Что такое радость познания
Что такое радость познания
THE PLEASURE OF FINDING THINGS OUT
© Michelle Feynman and Carl Feynman, 1999
© Вступительное слово, комментарии к главам, примечания. Jeffrey Robbins, 1999
© Перевод. Т.А. Ломоносова, 2012
© Издание на русском языке AST Publishers, 2019
Вступительное слово Фримэна Дайсона
Люблю почти до преклонения
«Я так любил этого человека – до невозможности, почти до преклонения», – писал Бен Джонсон, драматург эпохи королевы Елизаветы. «Этим человеком» был друг и наставник Джонсона Уильям Шекспир. Оба они, и Джонсон, и Шекспир, были успешными драматургами – усердный, хорошо образованный Джонсон и стремительный, гениальный Шекспир. Они не завидовали друг другу. Шекспир был девятью годами старше, лондонские подмостки уже были заполнены его шедеврами, когда Джонсон только начал писать. Шекспир, по словам Джонсона, был честным, открытым и свободолюбивым человеком, он оказывал своему юному другу практическую помощь и поддержку. Наиболее ощутимую поддержку он оказал, сыграв одну из ведущих ролей в первой пьесе Джонсона «Всяк в своем нраве», поставленной в 1598 году. Пьеса имела громкий успех и стала путевкой для профессиональной карьеры Джонсона. Джонсону было тогда 25, Шекспиру – 34. После 1598 года Джонсон продолжал писать поэмы и пьесы, многие из которых были поставлены труппой Шекспира. Сам Джонсон стал знаменит как поэт и ученый-гуманитарий и на закате жизни удостоился чести быть похороненным в Вестминстерском аббатстве. Однако он никогда не забывал своего долга перед старым другом. Когда умер Шекспир, Джонсон написал поэму «Памяти моего горячо любимого великого автора мистера Уильяма Шекспира», в которой содержатся широко известные строки: «Он был не на годы – на все времена».
Что общего у Джонсона и Шекспира с Ричардом Фейнманом? Я мог бы сказать словами Джонсона буквально следующее: «Я так любил этого человека – до невозможности, почти до преклонения». Судьба подарила мне огромную удачу – встретить Ричарда Фейнмана. Он был моим наставником. Я, усердный и хорошо подготовленный студент, перебрался в 1947 году из Англии в Америку в Корнеллский университет и был буквально очарован порывистым гением – Ричардом Фейнманом. С самонадеянностью юности я решил, что мог бы сыграть роль Джонсона в фейнмановском Шекспире. Я не ожидал встретить Шекспира на американской земле, однако мне не составило никакого труда распознать его при встрече.
Перед тем как познакомиться с Фейнманом, я успел опубликовать некоторое количество математических статей, полных хитроумных трюков, но совершенно незначительных. Когда я познакомился с Фейнманом, то сразу же понял, что попал в другой мир. Его не интересовали публикации популярных статеек. Он боролся более яростно, чем кто-либо из ранее известных мне ученых, за понимание существа работы, выстраивая всю физику заново от начала и до конца. Мне повезло встретиться с ним к концу его восьмилетнего сражения. Новая физика, которую он придумал, будучи студентом Джона Уилера семь лет назад, впоследствии привела к единому взгляду на природу, взгляду, который он назвал «пространственно-временным подходом». В 1947 году теория была еще не завершена, полна противоречий и не связанных между собой концов, однако я сразу же увидел, что она должна быть правильной. Я ловил каждый удобный случай послушать обсуждения Фейнмана, научиться «плавать» в потоке его идей. Он любил обсуждения и был рад мне как слушателю. Таким образом, мы стали друзьями на всю жизнь.
В течение года я наблюдал, как Фейнман развивал свой способ описания природы с помощью картинок и диаграмм, пока он не связал все концы с концами и не устранил противоречия. Затем он начал вычислять разные эффекты, используя в качестве руководящего принципа свои диаграммы. С ошеломляющей скоростью он был способен вычислять физические величины, которые можно было сравнить непосредственно с экспериментом. Эксперименты согласовывались с его цифрами. Летом 1948 года мы могли выразить истину словами Джонсона: «Природа и сама гордится его проектами и получает удовольствие, примеряя его тончайшие одежды».
В течение того же года, когда мы гуляли и разговаривали с Фейнманом, я изучал также работы физиков Швингера и Томонаги, которые следовали более традиционным путем и пришли к аналогичным результатам. Швингер и Томонага независимо достигли цели, используя более сложные и трудоемкие методики для вычисления тех же величин, которые Фейнман получал непосредственно из своих диаграмм. Швингер и Томонага не построили новую физику. Они воспользовались известной физикой и только ввели новые математические методы для получения физических результатов. Когда стало ясно, что результаты их вычислений согласуются с Фейнманом, я понял, что представился уникальный случай объединить все три теории вместе. Я написал статью под заголовком «Теории излучения Томонаги, Швингера и Фейнмана», объяснив, почему теории выглядели различными, но основывались на одних и тех же положениях. Моя статья была опубликована в журнале «Physical Review» в 1949 году и сыграла такую же решающую роль в моей профессиональной карьере, как у Джонсона пьеса «Всяк в своем нраве». Мне было тогда, как и Джонсону, 25 лет. Фейнману – 31, на три года меньше, чем Шекспиру в 1598 году. Я старался относиться к своим главным героям с одинаковым почтением, но в душе знал, что Фейнман был величайшим из трех и что основная цель моей работы – донести его революционные идеи до физиков всего мира. Фейнман активно поддерживал меня в публикации его идей и ни разу не выразил недовольства, что я перехватил у него инициативу. Он был главным актером в моей пьесе.
Я привез из Англии одну из своих драгоценных книг «Совершенный Шекспир» Довера Уилсона – краткую биографию Шекспира со множеством цитат из Джонсона. Книга Уилсона по замыслу не относилась ни к художественной, ни к исторической литературе, а представляла нечто среднее между ними. Она основывалась на свидетельствах очевидцев, Джонсона и других современников Шекспира. Но чтобы воспроизвести жизнь Шекспира, Уилсон задействовал свое воображение, основанное на скудных исторических документах. В частности, самое раннее свидетельство того, что Шекспир участвовал в пьесе Джонсона, следует из документа, датированного 1709 годом, т. е. более чем через сто лет после указанного события. Нам известно, что Шекспир был знаменит как актер и как писатель, и я не вижу причин сомневаться в истории, передаваемой из поколения в поколение и рассказанной Уилсоном.
К счастью, документальные свидетельства о жизни и размышлениях Фейнмана не так скудны. Данная книга – собрание документов, представляющих настоящий голос Фейнмана, записанный на его лекциях и в случайных записях. Эти неофициальные документы предназначены скорее широкой аудитории, а не его научным коллегам. В них мы видим Фейнмана таким, каким он был на самом деле, – с неизменной легкостью рассматривающим разные идеи, но с исключительной серьезностью относящимся к существенным для него вопросам. В проблемах, имеющих для него значение, он был предельно честен, независим, готов признать собственную некомпетентность. На протяжении всего жизненного пути он не признавал никакой иерархии и получал удовольствие от простого дружеского общения с людьми.
Гуманная педагогика. Радость познания. Методы
Наталья Морозова
Гуманная педагогика. Радость познания. Методы
Радость познания. Да, ребёнок уже рождается со страстью познания. Самостоятельно постигая окружающий мир, он достигает определённых результатов, но далеко не всегда положительных, приносящих пользу ему. Как же руководить этой страстью познания так, чтобы ребёнок испытывал радость познания, познавал без принуждения? «Объективный» закон принуждения с образовательными стандартами, технологиями, программами. Как «не убить» у детей страсть к познанию в таких условиях образования? Будем сглаживать этот закон, надо попытаться это сделать. Сейчас в образовании твориться что-то невероятное! Над всеми участниками образовательного процесса ведётся негуманный эксперимент!воспитание искореняется всеми способами: у педагогов занимает большую часть времени бумажная волокита и отчётность, стандарты, меняющиеся с большой скоростью (ФГТ, ФГОС, сначала одни требования, затем другие! Но ведь так нельзя! Мы ведь имеем дело не с бумагами, на которых написать можно всё что угодно, а с детьми, их душами! А если опять кому-нибудь придёт в голову новый стандарт? Просто крик души! Я бы сказала, что сейчас действует закон принуждения не только на наших детей, но и на всех педагогов, и надо большое мужество, сил, вдохновления, желания, чтобы нести радость познания детям, чего я всем педагогам и себе желаю!
Метод «опустите головы, закройте глаза». Выполнение заданий в темноте, на слух, прикосновения учителя к пальцам, ладони ученика, говорящие о степени правильности ответа. Можно и без прикосновений. Очень была приятно удивлена тем, что не зная его, я применяю часть этого метода. Когда дети отвлекаются на наглядность и она им мешает, я прошу их закрыть глаза и т. о. мы включаемся в мыслительную деятельность. Попробую и с прикосновениями!
Метод переживаний. Да, теперь я знаю, что не надо разбирать с детьми содержание литературного произведения, мусолить его, а нужно с чувствами преподнести его им.
Метод книжек-малышек. Очень хороший метод для воспитания любви к книгам, чтению, словотворчеству, творчеству вообще.
Метод доброречия и мудроречия. Да уж, проблема развития и воспитания речи не просто проблема в наши дни, а катастрофа… Правда, доброта, необходимость… Казалось бы чего проще использовать это правило, прежде чем начать говорить, но в этом-то и вся сложность! Как тяжело отфильтровывать таким образом нашу речь! А ведь сначала нам надо этому научиться, а только потом учить этому детей…А пример мудроречия с Буддой? Как же умны и мудры наши дети!
Метод составления словарей. Чудесный метод воспитания доброречия и отучения от сквернословия!
Метод домашних заданий. Хоть в нашей практике нет домашних заданий, но таким образом можно привлекать детей в организацию нашей непосредственно образовательной деятельности (так сейчас у нас называются занятия в детском саду).
Да, для себя я поняла, что быть педагогом – это искусство, быть Учителем – это искусство, а быть воспитателем – это двойное, тройное искусство… А чтобы постичь это искусство, надо очень сильно этого желать, просить, чтобы открылась мудрость воспитания…
Игра как основной источник познания В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, характера, формы поведения детей. К школе ребенок должен уметь ориентироваться.
Фотоотчет о творческой встрече детей разных возрастных групп «Радость за радость» В нашем ДОУ «Олимпик» ЦО №25 проведена творческая встреча детей двух старших групп «А» и «Б» и детей второй группы раннего возраста. Она.
Музейная педагогика в ДОУ. В нашем детском саду мини-музеи стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды и показали свою значимость в воспитании и развитии.
Педагогика моими глазами Педагогика не является наукой о хорошем укладе жизни. Это наука о том,как воспитать здоровых,чесных,счастливых людей. Но эта наука применима.
Проект «Музейная педагогика» Пояснительная записка Педагогический коллектив детского сада «Красная шапочка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества.
Психология и педагогика межкультурных коммуникаций Программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) Коршунов Роман Валерьевич Муниципальное бюджетное дошкольное.
Сообщение из опыта работы «У истоков познания». «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС. Подготовила Жданова Наталья Владимировна Учитель – дефектолог Классификация.
Урок познания мира «Кто я? Какой я?» Краткосрочный план Предмет: Познание мира Раздел 1A: Все обо мне Школа: Федоровская ОСОШ№1 Тема: Тема: Кто я? Какой я? Имя учителя:.
Педагогика общения и сотрудничества Воспитатель: Дубровина Зоя Александровна Май 2016 год «Педагогика общения и сотрудничества» Активные формы работы педагогов по освоению.
Отзывы на книгу « Радость познания »
«Привычка получать информацию только в той форме, которая кажется интересной и занимательной, весьма опасна»
Короче, книжка так себе, большая часть содержимого доступна в видеоформате, там хоть видно белую рубашку, выгодно оттеняющую калифорнийский загар и улыбку в 64 зуба.
Или вот, смотрите, какая картинка красивая получилась. свернуть
I put it up to the panel for discussion, как говорится.
Эта книжка состоит из интервью, речей, статей и лекций известного физика, нобелевского лауреата. Я прочитал ее с огромным интересом, всегда люблю заглядывать в творческие и научные мастерские самобытных, мыслящих, двигающих какую-то отрасль знания или чувствования людей. Фейнман мне понравился своей интеллектуальной честностью и прямотой, своей исследовательской цепкостью. Судите сами, вот он рассказывает о своей встрече с великим и ужасным Бором:
А вот он дает советы молодым ученым и вообще мыслящим людям:
Я говорю о специфическом дополнительном типе честности, когда вы не скрываете того, что можете в чем-то ошибаться — вы обязаны сделать это, когда действуете как ученый. Это наша ответственность, долг ученых по отношению к другим ученым и простым людям.
И еще о способности сомневаться:
Учись науке, чтобы сомневаться в компетенции экспертов. Я могу определить науку и другим способом: наука — это вера в невежество экспертов.
И еще о конкретике:
И наконец мой последний совет: никогда ничего не говорите, не зная точно, что вы хотите сказать и как это правильно сформулировать.
А вот хороший совет вообще для всех выступающих и преподающих: думайте о задаче, которую объясняете, будьте всецело этим увлечены и поглощены, вот и вся (или почти вся) методика преподавания чего угодно кому угодно. Фейнман рассказывает о том, как он в двадцать с небольшим читал лекцию ряду величайших ученых и нобелевских лауреатов:
Я тут же отложил бумаги в сторону и начал говорить. И тут со мной что-то произошло, и всегда с тех пор происходит — это удивительная штука. Если я говорю о физике, а я люблю эту науку — я думаю только о физике и перестаю беспокоиться, где я нахожусь; все остальное меня просто перестает волновать. И все пошло очень легко. Я как можно проще объяснил им все «дело». Я не думал о том, кто там находится. А думал только о задаче, которую объяснял.
Из-за разношерстности входящих в состав книги интервью и статей здесь затрагиваются самые разные темы: от сугубо технических вопросов до общефилософских проблем. Вот, кстати, цитатка о философах, Фейнман откровенно смеется над высокомерием ученых-гуманитариев:
Во всем этом угадывается тенденция к помпезности — представить все излишне глубоким и основательным. Мой сын выбрал курс философии, и вчера вечером мы смотрели работы Спинозы — там оказалось много незрелых доводов! Все эти атрибуты и субстанции, постоянная лишенная смысла «жвачка» — мы начали смеяться. Меня злят не сами философы, а их высокомерие. Если бы они умели посмеяться над собой! Если бы они просто сказали: «Я думаю, что это должно быть так, но фон Лейпциг считает, что это должно быть не так, и это тоже хорошая гипотеза». Если бы они объяснили, что это всего лишь догадка…
Сам же он никогда не стеснялся признать свою ограниченность в том или ином вопросе:
Я думаю, что создать теорию — это просто замести трудности под ковер.
Отзывается он на этих страницах о современном ему (да и нам) обществе и интеллектуальных тенденциях в нем:
Есть бесконечное количество глупости, потому что мы идем по другому пути — общество активно и интенсивно ненаучно.
Когда я был маленьким мальчиком, я получал удовольствие от рассказов отца о сущности вещей, и я старался рассказывать своему сыну о распространенных в мире вещах. Когда он был совсем маленьким, укачивая его в постельке, мы рассказывали ему всевозможные истории, и я выдумывал сказки о «маленьком народце», который ютится где-то наверху. Они гуляют, ездят на пикники или что-то в этом роде, а живут они в вентиляторе; и эти маленькие люди пробегают через лес, полный больших, длинных и толстых синих чудищ наподобие деревьев, но без листьев, а с одними стволами, и они вынуждены передвигаться между ними и тому подобное. Постепенно он уловил, что это коврик, ворсовый коврик, синий коврик, и он любил эту игру, поскольку я мог описывать все окружающие вещи со своеобразной точки зрения, а ему нравилось слушать сказки, и мы описали кучу удивительных вещей. Он даже сунулся на прогулке в мокрую собачью ноздрю, где свистел ветер, всасывался холод и выдувалось тепло. И я таким образом смог рассказать ему о физиологии и о прочих вещах. Он любил все это, и я рассказывал ему массу всяких штуковин, и сам получал от этого удовольствие, поскольку рассказывал ему о вещах, которые сам любил, и мы оба веселились, когда он угадывал, что это значит. А потом у меня появилась дочь, и я пытался сделать то же самое, но у нее был совсем другой характер, она не хотела слушать мои истории, она хотела слушать то, что ей читали и перечитывали из книг. Она просила меня почитать ей, а не выдумывать всяческие истории — совсем другая индивидуальность. И поэтому, если мы говорим о наилучшем методе обучения детей науке, я должен сказать, что истории о «маленьком народце» не сработали в случае моей дочери и сработали по случайным причинам с моим сыном. Вы понимаете меня?
Я вас еще не утомил цитатами? Вот еще немножечко о методологии научного исследования (вообще, у Фейнмана интересный язык, богатый образными сравнениями):
Чтобы сделать настоящую, действительно хорошую работу в физике, абсолютно необходимо иметь много времени, чтобы запомнить те смутные и труднодоступные идеи, которые приходят тебе в голову, — это очень похоже на то, как строится карточный домик, где каждая карта стоит непрочно, и если вы забудете про одну из них, вся конструкция развалится. Вы не знаете, как это построить, и выстраиваете карты снова и снова — и если вы прерветесь, это все равно что забыть половину идей, то есть как карты соединялись прежде, чтобы выстроилась идея, — ваши карты символизируют различные части идеи. Главное, вы соединяете вместе головоломку, и получается башня, но легко ошибиться, нужна огромная концентрация, то есть нужна масса времени для обдумывания, — правда, если вы работаете в административной сфере, вам не нужно так много времени.
Ну, и напоследок не удержусь и приведу еще один фрагмент на эту же тему, он тоже представляет собой развернутую аналогию:
Один из способов понять некоторую идею, — что мы и делаем, пытаясь постичь природу, — это представить себе, что боги играют с вами в грандиозную игру, скажем, в шахматы, и вы не знаете правил игры. Но вам разрешается смотреть на доску, по крайней мере время от времени, может быть, в ее маленький уголок, и, исходя из этих наблюдений, вы пытаетесь вывести, каковы правила игры, по каким законам двигаются фигуры. Через некоторое время вы могли бы подметить, что, например, только один слон на доске движется по клеткам одного цвета. Немного погодя вы могли бы открыть закон, согласно которому слон передвигается по диагонали, и тем самым объяснить ранее открытый вами закон, что слон движется по клеткам того же цвета. Это аналогично открытию некоторого закона и последующего более глубокого его осмысления. Затем могут происходить разные события, все складывается благоприятно, вы нашли все законы, и общая картина выглядит весьма неплохо, и вдруг где-то в уголке происходит одно необычное явление, например рокировка, — словом, что-то, чего вы не ожидали. Между прочим, в фундаментальной физике мы пытаемся исследовать такие вещи, относительно которых не можем сделать заключений. Потом мы многократно проверяем их и говорим: все в порядке! Именно то, что не вписывается в теорию, представляет наибольший интерес, то, что не согласуется с тем, чего вы ожидали. Кроме того, вы могли бы совершить революцию в физике: после того как вы открыли, что слоны поддерживают свой цвет и ходят по диагонали, — и так происходит достаточно долго, и всем известно, что это правда, — в один прекрасный день вы замечаете в одной шахматной игре, что слон не поддерживает свой цвет, он его меняет. Только позднее вы открываете новую возможность — слон захвачен, и пешка прошла через всю доску и стала новым слоном — такое может случиться, но вы об этом не знали. Это очень похоже на тот причудливый путь, с помощью которого открывают законы природы: иногда они выглядят точными, они продолжают работать, но вдруг какая-то хитроумная диковинка указывает, что они не верны; и тогда вам приходится исследовать условия, при которых слон поменял цвет и тому подобное, и наконец вы вывели новое правило, которое глубже объясняет закон. Хотя в отличие от игры в шахматы, в которой правила усложняются по мере вашего продвижения, в физике, где вы открываете новые явления, все выглядит много проще. Кажется, что в целом все более сложно, поскольку вы получаете большее количество опытных данных, — то есть вы узнаете о большем разнообразии частиц и новых явлений — и законы опять выглядят сложными. Но если вы будете постоянно представлять, насколько они удивительные, то есть если мы распространим наш опыт на все более неизведанные области, время от времени объединяя все в единое целое, когда все работает сообща в дружном союзе, мы поймем, что все проще, чем казалось раньше.
Статья » Радость познания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Радость познания.docx
Лалетина Наталья Петровна учитель математики Аскизский район село Бельтирское
Главная цель учителя – приобщить детей к поисковой деятельности, через учительское общение утвердить в детях радость познания, помочь им дальше развить умение мыслить сосредоточенно и целенаправленно, применять способы анализа и синтеза, догадливость и выдвижение гипотез.
Значит необходимо тренировать свое подсознание, именно этим занимаются спортсмены непосредственно перед соревнованием, половину тренировок снова и снова представляют свои действия.
Что предлагает нам Амонашвили на своих занятиях и показывая отдельные уроки в школе. Выстраивайте свои отношения на основе уважения, доброты, ласки, нежности, понимания и сострадания – ведь это и есть гуманная педагогика. Верить нужно в ребенка. Но начнем с малого….
Очень важно, чтобы воображать себе любую картину явственно, чтобы она ожила. Все это важно до того, как вы будете давать подсознанию новые инструкции.
Самое главное, во-первых, действительно эмоционально ощущать, что представляемое вами происходит в реальности, и, во-вторых, снова и снова прокручивать перед глазами изображение. Если делать это на протяжении нескольких минут, то и подсознание начнет думать, значит наш мозг будет решать нужное для нас.
Радость или ее ожидание должно пронизывать всю жизнь и деятельность учащихся и учителя. Учитель в эволюционном движении человечества несет, хранит и развивает завоевания духа и разума: видит в себе и детях новые необычные возможности и способности, раскрывает в них и в себе образ Творца, тем самым, меняя пространство и мир. Радость возникает от сознания достигнутого. Всякий успех окрыляет человека. А ученика, тем более. Он испытывает удовлетворение не столько от результата своей деятельности, сколько от самого процесса учения. Это свойственно детям с пытливым умом, устойчивыми познавательными интересами.
Однако, как показывают наблюдения, опрос многих учащихся, сама по себе радость познания возникает крайне редко. Вместе с тем условия, которые бы способствовали дальнейшему развитию познавательного интереса ребенка, можно организовать. Обратимся к примерам. Выполняя учебное задание, учащийся неожиданно для себя получил интересный, оригинальный ответ. Учитель должен это заметить, Обратить внимание на оригинальное решение и поставить перед учеником новые, более серьезные задачи, сказав, что ребенок в шаге от их решения. Можно и изменить задание, предусмотренное программой, придав, ему более, творческий характер. Например, сделать зарисовку, схему. Представить модель.
Готовя с учащимся работу, с которой он будет выступать на конференции, постарайтесь настроить его так, что он имеет опыт деятельности, достойный обмену опытом, ведь у учащегося появился устойчивый интерес к определенному виду деятельности, связанный с данной работой. Он добивается результатов, которые делают его жизнь ярче, более насыщенной. Важно предложить, в этом случае ему специальную литературу не только в библиотеке, но и в сети Интернет, указав нужные сайты для ознакомления. По возможности предложить встретиться с людьми, которые также увлечены подобным делом. При этом обязательно подобрать вопросы, которые на первом этапе, для учащегося будут разрешимы быстро, а затем усложнить их, более творческим содержанием. Вложите в этот опыт всю и свою душу и желание. Пройдет уверенная защита работы, и вы почувствуете себя счастливыми.
Следуем завету классика: «Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его признать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества» (К.Д.Ушинский).
А кто умеет удивляться, тот постигнет великую радость познания, и ему выпадет счастье переживать чувство восхищения!
Шалва Амонашвили «Амон-Ра. Легенда о Камне»
Симон Рейнольдз «Настроение отличное!»