеров и 19 мальчиков. Спальня была для всех общая, внизу были общие полати-помост, и мастера спали вповалку, рядышком все 16 человек.
Между полатями и стеною — аршинный проход, над полатями нижними были верхние полати для учеников, которые спали тоже вповалку. Всё кишело паразитами — вшами и клопами.
Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай — мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и чёрного хлеба ломоть; вечером, в 5- м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта.
Работа была тяжёлая, и, проработав 12, чаще всего 12,5 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов.
. Я перешёл 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел.
Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на Пасху — неделя, а на Святки — две недели, аккуратная уплата заработка.
Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперёд те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками. Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования.
1.Каковы были условия труда и быта работников слесарной мастерской?
2. Как выражали недовольство своими условиями труда рабочие?
3.Каково значение этих выступлений?
После обсуждения вопросов по текстам обобщающий вопрос
Предположите, что будет главной причиной недовольства рабочих.
Тяжелые условия труда и отсутствие рабочего законодательства, усугубляемые неопределенным социальным положением, становились главной причиной роста рабочего движения.
Стачки и забастовки требовали определенной организации пролетариата. Этим воспользовались народники, считая, что выступления рабочих будут примером для крестьян.
1875 г-«Южнорусский союз рабочих» (Одесса) разгромлен
1878 г- Северный союз рабочих (Петербург) самороспуск
Самым крупным выступлением рабочих стала стачка на Никольской фабрики Морозовых в Орехово-Зуево в январе 1885 года.
Предоставим слово ребятам, работавшим с требованиями рабочих.
Правительство Александра III 15 законов, направленных на улучшение положения рабочих. Запишем некоторые из них.
Закон 1 июня 1882 года о работе малолетних. (12 лет, в одну смену 8ч, в 2 – 9ч, право открывать школы для малолетних работников)
Закон 3 июня 1885 года запретил ночные работы подростков и женщин на прядильных и ткацких фабриках.
Закон 3 июня 1886 года о найме рабочих на работу и взаимных отношениях фабрикантов и рабочих.
2.Марксизм. Марксистские организации в России.
Кризис революционного народничества, необходимость поиска новых способов переустройства общества, с одной стороны, и развитие рабочего движения, с другой, создали условия для распространения в России марксизма.
— Вспомните, кто являлся создателем марксизма? Каковы его основные положения?
Частная собственность ведет к неравенству и эксплуатации человека человеком.
На всех этапах развития общества выделяются эксплуататоры и эксплуатируемые
Чтобы ликвидировать неравенство нужно ликвидировать частную собственность, а средства производства передать трудящимся
Государство – орудие принуждения в руках господствующего класса.
С упразднением классов государство отомрет
Движущая сила революции – рабочий класс (пролетариат)
Для руководства революцией нужна рабочая (пролетарская партия)
Ка вы относитесь к высказыванию немецких мыслителей о неизбежной гибели капитализма и переходе власти в руки рабочего класса? Выскажите свое мнение.
Сейчас мы будем работать по учебнику стр 259-260 учебника познакомимся с деятельностью первых марксистских организаций.
Работая с текстом вам предстоит выяснить что такое I интернационал? Когда и кем он был создан?
Какая марксисткая литература была переведена на русский язык?
Определить цели первых марксистских организаций, кто возглавлял эти организации. (3 минуты)
( создал организацию В 1864 году Маркс и Энгельс создали международную организацию рабочих I Интернационал.
В 1869 году на русском языке были изданы Устав I Интернационала и Манифест коммунистической партии (перевод Бакунина)
В 1872 году Лопатин перевёл «Капитал» Маркса.
Некоторые участники народничества начинают изучать марксизм. Большое внимание изучению этого вопроса уделил Плеханов.
В 1883 году он организовывает первую марксистскую группу «Освобождение труда».)
Могли ли марксиссткие организации появиться в России раньше чем в Европе? Обоснуйте свой ответ.
Итак, наш урок подходит к концу домашнее задание: стр.255-261, новые слова стр261-262.
Одним предложением продолжи одну из фраз