Что такое радиация обж
Радиоактивность и радиационно опасные объекты
Урок 14. ОБЖ 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Радиоактивность и радиационно опасные объекты»
Радиоактивность – это явление самопроизвольного превращения одних атомных ядер в другие, сопровождаемое испусканием частиц и электромагнитного излучения. Именно излучение или потоки таких частиц и являются опасными для человека. Существует естественная и искусственная радиоактивность. Под естественной радиоактивностью подразумевается содержание радиоактивных элементов на нашей планете. Ну а искусственная радиоактивность – это дело рук человеческих, то есть радиоактивные излучения, создаваемые в результате деятельности людей.
Вещества, создающие естественный радиационный фон, образовались вместе с образованием Земли, но проявляют активность и по сей день из-за очень большого периода полураспада. Период полураспада – это промежуток времени, в течение которого распадается половина, от первоначального количества ядер радиоактивного вещества. Так вот, для некоторых радиоактивных элементов период полураспада может измеряться в миллиардах лет, то есть, он сравним с возрастом Земли. Кроме того, в космическом пространстве существует множество излучений (в частности солнечное), которые частично попадают на Землю и вносят свой вклад в естественный радиационный фон.
Радиационный фон распределяется неравномерно.
Например, повышенный радиационный фон часто наблюдается в высокогорье, а также вокруг месторождений некоторых полезных ископаемых.
Радиоактивность была открыта относительно недавно: в тысяча восемьсот девяносто шестом году физиком Антуаном Беккерелем было замечено, что от урана исходит неизвестное невидимое излучение. Это было четко зафиксировано на фотопластинке.
Изучением нового излучения занялись многие ученые того времени. Уже в тысяча восемьсот девяносто восьмом году, супруги Мария и Пьер Кюри выяснили, что такое излучение исходит не только от урана, но и от других веществ, таких как радий или полоний.
Открытие радиоактивности буквально взбудоражило весь научный мир и заставило людей задуматься, как можно применять данное явление на практике? Ещё в тысяча девятьсот четырнадцатом году академиком Вернадским была высказана идея о том, что уран может быть использован как новый источник энергии. Вернадский писал об уране: «…источник огромной энергии в миллион раз превышает все источники сил, какие рисовались человеческому воображению. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение?».
Зоной радиационного заражения оказалась территория, на которой проживало около 17 миллионов человек. В результате, город Припять был полностью покинут людьми, и сейчас там находится так называемая зона отчуждения. Несмотря на то, что прошло уже почти тридцать лет со дня трагедии, возвращаться в зону отчуждения до сих пор нельзя. Там же осталось много военной техники, поскольку ей уже нельзя пользоваться из-за радиационного загрязнения.
Не так давно произошла подобная авария на станции «Фукусима-1» в Японии – об этом мы уже упоминали.
Поэтому, необходимо знать об источниках радиационного загрязнения и о средствах защиты. Например, в России находится десять действующих атомных электростанций и еще несколько строится. Как видно на карте, почти все действующие АЭС находятся в западной части страны, где плотность населения во много раз больше, чем в восточной. Таким образом, более 4 миллионов россиян проживают в непосредственной близости от АЭС (то есть, в радиусе 30 километров). Атомные электростанции, несомненно, являются радиационно опасными объектами. Вообще, радиационно опасный объект – это объект, на котором используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества. При аварии на таком объекте люди, животные и растения могут подвергнуться губительному ионизирующему излучению.
К таким объектам относятся атомные электростанции. Кроме того, радиационно опасными объектами являются судостроительные и судоремонтные заводы и базы атомного флота. Также, радиационную опасность представляют собой предприятия по добыче и обработке урана и предприятия по производству обогащенного урана и оружейного плутония. Места утилизации кораблей военно-морского флота с ядерными энергетическими установками тоже представляют собой угрозу радиоактивного загрязнения. Наконец, существуют исследовательские ядерные реакторы (на них производятся те или иные работы в научных целях). Надо сказать, что самые разные предприятия и организации (которых насчитывается более десяти тысяч) тоже используют радиоактивные вещества в своей деятельности. И, конечно, радиационно опасными объектами являются места захоронения радиоактивных отходов.
Что происходит при радиационных авариях? Радиационная авария – это авария на радиационно опасном объекте, которая приводит к выбросу или выходу радиоактивных продуктов или появлению ионизирующих излучений в количествах, превышающих установленные нормы для данного объекта.
На сегодняшний день радиационные аварии классифицируются, исходя из семибалльной шкалы.
Авария в один балл – это авария, которая считается незначительным происшествием. В этом случае наблюдаются некоторые отклонения от нормального функционирования оборудования, что указывает на некоторые недостатки в обеспечении безопасности, но не представляет собой какого-либо риска. Более существенная авария называется происшествием средней тяжести. Это, например, отказ оборудования, который не несет прямую угрозу безопасности станции, но требует серьёзной переоценки мер безопасности.
Если же на станции прошли значительные загрязнения поверхностей или в результате каких-либо событий произошло облучение рабочих, превышающее норму, то это считается серьёзным происшествием. Далее следует авария, которая распространяется на всю электростанцию. При такой аварии, как правило, происходят повреждения активной зоны. У рабочих могут проявляться острые лучевые эффекты от полученной дозы облучения. Если же речь идет не о повреждениях, а о разрушении активной зоны (или большей её части), то это уже авария с риском для окружающей среды. В этом случае требуется частичное принятие мер безопасности по защите населения и персонала.
Тяжёлой аварией считается авария, в результате которой, произошел выброс значительного количества радиоактивных продуктов в окружающую среду. В этом случае уже требуется эвакуация персонала и населения в радиусе двадцати пяти километров от станции, где произошла авария. И, наконец, глобальная авария – авария с выбросом большого количества радиоактивных продуктов. При таких авариях уже имеет место возможность возникновения острой лучевой болезни у персонала и последующее влияние на здоровье населения более чем одной страны. Воздействие на окружающую среду от этих аварий будет продолжаться в течение длительного времени. Как вы, наверное, догадались, упомянутым нами авариям на Чернобыльской АЭС и на станции «Фукусима-1» присвоен статус глобальных аварий.
· Радиоактивность – это явление самопроизвольного превращения одних атомных ядер в другие, сопровождаемое испусканием частиц и электромагнитного излучения.
· Радиационная авария – это авария на радиационно опасном объекте, которая приводит к выбросу или выходу радиоактивных продуктов или появлению ионизирующих излучений в количествах, превышающих установленные нормы для данного объекта.
· Радиационно-опасный объект – это объект, на котором используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества.
Радиация: виды, источники, влияние радиации на человека
Радиация представляет собой ионизирующее излучение, наносящее непоправимый вред всему окружающему. Страдают люди, животные, растения. Самая большая опасность заключается в том, что она не видима человеческим глазом, поэтому важно знать об ее главных свойствах и воздействии, чтобы защититься.
Радиация сопровождает людей всю жизнь. Она встречается в окружающей среде, а также внутри каждого из нас. Огромнейшее воздействие несут внешние источники. Многие наслышаны об аварии на Чернобыльской АЭС, последствия которой до сих пор встречаются в нашей жизни. Люди оказались не готовы к такой встрече. Это лишний раз подтверждает, что в мире есть события неподвластные человечеству.
Виды радиации
Не все химические вещества устойчивы. В природе существуют определенные элементы, ядра которых трансформируются, распадаясь на отдельные частички с выделением огромного количества энергии. Это свойство называется радиоактивностью. Ученые в результате исследований обнаружили несколько разновидностей излучения:
Источники радиации
Всю радиоактивность на Земле можно поделить на два основных вида: естественную и искусственную. К первой относятся излучения из космоса, почвы, газов. Искусственная же появилась благодаря человеку при использовании атомных электростанций, различного оборудования в медицине, ядерных предприятий.
Источники радиации
Естественные источники
Радиоактивность естественного происхождения всегда находилась на планете. Излучение присутствует во всем, что окружает человечество: животные, растения, почва, воздух, вода. Считается, что этот небольшой уровень радиации, не оказывает вредного воздействия. Хотя, некоторые ученые придерживаются иного мнения. Так как люди не имеют возможности повлиять на эту опасность, следует избегать обстоятельств, увеличивающих допустимые значения.
Разновидности источников естественного происхождения
Искусственные источники
Взрыв атомной бомбы
К искусственным источникам относятся:
Норма радиоактивного излучения
Ученым удалось установить, что радиация по-разному оказывает влияние на отдельные органы и весь организм в целом. Для того чтобы оценить ущерб, возникающий при хроническом облучении ввели понятие эквивалентной дозы. Она рассчитывается по формуле и равна произведению полученной дозы, поглощенной организмом и усредненной по конкретному органу или всему организму человека, на весовой множитель.
Единицей измерения эквивалентной дозы есть соотношение Джоуля к килограммам, которое получило название – зиверт (Зв). С её использованием была создана шкала, позволяющая понять о конкретной опасности излучения для человечества:
К безопасной дозе радиации для человека относится значения до 0,0003-0,0005 Зв в час. Предельно допустимым считается облучение в 0,01 Зв в час, если такое воздействие непродолжительно.
Влияние радиации на человека
Радиоактивность оказывает огромное влияние на население. Вредному воздействию подвергаются не только люди, столкнувшиеся лицом к лицу с опасностью, но и последующее поколение. Такие обстоятельства вызваны действием радиации на генетическом уровне. Различают два вида влияния:
Помимо отрицательного воздействия, есть и благоприятный момент. Благодаря изучению радиации, ученым удалось создать на ее основе медицинское обследование, позволяющее спасать жизни.
Мутация после радиации
Последствия облучения
При получении хронического облучения в организме происходят восстановительные мероприятия. Это приводит к тому, что пострадавший приобретает меньшую нагрузку, чем получил бы при разовом проникновении одинакового количества радиации. Радионуклиды размещаются внутри человека неравномерно. Чаще всего страдают: дыхательная система, пищеварительные органы, печень, щитовидка.
Враг не дремлет даже спустя 4-10 лет после облучения. Внутри человека может развиться рак крови. Особую опасность он представляет у подростков, не достигших 15 лет. Замечено, что смертность людей, работающих с оборудованием для проведения рентгена, увеличена из-за лейкоза.
Самым частым результатом облучения проявляется лучевая болезнь, возникающая как при однократном получении дозы, так и при длительном. При большом количестве радионуклидов приводит к смерти. Распространен рак молочной и щитовидной желез.
Страдает огромное количество органов. Нарушается зрение и психическое состояние потерпевшего. У шахтеров, участвующих в добыче урана, часто встречается рак легких. Внешние облучения вызывают страшные ожоги кожных и слизистых покровов.
Мутации
После воздействия радионуклидов возможно проявление двух типов мутаций: доминантной и рецессивной. Первая возникает сразу же после облучения. Второй тип обнаруживается спустя большой промежуток времени не у пострадавшего, а у его последующего поколения. Нарушения, вызванные мутацией, приводят к отклонениям в развитии внутренних органов у плода, внешним уродствам и изменением психики.
К сожалению, мутации достаточно плохо изучены, так как обычно проявляются не сразу. Спустя время сложно понять, что именно оказало главенствующее влияние на её возникновение.
Урок ОБЖ «Радиация вокруг нас»
Разделы: ОБЖ
Тема урока: «Радиация вокруг нас».
Цель урока:
Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека.
Задачи:
Тип урока: урок изложения нового материала.
Форма проведения: проблемная лекция.
Учебные вопросы:
Продолжительность урока: 45 минут.
Методы обучения: проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация), опережающего обучения.
Формы организации: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; фотослайды.
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует в классе? Будьте внимательны, и активны.
Учитель: Мы живем рядом с очень молодым и красивым городом Балаково. На въезде в город нас встречает вывеска «Балаково – город энергетиков, химиков и строителей» (слайд № 2). Недавно мы с вами изучили, какие объекты, использующие АХОВ, есть в городе и в чем их возможная опасность. Давайте вспомним предприятия и назовем аварийно химически опасные вещества.
Ученики: Предприятия – ОАО «Мясокомбинат «Балаковский», ЗАО «Молоко Поволжья», Химволокно, ООО «БМУ», ОАО «Балаковорезинотехника», водоочистная станция (ВОС) МУП «Балаково-Водоканал». АХОВ – хлор, аммиак, ртуть, сероводород.
2. Целеполагание и мотивация (3 мин)
Учитель: Ребята, давайте подумаем, почему город Балаково называют «энергетическим»?
Ученики. У нас есть три электростанции: ТЭЦ, ГЭС и АЭС (слайд № 3).
Учитель. Откуда берется энергия на этих электростанциях?
Ученики. Тепло, вода, атомная энергия.
Учитель. Да, действительно турбины вращаются паром, водой, вырабатывая электрический ток (слайд № 4). А как вы думаете, на чем основана работа атомной электростанции? Она работает на энергии атома. Человек смог освоить этот колоссальный вид энергии и пустить его на благо людей. Но как у любого явления, у атомной энергии есть две стороны – положительная и отрицательная. Положительную мы узнали, давайте попытаемся узнать об отрицательной стороне и о том, зачем нужна атомная энергия человеку. Тема сегодняшнего урока «Радиация вокруг нас».
3. Актуализация знаний и умений (20 мин)
Учитель. Наш урок пройдет в форме проблемной лекции. Я предлагаю вам вести по ходу объяснения записи в тетради, фиксируя основные моменты и слова. План нашего урока записан на слайде (слайд № 5):
Эпиграфом к нашему уроку будет загадка: «Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна». Догадались? Да, это – радиация (слайд № 6).
Посмотрите на слайд и скажите, что общего между этими тремя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26 апреля 1986 г.). Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима и Нагасаки, Чернобыль).
Да, действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей. Вот она, вторая сторона атомной энергии – радиация, или ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Сейчас мы послушаем сообщение «ученого-физика», который нам расскажет немного об этом явлении согласно первому пункту плана.
1) Ионизирующее излучение и его виды.
Ученик-физик. Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь.
Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895 г. известный немецкий физик В. Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896 г., А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы (была открыта цепочка распадов).
С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления (слайды № 8, 9).
Учитель. «Ученый-химик» даст нам информацию об этом явлении.
Ученик-химик. Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. При прохождении через вещество ионизирующее излучение вызывает в нём ионизацию, т. е. превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы. Это сложное излучение, включающее в себя излучения нескольких видов. (Рассказывает с помощью схемы, слайд № 10).
Учитель. Радиация – это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани (слайд № 11).
Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10 см, в биоткани – до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.
Бета-излучение – распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в алюминии – до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.
Гамма-излучение – распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.
Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) – это количество энергии, поглощаемое 1 г вещества (слайд № 12). А дозу облучения в бэр.
Учитель: Переходим ко второму пункту плана и разберем ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ.
2) Источники излучений (естественные и искусственные) (слайд № 13).
Учитель: Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте обратимся к схеме №1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно (Приложение 2).
Переходим к следующему пункту нашего плана. В зависимости от того, как расположен источник излучения, различают ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
3) Внешнее и внутреннее облучение человека.
Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?
Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема, показывающая виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд № 14).
Доза излучения – Р (рентген)
Доза облучения – бэр (биологический эквивалент рентгена), 1 бэр = 1 Р
Естественный радиационный фон
Годовая доза облучения
Допустимое облучение за год
Вам, наверное, интересно узнать в цифрах НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? Тогда давайте послушаем сообщение «медицинского работника».
4) Нормы радиационной безопасности человека.
Ученик-медик: (С помощью таблицы и диаграммы рассказывает о нормах радиационной безопасности и вводит понятие «Лучевая болезнь», слайды № 15, 16).
Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.
Учитель: В городе Балаково и Балаковском районе в нескольких селах есть электронное табло, которое постоянно показывает уровень радиации в нашей местности. Зная норму, мы можем определить, не превышен ли радиационный фон.
Динамическая пауза (1 мин)
4. Осознание и осмысление учебной информации (3 мин)
Учитель. Ребята, вы узнали почти все о радиации. Эта тема очень актуальна сегодня, особенно для нашей местности, так как мы живем рядом с потенциально опасным объектом.
Какой радиационно-опасный объект находится рядом с нами?
Да, это Балаковская АЭС. Мы должны знать много о радиации, чтобы принимать верные решения.
5. Первичное закрепление учебного материала. (7 мин)
Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Я буду задавать вопросы и посмотрим, как вы на них ответите. За каждый правильный ответ ставится 1 балл (слайд № 17).
Проверка осуществляется по ключу (слайд № 18). После этого подсчитывается количество баллов, выставляются оценки.
6. Информация о домашнем задании. (4 мин)
Учитель: Домашнее задание будет несколько необычным, и состоять будет оно из двух частей (слайд № 19):
В нашем кабинете есть выставка с подборкой материала на эту тему. Просмотрите ее внимательно, так как мы в течение 7 уроков будем изучать тему радиационной безопасности, а по окончании изучения напишем контрольную работу.
7. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)
Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с понятием «Радиация». Эта тема нужна для нас, т.к. мы проживаем в 30-километровой зоне Балаковской АЭС. Более подробно с данным явлением вы познакомитесь на уроках физики. Мы же на следующих уроках изучим всё, что касается радиационно опасных объектов и возможных аварий на них. Давайте перечислим те слова, которые встретились сегодня нам на уроке впервые.
На этом изучение закончено. Оценки выставлены. А теперь поиграем (слайд № 21).
Используемая литература: