Что такое рабство кратко

Современное рабство — какое оно?

23 августа отмечался Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации.

Эта дата была выбрана Генеральной конференцией ЮНЕСКО в память о знаменитой Гаитянской революции — крупном восстании рабов на острове Санто-Доминго в ночь с 22 на 23 августа 1791 года, приведшем впоследствии к появлению Гаити — первого в мире государства под управлением освобожденных рабов и первой независимой страны в Латинской Америке.

Считается, что до того, как работорговля в XIX веке была официально запрещена, в разное время с Африканского континента только в североамериканские колонии Великобритании было вывезено с целью обращения в рабство не менее 14 миллионов африканцев. Миллионы африканцев поставлялись в испанские, португальские, французские, голландские колонии. Они положили начало чернокожему населению Нового света, которое сегодня особенно многочисленно в Бразилии, США и на островах Карибского бассейна.

Однако эти колоссальные цифры касаются только весьма ограниченного по времени и географии периода трансатлантической работорговли XVI—XIX вв., осуществлявшейся португальскими, испанскими, французскими, английскими, американскими, голландскими работорговцами. Подлинные же масштабы работорговли в мире за всю его историю не поддаются точному исчислению.

Положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности,

— так определяет рабство конвенция «О рабстве», принятая Лигой наций в 1926 году.

К этому определению трудно что-то добавить: действительно, рабство — это собственность на человека, которого при этом можно купить, продать, подарить, а если ненароком убьёшь или покалечишь — никто с тебя за это не спросит (никто ведь не наказывает человека за то, что он сломал свою собственную мотыгу или повредил ногу своей лошади), разве что придётся выплатить компенсацию, если раб был чужой…

Конвенция «О рабстве» принятая Лигой Наций в 1926 году ввела в международный оборот следующие определения раба и работорговли:

— под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности;

— под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948 года, а также во всех других главных документах, касающихся прав человека.

В 4-м пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы. В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Работорговля — продажа и покупка людей в рабство. Наиболее массовым проявлением работорговли в истории был вывоз рабов из Африки. В связи с этим наиболее распространён образ чернокожего раба.

Однако работорговля непосредственно не связана с расовой принадлежностью рабов. С развитием общественной морали работорговля трансформировалась из привилегии в преступление, утратила массовый характер, но, тем не менее, не исчезла полностью.

Наёмное или зарплатное рабство — в терминологии критиков капитализма (социалистов, коммунистов, анархистов), свойственное капитализму положение, при котором работник теоретически (de jure) работает по собственной воле, а на практике (de facto) вынужден торговать собственной рабочей силой, подчиняя себя диктату либо власти, либо работодателя с тем, чтобы выжить.

При этом проводится параллель между древним рабством и положением рабочего (служащего) при капитализме: утверждается, что фактически у последнего нет иного выбора, кроме как работать за зарплату. Возможность выбора, которую предоставляет человеку капиталистическая система, иллюзорна. Ноам Хомский (американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик) утверждает, что в современных демократических обществах демократический элемент распространяется в лучшем случае только на политическую систему. Экономическая система, по его мнению, по-прежнему основана на диктате власть имущих, при котором большинству индивидов отводится роль второстепенных средств производства.

С точки зрения критиков капиталистической системы, наёмное рабство превращает человека в специфическую форму товара (на рынке труда), лишает его свободного времени, необходимого для полноценного развития, пагубно сказывается на здоровье.

ГЕОГРАФИЯ РАБСТВА. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО НА РУСИ
На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Древняя Греция и Рим, в Древнем Китае понятие «си», эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н. э.

Трансатлантическая работорговля начала свою историю в середине XV века, с началом эпохи Великих географических открытий. Причём официально санкционировал её никто иной как Папа Римский Николай V, выпустивший в 1452 году специальную буллу, разрешавшую Португалии захват земель на Африканском континенте и продажу чернокожих африканцев в рабство.

Таким образом, свою руку к развитию работорговли приложила, в том числе, и католическая церковь, покровительствовавшая тогдашним морским державам — Испании и Португалии, считавшимися оплотом папского престола. На первом этапе трансатлантической работорговли именно португальцам было суждено играть в ней ключевую роль. Это было связано с тем, что именно португальцы раньше всех европейских государств начали планомерное освоение Африканского континента.

До середины XVII века Африканский континент, в особенности его западное побережье, находились в спектре интересов португальской короны на вторичных позициях. В XV—XVI вв. своей основной задачей португальские монархи считали поиск морского пути в Индию, а затем обеспечение безопасности португальских фортов в Индии, Восточной Африке и морского пути из Индии в Португалию.

Позже, по мере развития европейской колонизации Африканского континента с одной стороны, и Нового света с другой, в процесс трансатлантической работорговли включились Испания, Нидерланды, Англия, Франция. Каждое из этих государств имело колонии в Новом свете и африканские фактории, откуда осуществлялся вывоз рабов. Именно на использовании рабского труда на протяжении нескольких столетий фактически основывалась вся экономика «обеих Америк». Получался своеобразный «треугольник работорговли». С западноафриканского побережья в Америку поступали рабы, с помощью труда которых на плантациях выращивали сельскохозяйственные культуры, на рудниках получали полезные ископаемые, затем экспортируемые в Европу. Такая ситуация сохранялась в целом до рубежа XVIII—XIX веков, несмотря на многочисленные протесты сторонников отмены рабовладения, вдохновленных идеями французских гуманистов или сектантов-квакеров.

Начало конца «треугольника» было положено как раз событиями ночи 22—23 августа 1791 года в колонии Санто-Доминго. В Российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия. В более поздний период рабство существовало в США и Бразилии. Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт.

Современное понятие раба не учитывает этих различий, понятие крепостной в правах человека отсутствует и по умолчанию совпадает определением раба.

В период раннего Средневековья (а это без малого полтысячи лет) на значительной территории Европы в сельском хозяйстве использовался труд свободного земледельца. В Северной Европе (Дания, Швеция, Норвегия) было много свободных крестьян‑собственников земли. Лишь в конце XV — начале XVI вв. там начинается насильственное превращение крестьян-собственников во временных арендаторов. Позднее появилось крепостное право и в ряде других европейских стран.

В их числе — Россия. Лишь при царе Алексее Михайловиче Соборное уложение 1649 года установило бессрочное прикрепление крестьянина к земле. Однако при этом владелец поместья не мог посягать на жизнь крестьянина, лишать его земельного участка. Хотя Соборное установление уже разрешало передачу крестьянина от одного владельца к другому, но лишь при условии, что он будет «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом.

По настоящему крепостное закабаление крестьян в России происходило в XVIII веке, когда оно стало действительно напоминать рабство. Например, в 1747 году помещику было предоставлено право продавать своих крестьян в рекруты любому лицу. В 1760 году помещик получил право ссылать своих крестьян в Сибирь, а в 1765 году — не только в Сибирь, но и на каторжные работы. В 1767 году крестьянам было запрещено подавать жалобы (челобитные) на своих помещиков.

Таким образом, крестьяне были действительно превращены в «живое имущество». Это было уже близко к настоящему рабству. Такое порабощение произошло после того, как Петр I прорубил «окно в Европу».

А Европа (и особенно Англия) на полных парах уже двигалась к капитализму, развивались товарно‑денежные отношения. Англия произвела «зачистку» земель от крестьян, превратила эти земли в пастбища и активно стала закупать зерно на мировом рынке. В том числе — в России. Помещики стали получать деньги от вывоза зерна, у них всё больше разгорался «аппетит» на деньги и роскошную жизнь, а «аппетит» можно было удовлетворить только за счёт усиления эксплуатации крестьян. Это и явилось причиной того, что крепостничество в России стало расцветать пышным цветом лишь тогда, когда в Европе стал расцветать пышным цветом капитализм.

В краткой истории финансовой системы России (http://inance.ru/2015/06/ekonomopolitika/) мы писали, что Романовы, прорубив «окно в Европу», воспользовались разницей в цене золота, которое в Европе к тому времени уже подешевело — там завершалась «революция цен». А у нас — всё было только впереди. Такое положение обеспечило хорошую экономическую базу для проекта «Просвещение (европеизация) неотёсанной России», который имел далекоидущие последствия.

Известно, что среди зодчих (какое слово интересное-то) Санкт-Петербурга было много масонов, об этом мы писали в статье (http://inance.ru/2015/05/den-spb/) и Россия, с момента прихода к власти Петра I, активно преображалась при посильном участии масонской братии (http://inance.ru/2015/08/masonstvo/). Однако, в то же саме время на другом конце Земли, также разворачивался проект под чутким надзором Братьев — это строительство государства нового типа — США.

И есть мнение, что когда-то было решено запустить два параллельных проекта, для того, чтобы один из них стал в будущем мировым гегемоном, через который можно было бы проводить свою закулисную, и не очень, политику. Один проект запустили на территории, которую предварительно «зачистили» от местного населения или согнали в резервации, а саму территорию заселили разношёрстным народом из разных концов Земли.

А второй проект решили запустить, не вырезая «местных», а приспосабливая их положение к своим нуждам — чему подтверждением — вся история ужесточения нашего крепостничества. И, если бы проект удался, то на месте США, вполне могла бы быть Российская Империя, а весь букет «родимых пятен» криптоколониализма (http://inance.ru/2015/08/suverenitet/) достался бы нам. Однако, всё получилось, как говорил в своё время В.О. Ключевский:

Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.

Ключевский очень точно описал алгоритмику взаимоотношений Русского духа и любой новой идеи, что приходит на Русь: так было и после принятия христианства, и после воцарения Петра I, и после отречения последнего царя и после развала СССР. Об этом мы писали в цикле статей «Смута на Руси» (http://inance.ru/2014/08/putch-01/, а именно — в третьей части, где описан полный цикл развития Смуты и переключатель алгоритмики психики населения).

О картине Репина «Бурлаки» читайте статью «Бурлаки — предвестники революции?» http://inance.ru/2015/08/burlaki/

Надо сказать, что даже в эпоху расцвета крепостничества в России далеко не все крестьяне находились в крепостной зависимости от помещиков. Крепостное право не получило распространения на значительной части территории Российской империи: на русском Севере, на большей части Уральского региона, в Сибири (где основную часть сельского населения составляли черносотенные, затем государственные крестьяне), в южных казачьих областях. Также свободные крестьяне существовали наряду с крепостными и в других странах Европы. Например, в скандинавских странах во все века существовали так называемые «бонды» — свободные крестьяне (хотя они не всегда имели собственную землю, подвергаясь эксплуатации со стороны крупных землевладельцев или государства).

Группа рабов и арабы-работорговцы на борту судна. Занзибар, конец XIX в. http://www.taday.ru/data/2013/02/19/1233746234/slaves_Zanzibar.jpg

Теперь, после того как устранена юридическая оплошность и рабство де-юре отменено в США, его история формально завершена. Хронологию отмены рабства мы привели в статье Справочника — http://inance.ru/2015/08/data-rabstvo/. Однако на деле отношение к человеку как к вещи до сих пор имеет место в нашей жизни, и рабский труд по-прежнему используется в различных странах и регионах земного шара.

РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ РАБСТВА НА НАЧАЛО XXI ВЕКА
В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании.

Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства, кроме, вероятно, ряда упомянутых ниже по тексту слаборазвитых стран, где запрет существует лишь на бумаге, а реальным регулятором общественной жизни выступает неписаный закон — обычай. По отношению же к «оцивилизованным» государствам более корректным здесь является термин «принудительный, несвободный труд» (unfree labor).

Считается, что человек принуждается к труду, если в его отношении выполняются три условия:

— его деятельность контролируется иными лицами с помощью насилия или угрозы его применения;

— он находится в данном месте и занимается данным видом деятельности не по своей воле и лишён физической возможности изменить ситуацию по собственному желанию;

— за свою работу он либо не получает оплаты вообще, либо получает минимальную оплату.

Не считаются и не являются рабами заключённые, осуждённые судом по закону к наказанию в виде ограничения свободы, даже если такие заключённые во время отбывания наказания принуждаются к труду.

Некоторыми исследователями даже отмечается, что после перехода работорговли на нелегальное положение доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века, упала, а доход, который он может приносить, вырос.

В классических формах
В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии, где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами.

По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан, Мавритания, Сомали, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма, Ангола. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.

Скрытое рабство
Современное рабство принимает изощрённые формы. Это отчуждение народа (общины, населения) от его природных ресурсов и территорий путём несправедливой приватизации (монополизации) прав на общеполезные территориальные ресурсы (ископаемые, реки и озёра, леса и земли).

Например, законы, защищающие монопольное владение огромными ресурсами общины, народа (населения) территорий, регионов, стран, навязанные недобросовестными правителями (чиновниками, «избранниками»), представительской властью, законодательной властью в определённом смысле — такая форма отчуждения, которая позволяет утверждать о рабских условиях труда и монополиях олигархии, по сути схемы отчуждения и владения реализуются за счёт «поражения в правах» части населения и социальных групп.

Понятие сверхприбыли и неадекватная оплата труда — это характерный признак и частное определение рабства — поражение в правах на пользование природными ресурсами территорий и отчуждение доли труда при неадекватной его оплате. Такое поражение в правах по решению судов применяется в рейдерских захватах, коррупционных схемах и в случаях мошенничества.

Основной признак рабства — нарушение принципа справедливого распределения ресурсов, прав и полномочий, используемые для обогащения одной группы, за счёт другой группы и зависимого поведения.

В государствах, зачастую считающихся вполне цивилизованными и демократическими, существуют формы принудительного труда, которые журналисты окрестили штампом «трудовое рабство».

Основными его жертвами становятся незаконные иммигранты или лица, насильственно вывезенные из страны постоянного проживания. Нередко в рабство попадают лица, обратившиеся у себя на родине в рекрутинговые фирмы, обещающие высокооплачиваемую работу за рубежом.

Считается, что у таких лиц под различными предлогами изымают документы после прибытия в страну назначения, после чего лишают свободы и принуждают к труду. В России известны примеры использования рабского труда бездомных (например, банда Александра Кунгурцева).

Для Европы, а также Турции наиболее характерно «сексуальное рабство». Оно же составляет значительную долю и в других промышленно развитых странах, прежде всего в США.

Источник

Рабство

Исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. На стадии наиболее отчётливых форм Р. раб не имел никаких прав; лишённый экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Особое положение рабов подчёркивалось иногда и внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда и т.д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. легло в основу рабовладельческого строя (См. Рабовладельческий строй). Источники Р. — иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.); соплеменники, обращенные в Р. за неуплату долгов, за совершенные преступления и т.д.; естественный прирост рабов; работорговля и пр. Начальной формой Р. было т. н. патриархальное P., когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи; оно связано с натуральным видом хозяйства. Патриархальное Р. существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу. Оно преобладало в обществах Древнего Востока, а также в древнегреческих государствах и Риме до определённого периода, когда быстрые темпы развития экономики способствовали превращению его из патриархального в античное. Для Афин 5—4 вв. до н. э., для поздней Римской республики патриархальное Р. — уже пройденный этап. Здесь установилось классическое античное P., связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в «говорящее орудие». Расцвет «классического» Р. был сравнительно кратковременным, т.к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло не привести к экономической неэффективности Р. и неумолимо требовало в лучшем случае коренной модификации рабской зависимости. Исторические факторы (сокращение притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т.д.) действовали наряду с экономическими и побуждали рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем, повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами (см. Колонат). Исторически этот перелом, обусловленный экономическими причинами, привёл к фактическому стиранию различий между колонами и рабами.

В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи «варварских» государствах (особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании) Р. играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К 13 в. в большинстве стран Западной Европы Р. фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шёл значительно медленнее, чем в Западную Европе; в 10—11 вв. Р. сохраняло там ещё экономическое значение. Но в конце 11 — 12 вв. и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян (кроме далматинцев, которые вели торговлю рабами) Р. было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало ещё в 9—12 вв. в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (особенно работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии Р. существовало до 4—6 вв.; пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.

В крупнейших странах Востока — Китае, Индии и др. —Р. в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником Р. в средние века здесь было долговое Р. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников Р. в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело Р. и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в Р. мусульман, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с «неверными» и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах — в рудниках (см. Зинджи), в войсках мусульманских государей (см. Гулямы, Мамлюки), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).

Новый этап широкого распространения (с 16 в.) Р. в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом т. н. первоначального накопления капитала (См. Первоначальное накопление капитала), колониальным порабощением этих стран. Широкие размеры и наибольшее экономическое значение Р. приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Наибольшего размаха работорговля достигла в 17—19 вв. Общее число негров, ввезённых в страны Америки, составляло, по-видимому, свыше 10 млн. чел. В областях крупных плантаций на территории южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу 18 в. составляли большинство населения. Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце 18 — первом десятилетии 19 вв. дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и др. технические культуры.

По мере развития капиталистических отношений всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением всё усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против Р. (Аболиционизм в США и т.п.) началась отмена Р. Великая французская революция провозгласила отмену Р. Однако во французских колониях этот акт был проведён в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Великобритания юридически отменила Р. в 1807, но фактически вплоть до 1833 Р. в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. Р. было отменено большинством государств Американского континента. В США Р. было отменено в результате Гражданской войны 1861—65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от Р. (Пеонаж в странах Латинской Америки, система законтрактованных рабочих в Океании и т.п.). В ряде колониальных и зависимых стран институт Р. продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело Р. в португальских колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) Р. сохранилось вплоть до 50-х гг. 20 в.

Международно-правовое регулирование борьбы против Р. началось ещё в 19 в.; однако большинство документов, осуждавших Р., носило формальный характер. По существу первая международная конвенция против Р. была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что Р. и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств по вопросу о борьбе с P., принявшая дополнительную конвенцию об упразднении Р., работорговли и институтов и обычаев, сходных с Р. (принудительный труд и т.п.).

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 25, ч. 2; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Утченко С. Л., Штаерман Е. М., О некоторых вопросах истории рабства, «Вестник древней истории», 1960, № 4; Баллон А., История рабства в античном мире, пер. с франц., т. 1—2, М., 1941; Нибур Г. И., Рабство, как система хозяйства. Этнологическое исследование, пер. с англ., 2 изд., М., 1907; Аверкиева Ю. П., Рабство у индейцев Северной Америки, М. — Л., 1941; ООН. Доклад специального комитета по вопросу о рабстве (Вторая сессия), [б. м.], 1951; Пашерстник А. Е., Левин И. Д., Принудительный труд и рабство в странах капитала, М., 1952; Фостер У., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., М., 1955; Ingram J. К., A history of slavery and selfdom, L., 1895; Greenidge G. W., Slavery, L., 1958: Nevinson Н. W., A modern slavery, Essex, 1963; Martin G., Histoire de l’ésclavage dans les colonies françaises, P., 1948; Tennenbaum F., Slave and citizen. The Negro in the Americas, N. Y., 1947; Durnond D. L., A bibliography on antislavery in America, Ann Arbor, 1961.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *